12-16; ср.: Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-10; Лк 19. 29-38). В Евангелиях от Матфея и от Иоанна в этом месте цитируется Книга прор. Захарии: «...се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9). Речь здесь идет о том, что грядущий царь - «кроткий», он установит мир на всей земле, уничтожит войска и оружие (Зах 9. 9-10). Возможно, цитируя этот стих, авторы Евангелий хотели подчеркнуть, что «царский» мессианизм Иисуса не носит воинственного характера, не связан с военными победами. Сам Иисус нигде не говорит открыто о Своих притязаниях на царскую власть, не называет Себя царем или сыном Давида. Это, по-видимому, свидетельствует о том, что царский мессианизм не был частью Его проповеди. На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» - Иисус отвечает: «ты говоришь» (Мк 15. 2). Та же формулировка используется и в параллельных местах Мф 27. 11, Лк 23. 2-3 и Ин 18. 37 (ср. также отказ от прямого ответа в Мф 26. 64 и Лк 22. 70, где у Иисуса спрашивают в синедрионе, является ли Он Сыном Божиим, т. е. М.). В Ин 18. 33-36 Иисус говорит: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». С этими словами можно соотнести сообщение Евангелия от Иоанна, не имеющее параллелей у синоптиков: «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин 6. 15),- Иисус уклоняется от того, чтобы Его провозгласили царем, царство к-рого будет «от мира сего». Признавая себя Христом в разговоре с первосвященником, Иисус переводит разговор в эсхатологическую тональность: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26. 64; ср.: Мк 14. 62). Это модифицирует и новозаветное понимание царства М.: Он не таков, как прочие земные цари, Он Царь грядущего царства (ср.: Мф 16. 28). Сразу после того как в Кесарии Филипповой ап. Петр признаёт в Иисусе М. (Мк 8. 27-29; Мф 16.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Мк.3:31 . И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Мк.3:32 . Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. Это событие описывается у еванг. Марка совершенно сходно с описанием еванг. Матфея, ( Мф.12:46–50 ). О братьях Иисуса Христа чит. в объясн. ст. 21. Вне стояще, т. е. вне дома, где находился Иисус Христос. Что побудило Матерь Господа, и братьев Его прийти к Нему в Капернаум, где Он теперь был, из Назарета, где они жили? Митроп. Филарет так говорит об этом: „Они предприняли путешествие по доброму побуждению, потому что почитали Его находящимся в опасности, так как враги Его оглашали Его то неистовым – вышедшим из себя, то действующим чрез князя бесовского, и умышляли погубить Его“. (Чит. выше объясн. 20–21 ст.) Мк.3:33 . И отвечал им: кто матерь Моя и братья мои? Мк.3:34 . И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; Мк.3:35 . ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь. Кто есть Мати Моя и братия Моя и пр? В этих словах нельзя видеть того, чтобы Господь отказывался от родства Своего с Пресв. Богородицей и названными братьями Своими; потому что известно, что Он всегда питал к Своей Матери нежное сыновнее чувство, – вися уже на кресте, позаботился о Ней, поручив Ее возлюбленному Своему ученику Иоанну Богослову ( Ин.19:25–27 ). Но тут Господь говорит, что духовная связь теснее, чем плотская, и что тесное отношение к Нему зависит не от плотских, но от духовно-нравственных связей. Нечто подобное сказал Господь, когда из слушавших Его учение, женщина прославила Пресвятую Богородицу, воскликнув: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие, – сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. ( Лк.11:27–28 ). Кроме того, тут Господь на Самом Себе показал, как должно исполнять высказанное Им учение: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня ( Мф.10:37 ) и т. п., т. е. – что любовь к родителям должно приносить в жертву любви к Богу. „Если бы в указанном случае Господь покорился воле своих сродников, замечает митрополит Филарет, то был бы нанесен вред делу Божию не только потому, что безвременно прервалась бы Его проповедь, но и потому, что враги Его, как доказательство клеветы, употребили бы взятие Его сродниками, как будто имеющего нужду в их попечении“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Одно ли это и то же событие с тем, которое описывают евангелисты Матфей ( Мф.13:54 ) и Марк ( Мк.6:1–6 )? Нет, это событие другое. Рассказ евангелиста Луки относится к началу служения Христа, а рассказы евангелистов Матфея и Марка – к позднейшему времени. Это – первое доказательство. Во-вторых, здесь Христос является без Своих учеников, а там – с учениками. В-третьих, согласно Евангелию от Луки, Христос оставляет Назарет после описанного покушения на Него, а у Матфея и Марка – остается некоторое время в Назарете и после того, как назаретяне не обнаружили к Нему доверия. Наконец – и это самое важное – у Матфея и Марка совсем нет речи о покушении на Христа, о чем здесь сообщает евангелист Лука. Не ясно ли, что Лука описывает другое событие? Некоторые же сходные детали в рассказах у него и двух других синоптиков объясняются просто тем, что подобные речи о происхождении Христа должны были слышаться нередко среди невежественных назаретян. Лк.4:31 .  