Но ведь Бог милосерд, – говорит еще лукавый человек, – зачем же он будет мучить вечно? Что Он милосерд, это верно, но ведь Он только долготерпелив ко грешникам, а не вечно будет таким для них. По мнозей милости Его, – сказано, – тако много будет и обличение Его ( Сир.16:3 ). Милость бо и гнев у Него, и на грешницех почиет ярость Его ( Сир.5:7 ). Потому не напрасно же Он говорит нам: убойтеся имущего власть воврещи вас в дебрь огненную ( Лк.12:5 ). Также не без смысла сказано: со страхом жития вашего время жительствуйте ( 1Пет.1:17 ); и плачитеся, рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Но для чего же прежде времени тужить? – так говорят умники мира сего, ученики духов, которые, будучи в человеке, кричали пред Господом: зачем прежде времени пришел мучить нас? ( Мф.8:29 ) Кто не мыслит, яже суть Божия, но яже человеческа ( Мк.8: 33 ), тот рассуждает, говоря так: не лучше ли нам жить спокойно и надеяться на милость Божию, чем горевать и страшиться того, чего еще нет? При этом послушаем пророка Давида, который говорил: услышу, что речет о мне Господь? яко речет: мир на люди своя и на преподобныя своя, обращающий сердца к Нему ( Пс.84:9 ); ибо спасение Его близко к боящимся Его. Милость Господня от века и до века пребудет только на боящихся Его, на творящих волю Его и на помнящих заповеди Его ( Пс.102:17 ). Потому-то и сказано: бойтеся Господа вси святии Его; яко несть лишения боящимся Его ( Пс.33:10 ). Хотя и есть мучение в страхе Божием ( 1Ин.4:18 ), но оно служит во спасение; страждующие в жизни временной не будут страдать в вечности. Потому и Господь сказал: блажени плачущии; яко тии утешатся ( Мф.5:4 ). На кого воззрю? Он же говорил еще через пророка: на кого Я смотрю с любовию – токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих ( Ис.66:2 ). Вот сколь благоугодно Господу бояться Его и трепетать словес Его! Вот почему и пророк Давид взывает: приидите и восплачемся пред Господом, сотворшим нас ( Пс.94:6 ). Посему и апостолы Христовы нас научают: со страхом и трепетом свое спасение содевайте ( Фил.2:12 ). Будьте исполнители слова Господня, а не слышители, обманывающие себя ( Иак.1:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мк.9:43–48 ). Это сказано, конечно, не в отношении членов телесных, но в отношении ближних наших и всего нас окружающего, которое отвращает наш ум и сердце от Бога и заставляет любить себя, служить миру и сделать угодное своей плоти. Ибо какое быть может общение любви Божией с любовью к миру сему, о которой сказано: любы мира сего вражда Богу есть ( Иак.4:4 )? И пусть никто не думает, что Писание напрасно говорит: иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает ( Иак.4:4 ). Кто любит мир, в том нет Божией любви ( 1Ин.2:15 ), но есть в нем сопротивление Богу. Ибо Господь говорит: не пецытеся ( Мф.6:31 ), а мир во зле этом лежащий и подумать не может, – как можно жить и не заботиться! Что тогда будешь есть, пить и во что оденешься? И таким образом не почитает слова Господня за Божию правду и старается противопоставить свою справедливость. Но аще и праведник едва спасется, как сказано, то есть с великим усилием, с трудом и изнурением, то нечестивый и грешный сласть мнящий вседневное насыщение, где явится ( 1Пет.4:18 )? Потому и говорит Господь людям Своим: изыдите от среды их и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери ( Ис.52:11 ; Иер.3:19 ; Ос.1:11 ). Хотя вы и печальны будете в своем отлучении от мира и одиночестве, яко восплачетеся и возрыдаете вы... но печаль ваша в радость будет ( Ин.16:20 ). Ибо печаль, яже по Бозе, служит во спасение души; а мира сего печаль (попечение и