АД (греч. Аид; лат. Locus infernos – лишенное света подземное место; в слав, языках «пекло», напр, польск. pieklo, букв, «смола») – в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Представления об А. как об альтернативе раю имеют сравнительно позднее происхождение. В Новом Завете предупреждение об угрозе Страшного суда и А. занимают важное место, но чувственная детализация адских мучений отсутствует. В Н. 3. А. определяется как «мука вечная» ( Мф. 25:46 ), «тьма внешняя (кромешная)» ( Мф. 8:12 ). АДАМ КАДМОН (евр. adam qadmon – человек первоначальный) – в иудаистской мистической традиции имя абсолютного, духовного явления человеческой сущности до начала времен как первообраз духовного и материального мира, а также предвечный замысел Бога о человеке, несовершенным (вследствие падения) воплощением которого является земное человечество или Адам Перстный ( 1Кор. 15:47 ). Это имя входит в круг понятий каббалистической мистики XIII–XVIII вв. и как символ воспринято эклектической символикой масонства, где А.К. соотносился с эмблемой шестиконечной звезды (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»). АДОПЦИАНЕ – 1. Сторонники ереси монархиан динамического направления (II–III вв.), представлявшие Христа человеком обыкновенным, но наделенным особой силой (δυναμις), особым благочестием. После монархиан адопционистская христология прослеживается у Нестория и у некоторых других представителей антиохийской школы. 2. Ересь, произведшая волнение в испанских и франкских церквах в VIII в. Согласно А. Христос по своему человечеству не истинный Сын Божий, но усыновленный, приемный сын (adoptivus). Главные представители: Елипанд, епископ Толедский и Феликс Ургельский. Последний защищал взгляды А. на соборе в Регенсбурге (792), в присутствии Карла Великого. Был осужден, отправлен к папе Адриану I, где отказался от ереси. Вскоре вернулся к своим взглядам. А. вновь были осуждены на Франкфуртском соборе (при участии папы и Карла Великого) 794 г. В 798 г. Феликс изложил свои взгляды в книге и направил ее Алкуину. В 799 г. собор в Риме под председательством папы Льва III вновь осудил ересь. В 800 г. состоялся диспут Феликса и Алкуина, на котором Феликс признал себя побежденным и отказался от своего учения. Он написал окружное послание к своим сторонникам, увещевая их вернуться к правоверию. Это послание, 7 книг Алкуина «Против Феликса» и проповеди Лейдрада Лионского и Бенедикта Анианского окончательно подорвали авторитет еретиков и принесли мир.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

34 V, 24, 11—18. 35 Его понимание из новейших историков Великого поста разделают ProЬbsm (Kirchliche Disciplin in den drei ersten Christlicheu Jahrhunderten, 1873, S. 269—281), и Weistzel (Die christlishe Passafeier, 1818). Но лучшие археологи уже Х40;ИИ века и между ними упоминавшийся Bingham оспаривали понимание Руфина. 36 V, 23, 1. „ « в значении „в» при определениях времени в- Мф. 27:15. Деян. 16:25. 37 De jejun. C.II. 38 С. XIII. 39 De orat. c.XIV 40 Katholik 1892. I. 45-e 41 Funk I. X. Kirchgeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen, 1 Band., Paderborn 1897. С выводами Функа своевременно познакомил русскую публику г. А. Петровский статьей своей в „Христ. Чтении» 1900 г. апр. „Предпасхальный пост в истории его развития» (стр. 587— 600). 42 Funk. Die apostolischen Constitutionen, 1891, S 50—54 и цитов. соч. 250 43 Migne, Patrologiae cursus completes, s.gr.10, 1278 44 Там же, 12, 528 45 Там же, 395 46 Функ думает, что у Оригена здесь была речь о сорокадневном посте Спасителя. Kirchgesch. Abhand. u. Untersuch. 254. 47 Сергий архиеп. Полный месяцеслов востока, т. II, изд. 2, Владимир 1901, стр. 44 „Примечаний». 48 M ö hler . W. Lehrbuch Kirchengeschichte, Tübing. u. Leipz. 1902 I. В., S. 331. Функ считает этот памятник моложе „Апостольских Постановлений». 49 Слав. пер.: „неудовольствия». 