22, ст. 5]. Мы тщеславимся, когда постимся; но когда разрешаем пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, – опять тщеславимся, считая себя мудрыми. Побеждаемся тщеславием, одеваясь в хорошие одежды, но и, в худые одеваясь, опять тщеславимся. Станем говорить – побеждаемся тщеславием; замолчим – и опять им же побеждаемся. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх сл. 22, ст. 5]. Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас, убеждая, что это необходимо для пользы ближних, как сказано: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая ваша дела ( Мф. 5:16 ) сл. 22, ст. 37]. Тщеславие делает гневных кроткими перед людьми. Оно удобно присоединяется к естественным дарованиям и через них нередко низвергает окаянных рабов своих сл. 226, ст. 26]. Гордость часто даже благодарит Бога и в этом благодарении находит себе пищу, так как она поначалу не явно отвергает от Бога, но под видом такого благодарения оправдывает свое возношение. Многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли бесстрастия и только при исходе из сего мира усматривают свое убожество сл. 23, ст. 3, 36]. Иногда находящегося среди мира страсти не беспокоят оттого, что он уже вдоволь насытился ими, видя и слыша греховное; или же оттого, что бесы намеренно отступают, оставляя духа гордости, который с успехом заменяет собой всех прочих сл. 15, ст. 62]. Но есть и ложное смирение, когда называют себя грешниками, даже, может, и думают о себе так – но уничижение от других показывает иное, что внутри-то они о себе высокого мнения сл. 25, ст. 34]. Бесы часто преобразуются в ангела света и в образ святых и мучеников и представляют нам во сне, будто мы к ним приходим, а когда пробудимся, то приводят нас от впечатления сна в радость и возношение сл. 7, ст. 48]. Также от частого псалмопения и во время сна приходят на ум слова псалмов, но иногда и бесы представляют их нашему воображению, чтобы привести нас в гордость сл. 20, ст. 20]. Бесы – пророки во снах: будучи пронырливы, из обстоятельств они заключают о будущем и открывают нам это во сне, чтобы мы, когда виденное исполнится, удивились и думали о себе, что уже стали прозорливыми сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

23:1, 14). Об этом, помнится мне, сказано мною, много лет тому назад, в одном письме к Марцелле. Таким образом пророк не желал бежать в определенное место, но, отправляясь по морю, спешил удалиться куда бы ни было, и человеку убегающему и испытывающему страх более свойственно воспользоваться первым случаем для отплытия на корабле, нежели выбирать место для безопасного убежища. Мы можем также сказать, что он полагал, что только в Иудее ведом Бог и у Израиля велико имя Его (Псал. 75:2); но испытав действие Его на водах, он сознается и говорит: «я еврей, и боюсь Господа небесного, сотворившего море и сушу» (Ион.1:9). Но если Он сотворил море и сушу, то почему ты полагаешь, что, оставив сушу, можешь на море спастись от сотворившего море? В тоже время чрез спасение и обращение корабельщиков ему дается знать, что также и многочисленное народонаселение Ниневии может спастись чрез подобного рода исповедание (или обращение). Относительно же Господа и Спасителя нашего мы можем сказать что Он оставил дом и отечество Свое и, приняв плоть, как бы бежал с неба и прибыл в Фарсис, то есть в море века сего, сообразно с тем, что в другом месте говорится: «сие море великое и пространное; тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими; тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему» (Псал. 103:25—26 ). Ибо потому Он при страдании говорил: «Отче! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:36), чтобы вследствие общих криков народа: «распни, распни Его» (Ин. 19:6) и: «не имамы царя, токмо кесаря» (Ин. 19:15), не вошло полное число язычников и чтобы неотломились ветви от маслины, вместо которых могли вырасти отрасли дикой маслины (Рим. 11). Его любовь и преданность народу была так велика вследствие избрания праотцев и обетований Аврааму, что, находясь на кресте, Он говорил: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят» (Лук. 23:34). Так как «Фарсис» означает «созерцание радости», то, может быть, пророк, прибывающий в Иоппию,что значит «красивая», спешит достигнуть радости и насладиться блаженным покоем, всецело предаться созерцанию, полагая, что лучше наслаждаться красотою и разнообразием знания, нежели, вследствие спасения других племен, видеть погибель того народа, из которого должен был родиться по плоти Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

