Порядок молебна об исцелении немощных, страдающих, обуреваемых и одержимых нечистыми духами «Царь Небесный», «Отец наш…». Псалмы 142 «Господи, услышь...2 (стр. 48); 22: «Господь пастырь…»; 26: «Господь Свет мой...» (стр. 170); 50: «Помилуй меня, Боже...» (стр 26); 67: «Да восстанет Бог…»; 90: «Живущий под кровом Всевышнего…» (стр. 85). «Бог Господь…». Тропари 4 гл.: «Ты Единственный скорый Заступник, Христе...» (стр. 55). Слава: «К Богородице прилежно ныне прибегнем…». И ныне: «Не перестанем никогда…» (стр. 153). По желанию можно канон на елеосвящение (стр. 49). Апостол Иакова 5– 16 (стр. 57). Евангелие 1. Матфея 10:1, 5–8 . (стр. 63), 2. Мф. 8:14–23 (стр. 65). 3. Мф. 15:21–28 (стр. 69). Ектения: 1. «Помилуй нас, Боже…». 2. «Усердно все помолимся об одержимых нечистыми духами, чтобы Человеколюбивый Христос Бог запретил нечистым и злым духам и избавил Своих рабов от власти противника, чтобы запретивший легиону бесов и начальнику зла диаволу, Он Сам и ныне запретил отступникам от благочестия и избавил Свои создания от действия диавола и очистил тех, которых сотворил с великой мудростью». 3. «Еще: усердно помолимся о них защити, спаси, помилуй; и восстанови их, Боже, Твоею силою». 1. Молитва: «Господи Иисусе Христе Боже наш, связавший сильного и расхитивший все вещи его, давший нам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу врага, предавший нам человекоубийственного змея связанным, как воробья – детям. Ты, Которого все страшится и трепещет пред лицем силы Твоей, свергший сатану, как молнию с неба на землю свержением не с одного места на другое, но от чести в бесчестие за добровольную злобу его; Ты, Которого взор иссушает бездны, Которого гнев расплавляет горы и истина пребывает во век, Ты, Которого восхваляют младенцы и благословляют грудные дети, Которого воспевают и Которому поклоняются Ангелы, Ты, взирающий на землю и делающий, что она трясется, прикасающийся к горам, и они дымятся, запрещающий морю и иссушающий его и самые реки, Ты, все опустошающий, Которому и облака – прах ног Его; Ты ходящий по морю, как по суше, Единородный Боже, Сын Великого Отца, Сам запрети злым духам и избавь творения рук Твоих от действия враждебного духа, ибо Тебе слава, честь и поклонение, и через Тебя Твоему Отцу, во Святом Духе во веки. Аминь». Затем больного помазывают святым елеем, произнося молитву: «Небесный Святой Отец…» (стр. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воскресение 26.03.2024 63 Время на чтение 17 минут «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. 28: 1-15). То, что произошло, было непостижимо, и сами Апостолы первоначально восприняли сообщение женщин в качестве бреда, фантазий их воспаленного воображения. Спустя столетия Ренан повторит сомнения Апостолов, назвав сильную фантазию Марии Магдалины «галлюцинирующей». Однако Мария Магдалина была не одинока в своем видении. К тому же следует обратить внимание на те перемены, которые произошли с учениками Иисуса Христа. Пребывающие в страхе, совершенно преобразились после нескольких дней. Неужели галлюцинация могла произвести такой духовный переворот в сознании и естестве последователей Христа?

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/26/...

