Разделы портала «Азбука веры» Введение в изъяснение литургии. Предварительные понятия Вопрос. Что называется литургией ? Ответ . Литургией называется то общественное Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения. Вопрос. Почему литургия называется обедней ? Ответ . Название обедня произошло от обыкновения древних христиан по окончании литургии из остатков принесенных даров хлеба и вина учреждать братолюбную трапезу , или общественный обед , в части храма, которая потому ныне и называется трапезною . Вопрос. Что должно знать о месте, где совершается литургия? Ответ . Литургия должна совершаться непременно в храме, которого престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс ), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем. Вопрос. Что такое антиминс ? Ответ . Антиминсом называется плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб. В каждый антиминс влагается частица святых мощей, потому что литургия в древности совершалась на гробах мучеников. Вопрос. Почему храм называется церковью? Ответ . Потому что в нем для молитвы и Таинства собираются верующие, которые составляют Церковь . Вопрос. Кем установлено Таинство Причащения? Ответ . Таинство Причащения установлено Самим Иисусом Христом. Вопрос. Как и для чего установил Иисус Христос Таинство Причащения? Ответ . Сие святое Таинство установил Иисус Христос на Тайной Вечери с апостолами, пред Своими страданиями. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил ученикам Своим, говоря:приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов ( Мф.26:26-28 ). Тогда же Спаситель апостолам, а в лице их и всем верующим, дал заповедь совершать сие Таинство до скончания мира, в воспоминание Его страданий, смерти и воскресения, для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ).

http://azbyka.ru/liturgiya-v-voprosax-i-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление перевод с церковнославянского священника Георгия Палехова Каждый священнослужитель Русской Православной Церкви, открыв «Служебник» 1 , может во второй его части, сразу после чина заупокойной литии, обнаружить весьма любопытный документ, озаглавленный следующим образом: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной Литургии, и каковии бывают бедственнии и недоумении в скорости случаи, како в том исправлятися» 2 . Это наставление, для краткости именуемое «Известием учительным», является, по сути дела, подробной инструкцией, касающейся благочинного свершения величайшего Таинства Церкви Христовой – Божественной Евхаристии, установленной Самим Спасителем во время Тайной вечери ( Мф.26:26-28 ) и облеченного Его Церковью в исторические формы русско-византийской Литургии. Диапазон сведений, сообщаемых в «Известии учительном», очень широк. От инструкции – как приготовить все необходимое для служения Святой Литургии, до заметки – о «…подаянии, приуготовлении и хранении» Святых Даров. Попутно в нем разрешается ряд недоуменных вопросов по поводу разных случаев, могущих приключиться во время Божественной Литургии. Несмотря на скромное (по числу листов, а не по значению) место, занимаемое в «Служебнике», «Известие учительное» имеет довольно любопытную историю, звучащую в изложении профессора И.А. Карабинова 3 следующим образом… Впервые «Известие учительное» появляется в московском издании «Служебника» 1699 года. Исходным документом для его составления послужило сочинение известного московского книжного справщика (как сказали бы сегодня, – редактора богослужебной литературы), чудовского инока Евфимия (вторая половина XVII века), носящее название – «Воумление 4 от архиерея чинному служению Божественной Литургии, и иныя нуждных случаев, ведение зело потребное». В предисловии к своему труду старец Евфимий пишет, что принялся за писание этого трактата, следуя желанию патриарха Иоакима иметь практическое наставление для будущих священнослужителей.

