62. Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. 63. Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде Кон. XV – нач. XVI в. Следующий сюжет страстного цикла – «Бичевание Христа», или «Биение у столпа», как следует из надписи на таблетке Софийского собора. Опять обратимся к евангельскому тексту. После того, как Иисус был приговорен, «воины правителя, – говорит Матфей, – взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк, и раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове» ( Мф.27:27–30 ). Иконография этого сюжета, особенно в более ранних памятниках, подчас соединяет в себе признаки двух разных эпизодов: поругания и бичевания. Например, на мозаике собора Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) Христос изображен в императорском облачении с терновым венком на голове и жезлом в руках. В ранних русских страстных циклах – как и в схеме таблетки Софийского собора – в центре композиции изображается обнаженный Христос в набедренной повязке, привязанный к колонне. Два палача избивают его плетьми. Иногда еще двое воинов держат его за руки. Однако этот сюжет в древнерусском искусстве получает распространение главным образом в XVII столетии. Так, в достаточно подробном страстном цикле праздничного ряда из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря эта сцена отсутствует. 64. Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона: сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:31–32 ). В отличие от синоптиков (евангелий Матфея, Марка и Луки), Иоанн говорит о том, что Христос сам нес свой крест: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» ( Ин.19:17 ). Следом за Христом шло множество народа и женщин, «которые плакали и рыдали о нем».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Ин.7:25–26 .  Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему:... Глаголаху убо нецыи от Иерусалимлян: не Сей ли есть, егоже ищут убити? И се, не обинуяся глаголет, и ничесоже Ему не глаголют:..., так как Он заставил их замолчать. Ин.7:26 .  ...не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?: ...еда како (воистину) разумеша князи, яко Сей есть Христос? В народе были тогда и начальники. Ин.7:27 .  Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Но сего вемы, откуду есть: Христос же егда приидет, никтоже весть, откуду будет. Но начальники ваши на вопрос Ирода: «Где Христос родится», – сказали: «в Вифлееме Иудейстем» ( Мф.2:5 ), и привели даже пророчество, указывающее на это; каким же образом вы болтаете, говоря, что «Христос егда приидет, никтоже весть, откуду будет»? Кроме того, если вы знаете это, откуда Он, то каким же образом некоторые говорят, что «сего не вемы, откуду есть» ( Ин.9:29 )? Этого не понимает злоба, сама себе противоречащая и явно лгущая, так как она есть некоторого рода опьянение души. Если бы кто-либо слово «откуду» понимал не о месте и отечестве, а о роде и отце, то мог бы сказать, что они говорили: мы знаем его род и отца, т.е. Иосифа, как думали; но род Иисуса Христа и Отца Его никто не знает, так как это не подлежит знанию. Ин.7:28 .  Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете откуда Я;... Воззва убо в церкви уча Иисус и глаголя: и Мене весте, и весте, откуду есмь;... Возгласил, чтобы пристыдить их, как действующих со злым намерением, и чтобы открыть все то, о чем они говорили между собой тайно. Говорит: «и Мене весте», что «Я Бог, и весте, откуду есмь», именно – от Бога Отца, хотя вы притворно говорите, что знаете, что Я от Иосифа. А знали они Иисуса Христа, как Он Сам говорил, из свидетельства Иоанна: «ин есть свидетелствуяй о Мне» ( Ин.5:32 ), – из дел Его, о которых Он сказал: «та дела, яже Аз творю, свидетелствуют о Мне» ( Ин.5:36 ), – и из Писаний, о которых подобным же образом сказал: «и та суть свидетелствующая о Мне» ( Ин.5:39 ). Но почему же в одиннадцатой главе (27 ст.) Евангелия от Матфея Иисус Христос сказал: «никтоже знает Сына, токмо Отец?» ( Мф.11:27 ) Потому что это Он сказал о природе Своего Божества, а то просто о знании того, что Он есть Бог и Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Бог Отец свидетельствовал об Иисусе Христе великими знамениями при Его крещении от Иоанна в Иордане ( Мф.3:17 ), во время преображения ( Мф.17:5 ), перед Его страданиями ( Ин.12:28–30 ), и во время Его крестных страданий ( Мф.27:45,51–54 ), и Сам Иисус Христос неоднократно указывал на свидетельство Бога Отца ( Ин.5:31.32.37; 8:16–18;10:25 ). Бог Слово, единородный Сын Божий, многократно свидетельствует о том, что Он сошел на землю, т. е. воспринял человечество, для спасения человеков, и об истине Своего свидетельства или Своего учения. Так св. Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Иисус Христос о Себе Самом говорит: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том» ( Ин.3:11 ). Также: «если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду» ( Ин.8:14 ; сл. Ин. 5:26 ; Мф. 26:64 ; Мк14:62 ). Дух Святой, т. е, третье Лице Св. Троицы, древле свидетельствовал об Иисусе Христе чрез Пророков; потом свидетельствовал Своими действиями, как: осенением преблагословенной Девы Марии ( Лк.1:35 ), сошествием на Иисуса Христа в виде голубя, во время Его крещения от Иоанна на Иордане ( Мф.3:16 . Ин.1:32 ), видимым излиянием, или сошествием на Апостолов в день пятидесятницы, в виде огненных языков ( Деян. 2, 2–36 ). И сии три суть едино. Как три Божеские Лица по существу суть один Бог; так и все свидетельства их между собою согласны, и составляют одно великое свидетельство о том, что Иисус Христос есть истинный Бог, Спаситель мира. И три свидетельствуют на земле: Дух, вода и кровь. Земные свидетели, ближайшие к нам, более доступные нашему наблюдению, или усмотрению, – Дух, вода и кровь. Это те же свидетели, о которых уже говорил Апостол в 6-м стихе. Снова упоминает о них Апостол для того, чтобы, соединив их свидетельство с свидетельством небесных свидетелей, Отца, Слова и Св. Духа, тем яснее и величественнее представить непоколебимое основание веры, побеждающей мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Галина И. 28 февраля 2024, 09:32 Алла, конечно, Бог допускает испытания. Но необходимо четко расставить акценты: КТО " ДАСТ-ДАЕТ сверх сил " , т.е. КТО является автором, творцом, подателем зла? Ответ: диавол. " Бог не есть ни виновник, ни творец зла " (прп. Иоанн Лествичник). Если Он допускает испытания, то в целях Своего Домостроительства, чтобы мы научились противостоять злу в лице лукавого. " Если Христос, хотя и Всемогущий, телесно бежал в Египет от Ирода, то пусть дерзновенные научатся не вдаваться безрассудно в искушения " (прп. И.Леств.-к). " Хотя им [демонам] позволено нападать на человека, но поступать насильственно с кем-либо они не имеют власти, ибо от нас зависит выдержать нападение и не выдержать " (прп. Иоанн Дамаскин). Алла 27 февраля 2024, 19:08 Галина И, ну это одно и то же: дьявол бы не смог никого соблазнять, если бы Бог ему этого не попустил. То есть конечный результат по этой логике один и тот же: Бог допустил испытания сверх сил. Но лично мое мнение - это уже в общем, а не к вашему комменту - Бог рассчитывает на то, что другие люди помогут этому человеку. То есть это испытание не только для него, но и для них. Например, кто-то болеет, значит откружающие должны помочь уходом, деньгами, добрым словом и т.д. Галина И. 27 февраля 2024, 12:45 В ряде толкований св. отцов на основании Св. Писания утверждается, что Бог не дает сверх сил, но сверх сил дает (искушает, соблазняет) диавол (Мф.4:9; 6:13. 1Кор.10:13). И человек здесь оказывается перед лицом выбора: выбор жизни или выбор смерти. " Во свидетельство пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое " (Втор. 30:19). " Бог сил с нами... Блаженны все, уповающие на Него " . Св. Ап. Павел, согласно т. зр. его биографов, страдал или приступами тяжелой болезни, или же последствиями жестокой малярии, кот.-й он заболел в болотистых низинах Памфилии (Деян.14,24) во время миссионерских путешествий. ЖЖ 27 февраля 2024, 08:10

http://pravoslavie.ru/158856.html