50 De solenn. pasch. cap. 4.5. Migne. S. gr.24, 697 51 Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Аполог. к Констан. гл. 15. 52 Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 53 Излож. веры гл. 21. 54 De Noe et arca c.4; De Elia et jejum c.10 55 Kh.V, гл.22 56 Kh.VII, гл.19 57 Автор „Исторического рассуждения о постах православной, восточной, Кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности в их время предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: „им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью“ (стр. 17). Но из установлений Церкви новатианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Богословие Иоанна Дамаскина XII или начала XIII в. Выбрасывание однородных букв особенно замечается в Греческих собственных именах, непонятных и трудно произносимых для Русского простого человека. Так в Мстиславовом списке Евангелия Москов. Благовещенского собора, писанном по повелению Новгородского князя Мстислава Владимировича для основанного им на своем дворце, на Городище, Благовещенского монастыря, в начале XII в., на л. 198 об. пишется: отъ дщерь арнъ (вместо Аарон, Лк.1:5 ., как и в Остром. Евангелии 277 об.), 162 об. и сиин матн (вместо: и Иосиина, Мф.27:56 ., так и Остром. 202), также л. 182 и об. брати го. иковъ и сии и симонъ ( Мф.13:55 ), 198 братъ иковль и осиинъ, но 158 об. правильно: матн ( Мк.15:40 ); 106 об. акима и (вместо: Иоакима), 159 об. н о матнзм мон меташа жребн (вм. о иматизме Ин.19:24 ); или выбрасываются однородные буквы в средине слова: 179 об. и др. аврамъ, исакъ (должно быть: Авраам, Исаак), 33. 37 и др. вельзевоулъ, 52. 132 об. 199. данилъмь прркъмь, азъ смь гаврилъ (должно: Веельзевул, Даниилом, Гавриил). Что касается до имени Спасителя: то, в Мстислав. списке, когда оно пишется вполне, надобно сказать, вообще пишется с двумя в начале гласными, именно или иисоусъ, – л. 23. и гоже посъла ха ( Ин.17:3 ), 32 об. гда съконьча иисоусъ ( Мф.7:28 ), потом: косноу и (прокаженного) иисоусъ (8:3), 38 об. изиде противоу (ст. 34), 40. пришьдьшю въ домъ (13:36), 43. предъ ногама (15:30), 49. пришьдьшю въ црквь (21:24), или сокращенно под титлом л. 17. в ъзведъ очи свои.. же сътвори знамени ( Ин.6:5:14 ), так и на обор., л. 18 и об. 20. 21. 22 и об. 24 об. 25 и об. 26 (шесть раз), 26 об. 31 об. 32. 33 об. 34 и об.35. 37. 38 и об. (дважды), 40 и об. (трижды) 41 (трижды) 41 об. 42 об. 43 и об. 44. 45. 46 об. 47 об. 48 об. 55 об. 56. 84. 102. 119 об. 151 об. 153. Не смотря на это, по вышеозначенному правилу выбрасывания при стечении одних и тех же букв, и в Мстиславовом списке в следующих местах, часто на одних и тех же страницах, с предыдущим правильным написанием пишется и простонародная легкая форма Исус: 9 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

На Mф. XIII, 10–23 . Благоразумие учеников • Благодать не уничтожает свободы • Иудеи сами были причиною того, что не понимали учения Христова • Христос хотел их обращения и спасения • Грех не есть дело природы или необходимости • Многообразие путей спасения • Увещание к милостыне и сострадательности к бедным. Беседа 46 На Мф. XIII, 24–33. Отличие притчи от предыдущей • Дьявол придает заблуждению подобие истины • Необходимость постоянного бодрствования • Не должно убивать еретиков; не запрещается их обуздывать. Действие и сила апостольской проповеди • Не чудотворения, а добродетели соделали великими апостолов и других святых • Благодать чудотворений и привлекается добродетельною жизнью, и дается для исправления других • В чем состоит истинно добрая жизнь. Беседа 47 На Мф. XIII, 34–52. Для чего Христос учил в притчах • Не должно понимать притчей буквально • Важность и многоценность проповеди • Отречение от всего житейского есть не потеря, а приобретение • Одной веры не довольно для спасения. -Вред нерадения о чтении Писания • Глава и члены добродетели • Ев. Матфей, как пример добродетели • Без милостыни невозможно спасение • Превосходство души