Фаргард VIII. I (1–3) очищение дома после умершего в нем человека; II (4–13) похороны; III (14–22) очищение дорог, по которым проносятся труппы умерших людей; IV (23–25) не должно бросать одеяний, остающихся после умершего человека; V (26–32) незаконные вожделения; VI (33–34) недолжно осквернять или пачкать труп покойника, когда он высушивается; VII (35–72) очищение человека, совершаемое после погребенного им покойника; VIII (73–80) очищение огнем после удаления покойника; IX (81–96) огонь Bahram; X (94–107) очищение в пустыни. Фаргард IX. Девять ночей Барашнум (Barashnum). I (1–11) описание места для очищения нечистоты (Барашнум-гах); (12–36) описание очищения; II (37–44) денежная плата очистителю; III (47–57) ложный очиститель и наказание его. Фаргард X. Заговорные формулы (spells), прочитываемые при процессе обряда очищения. Фаргард XI. Специальные формулы (spells) при очищении разных предметов в отдельности. Фаргард XII. Унаман, обязанности сына и дочери по отношению к умершим родителям и родителей к детям почившим, братьев и сестер, дедов и внуков, дядей и племянников, иностранцев, в случае смерти, определение времени очищения и молитвы. Фаргард XIII. Dog – пес, собака. I (1–7) дог Ормазд и Ахримана; (1–4) дог Vanghapara (еж, hedge, Dog); (5–7) дог Lairimyangura (черепаха); II (8–16) проступки в отношении к догу; III (17–19) частные обязанности в отношении собаки; IV (20–28) собачий корм; V (29–38) собачье бешенство, как остерегаться от него и какие принимать меры; VI (39–40) о превосходных качествах дога; VII (4143) собака-волк, wolf-dog; VIII (44–48) о похвальных качествах и дурных дога; IX (49–50) молитва за дога; X (50–54) собачья вода. Фаргард XIV. Искупительные дела за убиение водяного дога, water-dog. Фаргард XV. I (1–8) пять грехов, из коих один касается Peshotanu; II (6–19) о беззаконных союзах и попытках к защищению преждевременных родов и выкидыша (abortion); III (20–45) обращение самки со своим детенышем; IV (46–51) о рождении и воспитании дога. Фаргард XVI. I (1–11) о нечистоте женщины в течении её болезни; II (11–12) когда может вставать с одра болезни; III (13–18) разные законы, касающиеся сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

1927. T. 1. С. 73-84; Previale L. Un panegirico inedito per Michele VIII Paleologo//BZ. 1943/1949. Bd. 42. S. 1-49; Geanakoplos D. J. Greco-Latin Relations on the Eve of the Byzantine Restoration: The Battle of Pelagonia (1259)//DOP. 1953. Vol. 7. P. 99-141; idem. Emperor Michael Palaeologus and the West, 1258-1282: A Study in Byzantine-Latin Relations. Camb., 1959; idem. Constantinople and the West: Essays on the Late Byzantine (Palaeologan) and Italian Renaissances and the Byzantine and Roman Churches. Madison, 1989; idem. Michael VIII Palaeologus and the Union of Lyons (1274)//HarvTR. 1953. Vol. 46. P. 79-89; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 696; Wirth P. Die Begründung der Kaisermacht Michaelis VIII. Palaiologos//JÖB. 1961. Bd. 10. S. 85-91; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453. Amst., 1962. S. 3-4; История Византии. 1967. Т. 3. С. 64-86; Tsirpanlis C. The Involvment of Michael VIII in the Sicilian Vespers//Byzantina. Thessal., 1972. T. 4. P. 299-329; Angold М. A Byzantine Government in Exile: Government and Society under the Laskarids of Nicaea, 1204-1261. Oxf., 1975; Жаворонков П. И. Никейская империя и Восток: Взаимоотношения с Иконийским султанатом, татаро-монголами и Киликийской Арменией в 40-50-х гг. XIII в.