правительствующего синода, по делам подсудным судебному отделению Св. синода, разумеется за исключением дел, вчиняемых не иначе, как по жалобам частных лиц и оканчиваемых примирением. Таким образом: 1) по делам, подведомым духовным судьям, обличение обвиняемых пред судом должно быть предоставлено потерпевшим от преступных действий частным лицам, а также благочинным (срав. „Уст. угол. суд.” 3); 2) по делам, подсудным епархиальным судам и судебному отделению Св. синода, обнаружение преступного деяния и предание суду принадлежит дух. консисториям и Св. синоду: поддержание же обвинения на суде исполняется консисториею чрез ее секретаря, а Св. синодом при содействии обер-прокурора; 3) сим последним, т. е. секретарю консистории и обер-прокурору принадлежит и право протеста против судебных приговоров. Возложение консисториею на секретаря обязанности поддержания на суде обвинения и права протеста против судебного приговора вызывается тем соображением, что неудобно было бы члену консистории пользоваться правом протеста против судебного приговора, постановленного под председательством архиерея. Секретарь же консистории находится под непосредственным начальством обер-прокурора и к нему может, когда признает нужным, обращать свои протесты для предложения судебному отделению Св. синода. Такова возможная организация обвинительной власти. 43 А г. Барсов в „Христ. чтении” (1873, март, 461, 462) 87-м правилом Карф. собора даказывает мысль об ослаблении соборного начала в Церкви и о переходе вследствие сего действительного суда над пресвитерами и диаконами от соборов в полное заведывание их епископа. – Чему хочешь, тому и верь; окружной ли суд доказывается правилом или переход действительного суда над пресвитерами и диаконами от собора к их епископу. Читать далее Источник: Предполагаемая реформа церковного суда/[От издателя: Н. Елагин]. - 2-е изд., доп. Вып. 1. - Санкт-Петербург : тип. Ф.С. Сущинского, 1874 (обл. 1873). - VIII, 458, III с. (Авт. в кн. не указан; установлен по ст. П. Щукина " О выборном начале в церкви " , напеч. в журн. " Рус. старина " . 1906, февр. С. 382). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

116 См.: Christensen D.L. Deuteronomy 1–21:9//Word Biblical Commentary. Vol. 6a. Dallas, 2002. P. 438. 117 Кроме двух указанных значений («освятить» и «начать жить»), особенный смысл этот глагол приобретает в Притч.22:6 , где он имеет значение «воспитывать, наставлять»: Наставь (выделено мной. – Авт.) юношу при начале пути его. 122 Впрочем, некоторые экзегеты высказывают предположение, что еврейское слово в данном контексте имеет широкий смысл и может означать не только виноградник, но также оливковую рощу или фруктовый сад (см.: Lange J.P., Schaff P., Schröder W.J. A commentary on the Holy Scriptures: Deuteronomy. Bellingham, 2008. P. 156). Это мнение кажется допустимым, хотя его основная слабость в том, что в Библии термин применяется именно к виноградникам, потому во всех еврейско-английских словарях для него указывается только значение vineyard. 129 Наиболее чётко эта мысль отражена в тексте Самарянского Пятикнижия, Септуагинты, Пешитты и Вульгаты, глагольные формы в которых позволяют реконструировать еврейское (глагол ) как наиболее вероятное оригинальное чтение вместо масоретского (тот же глагол в породе NIP‘AL). Изменение огласовки принципиально меняет смысл Втор.20 :8в: если в Масоретском тексте говорится: «чтобы сердце его братьев не растаяло, как его сердце», то в других древних версиях подчёркивается пагубное влияние самого трусливого человека: «чтобы он не сделал сердце братьев робким, как сердце его» (см.: Christensen D.L. Op. cit. P. 435). Отметим, что многие переводчики отдают предпочтение указанному реконструированному варианту (Синодальный текст, перевод РБО, New Jerusalem Bible, English Standard Version), хотя есть и те, кто следует масоретскому чтению (Revised Standard Version, King James Version). 131 См.: Макконвил Дж. Пятая книга Моисеева. Второзаконие//Новый библейский комментарий. Ч. 1. Книга Бытие – Книга Иова. С. 298. 