23. Опечальных оскорблениях помыслы встречай не злопятно, а к любострастным относись враждебно. 24. Безмолвное уединение, молитва, любовь и воздержание, - се четвероконная колесница, возводящая ум на небеса. 25. Изможди плоть пощением и бдением, и отгонишь мучительный сластолюбивый помысл. 26. Как тает воск от лица огня (Пс. 67, 3), так нечистый помысл от страха Божия. 27. Большое зло для разумной души - долго пребывать в срамной страсти. 28. Переноси терпеливо удары печальных и душераздирательных случайностей; ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление. 29. Бросив имущество и отрекшись от мира, отрекись наконец и от худых помыслов. 30. Подобающее уму дело - всегда поучаться в словесах Божиих. 31. Как дело Божие управлять миром, так дело души править телом. 32. С какой надеждою сретим Христа мы, даже до ныне рабствующие плотским сластям. 33. Истребляют похоть злострадание и печаль, произвольные ли или Промыслом посылаемые. 34. Сребролюбие есть пища страстей, поколику оно поддерживает и ростит всеобъемлющую самоугодливую похоть. 35. Печаль рождает оскудение удовольствия, (или удовлетворения сластолюбия); удовольствие же соплетено со всякой страстью. 36. Какою мерою отмеряешь ты телу своему, соразмерно с тою возмерится тебе и от Бога (Мф. 7, 2). 37. Дела Божественных судеб бывают воздаянием за дела, содеянные посредством тела. 38. Добродетель и ведение рождают безсмертие; оскудение же их соделалось матерью смерти. 39. Печаль по Богу отъемлет похоть; похоти же отъятие есть воскресение души. 40. Безстрастие есть неподвижность души на худое; но ее невозможно улучить без благодати Христовой. 41. Христос есть Спаситель души и тела, и последующий топам Его освобождается от всего худого. 42. Если хочешь улучить спасение, отрекись от плотских сластей, и восприими воздержание, любовь и молитву. 43. Безстрастию свойственно истинное разсуждение, по коему все делается правою мерою. 44. Господь наш и Бог есть Иисус Христос; и ум последующий Ему во тьме не пребудет. 45. Собери ум твой и наблюдай за помыслами, и которые найдешь страстными воюй против них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/549/...

33. В обители было так: если спорящие не примиряются до захода солнца, изгоняли их из обители. Исидор градоправитель семь лет стоял у ворот обители, преклонял колена пред каждым и получил спасение. 34. От послушания – смирение, от смирения – бесстрастие и рассудительность, от рас­судительности – проницательность, а от последней – прозорливость. 35. Некоторые носили дощечки и записывали в них помыслы, и это по заповеди насто­ятеля. 36. Но должно иметь и кормчего доброго: врача, а не больного, хранить нужно добрые дела в памяти о духовном отце. 37. Бог вложил в человека нечто Божественное – совесть, как бы помысл подобно искре, и свет, и теплоту, которая просвещает ум и показывает, что доброе и что злое. 38. Открывали и воздвигали совесть пророки, закон написанный – Сам Владыка Хри­стос Бог. 39. Если не слушаемся совести, то наш светильник, сияющий за завесою (воли грехов­ной), показывает вещи уже темнее и темнее, и как в помутневшей воде от многого ила мы не узнаем в ней лица своего, ибо соодоле Ефрем соперника – совесть – своего, попра суд – справедливость (Ос. 5:11). 40. Буди увещаваяся с соперником (совестью) твоим скоро, дондеже еси на пути (мир сей, по Василию Великому) с ним (Мф. 5:25). 41. Хранить нужно совесть к Богу, людям и вещам. 42. Утром испытывай себя, как провел ночь, и вечером также, как провел день. И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя. 43. Совесть не обличает нас не только тогда, когда она чиста, но и когда подавлена злом. 44. Сознание есть порождение совести, а совесть есть слово и обличение нашего Хра­нителя, данного нам при крещении. 45. Покаяние есть возвращение крещения, обещание Богу нового жития, примирение с Господом посредством добрых дел, противоположных грехопадениям. 46. Покаяние есть очищение совести. 47. До падения нашего демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по паде­нии – неумолимым. 48. Кто истинно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не опла­кивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