//ВВ. 1978. Т. 39. С. 93-101; Macrides R. The New Constantine and the New Constantinople, 1261//BMGS. 1980. Vol. 6. P. 13-41; Failler A. La proclamation impériale de Michel VIII et d " Andronic II//REB. 1986. Vol. 44. P. 237-251; Vannier J-F. Les premiers Paléologues: Études prosopographiques. P., 1986. P. 125-185; Talbot A. M. Michael VIII Palaiologos//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1367; eadem. The Restoration of Constantinople under Michael VIII//DOP. 1993. Vol. 47. P. 243-261; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 19932. P. 29-89; Васильев. История. 1998. Т. 2. С. 206-213, 271-299; Prinzing G. Ein Mann τυραννδος ξιος: Zur Darstellung der rebellischen Vergangenheit Michels VIII. Palaiologos//Lesartes: FS f.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

44 См. примечательные отрывки из Тертуллиана , цитируемые в т. 2, §13. Лактанций в начале IV века говорит также, Instit. div. t l. ν, с. 19 (i, p. 267 sq., ed. Lips.): «Non est opus vi et injuria, quia religio cogi non potest; verbis potius, quam verberibus res agenda est, ut sit voluntas… Defendenda religio est, non occidendo, sed moriendo; non saevitia, sed patientia; non scelere, sed fide… Nam si sanguine, si tormentis, si malo religionem defendere velis, jam non defendetur ilia, sed polluetur atque violabitur. Nihil est enim tam voluntarium, quam religio, in qua si animus sacrificantis aversus est, jam sublata, jam nulla est». См. также с. 20. 45 Acta St. Silvestri и H. Eccl. Никифора Каллиста, vii, 34 (в Baronius, ad ann. 324), конечно же, нельзя считать достаточно авторитетными источниками в том, что касается данного факта. 46 Например, он приказал христианам проводить свои собрания в открытом поле, а не в церквях, потому что свежий воздух полезнее, чем душная атмосфера внутри здания. 47 «Jubente Deo», – так сказано в одном из его законов. Cod. Theodos., 1. xiii, tit. ν, leg. 7. Более поздние авторы утверждают, что Константинополь был основан вследствие ночного видения императора и посвящен Деве Марии, которую почитали как покровительницу, почти как богиню, этого города. 48 Турки до сих пор называют его просто «город», ибо Стамбул – это искаженное Истамбул, то есть elç την πλος. 49 Самой оскорбительной из них была колоссальная бронзовая статуя Аполлона, якобы работы Фидия, которую Константин поставил в центре Форума на постаменте из порфира, высотой 36,5 м, и которая, согласно более поздним толкованиям, представляла самого императора с атрибутами Христа и бога солнца! Так сообщает автор Antiquit. Constant, в Banduri, и J. v. Hammer: Constantinopolis и. der Bosphorus, i, 162 (цитируется в примечаниях Милмена к Гиббону). Сегодня от этой колонны остался только осколок. 50 Евсевий, V. С, iv, 29–33. Буркхардт (Burckhardt, l. с, р. 400) не очень верит этим рассказам Евсевия, намекая на то, что тот сознательно искажал факты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

писанию, при чем исключительно упирал только на букву его, между тем как „и на то, что кажется ясным, непременно возможно некоторое высшее воззрение, которое дается здравомыслящим чрез тончайшее исследование священного текста“ 46 . К этому „тончайшему исследованию“ св. Григорий немедленно же и переходит, последовательно разбирая всю библейскую аргументацию Евномия. Так как все библейские тексты у Евномия давали один и тот же арианский вывод, то опровержение св. Григория по необходимости вышло далеко не систематично. Об одном и том предмете он говорит в