61. Егда внидеши в Вавлнъ, и узриши, и прочтеши вс словеса и речеши: 61. И сказал Иеремия Сераии: когда ты прийдешь в Вавилон, то смотри, прочитай все сии речи, 62. Гди, ты реклъ ес против мста сег, погбити е, и да не бдетъ живй в немъ члвка и до скота, и да бдетъ в вчню пстыню. 62. И скажи: Господи! Ты изрек о месте сем, что истребишь его так, что не останется в нем ни человека, ни скота, но оно будет вечною пустынею. Пророчество Иеремии Сераия должен был прочитать, когда он «войдет в Вавилон и узрит» его – этот город. Последние слова не значат непременно, что Сераия должен был читать пророчество пред народным собранием внутри города; но значат только, что он должен был обратиться лицом к Вавилону, стоя на каком-либо возвышенном месте в его окрестностях, и в таком положении, может быть, в присутствии нескольких соотечественников, читать пророчество. Слова, которыми надлежало заключить чтение пророчества: Гди, ты реклъ ес… и да бдетъ в вчню пстыню ( Иер. 51:62 ), – слова, выражающие сущность пророческой речи о Вавилоне, в настоящем случае, по смыслу своему, подобны таким изречениям, как: да будет, или: буди, или: аминь, Господи! По строю своему, слова эти напоминают изречение Спасителя: «ты сказал», или: «ты говоришь» ( Мф. 27:11 ; Мк. 15:2 ; Лк. 23:3 ; Ин. 18:37 ). Иер. 51:64 63. И бдетъ, егда прочтеши книг привж к ней камень, и вверзи ю посред Ефрата, и рцы: 63. И когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень, и брось ее в средину Евфрата, 64. Так потопитс Вавлнъ, и не востанетъ лица же азъ навед нань, и разоритс. даже до зд словеса 64. И скажи: так погрузится Вавилон, и не возстанет от того бедствия, которое Я наведу на него, и они совершенно изнемогут. Доселе речи Иеремии. Ст. 64: так потопитс… ср. Иер. 51:42  с толков. Бросить список пророчества с привязанным к нему камнем в реку Евфрат значило особенно усилить и показать наглядно смысл слов, которыми сопровождалось это действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

И Марк вспоминает, что другие казали: «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и чрез три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник встал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я» ( Мк. 14:58–62 ). А вот говорит Матфей: «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал» ( Мф. 26:63–64 ). Итак, выходит, что ответ: «Ты сказал» имеет то же значение, что и ответ: «Я». Действительно, у Марка читаем: «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». То же говорит и Матфей, хотя и не приводит ответ Иисуса: «Я». «Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? вы слышали богохульство» ( Мк. 14:62–64 ). О том же говорит и Матфей, прибавляя: «Вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти». Об этом же свидетельствует и Марк. А Матфей продолжает: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» ( Мф. 26:65–68 ) То же пишет и Марк, вспоминая также, что они закрывали Его лицо. Обо всем этом повествует и Лука ( Мк. 14:64–65 ; Лк. 22:63–64 ). 21 . Можно понять, что Господь претерпевал это до самого утра в доме первосвященника, где подвергся искушению и Петр. Однако, относительно этого искушения евангелисты повествуют в несколько различном порядке, ибо Матфей и Марк вспоминают вначале о поруганиях, а затем уже – об искушении Петра, Лука же – наоборот: сперва об искушении, а потом – о поруганиях над Господом. Иоанн, в свою очередь, сначала начинает говорить об искушении Петра, затем вставляет несколько слов о поруганиях, далее прибавляет, что Он был отведен к Каиафе, а потом снова возвращается к Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Первосвященник, став посреди, вопросил Иисуса, говоря: что же Ты не отвечаешь ничего? Слышишь ли, что они на Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохуление; как вам кажется? Они все признали Его достойным смерти. " ( Мк. 14:60–61 ; Мф. 26:63 ; Мк. 14:62–64 ). Господь Иисус Христос по воскресении явился ученикам Своим и сказал им: «Мир вам; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: примите Дух Святой. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» ( Ин. 20:21–23 ). Еще говорит Иисус Христос ученикам Своим: «Дана Мне всякая власть на небеси и на земли. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» ( Мф. 28:18–20 ). Иисус Христос глаголет также: " Слыши, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею – вот первая заповедь. Вторая подобная заповедь есть сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной заповеди, большей сих, нет.» ( Мк. 12:29–31 ). Апостол Павел проповедует: «Итак, ...нет иного Бога, кроме Единого. У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.» ( 1Кор. 8:4, 6 ). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.» ( 1Тим. 2:5–6 ). «Ибо если преступлением одного многие подверглись смерти, то кольми паче благодать Божия и дар благодатию одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих.» ( Рим. 5:15 ). «Столп и утверждение истины и, беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе 78 , показал Себя ангелам 79 , проповедан в народах, принят с верою в мире, вознесся во славе.» ( 1Тим. 3:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«И, однако, главной причиной, перевесившей все другие, причиной, которая непосредственно привела к постыдной казни Учителя из Галилеи, были Его невероятные притязания на то, что Он, Сын простого плотника, выросший среди стружек и опилок в мастерской Своего отца, на самом деле был Богом во плоти». Можно, конечно, рассудить и так, что Иисус представлен в Библии Богом потому, что Евангелия были написаны Его учениками, которые хотели создать Ему вечный памятник. Но сбросить со счетов Библию мало – в таком случае надо закрыть глаза и на все исторические свидетельства, о которых шла речь выше. Уильям Робинсон пишет следующее: «...исторически объективный подход к этому вопросу показывает, что даже согласно светской истории Иисус жил на земле, и Ему поклонялись как Богу. Он основал церковь , которая молится Ему уже 1900 лет. Он изменил весь ход истории человечества». Суд ( Мк. 14:61–64 ): «Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что нам ещё свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти». Судья Гэйнор, уважаемый нью-йоркский юрист, в своей речи по поводу суда над Иисусом считает, что единственным обвинением, предъявленным Христу верховным судом (Синедрионом) было обвинение в богохульстве. По его мнению, «все четыре Евангелия свидетельствуют о том, что «преступлением», за которое Иисус был осуждён, являлось богохульство: ...Иисус говорил о Своей сверхъестественной силе, а это – по отношению к человеку – рассматривалось как богохульство. Иоанн (10:33) говорит о том, что Иисуса обвиняли в «делании Себя Богом», а не в Его словах по поводу Храма». Что до вопросов фарисеев, то, как пишет А.Т.Робертсон, «Иисус принимает вызов, признавая, что считает Себя всеми тремя – Мессией, Сыном Божьим и Сыном Человеческим. «Ты говоришь» по-гречески – всего лишь идиоматический эквивалент простого «да» (ср. «Я» в Мк. 14:62  и «Ты сказал» в Матф. 26:64 )».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

У Марка (Евангелие которого большинство тех же самых критиков считает самым ранним) есть утверждения о божественности Христа, в том числе Его провозглашения Себя Богом. Например, когда Иисус говорит о Своей власти прощать грехи, фарисеи расценивают это как утверждение о Его божественности и восклицают: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» ( Мк. 2:7 ). А когда Иисуса спрашивают на суде, Мессия ли Он (а Мессию в Ветхом Завете называют Богом – Пс. 44:8 ; Ис. 9:6 ; Зах. 12:10 ), Иисус отвечает прямо: «Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мк. 14:62 ). Таким ответом Он определённо признаёт, что провозглашает Себя Богом, и синедрион пользуется этим, чтобы осудить Иисуса за «богохульство» ( Мк. 14:64 ). В текстах вне Евангелий, Послание Павла к римлянам (ок. 56), которое многие считают созданным раньше, чем Евангелия, даёт