34 V, 24, 11—18. 35 Его понимание из новейших историков Великого поста разделают ProЬbsm (Kirchliche Disciplin in den drei ersten Christlicheu Jahrhunderten, 1873, S. 269—281), и Weistzel (Die christlishe Passafeier, 1818). Но лучшие археологи уже Х40;ИИ века и между ними упоминавшийся Bingham оспаривали понимание Руфина. 36 V, 23, 1. „ « в значении „в» при определениях времени в- Мф. 27:15. Деян. 16:25. 37 De jejun. C.II. 38 С. XIII. 39 De orat. c.XIV 40 Katholik 1892. I. 45-e 41 Funk I. X. Kirchgeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen, 1 Band., Paderborn 1897. С выводами Функа своевременно познакомил русскую публику г. А. Петровский статьей своей в „Христ. Чтении» 1900 г. апр. „Предпасхальный пост в истории его развития» (стр. 587— 600). 42 Funk. Die apostolischen Constitutionen, 1891, S 50—54 и цитов. соч. 250 43 Migne, Patrologiae cursus completes, s.gr.10, 1278 44 Там же, 12, 528 45 Там же, 395 46 Функ думает, что у Оригена здесь была речь о сорокадневном посте Спасителя. Kirchgesch. Abhand. u. Untersuch. 254. 47 Сергий архиеп. Полный месяцеслов востока, т. II, изд. 2, Владимир 1901, стр. 44 „Примечаний». 48 M ö hler . W. Lehrbuch Kirchengeschichte, Tübing. u. Leipz. 1902 I. В., S. 331. Функ считает этот памятник моложе „Апостольских Постановлений». 49 Слав. пер.: „неудовольствия». 50 De solenn. pasch. cap. 4.5. Migne. S. gr.24, 697 51 Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Аполог. к Констан. гл. 15. 52 Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 53 Излож. веры гл. 21. 54 De Noe et arca c.4; De Elia et jejum c.10 55 Kh.V, гл.22 56 Kh.VII, гл.19 57 Автор „Исторического рассуждения о постах православной, восточной, Кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности в их время предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: „им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью“ (стр. 17). Но из установлений Церкви новатианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

7 . Молитва пастыря о пасомых. Молитва об окормляемых (пасомых) является одним из самых сильных методов в арсенале миссионера. Молитва возможна во всех без исключения случаях, поскольку она не зависит от индивидуальности просвещаемого человека, от уровня его развития, образования, семейного положения и проч. Миссионер может и должен молиться о всех призываемых им к Богу, о готовящихся и принявших Св Крещение. О последних возможно даже в большей степени, чем о двух первых: «о тех, кто истинно верует и живет по заповедям, чтобы они и остались в таком состоянии, о тех же, кто уклонился с истинного пути, он [пастырь, миссионер – С.А.М.] должен молиться, чтобы Господь наставил их на путь правый» с. 27]. Молитва является одним из самых важных методов в деле миссии, применимым всегда и в любых обстоятельствах. 8 . Привлечение людей, находящихся в сфере заботы (влияния) миссионера, к делам милосердия и благотворительности, вместе с воцерковленными верующими, также является одним из методов, применяемых православной миссией. Сам Господь Иисус Христос сказал: «… наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. … истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:34–36, 40 ). Данный метод позволяет «внешнему» человеку ближе познакомиться с внутренней жизнью Церкви, понять, что вне Церкви нет Спасения, что учение Христа – есть Истина, а христианская жизнь – есть пример для подражания с. 28]. Понятно, что приведенное перечисление составляет лишь букву «А» миссионерского «методологического алфавита», включающего еще множество других «букв» – методов. Значительную полноту методов миссии можно исследовать по содержанию Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции (КММТ), соглашаясь с тем, что вся совокупность методов детальной систематизации и описанию недоступна.