41. Иез. 3, 12. 42.  Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, 112 (217). 43. Παπαδπουλος-Κεραμως Α. Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Πετροπ., 1894. Π, 43. 44. Рим. 8, 26. 45. См. Вступит. гл., с. 57. 46.  Дмитриевский Α. Τυπικ, 8б7, 872. 47.  Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antverpiae, 1737. T. III, p. 21. 48.  Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 112 (207). 49. Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 112 (208): «начал старец пети слава Отцу с прочими» (иноками или молитвами?). 50.  Дмитриевский А. Что такое κανν τν ψαλμφδας…//Рук. для сельск. паст. 1889 г., с. 70. 51. Ис. 33, 2; Вар. 3, 1. Ср. Мф. 20, 30; 15, 22. 52. Апостольские Постановления. VIII, 9–10. 53. Мф. 6, 13. 54. Лк. 11, 2–5. 55. «Учение 12 апостолов», 8. 56. См. выше, Вступит. гл., с. 62. 57. Рим. 11, 36; Флп. 4, 20. Ср. «Учение 12 апостолов», 58. Посл. к Диогнету, 12. Акты св. Феклы, гл. 42. Goltz. Das Gebet in der altesten Christenheit. Leipz., 1901. S. 157. 59. Рим. 11, 36; 2 Кор. 11, 31; Гал. 1, 5 и мн. др. 8. Еф. 3, 21. 60. Иуд. 25. 61. 2 Пет. 3, 18; 1 Пет. 4, 11; Рим. 9, 5; Евр. 13, 21. 62. Гал. 1, 5; 2 Тим. 4, 18; Евр. 13, 21. Ср. 1 Клим. 32, 38, 43, 45, 50; 2 Клим. 20. 63. Еф. 3, 21. 64. Иуд. 25. 65.  Блж. Феодорит. Прот. ер. гл. 1. 66.  Goltz. Das Gebet, 159. 67.  Migne. Patrol curs, compl. s. lat., t. 66, col. 425. 68.  Ириней. Прот. ерес. 1, 3. 69.  Тертуллиан. О зрелищах, 25. 70.  Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, с. 25. 71.  Ориген. О молитве, 33. 72. Кан. Егип., 31. 73. Кан. Иппол., 29. 74.  Дмитриевский А. Евхологион IV b. Серапиона, еп. Тмуитского. Киев, 1894. с. 18 и др. 75.  Василий Великий. О Святом Духе, 27. 76.  Baronius. c. Annales ecclesiastici. Colon. Agrip., 1624, III, 176. 77.  Блж. Феодорит. Церковная история. II, 24. Ср. рассказ в «Луге духовном»: Евсевий Раифский рассказывал Иоанну Мосху, что к нему пришел демон в образе монаха и на требование аввы сотворить обычную молитву при входе в келию пробормотал: «ныне и присно…»; когда же старец потребовал, чтобы он сказал полное славословие, и при этом произнес самое славословие, демон исчез, как от огня (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

51 . Любовь к Богу рождается и без научения, естественно, как благопризнательность за Божии благодеяния, ибо видим, что псы, волы, ослы любят питающих их. 52 . Любя Бога, душа непрестанно через силу напрягается исполнять волю Божию с целью и вожделением славы Божией. 53 . Любовь друг к другу должна быть равной и общей, ибо избыток любви к одному обличает скудость любви к другим. 54 . Люби врагов и полагай душу свою за други. 55 . Друг друга тяготы носить – снимать с других тяжесть греховную и приводить к обращению. 56 . Не соблюдать заповедей Христовых – значит не любить Бога и Христа Его. 57 . Ядовитые гады не терпят запаха оленя, который пожирает даже и ехидны. Олень – образ очищения и желания к Богословию людей боголюбивых. 58 . Стань таким, каков Тот, от Кого рожден, как сказано: рожденное от Духа, дух есть и елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ). 59 . Господь, обновляя человека и возвращая благодать, данную при творении Адама, дунул в лицо ученикам и сказал: Приимите Дух Свят ( Ин.20:22 ). Человек, обновленный духом, под управлением ума боголюбивого, поет песнь хвалебную, в благочестии и созерцании пребывая, и подобен он псалтири и органу ( Пс.29:1, 13 ). 60 . Люди из разных племен и стран в своих телах являют одну душу, одну волю, возобновляя первобытную доброту, чтобы у людей не было разделения, раздоров, войны и были люди подобны Ангелам. 61 . У Церкви есть Ангел Хранитель. 