133 Данное толкование, принимаемое большинством экзегетов, основано на том, что замечание в ст. 15 так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, относится ко всему отрывку 20:10–14.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уж они-то никак, конечно, не могут осмыслить и примириться со страданиями по тому закону отношения к ним, какой указывает христианство, по той простой причине, что ясного сознания свободы своей личности и самоопределений любви у них еще нет. Но ведь в том круговороте скорбей и страданий и слишком сложной спутанности и цепи причин и следствий, из которых слагается жизнь, трудно без высшего проникновения в жизнь разобраться в этой спутанности, трудно сразу и понять эти страдания невинных детей. Чьи, собственно, эти страдания детей, чем они обусловливаются, что они вызывают в нас и должны бы вызывать - вот в этом нужно прежде всего разобраться. И потом: там, где наряду со страданиями есть и должно быть и сострадание, и там, куда необходимо внести высший нравственный смысл и оценку, там, конечно, все получит должное освещение и свое место. Так и страдания детей, где нет еще и не может быть подвига свободы и высшей любви со стороны самих детей, может быть, получат смысл и откроют свою тайну, если по крайней мере те, кому дано благо свободного творчества своей жизни во имя любви, поставят это неизменным законом своей личной жизни. А жизнь ясно говорит нам в живых примерах, как звучат эти самые страдания жизни в личной жизни тех, кто воспринял их в качестве свободного подвига ради высшей любви. Что можно сказать о настроении духа апостола Павла, когда он открыто говорит: " Благоволю в немощах, в досаждениях, в скорбях и темницах... мне умереть - приобретение " Не раскрыта ли теперь эта тайна и смысл страданий в жизни целого сонма мучеников, исповедников, преподобных и всякого рода подвижников? Вот почему Христос и сказал, что каждому нужно не бегать страданий и не заглушать их путем искусственно созидаемого внешнего миража якобы благ жизни, а нужно каждому взять на себя вольною волею крест своей жизни и следовать за Ним именно, т.е. по пути добровольного, свободного восприятия и несения страданий ради высшей любви. Так опять открывается тайна личности человеческой как претворяющей жизнь силы, и опять человек должен сознать, что с периферии своей жизни, с внешней окружности ее, он должен обратиться внутрь себя и здесь искать и блага и радости жизни, здесь же кроется и отрицание их. А слово о Кресте Христовом, как о вольно подъятом подвиге Христа ради высшей любви, вещает нам не юродство и безумие жизни, а высшую мудрость легкого несения жизненных скорбей, и слово это, сияя над нами светом высшего смысла жизни и силой живой, сострадательной и самоотверженной любви к Богу и ближнему, может сказать нам, почему же " лето приятно " еще не наступило и не чувствуется нами, может указать и указывает путь к нему. Примечания 1. Печатается по изд.: Тамбовские епархиальные ведомости. 1905. 3 сект. Ч. неоф. С.1496-1502; 24 сент. Ч. неоф. С.1613-1620. 2. Гешефт (с идиш) - прибыль, приварок. 3. См.: ст. " Цели и нормы жизни "http://Образование. 1905. Июль. (Прим. авт.) 4. Цит. неточно. См.: 2Кор.12:10 и 1Фил.1:21. Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Штурм Измаила. 11 декабря 1790 г. Ознакомившись с обстановкой Суворов сдержанно ответил, что в крепости «слабых мест нет». На такой штурм можно было решиться один раз в жизни, " ведь осаждавших было -31 тыс. чел. при 600 орудиях (15 тыс.