разных местах и даже книгах с весьма значительными перерывами. Впрочем, нужно заметить, что расположение книг в этом сочинении св. Григория, кажется, испорчено. У Фабриция приведена заметка Sirmond’a, что книги св. Григория против Евномия „обыкновенно цитуются у древних неодинаково“, и в подтверждение этого приведены два факта: а) Факунд гермианский и Анастасий библиотекарь приводят отрывки из „Опровержений“ св. Григория и цитуют их третьей книгой, – Леонтий Византийский цитует те же самые отрывки второй книгой, а на самом деле по теперешнему греко-латинскому изданию творений св. Григория эти отрывки находятся в четвертой книге; b) Факунд приводит отрывки из четвертой книги, между тем как они находятся в пятой 47 . Ясно, что порядок книг по разным спискам был не одинаков. Книги III-XII появились, по всей вероятности, в 382 г. Какое впечатление произвели они на общество, мы не знаем, но только Евномий нисколько не удовлетворился разъяснениями св. Григория. В 383 г., по требованию императора Феодосия, он представил свое „Изложение веры“ ( εκθεσις πστεως) 48 , в котором еще раз кратко изложил сущность и основания своего учения, выразив самое горячее убеждение в его истинности. Тогда св. Григорий снова выступил на борьбу с Евномием и представил опровержение его „Изложения веры“. Это опровержение составило вторую книгу из числа тринадцати книг против Евномия. Так появились XII, точнее – XIII книг св. Григория Нисского против Евномия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

44 «История первобытной церкви у славян», Мациевского. Варшава, 1840 г. стр. 103 – 106. «Зтирь, говорит Мациевский, без сомнения, ест река Стырь, протекающая близ Луцка; река Буг протекает чрез Владимир Волынский.» Там же стр. 223. Сравн. также Сярчинского Часопис Львовский. 1818 г. стр 13. 46 Зубрицкого «Критико-историч. повесть о червовой Руси“ . Стр. 17. Здесь же изложены доказательства в основание этого положения. Стр. 17 – 24. 47 Читай «Историческое рассмотрение вопроса: есть ли христианство в Богемии и Моравии чрез Мефодия по учению греческия или латинския Церкви?» В. Будин. 1727 г. стран. 5. 48 Сравн. Брошюру, изданную нами по случаю исполнившегося тысячелетия со дня кончины Святителя Мефодия 6 Апреля 1885 г. под заглавьем: «Венок на память святым равноапостольным Кириллу и Мефодию от Волыни». Почаев, 1885 г. Издание Почаевской лавры. 49 В Остромировом и Ассемановом Евангелии XI века, тоже в Прологе XIII и Апостоле XIV в Львовск. Евангелии 1722 г. 50 В древних памятниках латинских и греческих, в Остромировом и Ассемановом Евангелиях и также в древних прологах Добровск. стр 54, 57, 58. 51 См. Missale Romanum: Officia, propria SS. Regni Polonioe et Sveciae; die X Martii. Сравн. также Истории, ученье об отцах Церкви, т. III. стр. 351–363. Желающих иметь более обстоятельные сведения о св. Кирилле и Мефодии отсылаем к прекрасным брошюрам об них, изданных Святейшим Синодом в 1885 г. по случаю исполнившегося тысячелетия со дня кончины святителя Мефодия 6 апреля того же года.– О самой же латинской службе Кирилла и Мефодия с переводом ее на русский язык напечатана нами же в Христианском Чтении 1881 г. под заглавьем: „Как латыняне чествовали доселе первоучителей славянских Кирилла и Мефодия». 52 Коростень, ныне Искорость, местечко Овручского уезда на реке Уши, которая впадает в Днепр у Чернобыля. 53 По первоначальной летописи (1851 г. стр. 12) Ольга говорила Древлянам: «прошу у вас, дайте жертву богам; дайте по три голубя и по три воробья». И Константин Багряннородный писал о русских, что они приносили в жертву живых птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