решительные и сильные описания божественности Христа, указывая, что Он – «сущий над всем Бог» ( Рим. 9:5 ). Многие случаи самых явных провозглашений Иисусом Своей божественности относятся к контексту, в котором Его противники искушают или обвиняют Его. Хотя это верно в отношении повествования как Иоанна, так и синоптиков (ср. Мк. 2:7–10; 14:61–62 ; Ин. 10:24, 30–33 ), Иоанн особо подчёркивает враждебность «иудеев» (см. Ин. 5:16, 18; 7:1; 10:31 ). Вполне понятно, что он уделяет и особое внимание явным провозглашениям божественности. Синоптики не ставили себе первоочередной задачи подчеркнуть божественность Христа. У Матфея акцент ставится для иудеев, на долго ожидаемом ими пришествии Мессии. Марк особо выделяет смиренное служение Иисуса ( Мк. 10:45 ). Лука подчёркивает человеческую сущность Иисуса. Прямо объявленной целью Иоанна было показать, что Иисус – воплотившийся Бог ( Ин. 1:1, 14; 20:31 ). Не приходится удивляться, если в его Евангелии провозглашений божественности Христа больше. В кульминационной главе своего Евангелия Иоанн сообщает, что Фома исповедал божественность Христа, назвав Его «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20:28 ). Если этот текст неточен, значит, Иоанн неправильно раскрыл главную тему своей книги, а именно, тезис о том, что чудеса Иисуса побудили Его учеников признать Его истинную сущность как Бога (см. Ин. 20:28–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мк 13:24–31 . Среда 34 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 62 Сказал Господь Своим ученикам: небо и земля пройдут, слова же Мои не пройдут. О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы на небе, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте и молитесь: ибо не знаете времени. Как человек, уехавший в путешествие, оставив дом свой и дав рабам своим власть и каждому дело его, – заповедал и привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет господин дома: вечером ли, или в полночь, или в пение петухов, или утром; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. И что вам говорю, всем говорю: бодрствуйте. А через два дня была Пасха и Опресноки; и искали первосвященники и книжники, как бы Его взять хитростью и убить; ибо они говорили: не в праздник, чтобы не было возмущения в народе. Мк 13:31–14:2 . Четверг 34 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 63 В то время, когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, пришла женщина с алебастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного. Разбив сосуд, она стала возливать Ему на голову. Некоторые же в негодовании говорили друг другу: к чему эта трата мира? Ведь миро это можно было бы продать больше чем за триста динариев и дать нищим. И строго выговаривали ей. Иисус же сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Доброе дело сделала она Мне. Ибо нищих вы всегда имеете с собою и, когда хотите, можете им благотворить. Меня же не всегда имеете. Она сделала, что могла: заранее помазала тело Мое для погребения. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие во всем мире, и о том, что сделала она, будут говорить в воспоминание о ней. Мк 14:3–9 . Пятница 34 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 64 В то время Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему денег. И он искал, как бы при удобном случае предать Его. И в первый день Опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: куда велишь нам пойти приготовить Тебе вкусить пасху? И посылает двух из учеников Своих и говорит им: идите в город; и встретит вас человек с кувшином воды; последуйте за ним.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

