Но Христос, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:23 ). Как странно, что Христос назвал сатаной Своего преданного апостола, которому только что обещал дать ключи Царства Небесного. Апостолы поняли смысл и значение воплощения Господа Иисуса Христа только после Его Воскресения (см. Лк.24:45 ). Любовь к Нему как к Чудотворцу, Пророку, Учителю и Человеку во время Его земной жизни затемняла в их душах понимание необходимости Крестной Жертвы, то есть смысла Боговоплощения. Апостол Петр, прося Спасителя отказаться от страданий и смерти, допустил преобладать в себе чувству земному, хотя и высокому, над высшим, духовным. В этом смысле его слова были подобны искушениям сатаны, тоже предлагавшего Господу предпочесть земное духовному и Божьему, царство века сего Царству Небесному. Петр прекратил свой спор, а сатана отступил. Тогда Господь сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Крест – это жизнь человека со всеми его страданиями и трудами во имя Христа. Кто хочет жить для Царствия Божия, тот должен быть всегда готовым пострадать за свою веру и за свои христианские убеждения. «…Кто хочет душу [то есть жизнь] свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, – сказал Христос, – тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:25–26 ). Если человек приобретет весь мир, будет владыкой всех земных богатств и будет пользоваться всеобщей славой, но повредит душе своей, допустив какую-нибудь неправду, отречется от Христа и не пожелает пострадать за Него, – тому не будет никакой пользы от всех земных богатств и славы. Такой человек погубит свою жизнь и не наследует Царства Божия. 26. Преображение Господне ( Мф.17:1–9 ; Мк.9:1–9 ; Лк.9:28–36 ) Уже третий год Господь проповедовал Евангелие Царства Божия и творил чудеса. Приближалось время завершения Его земного служения. Все чаще и чаще стал Он предупреждать учеников о грядущих Своих страданиях, смерти и воскресении. Слова о смерти волновали и огорчали апостолов, а предсказание о воскресении из мертвых как-то не доходило до их понимания.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Это те же памяти, что и в месяцеслове Райта (расхождение в числах – явление, свойственное древним месяцесловам). Сверх месяцеслова Райта в данном положена еще 1 января память святителей без указания их имен; из приведенных же здесь песнопений этим святителям видно, что они «мученьми и зверьми плоть попраша» 12 . Здесь, по-видимому, имеются в виду пострадавшие за Христа мужи апостольские: св. Игнатий Богоносец , растерзанный зверями, и св. Поликарп Смирнский , сожженный на костре. Состав этих древнерождественских памятей не случаен. Первый из перечисленных святых, мученик диакон Стефан, по словам Дееписателя, видел «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55 ), и засвидетельствовал свое видение мученическою кончиною ( Деян.6:8–15, 7:1–60 ). Трое из апостолов: Петр, Иаков и Иоанн, были свидетелями Преображения Господня на Фаворе ( Мф.17:1–8 ; Мк.9:2–9 ; Лк.9:28–36 ) и моления Его о чаше страданий в саду Гефсиманском ( Мф.26:37–46 ; Мк.14:33–42 ). Четвертый – апостол Павел [еще будучи Савлом] – слышал Его призывающий голос с неба, когда шел в Дамаск, «дыша угрозами и убийством на учеников Христовых» ( Деян.9:1–6 ). Из отцов Церкви, «мученьми и зверьми плоть поправших», епископ Игнатий принял антиохийскую паству от Еводия, преемника апостола Петра, так что только 11 лет отделяли его архипастырство от апостола Петра. Св. Поликарп был учеником апостола Иоанна Богослова. Чествуя в связи с празднованием Рождества Христова память этих апостолов и первых мучеников – учеников апостольских, Церковь указывала на них как на людей, знавших Иисуса Христа лично или слыхавших о Нем из уст самовидцев Его. В утверждении этой исторической истины и заключалась главная цель празднования Рождества Христова во время св. Ипполита. В IV веке празднование Рождества Христова 25 декабря распространяется в Восточных