Мф.12:48 .  Он же отвещав рече ко глаголющему Ему: кто есть Мати Моя, и кто суть братия Моя? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Сказал это, не отрекаясь, конечно, от Своей Матери. Каким образом мог сделать это Тот, Который и в час Своей смерти имел большое попечение о Ней и не устыдился иметь Ее Матерью? Как, говорю, сделал бы это Тот, Кто из уважения к Ней в Кане превратил воду в вино и повиновался не только Ей, но и называемому отцу: «и бе», – сказано, – повинуйся има» ( Лк.2:51 ). Если бы Спаситель должен был отречься от Матери, или должен был стыдиться Ее, то Он вовсе не родился бы от Нее. Но так как Он тогда учил народ, и было неприлично оставить Его и бежать к Матери и братьям, то и говорит: какая это у Меня Мать, и какие у Меня братья, чтобы из повиновения им Я пренебрег пользою столь многого народа? Итак, не унижая их сказал эти слова, а показывая, что спасение погибших Он считает дороже повиновения родителям и родственникам. И нисколько не удивительно: ради этого спасения Он и благоволил иметь и Мать, и родственников. Мф.12:49 .  И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се, Мати Моя и братия Моя. И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои. Матерью назвал их, как воспринимающих слово учения в разумном чреве души и в свое время рождающих его; а братьями, – как усыновленных Небесному Отцу чрез веру во Христа, а ставших сонаследниками Его Царства. Потом объясняет эту речь. Мф.12:50 .  Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати ми есть. Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Т.е. близкий и родственник Мой, потому что исполняет волю Отца Моего, которую исполняю и Я. Упомянул и о сестре, или потому что Иосиф имел дочерей, или по причине жен, исполняющих волю Божию. Воля Божия есть соблюдение евангельских заповедей и наследование спасения. Итак, ни Мать, ни братья не были бы ни Матерью Его, ни братьями Его, если бы не исполняли воли Божией. Значит, это слова не отрекающегося от родства с ними по плоти, – Он не сказал, что это не Мать и не братья, – но слова предпочитающего родство по добродетели и научающего, что нет никакой пользы от первого родства, если не будет и последнего. Если даже для Богородицы не было бы пользы от того, что Она родила Бога, если бы Она не была добродетельна, то для кого другого может быть польза от того, что он родствен святому мужу, если не имеет добродетели? Можно и родственников не считать за родственников, и не родственников считать за родственников, в первом случае по различию, а во втором – по сходству жизни. Поэтому и в другом месте, когда некая жена сказала: «блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» ( Лк.11:27 ), «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Он не отрицал этого, но подобным же образом сказал: «блажени слышащии слово Божие и хранящии е» ( Лк.11:28 ). «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Начало пути (дверь из подземелья) находится там, где желания и надежды на взаимность двоих – человека и Бога – совпадают. Тут сотворяется сретение (это новая жизнь того и другого в единстве), из которого и выходит дорожка-тропинка. «Видел спасение» – Симеон почувствовал, что перестал быть одиноким – теперь со мной (и со всеми, которые внутри меня) Бог , помиловавший меня. Еще одно очень важное свидетельство о том, « как » совершается Путь, хранится в словах «ныне отпущаеши» – свободно, без ограничений, без условий и без насилия. В «отпущаеши» кроме открытой двери темницы и простирающейся вдаль дороги есть окончание страха, рожденного грехом бессилия, и зависимости, и необходимости, есть перспектива прекращения подневольного прекращения трудничества-понуждения наемника, ставшего сыном. Симеон выстрадал ожиданием первое поприще и ему открылось второе, подтвердившее сокрушение главного условия существования смерти – ведь где нет свободы, там не может быть любви, а потому и жизни. Начало пути – это начало (рождение) самого человека (которого из-за одиночества до этого не было, или был только потенциально, как возможность), это осуществленная возможность вольного выбора другого, это явление личности, заявляющей себя только в отношениях с другой личностью. «И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» ( Мф.4:22 ) – так просто было пройдено первое поприще Апостолами, на котором они оставили свое состояние (пусть и небольшое), свой дом, мать и отца. За этой простотой прозрение нового сокровища, прощание со старым, не торопливая бездумная мерцающая решимость, а выбор глубины вечного сердца. Отметим, что первым трудную заповедь об оставлении отца и матери выполнил Сам Христос. Чтобы не покидать нас мертвых, Он соглашается пережить разрыв с Отцом: «Боже, Боже вскую оставил мя еси…» ( Мф.27:46 ), а прежде оставил земных родителей: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»…( Лк.2:49 ) и в то время, когда Его мать искала встречи, Он в ответ на известие о ее поиске: «Кто матерь Моя? И кто братья Мои?» ( Мф.12:48 ) … «матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его ( Лк.8:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-odno...

