В. Какую награду обещает Господь милостивым? О. Великую награду. Они будут помилованы, т. е. Господь не оставит их в нужде и горе и простит им все грехи. На страшном суде Иисус Христос поставит их по правую сторону и скажет им: «приидите благословенные Отца Моего, наследуете царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы постили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне. Все, что вы сделали одному из Моих меньших братий, (т. е. бедных), то вы сделали Мне». ( Мф. 25:34 ). В. Кто для нас представляет пример милосердия? О. Иисус Христос Живя на земле Он питал голодных, исцлял больных, воскрешал мертвых. Св. Николай Чудотворец, Филарет милостивый, 1 декабря. Св. Олимпиада, отдавшая все огромное богатство в жертву Богу. (25 июля). Наставление Милые дети! будьте добры и сострадательны к бедным и больным. Старайтесь, как можно больше сделать добра и не думайте, что только одни богатые могут быть милостивыми, делать добро. Все мы, и богатые, и бедные, можем и должны быть милостивыми. Спаситель всем сказал: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть». ( Лк. 6:36 ). Дети! помните, что тот кусочек хлеба, который вы подаете нищим; ту ласку и услугу, которые вы оказываете несчастным и нуждающимся, Господь относитъ к Себе. На страшном суде Господь скажет праведникам: «так как вы это сделали одному из Моих меньших братьев, то сделали Мне». ( Мф. 25:40 ). He богатство нужно для дел милости, а любовь, усердие, послужить ближнему, чем можем, во имя Господа Иисуса Христа. Шестая заповедь блаженства «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят». «Счастливы чистые сердцем, потому что увидят Бога». В. Кто такое «чистые сердцем»? О. Люди, которые не только не делают ничего дурного, но и сердце свое сохраняют в чистоте от дурных мыслей и желаний. В сердце их нет хитрости, лжи или зависти. Всем они искренно желают добра. Всякую нечистую мысль и желание, которые иногда появляются в их сердце, они изгоняют (от сердца бо исходят помышления злая Еванг. Мр. 7,21 ). Иисус Христос открыл нам, что для нас примером чистоты сердца служат дети. Однажды Иисус Христос сказал Своим ученикам: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете (по сердечной простоте) как дети, то не войдете в царство небесное». ( Мк. 10:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Петр Христа называет камнем живым, человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным, ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится ( Ис. 28:16 ). Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Пс. 117:22 ), камень претыкания и соблазна ( 1Пет. 2:4, 6–7 ). В своей речи перед иудейскими властями ап. Петр так же говорил о Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян. 4:11 ). Пророчество псалма 117 о камне относил к Себе и Сам Христос ( Мф. 21:44 ; Мр. 12:10–11 ; Лк. 20:17 ), а пророчество Исайи ко Христу применяет и ап. Павел ( Рим. 9:33 ), который Христа и сам называет камнем ( 1Кор. 10:4 ), краеугольным камнем, на котором стройно слагается все здание Церкви ( Еф. 2:20–21 ), так что никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор 3:11 ). Все эти места Св. Писания показывают, насколько свойственно новозаветным писателям представление о Христе как о камне; ими всецело усвоен пророческий образ и усвоен в применении ко Христу. Когда Христос только сказал в ответ на исповедание Петра о камне, употребив образ строения дома, – и у ап. Петра, и у прочих апостолов тот час встал в сознании знакомый пророческий образ. Св. отцы и учители Церкви при истолковании Мф. 16:18 под камнем иногда разумеют ап. Петра, но чаще Самого Христа или исповедание Петра. Таковы толкования св. Иоанна Златоуста 31 , преп. Исидора Пелусиота 32 , блаж. Иеронима 33 , Илария Пиктавийского 34 , св. Амвросия Медиоланского 35 , св. Григория Богослова 36 , св. Епифания Кипрского 37 , св. Кирилла Александрийского 38 , блаж. Феодорита 39 , блаж. Августина 40 , Кассиодора 41 , преп. Иоанна Дамаскина 42 , блаж. Феофилакта 43 и др. «Христос создал Церковь на богословии ( επι τη υεολογια) Петра», – говорит Нил Кавасила , архиеп. Солунский 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Говоря о возвращении к «Пославшему», Он подчеркивает, что Его возвращение связано с завершением той миссии, для выполнения которой Он был послан на землю. Говоря же о возвращении к «Отцу», Он указывает на Свой сыновний статус, не связанный с Его земной миссией: Он является изначальным, вечным, Единородным Сыном Отца, от Которого родился вне времени и к Которому из времени возвращается в вечность. Тема возвращения к Отцу становится рефреном беседы с учениками: вся беседа проходит под знаком этой уверенности Иисуса в том, что Он возвращается туда, откуда пришел. Он знает, что путь к этому возвращению лежит через смерть; знает, что учеников ждет скорбь, но обещает им, что эта скорбь претворится в радость ( Ин. 16:20–22 ). «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» Предсказание Иисуса о том, что Петр отречется от Него, имеется в трех синоптических Евангелиях ( Мф. 26:31–35 ; Мр. 14:27–31 ; Лк. 22:33–34 ). Версия Иоанна сильно отличается от трех других версий описываемого события. Здесь сюжет начинается с вопроса Петра «куда Ты идешь», за которым вскоре последует вопрос Фомы «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» ( Ин. 14:5 ). Евангелист рисует общую картину недоумения учеников, которым Иисус сначала говорит: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь» ( Ин.13:33 ). А затем призывает их не смущаться и не устрашаться ( Ин. 14:27 ), обещая, что, хотя они и будут иметь скорбь, она сменится на радость, которой никто не отнимет от них, потому что они вновь увидят Его ( Ин. 16:20–22 ). Именно в этом контексте разворачивается беседа с Петром. Предсказание Иисуса о том, что Петр отречется от Него, было одновременно и предупреждением. Петр мог, запомнив это предупреждение, в нужный момент вспомнить о нем и не совершить то, о чем был предупрежден. Предведение Божье не означает необходимости для человека совершить то, что Бог предвидит: об этом мы много раз говорили на страницах нашего исследования, посвященного жизни и учению Иисуса, в связи с различными персонажами евангельской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После Своей смерти Господь был погребен, и Его Тело оставалось во гробе до третьего дня. Тропарь Восточного пасхального богослужения говорит об этом моменте с большой богословской точностью: " Во гробе плотски, во аде же душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный " . Во время Своего земного служения Господь наш не раз говорил о своем погребении: " Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка " (Мф. 12. 39; Лк. 11. 29; Мр. 8, 12), и еще: " разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (Ин. 2. 19). Сойдя в ад Освободителем, сокрушив своею смертью смерть, вошедшую в мир через грех, Христос стал Новым Адамом, Первенцем того нового рода, который благодаря своей связи с Христом-победителем может вновь обрести соединение с Богом. 5-й член. И воскресшего в третий день по Писанием. Вера в Воскресение Иисуса Христа есть сердце христианского учения, и поэтому апостол Павел пишет Коринфянам: " А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша " (1 Кор. 15, 14). Апостолы - свидетели Христа воскресшего (см. Деян. 1, 22). Ведь Воскресение было ослепительным проявлением мессианства Иисуса и Его Божественности. Отношение к этому событию есть грань, отделяющая веру от неверия, и это, несомненно, остается в силе для всех поколений, вплоть до конца времени. Если евреи, в большинстве своем, отказывались признать в воскресшем Иисусе Мессию - отрицали ли они реальность Воскресения или не делали из него никаких выводов - то, по крайней мере, сама идея воскресения из мертвых не была им чужда, исключая саддукеев. Но не так было у язычников: христианская проповедь всеобщего воскресения и уже совершившегося Воскресения Христова воспринимались в их среде с большим трудом. В наши дни мы слишком легко забываем, что между философским понятием некой бессмертной души и библейской идеей воскресения очень мало общего. Именно поэтому проповедь апостола Павла в ареопаге была встречена саркастическим скептицизмом (Деян. 17, 16-34). Именно поэтому большинство евреев и язычников остались нечувствительными к знамению Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/318/...