произвольно-убогого над душою богатого. Беседа 48 На Мф. XIII, 53-XIV, 11. Незнатность происхождения Христа должна была вызывать большее удивление к Его учению • Почему в отечестве своем Христос сотворил немногие чудеса. Мнение Ирода о Христе • Преступление Иродиады и Ирода • В чем состоял закон, нарушенный Иродом • Вред пляски и пиршеств • Страдания, причиняемые праведнику, увеличивают его награду • Распутство бывает причиною многих преступлений • Грех покрывается не присовокуплением греха, а покаянием • Должно не осмеивать, а прикрывать грехи ближних • Преступность пиршеств, устрояемых для тунеядцев • Должно исправлять тунеядцев, употребляя их на служение добрым делам. Беседа 49 На Мф. XIV, 13–32. Почему Христос после известия о смерти Иоанна удаляется в пустыню • Привязанность народа ко Христу • Несовершенство веры учеников • Почему одни чудеса Христос совершал собственною властью, другие именем Отца • Умножение хлебов свидетельствует, что Христос есть Творец всего видимого • Способ совершения чуда и цель его • Не должно искать людской славы • Духовные блага должно предпочитать чувственным • Милосердие превосходнее всех искусств • Всякое искусство достойно своего имени, доколе служит к удовлетворению необходимого • Против роскоши в обуви и одежде. Беседа 50

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

46 «Православно-догматическое богословие», том II, с. 69. 47 См. эти и некоторые др. цитаты и ссылки по «Православнодогматическому богословию», том II, с. 67-70. 48 Рогозин же и здесь сочинил, что священное облачение было установлено только в XIII веке. 49 Кстати, в предыдущей главе Ап. Петр изображен христианами именно с таким сложением пальцев, что говорит о древности этой традиции. И Ап. Петр, видимо, не сам придумал это, а лишь стал повторять за Христом, который при вознесении Своем благословил учеников, очевидно, именно таким образом (см. Лк. 24:50). 50 «Настольная книга священнослужителя». - Москва, 1992 г., том I, с. 6. 51 Хотя, с другой стороны, протестантам, видимо, никогда не испытать той радости, которая бывает у православных на Пасху, когда после тяжелого Великого Поста в переоблаченном с черного на белый цвет храме священник приветствует народ: «Христос воскресе!». 52 Я, например, до своего возвращения в Церковь пробыл в храмах в общей сложности не более часа. 53 Цит. по А. Кураеву «Протестантам о Православии». - Киев, 1997 г., с. 247. 54 Интересно здесь отметить, что если на православную службу не прийдет никто, то священник все равно будет служить, т. к. в Православии происходит действительно богослужение (Богу служение). У нас же, если никто не прийдет, богослужение не состоится, так как у нас служение происходит все же больше людям, а не Богу. 55 А. Мень «Православное богослужение: таинство, слово и образ». - Москва, 1991 г., с. 140. 56 А. Мень «Православное богослужение: таинство, слово и образ». - Москва, 1991 г., с. 168. 57 Эти дни установлены были самими Апостолами. В Дидахе (Учение 12 Апостолов), документе, датируемом концом первого века, в 8-й главе говорится: «Да не совпадают посты ваши с постами лицемеров; ибо они постятся во вторый и пятый день по субботе, вы же поститесь в среду и в канун (субботний)». Эти дни были избраны не случайно. Христос говорил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Значение этого текста таково: ученики Христа будут поститься после Его ухода с земли. Дни же поста (среда и пятница) избраны потому, что в среду Христос был продан Иудой первосвященникам, а в пятницу - распят. Таким образом, в эти дни Церковь постится и скорбит об этих печальных событиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Правда, он прежде позаботился, как мы видели, 38 перековеркать евангельские тексты о смирении Иоанна, чтоб опереть на них свою систему об отношениях между Иисусом и Иоанном. Но, сличая такие противоречия, не в праве ли мы спросить у г-на Ренан, точно ли он то думает, что