Пророчества о возвращении славы Ягве имеют у библейских пророков двойное звучание: мессианское и эсхатологическое. У пророков то и другое, практически, не различается, но осуществление этих пророчеств раздвинуло пришествие Мессии и эсхатологию на многие века и даже тысячелетия истории. Слава Ягве вернулась к Израилю и дарована всему миру с пришествием Мессии, Иисуса Христа из Назарета, распятого и воскресшего в Иерусалиме Иешуа га-Ноцри. Апостолы Христа посланы в мир к народам, и сияет свет к просвещению язычников (Лк, 2:32), до времени, пока войдет полное (число) язычников ( Рим. 11:25 ). Это благодатное время церковной истории народов. Но это еще не всё. Иудеи, отвергши Христа, естественно, остались с пустым домом ( Мф. 23:38 ), который и был вскоре разрушен римлянами. Разодралась завеса Святого Святых, прекратилась жертва. Еще Даниилу было возвещено: Предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет..., а в половине седмины прекратится жертва и приношение ( Дан. 9:26–27 ). Так и то, что получили вновь при Зоровавеле и Неемии, отнято было у Израиля. Симеон Богоприимец, ветхий старец, своими глазами увидел славу народа Твоего, Ягве, Израиля (Лк, 2:32). Но сам Израиль её еще не увидел. Но увидит! Увидит в конце времен, когда войдет полное (число) язычников, тогда Иисус отвратит нечестие от Иакова ( Рим. 11:25–26 ). Когда Израиль обратится к некогда отвергнутому Христу, тогда слава Ягве воссияет и над Израилем, и над народами в неописуемой красе и силе, о чем и возвещали пророки. Ведь если же падение их (иудеев) – богатство миру (народы услышали о Христе и приняли Его), и оскудение их – богатство язычников, то тем более полнота их ( Рим. 11:12 )! Тогда во всей полноте раскроются обетования пророков. Тогда истребится и сама смерть во втором пришествии Христа. Тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё и во всём (1 Кор, 15:28)! 9 А физику так и хочется предположить, что там было фосфорецирующее вещество, светящийся столп от которого был иногда виден ночью и породил это сказание. В библейском же повествовании такие мысли не возникают.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И дал Ему власть производить и суд, потому что есть Сын Человеческий» ( Ин.5:26:27 ). Это «потому что» чрезвычайно характерно. Оно как раз убеждает в том, что понятие «Сын Человеческий» было строго определенным, и в него входило представление о власти Сына Человеческого производить суд. Так мы и видим у пророка Даниила и в книге Еноха. Попытка Керля и Стантона доказать противное и их ссылка в этом случае на известный факт во время путешествия к Кессарии Филипповой – едва ли могут быть признаны удачными. В самом деле, Иисус Христос спрашивает учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого»? Они отвечали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, и за одного из пророков» ( Мф.16:13–14 ). Из этих слов вовсе не следует, чтобы не существовало определенного представления о Сыне Человеческом, как думают Керль и Стантон, – а наоборот, что такое определенное представление о Сыне Человеческом, как существе если не божественном, то наделённом сверхъестественными качествами несомненно существовало, хотя не было устойчивого представления о лице, носителе качества Сына Человеческого 119 , – и кроме того – несмотря на частое употребление Иисусом Христом в применении к Себе имени «Сын Человеческий», у народа не было полного доверия к словам Иисуса Христа, у них очевидно всегда жило сомнение: да подлинно ли Он Сын Человеческий, сомнение иногда открыто выражавшее, как в приведенном месте из евангелия от Иоанна ( Ин.12:32–34 ). Очевидно, образ жизни и действий Иисуса Христа не мирится с определенным представлением народа о Сыне Человеческом 120 . Еще прилагалось к Мессии имя «Избранный» (см. Енох.40:5, 45:3, 49:4, 51:35 и др.). Это имя встречается в пророческих писаниях ( Ис.42:1 ) и в новом завете ( Лк.23:35 ). Относительно этого наименования Ланген замечает, что оно только по букве отличается от имени «Помазанный» (след. «Мессия») 121 . Из других наименований заслуживает особого внимания «Сын Божий» (кн. Енох. 105:2; 3Езд.7:28–29, 13:32, 14:9 ). Выше мы уже касались вопроса о смысле этого имени и нашли, что его нельзя понимать в новозаветном, метафизическом смысле, а в смысле несобственном, нравственном 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Мы обращаемся опять к Ин. Через все Евангелие проходить резкое противоположение Бога и мира. Мф. – во власти греха и диавола (ср., особенно, гл. VIII). Но Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Спасение обусловлено верою. Его обычно понимают, как изъятие из мира по признаку веры. Но мысль развивается дальше. Следующий стих имеет более общее значение и поясняет уже сказанное: ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы осудить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). Как понимать спасение мира? Ограничительное толкование имеет точку опоры в том, что дальше говорится о вере, о суде, о свете и тьме. Но понимание спасения мира в абсолютном смысле остается в силе, как некая возможность. Она могла бы быть защищаемая ссылками на Прощальную Беседу. Что есть познание мира, о котором Господь говорит ученикам ( Ин.14:31 ) и в Первосвященнической молитве просит Отца ( Ин.17:23 )? Не вдаваясь в филологический анализ глагола γιν σκω, которым обозначается в этих случаях познание, и в котором иногда видят мысль о существенном единении познающего субъекта с познаваемым объектом, нельзя не отметить, что наряду с познанием, упоминается вера. Единение верующих в Отце и Сыне имеет целью: да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин.17:21 ). Вера, как мы видели, есть условие спасения, необходимое и достаточное. Вера мира есть спасение мира. Речь идет о мире в целом, не об изъятии спасаемых из мира. Ссылки могут быть умножены. Обличение мира Духом Утешителем ( Ин.16:8–11 ) и свидетельство миру – учеников и Духа ( Ин.15:26–27 ) – не имеет ли своею целью то же спасение мира? В последней беседе перед народом после небесного гласа Господь говорит: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). Древние толкователи понимали «всех» в смысле иудеев и язычников 16 , т.