забота) смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ). Все, живущие по плоти, о плотском помышляют, а живущие по духу – слова Мои, – Господь сказал, – суть дух ( Рим.8:5 ; Ин.6:63 )) – о духовном. Помышления же плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир ( Рим.8:5, 6 ). Посему блажен тот, кто повинуется Богу, а не миру, который делает покорных ему противниками Божьими. Блажен муж, иже претерпит искушение: зане, искусен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его ( Иак.1:12 ). Итак, кого возродил Господь словом истины, тому будет по сердцу сие речение: приближитеся Богу, и приближится вам: постраждите, и слезите, и плачитеся; смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

V. СОДЕРЖАНИЕ В послании подчеркивается необходимость обращения от мира и указывается на возможность обретения жизни с Богом во всей ее полноте и целостности только через рождение от Бога. Вера, дела, спасение, любовь к Богу, любовь к ближнему и надежда – все это неразрывно взаимосвязано. В этом живом единстве, согл. посланию, заключена суть нового человека, и если называется лишь одна из составляющих его частей, то одновр. подразумеваются и все остальные. О несовместимости любви к Богу и к миру автор говорит столь резко, что в начале своего послания ему приходится даже обосновывать подобный тон ( 1Ин. 1:1–4 ). VI. КОМПОЗИЦИЯ Первое соборное послание ап. Иоанна имеет 5 глав: Введение: подлинность и достоверность благовествования ( 1Ин. 1:1–4 ): 1 . Условия, необходимые для общения с Богом ( 1Ин. 11Ин. 2:17 ): а) очищение от грехов ( 1Ин. 11Ин. 2:2 ); б) единство веры и дел ( 1Ин. 2:3–11 ); в) неприятие мира ( 1Ин. 2:12–17 ). 2 . О постоянстве ( 1Ин. 21Ин. 3:24 ): а) отпадение антихристов ( 1Ин. 2:18–23 ); б) пребывание в правде ( 1Ин. 2:24–29 ); в) пребывание в праведности ( 1Ин. 3:1–10 ); г) пребывание в любви ( 1Ин. 3:12–18 ); е) уверенность в спасении ( 1Ин. 3:19–24 ). 3 . Сущность любви ( 1Ин. 4:1–21 ): а) Дух, исповедающий Иисуса, и дух, отрицающий Его ( 1Ин. 4:1–6 ); б) откровение Божьей любви в воплощении Христа ( 1Ин. 4:7–11 ); в) значение нашей любви ( 1Ин. 4:12–15 ); г) пребывание в любви Божьей ( 1Ин. 4:16–21 ). 4 . Вера ( 1Ин. 5:1–21 ): а) истинная вера и ее воздействие ( 1Ин. 5:1–5 ); б) главное свидетельство нашей веры ( 1Ин. 5:6–12 ); в) общение с Богом в вере ( 1Ин. 5:13–21 ). VII. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ 1) для того чтобы обрести новую жизнь в мире Божьем, человеку необходимо пережить ⇒ возрождение. О том, пережил ли человек истинное возрождение, окружающие могут судить исключит. по внешним признакам. Поэтому внимание автора послания сосредоточено на том, как рождение от Бога воздействует на человека ( 1Ин. 3:9.14 ; 1Ин. 4:7 ; 1Ин. 5:1.4.18 ). Послание призвано укрепить возрожденного человека, которому следует всегда помнить о спасит. миссии Иисуса Христа и о ее воздействии на рожденного от Бога ( 1Ин. 2:1.2 ; 1Ин. 3:1.8.14 ; 1Ин. 4:9.10 и др.);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Такова эволюция либеральной науки: от радикализма тюбингенской школы к гипотезе Пресвитера Иоанна. Эволюция не исключает одновременного существования противоположных теорий. Радикализм Loisy и в наши дни противостоит теории «слоев» и гипотезе Пресвитера Иоанна. В свою очередь, защитники традиционного понимания отвергают не только отрицательное построение Loisy, но и теорию «слоев» и даже гипотезу Пресвитера Иоанна. Изучение Ин. ставит нас перед задачей разобраться в этой разноголосице. 