I. ets), позволили точно датировать походы ассирийских царей с IX-ro века до половины VII-ro века и, следовательно некоторые важные события из истории Израиля. Вот несколько достоверных дат, могущих служить вехами; 854. Битва при Каркаре. Ахав, царь Израиля, участвовал в ней (Монолит Салманассара II, кол. II, I. 91–92; Keilinschriftliche Bibliothak, Berlin, t. I, p. 172–173. 842. Дань, заплаченная Ииуем, царем Израиля, Салманассару II (черный обелиск Салманассара II, объяснительная легенда на одном из барельефов, Keilinschrif. Bibliomek, t. I, р. 150–151). Кроме того, из одного эстампажа, находящегося в Британском Музее, мы узнаем, что Ииуй платил эту дань во время похода Салманассара II против Азаила из Дамаска. А этот поход против Азаила произошел на восемнадцатом году царствования Салманассара II, т. е. в 842 году (черный обелиск, I. 97, 98, Keil Bibl., t. 1. р. 140–141). 734–732. Походы Теглатфалазара III против филистимлян и против Дамаска (Список Б Эпонимов). —770— 722/21. Взятие Самарии (Анналы Саргона). 701. Сеннахериб осаждает Иерусалим и берет дань с Езекии (Призма Тайлора, col III, I. 11–41, Keil Bibl. t. I. р. 94–97). 605. Битва при Гаргамише: восшествие на престол Навуходоносора. 587. Взятие Иерусалима, 19-й год царствования Навуходоносора по II кн. Царств, XXV, 8, 18-ый год по Uep. LII, 29 . 539. Взятие Вавилона Киром. Главным документом для вавилонской хронологии является плитка 33, 332 в Британском музее. Это – список царей Вавилонии, начиная с первой династии до ново-вавилонского периода. «Имена царей написаны колонками, по одному имени на каждой строчке: перед именем каждого царя – число, обозначающее в годах и месяцах продолжительность его царствования. В конце каждой династии колонка перерезана поперечной линией, и подсчет дает сумму лет продолжительности династии, число царей и наименование этой династии» (Книг). Эта важная плитка, испорченная с двух концов, представляет пробелы, которые могут быть заполнены по большей части другими документами, хотя не вполне (список первой династии, который совершенно исчез, известен из других мест).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гл. XXV. (1–22). Религиозный год: мир создан в 365 дней, в 6 периодов Гаганбар; месяцы, дни и ночи, (газары), времена года: Mîdîyarêm, Medokshem, Hamespamadâyem, год, месяц и день високоса; год месячный (месяцы весенние: Фравардин, Ардавашет, Гарвадад; мес. летние: Тир, Амерадах, Shatvairo). Гл. XXVI. (1–3). Паразанд (3½ до 4 английских милей). Гл. XXVII. (1–25). О природе растений, зерен, их виды и названия, древо Hone (жизни) и древо Gokard, кипры, и проч., цветы, ароматы и пр. Гл. XXVIII. (1–48). Злой дух Агарман и соподчиненные ему духи, их природа, названия, действия (демоны, Андар, Савар, Наикиа, Тапрез, Затрик, Таримат, Митокт, Араск, Эсм, Варена, Зег, Бушаен, Визареш, Уда, Акатат, Зарман, Аз, Нас, Фрифтар, Спарг, Арас, Ангаш, Бут, Астовидад, Яздан, Апаош, Аспенгарак, Кундак, Гочикар, Муспар и проч., герои – Kayan). Гл. XXIX. (1–15). Патриархи в разных странах земли, их имена и провинции древнего Ирана. Гл. XXX. (1–33). О природе воскресения и будущем состоянии тварей. Гл. XXXI. (1–41). О расе и генеалогии Кауап’ов. Гл. XXXII. (1–10). Продолжение того же. Гл. XXXIII. (1–12). Семейство Мобедов (жрецов парсов). Гл. XXXIV. (1–9). Времясчисление и определение годов (до арабского завоевания и эпохи Магомета). Текст 1) Время состояло (вначале) из 12.000 годов. В откровении говорится, что 3.000 годов были продолжением духовного состояния и когда твари жили без мысли, неподвижно, неизменяемо и 3.000 годов жил Гайюмард в мире с первобытным быком. 