Церквах. Император Константин вскоре после I Вселенского Собора (около 333 г.) соорудил в Вифлееме храм, под алтарем которого была пещера, в которой родился Господь Иисус Христос 13 . Мать императора св. Елена построила еще церковь в честь Божией Матери и св. Иосифа Обручника на том месте, где, по преданию, находились пастухи, когда ангел возвестил им о рождении Спасителя ( Лк.2:8–11 ) 14 . На этих святых местах, по словам нашего древнерусского паломника игумена Даниила, расположенных одно от другого на расстоянии около одной версты 15 , вскоре после сооружения их стали совершаться рождественские празднества, которые к концу IV века успели получить характер общепалестинских рождественских торжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

6 гл. Евангелия Иоанна. Указав далее на установление таинства причащения Самим Иисусом Христом пред Своими крестными страданиями ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ), на заповедь Его апостолам совершать это таинство «в Его воспоминание» ( Лк.22:19–20 ), на исполнение этой заповеди апостолами ( 1Кор.11:23–25, 10:16–17 ; Деян.2:42, 20:11 ) и их преемниками ( Деян.20:7 ), необходимо выяснить слушателям что Евхаристия есть не только таинство, в котором предлагаются верующим в снедь истинное тело и истинная кровь Христа Спасителя, но вместе истинная и действительная жертва, приносимая за людей Богу (чит. 1Кор.10:18–21 ; Евр.13:10 ; Мал.1:10–11 ). Далее следует разбор обычных возражений штундистов против самого способа совершения таинства причащения в православной церкви в настоящее время; напр., почему в православной церкви преподается верующим тело и кровь Христовы вместе, тогда как из писания видно, что Христос на Тайной Вечери преподал апостолам сначала хлеб, а потом вино; на каком основании в православной церкви при причащении употребляется ложечка, копье и проч. При беседе с молоканами о таинстве св. причащения необходимо иметь в виду следующее: эти сектанты не только не признают причащения таинством, но не принимают его даже в смысле простого обряда, совершаемого в воспоминание крестных страданий и смерти Христа Спасителя; все же места св. Писания, говорящие об установлении этого таинства Христом Спасителем, о совершении его апостолами и их преемниками, о необходимости для спасения вкушения тела и крови Христовых, они толкуют иносказательно, «духовно». Указывая, напр., на Мф.20:22, 26:39, 42 ; Мк.10:38–39, 14:36 ; Лк.22:42 и применяя эти места св. Писания к причащению, молокане говорят, что под именем «чаши» причащения нужно разуметь чашу страданий Христовых; указывая на Мф.4:4 ; Лук.4:4 ; Ин.6:27, 63 ; Евр.9:10, 13:9–10 , они утверждают, что необходимо причащаться посредством усвоения себе невещественного слова Божия, а не посредством хлеба и вина; толкуя Ин.1:1 в том смысле, что Бог есть именно то слово, которое записано в св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

«Благословенна Ты в женах» (в приветствии Архангела, Лк. 1:28 ). «Рече:Не веста, коего духа еста вы. Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» ( Лк. 9:55 ). Евангелие, читаемое на освящение воды о Вифезде, от: «чающих движения воды. Ангел бо» … до: «одержим бываше» ( Ин. 5:4 ). Все повествование о женщине, уличенной в прелюбодеянии ( Ин. 8:3–11 ). В повествовании о крещении евнуха ап. Филиппом: «Аще веруеши от всего сердца твоего, можеши. Отвещав же, рече: верую Сына Божия быти Иисуса Христа» ( Деян. 8:37 ). Наконец, 1Ин. 5:7 , которое, действительно, отсутствует в греческих рукописях, но тем не менее, из уважения к практике Церкви, удержано в изданиях Халкинской школы постановлением Святейшего Синода Константинопольской Церкви. Кроме того, есть ряд мест, где дан новый смысл тексту Евангелия (напр., Мф. 19:16–17 ); далее, такие места, где изменен порядок повествования ( Мф. 21:28–36 ); и еще такие места, где группы стихов обведены жирными скобками ( Мк. 16:9–20 ; Лк. 24:12, 36, 40, 52 и др.). (Примечание: Можно