наговорил, или он наделен чудной способностью думать на все возможные лады, смотря по обстоятельствам? Он отрицает самоотвержение Иоанна, и утверждает это самоотверженье, как основание его славы и величия; он отрицает, что Иоанн признавал Иисуса Мессией, даже перед смертью, и утверждает, что он хорошо видел на чьей стороне была будущность, что оттого и смирился, чтобы войти в религиозный пантеон человечества. Заметим, что он отводит ему в этом пантеоне единственное место, когда еще прежде отдал его Иисусу. По совести, ренанисты, основательный ли человек ваш учитель? Глава XIII. Первые попытки на Иерусалим К чему г-н Ренан выставлял такое заглавие? а сам едва касается этого предмета. Он принимает, что Иисус ходил всякий год в Иерусалим на праздник Пасхи; что многие события, приводимые без хронологического порядка в синоптиках или в первых трех Евангелиях, могли происходить только в Иерусалиме; что св. Матфей и св. Лука подразумевают эти хождения; он утверждает даже, что св. Лука «имел смутное понятие о системе, которой держалось четвертое Евангелие относительно странствий Иисуса». С чего он это взял? С того, что в главе XI (ст. 51:54) он выводит одну подробность, относящуюся к последнему пребыванию Иисуса в Иерусалиме. Причина, как всякому видно, не имеющая большого значения, если бы даже четвертое Евангелие и держалось какой-либо системы относительно странствий, о чем один только г-н Э. Ренан в состоянии судить. Если б он хотел указать на первую попытку на Иерусалим, ему следовало бы воротиться к тому времени, когда двенадцатилетний Иисус отыскан был во храме, поучающим в среде старцев. ( Лк.2:46–47 ) Евангелие повествует еще об одном путешествии в Иерусалим, когда Иисус был перенесен туда диаволом, который «постави его на криле церковном, и глагола ему аще Сын еси Божий, верзися низу» ( Мф.6:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Участие (или даже можно сказать нравственный подвиг) человеческой личности в принятии Таинства является одним из условий совершения Таинства, ибо никакими внешними священнодействиями (и пожертвованиями) невозможно заставить Бога войти в душу человека или «работать» на его же благополучие. В языческих мистериях, в различных сакраментальных церемониях само «таинственное действие» носит чисто магический характер и «работает» независимо от нравственного и духовного состояния человека (над которым производится некий обряд). Магическое восприятие данных сакральных «таинств» особым образом окрашивает образ мысли и образ жизни адептов различных оккультных систем. Христианство же говорит о том, что в Таинстве Крещения происходит рождение нового человека, особое духовное рождение, которое делает крещаемого сопричастником вечности и которое стоит выше, чем даже рождение телесное. Ибо Таинство Крещения (как и все другие Таинства Церкви) Богочеловечно, ибо в нем человек соприкасается с Самим Богом, с Разумной и Свободной Личностью, Который есть Любовь и Который дает Свой Благой Дар, когда видит соответствующий духовный отклик смиренного человека. Требник, стр. 46 Чин Великого освящения воды, http://www.orthlib.ru/worship/trebnik/ Василий Великий, свт. T. IIL 317. Нравств. прав. 20,2. [iv] In Eccles. Horn. VII, Migne. t. XLIV, 725. т. II, 326 [v] Сергий Страгородский, архим . «Православное учение о спасении» [vi] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные [vii] Требник, стр. 47 [viii] De profess, christ. Migne. t. т. IV, 321. [ix] Тихон Задонский, свт. т. IV, 281. [x] In I Corinth. Hom. VIII, 4. Migne t. LXL 72. Т. I, 143. [xi] Иоанн Златоуст, свт . Беседы на Евангелие от Матфея. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/ [xii] Григорий Богослов, свт. т. III, 264, [xiii] цитата по Спасение и вера по православному учению. М.1995.с.60 - По изд.: М.1913 [xiv] Толк. на Пс. XII, 7. т. IV, 166. [xv] Иоанн Златоуст, свт. Толк. на Мф. Т.7. С.826 [xvi] Симеон Новый Богослов, прп .