- казаки). А осажденных-35 тыс., имевших более 200 орудий. Крепость считалась неприступной, гарнизон - лучшая часть турецкой армии. Главный удар Суворов направлял на сильно укрепленные Килийские ворота, где турки менее всего ожидали нападения. Суворов назначил день штурма на 11 декабря. Пятьсот орудий с острова Сулим и флотилии де Рибаса целый день громили крепость. В 5 час. 30 мин утра 30 тыс. солдат незаметно приблизившись к крепости на 300 шагов, бросились на штурм Измаила. Исполняя с удивительной быстротой все предписанное Суворовым, солдаты прапорщика Гагарина по приставным лестницам взобрались на вал и овладели бастионом. Главный удар был нанесен по Килийским воротам. Здесь русские войска вел Кутузов. К 8 часам утра стены крепости были захвачены и бой был перенесен в центр Измаила. В ходе штурма было убито 26 тыс. турок. Потери русских - 1815 убитых и 2445 раненых. Измаил был не просто крепостью: он был символом. Сын Авраама от наложницы Исмаил (в другом произношении – Измаил - прим. авт.) является предком тюркских народов. И вот Измаил пал. Не с падения ли Измаила и началось падение Турецкой империи? 24 декабря является Днём воинской славы России — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова. После падения Измаила у турок оставалась надежда только на содействие англичан. Британский флот ждал приказа, готовый к выходу в Балтийское море. Но нападение удалось предотвратить. Шведскому королю Густаву III по предложению Г.А. Потемкина была выделена субсидия в 500 тыс. рублей, и он отказался помогать англичанам. Русский посол в Англии С.Р. Воронцов организовал публикацию в английской прессе серии статей, доказывающих экономическую нецелесообразность войны с Россией. В английских городах начались массовые протесты рабочих, так как английская промышленность работала на русском сырье. Дискуссии из цехов и улиц перекинулись в парламентарий, и премьер министр Англии У. Питт – младший, распорядился вернуть гонца, направленного в Петербург с объявлением войны. Но угроза вторжения британского флота могла «оживить» реваншистские планы Швеции по захвату Карельского перешейка. Да и сама Англия могла осуществить эти планы.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/26/...

На скате противолежащей горы, где был некогда Боричев взвоз, отдыхал народ, трудившийся над новою дорогою с Подола, а мимо проходили путники. С верховья долины Малороссийский отрок, ловко управляя конем, гнал еще несколько других к водопою, и две киевлянки, с кувшинами в руках, в своих живописных одеждах, пришли зачерпнуть воды из священного источника. Впрочем, все вокруг было тихо; ветер не шевелил листья ракит, не журчала вода; безмолвие уединенной юдоли умножалось еще всею тяжестию знойно налегшего полудня; но свежо было над устьем кладезя. Мне казалось, я сижу опять под знойным небом Палестины, над купелью Силоамскою или над кладезем Неемии, там, где у подошвы Сиона, юдоль Иосафатова сходится с долиною Геенны, и вот отрок и девы Арабские в длинных своих покрывалах приходят черпать предо мною заветную воду. И точно, купель сия была Силоамскою для прозревшей Руси; и точно, надо мною возвышался отечественный Сион, старый Киев, мать городов наших, о коем и мы можем воскликнуть, стихами псалмов: «Мати Сион, речет человек» ( Пс. 86 ). Ах, я был опять на несколько мгновений в Иерусалиме, и град Владимиров казался мне градом Давида. Тогда же с умилением благодарного сердца вспомнил я и то, как однажды, на самой заре моей жизни, долина Крещатика послужила мне пристанью спасения, когда разлившийся Днепр бил меня сердитою волной, в утлом челноке, меня, юного и неопытного путника, доверившегося его бурной пучине со всею беспечностию своего возраста. Уже я отчаивался одолеть сие весеннее море разлившихся вод, когда одна благодетельная волна двинула наконец челн мой к крутому берегу, и я ступил на землю, несколько ниже Крещатика, там, где его долина впадает в Днепр. Столько долгих протекших лет мелькнуло предо мною как бы несколько вчерашних дней; я стоял опять на том же месте, хотя сам уже иной,–и вот, воспоминания ранней юности невольно уступили впечатлениям позднейшим. Опять Киев казался мне Сионом, а долина Крещатика юдолью Иосафатовой, которая именем своим напоминает последний суд. Когда же по звуку одной страшной трубы соберутся все почивающие по вселенной, блажен, кто, услышав глас сей, воспрянет в той одежде нетления, которою облекся от Святой купели, бывшей для него Крещатиком или Иорданом. Читать далее Источник: Путешествие по святым местам русским/[А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863./Ч. 2. – II, 353 с. (Авт. в книге не указан; изд. является частью одноименного произведения того же автора; Каталог книг Б-ки Имп. С.