Изображая в сем псалме тяжесть своих страданий, псалмопевец в то же время пророчески говорит и о страданиях Спасителя нашего за наши грехи. По толкованию св. Афанасия Александрийского , здесь устами псалмопевца говорит и Сам Господь наш Иисус Христос о своих страданиях за грехи рода человеческого с. 288]. Действительно, пред началом Своих страданий Он молился Своему Небесному Отцу: «Прискорбна есть душа Моя даже до смерти» ( Мф.26:38 ). А эти слова имеют одинаковое значение с словами псалмопевца: яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися (ст. 4). Затем слова стихов 5–7 буквально исполнились на Иисусе Христе. Он действительно был только причислен к мертвецам (привменен бых с нисходящими в ров), но не был обыкновенным мертвецем, потому что воскрес. Он был как бы беспомощным (яко человек без помощи), т.е. казался таковым, потому что все ученики оставили Его и разбежались ( Мф.26:56 ), но не был таковым в действительности (ст. 53). Наконец, Он уподобился раненым, лежащим во гробе (яко язвеннии спящии во гробе), потому что действительно был пронзен гвоздями и копием и погребен в пещере, закрытой камнем, следовательно, в месте темном (положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней). Эти последние слова, ввиду того, что они прямо относятся к лицу умершего и погребенного Христа, входят в состав богослужения Святой Православной Церкви; именно они поются как прокимен пред чтением Апостола на вечерни, в великий пяток. Таким образом, на время Он был как бы покинут, забыт Богом и уподобился тем, которых псалмопевец называет лишенными помощи Божией (от руки Твоея отриновени). В таком именно положении сознавал Себя Сам Иисус Христос, когда взывал к Богу Отцу Своему: «Боже мой, Боже мой, Вскую мя еси оставил» ( Мф.27:46 ). Равным образом слова стиха 9 буквально исполнились на Иисусе Христе. Когда Иуда, с толпою народа, вооруженного «дреколием», пришел в Гефсиманию, с целью взять Иисуса Христа, тогда все ученики оставили Его и «разбежались» ( Мф.26:56 ), также и во время распятия все знакомые Его «стояли вдали от Него» ( Лк.23:49 ). Иисус Христос в Своей жизни постоянно был предметом ненависти своих врагов, они гнушались Им, называли Его обманщиком ( Мф.27:63 ; Ин.7:12 ), действующим силою диавола ( Мф.12:24 ; Мк.3:22 ), и разные другие хулы изрыгали на Него. Будучи же предан Иудою в руки врагов (предан бых), Он не делал ни малейшей попытки избежать предстоящих страданий (и не исхождах), но добровольно вкусил смерть за грехи наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Для сей же цели спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал Свою божественность и единство с Отцом; тогда уже предлагает им сей вопрос. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи, но желает знать непритворное мнение народа, потому что мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильною злобою» (Злат., ср. Феофил.). – «Сына Человеческого»: см. прим. к Мф.8:20 . – «Одни за Иоанна Крестителя»: воскресшего из мертвых. Этого мнения держался Ирод Антипа (ср. Мф.14:2 ) и, как видно из настоящего места не один, но и некоторые из народа. – «Другие за Илию», который по народному верованию должен был явиться пред пришествием Мессии ( Мф.11:14,17:10 ).