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/20/...

Г. Евангелие. а) Начало Евангелия: 3–4 главы. 62) Явление Предтечи с проповедью о Грядущем Спасителе и крещением на Иордане: Мф.3:1–12 . 63) Крещение Спасителя, как внешнее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.3:13–17 . 64) Искушение Спасителя, как внутреннее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.4:1–11 . 65) Начало мессианского служения Спасителя в Галилее: Мф.4:12–25 . б) Первая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 5–7 главы. 66) Историческое введение к Нагорной Проповеди и первая часть её – блаженства и их значение для мира. Общие замечания о Нагорной Проповеди и о лжетолкованиях её Толстым и другими. 67) Тема второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:17–20 ) и учение Господа: об убийстве ( Мф.5:21–30 ), о разводе и клятве ( Мф.5:31–37 ), о мщении и любви ( Мф.5:38–47 ), – заключение второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:48 ). 68) Третья часть Нагорной Проповеди: Мф.6:1–7:29 . в) Вторая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 8–25 главы. 69) Спаситель как носитель немощей и болезней человеческих: Мф.8:1–17 . 70) Краткое истолковательное обозрение Мф.8:18–10:50 с более подробным объяснением: 8:18–22, 29–32, –9, –13 –10, 10. 13. 23. 34–36. 40–42. —50— 71) Краткое истолковательное обозрение XI–XIII глав с более подробным объяснением 11:20–30 и 12:22–45. 72) Краткое истолковательное обозрение XIV–XVII глав с более подробными объяснительными примечаниями к 14:14–21 и парал. 15:32–38, –16:13–20, 28, –17:1–9, 19–21 и парал. 21:21–22 и 24–27. 73) Краткое истолковательное обозрение XVIII–XXV глав с более подробными объяснительными примечаниями к Мф.19:3–15 и парал. Лк.16:1–14 , —21—26, –16:25–28, –21:1–22, –22:16–46, –23:1–39, –24:15, 26–28. г) Третья часть Евангелия – первосвященническое служение Спасителя: 26–27 главы. 74) Краткое истолковательное обозрение XXVI–XXVII глав с более подробным объяснением 26:7–29, 36–50, –27:3–10, 46–47. Д. Окончание Евангелия – победа Спасителя над смертью и злом, Его воскресение и вознесение: 28-я глава. 75) Краткое истолковательное обозрение 28-й главы евангелия по Матфею: победа Спасителя над смертью и злом чрез воскресение Его из мертвых и вознесение на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящей связи это наблюдение представляет интерес потому, что расположение материала по седьмеричному принципу для Мф. не характерно·. Так, блаженств в Мф. (ср. Мф.5:3–12 ) не семь, как иногда думают 76 , а девять или восемь, если их свести к основному ядру стт. 3–10 77 . В гл. XIII формула «подобно Царство Небесное» (μοι θη βασιλε α τ ν ο ραν ν в ст. 24 и μο α στιν βασιλε α τ ν ο ραν ν  в стт. 31, 33, 44, 45, 47), которою вводятся притчи о Царстве, повторяется шесть раз. Если присоединить к этим шести притчам предваряющую их притчу о сеятеле (стт. 3 слл.), общее число притч возрастет до·семи, но с заключительною притчею о книжнике (ст. 52) дойдет до восьми. В отрывке Мф.5:21–48 толкованию подвергаются шесть заповедей ветхозаветного закона. В Мф.6:1–18 , как об этом была речь и в первой статье 78 , учение о праведности раскрывается в трехчлене милостыни, молитвы и поста. В отрывке Мф.24:42–25:46 призыв к бодрствованию, которым заканчивается эсхатологическая речь, выражен в пяти приточных образах. Даже в Мф.1:17 , отмечая с особым ударением, что в приведенном им родословном