Но именно отсюда возникает в нем уверенность, что ему открыта величайшая и богатейшая возможность " приобщения Свету " ; - что если он не осуществляет эту возможность до конца или же пользуется ею мало, то не потому, что " ее нет " , не потому, ад) откровение Божие скудно и скупо, но только потому, что он сам не умеет или не хочет жить им, благодарно " упоеваясь " ее радостью. Дары Божества щедро даются человеку: они светят ему везде и отовсюду, во внутреннем мире и во внешнем; они как бы ждут его взора, его восприятия, ел) сердца и его разумения; она взывают к ел) свободному обращению и приятию. И если они не доходят до нею, то именно в силу его личной неспособности, неумения или нежелания. Посему можно сказать, что " приобщение Свету " предлагается человеку непрерывно, во всем, отовсюду, через все. И духовно зрячий человек, предаваясь этому приобщению, - намеренно и ненамеренно, - созидает в себе некую центральную " приобщенность " , которая живет в нем всежизненно в виде духовной " Купины " , не угасает в его душе ни при каких обстоятельствах и судьба-изменениях его жизни и несет ему Божий дары отовсюду. (См. главы шестнадцатую, семнадцатую и восемнадцатую.) 4 Естественно, что эта приобщенность вызывает в религиозном человеке те особые состояния и акты, о которых мы только что упомянули. Первое из них есть сила духовной любви. (См. мою книгу " Путь духовного обновлении " , главу вторую, стр. 47-70.) Когда мы говорим о духовной любви, то мы отнюдь не противопоставляем ее - плотской любви или душевной любви, как несовместимое - несовместимому. Ибо духовная любовь, при всем своем высшем значении, при всей своей высшей ценности и силе, совсем не исключает ни душевной, ни телесной любви: она может " облекаться " и в душу, и в тело, подобно тому, как сам человеческий дух живет в обличил индивидуальной дулю и в чувственном образе индивидуального тела. Духовная любовь пленяется качеством, достоинством, совершенством предмета, и притом - не мнимым, не призрачным и не сводимым к личному " вкусу " . Она ищет и находит то, что на самом деле хорошо; и прилепляется к нему. Но то, что " на самом деде хорошо " - есть всегда излучение и присутствие Божией благодати. Поэтому духовная любовь идет благодатными путями и приходит прежде всего к Богу; к Богу и она прилепляется; и, прилепившись к Нему, живет Его лучами, их отыскивает, узнает и палюбляет во всем - в мире и в людях. Это есть боголюбивая любовь. Она сохраняет свое направление и свою природу во всех своих проявлениях. Все, что она полюбляет, и всех, кого она полюбляет, - она находит, приемлет и любит богопреданными, богоосмысленными силами души. Она - по основной заповеди Христа (Мтф. 22. 37; Мрк. 12. 30-33; Луки 10. 27) - сначала восходит цельно к Богу, а потом нисходит от Него к людям и к миру. И потому она видит в людях - сынов Божиих и своих братьев в Боге, а в мире и его явлениях - Богом созданные и Богом (изнутри и извне) осиянные вещи. И подобно тому,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1871...

