в) Потому, что Господь тогда только хочет исповедать нас перед Отцом Своим небесным, когда мы сами исповедуем Его и словами и делами. Самое высокое достоинство состоит в том, чтобы быть достойным Христа « Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня » (ст.37) 1. Как это достоинство приобретается? а) Если мы веруем в Иисуса Христа и исповедуем его пред людьми (ст.32). б ) Если мы из любви к Нему жертвуем всеми предметами мира , родством и дружбой, радостями и удовольствиями, коль скоро они препятствуют нам любить Господа (ст.37). в) Если мы несем крест свой и следуем за Ним до смерти (ст.38). 2. Такое достоинство составляет, по истине, высочайшее из всех земных достоинств, ибо: а) оно освящает и облагораживает всякое другое достоинство, которое без него — ничто ( Псал. 48:21 ); б) человек через него удостаивается чести быть исповеданным перед Отцом Небесным (ср. Апок. 3:5 ) и в) права носить «венец жизни .» Крест христиан имеет с собой великое обетование « Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? » ( Мф. 19:27 ) 1. В чем состоит этот крест? а) Не в каждом страдании . а. не в общих человеческих бедствиях, постигающих нас за грех, вследствие проклятия, тяготеющего над всей природой, каковы, напр., болезни, несчастья, смерть и проч.; b. не в самоизмышленных лишениях или в ложном мученичестве, которому недостает истинного признака последования Христу . 6) Но во всяком страдании, поражающем нас или добровольно претерпеваемом нами ради Господа. Сюда относятся: а. отвержение чести и земного имущества, если наше христианское звание того требует; ( Мф. 19:29 ). b. оставление самых дорогих для сердца привязанностей, если они препятствуют нашей всецелой преданности одному Иисусу Христу ( Мф. 19:29 ). 2. Какое обетование имеет с собой такой крест? Великое и языком человеческим невыразимое, которое — а) будет состоять в живейшем и теснейшем общении с Христом, превосходящем всякую радость: а. своей славой (ст. 28): « когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых .»

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БРАК Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Брак - союз мужа и жены в единую семью. Брачный союз создает семью, которая составляет основную клеку общественного организма и в воинствующей Церкви имеет значение основной единицы церковного тела, называясь в писаниях апостолов " домашней церковью " ( Рим. 16, 3 -4; Кол. 4, 15 ). Брак является Божиим установлением и благословляется Церковью. Церковное благословление брака ныне причисляется к таинствам . При этом Церковь благословляет и иной образ жизни - девство или безбрачие ради Христа, пребывающие в котором составили особый вид церковно-общественной христианской единицы - монашество . В церковнославянских текстах браком именуется свадебный пир (греч. γαμος) ( Лк. 12, 36 , Тов. 8, 19 , Ин. 2, 2 ), а сыном брака или сыном брачным (греч. υιοι του νυμφϖνος) называется гость на свадьбе ( Мф. 9, 15 , Мк. 2, 19 , Лк. 5, 34 ). Божие установление и указания Писания О Божием установлении и благословении брака Священное Писание говорит неоднократно. Так, в книге Бытия читаем: " И сотворил Бог человека,... по образу Божию сотвори его: мужчину и женщину сотвори их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю " ( Быт 1, 27 -28); " Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть " ( Быт 2, 24 ). Сам Спаситель , заповедуя соблюдать верность брака и запрещая развод, напоминает эти последние слова и наставляет: " Что Бог сочетал, того человек да не разлучает " ( Мф. 19, 4 -6). Эти слова Господа ясно свидетельствуют о нравственном достоинстве брака. Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и здесь сотворил Свое первое чудо ( Ин. 2, 1 -11). Апостол Павел сравнивает таинственный характер Церкви с браком в таких словах: " Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее " ; " Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сея велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви " ( Еф 5, 25 , 31 -32).

