Сказав и это, Господь обещал явить славу Своего Божества некоторым из учеников прежде, чем наступят дни Его страданий. Преображение Господне. (Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–13; Лк. 9:28–36). Иисус Христос знал, что Его страдания и смерть будут тяжелым испытанием для неокрепшей веры учеников Его. Для них оставалось непонятным и глубоко печалило Его предсказание о том, что войти в славу Свою Он должен путем страданий и крестной смерти. Нужно было особенное знамение для того, чтобы они признали божественную необходимость креста. Прошла неделя после того, как Господь обещал явить некоторым ученикам славу Свою. Он взял Петра, Иакова и Иоанна и пошел с ними на гору Фавор. Оставив их на склоне горы, Господь поднялся выше и стал молиться. Молитва продолжалась долго и ученики заснули, утомленные дневным трудом. Проснулись они от необыкновенного света, возсиявшего на горе и увидели славное преображение Господа. Лице Его сияло подобно солнцу, одежды были белы как снег и блистали светом. Два великие пророка Моисей и Илия явились из горнего мира и беседовали с Ним о последних днях Его земной жизни, которую Он должен кончить крестной смертью в Иерусалиме. Неизъяснимый восторг наполнил сердца апостолов. Желая как можно более продлить эти чудные минуты, Петр воскликнул: «Господи! добро нам здесь быть; если хочешь, сотворим здесь три сени: Тебе едину, и Моисею едину и едину Илии». Восторг был так велик, что Петр и сам не ясно сознавал, что он говорит. Еще не успел он кончить своих слов, как светлое облако осенило Христа и явившихся пророков. Это новое видение повергло апостоловъ в великий страх, так как они приняли его за знак присутствия Божия: именно в таком облаке Бог являл Свое присутствие и при Моисее, и в позднейшие времена. Страх еще более усилился, когда они ясно услышали голос Господа Бога, говоривший из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволение Мое; Того слушайте.» Ученики пали лицем на землю и оставались в таком положении, пока Иисус Христос Сам подошел к ним и, прикоснувшись, сказал: «встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в Его обыкновенном виде. Ни света, ни облака, ни небожителей уже не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Рубрики Коллекции Преображение Господне. Мозаика. Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в. Преображение: Традиции празднования в разных странах мира 2 мин., 18.08.2015 Поделиться Преображение Господне празднуют христиане различных конфессий по всему миру. В православии праздник приходится на 6 августа по юлианскому календарю или на 19 августа по григорианскому, а в католичестве — на 6 августа по григорианскому календарю. События Преображения описаны во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна (Мф. 17, 1-6; Мк. 9, 1-8; Лк. 9, 28-36). В этот день Спаситель взял с Собой на гору Фавор Своих ближайших учеников — апостолов Петра, Иакова и Иоанна — и во время молитвы преобразился перед ними во всей Своей Божественной славе. Преображение празднуют с древних времен. На Востоке традиция празднования Преображения существовала с IV века, именно тогда равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Об этом празднике было сказано и в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. О празднике говорил и святой Андрей Критский. На Западе праздник был установлен для всеобщего почитания только в 1456 году папой Каликстом III в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом. Какие же существуют традиции празднования Преображения? Преображение в Русской Православной Церкви В Православной традиции праздник входит в число главных двенадцати праздников и является вторым из трех Спасов. До него 14-го августа празднуется Первый Спас — Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня, или Медовый Спас, а после него 29-го августа (16-го по церковному календарю) празднуется Третий Спас — память Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. У праздника Преображения есть один день предпразднства (19 августа) и семь дней попразднства. Отдание праздника совершают в храмах 26 августа. Традиционно в этот день приносили на освящение различные плоды. В Израиле и Греции, например, люди несли в храм для благословения виноград, который как раз поспевал в августе. Но так как виноград рос далеко не везде, традиция претерпела изменения — так, на Руси стали освящать яблоки, и сегодня Преображение Господне носит народное название «Яблочный Спас». Преображение в Армянской Апостольской Церкви

http://foma.ru/preobrazhenie-traditsii-p...

