70 δϑη μοι πσα ξουσα ν οραν α π γς. Πορευϑντες ον μαϑητεσατε πντα τ ϑνη, βαπτζοντες ατος ες τ νομα το Πατρς α το ϒο α το γου Πνεματος, διδσοντες ατος τηρεν πντα δσα νετειλμην μν, α δο, γ μεϑ μν εμι πσας τς μρας ως τς συντελεας το ανος. ( Мф. 28:19–20 ). 71 У евангелиста Марка (16:15–16) о том же самом читаем: πορευϑντες ες τν σμον παντα, ηρξατε τ εαγγλιον πση τ τσετ πιστεσας α βαπτισϑες σωϑσεται=«идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари; кто будет веровать и крестится, спасен будет». 72 Βαπτζοντες и по толкованию протестантов говорит о таинстве крещения. Βαπτζειν значит: обмакивать, окунать, погружать (Grimm. Lexicon graecolatinum. 1868. p. 62–63. Cremer. Biblischtheologisches Worterbuch. 1893. S. 182–184). Об евнухе эфиопском, которого крестил Филипп, рассказывается, что оба они сошли с колесницы «в воду» и Филипп «крестил его»: α ατβησαν μφτεροι ες τ δωρ… α βντισεν ατν (т.е. вероятно, погрузил в воду), а потом: «вышли из воды» (νβησαν το δατος). Деян. 8:38–39 . 74 Слово ιν (может быть имеющее связь с словом ε, всегда) означает продолжительность времени, течение или период жизни вообще. Хотя оно может означать и какой-нибудь отдельный период времени, как русское: «век» (период жизни человека от рождения до смерти называют веком, определенную совокупность лет, например, 100 лет, также называют веком); однако, когда это слово не имеет при себе точного определения, оно обозначает всю продолжительность времени в совокупности, т.е. период жизни всего мира до его окончания. И здесь συντελεα το ανος, как в Мф. 13:39, 40, 49; 24:3 ; Евр. 9:26 , означает именно окончание течения всего времени вообще или конец мира (Срав. H. Cremer. Biblischtheologisches Wörterbuch der Neutestamentlichen Gräcität. 7 Aufl. Gota. 1893. p. 92, 95.) 75 Ατς δωε τος μν ποστλους, τος δ προφτας, τος δ εαγγελιστς, τος δ ποιμνας α διδασλους, πρς τν αταρτισμν τν γων, ες ργον διαονας, ες οοδομν το σματος το Χριστο μχρι αταντσωμεν ο πντες ες τν ντητα τς πστεως α τς πιγνσεως το ϒο το Θεο, ες νδρα τλειον, ες μτρον λιας το πληρματος το Χριστο ( Ефес. 4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

п. II,52]. Ambigua, PG.91, 1304D, f.221a. 839 Ambigua, PG.91, 1233C, f.192b. Disputatio, PG.91, 320C, p.177. Ep.15, PG.91, 549A, p.316. Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285C, p.25 [р. п. II,47]. 840 Disputatio, PG.91, 300D, p.167. 841 Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a. 842 Ibid. 1149D-1152A,1113D-1117A, f.156a-b,139b-140b; 1133A,1137B-D, f.148a,150a-b; 1157B,1169B,1176B,1204D, f.159a,164b,167a-b,179b. 843 См. выше, гл.«Закон и благодать». 844 Cap. theol. II,28 [р. п. I,239]. 845 Св. Иустин Философ, Apologia II,13,10, PG.6. 465B-C,460C; р. п.(1892), с.119,115. Климент Александрийский, Protrepticus 7, 74, GCS; Clemens Alex. B. I, S.57; р. п., с.134; Stromata I, VII,37, B. II, S.24; р. п., с.46. 846 Quaest. ad Tahl. XV, PG.90, 297B, p.32 [р. п. II,58]. 847 Ibid. XXXII,372B, p.75 [р. п. II,107]; XIII,296C, p.31 [р. п. II,55–56]. 848 Ep.26, PG.91, 616A-617A, p.358–359. 849 Cap. de charitate IV,2 [р. п. I,134]. 850 Ibid. IV,2,6; III,28 [р. п. I,134,135,124–125]. См. выше, гл.«Тайна творения, промысла и суда», прим.26–28. 851 Mystagogia 23, PG.91, 697C, p.515 [р. п. I,175]. 852 Это — то, что в наших догматиках известно под именем»соображений богословствующего разума» 853 Ambigua, PG.91, 1072С. f.120a. 854 Указатель этих мест дан в Приложении к нашему сочинению. 