Иисус Христос, обличая лжеучение иудейских книжников и фарисеев, учивших: «возлюби ближнего тво­его, и возненавидь врага твоего» ( Мф.5:43 ), говорит: Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро торите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы: яко да будете сынове, Отца вашего, иже, есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя ( Мф.5:44,45 ). Как Отец Небесный Свои благословения простирает на всех; так и мы должны питать любовь ко всем и свою лю­бовь должны показывать на самом деле, когда к этому открывается случай, то есть, когда другие имеют в нас нужду и мы можем оказать им благотворение. Такую благотворительную любовь Господь внушает следующею притчею. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него платье, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю, некоторый священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и пошел мимо; а некоторый проезжающий самарянин, найдя и увидев его, сжалился. И подошедши, перевязал ему раны, воз­ливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и возымел о нем попечение. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину и сказал ему: попекись о нем; и, если что более издержишь, я отдам тебе, когда возвращусь. Кто, думаешь, из сих троих, был ближний попавшемуся разбойникам? Он (законник) сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал: иди, и ты поступай так же» ( Лк.10:30–38 ), то есть люби всех и будь готов делать добро всякому, кому чем можешь: ибо каж­дый человек есть ближний твой. 3. Что значит любить ближнего как себя? Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: эта заповедь показывает, а) что любовь к самим себе естественна и непротивна любви к Богу; что эта любовь к себе должна быть образцом нашей любви к ближним, и поэтому, желая правильно любить ближних, мы должны иметь истинную любовь к самим себе, и прежде всего должны заботиться о высшем своем благе, то есть о спасении души. Это согласно с волею Божьею. Спаситель говорит: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф.16:26 )? В чем должно состоять это попечение о своей душе, определяют запо­веди Божии первая и вторая: первая показывает, что наша любовь к себе и попечение о своей душе должны быть всецело подчинены любви к Богу; а вторая показывает, что наша любовь к себе должна быть умеряема любовью к ближним; любя себя, мы должны любить и ближних как себя. И по отношению к благам внешним, прежде человек, по внушению естественной любви к себе, заботится о самом себе: кто беден, не имеет избытка, тот не обязывается помогать другим. «Не на­добно, говорит апостол, чтобы другим было облегчение, а вам тягость; но, чтобы было уравнение» ( 2Кор.8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Мф.5:42.   И хотящаго от тебе заяти не отврати и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Теперь повелел занимать без росту, а когда учил, как сказано выше, на ровном месте, то повелел не требовать назад и того, что дано взаймы. Если, говорит, взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, то какая вам за то благодарность (Лк. 6:30). И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но то, что находится в настоящем месте, относится к несовершенным, а то, что у Луки, — к более совершенным. Мф.5:43—44.   Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющыя вы Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Искоренив, как сказано, гнев и похоть и освободив от всякой пагубной страсти повинующихся Ему, повелел благотворить, давая просящим и занимая нуждающимся; потом, восходя выше, возвел на высоту добродетели. Венцом и вершиною всякой добродетели служит любовь к врагам с ее последствиями, — любовь к ним не как к врагам, а как к людям, и не только любовь, но и молитва за них. За любовью к врагам последует и все остальное, именно — благословение проклинающих, благотворение ненавидящих и молитва за обижающих нас. Таковы свойства совершенной любви. Смотри, что и награда столь великой добродетели самая большая. Так как такой поступок больше всякого другого, то и награду Он полагает большую, чем всякая другая. Говорит: Мф.5:45.   Яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

  Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.   Темже иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни.   Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.   Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет.   Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.   Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня.   Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.   Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят (усыпают) доволни.   Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.   Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были.   Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.   Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся.   Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Аллилуиа, глас 6: Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Стих: Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его? Стих: Ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание. Евангелие от Матфеа, зачало 107 [Мф. 26, 1 – 20]; от Иоанна, зачало 44 [Ин. 13, 3 – 17]; от Матфеа, зачало 108 от полу [Мф. 26, 21 – 39]; от Луки, зачало 109 [Лк. 22, 43 – 45]; от Матфеа, зачало 108 [Мф. 26, 40 – 27, 2]. Читайте также — Изображения Тайной Вечери: От фресок в катакомбах до картин Сальвадора Дали   Рече Господь Своим учеником:   Сказал Господь ученикам Своим:   Весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие.   Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.   Тогда собрашася архиерее и книжницы и старцы людстии во двор архиереов, глаголемаго Каиафы,   Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,   И совещаша, да Иисуса лестию имут и убиют:

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-v...