http://drevo-info.ru/articles/322.html

Глава 13 1–4. Беседа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Христа и о кончине мира. – 5–13. Повод к речи. – 14–27. Время, предшествующее концу. – 28–32. Последние времена и наступление конца. – 33–37. Увещания к бодрствованию. Мк.13:1 .  И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Мк.13:2 .  Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. Мк.13:3 .  И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: Мк.13:4 .  скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? (См. Мф.24:1–3 ). Евангелист Марк здесь точнее, чем Матфей, изображает события. «Один» (а не все) ученик указал Христу на камни и здания храма. Четыре ученика, ближайшие ко Христу (а не все), обратились с вопросом ко Христу на горе Елеонской. Камни, из которых был выстроен второй храм, были чрезвычайно велики: около 25 локтей в длину, 12 – в ширину, и 8 – в толщину. «Против храма». С горы Елеонской был хорошо виден весь храм. «Петр, и Иаков, и Иоанн и Андрей». Как в начале открытой деятельности Христа ( Мк.1:16–20 ), так и при окончании ее евангелист Марк выводит на вид эти две пары братьев. Тогда они слушали весть, что время исполнилось и что Царство Божие приблизилось, теперь Христос возвещает им о будущей судьбе этого Царства. «Когда это будет», т.е. когда будет разрушен храм. «Какой признак, когда все сие должно совершиться?» Апостолы, без сомнения, сливали в своем представлении разрушение храма с концом мира и открытием славного Царства Божия. Поэтому-то они и говорят «все сие». Значит, в первом вопросе речь идет о времени наступления конца, во втором – о признаке, по которому можно ждать этот конец. Мк.13:5 .  Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, Евангелист приводит речь Христа с сокращениями, но при этом сообщает и некоторые изречения, опускаемые Матфеем. ( Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь сказал в блаженствах: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» . Значит, сердце нечистое не может узреть Христа. Господь не проявляется в чём-то чувственном, Он проявляется в Своей любви, радости, тишине, мире, «всяк ум превосходящем» . Люди думают, что ум состоит в отсутствии помыслов. Такое состояние тоже можно назвать миром. Но Святые отцы, когда говорят о мире духовном, имеют ввиду обручение Небесного Царствия. Христианин, вкусивший этого Божественного мира, делается как бы вне себя. Этот мир есть предощущение в меру человеческих сил Царствия Небесного, так как по учению Святых отцов и тело, и душа человека услаждаются миром в Царствии Божием. С великой душевной болью настоятельно побуждаю вас к борьбе! Не допустите, чтобы полученное теперь было развеяно ветром, не потеряйте этого, держите глубоко в своём сердце, осуществите на деле, дабы получить пользу и вкусить красоты Царствия Божия. Когда вы обретёте душевное здравие, мера вашей радости и благодарности Богу не будет иметь границ. Напоследок ещё раз хочу попросить вас сохранить в себе то немногое, что Благодатью Божией было здесь сказано: сохранить пользу, которую вы для себя получили в священном Таинстве Покаяния, бороться за то, чтобы увеличить её для себя и передать окружающим. Чтобы, когда Бог удостоит нас вновь собраться вместе, вы были бы в лучшем состоянии. Семя, посеянное нами, худое и бедное, потому что сами мы хуже и неключимее этого семени. Желаем вам приумножить полученное и просим молиться, чтобы и нас, убогих, душевно и телесно сохраняла Благодать Святого Духа и удостоила нас спасения во славу Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46–47). — Ср. Лк.6:32–34. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). — Ср. Лк.6:27–28,35.

http://pravoslavie.ru/56988.html

Христос говорит о том, что исцелять нужно человеческую душу, то есть следует понимать, что преступление − это уже последнее звено в некоей цепи. Если эту цепь взять под контроль в самом начале, то преступления не произойдет. Очень часто преступление совершается в состоянии аффекта, алкогольного опьянения или под влиянием каких-то обстоятельств. Но если человек контролирует все свои проявления − например, не употребляет алкоголь или употребляет его только в тех количествах, которые не ведут к потере контроля над собой, если он следит за своими эмоциями и не позволяет им выплеснуться на окружающих, чтобы вызвать ответную реакцию, если он искореняет в себе негативные проявления, то тем самым способен обезопасить себя от совершения реальных грехов и реальных преступлений. Иными словами, Христос говорит, что человек должен не просто бороться с проявлениями зла в человеческом сообществе, но стараться уничтожать эти проявления в своей собственной душе. Вот еще один пример того, о чем говорит Христос: «Вы слышали, что сказано древним, − не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5. 27-28). «Сказано также, что кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5. 31-32). Хотел бы обратить ваше внимание на то, что Христос так же, как и пророки в Ветхом Завете, Свои заповеди обращает всегда к мужчинам. Это связано с тем, что женщины в те времена, как правило, сидели дома и узнавали все, что происходило, от своих мужей. Его слушателями были, в основном, мужчины, потому при рассказе, например, о том, как Христос накормил несколькими хлебами и рыбами тысячи людей, евангелист уточняет, что вкушавших было пять тысяч, не считая женщин и детей, то есть какие-то женщины и дети там, видимо, случайно оказались, но их было так немного, что можно было их даже не считать. Но, конечно, обращение заповедей к мужчине − это только форма. По существу, эти же заповеди в зеркальном отражении обращены также и к женщинам. Христос здесь говорит ни о чем ином, кроме того, что говорилось в Ветхом Завете: что брак между мужчиной и женщиной является богоустановленным союзом, что развод является аномалией и допустим только в том случае, если одна из сторон нарушила супружескую верность.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pre...

