55. Сидя [в келье], храни во всякий час памятование о Боге, и страх Божий будет всегда окружать [и охранять] тебя. 56. Ибо [именно] страх Божий изгоняет из души всякий грех, всякое зло и всякое беззаконие 773 . 57. Стяжавший себе [этот] страх стяжал все дары духовные; имеющий [в себе] страх Божий имеет сокровищницу, изобилующую благами [духовными]; благодаря страху Божиему все [верующие] отвращаются от зла. 58. Сын [мой]! Когда сидишь в келье своей, имей [всегда] пред очами своими суд [Божий] и твори [постоянно] дела жизни 774 . Препоясай чресла свои ( Лк. 12, 35 ) научением Божиим, и одолеешь многих врагов [своих]. 59. Храни заповеди Божии 775 . 60. Не будь рабом [греховной] воли своей ради славы человеческой; храни себя от тщеславия, дабы Бог не рассыпал кости твои ( Пс. 52, 6 ) 776 . 61. Всякое дело свое твори ради Бога, ибо Бог не является неправедным, и Он воздаст тебе по делам твоим. 62. Сын [мой]! Делай чистым каждое деяние свое, чтобы Бог услышал тебя. Подвизайся, чтобы предстать пред Богом испытанным 777 ; не будь нерадивым в отношении самого себя, принося изо дня в день [добрый плод]. 63. Иначе закончится благоприятное время для тебя, и проклянешь ты «день, в который родился» ( Иов. 3, 3 ) 778 . 64. Повелеваю тебе, чадо: не ходи [одним путем] с человеком, от которого не получишь ты [духовной] пользы, дабы не пасть тебе лицом [на землю]. Не ходи вместе с человеком, преисполненным ярости и гневливости; не общайся с клеветником и болтуном; не направляй стопы свои по одному пути с завистником, потому что «кроткие наследуют землю» ( Мф. 5, 5 ); не ходи вместе с человеком небрежным; не будь другом строптивого и не заводи дружбы с женщиной; изо всех сил своих блюди себя, чтобы не завести такой дружбы 779 ; не ходи [одним путем] с тем, кто меньше тебя, дабы не пятиться назад 780 . 65. Если позволяешь себе иметь друга, то пусть это будет человек верующий, дела которого превосходят твои; пусть это будет боголюбец 781 , не поглощенный вещами века сего, которые отделяют людей друг от друга. [И наоборот], не становись другом того человека, который весь погружен в заботы мира сего, ибо от него не приобретешь ты [никакой духовной] пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

51. Как вдова, лишившаяся мужа, и имеющая единородного сына, в нем одном, по Боге имеет утешение: так и для падшей души нет иного утешения при исходе из тела, кроме трудов поста и слез (покаяния). 52. Плачущие не воспоют и не воскликнут в песнях: ибо сим истребляется плач. Если же ты этими средствами стараешься призывать его, то ты далеко еще от сего делания; ибо плач есть укоренившаяся от навыка скорбь души, имеющей в себе огонь (Божественный). 53. Плач бывает у многих предтечею блаженного бесстрастия, предукрасив, предочистив душу, и потребив вещество (т.е. страсти). 54. Один искусный делатель сего добра сказывал мне: «Когда я чувствовал стремление к тщеславию, или ко гневу, или к насыщению чрева, тогда помышление о плаче внутренно обличало меня и говорило: «Не предавайся тщеславию, иначе я оставлю тебя». Подобным образом удерживало оно меня и от других страстей. А я говорил ему: «Никогда не преслушаю тебя, пока не представишь меня Христу». 55. Итак в бездне плача находится утешение; и чистота сердца получает просвещение. Просвещение же есть неизреченное действие, неведомым образом разумеваемое и невидимо зримое. Утешение есть прохлаждение болезнующей души, которая, как младенец, и плачет внутренно, и вместе радостно улыбается. Заступление есть обновление души, погруженной в печаль, которое чудным образом превращает болезненные слезы в сладостные. 56. Слезы об исходе из сей жизни рождают страх; а когда страх породит безбоязненность (т.е. упование), тогда воссияет радость; когда же достигнет конца радость нескончаемая, прозябает цвет святой любви. 57. Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря. 58. Не стремись к видению не во время видения. Пусть лучше само оно, привлеченное красотою твоего смирения, придет к тебе, обнимет тебя и соединится с тобою чистейшим браком на веки веков. 59. С самого начала, когда младенец начнет познавать отца своего, он весь бывает исполнен радости и печали; радости, потому что опять зрит вожделенного; а печали, потому что столь долгое время лишен был видения любезнейшей ему красоты. Матерь также иногда скрывает себя от младенца, и видя, с какою скорбию он ищет ее, веселится; и таким образом учит его всегда прилепляться к ней, и сильнее воспламеняет любовь его к себе. «Имеяй уши слышати, да слышит» ( Мф.13:9 ), глаголет Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

55 . Светло священства достоинство же и одеяние, но, донеле же имать спросиявающу внутрь и душу чистотою. Внегда же опорочится от невнимания, и совесть, свидетельствующи о студе, презирается, свет бывает тма, и вечныя тмы и огня виновна, аще не како убо оставлше сей путь, яко обоюду стремнем, на ин уклонимся добродетелию и смирением, безбедно в царство Божие ведущий. 56 . Спасения получение худостию 459 и добродетелию приходит, а не славным Священством и равноангельна истязующим жительства. Убо или буди, якоже Ангели безстрастен, яко вне мира и плоти сый мудрованием, и тако на небесную сию иди лествицу: или познатель своея немощи быв, бойся высоты велика падения не мужедоблствующим 460 , и многими любимо приими житие, не мнее онаго Богу усвояющо; в немже аще и случвттися пасти, удобно паки востание раскаянием бывает, милостию Божиею, купно и благодатию. 57 . Плоть и кровь царствия Божия не наследствуют ( 1Кор.15:50 ). И како ты, плоти Божия причащаяся и крове, не бываеши стелесев ( Еф.3:6 ) и не растворяешися с Сего кровию, уже внутрь имея царствие небесное; но от страстей обседаем еси плоти и крове? Боюся, да не како не пребудет в тебе Дух Божий яко в плотском ( Быт.6:3 ), и полма пресечен ( Мф.24:51 ) будеши тогда во время суда, вземлющуся от Тебе говейному 461 священству, яко от недостойна таковыя Благодати 462 . 58 . Пред очима твоима страху не сущу Божию, мниши худу 463 некую вещь быти, еже недостойне священнодействовати, от самолюбия прельщаем, и блага отсюду Бога непщуя. Сие и Даоан древле пострада и Авирон, дондеже сих земля пожре. Чесого ты бояся, и устрашаяся идеже воистинну есть страх, разумевай величие вещи, и или достойно и чисто, да не реку: равноангелен, действуй Божественнаго священства вещь, или удержися от страшныя Жертвы, яко разумен: да не како, в сем презирающу тебе, и свою прелщающу совесть обличающую, речеши, тогда осуждаем, с болезнию, егда вся судятся и истязуются: страх, егоже ужасахся, прииде мне, и егоже бояхся, срете мя ( Иов.3:25 ). 59 . Трезвенне и болезненне о себе первее принеси, с сокрушением и слезами, мироспасительную и священную жертву во умилостивление. Кого бо имети будеши боляща о тебе, такожде и приносяща 464 по смерти? Темже. яко быстроумен 465 , предварив, сам себе погреби уже и прежде помяни в ходатайство спасения, сама та Сватая на святей трапезе предложив Богови, и вольное зде и человеколюбное воспоминая Того заколение.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Следствием такого доверия становится, согласно ст. 56,57, пребывание друг в друге. Пребывание Иисуса в верующих означает, что Он отождествляет Себя с ними, а их пребывание в Нем означает, что они продолжают полагаться на Него. Дискуссия завершается еще одним сопоставлением манны и небесного хлеба. Ст. 58 фактически повторяет ст. 49. Вплоть до окончания дискуссии Иоанн воздерживается от каких–либо указаний на место ее проведения. Поскольку дискуссия возникла на почве чуда насыщения, невозможно сказать, какая ее часть предшествовала приходу в синагогу. Иоанн не находит нужным это объяснять, но не исключено, что вся дискуссия проходила в синагоге. Некоторые синагогальные службы предусматривали подобные обсуждения. 