Однако в корне неверно считать, что кремированные люди не воскреснут на Суд Божий! " Вера во Всеобщее воскресение умерших является догматом Православной Церкви. Основание этого догмата нетрудно отыскать в Священном Писании. Господь Иисус Христос, говоря о последнем Страшном Суде, который определит участь человека в Вечности, указывает на возвращение к жизни всех когда-либо умерших людей: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31-32). Все народы - это все люди, когда-либо жившие на земле: и верующие, и атеисты, и праведники, и грешники, и жившие до Рождества Христова, и наши современники,- абсолютно все. Христос прямо говорил: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Это означает, что однажды созданная Богом сущность (человеческая жизнь) не может быть уничтожена, а образ Божий, носителем которого является каждый человек, это и образ Божественного бессмертия. Еще яснее Христос говорит о Всеобщем воскресении после исцеления расслабленного при иерусалимской купальне Вифезда: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. …Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 25, 28-29). Догмат о Всеобщем воскресении является основным вероучительным положением христианства. В Символе веры, окончательно принятом на II Вселенском Соборе, этот догмат выражен словами: " Чаю воскресения мертвых " . Самое же поразительное пророчество о грядущем воскресении принадлежит Иову. Лишившийся всего, пораженный проказой, обличаемый женой, не находящий сострадания у любимых друзей, Иов восклицает: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! (Иов 19, 25-27) " [ 5 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

О ком и о чем идет речь в этих стихах? Чему учит этот текст о Боге Отце, Иисусе Христе и Святом Духе? Происходит ли нечто подобное в наши дни, или это относится только к библейским временам? Есть ли здесь пример для подражания, повеление к действию или, возможно, предупреждение? Имеется ли здесь обетование? Какую истину открывает для меня сегодня Бог из прочитанного? Какой стих мне следует запомнить? Если есть время, найдите другие отрывки Писания, которые могут помочь лучше понять прочитанное. Помолитесь. Просите Бога указать, в чем Вы должны раскаяться, как верить и быть послушным, как благодарить и прославлять Его, выскажите Богу свои просьбы. Примените. Как вы можете практически применить прочитанное? Поделитесь. Чем из того, что вы сегодня прочли, вы можете поделиться с другими людьми? Ограничения толкования Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова позиция и святоотеческого богословия, и серьезных исследователей нашего времени . Следует помнить, что основные истины, нужные для спасения, просты, и требуют не интеллектуального постижения, а претворения в жизнь. Впрочем, не следует смущаться тем, что что-то удержано от нашего разумения до времени, - в нужный момент Дух Святой обязательно напомнит нам о прочитанном. Это «вклад», который принесет пользу в свое время. Плоды слушания и исполнения Слова Божия Спаситель наш говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30). Всякого, кто слушает слова Его и исполняет их, Господь наш Иисус Христос уподобляет мужу благоразумному, чей дом построен на камне и не поколеблется вовек (Мф. 7:24-27). Такой человек освободится от страстей (Ин. 8:31-32), будет иметь радость (Ин. 15:10-11) и мир Христов (Ин. 16:33); Господь воскресит его в последний день (Ин. 6:40) и дарует в вечности наследие со святыми (Деян. 20:32). Примерный регламент проведения групп по чтению Священного Писания (выработан на совете ведущих Всероссийского молодежного лагеря «Феодоровский городок», подходит для чтения с большим количеством участников)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