И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. Лк.4:32 .  И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. (См. Мк.1:21–22 ). «Пришел» – точнее: сошел ( κατλθεν). Назарет лежал выше расположенного у Тивериадского моря Капернаума (см. Мф.4:13 ). «Слово Его было со властью» (ср. стих 14). Лк.4:33 .  Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: Лк.4:34 .  оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Лк.4:35 .  Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. Лк.4:36 .  И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? Лк.4:37 .  И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. (См. Мк.1:23–27 ). «Нечистого духа бесовского» – правильнее: «духа демона нечистого». К слову «демон» прибавлено употребленное и у Марка прилагательное «нечистый» ввиду того, что у греков слово «демон» ( δαιμνιον) не означало непременно существо злое или нечистое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еще одну параллель мы находим в эпизоде с исцелением кровоточивой женщины. Этот параллелизм у Марка подчеркивается сходными выражениями, употребляемыми и в том, и в другом случае. Сирофиникиянка пришла к Иисусу потому, что услышала о Нем ( Мк. 7:25 ); кровоточивая женщина тоже решилась на свой шаг, услышав об Иисусе ( Мк. 5:27 ). Сирофиникиянка, придя, припала к ногам Его ( Мк. 7:25 ); кровоточивая подошла, пала перед Ним ( Мк. 5:33 ). И та и другая получают просимое: одна исцеляется от долгой и постыдной болезни, другая добивается изгнания беса из своей дочери. 6. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» Последний из случаев изгнания беса, который нам предстоит рассмотреть, описан у всех трех синоптиков после рассказа о том, как Иисус преобразился перед Своими учениками ( Мф. 17:1–12 ; Мк. 9:2–13 ; Лк. 9:28–36 ). При этом у Матфея и Марка эпизод происходит сразу же после того, как Иисус сходит с горы, у Луки – на следующий день ( Лк. 9:37 ). Во всех трех случаях контраст между двумя повествованиями разителен: на горе ученики видят Иисуса в Его Божественной славе; спустившись с горы, они видят, как Он встречается лицом к лицу с демонической силой, являющей себя во всем своем омерзительном безобразии. Как и во многих рассмотренных выше рассказах, наиболее полную и подробную картину дает Марк. Лука приводит более краткую версию; у Матфея повествование еще короче и беднее деталями. Рассмотрим версию Марка: Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мф. 27:31–33 ; Лк. 23:26–33 ; Мк. 15:20–22 ; Ин. 19:16, 17 Когда же наругались над Ним; сняли с Него багряницу, одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Крест, на котором Он должен быть распят, возложили на Него. Но, так как Он, будучи утомлен и долгим бдением, и вышеестественной молитвой, и двукратным бичеванием, изнемогал под его тяжестью, то воины, встретивши на пути одного Киринеянина, именем Симона, который шел с поля, захватили его, и возложили крест на него, чтобы он нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа, в том числе, и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Но Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: – «дочери Иерусалима! не плачьте обо Мне; лучше плачьте о себе и о детях своих. Потому что уже наступают дни, в которые будут говорить: – счастливы матери, у которых не было детей, которые не носили во чреве, и не питали их грудью! – Тогда начнут взывать к горам: – обрушьтесь на нас! – и к холмам: – покройте нас! – Потому что, если с зеленеющим деревом» (с человеком невинным, исполненным плодов святыни) так поступают; то с сухим (с тем, кто без веры и добрых дел, – с ним) что будет?» – Вели и еще с Ним на казнь двоих: это были преступники. Вывели их за город, и привели на Голгофу, то есть, на Лобное место. Мф. 27:34, 38, 35–37 ; Ин. 19:18, 23, 24, 19–22 ; Мк. 13:23–27 ; Лк. 23:33, 34, 38 Осужденным на смерть, перед совершением казни, у Иудеев давали вина с примесью веществ, способных помрачить сознание, дабы несчастные были менее чувствительны к ужасам смерти. Воины взяли такого вина, которое уже превратилось в уксус, перемешали его с горькой смирной, и поднесли Иисусу Христу; но Он, отведавши, не хотел пить. Еще был третий час, как стали распинать Его, и с Ним, двух разбойников, по ту и по другую сторону, так, что Иисус был посреди их. Таким образом, исполнилось, что сказано в пророчестве Исаии: и со беззаконными вменися ( Ис. 53:12 ). Когда же распинали Его, Он молился: – «Отче! прости им; они не понимают, что делают». – После распятия, воины взяли одежды Его, и разделили на четыре части, на каждого воина по части. Но хитона