62 . Первый, самый истинный отец, есть Отец всех – Бог, а второй после Бога – наставник в духовном житии. Сродники, живя суетной жизнью, составляют часть мира, от которого мы удалились. 63 . Кому поручено начальство и попечение о многих, тот должен знать Писание и изучать все обязанности, чтобы всех научить воле Божией, а другой, как рабе благий в мале пусть будет верен ( Мф.25:21 ), мудрствовал в целомудрии ( Рим.12:3 ), исполняя свои обязанности. 64 . Как телесные немощи открываем искусным в уврачевании, так и грехи – перед способным уврачевать их. 65 . С наказываемым поступай, как отец и врач, с состраданием и сердоболием. Ева была уловлена лукавой хитростью, поэтому незлобивых, доверчивых ко всякому слову, нужно оградить орудием правды.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

53. Испрашивается Божие заступление против гонителей. 54. Описывается развращение жителей градских, вероломство друзей и гибель нечестивых. 55. Давид жалуется на злобу врагов своих, и просит помощи от Бога. 56. Приносится благодарение Богу за избавление от несчастий. 57. Описываются свойства ласкателей и их погибель, и утверждается, что нечестивые за угнетение праведных непременно наказаны будут. 58. Праведник гонимый прибегает, к Богу; описывается свойство гонителей и невинность праведника; наконец призывается Божие мщение на гонителей. 59. Давид молится, чтоб Бог царство его, угнетаемое от неприятелей, восстановил и утвердил. 60. Давид быв подвержен различным бедам и искушениям, испрашивает помощи от Бога, моля Его, чтобы утвердил его царство и продлил жизнь его. 61. Человек все упование должен возлагать на Единого Бога. 62. Давид изгнанный желает возвратиться к подданным своим, и с ними купно покланяться Богу своему; – и надеется, что Бог паки утвердит царство его. 63. Молится Давид, чтоб Господь защитил, его от клеветников, – и предвещает скорое истребление оных. 64. Приносится благодарение Богу как за духовные благодеяния, изливаемые на верующих, так и за блага телесные, которые ниспосылает Он на весь род человеческий. 65. Прославляется Божие всемогущество и благость Его, являемая в искушениях, на нас ниспосылаемых; потом приносится благодарение Ему. 66. Молится пророк о пришествии Мессии и пророчествует, что и язычники познают Его и уверуют. 67. Торжественная песнь о победе Христовой над его и нашими врагами; далее пророчествуется о распространении Царства Христова чрез проповедь апостольскую. Еф.4:8 . 68. Жалуется Христос на жестокость страданий и на злобу врагов своих; просит у Бога Отца помощи и избавления; ожесточенных в неверии осуждает на вечную погибель, и предвещает утверждение и распространение своей Церкви. Ин.2:16 . Мф.27:48 . Деян.1:20 . Рим.15:3 . 69. Псалом сей почти от слова до слова из конца псалма 39-го. 70. Праведник просит Бога, чтоб защитил его от гонителей; причем описывается твердость его веры и признательность к милостям Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

53. Норов. Путешествие по Египту и Нубии. Часть II. С. 344—349. 54. " Обыкоша бо тамо чрез целый год предержатися хлебы нерастлены " , — разумеется, вследствие чрезвычайной сухости воздуха. Четьи-Минеи 17 января 55. Добротолюбие. Т. I, 9. 56. Служба 17 января. 57. " Не все безмолвники оставляются Богом в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения изводятся оттуда на служения ищущим спасения и служат им, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому, как Иоанну в пустыне, глас был в его безмолвии, изведший его на труды руководства других на пути спасения, — и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими. Выше сего состояния апостольского мы не знаем на земле " . Преп. Феофан. Путь ко спасению, 392. 58. Добротолюбие. Т. I, 9. 