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Итак, братие, справедливо учат святые отцы, говоря, что когда мы другим помогаем, то тем самым себе пользу делаем, что милости к дающим возвращаются и что то, что отдаём другим, то и опять получаем с избытком. А это всё к чему должно вести нас? К тому, во-первых, чтобы мы, подавая милостыню, помнили, что, по слову Божию, Господь, «дающий семя сеющему и хлеб в пищу, даст обилие посеянному нами и умножит плоды правды» нашей ( 2Кор.9:10 ); а во-вторых, чтобы не забывали и того, что, также по слову Божию, тот, кто «даёт убогим, не оскудеет» ( Притч.28:27 ), что дающих благословляет Господь Бог «во всех делах их и во всём» ( Втор.15:10 ) и что «блажен, кто помышляет о бедном и нищем» ( Пс.40:2 ). Будем же помнить это и, подражая милосердию Всеблагого Бога, будем стараться делать ближнему, к пользе его, всё, что можем. Одного накормим, другого напоим, третьему поможем в одежде, четвёртого посетим в заключении или скорбном одиночестве, иного примем с любовью, как странника, а наконец, по слову Премудрого, «и умершего не лишим милости» ( Сир.7:36 ), то есть послужим погребению и бедняка умершего. И когда будем поступать так, тогда, конечно, не только в сей жизни Господь благословит нас во всех делах наших и во всём, но и в будущей сподобит услышать вожделенный оный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Аминь. 2-й день 96. К молодым инокам о том, каких преимущественно добродетелей они держаться должны (Из жизни преподобного Афанасия Затворника. Чет. Мин. дек. 2) Конечно, вы знаете, иноки, что все добродетели имеют между собой неразрывную связь, все служат как бы ступенями лествицы, ведущей к Небу, и что потому и всех их все мы держаться должны. Но вот если б кто поставил вопрос вам таким образом: какие добродетели преимущественно иноческие? Что бы вы ответили на это? Не знаем, что бы вы ответили, но мы, со своей стороны, ответили бы так: преимущественно иноческие добродетели следующие: послушание, сознание своей греховности, молитва и смирение. Слыша это, вы, конечно, и спросите: почему же эти добродетели преимущественно иноческие и почему их иноки особенно держаться должны? На сие мы ответим вам повествованием следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

К счастью, у нас в Подмосковье созданы возможности для того, чтобы преподавание знаний о Православии распространялось, хотя бы в части образовательных учреждений. Процесс этот до сих пор идет не безболезненно. Противники нашего сотрудничества находят разные поводы для критики, но все они, так или иначе, субъективны. Обратимся к главному. Я прочту вам хорошо знакомые слова, которые обращает Иисус Христос к тем, кто сподобился вечной жизни в Царстве Небесном за праведные дела на земле: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне " (Мф. 25:34-36). Здесь сказано о том, что является основой человечности, о сущности жизни доброго сердца, — а, следовательно, об идеальной цели воспитательного процесса. И что может быть прекраснее, чем труд педагога, который взращивает подрастающее поколение в духе высоких нравственных ценностей? Хочу сказать вам, что именно в данной перспективе следует рассматривать имеющее уже определенную историю и традицию современное сотрудничество между Церковью и школой. Мы живем в эпоху, когда человеку предлагается альтернатива: или признать, что в его существовании на земле есть смысл, сопряженный с поиском истины и духовного подвига, или согласиться, что все вокруг временно, обречено на погибель и не заслуживает серьезного отношения, что можно, как теперь говорят, " расслабиться " и ни о чем не заботиться. Тут уместно напомнить слова людей, лишенных веры в вечную жизнь, которые приводит святой апостол Павел: " Станем есть и пить, ибо завтра умрем! " (1 Кор. 15:32). Вызов сегодняшнего дня — помочь молодежи сделать правильный выбор. И работа в этом направлении ведется. Не могу не выразить особой радости по поводу того, что многими педагогами Подмосковья эта задача воспринята как важная и требующая творческого подхода. Об этом свидетельствуют ежегодные результаты конкурса на соискание премии " За нравственный подвиг учителя " . Наше учительство постоянно находится в поиске новых методик, создает новые программы обучения для приобщения детей и юношества к отечественному духовному наследию и для позитивного формирования личности учащихся.