Это Моисеево повествование надо понимать в смысле истории, и не в качестве вымысла или мифа, 1247 потому что в историческом смысле понимали его: 1 . Сам Моисей, как можно вообще заключать из характера всей его книги, чисто исторической, и в частности из тех слов, которые по его свидетельству, произнес Адам, когда к нему была приведена Ева: вот это кость от костей моих и плоть и от плоти моей; она будет называться жена, ибо взята от мужа своего ( Быт. 2:23 ), и потом из слов, которые изрек Бог падшему Адаму: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). 2 . Последующие ветхозаветные писатели. Например, в книге Премудрости Соломоновой читаем: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного Своего бытия (2:23); также в книге Иисуса, сына Сирахова: Господь создал человека из земли, и опять возвращает его в нее. Определенное число дней и время дал Он им, и дал им власть над всем, что в ней. По природе их, облек их силою и сотворил их по образу Своему (17:1–3: Еккл. 12:7 ; Пс. 8:5–10 ; Товит. 8:8 ). 3 . Христос Спаситель. Доказывая нерасторжимость брака, Он сказал фарисеям: В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть ( Мрк. 10:6–8 ; Матф. 19:4–6 ). Этими словами Господь ясно подтвердил достоверность всего того, что повествует Моисей о происхождении первозданной человеческой четы ( Быт. 2:18–24 ). 4 . Святой апостол Павел. Он свидетельствует, что сначала создан был мужчина, потом женщина: прежде создан Адам, а потом Ева ( 1Тим. 2:13 ). О создании мужчины говорит: первый человек Адам стал душею живущею... первый человек из земли перстный ( 1Кор. 15:45 ...47); о создании женщины: не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа ( 1Кор. 11:8–9 ; срав. 6:16; Еф. 5:31 ). 5 . Святые отцы и учители Церкви. Например

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

— Других спасал (от смерти), а себя не может спасти. Пусть спасет Себя, если Он Христос, Царь Израильский, пусть теперь сойдет со креста, чтобы мы видели и уверуем в Него (Мф.27:41–43; Мрк.15:31–32; Лк.23:35)… Также и воины римские ругались над ним и, подходя, говорили: — Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя (Лк.23:36–37)… И разбойники, распятые с Ним, ругались над Ним и, злословя Его, один сказал: — Если Ты Христос, спаси Себя и нас (Мф.27:44; Лк.23:39)… И проходящие из толпы, злословили Его, кивая головами своими и говоря: — Э, разрушающий храм и в три дня созидающий, если ты Сын Божий, сойди со креста (Мф.27:39–40; Мрк.15:29–30)… И вот когда таким образом глупость и дикость толпы с низкой злобой иудейских старейшин окружали Распятого Христа, — мученический взор Его с утешением замечал слезы благочестивых женщин, между которыми Мария Магдалина была «из первых же» (Мф.27:55–56; Мрк.15:40; Лк.23–27). В этих сострадательных слезах как бы блеснул для Сына Человеческого луч света среди мрачного царства греха и этот луч от благодарных женщин утешил Невинного Страдальца свидетельством еще не в конец испорченной природы человеческой. День великого искупления Богочеловеком падшего человечества был ясный. Время было уже около полудня, и по еврейскому названию времен дня, был час шестой (Лк.23:44; Мф.27:45; Мрк.15:43). Но вот в этот ясный полдень «меркнет солнце и делается тьма» до часа девятого, то есть, по современному названию часов дня, до третьего часа пополудни (Мф.27:45; Мрк.15:33; Лк.23:44). Страшное, величественное, внушительное небесное знамение — угасание солнца, тьма, обнявшая всё земное, среди полуденного яркого света, тяжело сдавила хулителей Невинного Христа, привела их в ужас и молчание. Знакомые же почитатели Распятого, сначала стоявшие вдали и смотревшие(Лк.23:49; Мф.27:55; Мрк.15:40), приблизились к Страдальцу, окружили крест Его и из них Евангелист называет Марию Магдалину опять первою (Мф.27:56; Мрк.15:40). Таким образом Мария Магдалина у ног Христа Спасителя не только чудотворца, прославляемого и воспетого младенцами, но и у ног Иисуса Назарянина, униженного, обесчещенного, позорно распятого, оставленного даже Его Апостолами!..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