2. «Бахман-Яст» (Bahman-Yast), обыкновенно называемые «Зандт и Вагуман Ясно», т. е. «Занд к Вагуман Яст», – признается пророчественною книгой, в коей Аугармазд объясняет Заратуште учение о предстоящей будущности и судьбе иранского народа и религии. Вся книга состоит из трех глав беседы: (гл. I) говорится о бессмертии, всемогущей мудрости; приводится видение древа с четырьмя ветвями из разных металлов, символизирующих четыре периода времени; сообщается о некоторых демонах и идолопоклонниках, имеющих явиться при конце тысячелетия, – о еретике Маздаке и Кузро-Нокшрване, не принимавших учения Яст, но только комментарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Спб. 1907. Т. I, вып. 3, стр. 739.773–774 (799).Ср. Его же, «Канонический сборник XIV титулов». Спб. 1906, стр. 269–272, 287, 8) в Coll. 87 Capit. помещенную в 42 гл. нашей Кормчей (гл. 42, 44–47), и др. 6) Новелла 137, и. 2 (ср. 1) 1) В сокращении в Эпанагоге 8, 3 (Zach. стр. 77); 2) В Василиках, откуда (III, 1,7) это место приводится 3) в Номоканоне Фотия (Voelli, стр. 840; Нарбеков, 78) и 41 у Вальсамона в толковании на Номоканон Фотия 1,23. Нарбеков, стр. 81–82). 425 Zachariae, Geschichte des griechisch-römischen Rechts, S. 6. Geschichte d. Novelleo Justinian’s, Berlin 1824, S. 161. 426 Так толкует 6, 22 и 123 новеллы уже Дионисий Готофред в примечаниях к своему изданию «Corpus iuris civilis» Юстиниана в примечаниях к nov. 22 cap. 43, р. 75, ср. nov. 6, р. 19. (Мы пользовались изданием 1662 г., Lugduni). Между тем, еп. Никодим в своих «Правилах с тумаченьима» (Изд. III-e, I, 446–450, ср. 494–592) на основании этого, отмененного уже самим Юстинианом, закона доказывает, что существующая практика русской церкви, допускающей брак после снятия сана, неправильна. Здесь еп. Никодим стоит на католической точке зрения, не признающей брака после хиротонии законным в связи с учением о неизгладимости благодати священства, что признается и австрийскими законами. Подробнее о законности вашей практики будет сказано в главе о второбрачии в Русской Церкви. Чижман (Op. cit. 476–482) также доказывает, что 44 гл. III титула кодекса действовала и в позднейшее время, но доводы его нам не представляются убедительными. Вальсамон в толковании на номоканон Фотия (IX, 29) говорит, что 44 глава III титула кодекса о признании незаконными браков по рукоположении не соблюдается, но отказывается объяснить причину этого, хотя ранее сам же замечает, что в Василики этого закона внесено не было, и даже советует на этом основании не обращать внимания па этот замов. См. Проф. Вас. Нарбеков. Номоканон Фотия с толкованием Вальсамона. Казань 1899, II, 350, ср. Не быть внесен этот закон и в Эпанагогу. Помещение же его в церковных сборниках светских законов объясняется, по-видимому, зависимостью их от первого такого сборника (Coll. XXV cap.), явившегося еще до издания 6 новеллы. 427 В толковании на номоканон Фотия I, см. Нарбеков, «Номоканон» II, 49; ср. Синтагма Властаря, К, гл. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

1191 У Исаии назван только один Рабсак, на которого возложены были переговоры, но в 4Цар. 18упомянуты еще два сановника. 1192 О борьбе Ассирии в Египте с фараонами жреческой династии см. наше издание Бругша, с XXI по XXV династии и окончательное замирение в лице Псамметиха, XXVI династии. 1196 По этому случаю был сменен и Сенна, замененный Елиакимом, и как видим, занимающий при нем только должность секретаря. 1199 Примирение совершилось при XXVI дин., когда Псамметих женится на ефиопской царевне Шепен Апет. (См. подр. в наш. Бругше, стр. 692). Вся эта страница истории Ассирии в Египте открыта впервые Бругшем, см. с XXI по XXVI династию. 1200 Позже, влияние Ассирии еще более усилилось и Ассирия несколько раз овладевала всем Египтом до первых порогов. См. Наума III, 8, у которого Но-Аммон означает Фивы. Но Наум пророчествует, что как разграблены были Фивы, так разграблена будет Ниневия; ср. Ис. 33:1 . О разграбления Фив по Ассирийским документам см. Менана, Annales des Rois d’Assyrie pp. 248, 254 Inscr. d’Essarhadon. 