е. в смысле коллективов безотносительно к судьбе составляющих их индивидов. Оправдано ли это толкование? Мы не позволяем себе идти дальше вопроса. Но не замечательно ли, что именно в Ин., с его резким противоположением Бога и грешного мира, мысль о спасении мира проходит через всю книгу, никогда не сосредоточивая на себе ударения, но никогда и не выпадая из ткани евангельского учения? Не о том же ли думал и ап. Павел, когда в Риме подводил итог своей философии истории такими словами: всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать ( Рим.11:32 )? Кого «всех»? Коллективы или единицы? И как понимать, несколькими стихами ниже, заключительное славословие: все из Него, им и к Нему. Ему слава во веки, аминь ( Рим.11:36 )? Связь между Иоанном и Павлом не может быть случайною. Завершая новозаветное откровение, Иоанн имел за собою Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Как Сын Божий, имеющий сделаться Сыном Человеческим, Иисус Христос, «входя в мир, по свидетельству Св. Писания, говорит «Отцу Небесному: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» ( Евр.10:5–6 ), и «не Ангелов восприемлет Он, говорит Апостол, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр.25:16 ); воспринимая же естество человеческое ( Евр.2:14 ; Ин.1:14 ), Иисус Христос, чрез свою всемирноискупительную жертву, становится Примирителем человека с Богом, Искупителем греха и вечным Предстателем со креста пред Богом за грешное человечество ( Кол. 1:19–20 ; Еф. 2:14–16 ; Евр.7:25–27 ): «Он и одесную Бога, говорит Апостол Павел, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8:34 ). На этой же священной основе единства рода человеческого и как бы отражения одного человека в другом утверждается пред Богом и вера, заступающая одних в лице других: Авраам молит Господа за содомлян, и Господь обещает помиловать грешных жителей даже ради десяти праведников ( Быт.18:32 ); Моисей, предстательствуя пред Богом на Синае, заступает собою весь сонм народа израильского, и Господь не только удерживает Свой гнев от истребления согрешившего народа, но и обещает продолжить все особые благодеяния, сему народу бывшие от Бога ( Исх.32:3–34; 33:1–14 ); перед разрушением Иерусалима царем вавилонским Господь говорит устами прор. Иеремии к народу иудейскому: «походите по улицам Иерусалима и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, и не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» ( Иер.5:1 ). В Евангельских повествованиях мы находим много примеров веры заступающей, предстательствующей пред Иисусом Христом за одних в лице других: дочь хананеянки получает исцеление по вере своей матери ( Мф.15:28 ); сын царедворца исцеляется ( Ин.4:50–53 ), а дочь Иаира из мертвых воскрешается ( Мк.5:36 ) по вере своих родителей; по вере сотника получает исцеление его любимый слуга ( Лк.7:3–10 ); наконец, в Евангельском повествовании об исцелении разслабленного в Капернауме, которого принесли к Иисусу Христу четверо на одре, мы читаем: Иисус Христос, «видя веру их – принесших – сказал человеку тому: «чадо, прощаются тебе грехи твои! " » И потом, в силу той же веры принесших, исцелил разслабленного от его телесного недуга ( Мк.2:35 ; Лк.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Зач. 51-е. (Окончание). Читается в субботу 27-й недели по Пятидесятнице. Лк.10:19 . Сé, даю вáм влáсть наступáти на змию и на скорпию и на всю силу врáжию: и ничесóже вáс вредит. (се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;) Се, даю вам власть и пр. В этих словах Иисус Христос объясняет Апостолам, почему злые духи повинуются им, – потому что Он, как Господь и победитель злой силы, дает, или, лучше, уже дал и им, как Своим ученикам и сотрудникам, власть над этою злою силою. Змиями и скорпионами, как можно заключить из дальнейших слов: на всю силу вражью, здесь называются злые духи и все вредоносное с их стороны для спасения душ человеческих. Наступать на змей и скорпионов нельзя, чтобы не быть смертельно ужаленными от них; и если Господь дает Апостолам поступать так с ними без вреда, то это значит, что Он дает им особенный чудотворный дар. Лк.10:20 . Обáче о сéм не рáдуйтеся, яко дýси вáм повинýются: рáдуйтеся же, яко именá вáша написана сýть на небесех. (однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.) Обаче (однакож) о сем не радуйтеся, т. е. меньше радуйтесь: в Свящ. писании нередко полное отрицание употребляется в смысле ограничения ( Мф.6:25, 34 и др.). Но больше радуйтесь тому, что (яко) имена ваши написаны на небесах, т. е. что вы получите вечное блаженство на небе; так как вечное спасение дороже всяких чудотворений. Выражение быть записанным заимствовано от записей городских или сельских жителей. Быть записанным на небесах значит быть гражданином небесного царства, т. е. получить царство небесное. В Священ, писании Господь представляется иногда с книгою пред лицем Его, в которой записываются имена и дела верных рабов Его ( Исх.32:32, 33 ; Откр. 3:5 и др. (Мих.). Лк.10:21 . В тóй чáс возрáдовася дýхом Иисýс и речé: исповедаютися, óтче, Гóсподи небесé и земли, яко утаил еси сия от премýдрых и разýмных, и открыл еси тá младéнцем: éй, óтче, яко тáко бысть благоволéние пред тобóю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