Так и медный змей, пока служил у евреев прообразом Христа Мессии, до тех пор он сохранялся при храме, как великая святыня, когда же евреи стали кланяться ему, как богу, змей, для спасения же душ заблудших, был уничтожен. Что касается каждения, то не перед всяким предметом оно не угодно Богу: запретив кадить идолам, Господь делает, напр., такое повеление: «поставь золотой жертвенник для курения, перед ковчегом откровения» ( Исх. 40:5 ). Каждением перед крестом ему воздается не Божеское поклонение, а воздается такая же честь, как св. иконам, св. евангелию и прочим христианским святыням, ибо, почитая крест, мы почитаем распятого на нем Христа и Его за нас страдания; мы почитаем крест, как жертвенник Христа, Который, «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей» ( Евр. 9:26 ), ибо Сына Своего, «не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех» ( 2Кор. 5:21 ). Жертва без жертвенника не бывает, следовательно, если Христос – жертва, то Его жертвенник – Крест святой. И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая и все прикасавшееся к жертвеннику освящалось» ( Исх. 29:37 ), то тем более великая святыня новозаветный жертвенник – Крест Христов, освященный пролитой на нем Кровью Спасителя мира. 6) Под крестом, которым хвалился Апостол и который он считал святыней, нужно разуметь не вещественный, а духовный крест, т. е. терпение и страдания: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» ( Мр. 8:34 ), «ибо кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38; 16:24; Лк. 14:28 ). 6) В приведенных местах св. Писания говорится не о Христовом кресте, а о нашем: «возьми крест свой», «кто не берет креста своего», под этим крестом, действительно, нужно разуметь крест духовный, который каждый из нас должен нести безропотно, кому какой Бог послал. Но у Христа, кроме духовного, был еще и вещественный крест, который Он нес, на котором был распят и умер: «и взяли Иисуса и повели....

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

26, 38, ср, Мк. 14, 33-34) и холодное равнодушие даже со стороны ближайших родственников (Мр. 6, 2-6 ср. Лк. 4, 23, ср. Мф. 13, 54-58, Иоан. 7,5), – все это было знакомо Ему наравне с другими людьми, и все это по отношению лично к Нему покрывалось еще исключительным подвигом Его непрерывного мученичества. В ответ на свои заботы о религиозном просвещении людей Он встретил злобную ненависть со стороны обличаемых Им невежд и даже прямые покушения на Его жизнь со стороны многочисленных изуверов (Иоан. 5, 16, 7, 19, 11, 53; Лк. 4, 23-30; Мф. 12, 14, ср. Мр. 3, 6), и перенес действительное осуждение Его на позорную смерть, и пережил возмутительное глумление даже над самым позором крестной смерти Его (Мф. 27, 33-43, Мр. 15, 29-32, Лк. 23, 35-37). Между тем и физические лишения, и нравственные страдания, и незаслуженные гонения от сильных врагов, и самая смерть на кресте выпали на долю Его многострадальной жизни не по какому-нибудь роковому стечению случайных обстоятельств, т.е. не потому, что какая-нибудь злая судьба, вопреки Его собственным помышлениям и желаниям, сделала Его несчастным неудачником в жизни. На самом деле Он имел в своем распоряжении самое могущественное средство, чтобы приобрести Себе рабское поклонение людей, потому что Он мог кормить людей и мог спасать их от всяких несчастий; и люди Его народа, несомненно, были бы весьма рады увидеть Его на царском престоле Его знаменитого предка. Но Он сам отверг это желание людей (Иоан. 6, 15) и Сам не пожелал сделаться властелином мира (Мф. 4, 8-10, ср. Лк. 4, 5-8); потому что над преходящими рядами земных человеческих царств Он ясно видел вечное Божие царство и желал только одного, чтобы в людях оправдалась истина этого царства (Мф. 6, 33). Люди же на самом деле вовсе не знали этого царства и совсем не искали правды его – в этом именно и заключается вся тайна глубоких человеческих страданий И.