6:60– 71 Отношение учеников к учению и делам Иисуса Ропот многих учеников (60,61) говорит о том, что слово «ученик» употреблено здесь в расширительном смысле, то есть подразумеваются случайные последователи Иисуса. Они не были истинными верующими, так как считали невозможным принять Его учение (60). Они даже не могли представить, что кто–то способен это слушать. Иисус знал их истинное отношение и продолжал наставлять. Он понимал, что речи о плоти привели народ в замешательство. Высказывание о восхождении Сына Человеческого в ст. 62 дает понять, что способ, которым Сын Человеческий взойдет на небо, вызовет еще большее удивление, ибо этому будут предшествовать Его страдания и смерть. Утверждение, что плоть не пользует ни мало, нацелено на переключение их мыслей из материальной сферы в духовную. Здесь это утверждение относительно. В самом начале Иоанн провозгласил, что Слово стало плотью (1:14). Иисус не преуменьшает значение Своей земной жизни, а указывает на необходимость понимания духовного смысла учения. Ст. 64 – еще один пример проникновения Иисуса в человеческие мысли. Он знал, что в некоторых из них вера отсутствует. В ст. 65 снова подчеркивается инициатива Отца. Различие между отношением Двенадцати и тех, кто отошел от Иисуса, выявлено в ст. 66–71. Первые, представителем которых был Симон Петр, подтвердили свою укрепляющуюся веру. Частое упоминание вечной жизни в учении Иисуса подтолкнуло их именно к такому определению Его учения (см.: 68). Их вера строилась на убежденности, что Иисус был кем–то особенным, что получило выражение в имени Сын Бога живого. Существуют и другие варианты прочтения этого имени, но предпочтение следует отдать приведенному здесь ввиду его необычного характера. (В Мк. 1:24 и Лк. 4:34 бесами используется другой вариант имени Иисуса.) Это признание Петра не заходит так далеко, как его же признание в Мф. 16:16 . Ясно, что «мы» в признании Петра требует уточнения, поскольку есть ст. 64 с указанием на предателя. О последствиях, вызванных сообщением, что среди них есть диавол, ничего не сказано. Описывая события много лет спустя, Иоанн просто отождествляет его с Иудой. 7:1–8:59 Иисус на Празднике кущей

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

40 . В каком году произошло исцеление сына капернаумского царедворца? 41 . Рассказать обстоятельства выздоровления сына капернаумского царедворца. 42 . Какую книгу читал Иисус Христос в Назаретской синагоге? 43 . Какие слова вызвали гнев против Иисуса Христа жителей Назарета? 44 . Рассказать обстоятельства проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге. 45 . Кто были первые ученики, которых Спаситель призвал на проповедь? 46 . Где произошло первое призвание учеников? 47 . Показать на карте место первого призвания учеников. 48 . Рассказать об Апостолах Иакове и Иоанне Заведеевых. 49 . Рассказать обстоятельства изгнания духа нечистого из бесноватого в Капернаумской синагоге. 50 . Время и место события исцеления тещи Симона Петра. 51 . Время и место события исцеления и прощения расслабленного в доме. 52 . События исцеления и прощения расслабленного в доме. 53 . Время и место призвание Матфея. 54 . Обстоятельства призвания Матфея. 55 . Рассказать о евангелисте Матфее. 56 . Притча о старых и новых мехах. 57 . Что значит слово Вифезда? 58 . Показать на карте купальню Вифезда. 59 . Когда произошли события при купальне Вифезда? 60 . Сколько лет расслабленный при купальне Вифезда ждал исцеления? 61 . Рассказать о событии исцеления расслабленного при купальне Вифезда. 62 . Рассказать содержание евангельского Слова о Богосыновстве Иисуса Христа (по Евангельскому чтению в чине отпевания). 63 . Наизусть: Мф. 11, 27–30 : Призыв труждающихся и обремененных. 64 . Указать время, когда произошли события со срыванием колосьев в субботу. 65 . Указать место, где произошли события со срыванием колосьев в субботу. 66 . Рассказать о событиях срывания колосьев и спора о субботе. 67 . В каком месте произошло событие исцеления сухорукого в субботу в синагоге? 68 . Рассказать о событиях исцеления сухорукого в субботу в синагоге. 69 . В каком году происходит событие избрания Апостолов? 70 . В каком месте происходит событие избрания Апостолов? 71 . Назвать имена Апостолов. 72 . Что означает слово Апостол?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