1. Понятие о Таинстве Брака. – 2. Установление его. – 3. Название Брака Таинством в Священном Писании. – 4. Важнейшее священнодействие в Таинстве Брака. – 5. Необязательность Брака для всякого. – 6. Условия, требующиеся при вступлении в Брак. – 7. Нерасторжимость Брака и случай его расторжения. – 8. Взаимные обязанности супругов, по учению Слова Божия. 1 . Брак есть Таинство, в котором благословляется супружеский союз жениха и невесты во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать к единодушию и к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. 2 . Брак установлен Самим Богом, при сотворении первых людей Адама и Евы. В Библии говорится об этом так: И сотворил Бог человека мужчину (Адама) и женщину (Еву) сотворил, и благословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт.1:27–28 ). Иисус Христос однажды так сказал о Браке: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, т. е. двое сделаются как бы одним человеком – по мыслям, чувствам и намерениям ( Мф.19:5–6 ); и освятил Брак Своим присутствием на Браке в Кане Галилейской. 3 . Протестанты не признают Брака Таинством, а только обрядом, но Апостол ясно называет его Таинством: Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна (таинство) сия велика, и я говорю по отношению ко Христу и Церкви, т. е. этим таинством изображается таинственный союз Христа, как жениха, с Церковью, как невестою ( Еф.5:32 ). 4 . Самое важное священнодействие в Таинстве Брака – возложение венцов на брачущихся и троекратное благословение с произнесением слов: Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их) ( Пс.8:5–6 ) . 5 . Вступление в Брак не для всех обязательно, и девство, т. е. безбрачие, выше супружества, если кто может сохранить его в чистоте. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, т. е. имеет больше времени и удобства для служения Богу, пишет святой Апостол, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Выдающий замуж свою девицу (дочь) поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше ( 1Кор.7:32–38 ). Сам Господь Иисус Христос однажды в беседе о браке с Апостолами так сказал о безбрачии: Не все вмещают слово это (учение о безбрачии). Кто может вместить, т. е. вести чистую безбрачную жизнь, тот вместит, т. е. не вступает в Брак ( Мф.19:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Апостолам было известно, что Христос возвратится на землю «таким же образом», каким Он восходил на «небо» во время Своего вознесения (Деян 1. 11). Однако о сроке возвращения они ничего не знали. Незадолго до сошествия Св. Духа они спросили у своего Учителя: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян 1. 6),- что в их сознании означало эсхатологическое завершение дела Мессии. Христос ответил им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти...» (Деян 1. 7). Кроме Отца, эти «времена» и «сроки» не известны никому - ни ангелам, ни даже Сыну (Мк 13. 32). Но к их наступлению нужно быть готовым, потому что тогда произойдет встреча с грядущим Господом. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24. 42). «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк 12. 35-38). Не открывая времени В. п., Иисус Христос тем не менее указал признаки его приближения. Ими станут «войны» и «военные слухи», «глады, моры и землетрясения по местам»; по причине падения нравственности в людях «охладеет любовь» друг к другу; появятся лжепророки, выдающие себя за Христа, «и многих прельстят». Однако все это - лишь «начало болезней» и «еще не конец» мира (Мф 24. 3-12). К концу времен бедствия настолько усилятся, что «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф 24. 22). 22-й стих и предыдущие 16-21 имеют двоякое толкование: как относящиеся к «последним временам» и к падению Иерусалима (ср.: France R. T. Евангелие от Матфея//Нов. библейск. коммент. СПб., 2001. Ч. 3: Новый Завет. С. 63-64). Основания для 2-го варианта толкования находят в Лк 21. 20-24, где общий с Евангелием от Матфея текст заполняется историческими подробностями: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками» (ст. 20) и «отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками» (ст. 24). Но наряду с исторически ориентированными свидетельствами конец каждого текста содержит свидетельства эсхатологического характера (Мф 24. 27-31; Лк 21. 27; ср.: Мк 13. 24-27), поэтому и Мф 24. 22, и Лк 21. 24 допускают оба варианта толкования.

http://pravenc.ru/text/Второе ...