1201 Втор. 12:13–14 „берегись приносить всесожжения твои на всяком месте“, (14) „но на том только месте, которое изберет Господь“. Заметим, что есть исключительные случаи, в которых всесожжение было освящено Самим Богом, напр. жертва Илии на Кармиле ( 3Цар. 18 ) и см. наши пр. в 3 т. Св. Лет. на ук. место Втор, и в 4 т., ч. II, стр. 23–35. 1203 Ср. нашу заметку на Ис. 31:1 . Мы еще в кн. Суд. 4:1–3 (см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 36, 40–41), видели, что превосходная пехота Израиля с ее стрельцами и пращниками, боялась только колесниц. Коней было много только при Соломоне, но повидимому они ценились не для войска, а как товар только (см. 4 т. Св. Летописи ч. I, стр. 279). 1205 Ср. в 4 т. Св. Лет. ч. II об кн. Ионы, стр. 220 и 223 о корабельщиках; и о Ниневитянах стр. 229–230; 232–233. Ср. в нашем Гезиоде понятия язычника о всемогуществе Божиим, при чем забывались языческие божества. (Вступление в нашем Гезиоде). 1207 Арамейский или Халдейский язык сделался разговорным языком Израиля, лишь с плена Вавилонского. Об этом языке см. в особенности Taylor’s Alphabet, а также хорошие сведения у Роулинсона в его Anc. Monarchies, Арамейский есть родственный Еврейскому диалект, которым говорили Арамейские племена, жившие по всему протяжению Евфрата от верховьев до устья его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  5. Необходимость добрых дел для спасения человека    Одна вера без добрых дел недостаточна для спасения. Верующему необходимы для оправдания еще добрые дела. От дел оправдаемся человек, а не от веры единой (Иак. II:24), Под добрыми делами разумеются нравственные действия человека, оправданного в Иисусе Христе, плоды любви, водимой верою в Иисуса Христа и совершаемой для Иисуса Христа. Добрых дел требует от верующих Господь И. Христос. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Матф. I; 16 и сл. VII, 19; XXVI, 27). И апостолы свидетельствуют: Яко ходити вам достойнее Богу во всяком угождении, и всяком деле блазе плодоносяще и возрастающе в разуме Божии (Кол. 1:10), да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр. X:24; 1 Кор. XV:28; Тим. VI. 12; Тит. II:11 и след.; Евр. VI:10, 12, 14).    На суде Божием будет оправдание не по вере только, но и по делам каждого. Тогда воздаст комуждо по деяниям его (Матф. XVI:27 и сл.; XXV, 34 и след.; Рим. II:6; Еф. VI:8; 1 Петр. I:17; 2 Кор. V:10; IX, 6; Гал. VI:6, 9). Те, которые не делают добрых дел, будут осуждены, а исполнившие закон Божий получат вечное блаженство. Иже воздаст коемуждо по делом его: оным убо но терпению дела благого, славы и чести и нетления имущим живот вечный: а иже по рвению противляются истине, повинуются же неправде, ярость и гнев (Рим. II:6 – 8).    Добрым делам человека Господь Бог, по Своей милости, дарует достоинство заслуги и в награду за них вечную жизнь. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Mamф:V, 12). Таким образом Бог увенчивает Свои дары в угодивших Ему и то, что совершается действием благодати Его, усвояет людям и за сие награждает их (2 Тим. III:8; IV, 7; 1 Кор. IX:24; III, 8; XV, 41).    „Когда благодать, сообщенная человеку, говорит св. Ефрем Сирин, собственным его старанием обращается на произведение святых и благих дел, то сии дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усвояются тому, чрез кого они видимо производятся, так как бы он производил их своими силами». Допуская, что дела праведных имеют цену заслуги, мы не унижаем заслуг ходатая нашего Иисуса Христа. Ибо все заслуги людей получают значение от Его же заслуг. Вечная жизнь даруется и как благодать, и как награда; как благодать потому, что Бог без всякой нашей заслуги предопределил нас к вечной жизни; как награда потому, что, предопределяя нас к вечной жизни, благоволил обещать оную как награду исполняющим закон Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