встретить скобки и в русских изданиях славянского текста; но здесь читающему понятна необязательность слов в скобках, их вспомогательное, объяснительное значение). Вот почему следует признать более чем сомнительными принципы, на основе коих производится новый русский перевод книг Нового Завета. Эти принципы должны были, до начала перевода, стать предметом суждений, авторитетной для всех, русской церковной власти. Крайне несовершенным нужно признать новый перевод и по способу исполнения. Читатель не находит в нем подтверждения слов, сказанных в Предисловии, заверяющих, что переводческая Комиссия стремилась дать точный перевод проверенного греческого текста, понятный современному поколению русских людей, но сохраняющий достоинство русского литературного языка и не отступающий, без особой необходимости, от привычного Синодального перевода. На деле новый перевод далеко уступает в точности прежнему русскому тексту, и это чрезвычайно важная сторона в общей характеристике пробного выпуска. Ведь на переводчике лежит ответственность за каждое слово, за правильную передачу каждого оттенка мысли, за сохранение евангельского стиля. Это не перевод писателя-беллетриста. Никакая вольность здесь не имеет оправдания, иначе, зачем же тогда такие тщательные изыскания, такая скрупулезность изучения рукописей, с учитыванием каждого слова и каждой буквы в слове, если в переводе будут вставляться свои слова, разбиваться предложения и будет стилизоваться библейская речь? Уступает новый перевод старому и по языку, и по ясности речи. В пробном выпуске Евангелия от Матфея можно указать далеко за сотню пунктов неудовлетворительной передачи текста, в одних случаях по форме, в других – по содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Теперь немного истории о празднике Преображения Все вы знаете, что этот праздник посвящен воспоминанию события на Фаворе ( Мф. 17:1-13 ; Мк. 9:2-8 ; Лк. 9:28-36 ), произошедшего незадолго до страдания Спасителя (см. Мф. 16, 21 ). Но вряд ли при этом вы обращали внимание на то, что в августе, да еще после Пятидесятницы, данное событие произойти никак не могло. Настоящим его временем является февраль. А в августе оно празднуется потому, что на февраль обычно выпадает время Четыредесятницы, когда несообразно с великопостным служением, изображающим собою настоящую многобедственную жизнь и напоминающем нам о падшем нашем состоянии, празд­новать Преображение Господне, предизображающее светлое Христово воскресение и предуказывающее то преображенное состояние, в каком мы явимся в конце мира. Вы спросите, чем же тогда руководствовались при выборе нынешней даты?.. Ответ: Датой празднования Воздвижение Креста Господня, как еще одним воспоминанием Христовых страстей. И если мы от дня Воздвижения Креста (от 14/27 сентября) отсчитаем назад ровно 40 дней то получим нынешнюю дату Преображения Господня (6/19 августа), случившегося за 40 дней до распятия Спасителя. Впрочем, утвердившаяся дата Преображения является весьма неудобной и для Успенского поста. По этой причине этот пост, хоть и считается строгим, на самом деле таковым никак не может быть. Дело в том, что почти все двунадесятые праздники имеют продолжительное попразднство: от 4 до 8 дней. В частности, попразднство Господня Преображения длится 7 дней (до 26 августа), что не дает должным образом поститься, ни в плане приема пищи, ни в плане богослужения (с отменой Литургии, молитвой Ефрема, земными поклонами и т.п.). Вообще, в течение ныне обсуждаемых нами постов, постное богослужение теоретически возможно лишь перед Преображением и то всего 2 раза — 3/16 и 4/17 августа. А в этом году (из-за совпадением с воскресным днем) такое возможно лишь 1 раз (4/17 августа). А единственным строгим днем Успенского поста может быть лишь 27 августа – как день предпразднства и сочельника. Кстати говоря, все двунадесятые праздники, как правило (за исключением Р.Х. и Крещения), имеют однодневное предпраздство (сочельник).