3. Как было указано выше, название «синоптики» от греческого слова σνοψις, «обозрение», имеет целью подчеркнуть близкий параллелизм, который наблюдается между первыми тремя Евангелиями. Этот параллелизм замечается как в основных линиях евангельской истории, так и в отдельных частностях. Основные линии евангельской истории у синоптиков следующие: служение Иоанна Крестителя, Крещение от него Иисуса, (Мк. Мк.1:1–11 =Мф. гл. 3=Лк. Мк.3:1–22 ), искушение Иисуса в пустыне (Мк. Мк.1:12–13 =Мф. Мк.4:1–11 =Лк. Мк.4:1–13 ), служение в Галилее (Мк. Мк.1:14–8:26 =Мф. Мк.4:12–16:12 =Лк. Мк.4:14–9:17 ), исповедание Петра, откровение страдающего Мессии, призыв к последованию, Преображение, бесноватый отрок ( Мк. 8:27–9:29 =Мф. Мк.16:13–17:21 =Лк. Мк.9:18–43 ), путь Иисуса из Галилеи в Иерусалим (Мк. гл. 10=Мф. гл. 19–20=Лк. Мк.9:51–19:28 ), пребывание в Иерусалиме, страсти и Воскресение (Мк. гл. 11–16=Мф. гл. 21–28=Лк. Мк.19:29 –гл. 24). Совпадение плана наблюдается не только в целом, но и в последовательности частных эпизодов земного служения Христа Спасителя, как они рассказаны у каждого из трех синоптиков. Так, за исцелением расслабленного следует призвание мытаря, трапеза с мытарями, слово о враче для больных и призвании грешников, о сынах чертога брачного, об одежде и заплате, о вине и мехах (Мк. Мк.2:1–22 =Мф. Мк.9:1–17 =Лк. Мк.5:17–39 ). Или другой пример: за укрощением бури у всех трех синоптиков следует исцеление бесноватого – одного у Марка и Луки, двух у Матфея ( Мк. 4:35–5:20 =Мф. Мк.8:23–34 =Лк. Мк.8:22–39 ). Наряду с совпадением плана следует указать наличность большого числа параллельных повествований. Совпадение плана и есть одинаковое расположение тех клеточек, на которые распадается ткань евангельской истории. Подробное перечисление этих клеточек привело бы нас к переложению доброй половины синоптических Евангелий. Для примера можно указать в повествовании о иерусалимских днях Христа Спасителя: вопрос о власти, с которым приступают к Нему начальники (Мк. Мк.11:27–33 =Мф. Мк.21:23–27 =Лк. Мк.20:1–8 ), притчу о злых виноградарях (Мк. Мк.12:1–12 =Мф. Мк.21:33–46 =Лк. Мк.20:9–19 ) и искусительные вопросы о подати кесарю (Мк. Мк.12:13–17 ==Мф. Мк.22:15–22 =Лк. Мк.20:20–26 ), и о семи мужьях одной жены (Мк. Мк.12:18–27 =Мф. Мк.22:23–33 =Лк. Мк.20:27–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Отрешившись от силлогистического метода в изложении своих мыслей, Апостол Иоанн обычно ставит в начале общее положение, выражающее целое воззрение, иногда даже в одном слове, и затем постепенно раскрывает его содержание в новых отношениях и оборотах и с новых сторон в целом ряде кругов до наиболее конкретных его обнаружений и приложений. Апостол как бы опасается, что употребленные им выражения не вполне исчерпывают сущность того, что он хотел сказать; поэтому он снова и снова возвращается к тому же, чтобы еще прибавить что-либо. С первого взгляда кажется, что в послании без нужды повторяется одна и та же мысль. В этом отношении у него особенно замечательно выражение мысли чрез положение и противоположение, как в отдельных словах, так и в целых предложениях: 1Ин.1:5 : ϑες φς στιν – σκοτα ν ατ οκ στιν οδεμα; 1Ин.1:7–8 : ν τ φωτ περεπατεν – ν τ σκτει περιπατεν; 1Ин.2:15 : μ γαπτε τν κσμον – γπη το πατρς; 1Ин.3:10 : τκνα το ϑεο – τκνα το διαβλου; 1Ин.3:15 : γαπν τος δελφος – μ γαπν τν δελφν: 1Ин.4:6 : κ το ϑεο σμν – ς οκ στιν κ το ϑεο: γινσκειν τ πνεμα τς ληϑεας – γινσκειν τ πνεμα τς πλνης (cp. 1Ин.1:5, 8–10, 2:9–10, 5:2–3 и др.). Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что даже там, где за положительным выражением идет отрицательное или наоборот, следующее выражение всегда выдвигает новый момент. Простые антитезисы очень редки; обычно же предикат положения делается субъектом противоположения или наоборот, а противоположение выдвигает новую сторону и ведет далее. Должно упомянуть еще о следующих интересных особенностях послания: 1., Апостол Иоанн часто пользуется анафорой, т.