Но и бичевание, как пишет тот же евангелист, не помогло, народ не сжалился. И тогда уже Пилат отдал Христа на распятие ( Ин.19:1–6 ). Евангелист Лука пополняет сказание св. Матфея о суде над Господом у Пилата тем обстоятельством, что когда Пилат услыхал от обвинителей Его, что Он происходит из Галилеи, где был свой правитель Ирод, обрадовался этому, и хотел отклонить от себя дело суда над Ним, как невинным, послал Его к правителю Галилеи Ироду, который по случаю праздника Пасхи прибыл в Иерусалим. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался: ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем. Но Ирод не нашел в Иисусе Христе никакой вины и отослал Его обратно Пилату. В том обстоятельстве, что в суде над Господом участвовали не только Иудеи, но и язычники, св. Златоуст видит указание на то, что оправдание, приобретенное Господом чрез Его осуждение, имело принадлежать как Иудеям, так и язычникам. Наказан был от Бога и Пилат за невинное осуждение Иисуса Христа. Между прочим и за это осуждение, вследствие жалобы Марии Магдалины, римский император лишил его должности иудейского правителя и сослал в Галилею. Здесь, изнуренный печалью и скукой и терзаемый угрызениями совести и отчаянием, Пилат сам себя лишил жизни (Воскр. Чт.22 г.). Зач. 67. Издевательство воинов Пилатовых над Иисусом Христом и шествие Его на Голгофу. Читается на З-м часе вел. пятка и на литургии в праздник положения Ризы Господней, 10-го июля. Об издевательстве воинов Пилатовых над Иисусом Христом после осуждения Его на смерть и шествии Его на Голгофу на крестную смерть у еванг. Марка описывается почти одинаково, как и у еванг. Матфея ( Мф.27:27–32 ). Мк.15:16 . А воины отвели Его внутрь двора, то есть, в преторию, и собрали весь полк; Воины Пилатовы. Распятие на кресте, это была казнь, употреблявшаяся, собственно, у Римлян, и исполнителями ее обыкновенно были Римские воины, которые названы у Матфея (27 ст.) воинами правителя. В преторию. Претория, это – судебная палата римского правителя. Суд над Иисусом Христом производил Пилат не в самой палате, а вне ее, на открытом месте – на так называемом лифостротоне или гаввафе (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В то же время «все», то есть весь мир в его совокупности, неописуемо предсодержится в Божественной Сверхсущности, и Божественная воля есть причина бытия всех тварных существ. О довременном бытии мира говорили свт. Григорий Палама , св. Дионисий Ареопагит , Ориген . Важно при этом понимать, что идеи не только не совпадают с Богом и не суть Его Сущность. Созданием является не энергия, а ею произведенное и воплощенное в творениях, о которых св. Григорий Богослов говорит как об «образах мира», которые впоследствии произведены. Понятия Премудрость и Разум (катафатические свойства) в Священном Писании совпадают. Сама Премудрость говорит «Я – разум, у меня сила» ( Притч. 8:14 ). Премудрость говорит о себе: «Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою… Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны» ( Притч. 8:24–27 ). Бог является источником истинной Премудрости и Разума. Можно приобретать у Бога Премудрость и Разум как некое богатство и источник жизни ( Притч. 16:22 ) и терять ее ( Притч. 21:16; 23, 26 ). Особенно этот энергетический характер Божественной Премудрости отображен в следующих словах Священного Писания : «Премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. Солом. 7:24–27). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа, Она предстает в Писании распределительницей всех благ, жизни и счастья ( Притч. 8:32–36 ), благодати и правды, славы и богатства ( Притч. 3:13–16:8, 5 ), равно как и всех добродетелей (Премудр. 8:7). В то же время и в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога ( Притч. 8:27–31 ), (Премудр. 8:1; 10:1–19; 8:13; 9:4–5; 9), а в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос предстает как Учитель высокой Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами. Апостол Павел именует Христа Премудростью Божией ( 1Кор. 1:24–30 ), ( Кол. 2:3 ), ( Мф. 13:35 ). Во Христе все ветхозаветные высказывания Премудрости Божией получают свою окончательную форму. Он есть сама Воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Апостолы уразумели, что торжественный Вход Спасителя в Иерусалим явился исполнением пророчества Захарии «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» ( Ин.12:15 ), только после того, как Иисус прославился ( Ин.12:16 ). Они негодовали на женщину, помазавшую Господа драгоценным миром на вечери в доме Симона прокаженного в Великую Среду ( Мф.26:7–13 ). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве восстановленного Израиля ( Мк.10:32–37 ), апостолы думали о привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом. По свидетельству Евангелия, они не раз рассуждали о том, кто из них больше ( Мк.9:33 , Лк.9:46 ). Иаков и Иоанн Зеведеевы просили у Христа: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» ( Мк.10:37 ), что вызвало справедливое негодование остальных апостолов ( Мк.10:41 ). Тем не менее, они продолжали спорить о том, «кто из них должен почитаться большим» ( Лк.22:24 ) даже во время Тайной Вечери, когда Христос открыто изобличил предателя. В момент ареста все апостолы оставили своего Учителя ( Мф.26:56 , Ин.16:32 ), а Петр трижды отрекся от Него ( Мф.26:69–75 ). Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневались ( Мф.28–17 ) и по-земному понимали учение о Царствии: «сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешъ Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ) 173 . Эти проявления несовершенства и человеческой слабости ближайших учеников Спасителя в период их подготовки к апостольскому служению являются ярким свидетельством всемогущества Бога, Который «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор.1:27–29 ). И потому еще до обновления апостолов Святым Духом отношение к ним Христа отличается близостью и доверительностью: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Притчи с одним главным образом обычно строятся по принципу тщательной прорисовки этого образа и сопутствующих ему деталей. Горчичное зерно превращается не в какое-то абстрактное дерево, а в то, ветви которого становятся укрытием для птиц небесных ( Мф. 13:32 ). Закваска кладется не просто в тесто, но в три меры муки ( Мф. 13:33 ). Сокровище не просто где-то хранится, но скрыто на поле; купить его можно только вместе с полем; чтобы его купить, нужно продать все ( Мф. 13:44 ). Бросив семя в землю, человек не просто продолжает заниматься своим делом: он и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он. И земля не просто произращает плод, но производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе ( Мк. 4:27–28 ). Царь, идущий на войну, не просто просчитывает риски: он должен сесть и посоветоваться, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами, и если поймет, что не силен, отправит к своему противнику посольство просить о мире ( Лк. 14:31–32 ). Притчи с двумя главными образами нередко построены на принципе контраста, или противопоставления: мытарь противопоставляется фарисею; нищий – богачу; сын, исполнивший волю отца, – сыну, не исполнившему его волю; девы благоразумные – девам неразумным; милосердный государь – немилосердному рабу ( Мф. 18:23–30 ). Принцип контраста наиболее уместен в тех случаях, когда Рассказчик хочет достичь эффекта неожиданности. Так, например, в притче о богаче и Лазаре Иисус сначала крупными, яркими мазками рисует портрет богатого человека, пользующегося всеми благами мира сего, проводящего жизнь в роскоши; затем не менее красочно изображается бедняк, лежащий в струпьях у ворот дома богача. Эта ситуация хорошо знакома слушателям Иисуса: вполне возможно, что Сам Иисус, описывая ее, сделал зарисовку с натуры. Однако та ситуация, в которую оба – и богач, и нищий – попадают после смерти, слушателям неизвестна, и здесь их ожидает множество сюрпризов: оказывается, Лазарь попадает на лоно Авраамово, а богач в ад; выясняется, что облегчение страданий в аду невозможно и что никакое чудо не может спасти тех оставшихся в живых братьев богача, которые не слушаются Моисея и пророков ( Лк. 16:19–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Мф. 5:27, 28, 29 ). Заповедь сия, запрещающая смотреть на женщину, может казаться для другого светского человека странной. Как не смотреть на подобного себе человека? Да, смотреть можно, но без внутреннего вожделения, так как подобный взор вредить душе христианина – приводит ко греху. О важности сей заповеди излишним представляется говорить много; истину её сознает каждый христианин. Замечательно, что даже древние раввины руководили ею своих последователей, и не мало ими написано об этом. Вот что читаем в талмуде: «Бойся Израиль смотреть не только на чужую жену, но даже на свою, и особенно