В век грядущий он живот вечный наследит сказал Господь, живот, столько преизобильный и изящный, что плотской человек, основывающийся в суждениях о неведомом на понятиях о ведомом, не может составить о нем никакого понятия при посредстве собственного суждения. Да даруется и нам, за точное исповедание Господа, наследовать этот живот, уготованный для всех нас непостижимою, безграничною милостью искупившего нас Собою Господа. Аминь. Мф. 10:32-33 1Кор. 4:9 Ин. 17:11, 16 Ин. 14:20 Мк. 8:38 Мф. 10:37 Гал. 5:4; 2:16, 21; Слово о спасении. См. Аскетические опыты, ч. 2 Гал. 5:24 Гал. 6:14 Пс. 118:120 Пс. 118:38 Мф. 10:39; Мк. 8:35 Мф. 10:38-39 Мф. 19:27 Мф. 19:28 Мф. 19:29 Мк. 10:29 Мк. 10:30; ср. Мф. 19:29 Мф. 19:29; ср. Мк. 10:30  Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу Господь наш Иисус Христос сказал фарисеям: Не требуют здравии врача, но болящий. Шедше научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы; не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние Возлюбленные братия! Кто хочет быть истинным христианином, то есть уверовать во Христа, усвоить себе Христа и быть усвоену Христом, тот должен отречься от себя Он должен признать свои грехи грехами, а правды — смрадным рубищем блудницы — души, вступившей в преступное общение с грехом. Так выразился о правдах падшего человека великий пророк Правда наша, столько изящная в состоянии непорочности до падения, осквернена падением, соделалась непотребною подобно тому, как прекрасная, драгоценная ткань лишается всего достоинства, когда напитается веществом злокачественным, зловонным. Того, кто отвергнется себя и из состояния самоотвержения приступит ко Христу, Христос приемлет: искупает, заменив его Собою; спасает, соединив с Собою. Шедше! этим словом облечены следующие мысли: " Удалитесь! вы неспособны приступить ко мне. Ваш образ мыслей, настроение вашего духа соделывают для вас несвойственным принятие Меня. Вам нужно приготовление. Вам нужно предварительно понять, ощутить, сознать, изучить, исповедать падение ваше " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Развитие ветхозаветных заповедей, заключающееся в их положительном усилении, прямо и непосредственно выражено в антитезах Нагорной проповеди (Мф 5. 21-48). 6 раз Иисус Христос противопоставляет ветхозаветным заповедям Свои, новые формулировки. В Нагорной проповеди упомянуты 6, 7 и 8-я заповеди декалога, а также заповедь о любви к ближнему. Выражения типа «вы слышали… А я говорю вам…» могли употребляться в дискуссиях книжников того времени. Этой формулой вводится новое толкование закона, противостоящее ранее высказываемому ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 253; Lohse. 1970). Однако в тех случаях, когда Иисус Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам...», внешнее совпадение с приемами языка иудейских книжников не может заслонить принципиально новое: Он не пытается дискутировать о толкованиях закона, но углубляет ветхозаветную заповедь, придает ей новое направление. Ветхозаветные заповеди, приведенные в Нагорной проповеди, не совсем совпадают с их изложением в декалоге (Исх 20). Так, начало 1-й антитезы (Мф 5. 21) с 6-й заповедью «не убивай» соединяет правовое положение: «...кто же убьет, подлежит суду». Во 2-й антитезе (Мф 5. 27) 7-я заповедь «не прелюбодействуй» передана буквально, но далее следует ее расширение, содержащее призыв к воздержанию (Мф 5. 28-30); 3-й антитезой эта заповедь переводится в правовую область развода (Мф 5. 32). Заповедь любви к ближнему в 6-й антитезе (Мф 5. 43) приводится с добавлением: «...и ненавидь врага твоего». Эта заповедь в раввинизме не употреблялась с добавлением о ненависти к врагу, но такое понимание обнаруживается уже в ВЗ (Втор 23. 6) и тем более отвечает иудейским взглядам времени Иисуса Христа ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 907-908). Ближним, согласно ВЗ (Лев 19. 