855 Ambigua, PG.91, 1085В–С, f.126a-b (Исх.33:17, 2Тим.2:19, Мф.7:23); 1328C-D, f.231a (Евр.7:10); Ер.6, PG.91, 429С, р.242 (Дан.13:42); Ambigua, PG.91, 1080А, f.123a (Кол.1:6); 1084В, f.125a (Деян.17:28); 1096B-1097A, f.131a–b (Еф.1:17–23, 4:11–16). 856 Представителями его считаются, между прочим, все ветхозаветные святые: Ambigua, PG.91, 1116D, f.140b squ. 857 См. выше, гл.«Таинственное богословие», прим.3–8. 858 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905D, p.364 [р. п. I,201]; Ep.12, PG.91, 68C, p.265; Ep.24, 609C [cap. quing. I,42] (2Петр.1:4); Cap. theol. II,25 [р. п. I,238] (Пс.81:1); Ambigua, PG.91, 1092C, f.129a (Еф.1:23, 1Кор.15:28). 859 Сар. quing. I,8 (Евр.13:8); Quaest. ad Tahl. VII, PG.90, 284D, р.24 [р. п. II, 44–45]; Liber ascet.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

74.   Тайноводственные поучения. V, 8—10. 75.   Толкование на 1-е послание ап. Павла коринфянам. Беседа 41.  БЕСЕДА СЕДЬМАЯ О Евхаристии как спасительной пище для достойно вкушающих ее. Назначение Евхаристии в спасительную пищу; необходимость вкушения; спасительные плоды Причащения. Кто может причащаться Тела и Крови Господних. В предложенных прежде беседах видели мы, во-первых, что в Таинстве Евхаристии, под видами хлеба и вина, преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы, и во-вторых, что оно есть жертва пред Богом за живых и умерших. А ныне, братия, будем беседовать о Евхаристии как о спасительной пище. Назначение Евхаристии в спасительную пищу В Ветхом Завете жертвы, по установлению Божию приносимые сперва в скинии, потом в храме, частью были сжигаемы на жертвеннике, частью предоставляемы были жрецу, частью возвращались приносившим. А агнец пасхальный, особенно прообразовавший Агнца, берущего грехи мира, однажды закланного на Кресте с пролитием крови и всегда таинственно приносимого на Св. Трапезе в бескровном жертвоприношении,— агнец пасхальный был снедаем весь. Так угодно было Господу, чтобы и сия святейшая жертва — истинное Тело и Кровь Господа Иисуса, под видами хлеба и вина приносимые Богу на священной трапезе в жертву хваления, благодарения, прошения и умилостивления,— служила вместе с тем и спасительною пищею для верующих в Него. Это назначение Евхаристии в спасительную пищу ясно раскрыл Сам Иисус Христос. Прежде установления Евхаристии, когда Господь только обещал установить ее, Он учил об этом Таинстве как о хлебе небесном: Хлеб, который Я дам есть Плоть Моя, отдаваемая Мною за жизнь мира (Ин. 6, 51). П лоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 55). При установлении этого Таинства на последней вечере со Своими учениками Иисус Христос, возблагодарив Бога и преложив хлеб и вино в Тело и Кровь Свои, подал их ученикам Своим и сказал о Теле Своем: Приимите, ешьте . И потом о Крови Своей: Пейте от нее все (Мф. 26, 26—28). Он заповедал апостолам, а в их лице и всем их преемникам, повторять то же самое, что Он сделал, в воспоминание о Нем, говоря: Сие творите в Мое воспоминани е (Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Огонь и сера ( жпелъ), некогда истребившие Содом и Гоморру, вошли – так сказать – в притчу, как орудия божественного наказания грешников. Палящий ветер ( дхъ бренъ) – следствие сильного разрежения воздуха, естественно сопровождающего сильный пожар; он и в других местах св. Писания представляется обыкновенным спутником подобных же явлений гнева Божия на нечестивых (ср. Ис. 29:6; 30:30 ; Авв. 3:5 русск.). Такова часть чаши ихъ – нечестивых. Чаша, или испитие чаши – образ испытания, страданий ( Мф.26:39:42 ) и по преимуществу заслуженного наказания Божия ( Ис.51:17, 21 ; Иер.25:15 и сл.). Часть чаши – испиваемая каждым из присутствующих во время праздничного обеда из предлагаемой общей чаши (ср. Пл.4:21; Мк.14:23 ), или же отделяемая домохозяином каждому по достоинству (ср. 1Цар.1:4–5; 9:23 ) известная доля вина ( Пс.74:9 ; Иез. 23:31–32 , ср. 1Пар.16:3 ), – образ предназначения Господом каждому заслуженного им воздаяния. Наказание, постигшее содомлян, – часть чаши нечестивых, т. е. «их удел, их достояние в жизни» (Злат.), заслуженная ими участь, какой они и должны рано или поздно ожидать себе от Господа. В слав.