Христа. До начала евангельской проповеди люди вовсе не знали о том, что такое Божие царство, и где оно находится, и когда оно откроется, и как оно откроется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Эта обличительная речь И. Христа, в которой Он признал назаретян недостойными чуда и поставил их даже ниже язычников, произвела сильное возбуждение против Него присутствующих, и они хотели свергнуть Его с горы; юридически же они считали себя правыми так поступить с Ним, вероятно, потому, что Он заявил Себя равным Илии и Елисею, заявил Себя пророком, чего они не хотели признать за Ним. Но поскольку время отшествия И. Христа из мира еще не настало, то злобные намерения против Него назаретян не могли прийти в исполнение. Он спокойно и величественно прошел среди толпы и удалился. 33. Поселение И. Христа в Капернауме и первые чудеса Его там. ( Лк.4:31–41 . Мр. 1:21–34 . Мф.4:13. 8:14–17 ). а) Исцеление бесноватого в синагоге Капернаумской. Лк.4:31–37 . Мр. 1:21–28 . Оставивши Назарет, И. Христос пришел в Капернаум. Здесь в ближайшую по прибытии субботу Он по обычаю вошел в синагогу и стал учить. Слово Его производило сильное впечатление на слушателей, потому что оно было со властию (ср. Мф.7:29 . п.40). Тут же, в синагоге, был человек, одержимый духом нечистым, и с ним случился в это время припадок. Злой дух трепетно молил Христа о пощаде, высказывая предчувствие, что Христос пришел разрушить демонское царство и исповедуя, что Он – Святый Божий (δ αϒιος του εου: злой дух называет так Христа, по противоположности с собою и, следовательно, обозначает Его как святейшего, святого в полном, единственном смысле слова). И. Христос властно повелевает демону замолчать, не желая получать исповедание от нечистой силы, и выйти из человека. И бес не мог ослушаться Христа; хотя при выходе его из человека, припадок с последним усилился до того, что больной громким голосом закричал и упал, однакоже это не сопровождалось обычным в таких случаях членовредительством (Лк.). Исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге было первое чудо этого рода, и потому оно произвело сильное впечатление на присутствующих, граничившее с чувством страха, и все недоумевали: что слово сие (Лк.), что учение новое сие (Мр.), которое сопровождается такими чудесами? Слух об этом чуде далеко разнесся в окрестностях Капернаума.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Спасение от этого «неудобоносимого бремени» возможно только в вере во Христа. – Но столь же ясно должно быть нашим сектантам из сказанного и то, что разумеет Апостол Павел под оправданием верой во Христа. Очевидно, это не то оправдание, которого ожидал себе св. Павел в день судный за свой добрый апостольский «подвиг» ( 2Тим.4:7–8 ), и которое обещается всем истинным христианам в будущей жизни ( Мф.5:11–12 ), – чего никак не могут усвоить себе наши сектанты. Загробное оправдание предполагает в оправданных не одну мечтательную веру во Христа, о которой мы читали в пашковском листке. Она даётся как награда, тем кто верует во Христа, исповедует Его ( Мф.16:16–17 ) – и сохраняет закон и свидетельства Божии ( Пс.118:1–2 ; Ин.8:51 ; Лк.11:28 ; Ап.1:3 и др.); кто ходит по путям Божиим, подражая Христу ( Пс.127:1–3 ; Ин.12–26 ; Мр.10:21 ). Частнее: оправдание в загробной жизни получают лишь люди, нищие духом ( Мф.5:3 ), кроткие, алчущие и жаждущие правды, чистые сердцем, милостивые ( Мф.5:5–8 ), – которые жалеют нищих ( Притч.14:21 ). творят всякое добро и помощь верующим ( Мф.25:34–40 ), терпят гонения и насмешки за Христа ( Мф.5:11–12 ; 1Петр.4:14 ) и бодро ожидают Его второго славного пришествия на землю ( Мф.24:46 ; Лк.12:37–43 ). Но такого добродетельного и святого душевного настроения, – как мы видели из только что разобранных глав послания к Римлянам, – подзаконные люди не имели, да и не могли его иметь. Следовательно, оправдание, дарованное евреям и язычникам за их веру во Христа, за их смирение и раскаяние, было не иное, чем то, которое получает всякий грешник тотчас по своём принятии христианства. Что же должно разуметь под этим оправданием? С отрицательной стороны содержание его намечено уже в 25–26 ст. 3 гл. послания к Римлянам. Здесь говорится, что показание Правды Божией, явленной во Христе, состояло «в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия». – И это естественно и в порядке вещей. Чтобы каторжнику почувствовать себя правым, т. е. свободным в жизни, надобно прежде всего увериться ему в том, что все старые вины его, вольные и невольные, прощены и забыты начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Похвала слушающим и исполняющим слово Божье. Лк.8:19–21 . Мф.12:46–50 . Мр. 3:31–35 . Если пришествие ко Христу Матери и братьев было во время и при обстоятельствах, указываемых евв. Матфеем и Марком, то целое событие можно представить так: прежде нежели известие о пришествии ко Христу Матери и братьев дошло до Него, оно разносилось по окружавшей Его толпе, переходя от одного к другому, и когда оно достигло ушей одной впечатлительной и пылкой жены, которая при том, быть может , или быда бездетна или несчастлива своими детьми, – у ней невольно вырвалось из груди это воззвание: «как счастлива Та, Которая родила и воспитала Тебя!..» Это было по окончании обличения клеветы фарисеев, будто Иисус изгоняет бесов силою веельзевула (как это изображается у ев. Луки 11:27–28 ). После того И. Христос отвечает требовавшим от Него знамения, получает весть о пришествии к Нему Матери и братьев и в ответ на это указывает на Своих верующих учеников, признавая их Матерью и братьями Своими, т.е. таковыми, с которыми у Него более близкое духовное родство, нежели с телесными родственниками, если последние не суть в то же время Его верные ученики. 46. Гадаринское путешествие. ( Лук. 8:22–39. 9:57–62 . Мр. 4:35–5:20 . Мф.8:18–34 ). Ев. Марк сообщает нам время этого события: это было вечером того же дня в который И. Христос учил народ при море притчами (4:35), а ев. Матфей указывает повод, по которому И. Христос вознамерился переселиться на другую восточную сторону моря: около него стали собираться большие толпы народа, от которого Он и хочет теперь уединиться (18), вероятно, потому, что замечал сильное возбуждение в нем плотских мессианских ожиданий (ср. Иоан. 6:15 ). а) Ответ И. Христа книжнику, желавшему следовать за Ним, и призвание одного из учеников к последованию. Мф.8:19–22 . Один ев. Матфей передает здесь об этом. Ев. Лука о тех же двух случаях и еще о третьем, повествование о котором находится у него одного, передает в совершенно другой связи: по нему это было во время последнего отшествия И.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Все Его мысли, чувствования посвящены были спасению ближних. Он ходил, разливая вокруг Себя всякого рода благодеяния, всюду являл Себя безвозмездным врачом не исцельных болезней человеческих: дарил телу здоровье, душе отпущение грехов, совести мир. В отношении, наконец, к Себе Иисус Христос показывал полное самоотвержение и презрение благ внешних: лиси язвины имут, и птицы небесные гнезда. Сын же человеческий не имать где главы подклонити ( Мф. 8:20 ). В беседах, которые предлагал народу, не было ни одного знака, чтобы Он хотел господствовать и повелевать, не исходило ни одного слова, которое бы обнаруживало, что Он ищет Своей славы. Его смирение – самое глубокое, Его кротость, незлобие и благодушие – изумительные. Будучи злословим, Он взаимно не злословил, страдая от других, не угрожать И, в довершение всего, умирая мучительнейшею и позорнейшею смертью , на самом кресте, среди жесточайших страданий, Он молился о бесчеловечных убийцах Своих: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ). Все это показывает, что жизнь Иисуса Христа была бесстрастная, в полном смысле святая. Она представляет собою отсутствие всякого несовершенства и совокупность всех чистейших добродетелей. Это вечная, неизменная белизна, не запятнанная ни пылинкой; это свет, всегда сияющий во всей своей силе. Но быть человеком и вместе не быть подверженным никаким слабостям и недостаткам – выше природы человеческой! Седмерицею в день падают и самые праведники ( Притч. 24:16 ). Кто бо чист от скверны, – говорит праведный Иов, – никтоже, аще и един день житие его на земли ( Иов. 14:5–6 ). Иисус же Христос греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его ( 1Пет. 2:22 ). Первосвященники, старейшины и весь синедрион искаху лжесвидетельства на Иисуса, яко да убиют Его, и не обретаху ( Мф. 26:59–60 ); Иуда предал Его и раскаялся, что предал кровь неповинную ( Мф. 27:4 ); судия – Пилат нашел Его невинным: никоея же обретаю вины в человеце сем ( Лк. 23:4 ), неповинен есть от крове праведного сего: вы узрите ( Мф. 27:24 ); и разбойник, распятый с Ним на кресте, сказал о Нем: сей же ни единого зла сотвори ( Лк. 23:41 ); самые нечистые духи исповедовали Его – Святым Божиим ( Мр. 1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010