http://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 25. О благости Господней. В среду 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится. Песнь на Великом входе Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Достойно изумления и восхищения благочестие древних христиан. Всю земную жизнь свою стремились они превратить в живое общение с Господом, всей душою сливаясь с Возлюбившим и Возлюбленнейшим. Вознесение Спасителя в Отчее Царствие не означало расставания нет, святой союз Сына Божия с верными сделался еще теснее, проницая до глубины человеческие души. Преломив хлеб и предложив ученикам чашу Евхаристии, Господь наш заповедал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). С той поры к Святой Чаше стекается весь род христианский, обретая таинственное единение с Господом Милующим. Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились за каждой Литургией приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верные приобщались Христовых Таин, пресуществленных на воскресных служениях.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» святитель Афанасий Великий : Когда и нечестивые толпою стекаются, чтобы праздновать Пасху в обществе святых, и во время празднества славят Бога, Бог отклоняет (славословие) их, говоря грешнику: «Что ты проповедуешь уставы Мои» ( Пс.49:16 )? и Дух Святый кротко отстраняет их, говоря: «Неприятна похвала в устах грешника» ( Сир.15:9 ). Похвально удерживаться от лукавства и беззаконных деяний для того, чтобы возможно было отпраздновать Пасху приличествующим образом; ибо тот, кто оскверняет себя мерзостями безбожных, тот не может принести пасхальную жертву Господу Богу нашему. …Что иное (представляет) пасхальное празднество, как не постоянное поклонение Богу, как не познание благочестия и от сердца, без принуждения, исходящая единодушная молитва? Если мы, возлюбленные, будем питаться этою спасительною пищею [ Мф.26:26-28 ], то будем совершать истинную Пасху. Наш долг – не себе, но Господу праздновать Пасху, ликовать не в себе, но в Господе. Наше же звание (которым принадлежит и Пасха) свыше, и жительство наше на небесах, по словам Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ), и туда направляя взоры наши, мы совершаем празднество надлежащим образом. святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский: Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит доказательством Божества Иисуса Христа и началом нашего воскресения. До Воскресения Христова многие из людей знали только землю, на которой они являются на краткое время и вскоре скрываются, неизвестно куда… Теперь, когда Христос воскрес и когда Ему, как Богочеловеку, дана «всякая власть на небе и на земле», не только небо сделалось достижимым, но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие, ибо и на земле является Божество, и на небе человечество. преподобный Симеон Новый Богослов : Славное Воскресение Христово есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в нас, умерщвленных грехом, через Воскресение Христово.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-pashe

Сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 8,26-39) – о гадаринском бесноватом. Это повествование содержится в трех Евангелиях и, соответственно, читается три раза в год. Два чтения из трех положено читать на воскресной Литургии – это значит, что Церковь придает ему большое значение. Давайте сегодня прочитаем его вместе. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи (Лк. 8,26), − так начинается это чтение. «Гадаринская страна» − местность вокруг города Гадара. Сейчас о городе могут рассказать лишь обширные развалины Ум-Кейс, принадлежащие древней Гадаре. Рядом с Гадарином находится город Гергеса, упомянутый евангелистом Матфеем в этой же истории про бесноватого (Мф. 8,28). Останки Гергесы еще красивее и многочисленнее. Руины трех храмов, двух величественных мраморных амфитеатров и множество колонн до сих пор говорят о богатстве этих городов. В основном все эти здания были построены после римского завоевания в 63 году, но и во время проповеди Христа города эти не бедствовали. Гробницы Гадарина, в которых скрывался бесноватый, − это пещеры, вырубленные в известковом грунте. Немногочисленные современные жители Ум-Кейса до сих пор их используют для своих нужд. Гадара отстоит от Генисаретского озера километров на 15, поэтому некоторые историки выдвигают гипотезы, что библейский Гадарин – совсем другой город. Так это или нет, сложно сказать. Но в Евангелии значится не «город Гадарин», а «Гадаринская страна», что может говорить и о предместье города, а может вообще только указывать направление. Тем более что и само Евангелие говорит, что человек был гоним бесами в «пустыни» (ср. Лк. 8,29) – то есть ненаселенные пустоши. Но, впрочем, пойдем по порядку. Кому же уподобляются люди неверующие, если даже бесы покланяются Богу? Первое, что нас удивляет в этом повествовании – это встреча Христа и бесноватого. Одержимый бесами человек не убежал в ужасе от Господа, а, увидев издалека, подбежал и поклонился (ср. Мк. 5,6). В трепете творение поклоняется Творцу, даже такое творение, которое отпало от воли Творца… Кому же уподобляются люди неверующие, если даже бесы, пусть и невольно, покланяются Богу?