72 Часть глаголической библии (Парилипоменон. – Псалтирь) находится в Праге, но она писана на чешском языке (J. Šafaik. Památky etc., p. LII); упоминается библия 1475 г. в описи вещей князя Ивана Франкапана, но она могла быть и латинской, как полагает проф. Броз (J. Broz. Crtice I. с. p. 105); наконец, существует указание, идущее от Трубера († 1586) о глаголической библии 1547–1554 г., принесённой для издания каким-то попом глаголитом в Тюбинген; но подозревают, что эта библия была переведена с вульгаты (J. Broz. 1. с. р. 106; ср. J. Šafaik. 1. с. p. LII). Других сведений о существовали глаголической библии у нас вообще не имеется. 73 Кроме И. Берчича, издавшего тексты св. Писания в своих imank’e и Ulomk’ax, несколько библейских отрывков из глаголических миссалов и часословов издали также Шафарик (Рататку ect.), ак. Ягич, (Primri starohrvatekoga jezika. Zagreb. 1866. pp. 67–70) и Чернчич (Starine. XIV. p. 212). 74 До ак. Ягича этим вопросом занимался и Шафарик, но только отчасти (Рататку ect, p. XXI и др.). 77 Rad. 1868 г. ко. II. p. 1 и друг, и Starine. 1893 г. kn. XXVI. Впрочем, влияние греческого обряда в чтении Апостола видно и Венских листках (l. с. ib.). 80 Za Hrvate je samo jedan ispravlao i to po vulgati, od nega su ostali prepisivali i vcoma malo mijeali... Rad. 1890 г., kn. 100, p. 37. 81 так, в Пс. 29:9 список Пасманский XIV в. читает не отври а список 1470 г. – не остави, что ближе передаёт лат. пе derelinquss (Rad. kn. 98. р. 41); в Пс. 70.12 в трёх списках конца XV в. (1486, 1493 гг. и без даты, но более позднем) читается, как в Син. сп., вими, что соответствует греч. πρςχες и в Пасманском XIV в.– прири (=лат. respice). Следует пожалеть, что г. Вальявец увлёкся только самым древним из имевшихся у него списков часослова (Пасманским XIV в.) и из него одного привёл примеры, устанавливающее связь текста с латинской вульгатой. Но такова ли связь с вульгатой и в других списках часослова? 82 Недавно г. Пастернак разобрал основательно примеры, в которых г. Вальявец увидел влияние вульгаты на Син. псалтирь, и пришёл к заключению, что это влияние следует считать сомнительным (Arch. f. sl. Ph. 1903. В. XXV, 3, pp. 366–391).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

1206 „Раса Иована, с ее племенами, названными Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим, это – еллины, представляемые также ионянами, ονες, или греки... Вся древность разумела под потомками Иована греков, и Геродот отожествляет ионян и пелазгов, VII, 94; Даниил, VIII, 21 (по евр. тексту) называет прямо Александра царем Иована (Javan); египтяне называли греков (Champollion, Gramm. egypm., гл. V, § 5); персы, как явствует из надписей, обозначали их словом (Lassen, Indische Alterthum, т. I. стр. 729); арабы называли их Jouanijoun (Frahn., ар. Pott, Etym. Forsch:, т. I стр. 41), a в законе Ману они носнли название Javanas (Manavadb., X, 44)“. Schoebel, ib. стр. 112–113. 1208 О смысле стиха 4-го по-еврейски, см. патера Делатра, Le Plan de la Gense, в журнале Revue des questions historiques, июль 1876 r., стр. 34–35. 1210 См. рис. 75, башня в семь этажей во дворце Саргона, в Корзабаде, на севере от Ниневии. Наиболее черные части представляют башню в нынешнемъ ее состоянии; линии более светлые, образованные простыми штрихами, показывают, какова она была в своем первоначальном состоянии. 1214 См. раскрытие этого доказательства у Делатра, в Revue des questions historiqnes, июль 1876 r., стр. 33. 