– 4:1. Должен разуметь нас... как домостроителей тайн Божиих. Ефес. 4:11–12 . Поставил пастырей к совершению святых, на дело служения, к созиданию тела Христова. в) Бракосочетание, как образ духовного союза Христа с Церковью – честно, безгрешно, свято и спасительно Евр. 13:4 . Брак честен и ложе не скверно. 1Кор. 7:28 . Если женишься, не согрешишь; и девица выйдет замуж, не согрешит. – 7:14. Святится муж неверующий женою верующею; и жена неверующая мужем верующим. 1Фес. 4:3–7 . Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда... 1Тим. 2:15 . Жена спасется чрез чадородие... 1Кор. 7:10–11 . Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей. 30) О таинстве Елеосвящения а) Предзнаменование этого таинства Мрк. 6:13 . Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом. в) Заповедь верующим врачевать своих болящих через пастырей церкви Иак. 5:14–15 . Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. Лук. 10:34 . Перевязал ему раны, возливая масло и вино... Деян. 3:6 . Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. ? Иак. 5:14–15. Помазание елеем – помазание учением Христовым – Неужели наставление словом Божиим нужно только для больным? Апостол Иаков говорит о помазании елеем не в переносном, а в собственном смысле (ср. Мрк. 6:13 ; Лук. 7:46; 10:34 ). ? Отчего ваши больные часто умирают и после елеосвящения? – Оттого, что мы живем в мире, в котором 1Кор. 15:26 не упразднен последней враг наш – смерть. Св. елеосвящение не уничтожает смерти на земле, а только врачует душевные и телесные немощи, т. е. отгоняет страх смерти и ослабляет силу болезней. И те люди, которых св. Апостолы мазали маслом и они исцелялись ( Мрк. 6:13 ), впоследствии – умерли. Кому Господь назначил момент смерти, тот должен умереть. Не от нас зависит, чтобы избежать смерти, но молить Господа о продлении жизни и прибегать к спасительным таинствам, силою Божьею действуемым, мы должны по заповеди Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

д. К человеку, идущему уплатить свой долг кредитору, сирота взывает о помощи или даже и не взывает, а просто лишь жалобно смотрит на него, что может подей­ствовать сильнее всяких слов. Получается столкновение обязанностей: с одной стороны, справедливость побуждает человека идти к заимодавцу и возвратить ему вышеупомя­нутый долг, а с другой, чувство жалости и любви к че­ловечеству заставляет его одеть, „согреть...сироту“. Думаем, что каждый человек, хотя бы отчасти лишь настроен­ный в нравственно-добром смысле, скорее отдаст пред­почтение требованиям любви, а не требованиям сухой справедливости, особенно если данный кредитор живет не в столь плачевном положении, в каком рассматриваемый сирота. Тот должник, которого моралисты приводят в рассматриваемом примере, так именно и поступил. Итак, вышеуказанное правило является нарушенным, хотя существо дела от этого лишь только выиграло... Впрочем, некоторое значение выставляемых морали­стами правил, в одних случаях большее, в других – меньшее, все-таки не может быть отрицаемо (ср. выше). Так, правило, предписывающее, напр., тщательно каждому присматриваться, в самом ли деле в данном случае субъект стоит пред коллизией, иметь свою силу. Ирод с клятвою обещал плясунье дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай, мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя (Мф. XIV, 6–8. Mpk. VI, 22–25 ). Ирод опечалился (Мф. ст. 9. Мрк. ст. 26) 88 . Он стоял пред коллизией: с одной стороны, он опасался уби­вать св. Иоанна Крестителя, так как боялся народа, считав­шего его пророком (Мф. ст. 5); кроме того, он знал, что это – муж праведный и святой, и потому берег его, многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мрк. ст. 20). С другой стороны, ради клятвы и возлежавших с ним 99 , он сознавал, что не может не исполнить и желания плясуньи. Коллизия разрешилась, как известно, в смысле удовлетворения последней ( Мф. 9–11 ст. Мрк. ст. 26–28). Данная коллизия, происшедшая вследствие неосторожности и непредусмотрительности (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Откр. 13 глава представляет изображение антихриста. Объясн. Старание еретиков найти здесь черты, которые можно было бы отнести к установленным Православной Церкви, столько же напрасно, сколько и кощунственно. Антихрист, по изображению Тайновидца, будучи слугой сатаны, который для обольщения людей облекается в образ светлого ангела, будет иметь некоторые черты внешнего сходства с Христом. Подобно умершему и воскресшему Христу, он будет смертельно ранен, но рана его, на удивление всей земли, исцелеет: ст. 3. Лжепророк антихриста устроит то, что образ зверя будет говорить и действовать, как одушевленный разумным духом: ст. 15, устроит он также и то, что не имеющие начертание зверя, но в праве будут ни покупать, ни продавать, иначе говоря, лишены будут всяких гражданских прав: ст. 17. О кончине мира и Страшном суде Мф. 24, 33–34 . «Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет». Объясн. Отсюда не видно, чтобы под «родом сим» разумелись люди нынешнего времени, тем более, что и Писание говорит о невозможности знать день кончины мира: Мф. 115, 13 ; 2Петр. 3, 4–8 . Теперь еще нет тех всех признаков, какие предварят кончину мира: Мрк. 13, 24–25 ; Мф. 24, 30 . Мрк. 13, 29–30 . «Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях». Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет». Деян. 17, 30–31 . «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». Объясн. Оставляя времена неведения, Бог повелевает всем покаяться, т. е. сознать и исповедать свои заблуждения и грехи, чтобы начать новую жизнь: Мф. 3, 2–3 ; ибо Он назначил день... разумеется день всеобщего суда, когда каждый должен будет отдать отчет в делах своих: Мф. 25, 31–46 . Неизбежность этого дня засвидетельствована многими местами Писания, Мф. 24, 30 ; Мрк. 13, 26–27; 1 Фесс. 4, 16–17 и друг. О втором пришествии Христовом

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Следовательно, будет установлена и новая суббота (день покоя). Очевидно, здесь Исаия говорит пророчески о новой субботе, т. е. воскресном дне. И другие пророки говорили об этом воскресном дне, но только называя его пророчески: «в один день»: Зах. 3. 8–10 , «в тот день»: 9, 16; 13, 1. Пророки предсказывали не только «Христовы страдания, но и последующую за ними славу»: 1Петр. 1, 11 , а она (слава) явилась именно в день воскресный, когда «Христос воскрес из мертвых славою Отца»: Рим. 6, 4 . Пророк Иезекииль вот что говорит о дне воскресном: «И знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог»: Иезек. 39, 13. По примеру Иисуса Христа, апостолы посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времен апостольских ведет свое начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной Церкви получает особенно важное значение: Мрк. 16, 9 ; Иоан. 20, 19 ; Деян. 20, 7–8 . На этот именно день установлены и дела милосердия: 1Кор. 16, 1–2 . Апостол и евангелист Иоанн Богослов в этот, воскресный, день удостоился слышать голос Божий: Откр. 1, 10 . О почитании храмов Божиих Мрк. 13, 1–2 . «И когда выходил Он (Иисус Христос) из храма, говорит. Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие зданея? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». Объясн. Это пророчество относилось до храма евреев, но уверовавших во Христа, и исполнилось в 70 году по Рождеству Христову. Храмы же христианские есть и будут во вселенной домами молитвы у всех народов: Мрк. 11, 17 ; Мал. 1, 11 ; Деян. 15, 16–17 , и до второго пришествия Христа: 2 Фесс. 2, 4. Иер. 7, 4–5 . «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком и соперником его». Объясн. Этими словами Господь делает укор судьям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

10) Разобрать места священ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве брака: 1Кор. 7:29 ; Ефес. 5:31–32 ; Мф. 8:21–22 ; Лук. 10:61–62;14:26 ; 1Кор. 7:10 ; Ефес. 5:24 . XXXI. О таинстве Елеосвящения «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Иак. 5:14–15 . 1) То, что предписывает здесь апостол, было сообразно с волею Господа, Учителя истины, тем более, что дается не совет, а заповедь, тогда как апостолы считали себя только слугами Христовыми: 1 Кор.: 4:1 и установляли только то, что заповедал им Господь и внушал Дух Святой: 1Иоан. 1:3 . 2) Заповедуя совершать молитвы во имя Господа, апостол разумеет имя Господа Иисуса: Лук. 16:17 и предписывает совершать действие, согласное с волею Господа о христианах. Елеосвящение предписывается как необходимое в Церкви Христовой таинство для всех мест и для всех времен. 3) Спаситель, избрав 12 учеников в звание апостолов, послал их с проповедью о царствии, и они, как повествует евангелие: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мрк. 6:13 ), так и в таинстве елеосвящения, совершаемом пастырями, преемниками апостольского служения, верующий получает благодать Духа Святого, исцеляющую немощи душевные и телесные: Иоан. 5:14–15 ; Мрк. 6:13 . 4) Напоминая христианам о таинстве елеосвящения, апост. Иаков в своих словах (5:14–15) ясно свидетельствует: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что, посредством этого действия, не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов; 2) что совершать это таинство могут только пастыри – пресвитеры Церкви, чрез рукоположение уполномоченные на совершение таинства. 