е. введением новой мысли чрез повторение слова, которое было только что употреблено, вследствие чего получается связь на подобие звеньев цепи (ср. напр. 1Ин.1:1–2 τς ζως – κα ζω; 1Ин.1:3 κοινωνα – κα κοινωνα; 1Ин.2:1 μρτητε – κα ν τις μρτ: 1Ин.2:2 μν – μετρων; 1Ин.2:5–6 ν ατ – ν ατ и т.д. Отсюда: 2) Апостол Иоанн для выразительности ставит существительные даже там, где можно было бы употребить относительное или указательное местоимение (напр., 1Ин.1:1–4 ζω, κοινωνα; 1Ин.1:5–7 φς, σκοτα; 1Ин.2:15–17 шесть раз κσμος: 1Ин.4:3–5 также каждый раз употреблено κσμος, хотя достаточно было бы местоимения; 1Ин.4:6–7 ϑες. 3) Но наряду с этим у Апостола Иоанна получило особенное значение и употребление местоимения οτος, к которому затем присоединяются предложения с να или τι ( 1Ин.1:5, 2:25, 3:23, 5:3, 6, 14 и др.). Сюда принадлежит также соединение ν τοτ с να и τι ( 1Ин.3:16, 19–20, 4:9–10, 13, 17, 5:2 ), иногда и без τι ( 1Ин.4:2 ); ν τοτ также ставится иногда без следующего предложения с να и τι и тогда оно указывает на предыдущие предложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Лжеучителя, отвергая истину воплощения Иисуса Христа и значение Его искупления, разрывают это общение с Богом, а затем и общение с ближними; по этому последнему признаку можно узнать их ( 1Ин.2:12; 4,6 ). Христиане приглашаются любить ближних и Бога в доказательство своего общения с Богом и для получения жизни вечной ( 1Ин.4:7–5:21 ). Характер послания Отличительная черта послания – дух любви, влекущий христианина к вере и к деятельной любви к Богу и ближнему. Как наперсник Божественного Учителя любви, апостол проповедует истинную любовь и предостерегает своих чад от любви ложной. В отношении теоретическом истинная любовь есть познание Бога ( 1Ин.4:8 ), отношении практическом – исполнение Его заповедей ( 1Ин.11:5, 5:3 ). Любовь по отношению к ближним ( 1Ин.4:11 ) и по отношению к Богу рождает веру ( 1Ин.4:16 ), по отношению к самому себе – надежду на день суда ( 1Ин.4:17 ). Такая любовь христиан находит свое основание в Боге, в любви Его к нам; Он Сам есть Любовь, и Его-то любовь к людям низвела на землю Сына Божия и совершила великое дело нашего искупления ( 1Ин.4:8–10 ). Не такова любовь к миру; она обнаруживается в похоти плоти, в похоти очей, и в гордости житейской ( 1Ин.2:15–16 ); она враждебна Богу, она ложь и грех, потому что рождается от Диавола ( 1Ин.2:21, 3:8 ) и ведет человека во тьму и в смерть ( 1Ин.2:11, 5:20 ). Впрочем, апостол только мимоходом касается этой мрачной любви, как бы не желая осквернять свои уста речью о ней. Изложение содержания Первого послания апостола Иоанна Вступление ( 1Ин.1:1–4 ) Апостол не посылает своим читателям приветствия и не поставляет в заглавии своего имени. Но пишет он как очевидец, как ученик, непо-средственно обращавшийся со Словом живым, и в этом общении с Ним полагает достоверность своего благовестия, цель которого та, чтобы читатели имели общение с Богом Отцом и Его Сыном, как имеют это общение апостолы, и чтобы они в этом общении нашли полную радость ( 1Ин.1:1–4 ). Увещания к хождению во свете (1Ин.1:5–11:11) Цель благовестия, которое посылается верующим, есть общение через апостолов с Богом Отцом и Сыном Его. Но Бог есть свет, желающие общения с Богом должны ходить во свете, т. е. исповедовать свои грехи, потому что только тогда они станут искать очищения их в крови Иисуса Христа ( 1Ин.1:5–10 ), Который принес Себя за грехи всего мира ( 1Ин.2:1, 2 ) и, во-вторых, соблюдать заповеди Его, потому что только