-гр.-лат. и сирск.-евр. слово переводится более употребительным его значением: сети: дождитъ на гршники сти, т. е. Господь ниспошлёт на нечестивых тожество различных опасностей, которые сделают неизбежною их погибель. Впрочем сети иди петли в словоупотреблении арабов (Rosenmülleri scholia) служат образом перекрещивающих небо молний; а в этом значении слав.-гр.-лат. перевод сходится с халд.-русским: горящие угли. з. к првнъ гдь и правды возлюб: правоты вид лиц 7. ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника. 7 . Вторичное (см. 5 ст.), заключительное изъяснение причины ожидающего нечестивых грозного наказания Божия. Господь, по свойству Своей святости и правды, не может любить нечестия и благоволить к нечестивым: Праведен Господь и любить только праведность и только праведника видит лице Его, т. е. к праведнику являет Он особенное свое благоволение (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

Тогда начат ротитися и клятися, яко не знаю человека. И абие петел возгласи… и изшед вон, плакася горько. ( Мф. 26:74-75 ) Не отрицать. Не промолчать, как тать, Когда кричит изменой древний петел! О, если правду о себе сказать, Как трудно станет людям жить на свете!!! Всяк человек – кто опровергнет? – ложь, И что ни скажет, всё окрасит ложью. /Святых не мерю меркою святош, Как восходящих – мерою подножья/. А дело, дело всё-таки в ответе! И ложь изнемогает на рассвете. Там неопровержимый древний петел Не Симона отгонит от огня – На чисту воду выведет меня. Автор стихотворения не разворачивает подробный сюжет. Это не входит в её задачу при раскрытии идейного содержания стихотворения. Выдержки в начале стихотворения достаточно для того, чтобы ввести читателя в тему. И сразу поэт заставляет не мыслить традиционно, однобоко о Библейском сюжете, а выходить за рамки традиционной трактовки. Не отрицать, не промолчать не получится, когда кричит петел. «О, если правду о себе сказать,/Как трудно станет людям жить на свете!!!» Обратим внимание на эти строки. Во-первых, для поэта Шороховой не характерно использование междометий в своём творчестве, во-вторых, в конце предложения стоит тройной восклицательный знак. Автор стихотворения понимает, что правду её героиня не сможет выразить, сказать о себе. Отсюда и безвыходное эмоциональное восклицание. Ведь, солги, как Петр, и останешься жив; солги, и легче жить станет. Но в контексте стихотворения ложь обнажается не только словом, но и поступками, делами. Признайся Петр в причастности ко Христу, его бы казнили. По сути дела, на рассвете Петр превращается в сплошную ложь. Тема библейского сюжета о предательстве, об отрешении, а тема стихотворения – о лжи. О лжи, которая ведёт к предательству, к отрешению. Поэтом и слово «ложь» в этом небольшом по объёму стихотворении произносится три раза, а «предательство», «отрешение», «покаяние», «раскаяние» – ни разу. И поэтесса, как это часто бывает в её стихотворениях, говорит, что дело не в Симоне (не в Петре), а во мне. Мне придётся давать ответ о своём вранье делами, поступками, словами.