-Петерб. ун-та. Т. 1. С. 517). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Подводя «Предварительные итоги борьбы с контрреволюцией на селе в 1929 г…» 15 января 1930 г. Секретнооперативный отдел ОГПУ отмечал: «4. Серьезное значение на протяжении всего 1929 г. имели выступления на религиозной почве (закрытие церквей и мечетей, снятие колоколов). Такие выступления, как правило, вдохновляли служители религиозных культов, члены религиозных советов. 5. Довольно успешное провоцирование на массовые выступления женщин. Большинство выступлений исключительно женских, нередко под руководством женщин идет в связи с хлебозаготовками (168) и на религиозной почве (112). Имеет место большое количество случаев, когда в результате усиленной борьбы кулацко-белогвардейского элемента женщины выступали в защиту кулака и попа, ущемляемых хлебозаготовками» 82 . Возможно, что дальнейшее открытие архивов этого ведомства может дать еще больше примеров противостояния женщин религиозной политике государства. Особое значение для жизни церковных объединений имело постановление Всероссийского исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 6 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Этим постановлением вводилась обязательная регистрация религиозных объединений «в подлежащем административном отделе (отделения или части) местного исполнительного комитета или городского совета» 83 . Статья 17 этого постановления запрещала религиозным объединениям все виды социального служения: «Религиозным объединениям воспрещается: а) создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей; б) оказывать материальную поддержку своим членам; в) организовывать как специально детские, юношеские,  женские  (выделено нами. –  Авт.)  молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельнические, трудовые, по обучению религии и т. п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь. В молитвенных зданиях и помещениях могут храниться только книги, необходимые для отправления данного культа» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В хранении присяги Труды мои и поведение в обществе я должен располагать согласно с присягою или клятвенным пред Богом обещанием верного и усердного служения Государю. Но я и не благоговейно произносили ее пред Богом и призывал Его свидетелем моих обещании, и на поприще служебном никогда не поверял и не направлял ею своего поведения, как будто можно и не согласуясь с присягою быть верным слугою Государя и Отечества, и укрыться от правосудия небесного, которое сам же я призвал простереть над своею головою невидимый карательный меч свой в случае неверности. От непамятования о присяге я часто нарушал свои гражданские и священные обязанности; – ослаблял и нарушал долг повиновения власти и закону, внутренним и заочным неуважением к власти и закону. Пред лицом начальствующих и старших, являя, когда нужно, приличную благовидность, внутренне я не имел и заочно не выражал надлежащего уважения к ним, забывая глас Божий, что несть власть, аще не от Бога. Смелым и дерзким суждением соблазнял и ближних, в коих, для их счастия, следовало бы мне утверждать уважение и покорность к закону и власти. И этот грех свой я увеличивал еще тем, что мое внутреннее и заочное неуважение к ближним не имело часто никакого основания, кроме моих прихотей и легкомыслия. Если бы даже подвергся я и огорчению при своем ревностном служении обществу, то и тогда бы я должен кротко претерпеть ради Бога, Которому мое невинное и неропотное терпение благоугодно; потому что только такое терпение и есть истинное. Между тем недовольный своим жребием и злоречивый, я стою и иду на общественном поприще счастливее многих моих ближних, не будучи их достойнее; взыскан особенным вниманием и милостями; и притом