При виде страданий Иисус всегда испытывал глубокое волнение, вызываемое Божественным милосердием (Мф.9:36; 14:14;15:32). Не уничтожая самого страдания, Он принимает, что оно является результатом греха, Он утишает страждущих (Мф.5:5), осушает слезы на Своем пути (Лк.7:13; 8:52). Предвещая радость, которая соединит Бога с детьми Его в тот день, когда «отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис.25:8, Откр.7:17, 21:4). Страдание может стать блаженством, ибо оно подготовляет к приятию Царства, оно способствует тому, что бы «явились дела Иисус – «муж скорбей» (Ис.53:3). Он страдает от толпы «неверной и развращенной», как от «порождения ехидны», и от того, что « свои его не приняли» (Ин.1:11). Он плачет, смотря на Иерусалим, душа Его «возмутилась при мысли о Страстях (Ин.12:27). Его страдания становятся тогда смертельной скорбью, «агонией», борьбой в тоске и ужасе (Мк.14:33). В Страстях Христовых сосредоточено все возможное человеческое страдание: от предательства, до Богооставленности. (Мф.27:46) После победной Пасхи христиане должны остерегаться ложного представления: нет больше смерти, нет больше страдания! Вера их может пошатнуться перед подлинным трагизмом существования (1Фес.4:13). В свете судьбы Господа призыв взять крест свой (Лк.9:23) становятся неотложными. Если даже мать его не была избавлена от горя, если даже Сам Учитель переносил скорби и преследования «чтобы войти в славу Свою», то ученикам должно следовать тем же путем (Ин.15:20, Мф.10:24), и мессианская эра – время скорбей (Мф.24:8) Если с «Ним страдаем», то это «чтобы с Ним прославиться» (Рим.8:17), если «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса», чтобы «и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10). Страдание, переносимое со Христом, порождает не только « в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17) по ту сторону смерти, но и немедленную радость (2Кор.7:4). Такова радость апостолов, которые уже вначале своей деятельности в Иерусалиме открыли «радость, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.5:41). Так объясняется и призыв Петра к радости участия в Христовых страданиях, «да и в явлении славы Его возрадуетесь, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1Петр. 4:13).

http://zavet.ru/b/orlov/sm/02.htm

Перед солнцем, сияющим на небесах, все люди ходят, и солнце на всех и на всякого смотрит. Так и перед, Богом вездесущим и на все взирающим люди ходят, и что кто ни делает, ни помышляет, ни начинает, ни задумывает, – все очи Господни видят. С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего Он посмотрел на всех, живущих на земле. Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32:13–15). И также: Очи Твои отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его (Иер. 32:19). И еще: Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении (Сир. 23:27–29). Должны мы перед Богом, как перед всевидящим и каждому воздающим по пути его, с опасением, страхом и благоговением ходить, и, что воле Его святой угодно, творить – да не прогневаем величество Его. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, – говорит нам апостол (Еф. 5:15). О, человек! Бог на тебя смотрит и, что ни делаешь, ни помышляешь, ни начинаешь, ни задумываешь все, что любишь, что ненавидишь, чем утешаешься и чем оскорбляешься, чего ищешь, от чего убегаешь, как к Нему, Создателю твоему, относишься, как с ближним твоим поступаешь, – видит. Как и что говоришь, как и что спрашиваешь и отвечаешь, – слышит и воздаст тебе по пути твоему и по плоду начинаний твоих. Смотри, возлюбленный, поступай осторожно, не как неразумный, но как мудрый! Когда солнце сияет на небе, все ясно бывает. Всякий видит путь, по которому нужно идти, и куда идти, что делать и от чего уклоняться. Видит, отличает одну вещь от другой, и полезное от вредного, и прочее. Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера (Пс. 103:23). Так и в душе бывает, которую Христос, Солнце праведное, просветит. Такая душа все ясно видит, познает прелесть и суету этого мира, познает добро и зло, порок и добродетель, вред и пользу, путь к погибели и путь, к вечной жизни ведущий, совершает дела Богу угодные и себе полезные. Такой душе сладко слово Божие, как Сам Бог. Такая душа все в этом мире приятное и дорогое ни за что считает, помня слово Спасителя: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26), – и всегда к блаженной вечности стремится. У нее на уме только одно, как бы Богу, Создателю своему, угодить и быть в числе спасаемых. Блаженна душа, которую Божественный озарит Свет!