Мф.24:42–43 .  Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Теперь Он ясно показывает, почему выше сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни даже Сын человеческий, ни Ангелы, а только один Отец», потому, что это не полезно знать апостолам, чтобы они в ожидании, колеблющемся от неизвестности, всегда имели веру в будущее пришествие Того, о Котором не знают, когда Он придет. С другой стороны, Он не сказал: «Так как мы не знаем, в какой час имеет придти Господь», а сказал: «Не знаете», и, предпослав пример в лице домохозяина, более ясно показывает, почему Он умолчал о дне кончины, говоря так: Мф.24:44–47 .  Посему и вы будьте готовы, потому что не знаете, в который час придет Сын человеческий. Кто, по мнению твоему, есть раб верный и благоразумный, которого Господин его поставил над домом Своим, чтобы он вовремя давал пищу им» [т. е. живущим в доме]? Блажен тот раб, которого Господин его, – когда придет, – найдет делающим так. Истинно говорю, что Он поставит его над всем богатством своим. 572 Теперь Он полнее утверждает и представляет причину, почему о дне и часе кончины не знают, как Он сказал прежде, ни ангелы, ни Он сам, а только один Отец; именно потому, что это не полезно знать апостолам; также и пример отца семейства (домохозяина) – т.е. Себя, и верных рабов, т.е. апостолов, – Он ввел для убеждения обеспокоенной мысли, чтобы в надежде на награду они своевременно служили сотрудникам своим (conservis) пищей учения. Мф.24:48–49 . А если тот [как] злой раб скажет в сердце своем: «Господин мой замедлит приходом», и начнет бить одинаковых с ним рабов (conserves), а есть и пить с пьяницами. 573 Из вышесказанного следует, что как заботливый и всегда ожидающий пришествия Господина раб дает одинаковым с ним рабам пищу своевременно, и после того поставляется над всем достоянием домохозяина; так, наоборот, тот, который, – как говорит пророк Иезекииль, – успокаивает себя словами: «много дней пройдет» ( Иез. 12, 22 ), и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Факт наличия разделительной пропасти между местами посмертного пребывания праведников и беззаконников засвидетельствован Господом, в пересказанном Им изречении Авраама, адресованном богачу, обитателю ада: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк. 16:26 ). С этим свидетельством согласуется пророчество об удалении злых из среды праведников, провозвестие об отделении овец от козлищ: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных » ( Мф. 13:49 ); «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других , как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» ( Мф. 25:32 ). Приточное определение Царства Небесного подводит к тому же мнению: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон » ( Мф. 13:47–48 ). Правильность такого подхода подтверждается множеством святоотеческих параллелей. «...Души благочестивых, – пишет святой Иустин Философ , – пребывают в лучшем негде месте ; души же неправедных и злых в худшем , ожидая времени суда» с. 12]. Святитель Григорий Двоеслов подкрепляет это учение обнаружением фактов частного посмертного опыта разных людей. «Один воин, – рассказывает он...– поражен был... язвой и помер. Тело его, по изшествии души, полежало бездыханным, но скоро возвратилась душа, и он рассказал, что с ним делалось. Многим тогда известно было, как говорил он, что видел мост, под которым протекала река, черная и туманная, испускающая несносный запах и мглу . Позади же моста был широкий зеленеющий луг, украшенный цветами пахучих трав, на котором виднелись собрания людей, одетых в белые одежды... Были там различные жилища , наполненные светом; там же воздвигался удивительной красоты дом, который, по-видимому, строился из золотых кирпичей... На берегу упомянутой реки были жилища; в некоторые из них проникал смрад и мрак, исходящие из реки, а в других этого не было. На мосту было такого рода испытание: кто из нечестивых хотел перейти через него, тот падал в мрачную и смердящую реку; праведные же, на которых не было вины, свободно и безопасно переходили через него к прекрасным местам » с. 297–298].