http://azbyka.ru/video/87-uspenskij-post...

Впрочем, слушатели, мы не смеем надеяться от сего сошествия каких-нибудь мгновенных перемен, внезапных действий; не дерзаем думать, что вдруг просветится наш ум, вдруг очистится наше сердце, вдруг устремится наша воля к добру, как этого удостоились апостолы. С нами все это делается постепенно и неприметно: не приидет Царствие Божие с соблюдением ( Лк.17:20 ). Неприметно и медленно принимаются, растут и зреют семена в земле: еще медленнее, еще неприметнее действует в нас Дух Святой. – Мы не можем ясно знать, когда именно Он сойдет на нас, и не можем определенно сказать, что Он точно действует в нас. Сила Святого Духа соединяется в нас с собственными нашими усилиями: Он действует в нас по той мере, как мы сами стараемся что-нибудь делать; перестаньте стараться, и Он перестанет в вас действовать. Дыханием воздуха мы живем; но не дышите сами, и воздух не будет действителен, – мы умрем. Так и Дух Святой в нас действует. Он непременно просветит наш ум, но только тогда, когда мы сами будем стремиться к свету истины; Он непременно очистит наше сердце от скверн греховных, но только тогда, когда мы сами будем желать и домогаться чистоты; Он непременно направит волю нашу к добру, но только тогда, когда мы сами будем удаляться от зла. Наблюдали ли вы, как дождь, напояя растения, оживляет их? Так живит и нас Дух Святой. Дождь не оживит растений, если не будет в них своей растительной силы: не поможет и нам Дух Святой, если мы сами не будем усиливаться. Итак, молитесь и ожидайте Святого Духа в простоте сердца, – и Он сойдет на вас. Аминь. 20. В день Преображения Господня Преображение Господне, которое мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: Иисус Христос взял с Собой трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна; взошел с ними на одну высокую гору, именно на Фавор; там во время молитвы Он преобразился пред ними, т. е. явился в прославленном виде: лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег; и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. – Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал Иисусу Христу: Господи! хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени, одну Тебе, другую Моисею, третью Илии ( Мф.17:1–6 , Мк.9:1–8 , Лк.9:28–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

«Да сбудется реченное через пророка Исайю, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (ст. 14-16). Пророк Исайя называет эту страну «Галилеей языческой» (см. Ис.9:1 -2 ), потому что там было значительным влияние языческого населения. А народ, живущий в Галилее, назван народом, «сидящим во тьме, в стране и тени смертной», то есть в стороне, где тень смертная. Эти люди были настолько невежественны и далеки от истинного богопознания, что как будто бы уже сидели в тени смертной. И вот им воссиял свет; как сказал пророк, они «увидели свет великий». Когда мы читаем в Священном Писании слова «воссиял свет», «увидели свет великий», нам по духовной неопытности кажется, что это аллегорические выражения, изображающие евангельскую проповедь. И действительно, ее справедливо можно назвать великим светом, но это не единственный и, как мне кажется, даже не главный смысл выражения: «Воссиял свет великий». Если мы вспомним повествование Евангелия о том, как Господь наш Иисус Христос преобразился пред Своими тремя учениками и лицо Его сияло, как солнце, одежды были белы, как снег или свет, отчего ученики Спасителя — апостолы Иаков, Иоанн и Петр — от страха пали ниц (см. Мф.17:1-8 ; Мк.9:2-8 ; Лк.9:28-36 ), то увидим, что слова пророка Исайи можно понимать и совершенно буквально. И не нужно думать, что только один раз — на горе Фавор — Господь наш Иисус Христос преобразился пред Своими ближайшими учениками для того, чтобы показать им, что Он и есть Истинный Сын Божий, а больше