http://pravoslavie.ru/95471.html

Скачать epub pdf Июль-Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 2–3 (Ин.6:53–57)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 2. 7/8. С. 49–64 (1-я пагин.). (Продолжение.) —49— 6:53. Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческаго и (не) пиете Его крове, не имате жизни в себе 1235 . Поистине долготерпелив и многомилостив Христос, как это можно видеть уже и из самого предлежащего повествования. Отнюдь не вдаваясь в спор с малоумием неверовавших, снова предлагает им животворное познание таинства и, возвышаясь как Бог над гордыней оскорблявших Его, говорит то, чрез что они могут достигнуть вечной жизни. Но не учит еще о том, каким образом Он даст им плоть (Свою) есть, ибо ведал, что они находятся во тьме и отнюдь не могут понимать неизреченное (таинство). Но благополезно указует те благие последствия, какие явятся для них из этого ядения, может быть с той целью, чтобы, указанием на беспредельное блаженство сильнее побуждая их к желанию жить, (тем самым) научить их верить, ибо способность учиться справедливо принадлежит именно тем, кои уже уверовали. О сем и пророк Исаия говорит так: «Если не уверуете, (то и совсем) не уразумеете» ( Ис.7:9 ). Итак, наперед вкоренив в себе веру, потом уже надлежало приступать к разумению того, чего они не знали, и исследование не должно являться раньше веры. По этой, думаю, причине Господь, справедливо опустив говорить им о том, каким образом подаст плоть Свою есть, призывает к принятию веры прежде исследования. Вот почему уже уверовавшим, разломив хлеб, Он дал, говоря: «Прии- —50— мите, ядите, это есть тело Мое». Подобно же, и чашу обнесши по всем, говорит: «Пейте из нее все, ибо это есть кровь Моя Завета 1236 за многих изливаемая в оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Видишь отсюда, что не разумеющим еще и отказывающимся верить без исследования, не изъясняет образа таинства, а уже уверовавшим со всей ясностью оказывается раскрывающим его. Пусть же поэтому выслушивают еще не принявшие по неразумию веру во Христа: «Если не ядите плоти Сына Человеческаго и (не) пиете Его крови, не имеете жизни вечной в себе».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf «Той (Христос) есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ) «Яже есть тело Его, исполнение Исполняющего всяческая во всех» ( Еф.1:23 ) Неоднократно в Священном Писании Церковь называется Телом Христовым. «Радуюсь в страданиях моих о вас... за Тело Его, еже есть Церковь », – пишет о себе апостол Павел ( Кол.1:24 ). Апостолы, пророки, благовестники, пастыри и учители, говорит он же, «даны Христом на дело служения, в созидание Тела Его» ( Ефес.4,11–12 ). В то же время в Тело и Кровь Христовы прелагаются хлеб и вино за Божественной Литургией, и верные причащаются их. Так установил Сам Христос, причастивший Своих апостолов за Тайной вечерей со словами: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое; пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя Нового Завета» ( Мф.26:26–28 ). Как же одновременно Телом Христовым является и Церковь , и Святые Тайны? Верные и сами являются членами Тела Христова – Церкви, и причащаются Тела Христова в Святых Тайнах? И в одном, и в другом обстоятельстве наименование «Тело Христово» употребляется не в переносном, а в самом действительном значении сего слова. Мы веруем, что святые Тайны, сохраняя вид хлеба и вина, суть истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Также веруем и исповедуем, что Христос, Сын Бога Живаго, придя в мир грешные спасти, стал истинным человеком, и плоть Его, восприятая от Девы Марии, была настоящей человеческой плотью; что телом и душой Христос был истинным человеком, во всем подобным остальным, кроме греха, оставаясь в то же время истинным