под условием исполнения заповедей возможно познание Бога (3–6). Главнейшая из этих заповедей, древняя по времени и новая по значению заповедь, ведущая к свету, есть заповедь о любви к ближнему (7–11). Предостережение от лжеучителей (1Ин.11:12–28)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Тем не менее, непосредственное впечатление остается в силе. Несовпадение Иоанновской хронологии с хронологией синоптической, наблюдающееся в построении целого, распространяется и на частности. Указанное относится к географической и хронологической раме евангельских событий. Заключенное в этой раме фактическое содержание также существенно отличается от того очерка евангельской истории, какой сохранили для нас синоптики. Прежде всего, в Ин. мы встречаемся с целым рядом лиц, которые у синоптиков или не упоминаются вовсе, каковы, например, Нафанаил ( Мк.1:45 и сл.; 21:2), Никодим ( Мк.3:1 и сл.; 7:50 и сл.; 19:39), самарянка (гл. 4), Лазарь (гл. 11, 12), или известны только по имени. Так, апостол Фома в списках Двенадцати назван у всех трех синоптиков (Мф. Мк.10:3 ; Мк. Мк.3:18 ; Лк. Мк.6:15 ; ср. Деян. Мк.1:13 ). Но живой образ его дает только Ин. (ср. 11:16; Мк.14:5 ; Мк.20:24–29 ). С появлением новых лиц связаны и новые, у синоптиков не упоминаемые, события. Вообще, сопоставление Ин. с синоптиками в повествовательных частях показывает, что синоптические повествования отчасти вовсе не имеют параллели в Ин., отчасти рассказаны иначе, отчасти уступают место эпизодам, составляющим исключительное достояние Ин. Так, отсутствует в четвертом Евангелии рассказ о Рождестве Христовом, об искушении Иисуса в пустыне, о Преображении, об установлении Евхаристии, о гефсиманском борении и т.д. Иначе рассказывается о служении Иоанна Крестителя ( Мк.1:19–36 ; Мк.3:22–36 ; ср. 5:33–36; 10:40–42), о призвании учеников ( Мк.1:37–51 ), об исповедании Петра ( Мк.6:66–71 ). Параллельный синоптикам рассказ о насыщении пяти тысяч и хождении по водам ( Мк.6:1 и сл., ср. Мф. гл. 14; Мк. гл. 6; Лк. гл. 9) дан в совершенно ином контексте. Новое в Ин. – это чудеса (кроме двух только что упомянутых), особенно первое: претворение воды в вино в Кане Галилейской ( Мк.2:1–11 ) и последнее: воскрешение Лазаря (гл. 11). Наряду с чудесами должно быть упомянуто обращение к Иисусу эллинов ( Мк.12:20 и сл.), омовение ног ( Мк.13:1 и сл.), отдельные подробности в повествовании о страстях и Воскресении, как то: указание предателя возлюбленному ученику ( Мк.13:23 и сл.), сцена ареста ( Мк.18:1 и сл.), суд Анны ( Мк.18:13 и сл.), особое внимание к суду Пилата ( Мк.18:29 и сл.), спор о надписи на кресте ( Мк.19:19 и сл.), указание предстоящих ( Мк.19:25 и сл.), прободение ребра ( Мк.19:31 и сл.) и т. д. Совсем по-новому звучит рассказ о Воскресении (гл. 20, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Ближайшее рассмотрение содержания и некоторых выражений Послания указывает на самую тесную связь между Посланием и Евангелием. Апостол в начале Послания обещает написать читателям то, что он, или, лучше, апостолы, видели, слышали и осязали ( 1Ин.2:1–5 ), и между тем такого благовестия о Слове жизни нет в самом Послании. Оно составляет содержание Евангелия. То же самое повторяется и в других местах Послания ( 1Ин.2:12–14 ), а в конце прямо говорится ( 1Ин.5:13 ), что оно написано с целью укрепить их в вере в Сына Божия, дабы верующие знали, что веруя в Сына Божия, мы имеем жизнь вечную – а таковую цель и предполагает Евангелие от Иоанна ( Ин.20:30–31 ). Наконец, всё Послание имеет в виду тех же еретиков, против которых написано и Евангелие от Иоанна (Epiph.adv.haeres. 