18), считался только принадлежащий к народу Божию. Кумраниты также лишь свою общину считали истинным Израилем и поэтому заповедь любви распространяли только на ее членов: «Всех детей света любить… и всех детей тьмы ненавидеть» (1QS 1. 9-11). Но Иисус Христос вовсе не преследовал цель обсуждать толкование закона ессеями или воспроизводить иудейские формулировки заповедей. Сплетая заповеди из декалога с их казуистическими интерпретациями, Он, во-первых, характеризует ветхозаветные заповеди как правовые положения, предполагающие их исполнение, и, во-вторых, указывает, что эти предписания не могут исключить зло как принципиально неустранимое из межчеловеческих отношений. Напр., в 4-й антитезе утверждается, что сама необходимость клятвы вместо простого «да» или «нет» - «от лукавого» (Мф 5. 37). Люди приносят клятву именно потому, что ложь стала обычной. Согласно этому, антитезы Иисуса Христа характеризуют происходящие из ВЗ запреты Божии как предназначенные для исполнения правовые инструкции, к-рые делают возможной общественную жизнь людей, т. е. ту жизнь во грехе, где зло есть реальность, которую невозможно устранить, но можно лишь ограничить.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Ин.18:28–40; 19:1–16 (Страдания Господа на суде у Пилата); 5 . Мф.27:3–32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие); 6 . Мк.15:16–32 (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания); 7 . Мф.27:34–54 (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть); 8 . Лк.23:32–49 (Молитва Спасителя на кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника); 9 . Ин.19:25–37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и ап. Иоанну и повторение сказания о Его смерти и прободении); 10 . Мк.15:43–47 (Снятие тела Господа со креста); 11 . Ин.19:38–42 (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя); 12 . Мф.27:62–66 (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба). Часы. Так как совершение литургии есть образ Голгофского жертвоприношения, или воспоминание крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа; то в самый день священного воспоминания сего всемирного события не совершается полная литургия 316 , не совершается даже литургия и преждеосвященных Даров, в знак глубокого сетования и сокрушения сердечного верующих в сей день. Вместо литургии совершаются царские часы: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, вместе, с присоединением к ним изобразительных. В состав их входят псалмы, паремии, чтения из Апостола и Евангелия, тропари и стихиры, относящиеся к обстоятельствам крестной смерти Господа Иисуса Христа. На этих часах не только воспроизводится история совершившихся в сей день Евангельских событий, но из сопоставления ветхозаветных пророчеств и новозаветных священных чтений подробно раскрывается догмат христианский о нашем искуплении крестной смертью Спасителя. 317 В песнопениях царских часов изображается взятие Спасителя под стражу, рассеяние учеников, попытка ревностной защиты своего Учителя апостолом Петром, его отречение от Спасителя и затем горькое раскаяние его в том, крестные страдания и смерть Спасителя; слышатся укоры вероломному предателю и беззаконным Иудеям; живописуется изумление всего мира, сил ангельских и всего земнородного уничиженному состоянию Богочеловека, Его венцу терновому и багрянице поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

