Итак, если Сын сам сотворил времена и сроки [потому что « Все чрез Него начало быть » (Ин. 1:3)], то каким образом осмеливаемся говорить, что было время, когда Сына не было? По твоему слову, время — больше, чем Бог–Слово, так как то, что прежде, по необходимости — и больше. 2. Но хочешь ли узнать, что Сын — совечен Отцу? Исаия говорит: « Я Бог первый и Я последний, прежде Меня не было иного Бога и после Меня не будет » (Ис. 44:6; 43:10). Итак, если ты говоришь, что Сын — позже Отца, то каким образом Отец говорит, что « после Меня не будет » иного Бога? Если же ты поймешь это о Сыне, то каким образом Он говорит: « прежде Меня не было иного Бога »? Чрез это усматривай, что Сын — совечен Отцу. Слушай же свидетельства, произнесенные о Сыне, и избегай бесчестить Его: « пролил Господь дождем огонь от Господа », и огонь на Содом (Быт. 19:24). Господом называет Отца, Господом — Сына, Господом — Святого Духа, так как говорит: « Господь есть Дух » (2 Кор. 3:17); и не сказал: Господь меньший возле Господа великого. И Моисей говорит: « и да поклонятся Ему все ангелы   Божии » (Втор. 32:43); ангел же творению не поклоняется. И чтобы ты понял, что это сказано о Сыне, послушай, что говорит Павел: « когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии » (Евр. 1:6). А также и Давид взывал: « сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих » (Пс. 109:1). И не сказал: Господь Господа моего; но сказал: « Господь Господу моему ». « Се », говорит Исаия, « Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил » (Ис. 7:14; Мф. 1:23), « что значит: с нами Бог » (Мф. 1:23). Да, называю Его Сыном, однакож, подчиненным и меньшим Отца. Снова изобличает тебя Исаия, говоря, что « младенец родился нам — Сын дан нам, и нарекут имя Ему: Великого совета Ангел, Чудный Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец вечности » (Ис. 9:6). Пророк провозглашает Властелином, Богом крепким; а ты называешь Его подчиненным? Тот называет Великого совета Ангелом; а ты называешь малым? Смотри же, прошу, что о Нем взывает также и Иеремия: « Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним » (Варух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но известно, что такая чистота возможна не для тех, которые по нерадивости, беспечности не занимаются очищением себя от пороков, а для тех, которые с сокрушением и постоянной ревностью исправляют порчу, причиненную грехами, и всей силою души взывают к Богу: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего» ( Пс.31:5 ); «слезы мои были для меня хлебом день и ночь» ( Пс.41:4 ); они удостоятся слышать: «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако» ( Ис.44:22 ); «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ), и, освободившись от уз грехов своих, коими всякий связывается ( Притч 5:22 ), с благодарностью воспоют Господу: «Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» ( Пс.115:7–8 ). Глава 8. Разными способами можно достигнуть очищения грехов Грехи можно заглаживать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается не только раскаянию, о котором говорит апостол Петр: «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3:19 ); Иоанн Креститель и Сам Господь говорят: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ); но еще «любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет.4:8 ). Милостыней также врачуются язвы души нашей, потому что как «вода угашает огонь, так милостыня очистит грехи» ( Сир.3:30 ); «и слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» ( Пс.6:7 ), далее говорит, что он не напрасно проливал их: «удалитесь от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь голос плача моего» ( Пс.6:9 ). Также заглаживаются грехи исповеданием их: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ); еще: «припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» ( Ис.43:26 ); и скорбью душевной и телесной приобретается отпущение грехов: «призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» ( Пс.24:18 ). Особенно уничтожаются грехи исправлением нравов наших: «удалите злые деяния ваши от очей Моих;...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