ближние, коих я внутренне преследую, вверены не моему суду и ответственности. Мое неуважение к ним и негодование на них часто бывает неосновательно до того, что я и по званию своему, будучи только например, ученик, не принадлежу еще вполне обществу; и не могу дать определенного ответа: чего я хочу, и что и как бы я сделал с достоинством и ко благу общему. Из этого темного безотчетного суждения, к прискорбию моему видно, что оно есть злостно; есть суждение и негодование не для назидания моего и ближних, а для разрушения общего блага; – есть сокровенный злой порыв мой самому быть там и тем, куда и против кого неуважение и суд мой дерзко и злобно направлены. Читать далее Источник: О говении по уставу православной церкви/[Прот. Григорий Дебольский]. - Санкт-Петербург : Печатано во Французской типографии, 1850. – 92 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по 2-му изд.) Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Серьезная попытка осмыслить место женщины в расколе была сделана известным специалистом по истории раскола профессором СПбДА П. Смирновым в речи, произнесенной на торжественном годичном акте Академии 17 февраля 1902 г. П. Смирнов собрал максимальное количество материалов, показывающих исключительное значение женщины в истории русского старообрядчества. Он предложил свое объяснение этому явлению, возражая распространенному в то время взгляду на раскол как на явление социальное: «Раскол есть явление религиозное как по происхождению, так и во всех исторических обнаружениях. Религиозный принцип здесь столь существен и объемлющ, что проникает собою и все нерелигиозные стороны жизни раскола. Значит, причину известного положения женщины в расколе и смысл связанных с ее именем фактов нужно искать в религиозных основах раскола. Как именно женщина, она явилась даже более верным и жизненным носителем его идей. Женщина всегда и везде вообще религиознее мужчин и потому всегда и везде принимала деятельное участие в религиозных движениях. Зависит это от того, что женщина, как известно,  живет более чувством, чем разумом  (выделено нами –  Авт.)  и такова же поэтому и религиозная жизнь женщины. Живо же и действенно собственно религиозное  чувство.  По сердечной впечатлительности женщина не только быстрее воспринимает учение веры, но вместе глубже проникается и самым делом веры. И собственно практический вывод получает здесь силу часто гораздо ранее систематического усвоения теории. В русском расколе так действительно и было. Женщина была слабее со стороны создания и систематического усвоения доктрины. Но зато энергичнее в деле приложения ее к жизни. Недаром в этом тоне ее прославляют и раскольнические патерики, и мартирологии, и особые жития, и разные воспоминания жалостныя» 5 . Итак, религиозное чувство женщины – это основная причина ее вовлеченности в раскол. Другой причиной П. Смирнов считал защиту женщиной своей святыни, а также уже усвоенное стремление к аскетизму: «Как хранитель «древнего благочестия», с его старыми богослужебными книгами, старыми церковными обрядами, словом – со всей обстановкой внешней набожности, – раскол призывал женщину на защиту ее собственной святыни, особенной, века венчавшей ее идеалы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

На Волковском кладбище в Петербурге в 1841 г. проживало 229 федосеевок, мужчин – 75, а во всех петербургских богадельнях – 463 женщины при 255 мужчинах 30 . Отдельный вопрос (к сожалению, почти обойденный исследователями) представляет собой численность «келейниц» или «черничек» – женщин, живущих по деревням. Только в Романовском уезде Ярославской губернии их насчитали 2374 чел. 31  А спустя сорок лет священник из с. Староандреевского указанного уезда не без раздражения писал: «Раскол гнездится в женском населении и преимущественно состоит из вдов и девиц-келейниц, считающих своей заветной мечтой стоять у аналоя, петь и читать каноны по покойникам и получать за это неоскудную плату» 32 . Многие исследователи видели связь между резким ростом