Человек «хозяин дома» есть Господь, называемый человеком по Своему человеколюбию. Виноградник – народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, как сказано: " введ я, насади их в гору Святую Свою» ( Исх.15:17 ). Ограда означает или закон, не позволявший иудеям сливаться с язычниками посредством браков, или же – святых ангелов, которые охраняли Израиля. Точило – жертвенник; башня – храм; виноградари – учители народа, фарисеи и книжники. Отлучился Домовладыка Бог, когда перестал говорить с евреями в столпе облачном; или удаление означает долготерпение Божие. Бог как бы предается сну или удаляется, когда долго терпит и не взыскивает немедленно за наши неправедные дела. Мф.21:34 .   Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; Мф.21:35 .   виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Мф.21:36–37 .   Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Мф.21:38 .   Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Мф.21:39 .   И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Время плодов наступило во времена пророков. Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, то есть современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая, первосвященника. Наконец, послан был Сын Божий, явившийся во плоти. Бог сказал: «постыдятся Сына Моего» не потому, чтобы не предвидел убийства Сына, но желая выразить, что должно было произойти. Он говорит: хотя беззаконники убили рабов, однако должны почтить, по крайней мере, достоинство Сына. Но виноградари, увидевши Сына, сказали: это наследник: пойдем, убьем его». Так те самые иудеи, которые говорили: «это – Христос», они же Его и распяли.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Объясн. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19–20 ; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3–9 , к государству: 2Пар.7:17–22 ; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах: Мф.16:18:28:20 ; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4–5 ; 1Кор.12:12–13 ; Лк.3:14 . Рим.4:16 . «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам». Объясн. Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что: «отец наш есть Авраам»: Ин.8:39 , но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10 ; притом из следующего 17 ст. видно, что Богом Авраам поставлен отцом многих народов: «как много звёзд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришлецы на земле: Евр.11:12–13 . Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнит обещанное». Объясн. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верою, но сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»: Притч.3:5 . Рим.11:29 . «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Объясн. Упоминавшаяся здесь непреложность даров Божиих относится не к отдельным личностям, особенно к таким, которые говорят: «не хотим знать путей Твоих»: Иов.21:14 , а ко всему Израильскому народу: ст.26–27. Из этого избранного Богом народа многие ожесточились до того, что распяли Господа: Деян.13:27–28 , и вследствие своего ожесточения ещё раньше, до распятия, Христос сказал им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»: Мф.23:38 ; но тем не менее непреложность Божия обещает снять грех с Израиля, остаток коего должен спастись: Рим.9:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(См. Мф.9:37–38 ). У Луки это изречение имеет несколько своеобразный смысл. Двенадцати апостолов, уже посланных на проповедь, мало для такого великого дела, каким является проповедь о приблизившемся Царстве Мессии. Поэтому, обращаясь к 70 Своим ученикам, Господь велит и им, как раньше 12-ти, сосредоточить свои мысли в молитве об этой великой нужде времени. Помолившись, они поймут все величие своей задачи и встретят с радостью призвание, которого хочет удостоить их Христос. После этих слов у евангелиста есть некоторая пауза. Ученики молятся – и становятся способными принять поручение, какое им дает далее Христос (стих 3 и сл.). Лк.10:3 .  Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. (См. Мф.10:16 ). Так как этим апостолам едва ли в настоящее время могли угрожать гонения, то у евангелиста Луки это обращение к ним Христа опять имеет свой смысл. Очень может быть, что Христос сравнивает их не с кроткими агнцами, а с сильными баранами ( ρνας), которые идут обыкновенно впереди стада, указывая ему дорогу. Таковыми руководителями евреев ко Христу должны быть эти 70 в противоположность волкам ( λκων) или ложным руководителям народа, которые ведут народ только к погибели и даже сами, подобно волкам, расхищают стадо (ср. Ин.10:12 ). Лк.10:4 .  Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. (См. Мф.10:10 ). «Никого на дороге не приветствуйте». Это замечание евангелиста Луки указывает не на поспешность, с которой 70 должны совершать свое дело и которой мешают длинные восточные приветствия (см. у еп. Михаила), а только на то, что предложение мира или спасения должно совершаться не на пути, кое-как, так сказать, мимоходом, а серьезно и внимательно, после того как двое апостолов взойдут в дом и там войдут в тесные отношения с хозяевами дома. Лк.10:5 .  В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; Лк.10:6 .  и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. (См. Мф.10:12–13 ). «Сын мира», т.