...я, оставив, наконец, увещание, свидетельствую и провозглашаю: Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят ( 1Кор.16:22 ). (35, С. 390) Научись этому [милостыни, любви – С. М.] из самого Писания, которое говорит: Корнилий! ...молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом ( Деян.10:3, 4 ). А слова пред Богом значат вот что: хотя у тебя много грехов, но так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее; она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа, что, кто сотворил одному из сих братьев Моих меньших, тот Мне сотворил ( Мф.25:40 ). Таким образом, сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает все. (40, С. 658) Кто погубит овец, которых или волки расхитят, или разбойники разграбят, зараза или другой какой несчастный случай истребит, тот, может быть, получит себе некоторую пощаду от господина стада; если же и потребуется от него отчет, то ущерб будет только в деньгах; но кому вверены люди, это разумное стадо Христово, тот, во-первых, погибелью таких овец наносит ущерб не имуществу, а душе своей; а затем и подвиг предстоит ему гораздо важнейший и труднейший. (16, С. 264) ...если кто хочет благоугодить Ему [Господу Иисусу Христу – С. М.] , тот пусть печется об... овцах [верующих – С. М.], пусть ищет общей пользы, пусть заботится о своих братьях; нет никакого подвига драгоценнее этого перед Богом; посему и в другом месте Он говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя ( Лк.22:31–32 ). Какое же ты дашь Мне воздаяние за такое попечение и промышление? А какого воздаяния Он Сам требует? Опять того же самого: и ты, говорит, некогда, обратившись, утверди братьев твоих ( Лк.22:32 ). Так и Павел говорит: будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор.11:1 ). Каким же образом он был подражателем Христу? Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но (пользы) многих, чтобы они спаслись ( 1Кор.10:33 ); и в другом месте он говорит: ибо и Христос не Себе угождал ( Рим.15:3 ). И нет другого такого свидетельства и знака веры и любви к Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении. (27, С. 331)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ученые разделяются в вопросе относительно языка, на котором Иисус произносил эти слова. Были ли они на арамейском, разговорном языке того времени, или на классическом еврейском? Некоторые убедительно доказывают, что Христос использовал еврейскую форму высказывания. Этот аргумент основывается на замечании стоявших рядом, которые, услышав эти слова, сказали: «Вот, Илию зовет» ( Мк.15:35 ). Существовало распространенное убеждение, что пророк Илия придет, чтобы спасти благочестивых. Замечание стоявших рядом было бы более понятным в случае, если бы Иисус воскликнул громким голосом: «λι λι» (Элú, Элú), как сообщается в Мф.27:46 , а не «Ελωι» (Eloi), которое мы находим в Мк.15:34 , которое является арамейской формой 65 . Однако все согласны в том, что эти слова прямо цитируются в Пс.22 (в Синодальном переводе – Пс.21 ). Двадцать второй псалом является молитвой праведного страдальца. В нем праведный страдалец является «поношением у людей и презрением в народе» ( Пс.22:7 / Пс.21:7 ), он окружен множеством злодеев, которые относятся к нему, как дикие животные. Они «пронзили руки мои и ноги мои» и «делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий» ( Пс.22:17, 19 / Пс.21:17, 19 ). Хотя праведный страдалец не отчаивается, ибо он надеется на Господа и спасение от Него: «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя, поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою» ( Пс.22:20–21 / Пс.21:20–21 ). Он восхвалит имя Господне. Псалом завершается ясным выражением надежды: «Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек. Придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь» ( Пс.22:31–32 / Пс.21:31–32 ). Только если начальный стих псалма берется сам по себе, без какого-либо рассмотрения тогда, что за ним следует, существует возможность толкования его как выражения отчаяния. Ранняя Церковь никогда не приписала бы Христу слова Пс.22:1 ( Пс.21:1 ), если бы Он сам их не произнес. Мы можем также предположить, что Он не только цитировал первый стих псалма, но продолжал его и дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10). Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счёт: «От Бога отстал – к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл. Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16). Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искажённое понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17), что означает: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею». Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14–16; Исх. 16, 31). Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) – один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27). Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15–16). Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – бисер.