черничества в середине XIX в. с проводимым МВД с 1838 г. курсом «подавить раскол уже существующий». Одной из первых задач МВД считало «энергичные меры для уничтожения раскольничьих монастырей, скитов и моленных, которые заявляли себя явной пропагандой и поддержкой раскола» 33 , поэтому «ежегодно запечатывались и уничтожались либо передавались единоверцам десятки моленных, монастырей и скитов» 34 . В 1853 г. Нижегородские скиты были закрыты. Однако начальству пришлось оставить 33 обители, чтобы 194 престарелые скитницы могли дожить там свой век. Как писал С. А. Архангелов, «тогда как одни из скитников уничтоженных обителей бежали и скрывались где-либо в лесных трущобах, другие – большая часть из женских скитов – устремились в села и деревни и здесь образовали особый раздел т. н. келейниц или черничек» 35 . В чем же причина столь ощутимого преобладания женщин в старообрядчестве? П. Смирнов пытался объяснить женскую религиозную активность в расколе в первую очередь «живым религиозным чувством». Однако нам кажется, что этого объяснения недостаточно. Чиновник Министерства внутренних дел, подводя итоги николаевского периода преследования старообрядцев, делал вывод о двух причинах невозможности искоренения раскола: «Крайнее невежество было главным основанием и силою раскола;  вторым корнем зла следует считать самоуправление, устанавливавшееся между раскольниками, в духовном и гражданском их быту  (выделено нами –  Авт.)» 36 .В условиях государственного контроля над православной церковью, ограничительного законодательства на пострижение, в первую очередь женщин в монашество, старая вера оставалась на протяжении XVII – первой половины XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Лекарственные препараты, содержащие DXM (противокашлевые сиропы " Туссин плюс " и " Гликодин " ) принимались, как правило, натощак, поскольку содержащийся в составе сиропа " Туссин плюс " гвайфенезин вызывает рвоту на высоте интоксикации. Для уменьшения тошноты и потенцирования эффекта DXM использовался экстракт препарата, выделенный специальным образом. Другой вариант - сироп запивался грейпфрутовым соком. Предпочтение грейпфрутогого сока может объясняться двумя причинами, во-первых, сочетание вкусовых качеств сока и сиропа наиболее приятны, во-вторых, грейпфрут способен ингибировать активность цитохрома Р450 изоэнзима CYP3A4, который наряду с CYP2D6 участвует в процессе воздействия декстрометорфана на нервную систему и, соответственно, способен замедлять распад DXM, увеличивая его концентрацию в плазме крови В предоставленных российским исследователям самоотчетам потребителей DXM отмечается, что при приеме небольших доз препарата (на сленге потребителей - " первое плато " ) клиническая картина опьянения напоминает алкогольное. Для этого употребляется до 200-300 мг препарата (до 2,5 мг/кг), что превышает среднетерапевтические дозы в несколько раз. Приподнятое беспечное настроение, повышенная двигательная активность служат причиной употребления таких доз перед посещением дискотек и ночных клубов. При более высоких дозах ( " второе и третье плато " ) наблюдаются РСР-подобные эффекты [РСР-фенциклидин или " ангельская пыль " , наркотик-галлюциноген - прим. авт.], что подтверждается исследованиями зарубежных авторов Под этим подразумеваются, например, чувство деперсонализации, отчужденности от своего тела ( " out-of-body " ) Также отмечается отрешенность от окружающего мира, двигательная пассивность, нарушение схемы тела, ощущение легкости, наплывы зрительных иллюзий и галлюцинаций, как элементарных, так и сложных). По ощущениям некоторых потребителей, галлюцинации, вызванные декстрометорфаном, могут значительно отличаться от галлюцинаций, вызываемых ЛСД и больше напоминают эффекты более мощного галлюциногена кетамина. По их словам, декстрометорфан вызывает видимые особенно при закрытых глазах или в темной комнате пестрые движущиеся объекты (так называемые " closed-eye visual hallucinations " )

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010