С мученичеством апостола Фаддея были знакомы уже авторы V в. Павстос Бузанд, Агатангехос, Мовсес Хоренаци (см.: Г. Мелконян. Из истории армяно-сирийских отношений. Ереван, 1970; на арм. яз.). Апокрифическое сказание о Варфоломее, имеющееся также у других народов, было известно Мовсесу Хоренаци, который в своем сочинении «Сказа­ние о преставлении Богородицы и ее образе, написанное евангелистом Иоанном» приводит подробности, которых нет в сохранившемся варианте мученичества (см.: Мовсес Хоренаци. Сочинения: Ответ на послание Саака. Венеция, 1865, с. 283–296; на древнеарм. яз. В русск. пер.: Переводы и статьи Н. О. Эмина, с. 13–16). 29 Житие Григория Просветителя и Мученичество Рипсимэ и Гаянэ не дошли до нас как самостоятельные произведения, а были использованы Агатангехосом как первоисточники по истории крещения армян и как составные час­ти вошли в его «Историю», которая послужила источником проложных редакций названных памятников. 30 См.: Соперк, т. X. Венеция, 1853, с. 46–72. Жития и мученичества сыновей и внуков Григория Просветителя частью изложены Павстосом Бузандом, частью – Мовсесом Хоренаци. Источником проложных мученичеств и житий этих деятелей являются труды упомянутых авторов (см.: История Армении Павстоса Бузанда. Пер. М. Геворкяна. Ереван, 1953, гл. II, III, V, VI, на арм. яз. История Армении Моисея Хоренского. Пер. Н. Эмина. М., 1893, кн. II, § 91, кн. III, §§ 2, 3.). 31 Здесь мы не касаемся длинных молитв Рипсимэ и Гаянэ, которые органически не вплетаются в повествование и кажутся поздними дополнениями. 32 См.: E. Тер-Минасян. Историко-филологические разыскания. Ере­ван, 1972, с. 119–208 (на арм. яз.); Л. Тер-Петросян. Мученики Востока. Ереван, 1976 (на арм. яз.). 33 Интересно, что с утверждением царства Багратидов в Армении (886 г.), способствовавших экономическому и культурному расцвету страны, и вплоть до их падения (1045 г.) в армянской литературе почти нет мартирологов. 34 См.: Г. 3арбаналян. Библиотека древнеармянских переводов (IV–XIII вв.). Венеция, 1889, с. 664 (на арм. яз.). 36 См.: К. Тер-Давтян. Армянская житийная литература XI–XV вв. Ереван, 1980, с. 105–126 (на арм. яз.). 37 См.: А. А. Казинян. Панегирик в средневековой армянской литературе. – В кн.: Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986, с. 258–282 47 К. Мелик-Оганджанян, основываясь на соответствии композиции «Жития Маштоца» Корюна канонам «Книги хрий», заключает, что последняя была известна адептам армянской литературы до 40-х годов V века (там же, с. 27) 52 Эти же явления наблюдаются в русской житийной литературе XIV- XV вв. См.: Д . Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, с. 72–92; его же: Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого . М.-Л., 1962, с. 40–94

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Оставихь на престоле моемь любавнаго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора», так говорил сам отец48). Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 г. В первое время правления покойно занимался он делами благочестия49). Но потом, несмотря на то, что по воле отца Стефан был великим   46) Письма Святогорца 2, 166-169. 47) Зап. геогр. общ. XIII, 147. Еще изображение его – в Грачанице. Ibid. 236. На монетах: первомуч. Стефан передает королю длинный крест с двумя перекладинами на верхнем конце, с словами на стороне: rex с звездою на нижнем конце. Гласник III, 199-201. В Сербляке изображение не совсем сходно с древними. 