Богом. Божеское естество не умалилось и не изменилось у Сына Божия при Его воплощении, как и у человека природа не изменилась при том, а полностью сохранила все свои человеческие свойства. Неизменно и неслиянно, навеки, «нераздельно и неразлучно» соединились в Едином Лице Господа Иисуса Христа Божество и человечество. Вочеловечился Сын Божий, чтобы людей сделать «причастниками Божественного естества» ( 2Петр.1:4 ), чтобы падшего в грех и смерть человека освободить от них и сделать бессмертным. Соединяясь со Христом, мы восприемлем Божественную благодать, дающую человеческой природе силу для победы над грехом и смертью. Господь Иисус Христос указал людям путь победы над грехом своим учением и дарует вечную жизнь, делая их участниками вечного Его Царства Своим Воскресением. Чтобы восприять от Него ту Божественную благодать, необходимо теснейшее с Ним общение. Привлекая к Себе Божественной любовью и соединяя их с Собой, Господь соединил друг с другом возлюбивших Его и пришедших к Нему, объединив в Единую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Слово второе в неделю Православия Грозный суд, который вы вскоре услышите, слушатели, относится, между прочим, к «отмещущим вся таинства святая, церковию Христовою содержимая». По благодати Божией, все мы, принадлежащие к православной церкви, твердо содержим святые таинства; не смеем и думать, чтобы можно было отметать их. Но близ нас довольно таких, которые не страшатся отказываться и от такой тайны, какова тайна святой евхаристии; не страшатся даже произносить иногда и страшные хулы на сию страшную тайну. Не для чего скрывать болезни и некоторых из нас, братия. Довольно между нами таких, которые, хотя не отмещут языком святой тайны, и однакож не участвуют в ней по разным предлогам. Приблизимся к смыслу суда церковного на отмещущих тайны размышлением о том, как нужно нам всем приобщаться святого таинства евхаристии, и как неосновательны предлоги, по которым многие не приобщаются сего таинства. Кто установил таинство святой евхаристии? Сам Сын Божий, Господь Иисус. «Приимите, ядите , — говорил Он ученикам, — сие есть тело Мое, за вы ломимое. Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета» . (1 Кор. 11:24—25; Мф.26:27—28). Слышите ли, Господь Сам повелевает: Пийте от нея вси. Повеление решительное, повеление, относящееся ко всем без исключения, повеление самого Господа. Чего больше? послушаем другого свидетеля о том же. «Аз бо приях от Господа , — говорит апостол, — еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови. Елижды бо , — присовокупляет апостол, — аще есте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет» (1 Кор. 11:23—26). Что может быть яснее слов сих? Апостол с точностию повторяет волю Господню: приимите, ядите. Апостол передает волю Господа в словах, совершенно ясных и определенных; для всех принадлежащих к новому завету, говорит он, установлена сия вечеря: сия чаша новый завет в крови Моей; все, которые хотят помнить Господа, должны участвовать в сей вечери: сие творите в Мое воспоминание. Апостол присовокупил еще и свои слова о смысле слов Господних; дотоле, говорит он, имеет совершаться сия вечеря, пока приидет Господь на суд, т. е. до скончания века: елижды ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. Теперь спрашивая: нужно ли исполнить волю Господа? Без сомнения, нужно; ибо горе непокаряющимся воле Господа. Нужно ли исполнять такую волю Господа, которая простирается на все времена? Еще более нужно; ибо в этом случае горе каждому, кто бы он ни был, и когда бы он ни жил, если только презирает он эту волю. Итак, подумайте, нужно ли приобщаться вечери Господней, когда она установлена самим Господом, установлена на все времена, установлена для всех?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2985...