57. Оградись от того, что противоположно добродетели. Если ты постишься, и безумно смеешься, то легко тебя запнуть. Если на молитве плачешь, а в обществе ведешь себя по-мирскому, то скоро уловят тебя в сети. Если при целомудренном поведении ты беспечен, то не умедлишь пасть. Покаяние должно приносить от всего сердца. Кающемуся надлежит быть постоянно одним и тем же, а именно всегда быть тем, чем начал быть. Если у кого будет в чем недостаток, это уже признак несовершенного обращения. Если он изменится, то сим обличается, что в сердце его не положено твердое основание жизни по Богу. Такой человек приносит покаяние, как обучающееся дитя, и как битый, плачет по нужде, а не по произволению. Мирские законы исправляют страхом поведение, но не переменяют сердечного расположения. – Так и покаяние иной приносит с заднею, может быть, мало сознаваемою мыслию, – поблажить иногда греху. 58. Некто из пророков сказал: в сонме Господни не клевещите слезами (Мих. 2, 5, 6). Сим не отметает пророк покаяния, и не исповедание пред Господом смиренного сердца называет клеветою, но говорит, что если при худом намерении притворно проливаются слезы, то подобное покаяние непрочно. И еще говорит: расторгните сердца ваша, а не ризы ваша (Иоил. 2, 13). Ибо хочет, чтобы мы не тщеславились покаянием, а действительно каялись. И Давид говорит: слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7). Не в церкви буду проливать слезы, показывая пред людьми одну только наружность и домогаясь славы, чтобы почли меня праведным, но на ложе моем слезами измыю на всяку нощь постелю мою, чтобы в согласии быть со Христом, Который говорит: затворив клеть твою помолися, и Отец, для Которого делаешь сие втайне, воздаст тебе и умилостивится над тобою яве (Мф. 6, 6). 59. Многие торгуют исповедию, выставляя себя нередко напоказ лучшими, нежели каковы они действительно, и тем прикрывают себя. Другие промышляют покаянием, покупая им себе славу. Иные обращают покаяние в повод к гордыне, и вместо прощения пишут на себя новое долговое обязательство. Еще не освободился ты и от прежнего долга, – и входишь в новый? Пришел ты заплатить долг, – и связываешь себя новым обязательством? Стараешься освободиться от долга, и готовишь себе новое рабство? – Вот что значит сказанное: молитва его да будет в грех (Пс. 108, 7). И как такому не возвратиться ко греху? Как снова не предаться страстям? Змий оставит ли его в покое? Перестанут ли тревожить его пресмыкающиеся? – Увы! Исполнится над таковым сказанное Христом, что поселятся в нем седмь других горших духов (Лк. 11, 26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

56) Вводимым в жизнь добродетельную к исполнению заповедей и избежанию грехов содействует страх мучений вечных. Тем же, которые чрез добродетель достигли до созерцания славы Божией, — иной, подобно тому, сопутствует страх, крайне страшный им из любви к Богу, страх чистый, который и содействует им к неуклонному пребыванию в любви Божией, так как они боятся страшнаго от нея поскользновения. Первым, когда они падают, уклоняясь от своей цели, и потом, раскаяваясь, тотчас встают, сопутствует первый страх с благими надеждами; а за вторыми, по зависти диавола погрешившими падением с высоты созерцания славы Божией, не тотчас последует вторый страх, но их приемлет мгла некая и тьма осязаемая, полная малодушия, скорбения и горести с первым страхом мук. И если бы Господь Саваоф не сокращал оных дней такого нестерпимаго скорбения, то не спасся бы никто из падающих сим образом. 