В изречении Христа заключается, следовательно, весьма тонкий и глубочайший богословский смысл. Крайнее уничижение Раба Иеговы – вот в чем было Его крайнее величие. Эту, так сказать, отрицательную славу Христа враги Его видели лично. Христос говорит здесь словами Пс.109:1 и Дан.7:13 . Мф.26:65 .  Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! Мф.26:66 .  как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. (Ср. Мк.14:63–64 ). Истинный смысл слов Христа не был, очевидно, понят Его судьями. Обстоятельства, в которых Он находился, совершенно противоречили сделанному Им заявлению о том, что Он – Сын Божий, сидит одесную Силы и идет на облаках небесных. Такое заявление показалось им богохульством и действительно было бы таковым, если бы было произнесено каким бы то ни было обыкновенным человеком. Поэтому первосвященник разодрал свои одежды. Это было бы трогательным действием, если бы не происходило от крайней злобы, лицемерия, ненависти и подлости (ср. 4Цар.18:37, 19:1 ; Деян.14:14 ). В Лев.10:6, 21:10 первосвященнику запрещено было раздирать свои одежды, но из дальнейшего стиха можно заключать, что он не должен был раздирать одежд только в знак скорби по умершим, даже отце или матери своих. Пример раздирания одежд в других случаях встречается в 1Мак.11:71 . Мнение, что Каиафа счел Христа за совратителя-месита (см. Сангедр. VII, 10; Талмуд, пер. Переферковича, т. 4, с. 291–292), ошибочно. За богохульство определена была в законе смертная казнь ( Лев.24:15–16 ). Поэтому в ответ на заявление первосвященника присутствовавшие сразу же начали говорить, что Христос «повинен смерти». Мф.26:67 .  Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (Ср. Мк.14:65 ; Лк.22:63–64 ). Такое же отношение, какое бывает и в других случаях к преступникам, «лишенным всех прав состояния». Правда, приговор синедриона пока не был утвержден официально. Но по всему было видно, что судьи не откажутся от своего решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исследователи определяют композицию этого Евангелия по-разному. Обычно выделяют 3 основные части: 1) пролог (Мк 1. 1-15), содержащий рассказ об Иоанне Крестителе, крещении Иисуса Христа и Его искушении от диавола; 2) повествование об общественном служении Христа (Мк 1. 16 - 8. 26), включающее рассказ о призвании учеников, об учении и спорах, о чудесных насыщениях неск. тысяч чел., об исцелениях и изгнании бесов; 3) повествование о Страстях (Мк 8. 27-16. 8), начинающееся с их предсказания, рассказ об очищении храма, об учении, о Тайной вечере, об аресте, о суде, распятии, погребении и об обнаружении пустой гробницы ( Guelich R. A. Mark 1 - 8:26. Dallas (Tex.), 1989. (WBC; 34A)). В прологе евангелист выделяет 3 наиболее важных аспекта в явлении миру Христа - Его Мессианство, Богосыновство и Благую весть: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк 1. 1). Пролог подчеркивает исполнение пророчества Исаии: в пришествии Иоанна (ср.: Ис 40. 3), крещении Иисуса Христа (ср.: Ис 42. 1; 61. 1), провозглашении Благой вести (ср.: Ис 40. 9; 52. 7; 61. 1-2). Согласно Евангелию от Марка, основное содержание Вести, принесенной Христом, заключается в словах: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1. 15). Призвание апостолов Петра и Андрея. Мозаика среднего нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Призвание апостолов Петра и Андрея. Мозаика среднего нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. В Мк 1. 16 - 8. 26 рассказывается о 15 чудесах, совершенных Господом Иисусом. Его служение в Галилее в отличие от повествований др. евангелистов выглядит триумфальным: «...весь город собрался к дверям» (Мк 1. 33), «...весь народ пошел к Нему...» (Мк 2. 13), «...за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве» (Мк 3. 7-8). Господь, согласно Евангелию, разделяет трапезу с мытарями и грешниками (Мк 2. 15-17), несмотря на нарекания со стороны книжников и фарисеев. Он побеждает демонов повсюду, не только запрещая им говорить и изгоняя их из людей (Мк 1. 25; 3. 11-12), но и усмиряя бурю (Мк 4. 35-41) и ветер на море (Мк 6. 47-52), к-рые в ВЗ считались противящимися воле Божией (ср.: Пс 64. 8; 88. 10). Он исцеляет от горячки, от проказы, расслабленного, сухорукого, глухого и немого, а также насыщает 5 тыс. чел. 5 хлебами и 2 рыбами (Мк 6. 34-44) и 4 тыс. чел. 7 хлебами и неск. рыбами (Мк 8. 1-10).