– «Иные за Иеремию» и пр.: было также в народе мнение, что пришествие Мессии будет предварено явлением Иеремии пророка или кого-либо из древних великих пророков. Таким образом, народное мнение (конечно, не всего народа) о Христе было то, что Он – предтеча Мессии, почему Златоуст и говорит, что мнение народа было «гораздо ниже надлежащего». Мф.16:15–16 . Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. «Симон Петр сказал: ты Христос» и пр. Симон Петр, «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в лике апостолов, не терпит, предупреждает и говорит: «Ты Христос»» (3лат., ср. Феофил.). – «Христос»: т.е. Мессия, Помазанник (см. прим. к Мф.1:1 ). – «Сын Бога»: Сын Божий в исключительном, единственном смысле, Сын Божий единородный, второе лицо Пресвятой Троицы ( Ин.10:36 . Ср. прим. к след. ст.).– «Христос Сын Божий»: в этих словах заключается сущность христианской веры и исповедания (ср. Мф.26:63 ; Ин.11:27,20:31 ; 1Ин.2:22 и дал.; Флп.2:11 ). «Не говорит: ты еси Χριστο’ς, (Христос, Сын Божий) без члена; а с членом Χριστο’ς, Ψιο’ς т.е. Сын единый и единственный, Сын не по благодати, но рожденный из существа Отчего, ибо христами (без члена) были многие, как, например, все цари и священники, а Христос (с членом) один» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Даже тот, кто был в мире со мной, на кого я надеялся, кто ест хлеб мой, заносит пяту надо мной . (κα γρ νθρωπος τς ερνης μου φ ν λπισα σθων ρτους μου μεγλυνεν π μ πτερνισμν) У синоптиков читатель должен сам вспомнить и понять связь слов Иисуса с Ветхим Заветом. В Евангелии от Иоанна (13:18) эта связь с Писанием указана в явном виде – предвозвещая предательство Иуды, Иисус говорит: « Но это происходит, чтобы исполнилось Писание: “Тот, кто ест Мой хлеб, занес надо Мною пяту свою” » (λλ να γραφ πληρωθ· τργων μου τν ρτον πρεν π μ τν πτρναν ατο) . Эпизод второй. Гефсимания. «Он взял с собой Петра, Иакова и Иоанна. Ужас и тоска охватили Его, и Он говорит им: “Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте”» (Мк. 14:34; параллель – Мф. 26:38). Редкое и поэтическое выражение « душа Моя скорбит » (περλυπς στιν ψυχ μου) несомненно взято из Псалтири, где трижды (Пс. 41:6, Пс. 41:12, Пс. 42:5) как рефрен повторяются строки: Что скорбишь ты, душа? Что смущаешь меня? Уповай же на Бога: я еще буду славить Его! (να τ περλυπος ε ψυχ κα να τ συνταρσσεις με λπισον π τν θεν τι ξομολογσομαι ατ) Эпизод третий. Суд. Здесь черты невинного праведника псалмов проступают в облике Иисуса всё сильнее. «Многие давали лживые свидетельства против Него… Некоторые выступали и давали лживые свидетельства против Него, говоря…» (Мк. 14:56, 57; параллели – Мф. 26:59, 60). Лжесвидетели, обвиняющие праведника, – характерный мотив в псалмах невинного страдальца. Слова « выступали и давали лживые свидетельства » (ναστντες ψευδομαρτρουν) частично повторяют здесь лексику псалмов. Не отдавай меня на произвол врагов, ибо вот выступают свидетели лживые (Пс. 26:12). (μ παραδς με ες ψυχς θλιβντων με τι πανστησν μοι μρτυρες δικοι) Выступают свидетели лживые, о том, про что я не знаю, ведут допрос (Пс. 34:11). (ναστντες μρτυρες δικοι οκ γνωσκον ρτων με) «Первосвященник, выступив вперед, спросил Иисуса: “Тебе нечего ответить на их свидетельства против тебя?” Но Он промолчал и не отвечал ничего… Пилат снова спросил Его: “Тебе нечего ответить? Смотри, сколько против Тебя обвинений”. Иисус по-прежнему не отвечал…» (Мк. 14:60-61, 15:4-5; параллели Мф. 26:62-63, 27:12-14, Лк. 23:8-9).