такого никогда не происходило и не может произойти. Если мы сами по своему нерадению, духовной лени, неопытности не имеем опыта познания Господа Иисуса Христа как истинного света, то это не значит, что подобное невозможно вообще. Этой славы сподоблялись многие подвижники. Конечно, не все, но сравнительно многие, если иметь в виду, сколь велики слава познания Бога и видение Его как неизреченного, непостижимого, сверхъестественного света. Иногда они удостаивались зреть Самого Господа Иисуса Христа преобразившимся и источающим из Себя великий благодатный свет, действующий не столько на человеческие глаза, сколько на душу и дух. Этот свет неизреченным образом соединяет дух человека с Божественной славой, наполняет его необыкновенными, сладостнейшими духовными утешениями. По словам апостола Павла, человек не только никогда не сможет услышать или увидеть их, но не сможет даже о них и подумать и представить, что это такое, если не испытает сам (см. 1 Кор.2:9).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Святой Пророк Моисей был удостоен первого Богоявления при купине, в пустыне, когда он увидел горящий, но несгорающий куст и, придвинувшись к нему, услышал слова: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:2-5 ). А затем, когда он спросил об имени Божием, то Господь из пламени этого куста ответил: «Я есмь Сущий» ( Исх.3:14 ), т. е. всегда Существующий. Второе Богоявление получил Моисей на горе Синае, когда он вошел на вершину этой горы и Господь дал ему известные десять заповедей ( Исх. главы 19 и 20 ). Моисею нужны были заповеди, потому что он был руководителем народа и должен был народом управлять. А святой Пророк Илия получил Богоявление особое. Перед этим он шел сорок дней и сорок ночей и в течении этого времени постился и ничего не ел. На сороковой день он получил удивительное Богоявление «в веянии тихого ветра», что означало, что Господь милостив и с любовью обращается к людям ( 2 Цар.19:15-18 ). Так вот эти два Пророка – Моисей и Илия – явились на гору Преображения Господа нашего Иисуса Христи и беседовали с Ним. Казалось бы, предмет их беседы грустный – они беседовали о том исходе, который надлежало Христу Спасителю иметь в Иерусалиме ( Мф.17:1-9; Мк.9:2-9; Лк.9:28-36 ). А мы знаем, что этим исходом были Голгофа, Крест, Распятие и смерть – грустные темы, казалось бы, но беседа о них происходит в радостном и Божественном Свете, потому что Христос хочет дать понять и Пророкам и ученикам, что окончательный Его исход в Иерусалиме есть Его Святое Воскресение, которое Он и предсказал трем ученикам, когда спускался с горы и сказал: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» ( Мф.17:9 ). Итак, оказывается, что подвиги любви, совершаемые с огромными страданиями, сопровождаются Светом Жизни Божией. И этот Свет дает возможность совершать подвиг любви. Действительно, как свидетельствует опыт жизни Христовой Церкви, каждому, кто трудится во имя любви, Христос Спаситель посылает Свой укрепляющий и Животворящий, Несотворенный Божественный Свет.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Тропарь, гл. 4. Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднственная вернии, и возопиим: приспе день божественнаго веселия, восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту. Кондак, гл. 4. Божественным днесь преображением человеческое все естество просиявает Божественно, в веселии зовущее: преобразуется Христос, спасаяй вся. " Ап. и Ев. дня и утреннее (т.