1215 „Язык, которым я говорил, говорит Адам у Данте, совершенно потух пржде, чем раса Нимврода принялась за дело, которое никогда не было окончено, ибо никакое следствие, проистекающее от дел человека, не может вечно длиться по причине человеческого произвола, который меняется под влиянием неба. Дело естественное, что человек говорит, но говорит так или иначе, – это природа предоставляет ему делать, как он хочет“. Данте, Paradiso, canto XXIV, v. 124–133. 1216 Оригена , Hom. XI in Num., c. IV, t. XII, col. 649; бл. Августина, De civitate Die, I. XVI, c. XI, 1; 1, XVIII, c. XXXIV, t. XLI, col. 490 и 598. Cm. блаж. Иеронима, In Sophon. III, 8–9, t. XXV, col. 1378. 1219 „Естество вещей, как водруженное Богом, пребывает недвижимым, а звуки, служащие для обозначения их, разделились на столько различий языков, что даже и исчислить (их) по множеству нелегко.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

493. Festugiere AJ. Op. cit, p. 42. 494. Carcopino J. La vie quotidienne a Rome, p. 151. 495. Rerum gestarum, XXV, 4, 17. 496. Minucius Felix. Octavius, 6. 497. Bayet J. Histoire politique et psychologique de la religion romaine. Paris, 1969, p. 268. 498. Tertullien. De idol, 14. 499. См, например: Апулей. Золотой осел; Овидий. Фасты, III, стих 325. 500. Carcopino J. La vie quotidienne a Rome, p. 238. На основании его работы мы описываем зрелища. 501. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать «Жизнь 12 цезарей» Светония. См. также: Novatianus. De spectaculis. 502. Lukian. De saltatione, 45; 68; 80. 503. Ювенал. Сатиры, I, 35; VI, 41,63. 504. Valerius Maximus, II, 18, 8. 505. Martial. Epigr., Ill, 86. 506. Seneca. De tranquilitate animi, II, 13- 507. Однако еще до христианства философы — стоики и киники — предостерегали от подобного рода зрелищ. 508. Augustinus. In Ps., 147, 7; ibid., 50, 1; 19,6. 509. Causse A Essai sur le conflit du christianisme primitif et de la civilisation. Paris, 1920, p. 56. 510. Ис. 53- И Тертуллиан, и Ориген цитировали пророка Исайю явно в полемическом смысле, понимая его буквально. 511. Tatien. Orat., 30—34. 512. 1 Apol., 9, 1–5. 513. Отсылаем читателя к исчерпывающему исследованию: Cerfaux L.; Tondriau J. Le culte des souverains. Paris- Tournai, 1957, pp. 313–397. 514. Ibid., pp. 391,394. 515. Mart. Pol., 9. 516. Tertullien. De fuga, 13. См. также: Lopuszanski G.//Antiquite classique, 20,1951, p. 6. 517. Justin. 2 Apol., 2. 518. Cagnat R. Praefectus Urbi//Dictionnaire des Antiquites, IV, p. 620. 519. Pline. Ер., X, 34(43). 520. Dig., XLVII, 22, 1, 3- См. также: Gag6J. Les classes sociales dans l " Empire romain. Paris, 1964, p. 308. 521. В «Дигестах» (XLVII, 22) говорится: «Однако не запрещается собираться в религиозных целях, поскольку это не противоречит постановлению сената, коим исключается создание недозволенных коллегий». 522. Homo L Les empereurs romains et le christianisme. Paris, 1931, p. 39. 523. Ibid. 524. Tertullien. Ad nationes, I, 7, 9MoreauJ. La persecution du christianisme dans l " Empire romain. Paris, 1956, pp. 50—51; GaudementJ. Institutions de l " Antiquite. Paris, 1967, p. 689-

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

Статью эту, пожалуйста, прочтите Л. Н. Толстому, и скажите, как он. Авдотье Тарасовне – поклон. Лизавета Павловна все с любовью о ней поминает. К. Леонтьев Письмо XXV 17 февраля 1889 г. Оптина Пустынь. Дружочек мой Анатолий Александрович! в одно время с этим письмом Вы получите посылку с 4 экземплярами последних статей моих («Плоды национальных движений»), от VII до XIV; посланы еще в Петербург XV и XVI; XV уже напечатана (в 41 Гражданина, от 10 февраля 1889 г.), а XVI еще нет. Может быть (не наверное), напишу еще общее заключение – XVII и XVIII. Больше 18 не будет. Наймите кого-нибудь за 30 коп. отнести Фуделеву 1779 и Кристи их экземпляры, а для отправки Уманову (скорой) заказным большим письмом довольно будет 70 коп. Извините, что не извиняюсь в причинении беспокойства. Целую Вас. Я что-то к посту в поэтическом настроении. Я... «не знаю сам, что буду Петь, но только песня зреет!» Продолжаю радоваться за Фета, и сызнова с большим удовольствием и чувством перечитывал все эти дни его старые (т. е. молодые) стихи; но его «Вечерними огнями» восхищаться, как другие, решительно не могу! «Люблю тебя» (кх, кх, кх!)