59. Из писем св. Антония к инокам. 60. Четьи-Минеи, 17 января. 61. Афанасий. Vita Antonii, 46. 62. Там же, 73. Созомен: " Антоний был приятен для собеседников и мягок в разговоре, хотя бы предмет разговора и был спорный. Как-то мудро, ему одному свойственными оборотами речи он укрощал разгоравшийся спор и давал беседе тон умеренности. Отклоняя собеседников от горячности, он умел приводить их в мирное настроение духа " . 63. Афанасий. Vita Antonii, 72—80. 64. Письмо Антония к инокам. 65. Афанасий. Vita Antonii, 69—70. 66. Письмо Антония к инокам седьмое. 67. Иероним. Vita s. Hilar. 26. Об учениках св. Антония см. у Руфина — Hist. Eccles. Lib. I. С. 13. 68. Афанасий. Vita Antonii, 94. 69. Служба 17 января. 70. Apolog. II, 424. 71. Фридленер " Картины из истории римских нравов " . II. С. 333—334. 72. Беседа на Евангелие от Мф. VII. 73. " Лавсаик " , 103. 74. Блаженный Иоанн был сыном одного ремесленника из города Ликополя и до 25 лет сам был плотником. Побуждаемый желанием посвятить себя всецело Богу, он удалился в пустыню. Там, по примеру святого Антония, подвизался около 12 лет под руководством одного пустынножителя и навык полному послушанию и отречению от своей воли. Прожив по кончине старца пять лет в обители, Иоанн удалился в пустыню, избрав для своего пребывания гору в четырех верстах от города. На самой вершине горы он устроил келью из двух комнат: в одной молился, в другой работал и подкреплял себя пищей. С посетителями Иоанн беседовал только по субботам и воскресным дням. Для отдохновения посетителей впоследствии близ кельи устроено было обширное помещение, более чем на 100 человек. О святом Иоанне смотри также в " Лавсаике " Палладия, епископа Еленопольского. Спб., 1850. С. 124—147. О нем упоминают и другие церковные писатели: Августин, " О граде Божием " . К. V, гл. 26. " Попечение об умерших " , гл. 16. Кассиан, кн. IV гл. 23. Institutiones et Collat. II, гл. 9. Collat. XXIV, гл. 26; Евхерий в " Похвале пустыни " , и многие другие. Память его 27 марта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

54 2-м стихом Евангелия Петра прямо исключается даже всякое предположение такой связи, потому что там ясно говорится, что, заканчивая суд, Пилат «встал»; предполагается, следовательно, что в последний момент суда Пилат (а не Иисус) сидел на судилище. Относительно этого момента автор Евангелия Петра совершенно согласен с Евангелием Иоанна. 56 Das Evangelium des Petrus, Ss. 43, 68; cp. Geschichte des New Kanons, S. 536. – Первым и самым горячим защитником противоположного мнения, что св. Иустин знал Евангелие Петра, что большинство евангельских цитат заимствовано им из этого именно Евангелия, был Креднер (см. его «Beiträge zur Einleitung in die biblischen Schriften», Bd. I, Halle, 1832, SS. 92–267); ему следовали особенно Швеглер, Целлер, Гильгенфельд. Краткий очерк споров по этому вопросу см. у W. Bousset, Die Evangeliencitate Iustins d. Märtyrers, Göttingen, 1891. 57 Разумеем именно Гарнака, мнение которого о зависимости Иустина от Евангелия Петра изложено нами выше. Гильгенфельд же с некоторым даже торжеством заявляет теперь в своём журнале: «Zeitschrift für Wissenschaftliche Theologie» (1893, Ηef. 4, S. 447), как он ещё 42 года назад доказывал, что Иустин пользовался каким-либо неканоническим Евангелием, – и притом, по всей вероятности, Евангелием Петра! Источником рассматриваемого легендарного известия св. Иустина Гильгенфельд считал, однако, и ранее не Евангелие Петра, а Акты Пилата (Über die Evangelien Iastins, Halle, 1850, S. 241). 58 Нельзя же, в самом деле, считать серьёзно примечательными чертами сходства такие, например, черты: подобно Евангелию Петра (стих 2) Иустин (Apolog. I. 40; Dial. с. Tryph. 