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-i...

Кроме этого буквального объяснения Пс.63 , св. Афанасий Александрийский и некоторые другие отцы Церкви видят в нем таинственный и пророческий смысл и говорят, что св. пророк-псалмопевец изображает в нем усилия нечестивых и неверных иудеев, направленные против Господа Иисуса Христа, единого Праведного и Всесвятого. По св. Афанасию, «Давид воспевает псалом этот от лица святых апостолов, которые молятся об избавлении от врагов евангельской проповеди» с. 208]. В словах приступит человек, и сердце глубоко некоторые видят пророчество об Иуде, который, как глубоко скрытный и злой, пошел к врагам Христовым – иудеям – и дал им обещание предать Его. Но Христос, как Бог, вознесся и еще более возвеличился, совершив страшные чудеса во время Своего распятия и воскресения из мертвых. Далее, в словах: испыташа беззаконие: исчезоша испытающии испытания... и изнемогоша на ня языки их (ст. 7 и 9), изображая бессилие восстающих на тайны веры, псалмопевец имел в виду, конечно, прошедшие опыты, но, как пророк, он говорит в них и о будущем. Во все времена были люди, которые пререкали судьбам Божиим, как, например, Дафан и Авирон ( Чис.26:9 ), как Рапсак, горделивый полководец вавилонский ( 4Цар.18:19 и далее); но скоро умолкал дерзновенный язык их. И не только немощные люди чувствовали бессилие, когда восставали против тайн Божиих, – сам диавол, который первый побудил человека на богооскорбительные испытания судеб Его, даже и после того, как Иисус Христос заставил его умолкнуть ( Мф.4:11 ), все еще не переставал посредством своих клевретов вооружаться на Иисуса Христа теми же беззаконными испытаниями духа, непокорного вере. Сколько раз иудеи покушались уловить Иисуса Христа своими испытательными вопросами, каковы, например: «Достойно ли дати кинсон кесареви или ни?.. Кая есть большая заповедь в Законе?.. Коею властию сия твориши?..» и проч. Наконец, не враждебный ли дух испытания вопиял в них: «Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него!» ( Мф.27:42 ) Но это слово их истощилось, изнемогло. Христос воскрес, послал на проповедь апостолов. И хотя иудеи опять восстали на них, подвергли испытанию их благовестие, произносили клеветы и обвиняли их в общественных преступлениях, но и в этом случае опять испытательное и враждебное слово обессилело. Храм Иерусалимский разрушен, из жителей Иерусалима одни пали от меча, другие взяты в плен римлянами. И тогда-то все язычники смутились, видя иудеев преданными римлянам на истребление и конечную гибель, смутились и убоялись Христа Бога, уразумели дела Его и прославили святую истину. Под праведными нужно разуметь здесь тех же язычников, оправданных верою, которые возвеселятся о Христе и уповают на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

21) Филиппис. ( Флп.1:8 ): «Бог свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа». 22) 2 Коринф. ( 2Кор.1:23 ): «Бога призываю во свидетели на душу мою, что щадя вас, я доселе не приходил в Коринф». «Хотя апостол нигде не употребил речения: клянусь, но многократно повторенные им слова: Бог свидетель, очевидно, составляют сущность клятвенных уверений. Посему, блаж. Августин поставлял признаком развращенного сердца (perversi cordis) οτвергать клятвы ап. Павла, потому только, что он не говорил: клянусь Богом (per Deum.), а так: Свидетель ми есть Бог (testis est mihi Deus). Aug. Op. Tom. X., pag. 147»; «В писаниях ап. Павла находим, что он многократно употреблял клятву, дабы кто не подумал, что истинно клясться грешно». Aug. contr. Manich. Lib. XIX, cap. 23; В Прибавл. к изд. творений св. отц. часть 12, стр. 543, 1853 г.). 23) Матфея ев. ( Мф.26:63–64 ): «Первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Если бы клятва была противна Иисусу Христу, то Он непреминул бы обличить Каиафу. Ясно, что в необходимых случаях клятва именем Божиим дозволительна. Здесь клятвенную формулу произнес первосвященник (судия), как было тогда у евреев в обычае, а не подсудимый, как теперь. 24) Апокалипсис ( Откр.10:5–6 ): «И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что в нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет». Свидетельства святых отцов и истории церкви. 25) Августин, Contr. Faust. Manich. Lib. XIX, cap. 25 et 25: «Великий грех – клятвопреступление, а не клясться (произвольно) равно как и истинно клясться нет никакого греха». 26) Карамзин: История гос. рос. 1, 84 и 92. Изд. Ейнерл. (в Прибавл. к изд. твор. св. отц. ч. 12, стр. 574, 1853 г.): «Когда между Игорем и царем гроческим заключен был мир, то хранить условия сего мира, написанные на хартиях, русские христиане клялись уже в соборной церкви св. Илии предлежащим честным крестом».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