Ответ на этот вопрос должно дать изучение и постижение нравственно-религиозной стороны Нового Завета, – новозаветной идеологии. Изъяснение этой стороны и должно составлять главный предмет православно-богословского изучения Нового Завета. Основу Нового Завета, и как Писания, и как религии, представляют идея и лицо Спасителя – Богочеловека. Частные и неясные чаяния и стремления всех религий, – а также и всех поэзий, художеств и философий, поскольку все они, своими лучшими или идеальными сторонами, соприкасаются с религией – Новый Завет не только собирает и проявляет в одной высшей и средоточной идее Богочеловека – Спасителя, но и осуществляет эту идею в идеальном лице действительного Богочеловека – Спасителя Иисуса Христа, являясь выражением и осуществлением всех наивысших религиозно-нравственных потребностей и запросов человеческой души, как отобраза Бога, а следовательно христианки по самой своей природе, – действительным и действенным идеалом всех религий. В этом и есть непреоборимая и неотразимо вседейственная, даже всемогущая сила христианства, – существеннейшая сторона Нового Завета. Сам Спаситель – Богочеловек ясно открыл нам эту силу Свою в словах: «Все мне предано от Отца Моего ( Мф.11:27 )... И Я когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). И будет одно стадо, один пастырь ( Ин.10:16 ). Дерзайте, Я победил мир ( Ин.16:33 ). Дана мне всякая власть на небе и на земле: идите же и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, наставляя их хранить все, что заповедал Я вам, – и вот Я с вами есмь все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Ясно сознавали, действительно переживали и действенно осуществляли эту силу и Апостолы: «Все, рожденное от Бога (богочеловечество), побеждает мир, – и сия есть победа, победившая мир – вера наша: кто есть побеждающий мир, как не верующий, что Иисус (человек) есть Сын Божий (Богочеловек)? ( 1Ин.5: 4–5 ). Он, в образе Божием будучи, не хищничеством (самозванством) счел быть равным Богу, но себя уничижил, образ раба взяв, в подобии человеческом быв и видом оказавшись как человек, унизил Себя, быв послушен до смерти, и смерти крестной (самой унизительной): посему и Бог Его превознес и даровал Ему имя, что выше всякого имени, да о имени Иисуса всякий род поклонится – нанебных и наземных и подземных, – и всякий язык (народ) исповедует, что Господь есть – Иисус Христос (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

(Светилен среды и пятницы) Можно задать иеговистам ряд вопросов. 14 «Если Иисус был распят на вертикальном столбе, почему Иоанн ( Ин.20:25 ) говорит о том, что Его руки были пробиты ГВОЗДЯМИ, а не ГВОЗДЕМ?» «Если столб был орудием казни Христа, почему Матфей ( Мф.27:37 ) говорит, что не руки были у Него над головой, а «надпись " »? Но и это не главное. Иеговисты считают, что носить крест – это идолопоклонство. Но почитание креста не есть поклонение ему как Богу. Крест для христианина это знак нашего спасения и ношение его – это одновременно и исповедание нашей веры в Распятого Спасителя, и напоминание о жертве Иисуса Христа и о том, что мы тоже ежеминутно распинаем Его своими страстями и похотями. Но вопрос о кресте и столбе – вопрос частный. Главное в том, что иеговисты отрицают спасение рода человеческого через крест. Они считают, что своей смертью человек Иисус выкупил у Иеговы только Адама. «Одна, осужденная на смерть жизнь, может искупить только осужденную душу. Христос отдал Себя Самого, как выкуп, дабы иметь Ему право дать нам, потомкам Адама, повторную возможность на спасение в Тысячелетнем Царстве... На вопрос: имеет ли смерть Христа на Голгофе какое-то отношение к искуплению наших грехов? – ответ должен быть: Нет!» – учит Рассел («Изучение Писаний» – 1 том и «Будь уверен во всем») Священное Писание свидетельствует иначе: Ин.3:16 : «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Мф.20:28 : «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Ин.1:29 : «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира». 1Тим.2:6 : «...предавший Себя для искупления всех». Рим.8:32 : «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас». 2Кор.5:14 : «Один умер за всех». Еф.5:2 : «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу». 1Кол.1:13–14: «Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царствие возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов» 1Пет1:18–19 : «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