103) называет Ирода Антипу царём; но ср. Мф.14:9 ; Мк.6:14, 22–26; или употребляет в одном месте (Dial. 97) выражение: λαχμν βλλοντες (Евангелие Петра стих 12); ср. Ин.19:24 : λχωμεν; или говорит о бывшем собрании против Христа «Ирода, царя иудейского, иудеев и Пилата с воинами» (Apol. I, 40; Евангелие Петра, стих 1); ср. Деян.4:27 . Зависимость Иустина от последнего места ясно доказывается особенно тем, что и у него, как у Дееписателя, цитируется при этом одно и то же место Пс.2:1–2 . Небольшое значение имеют и другие, указываемые Тарпаном на стр. 38–39, сродные черты. Ср. также А. Lois, L’Evangile et L’Apocalypse de Pierre, p. 60–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Было холодно. Петр подошел к огню, около которого стояли и грелись слуги. Когда он стоял у огня и грелся, слуги стали тоже говорить ему: не из учеников ли Его и ты? он опять отрекся, и сказал: нет. Чрез несколько времени опять один из слуг стал уличать Петра: «верно, ты был с Ним; так как ты Галилеянин; это видно из твоего наречия». А другой слуга, родственник тому, которому Петр отсек ухо, подойдя, сказал: «не я ли видел тебя с Ним в саду». Петр в страхе начал клясться и божиться, что никогда не был учеником Иисуса и даже не знает этого человека. В это время запел петух, и Господь, бывший в это время на дворе среди стражи, обратился в ту сторону, где находился Петр и посмотрел на него. Петр вспомнил тогда предсказание: «прежде нежели пропоет петух, ты отвергнешься Меня трижды». Стыд и раскаяние заступили место малодушия, и он, терзаемый скорбью, поспешил выйти и горько заплакал ( Ин.18:13–27 ; Лк.22:56–62 ). XLIX. Первый смертный приговор Синедриона Привели Иисуса связанного к Каиафе. Туда уже собрались книжники и старейшины – члены Синедриона и успели приискать многих лжесвидетелей, но только свидетельства их частью не заключали в себе никакого уголовного обвинения, частью были не согласны между собою. Так один лжесвидетель утверждал, будто Господь сказал однажды: «Я могу разорить храм Божий и в три дня воздвигнуть его», а другой объявлял, будто слышал, что Господь говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и в три дня воздвигну другой нерукотворенный» ( Мф.26:61 ; Мк.14:57). Иисус молча слушал, что говорили свидетели и ничего не отвечал на слова их. Тогда Каиафа, встав со своего места, – выступил на средину, где стоял Иисус, и с гневом сказал: «как Ты не отвечаешь ничего? разве не слышишь, что они против Тебя свидетельствуют?» Но Господь продолжал молчать и не отвечал ни слова. «Заклинаю Тебя», произнес наконец Каиафа «заклинаю Тебя Богом живым; скажи нам, Ты ли Христос Сын Божий?» «Я», отвечал Господь; «даже скажу вам более: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы Божией, и грядущего на облаках небесных».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В последующей церковной традиции вода и кровь, истекшие из ребра Иисуса, стали трактоваться аллегорически – как указания на два главных церковных таинства: крещение и Евхаристию: Не без значения и не случайно истекли эти источники, но потому, что из того и другого составлена Церковь . Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровью и плотью питаются. Так, отсюда получают свое начало таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра. Для автора четвертого Евангелия важно подчеркнуть, что он – прямой свидетель происходивших событий. Он, вероятно, был одним из двух слышавших, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божьим; вместе с Андреем, братом Петра, он тогда последовал за Иисусом и стал Его учеником ( Ин. 1:35–40 ). Он был предполагаемым свидетелем других эпизодов, описанных в четвертом Евангелии, в котором он рассказал то, что видел своими очами, что слышал и что осязал руками ( 1Ин. 1:1 ). На Тайной вечери он возлежал у груди Иисуса ( Ин. 13:23 ), вместе с Матерью Иисуса предстоял у Его креста ( Ин. 19:26–27 ), и теперь становится свидетелем последних минут земной жизни Иисуса, чтобы затем стать свидетелем Его воскресения. Он по праву называет себя этим многозначным словом μρτης, имевшим для древней Церкви особый смысл: этим словом называли мучеников, которые ценой собственной жизни доказывали свою верность Христу. 