3.50 72. Полагайте начало жить не по-своему, а по заповедям Божиим. В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения 3.51 73. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных 3.52 74. С терпением и молитвой надо нести послушания 3.53 75. В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью 3.54 76. Вражда разрешается смиренным поклонением друг другу 3.55 77. Благословение на путешествие по святым местам 3.56 78. Благословение на поступление в монастырь. О важности преуспеяния в христианских обязанностях 3.57 79. Принятие в число братства зависит от Бога и от отца строителя 3.58 80. «Нужницы восхищают Царствие Небесное» (Мф., XI, 12) 3.59 81. Не слушай греховных помыслов, вспомни суд Божий и смерть 3.60 82. Желание исправления без благого начала мертво есть 3.61 83. Как избавиться от недуга пьянства? 3.62 84. Поздравление с праздником Воскресения Иисуса Христа 3.63 85. Храните свою совесть и открывайте худые помыслы 3.64 86. Не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божее благоутробие. Смири себя пред Богом и пред людьми 4 Письма к мирским особам 4.1 87. О прибытии в Александро-Свирский монастырь 4.2 88. Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть 4.3 89. «Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26) 4.4 90. При избрании супруга следует чтить и слушаться родителей 4.5 91. Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей 4.6 92. Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами 4.7 93. Покой достигается только смирением и терпением. Славолюбие, сластолюбие и сребролюбие - три главные страсти, от которых побеждаемся 4.8 94. Самомнительная набожность доводит до расстройства и болезни 4.9 95. Вся злоба есть семя дьявольское 4.10 96. Промысел Божий нами управляет 4.11 97. Не смущайтесь, а благодушествуйте и благодарите Премилосердого Господа 4.12 98. Примиритесь с мужем. Подавайте собой пример, чаще молитесь 4.13 99. Да поможет Господь развязаться с миром. Мы сами ничего не можем устроить, а во всем должны полагаться на волю Господню

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

63). Первое сомнение в святости нищих возникло, по мнению Прыжова, только в царствование Императора Петра 1-го, со времени издания духовного регламента, отвергнувшего это учение (стр. 83–57). Вот этот-то все более и более распространяющийся у нас взгляд, взгляд, в котором все перепутано, все перетолковано, все выставлено в ином свете и которым может быть нанесен, по этому, самый существенный вред делу благотворения и должен быть подвергнут самому тщательному и всестороннему рассмотрению. Как бросающий тень на чистоту учения святой церкви, как заподозривающий святость её действий, как объединяющий народные представления с подлинным её учением, он должен быть вынесен не на основании таких памятников, как стихи калек перехожих, к каким прибегает Прыжов со своими последователями, а на основании памятников, излагающих подлинное учение святой церкви. Кого же, и как, понимает святая церковь под именем нищих и каждому ли из них призывает на помощь? Всякая ли милостыня, каких бы размеров ни была, признается ею одинаково богоугодной? Всякому ли, кто бы ни приносил ее, одинаково усвояются плоды её? Вот вопросы, которые вызываются указанным взглядом и которые необходимо требуют решения для себя. Как ни трудно отвечать кратко на такие обширные вопросы, но мы надеемся, что и самые краткие ответы на них в состоянии будут показать всю произвольность приведенного взгляда. а) Нищие по учению святой церкви Говоря о нищих, святая церковь никогда не относилась к ним безразлично. Она всегда понимала под ними только истинно нуждающихся, только таких, которые не по своей вине, не по лености и праздности, впали в беспомощное состояние, а в силу болезни, старости, сиротства и других каких-либо исключительных обстоятельств. Уже сам Христос Спаситель, назвавши человека, закопавшего талант свой, рабом лукавым и ленивым и повелевши отдать талант его имущему десять талант ( Мф. 25:26,27 ), не показал ли тем, что леность и праздность неминуемо влекут за собою лишения и ни в каком случае не заслуживают снисхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

T. 11. P. 334-346); анонимный канон 1-го гласа без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Τ ναδεξαντι μν ς κτνα φαεινν (Показавшему нам как луч светлый); канон 2-го гласа с акростихом Αμηλλιανν νθ μλπω πθ (Емилиана боговдохновенным воспеваю желанием), с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос: Δετε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Αειθαλς βλστημα ν τ λειμνι σοφ (Неувядающая отрасль на лугу, мудрый) (Ταμεον. Σ. 248-249); кондаки: 2-го гласа Ανδρεα ψυχς (Мужество души), 2-го гласа с акростихом το στου (распутного), нач.: Κρατυνθες περττως (Укрепленный высочайше) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 128, 41 (отд. паг.)); 2 седальна (AHG. T. 11. P. 336-337). В афинском издании (1917) полиелейной службы Е. помещены тропарь 3-го гласа на подобен «Божия веры» Λθος τμιος τς Εκκλησας (Камень честный Церкви), кондак 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа на подобен «Взбранной» Τ θλοφρ ο πιστο τ μνητρια (Страстотерпцу верные песнословия). Канон тот же, что и в Минее, 2 цикла стихир-подобнов из слав. и греч. Минеи распределены среди стихир вечерни, остальные стихиры (циклы подобнов и самогласны), а также большая часть седальнов (кроме седальна по 3-й песни, заимствованного из греч. Минеи) и светилен составлены заново. Служба включает ветхозаветные чтения на вечерне (Ис 43. 9-14; Прем 3. 1-9а; 5. 15 - 6. 3а); на утрене - прокимен из Пс 91 и Евангелие - Мф 10. 16-22; на литургии - праздничные антифоны (из избранных стихов разных псалмов) с пением тропаря Е. на 3-м антифоне, прокимен из Пс 63, Апостол - 1 Тим 5. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие - Мк 13. 9-13. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ОРЕСТ († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция)