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Итак, от Сына Божия не должно ни отрекаться, ни стыдиться Его, а внимать изречению Его: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим небесным ( Мф. Х, 38 ; Лк. ХП, 9), равно как и другому: Кто постыдится Меня и Моих слов, того и Сын человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца Своего и Святых ангелов ( Лk. IX, 20 ). Некогда Иисус крест претерпел, пренебрегши посрамлением и потому возсел одесную Бога ( Ebp. XII, 2 ). И последователи Его, если они пренебрегут посрамлением, возсядут с Ним на небе на престолах и будут господствовать вместе с Ним, Который не за тем пришел на землю, чтобы мир принести, а меч ( Мф. Х, 34 ). Так как слово Божие живо и действенно и острее всякого обоюдуострого меча; так как оно проникает до разделения души и духа, мозга и костей и судит чувствования и помышления сердечные ( Ebp. IV, 12 ), то предлагает оно нашей душе в качестве победной награды тот превышающий все понятия мир ( Фuл. IV, 7 ), который оставил Христос Своим апостолам ( Uoah. XIV, 27 ). Меч же поверг Он между образом земного и небесного (между образом Адама и образом Христа), т. е., между низшим человеком в нас и высшим ( 1Kop. XV, 47–49 ), дабы уже в настоящей жизни Ему овладеть нашим небесным человеком, а позднее, если не заслужим мы того, чтобы быть (от Него) отделенными, дабы соделать нас и всецело небесными 47 ). И не только меч принести на землю пришел Он ( Мф. Х, 34 ), а и огонь, о котором Он говорит так: Желал бы Я, чтобы он уже возгорелся ( Лk. XII, 49 ). О, если бы и в вас этот огонь возгорелся и потребил все земные и плотские помышления; о если бы вы со всею готовностию решились креститься тем крещением, (кровавым крещением мученичества), котораго Он желал, чтобы скорее оно совершилось ( Лk. XII, 50 ). И ты (Амвросий), имеющий жену и детей, братьев и сестру, вспомни о слове: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца и мать, жену и детей, братьев и сестер, тот не может быть Моим учеником ( Лk. XIV, 26 ). Оба же вы 48 попомните слова: Если кто ко Мне приходит и вместе со всем только что упомянутым не возненавидит и самой жизни своей, тот не может быт Моим учеником ( Лk. XIV, 26 ). Возненавидев свою душу, чрез эту самую ненависть вы сохраните ее для вечной жизни. Ибо говорится: Ненавидящий свою душу сохранит ее для вечной жизни ( Uoah. XII, 25 ). Итак, возненавидьте ваши души ради вечной жизни в том убеждении, что Иисус учит ненависти доброй и полезной. Но подобно тому, как мы души свои должны ненавидеть, чтобы сохранить оные для вечной жизни, подобно этому и ты (Амвросий), имеющий жену и детей, братьев и сестер, должен этих ненавидеть, дабы этой ненавистию им же принесть пользу потому что именно из-за этой ненависти сделаешься ты другом Божиим и достигнешь того положения, в котором в состоянии будешь оказывать им благодеяния. §38

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