28). Поэтому очень вероятно то мнение, что первое Послание Иоанна есть не что иное, как предисловие к четвёртому Евангелию , или лучше, то одобрительное окружное Послание, при котором апостол Иоанн отправлял своё Евангелие к малоазийским Церквам. Замечательно, что апостол Иоанн в своём Послании, говоря от своего лица, очень часто меняет форму единственного числа на множественное (Сравните главы 1Ин.1:1–5 = 1Ин.2:1,7,12 и другие; 1Ин.4:14 ). Предание о происхождении Евангелия именно утверждает, что оно написано было Иоанном и отправлено от лица многих бывших с ним апостолов и учеников (Каталог Муратория; Иероним, Comm. in Matth. Prolog.; de viris ill. c. 9). Таким образом, как и Евангелие, это Послание было назначено для всей Церкви и писано от лица всей Церкви. Цель Послания Признав Послание апостола Иоанна предисловием к его Евангелию, мы должны признать, что и цель Послания была та же , которую имел апостол Иоанн при написании Евангелия. Как видно из некоторых мест Послания, в среде христиан появились еретики, которые, надмеваясь ложным знанием ( γνσις), не признавали Иисуса Сыном Божиим ( 1Ин.4:15 ; 1Ин.5:5 ), отрицали Его Воплощение ( 1Ин.4:3 ) и мессианское значение ( 1Ин.1:22 ), а также отвергали свидетельства, которые Бог Отец дал об Иисусе Христе, как Сыне Своём ( 1Ин.5:10 ). В нравственном отношении они признавали достаточным одно знание ( 1Ин.2:4 ) и, на основании будто бы этого высшего знания, вводили полную разнузданность нравов. Таким образом они совершенно подрывали учение, которое проповедовали апостолы ( 1Ин.3:23; 4:9,14; 5:13,20 ). Апостол называет этих еретиков антихристами ( 1Ин.1:18 ) и говорит, что они вышли из среды самих верующих ( 1Ин.2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

27) Его подробное и убедительное изложение о том, что вера без дел бесполезна и мертва ( Иак.2:14–26 ), было всегда сильнейшим оплотом учения нашей Церкви. Мы только, так сказать, мимоходом упоминаем о нем, чтобы в последствии также коснуться оного в сравнении с противоположным ему по-видимому учением Св. Апостола Павла. Св. Апостол Петр звание Христиан поставляет в святости жизни. Он говорит: «яко чада послушания не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы святому и сами святи во всем житии будите» ( 1Пет.1:14–15 ; ср. 1Пет.2:5 ). Посему и на крещение он взирает как на начало святой и Богоугодной жизни, называя оное «не плотския отложением скверны, но совести благи вопрошением у Бога воскресением Иисус Христовым» ( 1Пет.3:21 ). Далее он требует от Христиан сообразности с Иисусом Христом в страданиях плоти, а целью сего полагает «престание от греха, во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее по плоти время жити» ( 1Пет.4:1–2 ). И если Христианство подает нам все Божественные силы к животу и благочестию и великие обетования, их же ради Божественного причастницы быть можем естества: то сие бывает только тогда, когда «избегнем, яже в мире, похотныя тли» ( 2Пет.1:3–4 ). Посему и побуждает Христиан показывать свою веру в соответственных ей добрых качествах. Тогда они будут «не праздны, ниже безплодны в познание Господа нашего Иисуса Христа». Тогда их «звание и избрание будет известно» тогда им «обильно приподастся вход в вечное Царство Его» (там же 2Пет.1:5–11 ). Святой Апостол и Евангелист Иоанн в первом послании своем все блага и преимущества принадлежащие Христианам по их званию поставляет, в такой тесной связи и как бы тождественности с соответственным нравственным состоянием, что где сего не имеется, там и оные не действительны. – Христиане призваны в общение с Богом ( 1Ин.1:3 ; ср. 1Кор.1:9 ). Но «аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тме ходим, лжем и не творим истины» ( 1Ин.1:6 ). «Глаголяй же себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе» ( 1Ин.2:9 ). – Ближайший плод Христианства есть познание Бога ( 1Ин.5:20 ). Но «глаголаяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдаст, ложь есть и в сем истины несть» ( 1Ин.2:4 ). «Всяк согрешаяй не виде Его, ни позна Его» ( 1Ин.3:6 ). – «Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть» ( 1Ин.5:1 ). Но «всяк рожденный от Бога не согрешает; блюдет себе, и лукавый не прикасается ему» ( 1Ин.5:18 ). «А кто не творит правды, несть от Бога» ( 1Ин.3:10 ). – Необходимое качество Христиан есть любовь к Богу. Но «сия есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем» ( 1Ин.5:3 ). «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» ( 1Ин.4:20 ) и «аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем» ( 1Ин.2:15 ). – Христианин имея область чадом Божиим нарицаться и быть, живет надеждою соделаться подобным Богу и узреть Его, яко же есть. ( 1Ин.3:1–2 ). Но «всяк имеяй надежду сию нань очищает себе, якоже Он чист есть» ( 1Ин.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

2) основу для новой жизни дает общение человека с Богом, явленным во Христе. Оно достигается и сохраняется очищением грехов, пагубная суть которых не всегда осознается человеком ( 1Ин. 11Ин. 2:2 ), и делами, согласующимися с верой ( 1Ин. 2:3–11 ). Выполнение этих условий способствует духовному созреванию и укреплению человека, если только он вновь не обратится к мирскому ( 1Ин. 2:12–17 ). Общение человека с Богом в любое время может быть разрушено, как показывает пример антихристов, не признающих Иисуса Христом ( 1Ин. 2:22 ) и тем самым отделяющих себя от Тела Христова ( 1Ин. 2:19 ). От отпадения может уберечь только постоянное пребывание в новой жизни, которой свойственны праведность, очищение от грехов, любовь и уверенность в спасении. Но обретение новой жизни – это не исключит. заслуга самого человека, а милостивое деяние Бога, Который хранит рожденных от Него, оберегая их от лукавого ( 1Ин. 5:18 ); 3) основой новой жизни является любовь, которая не может быть разделена на любовь к Богу и любовь к ближнему ( 1Ин. 4:20.21 ). В этой любви, которая обязат. должна подкрепляться делами ( 1Ин. 3:18 ), проявляется новая жизнь, дарованная Богом. В ней заключена духовная связь с Богом, Который есть любовь ( 1Ин. 4:16 ). Беря свое начало в Боге, любовь из вечности явилась миру и открылась нам в единородном Сыне, посланном для нашего спасения ( 1Ин. 4:9 ). Умозрительно познать Бога и любовь невозможно. Только через рождение от Бога можно причаститься Божьей любви и тем самым познать сущность Бога. Всякий, подобно антихристам, отрицающий пришествие Христа, отрицает тем самым и Божью любовь ( 1Ин. 4:2.3 ); 4) обретение этой любви и заложенного в ней спасения возможно через веру, которая дается исключит. через возрождение и которая живет только в любви ( 1Ин. 5:1 ). Верующий «побеждает мир» ( 1Ин. 5:4 ), и благодаря этому в нем может зародиться новая жизнь. ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ I. АДРЕСАТЫ Заголовки обоих коротких посланий и их тесная связь с Первым посланием указывают на авторство ап. Иоанна, который здесь, однако, называет себя «старцем» ( 2Ин. 1:1 ; 3Ин. 1:1 ). Эти послания адресованы «избранной госпоже» (предположит., некоей вдове) «и ее детям» ( 2Ин. 1:1 ), а также христианину Гаию, который нигде более не упоминается ( 3Ин. 1:1 ). Адресатом Второго послания могла быть и церковь (в этом случае под «госпожей и ее детьми» аллегорич. подразумевается церковь ). Объем каждого послания соответствует размеру одного листа папируса.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010