им не хотелось раздирать; потому что он был не сшитый, а тканый, весь, сверху до низу. Они порешили кинуть жребий, кому он достанется: (и он достался одному воину из Иверии, или нынешней Грузии, куда и был принесен им по окончании срока службы). Таким образом, сбылось, что сказано в книге Псалмов: разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий ( Пс. 21:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Деян.1:14 ), дабы они могли, упразднясь от всего, единого наконец исполниться Духа Свята и начать жить в сем исполнении. Токмо упразднись от всего, удостоились они праздновать великий праздник Божий. Может быть, и для вас, ревнующие об апостольском последовании Христу, но не ощущающие на себе помазания от Святаго ( 1Ин.2:20 ), – может быть, и на вас потому нет Духа Святаго, потому что Иисус еще не... прославлен в вас; может быть, вы прияли Его еще токмо, яко Пророка, носящего слово Божие во устах Своих (ср. Лк.24:19 ), но еще не посвятили себя Ему, яко Священнику (ср. Евр.7:1 ), да в общении Всемирной Жертвы Своей всецело вознесет и вас в благоприятное приношение Отцу Своему; еще не превознесли Его, яко Царя (ср. Евр.7:2 ), да никакое желание и мысль не воздвигнется без Его мановения. Может быть, лучше и для вас, – если уразумеете и взыскуете Христа более по плоти ( 2Кор.5:16 ), нежели по духу, – да отнимется на время от душ ваших вожделенный Жених ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ), и лишение духовных утешений очистит вашу веру, возвысит любовь, утвердит терпение, изощрит молитву, изгонит опасное самоуслаждение, приготовит сугубое блаженство. Но те, в которых если не ощущается, то по крайней мере уже начинается сокровенной рукой помазание... не имеют нужды, чтобы кто учил их; но... самое сие помазание учит их всему (ср. 1Ин.2:27 ). Что мы сотворим, живущие токмо плоти и крови, которые не могут наследовать Царствия Божия (ср. 1Кор.15:50 )? Что будем мы, по духу мертвые, хладные и сухие, подобно рассеянным среди поля костям в Иезекиилевом видении? Оживут ли кости сии? ( Иез.37:3 ) – вопрошал Бог пророка, желая ниспослать на них Животворящего Духа Своего. Не хотяй смерти грешников, но еже обратитися и живым быти им ( Иез.33:11 ), без сомнения, и на сии духовные остовы с толиким же взирает милосердием и желанием их оживления Духом Святым. Оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это ( Иез.37:3 ). И ныне рцы Сам, еже рекл еси древле пророком Твоим, яко несть в нас, иже проречет, Сам рцы костем сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете, – и дам Дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я Господь ( Иез.37:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

В конечном итоге вопрос о цели имеет решающее значение: использует ли он свои таланты для личного обогащения, для удовлетворения плотских похотей, для развлечений и страстей, или он становится соработником у Бога ( 1Кор. 3:9 ), вкладывая свои способности в дело Божие. Бог ищет Себе союзников и соработников. Придя на землю, Он выбирал из множества людей тех, кого хотел привлечь к Своему делу, Своей миссии. Некоторые из позванных оставили все и последовали за Ним ( Мф. 19:27 ; Мк. 10:28 ; Лк. 5:11; 18:28 ). Другие, напротив, отошли с печалью, ибо у них было большое имение ( Мф. 19:22 ; Мк. 10:22 ; Лк. 18:23 ). В конечном же итоге это имение оказалось для тех, кто не последовал за Иисусом, талантом, зарытым в землю. Они не вошли в радость Господина своего, и Он не поставил их над многими городами, как поставил апостолов, которые в каждом городе, куда приходили, основывали церкви и становились во главе их. Так притча о талантах и минах сбылась в судьбе тех, кто были ее непосредственными слушателями, – апостолов Иисуса Христа. 6. Ожидание хозяина дома Нам осталось рассмотреть короткую притчу, которой завершаются притчи Иисуса в Евангелии от Марка. Она является частью поучения, произнесенного по выходе из храма Иерусалимского, когда Иисус сидел на горе Елеонской. Аналогичное поучение имеется также в Евангелии от Матфея. Оно включает, в частности, призыв к бодрствованию: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего ( Мф. 24:42–43 ). У Марка этот же призыв перерастает в притчу: Смотрите, бодрствуйте (γρυπνετε), молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать (να γρηγορ). Итак, бодрствуйте (γρηρορετε), ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А чтó вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (γρηρορετε) ( Мк. 13:33–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, следует ли предпочесть это понимание, или же приведенное нами ранее? Спорить об этом, это все равно, что вопрошать, кто более приблизился к Господу: сотник или посланные им друзья, о чем мы уже говорили выше ( кн. 2, гл. 20 страданий Господа, обыкновенно возбуждающий бесстыдство спорщиков и смущающий неопытность слабых, разрешен. Глава XIV 