избегай лишнего разговора с женщиной, так как это ведет к падению – гибели души» (см. Пиркэ Абот – учение Отцов). В силу этой заповеди талмуда, евреи держатся всегда далеко от общения женщин; даже в синагоге они не сходятся вместе; те и другие имеют особые отделения, и все это ради избежания соблазна. Сама жизнь евреев подтверждает сказанное нами. Вы, читатель мой, не увидите, чтобы еврей много разговаривал с чужою женою на улице; никогда также не увидите, чтобы еврей и со своей женою прогуливался под руку; это считается весьма неприличным. Но если в одном заповедь талмуда сходится с заповедью Евангельской по отношению воздержания взора на женщину с целью соблюдения чистоты душевной, то в другом весьма далеко отстоит одна от другой, что сейчас увидим. Так в древнем законе сказано: если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную ( Втор. 24:1 ) и ( Мф. 5:31 ). Христос же учит: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32 ). Талмуд же, на основании приведенной заповеди Моисея, разрешает еврею за всякую безделицу дать жене развод; даже за то, если она ему не нравится, хотя это противно заповеди Моисея, которая не иначе дозволяет мужу разводиться с женою, если он заметит срамное дело за ней – порок – «эрво»; но еврей, следуя талмуду, объясняет слово Моисея «эрво» по своему и пороком называет даже и то, если ей нужно повторить дважды об одном и том же предмете, и это считается «эрво» – пороком, и за такой порок, он дает ей развод по своему соизволению во всякое время. Заметим между прочим, что развод не сложный, достаточно написать, что, я – Янкель, или Мошэ развожусь со своею женою за то-то, согласно Закона Моисея и талмуда, и процесс кончен. Зла от развода несть конца, не без причины Господь говорит: кто разводится с женою своею, подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Вот все заповеди Христовы; вот иго, возлагаемое Им на нас. И если мы будем перевоспитывать себя по указаниям Его; если всеми силами души будем стремиться к доступному нам совершенству, то несение этого ига окажется легким. Однако, и при таких условиях, мы не застрахованы от искушений, от соблазнов; и если в борьбе с соблазнами мы будем ослабевать, то должны вспомнить изречение Господа: Невозможное человеку возможно Богу ( Лк. 18:27 ; Мф. 19:26 ; Мк. 10:27 ); и мы должны обратиться к Нему за помощью, за благодатною поддержкою. Просите, и дано будет вам, сказал Христос и, при этом, добавил: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если нет между вами таких людей, то тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф. 7:7–11 ). 5. Перейдем теперь к рассмотрению тех изречений Иисуса Христа, которые многими совершенно ошибочно принимаются за заповеди Его. Вот эти изречения: Продай имение твое и раздай нищим, и приходи и следуй за мною! ( Мф. 19:21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 18:22 ). – Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие ( Мф. 19:24 ; Мк. 10:25 ; Лк. 18:25 ). – Кто любит отца или мать, или сына, или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10:37 ). – Кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня, тот наследует жизнь вечную ( Мф. 19:29 ; Мк. 10:29 ; Лк. 18:29 ). – Продавайте имения ваши и давайте милостыню! ( Лк. 12:32–33 ). – Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною! ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ; Лк. 9:23 ). На основании этих изречений, некоторые полагают, что спастись можно только при условии полного отречения от мира и всех благ его и удаления в пустыню, то есть проповедуют отшельничество и аскетизм. Но они забывают, что Христос никогда не осуждал пользование земными благами, как дарами, ниспосланными Богом. Он требовал только, чтобы мы не считали себя полными хозяевами и безотчетными распорядителями этих благ; Он требовал, чтобы мы признавали эти блага Божиим достоянием, а себя считали бы только управителями, приставленными к этому достоянию, обязанными управлять им согласно с волею Божию и дать отчет в управлении им; Он требовал, чтобы мы, пользуясь и управляя этим достоянием, не забывали Его заповеди о любви к ближним и чтобы благо творили им.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010