XXXV. О таинстве Брака В таинстве брака члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Брак есть божественное установление. Это ясно засвидетельствовал Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев о разводе сказал: не читали ли вы, что Сотворивший в начале – мужчину и женщину сотворил их? ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:3–6 ). То же засвидетельствовал Иисус Христос и Своим примером, когда почтил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив здесь чудо – претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ). Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:2–17:25–28 ). Мало того, христианский брак, по апостолу, есть образ благодатного союза Христа с Церковью. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:22–25:31–32 ). Как образ союза Христа с Церковью, исполненного благодати и святости ( Ин.1:14 ; Еф.5:25 ), и брак освящается и исполняется благодатью чрез особое тайнодействие, а потому есть тайна великая. Ещё во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие. Жена связана законом, доколь жив муж её, если же муж её умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Выражение «только в Господе» указывает на то, что во времена апостолов христианские браки, в отличие от нехристианских, совершались во имя Господа, т.е. освящались чрез видимое священнодействие. Это можно видеть из следующих слов апостола. Обличая лжеучителей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что сотворил Бог, он говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой ( 1Тим.4:1–5 ). Освящение словом Божиим относится апостолом не к пище только, а и к браку, запрещаемому отступниками. Об этом же свидетельствуют и святые отцы Церкви, хранители апостольского предания. Святой Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женщинам и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. К таинству св. причащения христиане должны подготовлять себя говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью , т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния. Таинство св. причащения по-гречески называется евхаристией , что значит «благодарение». ТАИНСТВО БРАКА Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:4–6 ) Св. апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:31–32 ). Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу. «Мужья», говорит апостол Павел, «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя ( Еф.5:25, 28 ). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Вязаху (связывали) его и пр. Евангел. Матфей ( Мф.8:28 ) повествует, что бесноватый был очень свиреп, так что никто не мог проходить путем, лежавшим близ его жилища. Посему для того, чтобы укротить его бешеное буйство и лишить его возможности вредить другим, а также и себе, потому что он сам бился о камень ( Мк.5:5 ), многократно сковывали его оковами и цепями. И растерзал (разрывал) узы и пр., т. е. всякие попытки укротить бешеное буйство бесноватого оказывались тщетными: силою злого духа он рвал с себя цепи и разбивал оковы. Как одичавший и очень свирепый, и потому опасный для людей, бесноватый удален был из селений и жил в местах мрачных и пустынных – в горах и погребальных пещерах (ст. 27). Так дух нечистый мучил несчастного. Лк.8:30 . Вопроси же егó Иисýс, глагóля: чтó ти éсть имя? Он же речé: легеóн: яко беси мнóзи внидóша вóнь. (Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него.) Что ти есть (как тебе) имя Господь спрашивает бесноватого об его имени, но отвечает его языком дух нечистый и говорит о самом себе. Легеон собственно означает часть римского войска (дивизию), в количестве около 6,000 человек; вообще же означает множество, как это и видно из дальнейших слов бесноватого: нас много. Лк.8:31 . И моляху егó, да не повелит им в бéздну ити. (И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.) Во бездну, т.е. в ад. У еванг. Марка бесы просят, чтобы Господь не высылал их вон из страны Гадаринской ( Мк.5:10 ). Чем же так нравилось бесам находиться в стране Гадаринской? Тут жили евреи и язычники вместе и как те, так и другие отличались дурными нравами. (Мих.) Лк.8:32 . Бе же тý стáдо свинéй мнóго пасóмо в горе: и моляху егó, да повелит им в ты внити. И повеле им. (Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.) Иудеям запрещено было есть мясо свиней, как нечистых животных, равно и иметь их. Поэтому можно думать, что это стадо принадлежало не иудеям, а язычникам, жившим тут в одном городе с иудеями, или и иудеям, но которые, вопреки закону своему, держали свиней, хотя и не для самих себя, а для продажи язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010