... «Ты села, я стоял» (кх, кх, кх!)... Не понимаю! И совершенно согласен с Вольтером, который сказал: —296— «Старая лошадь, старая возлюбленная и старый поэт – никуда не годятся». «Я предпочитаю старого друга, старое вино и старую сигару!» Хотел было я к первому письму (об одеждах, фраках и т. п.) 1780 прибавить и второе о разнице между его утренними и вечерними огнями, с дружеским советом о любви умолкнуть: но, вообразите, о. Амвросий, узнавши от кого-то со стороны о моем намерении, прислал мне из скита запрет, – сказал: «пусть уж старика за любовь-то не пронимает. Не надо». Я, конечно, очень охотно положил «дверь ограждения на уста мои». (С Великим Постом! Помози, Господи!) Ваш К. Леонтьев Письмо XXVI 26 февраля 1889 г. Оптина Пустынь. Предоставляю дело на Ваше усмотрение, Слышал, что Московский Листок облагородился. Не знаю, правда ли. Есть еще, кажется, какой-то Гусляр у Пастухова. В нем будто бы печатается А.Н. Майков и другие почтенные люди. Видеть это письмо 1781 в печати мне очень желательно; но поберегите имя мое от цинического общества. Верю Вам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См.: Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1971, т. 2, с. 65-66: «Противоречие... есть корень всякого движения и жизненности; ... принцип всякого самодвижения...» 56 Знаменитая формула Гегеля из предисловия к «Философии права»: «Что разумно — то действительно, и что действительно, то разумно» (Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990, с. 53). 57 Поводом к этому высказыванию Гегеля послужило следующее обстоятельство. В 1801 г. он защищал диссертацию на тему об орбитах планет, в которой, в частности, утверждалось, что между Марсом и Юпитером нет необходимости предполагать какое-нибудь планетарное тело. Однако в том же году итальянский астроном Пьяцци открыл между ними астероид Церера, в связи с чем Гегелю было указано на то, что его философская теория не согласуется с фактами. 58 Цитата из басни И.А. Крылова «Орел и куры» (Крылов И.А. Сочинения в 2-х тт. М., 1969, т. 2, с. 29). 59 «Философия Гегеля — алгебра революции, она необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского. От мира преданий, переживших себя» (Герцен А.И. Собрание сочинений. В 9-ти т. М., 1956, т. 5, с. 20: «Былое и думы», ч. 4, гл. XXV). 60 Нирвана (букв.: «угасание») — санскритское слово, означающее в буддизме состояние полного покоя, блаженства и свободы. Этого состояния можно достичь и при жизни (Будда), но полностью — лишь после смерти. 61 Жизненный порыв (фр.) — в философии Бергсона некий метафизическо-космический процесс, поток творческого формирования, что и составляет сущность жизни. 62 Энтелехия — один из терминов философии Аристотеля: энергия у Аристотеля означает действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия — конечный результат этого перехода. У Дриша термин «энтелехия» употребляется в смысле целесообразно действующей жизненной силы, что существенно отличается от словоупотребления Аристотеля. 62 См. прим. 32. 63 См. прим. 41. 64 См. прим. 30. 65 См. прим. 50. 66 См. прим. 62. 67 Учение о личности как «интегральной целостности» В. Штерн излагает в своем труде «Person und Sache». Bd. 1-3, Leipzig, 1906-1924. 68

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010