б) воскресил дочь Иаира, начальника Синагоги, прикосновением и словом: отроковице, востани ( Лк.8:49 . и сл.); в) воскресил четверодневного Лазаря, – по молитве к Отцу, велегласным воззванием: Лазаре, гряди вон (Ин. гл. 11.). 4 . Особенные чудеса Иисуса Христа и Бога Отца, свидетельствовавшего о Божественном величии Единородного Сына Своего, – суть: Его воскресение, вознесение на небо, и ниспослание на Апостолов Всесвятого Духа, Подателя всех даров благих и Виновника всех чудес, какие в последующее время совершались в Церкви Христовой Апостолами, их преемниками и другими, во имя Иисуса Христа. Иисус Христос – законодатель Иисус Христос учил, не как обыкновенный учитель и не как один из ветхозаветных Пророков, только повторявший и изъяснявший древле данный Богом закон, но как новый Законодатель. Он предлагал учение 1) для всех народов и на все времена, 2) предлагал, как закон, и 3) преподал новые законы. 1 . Иисус Христос преподал учение Своё для всех народов, и на все времена. Это показывают: а) Самые свойства учения. Ибо оно по полноте содержания своего так совершенно, что вполне удовлетворяет главным потребностям человеческой природы, и по свойствам своим таково, что может быть усвояемо человеком, в каком бы состоянии он ни находился. б) Наставления Иисуса Христа. Он говорил к Апостолам: ( Мф.5:14–15 ) « вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светилника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть. ( Мф.28:19–20 ) Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам.» Сюда же относятся и те места, где Иисус Христос называет Себя светом мира ( Ин.12:46 ), жизнью мира ( Ин.3:16, 11:25 ), единым Пастырем всего мира ( Ин.1:9, 10:16 ). Так же 1Кор.3:11, 15:25 . и мн. др. II. Иисус Христос предлагал учение Своё, как закон. а) Он говорил Сам о Себе: «не мните, яко приидох разорити Закон, или Пророки: не приидох разорити, но исполнити» ( Мф.5:17 ). И далее, как новый Законодатель, – не отвергая тех Моисеевых законов, которые относились ко всем временам, как взображающие закон всеобщий, – Иисус восполняет то, чего не доставало к полноте изложения закона Моисеева, или исправляет что было допущено по жестокосердию Иудеев, или ложно изъясняемо учителями иудейскими. Потому и говорит: «слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши ... Аз же глаголю вам: яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду,» и пр.... ( Мф.5:21–22 ). – «Слышасте, яко речено бысть древними: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 . слич. ст. 31 и 32. 33 и 34. и сл. 38 и 39. и дал. также Мф.7:12, 22:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф. 18:19 . Аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има. Это штундисты относят к себе и к своим собраниям; но это относится к апостолам, к тем же лицам, которым сказано: свяжете – разрешите. Мф. 18:20 . Идеже бо еста два, или трие собрани во имя мое, ту есмь посреди их. Это должно понимать и о мирских людях, ибо не сказано: от вас, т.е., из апостолов; но штундисты все-таки не могут относить это к своим собраниям, потому что собираются они не во имя Христово. Представим себе, что одновременно собрались в одном месте православные для суждения о том, как исправить заблуждающих еретиков, а в другом – еретики для суждения о том, как противиться всем мерам православных. Ужели и те, и другие собрались во имя Христово, ужели и с теми, и с другими Христос и Его всесильная помощь? Это невозможно. Во имя Христово сходятся те, которые с Ним собирают, но не те, которые расточают. Мф. 19:6 . Еже Бог сочета, человек да не разлучает. Из этих слов усматривается, что от Бога сочетаваются друг другу муж и жена. Посему брак отнюдь не может быть исключаем из области действия Христовой благодати. Особенное основание для этого заключается в том, что прежде брачного соединения христианин бывает соединен со Христом, образуя с Ним один дух ( 1Кор. 6:17 ) и одно тело ( 1Кор. 6:15 и 1Кор. 12:13 ). Чтобы брачное соединение не расторгало соединения со Христом (как оно расторгает соединение с родителями, по словам: оставит человек отца своею и матерь, и прилепится к жене своей, Мф. 19:5 ), чтобы одно соединение сообразовалось с другим, требуется брак в смысле христианского таинства ( Еф. 5:32 ). Мф. 19:14 . Оставите детей – приии ко мне. Штундисты, вопреки этим словам, не допускают детей до спасительных таинств, утверждая, будто они неспособны к восприятию благодати; но тогда зачем же Господь возлагал на них руки ( Мф. 19:15 )? См. примеч. к Лк. 18:15–16 . Мф. 19:21–24 : см. прим. к Мк. 10:21–27 . Мф. 19:28 . Сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома. Если Апостолы, а потом и все святые (см. 1Кор. 6:2 ) будут судить Израиля и весь мир, т.