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В Откровении Иоанна Богослова Иисус говорит: «…се, творю все новое» (21:5). Исчезнут, по Писанию, все дела рук человеческих. Будут новая земля, новое небо, новый Иерусалим. Души воскресших людей в обновленных телах не будут стеснены болезнями мозга, его слабостями. Память будет чрезвычайно просветленной, и перед сознанием каждого пройдет вся его жизнь в мельчайших подробностях. Страшное пламя, охватившее землю, огненной рекой увлечет всех воскресших мертвецов и живых туда, где будет Страшный Суд Христов. И предстанут пред Ним все народы каменного, бронзового и атомного веков. Страшная тьма покроет землю… Тогда явится сияющее безмерным Светом Знамение Сына Человеческого на небе — Животворящий Крест — и ярче небесных светил озарит Вселенную. Восплачут все племена земные. Тогда разделит Страшный Судия Иисус человечество: одних поставит справа от себя, а других — слева. И скажет стоящим справа: «.. .приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:34-36 ). Я нуждался в Вашем милосердии и вы оказали Мне его. И ответят стоящие справа, как говорит Евангелие: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли?..» И ответит Иисус: «…истинно говорю вам: так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:37-40 ). Тогда обратится к стоящим слева и скажет: «Я нуждался в милости вашей, но вы не напоили, не накормили и не посетили Меня, когда Я в этом нуждался». И ответят стоящие там: «Господи! когда мы видели… и не послужили Тебе?». И, как гласит Евангелие, Иисус ответит: «…истинно говорю вам: так-как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф.25:44-46 ). И скажет страшные слова, записанные в Евангелии: «…отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» ( Лк.13:27-28 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

PGL – Patristic Greek Lexicon/Ed. G. W. H. Lampe. Oxford, 1961 [ 23 2010]. Sophocles – Sophocles A. S. Greek Lexicon of the Roman and Bysantine Periods. Cambridge-Leipzig, 2 1914 [ r Hildesheim- Zürich-New York, 1983]. Перевод выполнен по 129-му тому «Греческой патрологии» Ж.-П. Миня (1864 г.) 8 . «Толкование на Евангелие от Луки» Евфимия Зигабена (ок. 1050 – ок. 1122 г.) с приложением двух анонимных комментариев на песни Богородицы и Захарии ( Лк. 1 ) в «Греческой патрологии» воспроизводит вышедшее в 1792 г. в Лейпциге издание Хр.-Фр. Маттеи 9 . 10 Евангелие от Луки ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ 1 . О переписи (2, 1). 2 . О бывших в поле пастухах (2, 8). 3 . О Симеоне (2, 25). 4 . Об Анне пророчице (2, 36). 5 . О глаголе, бывшем к Иоанну (3, 1). Мф. 3 11 . 6 . О спрашивавших Иоанна (3, 10). 7 . Об искушении Спасителя (4, 1). 8 . Об имевшем духа бесовского (4, 33). Мк. 1. 9 . О теще Петра (4, 38). Мф. 8. Мк. 2. 10 . Об исцелившихся от различных болезней (4, 40). Мф. 9. Мк. 3. 11 . О лове рыб (5, 4). 12 . О прокаженном (5, 12). Мф. 6. Мк. 4. 13 . О расслабленном (5, 18). Мф. 13. Мк. 5. Ин. 7. 14 . О Левии мытаре (5, 27). Мф. 14. Мк. 6. 15 . Об имеющем сухую руку (6, 6). Мф. 21. Мк. 7. 16. Об избрании Апостолов (6, 12). Мф. 19. Мк. 8. 17 . О блаженствах (6, 20). Мф. 5. 18 . О сотнике (7, 1). Мф. 7. Ин. 6. 19 . О сыне вдовы (7, 11). 20 . О посланных от Иоанна (7, 18). Мф. 20. 21 . О помазании Господа миром (7, 36). Мф. 62. Мк. 44. Ин. 12. 22 . О притче о семени (8, 4). Мф. 24. Мк. 9. 23 . О запрете водам (8, 22). Мф. 11. Мк. 10. 24 . Об имеющем легион (8, 26). Мф. 12. Мк. 11. 25 . О дочери начальника синагоги (8, 40). Мф. 15. Мк. 12. 26 . О кровоточивой (8, 43). Мф. 16. Мк. 13. 27 . О послании Двенадцати (9, 1). Мф. 19. Мк. 14 12 . 28 . О пяти хлебах и двух рыбах (9, 12). Мф. 26. Мк. 16. Ин. 8. 29. О вопросе к ученикам (9, 18). Мф. 33. Мк. 24. 30 . О Преображении Иисуса (9, 28). Мф. 34. Мк. 25. 31 . О лунатике (беснующемся в новолуние) (9, 37). Мф. 35. Мк. 26. 32 . О рассуждавших о том, кто – больший (9, 46). Мф. 37. Мк. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010