В противоположность этому в теле воскресения появится сила, то есть тело не будет знать никакого утомления, поэтому не будет нуждаться ни во сне, ни в отдыхе, ни в пище, ни в питии. 3. Человек из душевного станет духовным: Сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор. 15:44 ). Что это значит? В данном случае слово «тело» означает не просто видимую часть природы, но всё естество человека, потому что тело само по себе не может быть ни душевным, ни духовным. Душевное тело – это естество, ориентированное на удовлетворение душевных потребностей и страстей, то есть земных желаний и чувственных удовольствий. Духовное тело – это естество, направленное на духовные потребности, прежде всего стремящееся к богообщению. Дух господствует в таком человеке, формируя принципиально иной тип жизни: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор. 3:16 ). Таким человеческим естеством обладает наш Господь после Воскресения, поэтому Он смог войти к ученикам сквозь закрытые двери (см.: Ин. 20:19 ). Подобное естество будет и у воскресших праведников. Человек хотя и сохранит материальность и вещественность, будет способен неограниченно перемещаться в пространстве без технических средств. Это явлено Воскресшим Господом, к этому способны ангелы и будут способны праведники. На что прямо указывает апостол Павел: Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес. 4:17 ). Обитание праведников на облаках говорит о том, что обновленные люди как-то иначе будут соотноситься с физическими законами мира. 4. Человеческое естество будет обоженным, причастным славе Божией : Сеется в уничижении, восстает в славе ( 1Кор. 15:43 ). Когда мы хороним тело, то видим его бесславным и безобразным 809 . Тем не менее, в Священном Писании прямо говорится, что Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп. 3:21 ). Значит, тело восстанет во славе Божией, то есть будет обожено и пронизано божественным нетварным светом, может быть, даже более, чем у Адама до грехопадения. Об этом свидетельствует Господь: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50:3). Благость Твою являют собой все создания Твои, везде проповедуется слово Твое (см. Пс. 18:2), даже и животные на поле взывают к Тебе (Иоил. 1:20), удивляются Ангелы и люди, лобызают грешники кающиеся и чувствуют праведники, не лишаются и нечувственные грешники, как благость Твоя их долготерпит, и на покаяние ведет (Рим. 2:4). Чувствовал, чувствую и лобызаю и я, бедный грешник, благость Твою и с пророком Твоим взываю: Вкусите, и видите, как благ Господь (Пс. 33:9). И сколько раз ощущаю благость Твою в сердце моем, столько раз возбуждается и возжигается сердце мое к любви Твоей. Слава благости Твоей, слава щедротам Твоим, слава милосердию Твоему, слава долготерпению Твоему, слава человеколюбию Твоему! Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя! Господь утверждение мое и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него; Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой (Пс. 17:2–3). В слове Твоем вижу я, что все, что Ты ни открываешь нам, точно так и есть; и что предсказываешь, то сбывается; и что обещал и обещаешь, то все исполняешь, ибо верен Господь во всех словах Своих (Пс. 144:13). И вижу, что небо и земля прейдут, слова же Твои не прейдут (Мф. 24:35). И оттуда познаю истину Твою, и утверждаюсь в вере моей, и без сомнения верую святому и милостивому обещанию Твоему, и в надежде моей непоколебим бываю. Милость Твоя, Господи, и истина Твоя оживляет меня, содержит меня, сохраняет и укрепляет меня, и ведет меня к будущим и вечным обещанным благам Твоим. Знаю я, что храмина тела моего разорится, и тело мое, как земля, земле предастся. Но милость Твоя уверяет меня, что то же самое тело, в котором ныне живет душа моя, силою всемогущего гласа Твоего восстанет (см. Ин. 11:43), и благодатью Твоею в лучший и прекраснейший вид преобразится. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15:43–44 и 53). И так с Церковью Твоею святой «чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века, аминь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ис.48:18 . О, если бы ты внимал заповедям Мо­им! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. Ис.48:19 . И семя твое было бы как песок, и про­исходящие из чресл тво­их – как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его пре­до­ Мною. Говорит о тех возможных и открытых Израилю благах, которыми он, несомненно, наслаждался бы, если бы пребыл верен своему завету с Господом. «О, если бы ты внимал заповедям Моим!» Прекрасную параллель этому дает Псалмопевец: «О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их... а их благоденствие продолжалось бы навсегда» ( Пс.80:14–16 )! «Тогда мир твой был бы как река». Именно, определенная река, так как порою стоит с добавлением – «Евфрат». «И правда твоя, как волны морские». «О, если б народ внимал заповедям Господним, тогда бы мир его уподоблялся бы течению тихой, величественной реки, несущей благоденствие, успокоение и благословление; правда же его уподоблялась бы силе волн, устремляющихся на берега неверия и разливающих их и пробивающих самые скалы непрестанным действием» (Властов). Ис.48:19 . И семя твое было бы как песок, и про­исходящие из чресл тво­их – как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его пре­до­ Мною. «И семя твое было бы, как песок, и происходящие из чресл твоих, как песчинки». Это – один из довольно употребительных у пророка Исаии образов, ведущий свое происхождение, очевидно, из эпохи патриархальных благословений ( Ис.10:22 ; Ис.43:5 ; Ис.44:3 ; Быт.22:17–18 и др.). Но народ еврейский нарушил завет и тем самым уничтожил силу богодарованных ему обетовании. «Не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною». Ясное указание на потерю политической самостоятельности и на всю ту будущую, бесславную историю Израиля, которая явилась в качестве естественного следствия его же собственного поведения ( Втор.22:9 ). Народ израильский потерял смысл своего исторического существования, почему и Сам Господь впоследствии сказал ему: «отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Самый же образ взят, очевидно, из обычая евреев изглаждать из родословных книг имя, или даже всю фамилию того лица, которое чем-либо особенным опорочило себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 40. Страстная седмица. Великий Четверток. Благоразумный разбойник (из службы утрени Великого Пятка) «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи» 49 . Среди великопостных песнопений, благочестивые слушатели, нас всегда трогает пение светильна о разбойнике, названным святая Церковью благоразумным за то, что «во едином часе Господь сподобил его рая», за его веру во Христа, как Спасителя-Искупителя. Когда, при каких обстоятельствах произошло это чрезвычайное событие на Голгофе? Ответ мы найдём у евангелиста Луки ( Лк. 23:25–43 ). Здесь мы читаем следующее. После суда над Иисусом Христом Пилат предал Его в волю судей Его ( Лк. 23:25 ), во главе которых стояли члены еврейского Синедриона (верховного судилища). И они повели Его ( Лк. 23:26 ). Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, то (римские воины) распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону ( Лк. 23:32–33 ), сняв предварительно с них одежду и напоив по обычаю того времени, напитком из вина и смирны (благовония). Напиток этот на некоторое время помрачал рассудок и приглушал мучительную боль от распятия на кресте 50 . Христос не принял это питие, желая сознательно и в полной мере пострадать и умереть за грехи людей. Разбойники же приняли его и вслед за тем от помрачения рассудка начали хулить, поносить Его ( Мф. 27:44 ; Мк. 15:32 ), подражая врагам Его, толпившимся на Голгофе. Но вот до разбойников доносится тихая молитва с Креста Господня. Они слышат голос, обращённый к Отцу Небесному: Отче, прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ). Такими «незнающими» на Голгофе были и воины, пригвоздившие Его и к кресту, и члены Синедриона с толпой, осудившие Христа, и разбойники, хулящие Спасителя. Господь обо всех врагах своих молился, следуя своей божественной заповеди – любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). Среди врагов Христа особой лютостью и нераскаянностью отличался неразумный разбойник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Так, Варнавы апостола Послание говорит о «новом законе Господа нашего Иисуса Христа» ( Barnaba. Ep. 2. 