Максима и ещё в одном месте «Мистагогии»: «Исступая из всего, душа соединяется с Единством сокровенности Его [то есть Бога как своего “единственного по благодати Отца”] ». Наконец, в «Амбигвах» прп. Максим снова прибегает к толкованию света лица Христова и говорит, что «световидным сиянием (φωτοειδος λαμπρτητος) лица Господня (см.: Мф. 17, 1–9; Мк. 9, 2–9; Лк. 9, 28–36), совершившимся на горе, трижды блаженные апостолы были таинственно, неизреченным и неведомым способом руководимы к Божией силе и славе, для всех сущих совершенно непостижимой, научаясь, что явленный им свет есть символ неявной сокровенности (τς φανος κρυφιτητος) [Божией] ». Употребление прп. Максимом перенятого, очевидно, из «Ареопагитик» , термина «сокровенность» или «сокрытость» и сравнение его использования у Ареопагита требует отдельного исследования. В частности, не вполне ясно, имеет ли прп. Максим под «сокровенностью» в виду Божественную сущность или же то, что окрест Бога; несомненно, однако, что, говоря о соединении с «Единством сокровенности» в «Мистагогии», как и об откровении этой сокровенности в сиянии Лика Христа на Фаворе, прп. Максим подчёркивает, что на высшей стадии мистического богопознания происходит познание в неведении сверхнепознаваемости Троицы и причастие Её боготворящим благам , а не просто тем Её действиям, которые направлены на творение мира, Промысл и Суд в отношении него; последние, в свою очередь, соответствуют катафатике, находящей своё правильное место в порядке мистического богопознания в горизонте апофатики.   Gregorius Palamas . Triades II, 3, 8. Рус. пер.: Цит. соч. C. 197. Maximus Confessor . Quaestiones et dubia 191//CCSG. 10. P. 131–132. Читаем как у Н. Констаса ( Maximos the Confessor. On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua/ed., trans. by N. Constas. Cambridge; London, 2014. Vol. 1. P. 270). Чтение отличается от Миня. Констас переводит: «formed within the blessed apostles (образовывал в блаженных апостолах)». Возможен и другой перевод: «запечатлил (или: отобразил) (διετπου) для блаженных апостолов».

http://bogoslov.ru/article/6172110

Своею безмерною гордостью, доходящею до боготворения себя самого, и своею безумною фанатическою враждою против Бога и Его закона Антиох явил себя подобным тому человеку беззакония, сыну погибели, который имеет явиться впоследствии при конце мира, и на этом основании всеми отцами церкви считается прообразом антихриста. И ап. Павел, предсказывая явление в мир антихриста, изображает его чертами ( 2Сол. 2:4 ), сходными с теми, какие у пр. Даниила усвояются Антиоху (8:9–12; 11:28–31, 36–39). Свое нечестивое 12-летнее царствование Антиох закончил ужасною смертью среди тяжких мучений (в 164 г. до Р. Хр.), которых никто не мог облегчить ему: ибо несть избавляяй его ( Дан. 11:45 ). Так видимо совершился над ним праведный суд Божий, о котором предсказывал пророк словами: судище сядет, и власть его преставят еже потребити, и погубити до конца (7:26). 3) Вечное царство святых Божиих, имеющее открыться на земле после падения четвертого боговраждебного царства (16 ст.), пророк изображает такими словами: «святым Вышнего дано будет царство, власть и величие царей, владеющих всею поднебесною. Это царство Вышнего будет вечным и все власти будут Ему (Вышнему) служить и повиноваться» (17 ст.). Это другими словами значит, что царство это будет, в противоположность предшествовавшим, не от мира сего, царством не человеческим, а Божиим, и, как царство Божие, не будет ограничено ни пространством, ни временем, будет вечным (ср. Лк. 1:33 ) и всемирным ( Мф. 18:19 ; Мк. 16:10 ). Эта мысль яснее высказана выше: во днех царей тех возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется, и царство его людем инем не останется, истнит и развеет вся царства, тое-же станет во веки (2:44), и еще: Тому (Сыну человеческому) дадеся власть, и честь, и царство, и вси людие, племена, и языцы тому поработают: власть его, власть вечная, яже не прейдет, и царство его не разсыплется (7:14). Какое же это царство? – Если под четырьмя зверями следует разуметь те же царства, которые в видении Навуходоносора изображены различными металлами; то и под царством святых Божиих следует разуметь то же царство, которое в том видении символически представлено в образе камня, оторвавшегося от горы, т. е. церковь Христову, имеющую своим основанием камень краеугольный – Иисуса Христа ( Еф. 1:10 ). (Ср. сказанное выше в объяснении 2:44–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Агнец — самый выразительный образ искупительной жертвы Христа (Ин 1:29; 1 Пет 1:19; 1 Кор 5:7; Откр 12:10–11; 13:8; 17:14). Безусловно, эти изображения призваны были возводить ум к тем текстам, которые они иллюстрировали. В свете этого становится более понятным выбор сюжетов. В беседе с самарянкой (Ин 4:7–28) Иисус прямо называет Себя Христом; в беседе со слепорожденным (Ин 9:1–38) Он называет Себя Сыном Божиим; в беседе с Марфой перед воскрешением Лазаря Он говорит о Себе как о Боге, и Марфа исповедует Его Христом и Сыном Божиим (Ин 11:20–27). Помимо этого здесь присутствует и момент чуда, совершаемого Иисусом, что в глазах первых христиан (не в глазах поздних мусульманских схоластов) было несомненным доказательством Его Божественности. Кое-что о вере ранних христиан можно узнать, рассмотрев внимательно их · имена. При переходе в христианство, люди нередко меняли имя. Примеры этому мы видим уже в Новом Завете (Мк 3:16–17; Лк 6:15; Мф 10:3; Деян 4:36). Такая практика связана с древним пониманием имени как выражения сокровенной сущности человека. Крещение подразумевало и подразумевает некое качественное изменение сущности крещаемого. Помимо этого и родители-христиане зачастую называли своих детей христианскими именами. Разумеется, многие древние христиане носили традиционные языческие имена. Однако все же прецеденты были, и зачастую они говорят о многом. Так, имена трех мучениц,  Веры, Надежды и Любови , пострадавших в 137 г. вместе с матерью своей  Софией , представляют явное заимствование из 1 Кор 13:13, что косвенно подтверждает существование и достаточную распространенность по меньшей мере в 120 г. 13-й главы послания к Коринфянам, так как вне контекста всей главы последний стих становится бессмысленным. В 118 г. приняли мученическую кончину отроки  Феопист  (верный Богу) и  Агапий  ( агапами , вечерями любви, назывались евхаристические собрания первых христиан, см. 2 Пет 2:13; Иуд 12). От первого века до нас доходят имена  Анастасия  (воскресение),  Иерофей  (освященный Богом),  Иуст  (праведный) и  Тимофей  (чтящий Бога). В конце II века одни благочестивые родители дали своей дочери имя  Христодула  (раба Христова), а другие примерно в то же время назвали сына  Христофором  (Христоносец). Известны также такие древние христианские имена как  Авдиес  (раб Иисуса),  Феофан  (Богоявление),  Агн  (Агнец),  Целестин  (небесный),  Парфений  (девственник),  Феоктерист  (в Боге утвержденный),  Филофей  (любящий Бога).