http://azbyka.ru/fiction/o-tvorchestve-t...

70) Если приобретешь жезл терпения; то скоро перестанут бесстыдствовать псы. Терпение есть труд, не сокрушающий душу, ни мало, не колеблемый даже благовидными причинами к смущению. Терпеливый есть непогрешительный делатель, и в самых падениях одерживающий победу. Терпение есть ежедневно ожидаемая мера скорби. Терпение есть отложение всяких извинений и внимательность к себе. Делатель не столько имеет нужды в пище, сколько в терпении; потому что за второе получит венец, а первая может послужить ему в пагубу. Муж терпеливый умер прежде положения во гроб, келью свою сделав для себя гробом. Терпение породили упование и плач. А у кого нет упования и плача, тот раб уныния. 71) Подвижнику Христову должно знать, каких врагов преследовать ему издали, и с какими сходиться и вступать в борьбу. Иногда борьба доставляла венец; иногда уклонение от борьбы делало недостойными одобрения. Но этому невозможно научиться словом; ибо не все мы имеем одни и те же качества и в одинаковой мере. 72) Одного из лукавых духов наблюдай трезвенно; потому что он непрестанно нападает на тебя, во время твоего стояния, хождения, сидения, движения, восклонения, молитвы и сна. 73) поскольку не все хлебы духовного делания небесной пшеницы имеют одинаковый вид; то одни из утвердившихся на поприще безмолвия занимаются возделыванием в себе сего слова: предзрех Господа предо мною выну ( Пс.15:8 ); а другие: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лк.21:19 ); иные: бдите и молитеся ( Мф.26:41 ); другие: уготовляй на исход дела твоя ( Притч.24:27 ); иные: смирихся, и спася мя ( Пс.114:5 ); некоторые: не достойны страсти нынешнего времени к хотящей славе ( Рим.8:18 ); другие же опять всегда имеют в мысли слова: да не когда похитит, и не будет избавляяй ( Пс.49:22 ). Вси убо текут един же из них приемлет почесть ( 1Кор.9:24 ). 74) Преуспевший без утомления делает не только в бодрственном состоянии, но и во время сна. Посему иные и в самом сне посрамляют приступающих к ним демонов, и распутных женщин научают целомудрию. Но ты не ожидай посещений, и не приготовляйся к ним заранее; потому что состояние безмолвия совершенно просто и ничем не связано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

—73— имени славою, каким образом может оказаться другого естества или иной природы, а не быть действительно тем, что есть Бог по природе? Никто из существующего не может совершать свойственных Богу дел, если это не будет по существу Своему тем, что мы считаем за Бога. Также и здесь в Его изречении содержится двоякий смысл, по причине воплощения. Дело охранения и соблюдения тех, кому это подобает ради благочестия, Он как бы отнимает у тварной природы и передает имени Отца, усвояя божественное одной только божественной природе. Поэтому опять хотя и говорит, что соблюл учеников, но совершение этого дела усвоил не человеческой ограниченности, напротив утверждает, что оно исполнено в имени Божием, ставя Себя как бы вне этого дела, поскольку Он был и мыслится плотью, и в тоже время усвояя Себе силу охранять и совершать божественные дела, поскольку Он есть Бог от Бога, вседеятельная сила Отца, крепость не соделанная, но из того, что она есть, являющая природу, откуда она неизреченно произникла. А если и здесь опять говорит, что Ему дано имя Божества, хотя Он есть Бог по природе, поскольку явился от Бога Единородный, то нисколько не вредит истине дела и не лишает Себя подобающей Ему чести и славы, – отнюдь нет. Ведь человечеству свойственно получать и это ему преимущественно и должно усвояться, так как оно ничего не имеет само по себе. Так сохранил, говорит, Своих учеников и такую явил о них заботу, что никто не погиб, кроме одного, коего и назвал сыном погибели, как обреченного на погибель по собственной воле, а вернее – по своей негодности и нечестию. И отнюдь не —74— должны мы думать, что по божественному и неизменному суду предатель среди учеников был уловлен сетью ловца и оказался в силках диавольских. В таком ведь случае он был бы и невиновен, как принужденный верховным определением. Кто может воспротивиться суду Божию? Но он осужден, как совершивший мерзость, так что ему лучше бы было совсем не рождаться ( Мф.26:24 ). По какой причине? Потому что он, несчастный, изобличается совершившим это именно по собственной воле, а не по принуждению от кого-либо. И как возлюбивший столь ужасную гибель справедливо и должен называться чадом гибели, так как обречен на погибель и уничтожение, ожидая дня погибели как бы мук рождения и плача.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