е., положенные на литургии следующего дня) под зачало». См. С 5 по 13 августа (с предпразднства до отдания Преображения), кроме самого праздника, катавасия: Лицы израильтестии. Аще случится предпразднство в неделю, трипеснец выпеваем на повечерии. Мр. Аще случится предпразднство Преображеия Христова в неделю. Св. муч. Есгніа. Он родился в Антиохии и был воином при императорах Диоклетиане, Максимиане и Константине Великом . Целых 60 лет прослужил он в воинском звании. После того, возвратившись на родину, он начал проводить свою жизнь в молитве и посте, приготовляя себя к вечности. При имп. Юлиане Отступнике св. Евсигний в 110-летней старости был предан суду за исповедание Христа. По церковным песнопениям, муч. Евсигний, «Бога жива Господа на небесех ведый», не оказал «мертвым капищем чести», терпением победил «мучителей суровство» и, став «пред судищем, исповедуя Бога», не «устрашился обличить самого царя в отступничестве от истинной веры, после чего был усечен мечом, в 362 г. 6 . Стое пребраженїе Гда Бга и Спса Нашег Іиса Хрта. Этот праздник посвящен воспоминанию события на Фаворе), 137 описанного у евангелистов (Мф.17:1–13; Мк.9:2–8 ; Лк.9:28–36 ). Сам Иисус Христос, в виду приближающихся страданий и смерти ( Лк.9:22 ), для утверждения Своих учеников в вере, благословил явить им телесно, видимо всю славу Своего Божества (сн. 2-ю нед. Вел. поста) и чрез то показать им, что страдания и смерть Его будут вольные и что Он есть тот самый Избавитель израиля, Который был обещан чрез пророков. Для этого Он, взяв апп. Петра, Иакова и Иоанна 138 , возвел их на гору Фавор и сделал их свидетелями Своего преображения ( 2Пет.1:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Наконец, св. Церковь не возбраняет и наших собственных молитв, какие каждый из нас время от времени может воссылать Богу, по мере открывающихся наших новых нужд. Примеры этого мы видим в самом Священном Писании ( Мф. 8:5–9; 15:22–28 ; Мк. 9:17–24 ; Деян. 4:23–30 ; Ефес. 5:14 ; 1Тим. 3:16 ; 2Тим. 2:11 ; Откр. 4:11; 5:9–13; 11:15–18; 15:3–4  и др.). Нужно только, чтобы молитвы наши были сообразны с духом молитвы Господней и проникнуты молитвенным духом Церкви 186 , т.е. чтобы и по предмету, и по духу своему, они достойны были того, чтобы обращаться с ними к Богу. Среди внутренних и внешних молитвенных опытов и намеренных усилий воли приобретается молитвенное настроение или та непрестанная молитва, которую заповедует нам слово Божие ( 1Фес. 5:17 ; ср. Лк. 18:1; 21:36 ; Ефес. 6:18 ). Это есть высший молитвенный дар, который, как и всякий духовный дар, может развиваться, умножаться и совершенствоваться. Каким же образом? Молитвенный дар, по замечанию подвижников, развивается и совершенствуется молитвою же, как дерево возгорается и воспламеняется от трения о дерево же. Вот почему молились о молитве и апостолы: «Господи! научи нас молиться» ( Лк. 11:1 ). «Как бы ни полагал себя кто усовершенствовавшимся в молитве, – говорит преосвящ. Феофан, – правила молитвенного оставлять никогда не должно, а творить его, как следует, и всегда начинать с молитвы делательной (т.е. с читания, стояния, поклонов и т.п.) С нею должна быть умная (т.е. внимательная, сознательная), а за ними придет и сердечная (т.е. молитва чувства, без слов). Без этого растеряются сии последние и человек будет думать, что молится, а на деле этого не будет». Наилучшим же средством развить и поддержать в себе молитвенное настроение опытнейшие в духовной жизни поставляют, кроме поста и труда, навык к так называемой молитве Иисусовой, именно к непрестанному повторению слов, как бы вслух Духа Божия: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», т.е. с верою, что Господь зрит нас и внимает нам. «Навыкновение это, – замечает преосв. Феофан, – низводит теплоту в дух, а далее просветление, потом и восхищение. Но все это достигается иногда годами» 187 . Наиболее же доступным и обычным в житейском быту средством к приобретению в себе молитвенного настроения надобно признать требование, чтобы по возможности пред началом и по окончании всякого дела, утром и вечером, перед трапезой и после трапезы, мы не оставались дома без молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010