XXXVII. О церковном богослужении Богослужение прав. Церкви совершается по определённым, установленным Церковью правилам; а правила эти Святая Церковь основала на слове Божием. Так, согласно наставлениям и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах или храмах ( Деян.16:13:20:7–8 ), в положенное время, или «час молитвы» ( Деян.3:1 ), и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями ( 1Фес.5:12 ). Такая молитва называлась «служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян.13:2 ; Флп.2:17 ). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Священного Писания, также на основании примера и учения апостольского (см.: Деян.4:24–27:30–31 ; 1Тим.2:1 и 2; Еф.5:19 ; Кол.4:16 ). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы, например, «преломление», «воздевание рук» и др. ( Деян.20:11 ; 1Тим.2:8 ). Богослужение должно быть совершаемо согласно установленному чину, благообразно, благопристойно ( 1Кор.14:23:40 ), со славой и благолепием, с сохранением добрых обычаев ( Исх.28:2 ; Лк.2:42 ; Деян.28:17 ; 1Кор.11:16 ). Весь такой порядок богослужебный устроен («прочее устрою») или установлен самими апостолами. Иномыслящие с православной Церковью говорят, что продолжительные церковные богослужения осуждает Сам Христос словами: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» ( Мф.6:7 ). Да, такое многословие, какое было у язычников, которые здесь разумеются, Господь, действительно, осуждает; и язычники, действительно, думали продолжительным криком вызвать помощь бездушного Ваала: «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» ( 3Цар.18:26 ). Христиане же должны непрестанно молиться ( 1Фес.5: 17 ). Поэтому и в молитвах Церкви допускаемое многословие не только не вредно, но, напротив, полезно и необходимо для христиан, ибо одни и те же молитвы, повторённые во 2-й и 3-й раз, могут подействовать на нас самих так, как не подействовали в 1-й раз. Пример постоянной и продолжительной молитвы показал Сам Господь Иисус Христос, когда, взошедши на гору помолиться, «пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ; ср. 1Тим.5:5 ; Деян.10:2 ; 1Цар.1:12 ; Дан.1:13 ; Деян.2:42 ; 1Пет.4:7 ; Лк.2:37 ; Рим.12:12 ; Кол.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Заметки по русской агиологии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 Преподобный Серапион Кожеезерский В Священном Писании есть такие слова: “Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века” (Сир 44:1–2). “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” (1 Пет 3:12; ср. Пс 33:16). Святые угодники — это “соль земли” (Мф 5:13), которая своими трудами и молитвами осоляла и осоляет весь мир. Святая Русь прославилась множеством подвижников и явлением чудотворных икон. Интересно, что на ниве Русского Православия трудились также святые различных национальностей. Русь приняла свою веру из Византии, став ее достойной преемницей. И на Руси спасались подвижники нашей Матери-Церкви 1 . Это были преподобный Лазарь Мурманский (†1391; пам. 8 мар.), преподобный Кассиан Грек Угличский (†1504; пам. 2 окт.), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.). Среди русских святых мы видим также выходцев из западных стран: дочь шведского короля Олафа благоверную Анну Новгородскую (†1056; пам. 10 февр.), супругу князя Ярослава Мудрого, а также преподобного Антония Римлянина (†1147; пам. 3 авг.), блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского (†1303; пам. 8 июля), блаженного Исидора Твердислова Ростовского (†1474; пам. 14 мая), блаженного Иоанна Власатого Ростовского (†1580; пам. 3 сент.) 2 , преподобного Макария Римлянина, Новгородского чудотворца (XVI в., пам. 19 янв.). На Руси подвизались также выходцы из славянских народов: из моравских пределов прибыл святой Меркурий Смоленский (†1238; пам. 24 ноябр.), а с Афона — сербский инок преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). Венграми были преподобный Моисей Угрин Киевопечерский († ок. 1043; пам. 26 июля) и преподобный Ефрем Новоторжский (†1053; пам. 28 янв.). Русская земля вынесла монголо-татарское иго, покорив затем татарские ханства. Московским князьям приходили служить татарские царевичи. Известны также русские святые татарской национальности: благоверный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец (†1290; пам. 30 июня). Потомком татарского баскака был преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) 3 . В 1552 г. в Казани пострадали два новокрещенных татарина Петр и Стефан (пам. 24 марта) 4 . Менее известно имя преподобного Серапиона Кожеезерского (†1611; пам. 27 июня).

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010