48) Хризовул Хиландарю у Григоровича стр. 40. 49) Запись в церкви св. Стефана, в алексинецком округе: «въздвигнеся храм сы во дни благовернаго кнеза Стефана в л. 6707 (1199). Аз кнез Стефан с братом своим Влокмь приложихь к ризи Морове сь семи старинарами… 53 винограда у Липовици». Гласник I. 184. жупаном всей Сербии, младший брат его Вулкан захотел предоставить удельному княжеству своему – Зете полную независимость от брата. Венгерский король, по его просьбе, послал войска, и Вулкан стал независимым князем Зеты50). Потом Вулкан стал домогаться того, чтобы согнать брата с сербского престола. Он вошел в сношения с папою, располагавшим тогда силами запада и подчинился распоряжением его51). – Венгерский король с своей стороны дал обещание папе, по его убеждению, ввесть папизм в Сербию. Война кровопролитная опустошала Сербию. Стефан мужественно, но с трудом, отбивался от неприятелей. Они даже провозгласили Вулкана королем Сербии52). Стефан он пренебрег и тогдашним сильным средством против врагов. Он просил чрез послов своих мощного папу защитить права его от насилий Венгрии. – Венгерский король, опасаясь, что его могут унизить пред Стефаном для целей романизма, поспешил просить папу не доверять покорности Стефана. Так замыслы страстей вошли в борьбу между собою и открыли для чистой совести путь дойти до цели своей53). Благочестивый Стефан   50) Innocentii epist.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

изд. славянской версии Девяти слов против иудеев с параллельным рус. пер. см.: Прохоров Г. М. Иоанн Кантакузин. Диалог с иудеем. (Славянский XIV в. и современный переводы)//Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Труды Отдела древнерусской литературы. 41. 1988. Сс. 331-346; 42. 1989. Сс. 200-227; 43. 1990. Сс. 305-323; 44.1990. Сс. 226-245; 45. 1992. Сс. 390-398; 46. 1993. Сс. 270-286; 47. 1993. Сс. 164-200; 48. 1993. Сс. 151-186; 49. 1996. Сс. 339-355. Nicol D. The Byzantine Family of Kantakouzenos (Cantacuzenos) ca. 1100-1460. A genealogical and prosopographical Study. Washington. D.C., 1968 (Dumbarton Oaks Studies XI). Венская королевская библиотека, 34. - Пролови? J. Списки рукописи XIII и XIV века у Бечу и монастир Хиландар//Хиландарски сборник. Beograd, 1986. Сс. 213-215. Darrouzes J. Lettre inedite de Jean Cantacuzene relative a la controverse palamite//REB. XVII. 1959. Pp. 7-12, 50. Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения. СПб., 1997. С. 304. подробнее см.: Ульянов О. Г. " Филоксения Авраама " : библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. Сс. 225, 229. Will C. Acta et scripta quae de controversiis. ecclesiae Graecae et Latinae saec. Xl composita extant. Lipsiae-Marpurgi, 1861. P. 137. Erickson J. H. Leavened and Unleavened: Some Theological Implications of the Schism of 1054//St. Vladimir " s Theological Quarterly. 14. 1970. Pp. 155-176; J. de Montclos. Lanfranc et Beranger. La controverse eucharistique du XIe siecle. (Spicilegium Sacrum Lovaniense, 37). Louvain, 1971. Pp. 171-172 et passim. Meyendorff J. The Holy Trinity in Palamite Theology//M. A. Fahey, J. Meyendorff. Trinitarian Theology East and West: St. Thomas Aquinas - St. Gregory Palamas. (Patriarch Athenagoras Memorial Lectures). Brookline, Mass. 1977. Pp. 25-43, 39-40. Saint Gregory Palamas, The One Hundred and Fifty Chapters. A critical edition, translation and study/R. E. Sinkewicz. (Studies and Texts, 83). Toronto, 1988.