Одни лишь первосвященники и фарисеи отнеслись со злорадством к возгласу Иисуса. Когда воин, стоявший у креста, полагая, что Иисус просит пить, побежал к сосуду с кислым питьем, чтобы намочить в нем губку и подать ее Иисусу, то первосвященники и фарисеи хотели остановить его и сказали: «Он Илию зовет; так подожди! посмотрим, придет ли Илия спасти Его» ( Мф.27:49 ). Наконец, зная, что уже все совершилось, что все пророчества о Нем исполнились, Иисус сказал: «Жажду!» А когда воин напоил Его, Он сказал: «Совершилось! Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, испустил дух ( Ин.19:28–30 ). И тотчас земля потряслась, и камни расселись, и гробницы многих раскрылись, и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу ( Мф.27:51–52 ). Были ли при этом землетрясении и несчастья с людьми, неизвестно, так как повествующий о потрясении земли Евангелист Матфей ничего об этом не говорит; но мы имеем основание утверждать, что никакого несчастья ни с кем из людей и не могло случиться, ибо «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лк.9:56 ). Землетрясение это было одним из чудесных знамений, данных народу, чтобы он уверовал во Христа, Сына Божия. И это знамение произвело сильное впечатление на народ, уже потрясенный необычайным затмением солнца и задававшийся мучительным вопросом: не Мессия ли, не Царь ли Израилев распят? И возвращался народ с Голгофы, ожидая грядущих бедствий и, с отчаяния, бия себя в грудь ( Лк.23:48 ). Даже язычники, римские воины и сотник их, стоявшие на Голгофе, в страхе говорили: «Воистину Он был Сын Божий!» ( Мф.27:54 ; Мк.15:39 ). Едва ли, впрочем, сотник и воины, сказавшие это, признали в Иисусе Сына Божия так, как признают теперь христиане. Если Апостолы, ближайшие ученики Иисуса, слышавшие не раз, как Он Сам называл Себя Сыном Божиим, – если они не могли понять, как это Человек, Сын Иосифа и Марии 10 , может быть Сыном Божиим, то язычники, совсем не знавшие Иисуса, могли счесть Его только Человеком, Которому боги особенно благоволят и Который за это может почитаться как полубог. В этом убеждает нас Евангелист Лука, который в своем Евангелии, приводит возглас сотника и воинов не буквально, не так, как передали его Евангелисты Матфей и Марк, а как бы в переводе на обыкновенный язык: «Истинно Человек этот был праведник!» ( Лк.23:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

О Таинстве Тела и Крови Христовых Господь Иисус Христос , пришедший к нам и принявший в воплощении наше человеческое тело и человеческую кровь, не зараженные грехом, захотел нашу природу, растленную грехом, обновить Своею Плотью и Кровью. Кровь простого человека, вливаемая в больного, часто возвращала последнему силы и спасала от смерти. Что же сказать о Плоти и Крови Спасителя Нашего, давшего их нам для того, чтобы получить не временную, а вечную жизнь? Но Кровь Спасителя вливается в нас не так, как в медицине врачами, а преподается нам в пищу под видом хлеба и вина и соединяется с нашим организмом. Вот что говорит Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6,53–54 ), и еще: «Ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин.6,58 ). В Евангелии рассказывается о Тайной Вечери Иисуса Христа со Своими учениками. Прежде Своего страдания на кресте Он пришел в горницу (комнату), возлег со Своими двенадцатью апостолами и, взяв хлеб, преломил его, благословил и преподал им, сказав: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26,26 ; Мк.14,22 ; Лк.22,19 ). Затем Спаситель взял чашу и так же подал апостолам, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26,27–28 ; Мк.14,23–24 ; Лк.22,20 ). Вот и вы, крещаемые, после Крещения будете участниками этой Вечери, этой великой Тайной Вечери, как бы находясь с апостолами в той горнице. Об этом мы молимся: Сыне Божий, прими меня сегодня в причастники (то есть участники Твоей Тайной Вечери) я не открою тайны врагам Твоим, не дам Тебе лобзание, как Иуда ( Мф.26,48–49 ; Мк.14,44–45 ; Лк.22,47 ), но как разбойник исповедую Тебя, «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» ( Лк.23,40–42 ). К участию в этой великой Вечери надо готовиться молитвой. Порядок (чинопоследование) святого Крещения Первая молитва , которая читается над приступающим ко святому Крещению, есть молитва наречения имени, Приходящему ко Крещению дается Имя Божие, как печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/...