http://pravoslavie.ru/46483.html

Можно сказать, что мысль об ожидаемом явлении Христовом была в первоначальном христианстве всеобщим основанием, которым поддерживалось все здание христианства, и всеобщей силой, которой одушевлялось все тело его. Но так было, к сожалению, не всегда. Всякий раз, как ослабевал в последующие века истинный дух первоначального христианства, меркла в сознании христиан и мысль о будущем славном пришествии Христовом. И человечество под влиянием сего пагубного помрачения духовного смысла, забывая заповедь Спасителя: бодрствуйте ( Мк.13:37 ), ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит.2:13 ), погружалось в глубокий духовный сон. Забывая о горнем, небесном, начинало оно жить лишь земным (см.: Кол.3:2 ). Не скоро придет господин мой, – говорит злой раб, – и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами ( Мф.24:48–49 ). Жених замедлил ( Мф.25:5 ), – думают юродивые девы и спят беспечно, между тем как последние капли елея догорают в лампадах их. «Замедлил Судия», – кричат ругатели Божественного Промысла: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же ( 2Пет.3:4 ) и в надежде на сие коснение или, лучше сказать, в отчаянии, начинают ходить по своим похотям: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! ( 1Кор.15:32 ). Что же делает в сих случаях вечно Бодрствующий Святый? (см.: Дан.4:10 ). Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым ( Быт.6:3 ), – говорит Он в Божественном совете Своем. И там, где бессильна, не по недостатку Божественной силы, а по отсутствию восприемлемости людей, любовь Божья, начинает вразумлять их глаголами гнева Божьего. Так некогда возглаголал гневом Своим Господь с небес, когда водами всемирного потопа потопил все греховное человечество и омыл землю от человеческих беззаконий. Так возглаголал Он, когда огнем небесным попалил греховные города Содом и Гоморру. Так было и на Голгофе. Когда греховное человечество не поняло, Кого оно распинало, заговорила сама природа. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого ( Мф.27:45 ). И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Если сопоставить все подобного рода изречения, то у нас получится следующая целостная картина. «Вдруг после скорби дней тех (предшествующих кончине мира) солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (ср. кн. Еноха, гл. 102:2: «все светила потрясутся от великого страха»). Тогда явится знамение Сына человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой (ср. кн. Еноха, гл. 62:3–4). И пошлёт Ангелов Своих с трубой громогласной, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их ( Мф.24:29–31 ), и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие ( Мф.13:41 , – ср. кн. Ен.100:4). Тогда сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 , – ср. кн. Ен. гл. 69:27, 62:3). И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную ( Мф.25:46 ; ср. кн. Ен. гл. 69:27–8, 100:10, 69:29, 71:17 и др.). Сравнивая это евангельское изображение пришествия Сына человеческого для всеобщего суда с изображением того же пришествия в кн. Еноха (см. в предыдущ. главе), нельзя не заметить довольно близкого сходства между теми и другими не только в общем способе представления, но до некоторой степени и в самих выражениях. Само собой понятно, что совершенно несправедливо объяснять это сходство непосредственным знакомством Христа с содержанием книги Еноха и прямыми заимствования из названного апокрифа. Более вероятный источник этого сходства мог быть другой, именно – обычные иудейские представления того времени относительно пришествия Мессии – Сына человеческого, имевшие свой первоисточник в книге пр. Даниила и затем – в той же кн. Еноха. Во всяком случае, связь новозаветного евангельского употребления выражения: «Сын человеческий» с той и другой книгами, таким образом, не подлежит сомнению. Отсюда уже определяется для нас в основных чертах смысл выражения: «Сын человеческий» в его новозаветном употреблении в качестве наименования Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010