Скачать epub pdf Беседа 40 4. Процесс и приговор (Мк.14,53–15,20а). Продолжение. Иисус перед Каиафой и Синедрионом (Мк.14,53–64; Мф 26,57–68; Лк 22,54; Ин 18,12–14.19–25). Продолжение. 53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. 55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно. 60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. Итак, после ареста Иисуса привели к первосвященнику, к которому «собрались все первосвященники и старейшины и книжники», образовавшие Синедрион, или Высший Совет иудейского народа. Иисус Христос подвергся допросу. В изображении Евангелиста Марка в центре расследования стояло два вопроса. 1 . Речь Иисуса, направленная против храма : «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный», – таково было обвинение. Мы ничего не узнаём об обстоятельствах, в которых Иисус мог именно так высказываться относительно судьбы храма. Точно воспроизвести подобные высказывания Христа не могли очевидно и сами свидетели. Текст нам говорит, что «такое свидетельство их не было достаточно». Вот другие евангельские предания на ту же тему: «Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!» ( Мк 15,29 ); «Пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» ( Мф 26,60–61 ); «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин 2,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Клятва Клятва в важных случаях дозволительна и не греховна. Примеры клятвы ветхозаветные: Авраам: Авраам сказал царю содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего ( Быт.14:22–23 ). Сам Бог: Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты [Авраам] не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня, то Я благословлю тебя и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря ( Быт.22:16–17 ). Раб Авраама: И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему ( Быт.24:9 ). Исав и Иаков: Иаков сказал [Исаву]: Поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал Исав первородство свое Иакову ( Быт.25:33 ). Исаак и Авимелех, царь Иерарский: И вставши рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром ( Быт.26:31 ). в Новом завете: Иисус Христос примером Своим утвердил клятву: Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым: скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мф.26:63–64 ). Апостол Павел клялся: Свидетель мне Бог, Которому служу, что непрестанно воспоминаю о вас ( Рим.1:9 ; ср. Рим.9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; Флп.1:8 ). Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых, пишет он к Тимофею ( 2Тим.4:1 ). Господь запрещает клясться именем Его ложно: Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. ( Лев.19:12 ). Наказание Божие угрожает тому, кто клянется во лжи: Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Если он согрешит, грех его на нем; и если он вознерадел, то сугубо согрешит. И если он клялся напрасно, то не оправдается, и дом его наполнится несчастиями. ( Сир.23:11–12 ). И опять поднял я глаза [говорит пророк Захария] мои, и увидел: вот летит свиток. И сказал Он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его ( Зах.5:1–4 ). Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь. ( Пс.5:7 ). Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. ( Откр.21:8 ). Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно: ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. ( Исх.20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

40. Слово пред приведением воинов к присяге Возлюбленные братья! Господь избрал вас для служения в рядах христолюбивого воинства и ныне настало время вам принести присягу на верность Царю, Его Наследнику и отечеству. Каждый христианин знает и понимает, что произношение клятвы есть великое и важное дело, а также что присяга есть клятва Именем Божиим, пред Его святым Крестом и святым Евангелием, в удостоверение даваемого обещания служить верою и правдою, не жалея себя, для пользы Помазанника Божия – Русского Царя и родины. Однако случается, что люди исполняют положенное законом, как некоторый обряд церковный, не достаточно понимая значение и смысл его, а потому весьма важно мне предварительно объяснить вам основания на которых установлена воинская и всякая присяга. Вам необходимо приступить к исполнению святого долга вполне сознательно, чтобы в вашем сердце не было никакого сомнения, что клятва требуется законом на основании того, что она не только не противна Богу, но и освящена Самим Отцом