Глава LX 118 . Далее Матфей говорит: «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?», и проч. до слов: «Найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» ( Мф. 17:24–27 ). Об этом говорит только один Матфей, и после этой вставки следует тому же порядку расположения событий, по которому вместе с ним идут Марк и Лука. Глава LXI 119 . Затем Матфей говорит так: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?», и т.д. до слов: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Мф. 18:1–35 ). Из этой пространной речи, следуя тому же расположению, Марк предложил не все, но только кое-что, и еще сам включил нечто такое, чего Матфей не говорит ( Мк. 9:33–49 ). А вся речь до того места, до которого мы назначили рассмотрение, вызвана только вопросом Петра о том, сколько раз должно прощать брату. Действительно, Господь говорил это так, что всякому должно быть ясно, что и вопрос Петра, и ответ на него относятся к одной и той же речи. А Лука, при соблюдении того же порядка, не вспоминает ни о чем, кроме дитяти, которое Господь поставил перед учениками как пример для подражания, когда они помышляли о своем величии ( Лк. 9:46–48 ). Глава LXII 120 . Матфей так продолжает свое повествование: «Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною», и проч. до слов: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:1–12 ). Об этом сообщает и Марк, держась того же порядка ( Мк. 10:1–12 ). Конечно, можно видеть, что нет никакого противоречия, когда тот же Марк влагает в уста Господа вопрос фарисеям: «Что заповедал вам Моисей?, и такой их ответ, что им дозволено давать разводную запись; в то время как Матфей сказал словами Господа, которыми Он показал им из книги Закона, что Бог соединил мужа и жену, и потому человеку не должно их разъединять, а они сослались на Моисея: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» Но Он снова сказал им: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так». Действительно, ведь и Марк не умалчивает об этом ответе Господа; но это уже после того, как они ответили на вопрос о разводной записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Однако он оставляет место по ходу своего повествования, из чего мы можем понять, что речь эта была произнесена, но Марком пропущена; он говорит: «И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов». В этой проповеди, о которой Марк говорит, что Он произносил по всей Галилее, понятно, была сказана и та речь, которую Он произнес на горе, о чем сообщает Матфей; действительно, тот же Марк продолжает: «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить» ( Мк. 1:39, 40 ); он сообщает об этом очищенном прокаженном так, что становится понятно: это тот самый человек, о котором говорит и Матфей, упоминая об очищенном тогда, когда Господь сошел с горы после произнесения своей речи; Матфей говорит так: «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» ( Мф. 8:1–2 ). 44 . Об этом прокаженном упоминает и Лука ( Лк. 5:12–13 ), и снова не соблюдая порядка во времени, но также припоминая пропущенное. Впрочем, тот же Лука и сам сообщил пространную речь Господа, в которой сделал такое же начало, что и Матфей, ибо Матфей пишет: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф. 5:3 ), а Лука: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» ( Лк. 6:20 ). Затем многое, что следует дальше, в повествовании Луки также подобно Матфеевому. А к концу речи он и заключение повторяет то же, а именно о человеке благоразумном, который созидает на камне, и неразумном, который созидает на песке, за исключением того, что не говорит, как Матфей, что на дом устремились «дождь и ветры», а только – «поток» ( Мф. 7:24–27 , Лк. 6:48–49 ). Итак, понятно, что и он записал ту же самую речь Господа, но только пропустил некоторые наставления, которые предложил Матфей; но он представил другие, которых тот не сказал; а некоторые изложил не в тех же самых словах, но только сходными выражениями, сохраняя при этом истину в неприкосновенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И обладал душевными и разумными силами – силами сверхчеловеческими – чтобы все это видеть, и спокойно переносить, и без смятения возвещать. Призвав к Себе рыбаков в качестве первых Своих учеников, Он сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф.4:19 ). Эти слова произнес Он в первые дни, на заре Своего Мессианского служения в мире. И со временем они вполне сбылись. Его Апостолы сделались ловцами человеков, захватывая их мрежами истины для Небесного Царства – как некогда, будучи рыбаками, ловили рыбу своими нехитрыми (букв.: рыбацкими. – Ред.)сетями. Нафанаил при первой встрече с Иисусом весьма устрашился от Его слов: Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Настолько поразился он проницательности Того, в Ком незадолго до того – перед Филиппом – сильно сомневался, что воскликнул: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев ( Ин.1:48–49 ). Иисусу открыты человеческие помыслы, и знает Он, о чем думает человек в сердце своем. Когда творил Он одно из Своих чудес, некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ( Мф.9:3–4 ). И снова, в другой раз, когда фарисеи еврейские подумали о Нем, что изгоняет Он бесов силой диавола, Иисус, зная помышления их, начал отвечать им словами на мысли ( Мф.12:25 ). Евангелист Иоанн записал и такое свидетельство об Иисусе: Не имел Он нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке ( Ин.2:25 ). Лукавых фарисеев Иисус обличает открыто: Бог знает сердца ваши ( Лк.16:15 ). То есть Он, Иисус, знал их сердца и мысли, равно как и их тщеславные порывы, и стремления убивать. Предрекает Он Свои страдания, смерть и Воскресение – [и притом] почти в самом начале Своего земного служения. В тайной беседе с Никодимом так говорит Он о Своих муках на кресте: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть (на крест) Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010