древе Иисуса Христа насчитывается три раза по четырнадцати родов, Евангелист, хотя и приводит число, кратное семи, но не делает и попытки разложить его на его множители. Мы можем согласиться с Лундом 79 , что Евангелист Матфей обнаруживает склонность к числовым комбинациям. Но заслуживает внимания, что в приведенном перечне, покрывающем все Евангелие, седьмерица просто отсутствует. Есть одно исключение: обличительная речь против фарисеев ( Mф. XXIII ). В своей основной части (стт. 13–31) она построена, как седьмикратное возглашение «горя» (ср. стт.13 80 , 15, 16, 23, 25, 27, 29). Но заслуживает внимания, что, в отличие от других больших речей Мф., она не заканчивается характерною для Первого Евангелиста заключительною формулою (ср. Мф.7:28, 11:1, 13:53, 19:1, 26:1 ), которая тоже, кстати сказать, повторяется в Мф. не семь, а пять раз. Если в построенной Евангелистом Матфеем системе учения Христова эта формула отмечает основные части системы, позволительно думать, что обличительная речь против фарисеев не была компилирована Евангелистом из доступных ему материалов, но дошла до него в готовом виде. Принимая этот вывод, мы приходим к неожиданному результату: единственная, наряду с М. Г., седьмерица Мф. обязана своим происхождением не Евангелисту.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

39. По свидетельству Талмуда (Шаббат, 15а), Симеон стал преемником Гиллеля в Совете. Если принять предание, по которому Гиллель родился за 100 лет до н. э. (Сифре на Втор 34, 7), то тогда хронологически вполне возможно отождествить Симеона Богоприимца с сыном Гиллеля. См.: А. Cumler. Does the Simeon of Luke 2 Refer to Simeon the Son of Hillel? «Journal of Bible and Religion», 1966, р. 29-35. 40. Хагига, I; 5а; Шаббат, 10; Менахот, 110; Бава Камма, 8; Авот II, 10; Сота, 48в; Дерех Эрец, II; Сота, 14а; Сукка, 49в; ср. Мф 6, 2-4, 7; 5, 41-42; 22, 6; 31, 5. Несколько сот талмудических изречений (с параллельным русским переводом) собраны в кн.: О. Гурович. Живая мораль, или Сокровищница талмудической этики. Вильна, 1901. Основные из этих максим по-русски можно найти также в статье Вл. Соловьева «Талмуд и новейшая полемическая литература о нем» (Собр. соч. СПб., 1914, т. VI, с. 11-15). 41. Таанит, II, I. 42. Авот, i, 17. 43. Шемот Раба, 22; ср. Мф 5, 43-44. 44. Бава Камма, 93. 45. Сота, 14а, Мф 5, 45, 48. 46. Сукка, 52а; Шаббат, 105в; Санхедрин, 43в. 47. Песикто Раба, 22; Иома, 72; Танхума, отд Матэс, Сота, 22в; И. Флавий Арх XIII, 15, 5,ср Мф 23, 23, 27 См также Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи, с. 65 ел 48. Сифри, отд. Эйкев. 49. Таанит, 22а; Шаббат, 52; ср. Мф 22, 11-12 50. Бава Батра, IIa; ср. Мф 6, 15-20. 51. Макот, 24а; ср. Рим 1, 17. Цифра 613 была результатом вычислений, которые делали таннаи, изучая Пятикнижие. 52. Мк 12, 28-34. 53. Мф 23, 23-24, 28. 54. В трактате «Санхедрин» (XI, 3) сказано, что нарушивший слово книжника несет большую ответственность, чем тот, кто нарушил устав Торы. См. характерный эпизод в «Бава Мециа» (59в), подтверждающий авторитет учителя. 55. Мф 27, 18. См.: Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи, с. 65 сл. 56. Шаббат, 31 в. 57. Иома, Тосефта, 4; Сукка, II, 9. 58. Шаббат, 12, 1, 5 сл. 59. Тосефта к Хагиге, II, 9. 60. См.: Л. Каценелъсон. Бет-Шаммай и Бет-Гиллель — ЕЭ, т. IV, с. 421. 61. Эрувин, 13в. 62.  Г. Грец. История еврейского народа, т. IV, с. 197.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010