Небесным и засвидетельствована Самим Спасителем, Иисусом Христом. Многие смешивают божбу и клятву, произносимую в греховных беседах и строго запрещенную Богом, с клятвой законной, установленной в делах богоугодных, важных, для выяснения правды в судах, для блага и добра ближним. Бог никогда не запрещал клясться Его Именем, но велел людям не злоупотреблять клятвою вообще. Не клянитесь, говорит Бог, Именем Моим во лжи ( Лев.19:12 ). Что же значит клясться Именем Божиим? Это значит призывать во свидетели Самого Бога Вездесущего и Всеведущего. Но мог ли Господь запретить людям, для которых он добровольно принял крестную смерть, брать Его в свидетели и именно ради правды и истины? Истину принес ведь на землю Сам Господь Иисус Христос. Нет, не мог запретить и мы знаем, что святые Апостолы приносили клятву. Так св. Апостол Павел начинает одно из своих посланий – клятвой: Бог свидетель, пишет он, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа! ( Флп.1:8 ). Знайте же, возлюбленные, что и Сам Господь Иисус Христос на суде тоже принял присягу. Когда первосвященник, судивший Его, обратился к Иисусу со словами: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий»( Мф.26:63 ), то Иисус Христос не только не сказал первосвященнику, что он спрашивает не должное, – присягу, но напротив тотчас ответил: Ты сказал! Присягая, евреи всегда произносили слова: или аминь, или – ты сказал, или – да будет так. Следовательно, Христос принял присягу на суде и под присягою показал, что Он действительно есть Мессия, Единородный Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Новые переводы См. также: Русский перевод 54–69); Переводы на другие языки 70–73); Различные проблемы перевода 74–82); Славянская Библия 83–97). Вольные переложения, художественный перевод См. также: Библия и литература 266–274) Ветхий Завет (в порядке следования книг) 1. Книга Бытия/Пер., предисл.: М. Г. Селезнев//МБ. 1997. Вып. 4. С. 67–75. См. также 2825. 2. Победная «Песнь Деборы»: (Древнейший памятник древнееврейской поэзии)/Пер., примеч., коммент.: И. М. Дьяконов//МБ. 1995. Вып. 3. С. 64–71. Из книги Судей. 3. Книга Рут/Пер. с древнееврейского и коммент.: Э. Г. Юнц//МБ. 1998. Вып. 5. С. 60–67. 4. Книга Иова/Пер., примеч.: С. С. Аверинцев//МБ. 1993. Вып. 1. С. 37–64. 5. Из книги Псалмов/Пер.: А. Э. Графов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309. 6. Псалом 90/91/Пер.: С. С. Аверинцев; Поэтическое переложение: А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10. 7. Псалом 103/104/Пер.: С. С. Аверинцев; Поэтическое переложение: Ф. Н. Глинка, А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 2(5). С. 5–14. 8. Псалом 136/137/Пер.: С. С. Аверинцев; Поэтическое переложение: Ф. Н. Глинка, Л. Мей, А. Я. Сергеев, иером. Роман (Матюшин)//АиО. 1995. 4(7). С. 5–12. 9. Шестопсалмие/Пер.: А. Э. Графов//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10. 10. Книга Проповедник («Экклезиаст»)/Пер., коммент.: А. Э. Графов//МБ. 1998. Вып. 5. С. 68–75. 11. Книга Исайи: (Гл. 5–10)/Пер., коммент.: А. Э. Графов//МБ. 2000. Вып. 7. С. 28–34. 12. Книга Иоиля/Пер., коммент.: А. Э. Графов//МБ. 1999. Вып. 6. С. 69–73. 13. Книга Ионы/Пер., предисл.: Э. Г. Юнц//МБ. 1997. Вып. 4. С. 63–66. См. также 3100, 3101. Новый Завет (в порядке следования книг) 14. Евангелие от Матфея (26, 17 – 28, 20)/Пер. с греч., примеч.: С. С. Аверинцев//АиО. 1995. 3(6). С. 5–16. 15. Евангелие по Матфею: (Гл. 1–7)/Пер., предисл.: А. Э. Графов, С. В. Тищенко//МБ. 1999. Вып. 6. С. 74–80. 16. Нагорная проповедь ( Мф. 5–7 )/Пер., примеч.: С. С. Аверинцев//АиО. 1994. 2. С. 5–16. 17. Притчи Иисуса/Ин-т перевода Библии Заокской духовной академии адвентистов Седьмого дня//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 343–349.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АНГЕЛЫ Ангелы предстоят Богу и вместе со святыми непрестанно поют Ему (4:316, см. МОЛИТВА , 535) (3:194, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 344) (4:64, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , 1143) (2:26, см. БЛАЖЕНСТВО , 52). Ангелы от начала не могут насытиться лицезрением Бога (3:330, см. БОГ , 63). Ангелы святые от удивления, от ужаса, от великолепныя славы (Его) совершают особое служение пред Ним (187, см. БОГ, 63). Ангелы и все небесные силы славы Божией трепещут (1:59, см. БОГ, 62). Ангелы служат СПАСЕНИЮ человека Чудно сие, что видимый свет, по повелению Божию, работает нам, но то чуднее, что и Ангелы святые спасению