Лк.9:40 .  Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Лк.9:41 .  Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Лк.9:42 .  Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. Лк.9:43 .  И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: Лк.9:44 .  вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Лк.9:45 .  Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. О преображении Господа и исцелении бесноватого отрока евангелист Лука говорит согласно с Марком ( Мк.9:2–32 ; ср. Мф.17:1–9, 14–23 ). Но при этом он вносит в рассказ некоторые новые подробности. «Дней через восемь» (стих 28) – выражение довольно неопределенное. Евангелист Лука, вероятно, считает здесь и день исповедания апостола Петра, и день Преображения, поэтому у него счет и выходит на два дня больше, чем у Матфея и Марка. «И когда молился» (стих 29; см. Лк.3:21 ). О молитве Христа перед Преображением говорит один евангелист Лука. «Вид лица» (стих 29). Евангелист Лука здесь соединяет в одно два выражения Матфея ( Мф.17:2 ). «Явившись во славе» (стих 31), т.е. в сиянии, окруженные небесным блеском. «Говорили об исходе Его» (стих 31). Это замечает только евангелист Лука. Под «исходом» здесь понимается выход Христа из этой земной жизни посредством смерти, воскресения и вознесения на небо (ср. 2Пет.1:15 ). Рассуждали они об этом для того, чтобы внушить представителям апостолов уверенность в том, что смерть Христа, которой те так соблазнялись ( Мф.16:22 и сл.), была предусмотрена еще в Ветхом Завете. «Отягчены были сном...» (стих 32). Об этом упоминает только евангелист Лука. По всей вероятности, ученики спали в то время, когда Христос молился, и проснулись, как только засиял свет от лица Господа и в сиянии появились Моисей и Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

а. 4:13 – 4:18. Если мы внимательно прочитаем этот отрывок, то поймем в каком плане апостол Павел пишет о Парусии. Фессалоникийцы из уст самого апостола слышали о том, что Христос должен вернуться во славе, однако они беспокоились о судьбе тех, кто не доживет до Его пришествия. Павел их успокаивает: «Не хочу же братья, оставить вас в неведении о умерших…»(4:13). Ответ апостола ясен: «Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (4:15); и «мертвые во Христе воскреснут прежде» (4:16). Сама Парусия описывается довольно сдержанно: «Сам Господь при возвращении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (4:16), по сравнению с теми описаниями, которые мы встречаем в Синоптических Евангелиях, в частности у Матфея (Мф.24:26–31; ср.: Мк. 13:24–27; Лк. 21:25–28). Символизм и богатство образов, которые характерны для Синоптических Евангелий и в целом для очень многочисленных иудейских апокалипсисов той эпохи, уже не годились для слуха обращавшихся язычников и, вероятно, не очень были нужны для их спасения. Вот почему апостол Павел, сдержанный в апокалиптических описаниях, акцентирует внимание на главном событии, которым будет сопровождаться Пришествие Господа, то есть на воскресении мертвых. Позже, в 15 главе Первого Послания к Коринфянам, апостол Павел вновь пишет о Воскресении Господа, залоге нашего собственного воскресения, но полностью избегает примет апокалиптического жанра, сосредоточив внимание читателей на эсхатологической теме (1Кор.15:12–28) b. 5:1–11. «О временах же и сроках» (5:1) не следует говорить, так как «сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (5:2; ср. Мф. 24:43–44). Никто не знает в какой день придет Христос, и об этом Он говорил Сам в Своей эсхатологической речи (Мф.24:36) и повторил еще раз непосредственно перед Вознесением (Деян.1:7). Когда люди будут с удовольствием говорить: «Мир и безопасность», « тогда внезапно постигнет их пагуба» (5:3). Но гнев Господа направлен не на христиан, сынов света, живущих в трезвении и надежде на спасение, бодрствующих день и ночь (5:4–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