6. Погребение 38 После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. 39 Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. 42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. Об участии Иосифа Аримафейского в погребении Иисуса говорят также Евангелисты-синоптики ( Мф. 27:57–61 ; Мр. 15:42–47 ; Лк. 23:50–56 ). Однако только у Иоанна в погребении участвует Никодим, ранее фигурировавший у него в двух эпизодах ( Ин. 3:1–21 и 7:50–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Изображения луны и солнца подчас приобретают вид аллегорических фигур, как на миниатюре мюнхенского евангелия XI века, где изображены юноши в колесницах. Другой цикл сюжетов связан с темой оплакивания и погребения тела Христа. Евангелисты весьма кратко описывают события, последовавшие за казнью, более подробен рассказ апокрифического евангелия Никодима. После казни некто Иосиф из Аримафеи – тайный ученик Христа, по словам Иоанна, – испросил у Пилата разрешения снять Иисуса и захоронить его. При этом присутствовал Никодим, принесший смирны и алоя. Они взяли тело Иисуса, обвили его пеленами и положили его в гроб ( Ин.19:38–42 ). Другие евангелисты говорят о гробе, который был высечен в скале ( Мф.27:57–61 ; Мк.15:43–47 ; Лк.23:50–56 ). По требованию первосвященников Пилат распорядился выставить у гроба стражу. 73. Распятие. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. В изобразительном искусстве средневековья сложилась детальная иконография, в которой можно выделить несколько самостоятельных композиций. Первая среди них – «Снятие с креста». Иконография сюжета складывается в настенной живописи. В росписях церкви св. Пантелеймона в Нерези (Македония, 1164), выполненных константинопольскими мастерами, представлена классическая схема: спускающийся по лестнице, приставленной к кресту, Иосиф Аримафейский держит на руках обвисшее тело Христа; слева Богоматерь прижимается щекой к голове Иисуса, обнимая его за шею и поддерживая тело другой рукой, с другой стороны Иоанн Богослов склонился и целует безжизненно вытянутую руку Христа, а у подножия склоненный Никодим щипцами освобождает от гвоздей ноги Иисуса. Однако композиция может варьироваться. На миниатюре евангелия конца XIII века из афонского Иверского монастыря Иосиф, стоящий на скамейке, подхватывает тело Христа, а Мария лобзает опущенную руку Христа, рядом с ней еще две женские фигуры; внизу коленопреклоненный Никодим вытаскивает гвозди, Иоанн стоит справа, прижимая правую руку к своей щеке. В станковой живописи этот сюжет появляется значительно позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Иисус пробыл на кресте приблизительно шесть часов. Стража из римских воинов охраняла распятых от возможного похищения с крестов. Жестокая толпа зрителей оскорбляла Иисуса, издеваясь над мучениями Его. Священники и старейшины говорили: – Других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него 76 . Один из разбойников тоже злословил Его, говоря: – Если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, как говорит евангелист, унимал своего товарища и говорил: – Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: – Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. И