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Так и апостолы, которые по большей части были галилеяне и поэтому были склонны к употреблению со своей стороны особых мер к расширению Царства Божия, должны быть спокойными и не волноваться при мысли, что станется с проповеданным ими учением Христа. В свое время при помощи Божией оно даст плод и принесет пользу – вот главная мысль притчи. Но в конце притча получает характер аллегории. Несомненно, что под «жатвой» в 29-м стихе понимается последнее собрание верующих во Христа, которое совершит Сам Христос, теперь пока удаляющийся с земли, но потом должный прийти для того, чтобы собрать плоды Своего посева (ср. Откр.14:14 ). Конечно, было бы неудобно прилагать все частности притчи ко Христу, например, стих 27, где сказано, что сеятель не знает, как всходит посеянное им семя. Но ведь частности притчи большей частью и не рассчитаны на то, чтобы непременно все их истолковывать в приложении ко Христу и Царству Божию, они служат только, как и в других притчах, «для украшения и оживления речи» (еп. Михаил). От этой притчи получается уверенность в том, что дело Божие, начатое в отношении к сердцам человеческим в тот момент, как в них запало проповедническое слово апостолов, не остановится в своем развитии и неведомыми путями будет идти все далее и далее, пока сердце человека окончательно созреет для новой блаженной жизни в Боге. Мк.4:30 .  И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Мк.4:31 .  Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; Мк.4:32 .  а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. Третья притча – о горчичном зерне (см. комментарии к Мф.13:31–32 ). «Чему уподобим»... Господь здесь говорит как Учитель, Который мыслит себя на одном уровне со Своими учениками, чтобы побудить их также принять участие в Его умственной работе, заставить и их серьезно подумать о том, что занимает Учителя. Господь имеет здесь в виду весь окружающий Его народ, а не одних только апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

III) Третье место из Евангелия, на которое любят ссылаться паписты в доказательство проповедуемого ими папского главенства, представляют следующие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:31–32 ). На основании этих слов католики учат во-первых, о том, что вера римских пап, как преемников (?) апостола Петра, никогда не оскудеет; а во вторых, что Петру будто бы было поручено утверждать остальных апостолов («братьев твоих»), или, что то же, дано верховное главенство в Церкви. Чтобы воочию представить всю произвольность и натянутость этого католического объяснения, нам стоит лишь взять вышеприведенные Евангельские слова не в том отрывочном виде, в каком их берут паписты, а в полном контексте, сравнив при этом повествование Евангелиста Луки с повествованием других Евангелистов. Контекст же Евангельского места таков: Наступали последние дни земной жизни Спасителя, близился час великих страданий Христовых, и вот Сын Божий устраивает со Своими учениками многознаменательную тайную вечерю. Во время последней Иисус Христос , зная, что в ту же ночь ученики Его оставят Его и соблазнятся о Нем, говорит им: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы» ( Мк.14:27 ). Такое предсказание, конечно, не могло не опечалить учеников, однако они молчат, так как не чувствуют достаточного дерзновения возражать на слова своего Божественного Учителя. Один лишь Петр, как более других пылкий и впечатлительный, не выдерживает и начинает уверять Спасителя в своей беззаветной преданности: «Петр сказал Ему в ответ, – читаем мы у Евангелиста Матфея, – если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ). Так говорил Петр, но Господь, зная, что апостол Петр не только соблазнится о Нем вместе с другими учениками, но даже поколеблется в вере, троекратно отрекшись от своего Учителя, говорит апостолу: «...Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Сказано: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). – То есть большая часть христиан сделает свой выбор между Христом и антихристом не в пользу Христа. И как в начале истории Церкви, так и в конце – это будет «малое стадо», то самое, обращаясь к которому Сын Божий говорил ранее и скажет в последние дни: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:32 ). Мир людей и придет к своему концу, как древний Содом и Гоморра, потому что в нем не обрящется достаточного количества праведных, и святые прекратят умолять Бога о продление существования мира, как некогда и «Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти» ( Быт.18:32 ), – далее Авраам не спрашивает Бога и не хлопочет за грешников. Сказано: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» ( Быт.18:33 ). И более того, святые начнут с Небес умолять Бога, видя полную испорченность мира, запятнавшего себя кровью святых: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:10 ). И читаем далее: Мф.27:18 . «ибо знал, что предали Его из зависти». Мы видим, что Понтий Пилат знал, что Христа предали из зависти, «потому что ради него (то есть воскресшего Лазаря, пораженные этим явным чудом. – О.С.) многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» ( Ин.12:11 ), и архиереи и старцы боялись потерять свою паству, то есть свои доходы от пасомых. В этом заговоре против Господа Иисуса явно прослеживался коммерческий след, о чем мы ранее уже говорили. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Этот [Варавва] в Евангелии “от Евреев” называется сын их учителя; он был осужден за измену и человекоубийство. И Пилат предоставляет им решение, – кого хотели бы они отпустить: разбойника или Иисуса; он не сомневается в том, что избрать следует Иисуса, так как знает, что они предали его из зависти. Итак, очевидно, что причина распятия на кресте лежала в зависти » 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пилат вывел израненного Христа и сказал толпе: – Се, человек! И он был прав – перед ним стоял истинный человек, первообраз человека, человек Такой, Каким задумал Его Бог. Зло мира обрушилось на Него, как волна, но не смогло растлить Христовой чистоты. Так Бог показал, что не Он причина греха и беззаконие несвойственно нашей природе. Народ же закричал: – Распни, распни Его! – Царя ли вашего распну?! – воскликнул правитель. – Нет у нас царя, кроме кесаря, – закричали первосвященники. Тогда Пилат умыл руки перед народом и сказал: – Неповинен я в крови Праведника Сего! – Кровь его на нас и на детях наших! – закричал весь народ. Тогда Пилат приказал распять Невинного Господа. Бог обошел все суды людей и не нашел в них справедливости. Предание говорит о том, что позже Пилат был сослан в Виену за свои беззакония. Там в отчаянии он покончил с собой. Распятие (Мф. 27, 32–50; Мк. 15, 21–41; Лк. 23, 32–49; Ин. 19, 17–37) На Христа возложили Крест и повели по улицам Иерусалима. Так сбылось древнее пророчество: владычество Его на плечах Его – «владычество на раменах Его» ( Ис. 9, 6 ). Истинный Царь пошел умирать за Свой народ. Но Господь был так изувечен, что не смог нести Крест, Он несколько раз падал под его тяжестью. Тогда воины заставили некоего Симона Киринеянина нести Крест Господа. Некоторые женщины плакали и рыдали о Христе. Но Он, обратившись к ним, сказал: – Дочери Иерусалима! Не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, когда скажут: «Блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!»; тогда начнут говорить горам: «Падите на нас» – и холмам: «Покройте нас». Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? И привели Его на гору Голгофу (холм Черепа), где был похоронен первый человек – Адам. Там Пречистое Тело Господа было прибито гвоздями ко Кресту. Как грех начался с древа преслушания, так с Креста – древа послушания – началось Искупление. Господь был вознесен для смерти в воздух, чтобы низложить воздушного тирана – диавола. Его руки были пронзены, чтобы исцелить беззаконные движения рук прародителей, ноги были пробиты гвоздями, чтобы удержать наши стопы, бегущие по пути греха. Его Пречистая Кровь пролилась, чтобы выкупить нас из-под праведного осуждения Божия. А распростертыми руками Христос собрал воедино в объятия Отца разделенное человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010