(43) Тогда праведники скажут в ответ, пораженные величием такого чуда, что Тот, Которого не могут ясно видеть даже ряды ангелов, призывает их как друзей; они обратятся к Нему с такими словами: Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим и напоили? Страшный! когда мы видели Тебя нагим и одели? Бессмертный! когда Мы видели Тебя странником и приютили? Человеколюбец! когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе? ( Мф. 25:37–39 ) Ты есть вечно сущий. Ты – собезначальный Отцу и совечный Духу. Ты – из небытия всё сотворивший. Ты – Царь ангелов. Ты Тот, пред Которым трепещет ад. Ты Тот, Который одеваешься светом как одеждой ( Пс 103 /104:2). Ты Тот, Который сотворил и образовал нас из земли. Ты Тот, Который устроил невидимое. От лица Твоего бежит вся земля. И как мы воспользуемся гостеприимством Твоего Царства и господства? (44) И Царь скажет им в ответ: все, что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25:40 ), – все, что Я прежде сказал вам, что вы приютили, одели, напитали и напоили члены Мои, то есть бедных, – то сделали Мне. Но идите же в Царство, уготованное вам от создания мира: получайте наслаждение во веки веков от Отца Моего небесного и святого и животворящего Духа! Какие же уста изобразят те блага, которое глаз не видел, ухо не слышало, которые не проникали в сердце человеческое, но которые приготовил Бог любящим Его? (45) Познайте радость беспрерывную, познайте Царство непоколебимое, познайте наслаждение благом, которому не будет конца. Познакомьтесь также и с тем тяжким голосом, с которыми обратится к стоящим по левую сторону праведный Судия и Бог, кроткий во гневе неизмеримом и ярости: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его! ( Мф. 25:41 ). [Разве Я для вас приготовил огонь или суд? Нет, для диавола и ангелов его 722 .] Но вы сами себе приобрели это 723 : примите на себя и это наслаждение 724 . Идите от Меня, проклятые, во тьму кромешную, в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его. Я создал [вас], а вы к иному присоединились. Я извел вас из чрева 725 , а вы от Меня отреклись. [[Я образовал вас из земли Моим повелением, а вы к иному присоединились. Я напитал вас, а вы другому служили. Я землю и море предоставил для вашего питания и продолжения жизни, а вы заповедей Моих ослушались. Я создал вам свет для наслаждения днём и для успокоения ночью, а вы делами дурными Меня прогневали и отвергли, и открыли двери для страстей. Идите же от Меня, делатели неправды 726 .] Я не знаю вас, Я не признаю вас. Вы сделались служителями иного господина, то есть диавола. Вместе с ним и наследуйте мрак, огонь неугасимый, червь неумирающий и скрежет зубов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Когда храм был окончен, священники освятили его ( 2Езд.7:3–7 ). В 70 году по Рождестве Христовом римляне разрушили этот храм, о чем Господь предсказал во дни Своей земной жизни ( Мф.24:2 ; Мк.13:2 ). Из сказанного видно, что храм есть установление Божие; условием для обладания им должно быть исполнение заповедей Божиих, служение и поклонение Единому Богу (ср. 3Цар.9:6–7 ). В наказание евреям за отступление от Бога, за идолопоклонство и нечестие Он наказывал их бедствиями (ср. Иер.7:3–15 ; 4Цар.17:16–18, 23, 24:1–3, 7–20 ) и храм отдавал в руки врагов (ср. Иер.51:51 ; 4Цар.25:9 ). За отвержение и распятие Господа Иисуса Христа евреи лишились храма навсегда ( Лк.19:43–44 ; Мф.24:2 ). В храме приносились жертвы Богу «К месту, какое изберет Господь, Бог ваш... обращайтесь, и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши и жертвы ваши и десятины ваши и возношения рук ваших и обеты ваши и добровольные приношения ваши... Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь» ( Втор.12:5–14; 16:5–6:16 ). Предписываемые законом жертвы евреи и приносили только в храме. В Новом Завете кровавые жертвы отменены и приносится в храмах православных христиан бескровная жертва – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа ( 1Кор.10:16–17; 11:22–29 ). «Мы имеем», – говорит апостол, – «жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). Жертвенник мог быть только в храме, свое же название он получил от жертвы евхаристической, на нем предлежащей. Следовательно, если в особо устроенном для молитвы здании не совершается жертва евхаристическая, то это будет не храм, а молитвенный дом. Храм есть святыня 311 Господь сказал Моисею: «помажь им (миром) скинию собрания и ковчег откровения и стол... и жертвенник... и освяти их, и будет святыня великая : все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:26–29 ). «Все священники, находившиеся там (в храме Соломона), освятились без различия отделов» ( 2Пар.5:11 ). «Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя..». ( Ис.64:11 ). «И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них вовеки» ( Иез 37:28 ). «Что больше: золото или храм, освящающий золото..? Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» ( Мф.23:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010