сказал ему Иисус: – Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю 77 . Здесь же, около креста, как передает евангелист Иоанн, находились: Мария, Мать Иисуса, сестра Матери Его – Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: – Жено, се сын твой! Потом говорит ученику: – Се матерь твоя! 78 И с этого времени ученик этот взял Ее к себе. Этот ученик был сам святой Иоанн, повествующий нам об этом. Над городом сгущалась тьма 79 . Страдания Иисуса достигали последнего предела. Около девятого часа, – как говорит евангелист Матвей, – возопил Иисус громким голосом: – Или, или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты Меня оставил? 80 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: – Илию зовет Он 81 . Конец быстро приближался. Страшная жажда начала томить Иисуса. – Жажду! 82 – воскликнул Он, и кто-то подал Ему губку напитанную уксусом. Настала последняя минута. – Совершилось! – сказал Иисус. Затем, собрав остаток сил, воскликнул: – Отче, в руки Твои предаю дух Мой! 83 Римский сотник, присутствовавший при последних минутах Иисуса, сказал: – Воистину Человек сей был Сын Божий! Наступил вечер (см.: Мф.27:57–61 ; Мк.15:42–47 ; Лк.23:50–56 ; Ин.19:31–42 ). Иудеи боялись осквернить субботу оставлением тел на кресте и просили Пилата снять умерших. Тот дал разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иоанн, давший Петру возможность проникнуть во двор архиереев, мог точно так же испросить дозволения и Пресвятой Деве для доступа ко Кресту. Потому мы и видим их только двоих у Креста. Вместе с этим знаменательно и замечание Евангелиста Иоанна, что от того часа поят Ю той ученик к себе. Подведя Пресвятую Деву к Сыну для последнего прощания, Иоанн должен был тотчас же и увести Её от Креста. Этим моментом и воспользовался Иисус Христос, чтобы усыновить ей Иоанна. 11) Закон Моисеев ( Втор.21:22,23 ) требовал погребения Повешенного на древе в самый день казни и, очевидно, не предполагал такой продолжительной и мучительной казни, какою была казнь крестная. Между тем, по свидетельству Иосифа Флавия – бывшего невольным свидетелем крестной казни над его соплеменниками при взятии Иерусалима Римлянами – страдания повешенных на кресте продолжались иногда целую неделю. 12) По общепринятому мнению, общественное служение Иисуса Христа продолжалось 3,5 года, и потому год смерти Его по нынешнему летосчислению должен быть 787-й от основания Рима; но как действительный год рождения Иисуса Христа предваряет нашу эру, по крайней мере, на пять лет, то и год смерти Иисуса Христа должен быть не 787-й, а 782-й от основания Рима. Погребение Иисуса Христа ( Мф.27:57–61 ; Мк.15:42–47 ; Лк.23:50–56 ; Ин.19:38–42 ). Пострадавший и умерший на Кресте Иисус Христос, по Закону и обычаю должен был быть оставлен без погребения, так как тела казнённых преступников сбрасывались с горы и были оставляемы на съедение птицам и зверям. Впрочем, родственное участие близких часто, с дозволения судьи, спасало труп казнённого от бесчестия. Так и теперь Господь не восхотел допустить Сына Божия до окончательного бесславия и сделал самый покой Его честным ( Ис.11:10 ). Едва только скончался Иисус, как преданный Ему тайный ученик Его, член синедриона, Иосиф Аримафейский испросил у Пилата дозволение снять тело Иисусово и похоронить Его, и вместе с другим тайным же учеником Иисуса, Никодимом, купив аромата и плащаницы, по снятии Распятого со креста, обвили тело Его, намазали благовониями и положили в новом гробе в саду Иосифа, привалив к устью пещеры огромный камень. Только благочестивые жёны, по обычаю, наблюдали, где и как хоронят их Учителя, но участия в погребении не принимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010