е. человек, достойный принять спасение, способный усвоить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Какую любовь должно иметь друг к другу? Такую, какую Господь показал и какой Он научил, говоря: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:12–13 ). Если должно полагать и душу, то тем более должно всячески усердствовать к пользе каждого, единственно с целью благоугождения Богу. Каким образом можно достигнуть любви к ближнему? Во-первых, должно страшиться ответственности за преступление заповеди Самого Господа, сказавшего: «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Затем должно стремиться к вечной жизни, ибо «заповедь Его есть жизнь вечная» ( Ин.12:50 ). А «первая и наибольшая заповедь» ( Мф.22:38 ) есть следующая: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» ( Мк.12:30 ; Мф.22:37 ); «вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ; Мк.12:31 ). Наконец, должно стремиться подражать Господу, сказавшему: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин.13:34 ). А еще могут способствовать возбуждению любви к ближнему и следующие соображения. Если брат наш делает нам добро, то и мы по-человечески обязаны проявлять к нему любовь; такую любовь имеют и язычники, как ясно говорит об этом Господь в Евангелии: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» ( Лк.6:32 ). Если же ближний причиняет нам зло, то и в таком случае мы обязаны любить его – не только по заповеди Божией, но и как благодетеля своего, если только мы веруем в слова Господа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:11–12 ). В чем проявляется любовь к ближнему по заповеди Господней и по чему можно узнать, если кто любит ближнего не согласно заповеди? У любви два отличительных свойства: скорбеть и волноваться, если любимому худо, и радоваться, если ему хорошо, всячески стараться содействовать его благополучию. Поэтому блажен тот, кто скорбит о согрешающем, ибо согрешающий подвергается страшной опасности. Блажен и радующийся о том, кто поступает правильно, ибо такой, по слову Писания, приобретает несравненную прибыль. Об этом же свидетельствует и апостол Павел, говоря: «Страдает ли один член, страдают с ним и все члены» ( 1Кор.12:26 ), разумея, очевидно, в этом случае недугование относительно благоугождения Богу. Кто такого настроения не имеет, тот, очевидно, не имеет и любви к ближнему согласно заповеди Господней 635 . III. Любовь к врагам

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Обычно думают, что счастливы те, о которых все говорят хорошо, которых все хвалят и превозносят. Но Христос сказал, что счастливы те, кто готовы пострадать в борьбе за истину, и кого за Христа оскорбляют, злословят и гонят. Именно они, а не другие, будут радоваться и веселиться, ибо велика их награда на небесах. «Вы соль земли – сказал Христос Своим ученикам, – если же соль потеряет свою силу, т. е. станет пресною, то она уже ни к чему не будет годна: такую соль выбрасывают вон». Так же и христиане, если не будут жить по заповедям своего Учителя-Бога, потеряют всякий смысл существования и сделаются посмешищем людей. « Вы свет мира », сказал Христос; примером своей жизни христиане должны распространять свет Христова учения вокруг себя и этим прославлять Отца своего Небесного. Заповеди блаженства были настолько необычайны и новы для современников и слушателей Христа, что казались евреям отменою древних заповедей Моисея. Но Христос сказал им: «Не думайте, что я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). 18. Жизнь христианина Надо жить так, – продолжал Христос Свою нагорную проповедь, – чтобы исполнять заповеди Божии не формально, не на словах только, но на деле и от всего сердца. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев – сказал Он, – то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 5:20 ). В заповедях Моисея сказано: « Не убий ». Христос же запретил не только убивать людей, но даже и оскорблять человека бранным словом. В заповедях Моисея сказано: «Не прелюбодействуй», а Христос учил, что даже смотреть на женщину нечистыми глазами уже грешно. В древних заповедях сказано: «Исполняй пред Господом клятвы твои, а Христос вовсе запретил божиться и клясться, « да будет слово ваше «да, да» и «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого », т. е., надо просто всегда говорить правду ( Мф. 5:37 ). В древности сказано: «око за око» и «зуб за зуб», т. е., нельзя мстить людям чрезмерно, а только в равной мере. Но Христос вовсе запретил всякую месть за причиненное зло. « Не противься злому – сказал Он, – но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую » ( Мф. 5:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но речь имеет отношение и к другой некоей жертве, последующей за первою оною и величайшею, – жертве, о которой во множественном числе преимущественно предрекла Божественная Премудрость. Разумею жертвенные заклания словесные, жертвы и всесожжения одушевленные, доблестных свидетелей истины, которые не за Нее только, но и самою так сказать божественною Любовию оною умерщвлялись, подобно невесте в таинственной Песне, которая говорит самому Жениху: я уязвлена любовию ( Песн. 11:5 ) к Тебе. И опять: брат мой прошел; души во мне не стало, когда Он заговорил ( Песн. 5:6 ). И еще: положи меня, как печать, на сердце твое; ибо крепка, как смерть, любовь; угли огненные – пламень ея ( Песн. 8:6 ). И опять он же (Соломон) говорит о святых: Бог, испытал их и нашел их достойными Себя. Он испытал их как золото в горниле, и принял их как жертву всесовершенную ( Прем. 3:5–6 ). А что и в Евангелиях говорит о них же та же Премудрость Божия? Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф. 16:24–25 ). И опять: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня ( Мф. 10:37–38 ). И к ученикам опять говорит: вот Я посылаю вас, как овец среди волков ( Мф. 10:16 ). И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ). И верховному апостолу Петру по воскресении Своем из мертвых говорит: прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Потом: и иди за Мною ( Ин. 21:18–19 ), говорит, предрекая ему крестные страдания и ясно ободряя последовать за Ним чрез одинаковую смерть. 