е., за грешников ходатайствовать, а упорных нечестивцев изобличать, то как же не признавать благочестивыми призывание святых в молитвам?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Алексием чудовского списка мог бы быть решен с непререкаемою истинностью. 20 б) Писец чудовской рукописи «не соблазнился ни среднеболгарскими формами, ни орфографическими особенностями болгарских рукописей его времени (с которыми был несомненно знаком) и не употребил ни разу ни юса большого, ни р вм. ор пли ер (връх), ни а после гласных вместо я в славянских словах (моа, добрыа: у него только хананеа, матфеа и т. п.). Таким образом мы находим у него лишь те грамматические и орфографические черты, которые в той или другой степени свойственны русским, в частности Московским текстам его времени» т. е. XIV в. 21 Русского в составителе чудовской рукописи слависты быть может (говорим так, потому что не принадлежим к ним) узнают по следующим выражениям: Мф. 3:4 кожан вм. оусньят, оусмен, язнен; 3:12: очстить; 5:4 свиту; 5:41 версту вм. попьрище; 6:11 и др: кде вм. идеже; 7:23 никогда; 9:35 погосты; 12:19 на площадех вм. на распоутьих, в др. стъгны; 14:53–54 оттоуда – очину; 15:23 слова вм. словесе; 18:6 шни вм. выи: 22:28 чья вм. котераго: 24:45 над чслядью: 24:49 работникы вм. клеврети, подроугы 27:38 левоую вм. шоуюю: 27:56 марья: 27:60 велик вм. велни; 28:15 прослоу вм. промчеся или пронесеся Марка 1:26 вскрича вм. възпив: 2:23 рвоуще вм. въстъргающя: 3:11 духи вм. дуси: 5:5 всегда вм. въиноу или присно – крича: 5:34 спсла вм, спсе 5:29 погребоша вм. положиша; 8:1 премногу вм. зело многоу 13:36 но не что (вм. яко) аз хощю, но что (вм. еже) ты: Луки 2:2 опись вм. написание; 5:2 полоскахоу вм. плака(а)хоу:; 5:19 куда; 6:1 рвахоу; 6:3 не лзе есть; 6:9 что лзе есть; 9:3 мошна вм. пиры; 10:13 древле вы покаялися вм. древле оубо покаялися бышя; 14:21 оумца вм. стъгны; 14:23 оплогы вм. халоугы; 14:29 повеселюся 16:1 обажен 18:39 мнозем боле вм. паче зело или излиха или множае; 19:7. вшел вм. вниде; 19:15 дал; 23:28 не плачите по мне; 24:32 не сердце и наше – в нас вм. наю – в наю, и вобще избежание двойственного числа; Иоанна 2:1 мрьнны; 11:2 марья; 21:2 зеведеовичи; Деян. 9:11 (иди) на оулицю зовомоую правоую и поищи вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Рим. 10:5 ; Гал. 3:12  с упомянутым выше значением этого для веры). Имевшая ближайшее к этому отношению вера и по законе так же процветала между праведниками Ветхого Закона, как до закона ( Евр. 11 срав. блаж. Феодорита на ст. 2) и питалась надеждой получить обетование вечного наследия в царстве Христовом ( Евр. 11 , сн. 4, 9, срав. Мф. 5:5) в прямое, историческое подтверждение мысли св. Апостола, что Моисеев закон не уничтожил ни веры ( Рим. 3:31  сн. 4 гл.) ни тесно связанных с этой верой обетований ( Гал. 3:17,21–24, 29 ). 2. Заповеди закона и исполнение их, как условие к получению обетования: Новозаветный закон, как «πλρωσεις» ветхозаветного Один из фарисеев «законник» (νομικς – сведущий в законе), искушая Господа Спасителя нашего и не ведая того, что Он Сам есть Законодатель Ветхого, как и Нового Завета, спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый, и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей крепостью твоей, вот первая заповедь! ( Втор. 6:4,5 ). Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Лев. 19:18 ). Иной больше сих заповедей нет! А на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (сн. Мф. 22:34–35; Мар. 12:29–31 ; Мф. 22:40; срав. Мф. 22:36–39; Мар. 12:32–34 ; Лука 10:27–28). В этих изречениях Господа в связи с вопросом законника выражены следующие мысли: а) что иудейские книжники различали в законе большие и меньшие заповеди, хотя и не все было согласны в том, какая наибольшая. Одни считали наибольшей заповедь о жертвах, другие заповедь об обрезании, иные заповедь об очищениях 422 , некоторые (срав. Луки 10:27 ; Марк. 12:32–33 ) заповедь: возлюби Господа Бога твоего 423 ; б) что основоположением закона и пророков служит прежде всего заповедь о религиозно-нравственном отношении человека к Богу, проникнутом любовью 424 к Нему ( Марк. 12:29–30 ) и затем подобная первой заповедь о нравственном отношении к ближним, в духе той же любви ( Мар. 12:31  и пар. срав. толкователей на это); в) вторая заповедь подобна первой не только по важности (о. А. Михаил), но и потому, «что вторая пролагает путь к первой, и взаимно поддерживается оного» 425 . «Ибо любящий Бога любит и создание Его; а ближайшее к Богу из созданий есть человек; следовательно, любящий Бога возлюбит и всех человеков. И наоборот, кто любит ближнего, тот тем более любит Бога; ибо, если он любит людей, которые часто бывают виной соблазна и ненависти, то тем более любит Бога, всегда благодеющего». (Блаж. Феофилакт, Благов. ч. 2, стр. 184). Таким образом, заповедь об отношении к ближним получает в толковании Господа не только нравственный, но даже и в известной степени религиозно-нравственный характер, подобно заповеди об отношении к Богу;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

22 Внезапное, как озарение, осознание, что Бог ответил, полно драматического накала. Страдалец произносит слова молитвы, прося избавления «от пасти льва и от рогов единорогов», и ответ приходит. Молитва услышана. 23–32 Обращение к Богу всех народов земли. Внезапно наступает время славословий, праздничное время для Израиля (23–27) и для всего мира (28–32): ответ на молитву получен (25), бедные приглашены на пир (27), все позваны (30) и слово Его будет возвещаться будущим поколениям (31, 32). В Евр. 2:12 ст. 23 цитируется как мессианский, и действительно, что, кроме смерти Иисуса, может привести к таким результатам? Израиль и весь мир приглашаются к «трапезе» Мессии ( Ис. 25:6 – 10а; Отк. 19:9 ), Иисусу дана власть над всей Вселенной ( Мф. 28:18 ; Флп. 2:9–11 ), Его правда будет возвещена всему миру (32; Рим. 1:16–17 ). 26–29 О Тебе – Господь есть источник и объект прославления. Обеты… пред боящимися – исполнение обета сопровождалось принесением мирных жертв и праздничным обедом, на который приглашались бедные ( Лев. 7:11, 16 ; Втор. 16:10–12 ). 30 Смысл стиха заключается в том, что все равны перед Богом, как бы ни разнились между собой богатые (тучные земли) и неимущие. Возникает вопрос, что отражает метафора персть (т. е. прах). Относится ли она к бедности ( Пс. 112:7 ; ср.: 1Цар. 2:8 ) или к смерти ( Пс. 29:10 ; ср.: Иов. 7:21 )? Логика стиха позволяет высказаться в пользу первого предположения; упоминание персти смертной (16) говорит в пользу второго. 31–32 Что сотворил Господь – и в конце ст. 22 говорится о том, что Господь – избавитель. Именно поэтому звучит хвала Давида в ст. 26. И именно поэтому звучит обращенная к потомкам весть «о великих делах Божиих»( Деян.2:11 ). Псалом 22. Пастырь, спутник и хозяин В псалме звучит тройное свидетельство: Я ни в чем не буду нуждаться (1), не убоюсь зла (4) и я пребуду в доме Господнем (6). Соответственно этому псалом делится на три части, где сначала пасомый обращается к Пастырю (1–3), потом путник к своему Спутнику (4), затем гость к Хозяину (5, 6), и наше внимание переводится с провидения Божьего, которое обеспечивает все наши нужды, на покровительство и защиту Господа на нашем жизненном пути и на Его постоянную милость в настоящей и грядущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010