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

С образом И. в НЗ, как правило, связываются эсхатологические и мессианские ожидания. Иисус и Его ученики в Мк 9. 11-13 и Мф 17. 10-12 свидетельствуют о распространении этих ожиданий (основанных на Мал 4. 5) в среде законоучителей в новозаветное время. Иисус упоминает о явлении И. перед приходом Мессии и добавляет, что это уже совершилось (Мк 9. 13), указывая на Иоанна Предтечу (Мф 11. 14 и 17. 12-13). Фарисеи и священники спрашивают Иоанна Предтечу, не он ли есть И., однако Иоанн каждый раз отвечает отрицательно (Ин 1. 21, 25). Сам Иоанн обращается к Иисусу с вопросом, Он ли Мессия (Мф 11. 3 и пар. места). Однако для Иисуса и Его учеников Иоанн Предтеча является пришедшим И., который своим появлением свидетельствует о начале мессианской эры. В Лк 1.17 ангел возвещает отцу Иоанна Захарии, что его сын будет обладать «духом и силой Илии» и «возвратит сердца отцов детям», прямо цитируя слова из Мал 4. 6. Неоднократно Самого Иисуса Христа рассматривали в качестве И. Так, на вопрос, что о Нем думают люди, ученики Христа отвечают, что некоторые считают Его И. (Мф 16. 14; Мк 6. 15; 8. 28 и Лк 9. 8, 19). Сам Иисус вспоминает историю И. применительно к Своему служению только после того, как Его проповедь в Назарете не имела успеха. Он говорит, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве», вот и И. не был послан ни к одной из вдов израильских, а был направлен в Сарепту (Лк 4. 25-26). В Мк 15. 34-36 и Мф 27. 46-49 слова Христа на кресте (текст из Пс 21. 2 (МТ 22. 22)) истолковываются слушателями как призыв к И., что дает им повод для насмешек. И. является вместе с Моисеем во время преображения Иисуса на горе (Мк 9. 2-7; Мф 17. 3-5 и Лк 9. 30-31). В новозаветную эпоху ВЗ определялся выражением «закон и пророки», символическим отражением к-рого выступают Моисей и И., наиболее ревностный борец за исполнение закона во время отпадения Израиля от единого Бога. Кроме того, в эллинистическом иудаизме существовали 2 традиции, связанные с мессианской эпохой. По одной, отраженной в ВЗ, этой эпохе должно предшествовать появление Моисея и И. (ср.: Мал 4. 5-6 об И. и Втор 18. 15-19 о Моисее). Представители 2-й традиции, типичной для эллинско-иудейской лит-ры (ср.: 1 Енох 90. 31; 3 Езд 6. 26 (в зап. традиции - 4 Езд), ср. также апокрифическое «Откровение Павла» - Apoc. Paul. 20. 51), видели провозвестников Мессии в И. и Енохе. Однако в евангельском рассказе Иисусу Христу как пришедшему Мессии являются именно И. и Моисей. Та же традиция, возможно, находит отражение в Откр 11. 3-6, где говорится о 2 «свидетелях», к-рых Бог посылает в конце времен. Они остаются неназванными, однако косвенно указано, что речь идет именно об И. и о Моисее (нек-рые отцы Церкви, впрочем, видели здесь указание не на Моисея, а на Еноха). В творениях отцов Церкви

http://pravenc.ru/text/389301.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010