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

822 Эта система находится в рукописи в библиотеке с.-петербургской духовной академии под 96 (название «Theologia» есть заглавие, находящееся на корешке переплета). На принадлежность этой системы к концу XVIII века указывает 1) то, что между доказательствами бытия Божия находится доказательство из свойственного каждому человеку «стремления к бесконечному благу», появившееся в отечественном богословии лишь в конце XVIII в. (это доказательство напоминает нравственное доказательство Канта) и 2) то, что приемы изложения этой системы сходны с приемами изложения систем конца XVIII в. Сильвестра Лебединского и Иринея Фальковского. 823 Эта система находится в рукописи в бибилиотеке с.-петербургской духовной академии под 98. О времени ее чтения свидетельствует сделанная на поле в конце ее первой книги на стр. 126 надпись: «Ordinariis lectionibus ad finem deductum Junu 12 die MDCCCXII an. Gloria Dei in saecukum». 829 Pars I de credentis § 27. Выражение «unus» Горский понимает здесь в смысле «supremus et altissimus». 830 Часть I, § 4. По представлению данного свойства Бог есть «существо всех высочайшее, которое, ни от кого не завися, само от себя есть и не быть не может». 833 Compendium orthodox. theol. doctrinae § 69. Деление божеских свойств, основанное на понятии о Боге ad intra и ad extra находится еще в системах: Иринея Фальковского (liber primus § 37), Сильвестра Лебединского (c. XIII § 3), Ювеналия Медведского (рассужд. I § 3, стр. 114–115), Макария Петровича (§ 20, стр. 13) и др. 834 Исключение из этого составляет некоторым образом лишь система Сильвестра Лебединского , где в отделе о едином Боге почти в учении о каждом свойстве Бога в положительной части приводятся в пользу доказываемых истин свидетельства отцов (partum suffragia, или dicta, или testimonia). 835 Горский artic. I § 16 pp. 46–47: Falkowski prolegom cap. IV; Ювеналий, предварительное рассуждение 3, § 62, стр. 104; Sylvestris, cap. VII § 1; Summa theologiae dogmaticae p. 121 на об. (Здесь говорится, что «traditiones pro principiis fidei haberi non possunt, minime esse abnegandas, sed potius integer tenendas atque conservandas»); «Theologia», p. 8 на обор. § VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

2149 . Удальцова З. В. Положение рабов в Византии в VI в. (преимущественно по данным законодательства Юстиниана)//ВВ. – 1964. – Т 24. – С. 3–34. 2150 . Удальцова З. В. Проблемы типологии феодализма в Византии//Проблемы социально-экономических формаций (историко-типологические исследования). – М.: Наука, 1975. – С. 124–157. 2151 . Удальцова З. В. Роль городов и городской культуры в культурном развитии ранней Византии//ВВ. – 1985. – Т 46. – С. 20–51. 2152 . Удальцова З. В. Советское византиноведение за 50 лет (1917–1967). – М., 1969. – 362 с. 2153 . Удальцова З. В. Церковные историки ранней Византии//ВВ. – 1982. – Т 43. – С. 3–21. 2154 . Удальцова З. В., Каждан А. П. Некоторые нерешенные проблемы социально-экономической истории Византии//Вопросы истории. – 1958. – 10. – С. 79–97. 2155 . Удальцова З. В., Котельникова Л. А. Власть и авторитет в средние века//ВВ. – 1986. – Т 47. – С. 3–16. 2156 . Удальцова З. В., Литаврин Г Г Древняя Русь и Византия. – М., 1980. 2157 . Удальцова З. В., Осипова К. А. Отличительные черты феодальных отношений в Византии (постановка проблемы)//ВВ. – 1974. – Т 36. – С. 3–30. 2158 . Удальцова З. В, Осипова К. А. Формирование феодального крестьянства в Византии (VII-XI вв.)//История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма. – М., 1985. – Т 1. – С. 387–426. 2159 . Удальцова З. В., Осипова К. А. Формирование феодального крестьянства в Византии (VII-XI вв.)//История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. – М., 1985. – Т 1. – С. 387–426 2160 . Удальцова З. В., Хвостова К. В. Социальные и экономические структуры в поздней Византии (К вопросу об изменении положения крестьянства в Византийской империи в XIII-XIV вв.)//Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в средневековой Европе. – М., 1983. – С. 96–117. 2161 . У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. – М.: Паломник, 2002. – 480 с. 2162 . У истоков цивилизации/Б. И. Вайнберг, Д. В. Журавлев, С. Г. Смирнов. – М.: Бук Хаус, 2004. – 180 с., илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010