70 Данный текст под именем преп. Нила Синайского содержится во фрагменте из Парижского кодекса 1188 † 1066. 71 Здесь — прибылью. 72 В синодальном тексте: Ахан . 73 В синодальном тексте: прекрасную одежду . 74 В церковнославянском тексте: сосуд злат . 75 Об этом ср.: «Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий или, вернее сказать, отрава» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26, 58). 76 Молчание уст не есть еще безмолвие души и ума, как особое духовное состояние, к которому стремятся подвижникиисихасты. 77 Ср.: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но, когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды, но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 5). 78 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 8. 79 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 15—16//PG. T. 79. Col. 1160—1161. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 81 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 18//PG. T. 79. Col. 1164. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. 83 В синодальном переводе и в тексте 70-ти: смирю. 84 Ср.: «Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает» ( Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9). 85 Дословно: «воззрят на Бога». 86 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9. 87 То есть имеется в виду, что в ответ на порицание он не будет роптать на порицающего и на Самого Бога, допустившего такое порицание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   Когда старец возложил свою руку на мою голову и помолился, меня осенила такая благодать, такой огонь я почувствовал внутри себя, что и не в силах этого описать».    То же самое случалось со старцем Ефремом, когда он подходил к нашему старцу Иосифу и брал его благословение. Тогда сердце его по благодати становилось «источником воды живой» (ср. Ин. 4:14).    С тем же иеромонахом он беседовал однажды о точности в хранении совести и о справедливости благодати.    — Как-то я воспротивился сказанному мне старцем Иосифом. Тогда я огорчил Старца и был наказан Богом. Я исповедую тебе: как рассказывается в житии апостола Петра, что он, заслышав пение петуха, плакал, потому что вспоминал о своем отречении (См. Мф. 26:74—75), так и я, вспоминая о своем преслушании, плачу часами напролет, потому что знаю, что не должно было этого делать и что я оскорбил Святого Духа.    Иеромонах отвечал старцу:    — Отче, ты преслушался один раз, а мы столько раз совершаем непослушание! Тогда он сказал ему:    — Мне нет оправдания, потому что я вкусил благодати Святого Духа в такой мере и мне были открыты такие чудеса и таинства, что я должен был быть верным и точным.    Часто сама благодать оставляет вкусивших ее людей для того, чтобы они заплутали и подверглись потрясениям, дабы не забывали о ничтожности человека. Справедливо Писание напоминает нам, что «егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Притч. 3:12); и: «наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117:18); и: «блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его» (Пс. 93:12).    — Сегодня, — рассказывал как-то старец тому же иеромонаху, — я пребываю в великом умилении, потому что в молитве слышал небесные песнопения, которых человеческий язык описать не в силах. Настолько сердце мое и все мое внутреннее существо прилепилось к ним, что мне и есть не хочется. Я просил благодать сказать мне, кто это поет. И она ответила мне: «Это феодосиевы братья».    Благодать изъяснила ему, что феодосиевы песнопения — это непрестанные славословия, которые приносят Богу души спасенных людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010