57) Когда душа успокоится от постоянного докучания страстных помыслов и мучительное жжение плоти увянет, тогда ведай, что внутрь совершилось наитие Святаго Духа на нас, возвещающее об оставлении прежних грехов и о даровании нам безстрастия. Пока же она воню сих помыслов чрез частое их докучание ощущает, и пока подчревие плоти ея возжигается, дотоле ведай, что далеко от ней благоухание Духа, и что она вся держится в неразрешимых узах страстей и чувств. 59) Люта и неудобно–победима страсть хуления, которая источником своим имеет гордостное мнение сатанинское. Она и на всех, по Богу живущих добродетельно, нападает, но особенно на тех, кои преуспели в молитве и созерцании божественных вещей. Сего ради надлежит всяким хранением блюсти чувства и благоговеинствовать пред всеми страшными тайнами Божиими и внимательно наблюдать за нападениями духа сего. Он приседит нам, когда молимся и поем псалмы, и отрыгает иной раз, по нашему невниманию, нашими устами клятвы на нас же и странныя хуления на Бога вышняго, привводя их в стихи псалмов и в слова молитвы. Но против него, когда он что–либо такое произносит устами нашими, или всевает в мысли наши, надо обращать в слово Христово, говоря к нему: иди за мною сатано (Мф. 4, 10), всякаго зловония исполненный и осужденный на вечный огнь; хула твоя да падет на главу твою. Сказав это, тотчас насильно, как пленника, обратим ум на другой какой предмет божеский или человеческий, какой вспадет на мысль, или со слезами вознесем его на небеса и к Богу. Так, с Божиим нам содействием, избавимся мы от тяготы хуления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Но протестанты не верят вышеизложенным повествованиям о чудесах, совершавшихся от святых икон: для них достовернее повествования историков языческих, чем христианских (45 а –46 б ). (Гл. VI). В-пятых, на основании «доводного показания, на священных писаниях утверждаемого». В этой главе «Камень веры» доказывает несколько положений. 1) «Тоя Церкве подобает слушати и той повиноватися во всем, яже есть истинная Церковь Христова и Апостолская... Но ваша церковь, противницы, несть истинная церковь Христова и апостолская: убо вашея церкве слушати не подобает. Темже и догматы вашея церкве, о извержении икон святых, о евхаристии тела Христова праздной, о не призывании святых, и прочая, весма отметати достоит» ... (46 б –47 а ). Вторая посылка этого силлогизма доказывается следующими доводами: а) истинная церковь Христова есть церковь древняя и ветхая, тогда как церковь лютеранская есть новая, начавшая существовать только с XVI века (47 а –48 а ); б) истинная церковь Христова не может «скончатися и оскудети» ( Мф.16:18 ; 1Тим. 3:15 ), и потому ложно учение лютеран о восстановлении падшей церкви чрез Лютера и Кальвина (48 аб ); в) истинная церковь не подлежит заблуждению (48 б –49 б ); г) церковь Христова есть церковь видимая в мире, и потому церковь лютеранская, существовавшая, по мнению ее последователей, до времени Лютера невидимо и сокровенно, не есть истинная церковь (49 б –51 а ); д) церковь Христова не может подлежать падению и разрушению ( Мф.7:24–28 ; Пс.116:2 ; 1Тим. 3:15 ; Ин.14:18 ; Мф.28:20 ), и потому несправедливо лютеране считают себя обновителями и восстановителями церкви (51 а –55 б ); е) истинная церковь есть невеста Христова ( Ос.2:19, 20 ; Еф.5:25, 28, 29, 31, 32 ; 2Кор.11:2 ), чего нельзя сказать о церкви лютеранской (55 б –57 б ), ж) церковь лютеранская не есть истинная церковь Христова по тому, что она содержит многие ереси и ложные догматы, именно: лютеране отвергают свящ. предание, не признают в Евхаристии истинного тела Христова, отрицают миропомазание и покаяние, учат о церкви, что она сначала была видима, потом сокровенна, считают поклонение иконам и почитание мощей идолопоклонством (57 б –57 б ); з) истинная церковь Христова преемственно и последовательно происходит от Иисуса Христа и Апостолов, чего нельзя сказать о церкви лютеранской (59 б –61 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010