21. Сии-то постановления и заповеди любови божественной с готовностью приняв, апостолы и мученики и крест дивно брали и смерти Его подражали, говоря с мужественных Павлом: кто отлучит нас от любви Божией? Ни скорбь, ни теснота, ни жизнь, ни смерть ( Рим. 8:35, 38 ). Радую, говорит, в страданиях моих ( Кол. 1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Мф.12:34 .  Порождения [потомство] ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста Он показывает, что они злое дерево и приносят такие обильные плоды злословия, какие имеют в себе семена дьявола. Мф.12:35 .  Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Он показывает или на самих иудеев, злословящих Господа, говоря, из какой сокровищницы они выносят хулы, или же здесь с предыдущим вопросом связана та мысль, что как хорошее дерево не может производить дурных плодов, а дурное дерево – плодов хороших, так и Христос не может делать дел злых, а дьявол -добрых. Мф.12:36–37 .  Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Это изречение также связано с вышесказанным. И смысл такой: если слово праздное, которое не служит к назиданию слушающих, не остается без опасности для того, кто говорит, и если в День Суда каждый воздаст за слова свои; то тем более вы, хулящие дела Святого Духа и говорящие, что Я именем веельзевула изгоняю бесов, дадите отчет в ваших хулениях: праздное слово это есть слово, произносимое не на пользу говорящего и слушающего, когда мы, оставив важное, говорим о пустом и рассказываем древние басни. Но тот, кто занимается шутовством и возбуждает других к хохоту, и произносит что-нибудь постыдное, тот повинен в произнесении уже не праздного, но преступного слова. Мф.12:38 .  Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Таким образом, они просят знамения, как будто те знамения, которые они уже видели, не были знамениями. Но у другого евангелиста то, что они желают видеть, разъясняется более полно: «Хотим видеть от Тебя знамение с неба» ( Мк.8:11 ). 253 Может быть, они хотели, чтобы как во время Илии сошел огонь с высоты, а может быть, – как во время Самуила, – они хотели, чтобы в летнее время вопреки естественным особенностям места блистали молнии, гремели раскаты грома и лились потоками дожди; как будто фарисеи не могли похулить и подобные знамения, утверждая, что они происходят от различных неведомых волнений воздуха, потому что ты, – произносящий хулы против того, что видишь очами, держишь руками и признаешь полезным, – чего не скажешь о том, что пришло с неба? Конечно, ты скажешь, что волхвы в Египте также совершили многие знамения с неба ( Исх.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Разъяснивши себе с большей или меньшей обстоятельностью вопрос о назначении в деле нашего спасения Божественной благодати; показавши, что без благодати Божией естественный падший человек никаким образом не может достигнуть спасения и блаженства, мы теперь обратим наше внимание на другую сторону дела нашего спасения, на нас самих, и покажем – может ли, или не должен ли, не обязан ли принимать деятельное участие в совершении своего спасения и сам человек? И если обязан, если должен и может участвовать в совершении своего спасения и сам человек, то в чем именно должно состоять с его стороны это участие? Покайтесь и веруйте во Евангелие, – вот что было обыкновенным воззванием Спасителя, Который в Своем явлении возвестил миру приближение Царства Божия, начало истинно доброй и блаженной жизни на земле (Мф. 4:17; Мк. 1:15 ). Итак, со стороны самого человека в деле его спасения требуется, по учению Господа, покаяние и вера. Это покаяние и вера, по учению слова Божия, составляют несомненный акт воли самого человека и вполне вменяются сему последнему, но не зависят от одной воли Бога. Так еще по учению Ветхого Завета, человек должен был, и, следовательно, от него самого зависело, веровать и каяться, коль скоро к нему было воззвание от Бога: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших ( Евр. 3:7–8; 4:7 ); склоните ухо свое, и приидите ко Мне, слушайте Мене, и жива будет душа ваша ( Ис. 55:3 ). Бог, очевидно, не требовал бы покаяния и веры от человека, если бы человек сам не мог и не должен был веровать и каяться. Сам Спаситель также неоднократно высказывал учение, что покаяние и вера человека зависят от самого человека. Вы не захотели, говорил Он, например, чадам Иерусалима, и потому оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23:37–38 ). И вообще Христос Спаситель, обличая иудеев в том, что они не понимают речи Его, не могут слышать слов Его ( Ин. 8:43 ), видя не видят и слыша не слышат и не разумеют ( Мф. 13:13 ), выражает ту мысль, что неспособность иудеев к вере и покаянию есть свободно созданное ими в себе ожесточение сердца и ослепление ума, что эти ожесточения и ослепления ума суть крайняя степень бедствия, которым зло показывает само себя. И сбывается над ними, учит Он, пророчество Исайи, которое говорит: Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф. 13:14–15 ). В виду именно плохого нравственного характера веры, Спаситель не совершает для иудеев чудес, не имеющих для них нравственной цели, а возбуждающих только удивление и любопытство, запрещает говорить о совершенных уже Им чудесах, не позволяет до времени разглашать об исповедании Его Сыном Божиим, не отвечает на вопросы иудеев или Пилата и прочее. Таким образом, Евангелием вполне охраняется самодеятельность человека в его вере и покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010