5) Действия таинства елеосвящения следующие: оно содействует приумножению Божественной благодати; укрепляет в страданиях, особенно в борьбе со смертью , содействует прощению грехов, облегчает телесные страдания и часто содействует полному выздоровлению. Если таковы действия этого таинства, то прибегать к нему должно не с чувством страха и с мыслью о неизбежности смерти, а с верою и упованием на помощь Божию и облегчение в страданиях. Окружающие больного тяжко согрешили бы, если бы по их вине больной умер, не воспользовавшись этим таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Все земное изменчиво и непостоянно, и все, открывающееся чувственному взору, имеет характер призрачности, неустойчивости. Это – пар, дыхание ветра. Но ελεγχο αορατων открывает человеку, что есть иное бытие – противоположное видимому – вечное, неизменное, непоколебимое. Человеку открываются высшие законы, которые он должен осуществлять, и дается уверенность, что осуществление этих высших законов и повелений есть истинное благо, «единое, что нужно на потребу». Так вера, давая человеку успокоение, в то же время является для него руководительным началом, определяющим все его поведение. В ряде великих образов св. Павел представляет нам это ( Евр. 11 ). И человек обязан иметь ту веру, которую имел Авель, Енох, Авраам, Моисей и прочий «облак свидетелей». Но обрести эту веру – нелегкое дело, ибо это самое важное из дел. Многие думали и еще думают, что знамения с неба – наилучшее доказательство и наиубедительнейшее средство для возбуждения веры. Очевидно, таковые плохо вчитывались и вдумывались в текст священных книг, где рядом с повествованием о поразительнейших знамениях обыкновенно поставляются поразительнейшее неверие: ожесточение и окаменение сердца. Фараона не убедили чудеса Моисея. Но скажут: «фараон был плохим человеком, он прал против рожна». Может быть, так, но сколько примеров сомнения представляют нам писания, говоря о людях которые бесспорно были лучшими. О братьях Господа мы читаем: «ибо и братья Его не веровали в Него» ( Иоан. 7, 5 ). Когда Господь после насыщения пяти тысяч пятью хлебами явил великую власть над природою ( Мрк. 6. 32–51 ), ученики чрезвычайно изумлялись в себе и дивились. «Ибо не вразумились чудом над хлебами: потому что сердце их было окаменено» ( Мрк. 6. 51–52 ). По воскресении Господа одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. «И увидев Его, поклонились Ему; а иные усумнлись» (Мф. 28, 16–17). Господь сказал апостолам: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда; и она перейдет; и ничего не будет невозможно для вас» ( Мф. 17, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

И воскресшаго в третий день, по Писанием. В пятом члене говорится о Воскресении Иисуса Христа (повторить Воскресение Иисуса Христа из мертвых). Как узнали, что Иисус Христос воскрес? Воины, которые стерегли гроб, с ужасом узнали об этом, потому что сделалось сильное землетрясение, Ангел Господень сошел с неба, отвалил камень от гроба и сел на нем. Ангелы возвестили мироносицам о воскресении Иисуса Христа; Сам Иисус Христос в день воскресения из мертвых явился Марии Магдалине, мироносицам, Ап. Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус и, наконец, всем Апостолам в доме, двери которого были заперты. Потом Он являлся ученикам и верующим в продолжение сорока дней и учил их тайнам Царствия Божия ( Мф. 28 ; Мрк. 16 ; Лк. 24 ; Ин. 20 и 21 гл.). Смысл выражения «по Писанием». Выражение «по Писанием» означает, что Иисус Христос умер и воскрес из мертвых, как об этом было предсказано в священных книгах Ветхого Завета. Трехдневное пребывание Ионы в чреве кита прообразовало пребывание Иисуса Христа в гробе, и воскресение Его из мертвых на третий день ( Мф. 12:38–40 ). Сам Иисус Христос неоднократно говорил ученикам о страданиях, смерти и воскресении Своем из мертвых на третий день. После изгнания торгующих из храма, когда Иудеи спрашивали Иисуса Христа: «Каким знамением докажешь Ты, что имеешь власть так поступать?», – Иисус Христос отвечал: «Разрушьте храм сей (т.е. разрушайте, оскверняйте этот храм), Я в три дня воздвигну его». Он говорил о храме тела Своего ( Ин. 2:13–22 ), которое воскреснет на третий день, и верующие будут получать спасение не через храм Иерусалимский, а по вере в Иисуса Христа, воскресшего в третий день. Особенно ясно предсказывал Иисус Христос о Своих страданиях, смерти и о воскресении, когда Он в последний раз шел с учениками в Иерусалим. «Сын человеческий, – говорил Он, – будет предан первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, оплюют Его и убьют Его, и в третий день воскреснет» ( Мрк. 10:33–34 ). Все, сказанное Иисусом Христом, исполнилось. Он был предан на суд первосвященникам и книжникам, которые осудили Его на смерть. Для приведения своего приговора в исполнение они должны были просить разрешения Пилата – Римского правителя, который был язычник, поэтому Иисуса Христа повели на суд к язычникам. Здесь надругались над Ним, били Его, оплевали и, наконец, приговорили к крестной смерти, а на третий день Он воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010