6). Христ. богословы сщмч. Ириней Лионский и мч. Иустин Философ формулируют содержание этого нового закона, встраивая требования Иисуса Христа в нравственно-религ. заповеди ВЗ. Согласно их мнению, Иисус Христос лишил силы только народные обычаи и культовые законы ВЗ, которые с самого начала были определены исключительно для Израиля ( Iust. Martyr. Dial. 44. 2; Iren. Adv. haer. IV 15; 25. 1). И напротив, Он утверждал те нравственно-религ. заповеди, к-рые были действенны еще до Синайского законодательства. Это универсально значимые принципы, ибо они согласуются с тем, что праведно и благо по природе ( Iust. Martyr. Dial. 45. 3-4; 47. 1-2; Iren. Adv. haer. IV 15. 1). Согласно раннехрист. авторам, они были собраны и обобщены в декалоге, к-рый Иисус Христос, взяв за основу, расширил и превзошел Своей двойной заповедью любви (Ibid. IV 16. 3-4; Iust. Martyr. Dial. 93. 2). В этом учении развивается представление о ступенчатой этике: от ветхозаветной к новозаветной. Эта «этика двух ступеней» позднее была дополнена представлением о 3 «евангельских правилах»: об отказе от брака, от имущества и от своей воли ( Goppelt. 1980. S. 157). Они выступают как вершина совершенства: «...Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19. 12); «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф 19. 21); «...кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк 10. 43-44). Такой взгляд на евангельскую этику справедлив лишь в том, что наставления Иисуса Христа предполагают пребывание закона, однако он упускает из виду, что наставления Иисуса Христа не могут быть объединены с законом, ибо они антитетически, качественно отличаются от него. В новейшее время наметилась тенденция (напр., у Бультмана) сводить этические указания Иисуса Христа к единственному принципу, а именно к личному нравственному решению человека.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Не узнавший Мессию Израиль не занял обещанного ему места в царстве Мессии. О том плакал Иисус, приближаясь к Иерусалиму на осле в сопровождении учеников и множества народа: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!.. Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами... и разорят тебя... ( Лк. 19:42–44 ). В подтверждение такого объяснения неисполнения пророчеств Израилю о его месте в царстве Мессии зададим иудею синагоги два вопроса. Первый вопрос: Все значимые в истории события с Израилем предвозвещались и объяснялись пророками. Сколько было пророчеств о семидесятилетием Вавилонском пленении иудеев! Почему же тогда несравненно более значимое событие, не семидесятилетнее, а девятнадцативековое рассеяние среди всех народов мира никак не было предвозвещено?! Кстати, и тот плен, и это рассеяние начались с разрушения Иерусалима и храма. Второй вопрос: Наказание соответствует преступлению. За какой грех , за что дано Израилю девятнадцативековое рассеяние? За тяжкие пороки и идолопоклонство были уведены иудеи на семьдесят лет в Вавилон. Бедствия девятнадцативекового рассеяния иудеев несопоставимы с ветхозаветными бедствиями Израиля. Значит, и грех несопоставим! Так за что, или для чего? Христианский ответ на эти вопросы вразумителен и очевиден: Бедствия иудеев были предвозвещены Иисусом Христом в беседе с учениками на Елеонской горе во Вторник седмицы Своих страданий ( Мф. 24 глава), а также при других обстоятельствах. Иисус прямо сказал, что иудеи падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы... доколе не окончатся времена язычников ( Лк. 21:24 ). Произошло отвержение иудеев за отвержение ими Мессии. Ибо придут на тебя, Иерусалим, дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк. 19:43–44 ). Ответ третий. Прежде, чем дать этот ответ, вновь вернемся к вопросу: А как быть с мессианскими обетованиями Израилю? Они есть, и без насилия над текстом едва ли можно всё отнести к церкви как Новому Израилю. Навсегда ли ожесточен Израиль, что он не может принять Мессию?