http://pravenc.ru/text/189945.html

Дары Божии подаются а) для пользования и наслаждения: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением ( 1Тим.4:4 ). Увещевай, чтоб уповали не на богатство, но на Бога Живаго, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Тим.6:17 ); б) ищущим Господа: Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе ( Пс.33:11 ). Ходящих в непорочности Он не лишает благ ( Пс.83:12 ). Дары Божии временные а) должны напоминать нам Подателя: Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу ( Втор.8:12–18 ); б) испрашиваются молитвою: Отче наш , хлеб наш насущный подавай нам на каждый день ( Лк.11:3 ). Все твари имеют участие во временных дарах Божиих: Все [животные] от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом ( Пс.103:27–28 ). Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их ( Мф.6:26 ). Возвещайте о дарах Божиих, которые вами получены, и благословляйте Бога: Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, насыщает благами желание твое ( Пс.102:2–5 ). Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его, какую оказал Он по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих ( Ис.63:7 ). Исполняйтеся Духом, воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все ( Еф.5:18–20 ). Все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца ( Кол.3:17 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Клятва или присяга есть дело благочестия: произно­сить клятву с призыванием Бога во свидетеля или судию может только верующий в Бога и исповедующий, что Он есть Бог истины, что Он все знает, что Он есть праведный Судия, воздающий каждому по делам его. Поэтому правильная клятва служит к прославлению Господа Бога. Похвалится всяк кленыйся им, говорит псалмопевец, яко заградишася уста глаголющих неправедная ( Пс.62:12 ). И цель клятвы или присяги есть утверждение в истине и в благих намерениях, или в верности и преданности долгу своего звания; утверждение взаимной верности между человеками и взаимного доверия. Человецы большим кленутся, говорит апостол, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть ( Евр.6:16 ). «Люди клянутся высшим и всякого их спора окончательное решение есть клятва». И в законе Моисеевом заповедь о клятве по­ставлена на ряду с важнейшими обязанностями благочестивого израильтянина: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому (единому) послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися ( Втор.10:20 ). Псал­мопевец прославляет верность клятве как доброде­тель праведника, в словах: кленыйся искреннему свое­му, и неотметаяся ( Пс.14:4 ). В Священном Писании видим много примеров того, как святые мужи и пророки Божии давали клятву. Клял­ся патриарх Авраам, Сказано о нем в книге Бытия: рече же Авраам к царю содомскому: воздвигну руку мою ко Господу Богу вышнему, Иже сотвори небо и землю: аще от нити до ременя сапожнаго возму от всего твоего ( Быт.14:22,23 ). Клялся Моисей ( Нав.14:9 ) и Давид ( 1Цар.24:23 ). Выше показаны были слова клятвы апостола Павла. Он же, в послании к Римлянам пишет: свидетель ми есть Бог, Ему же служу духом моим во благовествовании Сына Его, яко безпрестани память о вас творю ( Рим.1:9 ); послании к Филиппийцам: свидетель ми есть Бог, яко люблю всех вас ( Флп.1:8 ). Сам Бог, снисходя к немощи человеков, в откровениях Своих утверждал истину клятвою. Читаем в книге Бытия: Мною Самем кляхся, глаголет Господь: воистину благословя благословлю тя, и умножая умножу семя твое ( Быт.22:16,17 ). В псалме изображается клятва Бога Отца, коею утверждает­ся вечное священство Сына Божия: клятся Господь, и не раскается: Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ). И Спаситель показал уважение к клятве, ко­торою заклинал Его иудейский первосвященник, говоря: заклинаю Тя Богом живым, да речеши нам, аще Ты ecu Христос Сын Божий? Иисус, прервав молчание, дал ему ответ, свидетельствуя о Божестве Своем ( Мф.26:63–64 ). Из этого видно, что клятва или присяга, как дело благочестия, не только не противна Богу, но служит к прославлению имени Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010