http://pravenc.ru/text/347622.html

«Св. Иустин, цитируя одно место из Мк., прямо называет его «Воспоминаниями Петра» («Диалог с Трифоном», 108). Св. Ириней Лионский сообщает, что Марк написал свое Евангелие в Риме вскоре после мученической смерти Петра, «учеником и переводчиком» которого он был («Против ересей», III, 1, 1). Ап. Петр был распят по всей вероятности в 64 (или в 67 г.), и, следовательно, Евангелие от Марка нужно датировать концом 60-х гг» . Рим — место написания Мк. На то, что Мк. было написано в Риме, указывают не только приведенные внешние свидетельства, но косвенно идейно-богословские и лексико-стилистическое характерные черты самого Евангелия: Для христиан из язычников (римлян) не было смысла особенно подчеркивать иудейское основание христианства. Отсюда столь незначительное число ветхозаветных пророчеств и аллюзий в Мк., сравнительно с Мф. Марк переводит арамейские слова (которых в Мк. встречается больше, чем в других Евангелиях ) и объясняет иудейские обычаи. Евангелист понимает важность евангелизации язычников, и неслучайно самое потрясающее исповедание веры звучит из уст римского сотника у подножия Креста: Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк. 15, 39). Эта деталь, впрочем, войдет и в другие Синоптические Евангелия. О Симоне Киринеянине, несшем Крест Иисуса, сообщают и другие Синоптики (Мф. 27, 32; Лк. 33, 26), но только в Мк. 15, 21 уточняется, что Симон был отцом Александра и Руфа. В Рим. 16, 13 имя Руфа можно встретить среди членов римской церкви. К косвенным подтверждениям можно отнести то, что ап. Петр в 1 Петр. 5, 13 шлет привет из «Вавилона» (читай — Рима, см. § 50. 2) и от Марка, которого он называет своим сыном. Там же, в Риме, находился в заключении и Павел, чувствовавший приближение смерти и также встретивший там Марка (см. Кол. 4, 10; ср. 2 Тим. 4, 11). Наконец, общебогословские особенности говорят о «столичности» Мк.: Общине, в которой написано Мк., угрожают преследования. Вера, которую св. Марк желает укрепить в читателе, не есть спокойная вера: она на острие противоречий, она заставляет идти на риск. Евангелие постоянно вопрошает читателя: можешь ли ты уверовать в такого Мессию и Сына Божия? Иными словами, вера должна быть испытана. Такой подход вполне соответствует ситуации — тому, что было с римской церковью при Нероне, когда в 64-м году был казнен ап. Петр . Вера в Иисуса Христа как в Сына Божия через Мк. проходит красной нитью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Уже при самом поверхностном взгляде нас не может не поразить то наблюдение, что это писание между всеми другими выдается особенной живостью и наглядностью, пластической рельефностью изображения. И это является тем более поразительным при сравнительной сжатости и суммарности изложения, когда вместо подробного рассказа благовестник просто привносит несколько штрихов, взятых с натуры. «А Он спал на корме на возглавии» ( Мк. 4, 38 ); «он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу» ( Мк. 10, 50 ); «и они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» ( Мк. 1, 20 ); «тотчас говорят Ему о ней. Подошедши, Он поднял ее, взяв за руку, и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. И весь город собрался к дверям» ( Мк. 1, 30–33 ); «собрались многие, так что уже и у дверей не было места . И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо, и, не имея возможности приблизиться к Нему за множеством народа, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постелю, на которой лежал расслабленный» ( Мк. 2, 2–4 ); «повелел рассадить всех на зеленой траве» ( Мк. 6, 39 ); «одежды Его сделались блестящими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» ( Мк. 9, 3 ), – все эти мелкие подробности характеризуют очевидца и не могут быть приписаны только живости воображения повествователя, ибо не необходимы по самому ходу рассказа. Кисть его была сочная, но это потому, что на ней было много ярких красок, что каждая деталь была дорога, так как составляла достояние его сознания и невольно сказывалась в речи. Нельзя не заметить и того, что писатель столь же наглядно обрисовывает чувства действующих лиц, их душевное состояние, – словно он сам живет с ними. «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» ( Мк. 3, 5 ); «и, воззрев на небо, вздохнул» ( Мк. 7, 34 ); «Иисус, взглянув на него, полюбил его» ( Мк. 10, 21 ); «Иисус шел впереди, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» ( Мк. 10, 32 ), – кому могло быть известно всё это, кроме того, кто сам наблюдал за малейшими движениями Господа, уловлял всякую черту Его взора, кто сам волновался вместе с другими, будучи непосредственным участником событий? Внутренние душевные настроения всего труднее поддаются воспроизведению, и мастерами слова в этом отношении всегда были люди глубокого духовного опыта. Иначе выходит неестественно, бледно и ходульно. У Марка же всё просто и непосредственно, как акт собственного психического прошлого. Евангелист невольно говорит его языком, и из уст его вырываются непонятные: ταλιθ κομ [талифа куми] ( Мк. 5, 41 ), φφαθ [еффафа] ( Мк. 7, 34 ), ββ [Авва] ( Мк. 14, 36 ), хотя он и вынужден пояснять их немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010