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Почему же вы медлите придти ко Мне? Когда Он увидел их нежелающими придти, то Сам обходил города и веси, проповедуя и говоря: покайтесь (Мк.1:15). Они же думали о ссоре, о зависти и о беззакониях. Кто завидует своему благодетелю? Посмотрим теперь, искоренял ли Он корень болезней такого рода. Но разве Он не сделал прокаженного здоровым и не послал его к священнику, – исследователю выздоровления (Мк.1:44). Не пришел ли Я, по Моисееву закону, чтобы собрать, а не расточить вас? Противился ли Я священникам и желал ли правления над вами? Не приносил ли Я жертвы сообразно закону? Не сохранил ли Я послушания, – Я, Который сам – Владыка и Законодатель? В чем Я сделал вас смешными и скрытными? Старался ли Я когда-либо обмануть вас вашею славою, или же скорее утвердил ее? Не повелевал ли Я тем среди вас, которые впали в заблуждение, следующего: всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф.23:3)? Если бы они поступали по делам их, то они не повиновались бы словам их. Ужели Я отдалял от Бога? Не принес ли Я всего Богу? Не сказал ли освобожденному от легиона демонов: прослави Бога (ср. Лк.8:39); а другому: пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое (Мк.1:44)? Возвратить наследникам наследия опустошенные : это относится к тем, которые имеют твердое наследство и будут управлять им, по написанному: и господствуй среди врагов Твоих (Пс.109:2). Иначе пророк называет пустынею человеческую природу: пустынею было то, что не приносило никакого плода, – не древесного, земного, но – плода душевного. Но приидет Господь и сделает их плодоносными. Сказать узникам: " выходите " , и тем, которые во тьме: " покажитесь " . Видишь ли, он возвещает форму утверждения, которая относится не к человеческой, но к Божеской, бессмертной, блаженной и дивной природе, которая не трудом или стараниями, но только словом могла освободить заключенных в греховных узах и открыть сидящих во мраке заблуждения. Он говорил: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк.2:5); а Лазарю: гряди вон (Ин.11:43).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

§ 44. Будущая жизнь Бог сотворил человека, спас его после грехопадения, даровал ему различные спасительные средства, чтобы он стремился к соединению с Ним и через это вечно блаженствовал. Вечное блаженство назначено для всех людей и все должны стремиться к достижению его. Вся земная жизнь человека есть время испытания и приготовления к этому блаженству. С прекращением земной жизни, оканчивающейся смертью, праведным судом Божиим решается, достиг ли человек своей цели или нет; если достиг, то он получает вечное блаженство, если нет, осуждается к вечному мучению. Что после этой земной жизни, оканчивающейся смертью, наступает сейчас же частный Божественный суд, видно из Священного Писания. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын человеческий» ( Мф.24:44 ). «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю» ( Лк.23:43 ). «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках». ( Лк.16:22–23 ). «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин.9:4 ; Рим. 6:23 ; 1Фес.5:2 ; Евр.9:27 ). Вечное блаженство праведников превосходит всякое наше земное представление, как видно из слов Святого Апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Что же такое есть само по себе высшее блаженство и в чем, собственно, оно будет состоять? Все люди сознательно и несознательно стремятся к высшему блаженству, высшему спасению. Различные религии и философские учения стараются определить, в чем состоит высшее счастье. Однако только одно христианство правильно научает нас, каким образом и где может человек достигнуть высшего счастья. Христианская религия прямо говорит нам, что вечная блаженная жизнь есть высшее блаженство и спасение. Мы не можем указать, в чем, собственно, будет состоять высшее блаженство и счастье, но мы можем только указать некоторые признаки, без которых немыслимо высшее счастье и блаженство. Признаки эти следующие: высшее счастье, прежде всего, должно быть действительным, как действительно наше бытие, и в тоже время для нас достижимым: все только воображаемые идеалы, все самые совершенные понятия о высшем благе не могут считаться высшим благом, раз их нет в действительности и существуют они только в воображении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010