нашему служат. «Ополчается Ангел Господень окрест боящихся Его» ( Пс. 33, 8 ). «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» ( Евр. 1, 14 ). Преисполнен его Ветхий Завет , но и в Новом много такового служения обретается. Ангел благовествует Пресвятой Деве грядущего в мир Сына Божия, и от Нее плотью рождаемого ( Лк. 1, 26–38 ). Ангел Иосифу, обручнику Ее, является ( Мф. 1:20, 2:13, 19 ). Ангел Захарии является и благовествует зачатие Предтечи ( Лк. 1, 11 ). Ангел пастырям благовествует рождшегося Христа Спасителя мира ( Лк. 2, 9 ). Ангелы на гробе воскресшего Христа сидят и проповедают женам воскресение ( Лк. 24, 4 ). Ангелы при вознесении Господни являются Апостолам, и возвещают им второе Христово пришествие ( Деян. 1, 10 ). Ангел Петра изводит из темницы ( Деян. 12, 7 ). Ангел глаголет к Филиппу: «возстани и иди на полудне» и проч. ( Деян. 8, 26 ). Ангел Корнилию сотнику является ( Деян. 10, 3 и проч.). История церковная о томжде повествует. «Ангел хранитель всякому верному дается, и выну видит лице Отца небеснаго», – глаголет Василий Великий . (В слове о девстве и Пс. 68 -й, т. I.) Служат сии святые и блаженные духи нашему спасению, да мы усердно служим Господу их и нашему, и тако спасаемся (3:171) Ангелы служат верным рабам и помогают в ИСКУШЕНИЯХ Когда Он искушение от диавола терпел, и его козни отражал, Ангелы святые смотрели на то, смотрел и Отец небесный: но когда победил врага, Ангелы приступили и служили Ему. Тако делается и верным Его рабам. При подвиге их присутствуют ангелы святые, «и ополчаются окрест их» ( Пс. 33, 8 ), и смотрят на подвиг их и помогают им; смотрит и Подвигоположник Иисус. Но когда благополучно окончат подвиг свой, радуются о них, и повелением Божиим души приемлют, и переносят в вечный живот. Тако Лазарь, по совершенном в нищете и болезни подвиге, несен был Ангелами на лоно Авраамле ( Лк. 16, 22 ) (5:103–104).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР ГНОСТИК (2-я четв. II в.), еретик, родной сын (греч. πας γνσιος) и ученик гностика Василида (см. в ст. Гностицизм ) ( Hipp. Refut. VII 20. 1; Clem. Alex. Strom. VI 53. 2; Theodoret. Haer. fab. I 4). От сочинений И. Г. сохранились только заглавия и несколько цитат в составе «Стромат» Климента Александрийского (CPG, N 1129). В соч. «О приросшей душе» (Περ προσφυος ψυχς; лат. De anima adhaerente), по словам Климента, И. Г., «подобно пифагорейцам», рассуждал о двух душах (или о двусоставности души) в человеке, а также о том, что нельзя считать страсти чем-то внешним по отношению к человеку и овладевшим им насильно (в противном случае у грешников было бы самооправдание для их злых дел) и что необходимо побеждать злые страсти с помощью разумной души ( Clem. Alex. Strom. II 20. 113. 3-114. 1). Возможно, он основывался на некоторых рассуждениях Платона ( Plat. Tim. 42A; Idem. Leg. 896E, 897D; Idem. Resp. VII 519AB; X 611CD). В соч. «Этика» И. Г. затрагивал тему христ. брака и воздержания. Судя по сохранившимся фрагментам, он толковал Мф 19. 10-12 или 1 Кор 7. 9 (слова о том, что происходит по природе и что по необходимости). Однако какой именно совет он давал ученикам, воздержание или отказ от него, понять трудно, поскольку свт. Епифаний Кипрский приводит цитату из сочинений И. Г., сохранившуюся у Климента, в иной форме (ср.: Clem. Alex. Strom. III 1. 2. 2-3. 2; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 32. 4. 6-9; возможные параллели к словам И. Г. об огне и наслаждении см.: NHC II 7. Thom. Cont. 141. 25-31; 143. 26-30; 144. 15; Kephalaia (I). 26. 15-17. Нек-рые исследователи видели в учении И. Г. влияние философии Эпикура. В соч. «Толкования на пророка Пархора» (в 2 книгах) И. Г. рассматривал вопрос о соотношении пророчества и философии, доказывая, что источником мудрости является откровение, а философия вторична по отношению к нему ( Clem. Alex. Strom. VI 6. 53. 2-5). В качестве примера он упомянул некое «пророчество Хама», к-рое якобы цитировал Ферекид Сиросский. Хотя пророк Пархор (Παρχρ, Πρκος; Parcus) упоминается вместе с Буддой и Лабдаком, сыном Митры, в ряде источников о манихействе (см.: Hegemon. Arch. 63(52); Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 46(66). 3), возможно, это вымышленное лицо (Евсевий Кесарийский отмечал, что Василид и его последователи специально придумывали имена никогда не существовавших пророков - Euseb. Hist. eccl. IV 7. 7).

http://pravenc.ru/text/674904.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010