51 . Матфей далее говорит: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» ( Мф. 27:38 ). Подобным же образом говорят Марк и Лука ( Мк. 15:27 ; Лк. 23:33 ). И то, что сказал Иоанн, также не должно вызывать вопросов. Он пишет: «Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» ( Ин. 19:18 ). Иоанн не сказал, что это были разбойники, но, так как он и не сказал, что то были люди невинные, то противоречия тут нет. Глава XV 52 . Затем Матфей продолжает так: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Марк пишет о том же почти дословно. Далее Матфей пишет: «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Мф. 27:39–43 ). Марк и Лука, хотя отчасти и другими словами, но выражают те же самые мысли; впрочем, один пропускает то, что приводит другой. О главных священниках, которые осмеивали распятого Господа, они говорят единодушно, Марк же умолчал о старейшинах; все вместе они упомянули обо всех первенствующих лицах, так что здесь можно подразумевать и книжников, и старейшин ( Мк. 15:29–32 ; Лк. 23:35–37 ). Глава XVI 53 . Матфей далее пишет: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» ( Мф. 27:44 ). Марк не противоречит ему, хотя говорит о том же другими словами ( Мк. 15;32 ). Но может показаться, что им противоречит Лука, если только не вспомнить о довольно обычном у евангелистов способе передачи событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

24 Ср. Лк 16:26: И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 25 Греч. йsme d…kaion sumpaq»santa m»te tolm»santa dielqe‹n. Возможный вариант перевода этой фразы: Так что ни праведный не мог бы принять к себе [неправедного], почувствовав [к нему] сострадание, ни неправедный не осмелился бы перейти [к праведному]. В лат. переводе: Так что никто из праведных, побужденный милосердием, не мог бы туда перейти или быть принятым, ни какой-нибудь неправедный не дерзнул бы перейти. 26 См. Платон. “Тимей” 34с: “Бог сотворил душу первенствующей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела”. О времени см. 37д – 38с. 27 См. Платон. “Апология Сократа” 41а: “В самом деле, если пребудешь в Аид, освободившись вот от этих так называемых судей, и найдешь там судей настоящих, тех, что, говорят, судят в Аиде, — Миноса, Радаманта, Эака, Трип­то­лема, и всех полубогов, которые в своей жизни отличались справедливостью, — разве это будет плохое переселение?”. 31 См. Ис 66:24: И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. Ср. Мк 9:43–46. 32 Ср. гл. 1, где утверждается обратное о душах неправедных, находящихся в темной половине ада. Это противоречие объясняется тем, что в гл. 3 речь идет уже о душах, воссоединенных со своими телами после всеобщего воскресения. 33 Ср. Откр 22:5: И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их. 34 Ср. Откр 21:23: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. 36 Ср. евангельский эпизод с хождением Христа и апостола Петра по водам — Мф 14:22–33, Мк 6:46–51, Ин 6:16–21. 37 Ср. Откр 22:2: Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой.

http://pravmir.ru/cohranivshiysya-fragme...

«Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью» ( Мф.27:34 ), – и опять тот же Давид говорит: «И дали в пищу Мне желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» ( Пс.68:22 ). В ребра пронзен был копьем ( Ин.19:34 ), – а Захария говорит: «Воззрят на Меня, Которого пронзили» ( Зах.12:10 ; Ин.19:37 ). Густая тьма среди дня повсюду разлилась (см. Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ), – и опять тот же Захария говорит: «И день этот ведом Господу, и не день и не ночь, и к вечеру будет свет, и будет Господь царем над всей землею, и в тот день будет Господь един, и имя Его едино» ( Зах.14:7–9 ). И Амос: «И будет в тот день, говорит Господь, зайдет солнце в полдень, и померкнет днем свет» ( Ам.8:9 ). И Иеремия: «3ашло солнце в полдень» ( Иер.15:9 ). Обрати в связи с этим внимание на трепет вызывающую совершенно чудесную вещь: луна была тогда четырнадцатого дня, диаметрально противоположная солнцу, ибо с момента обновления она минула солнце, а свет полностью исчез в полдень, и повсюду распространились такой мрак, такая тьма, что казалось, что наступила глубокая ночь. И вот что способно удивить еще больше: когда по причине естественного течения светил какая-то часть земли оказывается затемненной, все остальное пребывает освещенным; тогда же тьма разлилась повсюду. Происходит это обычно так: когда в восточной части небосклона сходятся светила, тогда для одних только тамошних стран исчезает солнечный свет, а западные остаются освещенными; если же это случается в западной части неба, то соотношение затемненного и освещенного оказывается обратным. А тогда, когда и весеннее равноденствие настало, и неподвижный полдень, луна четырнадцатого дня, наиновейшая, противоестественно закрыла солнце, – явление никогда не бывавшее и по естественным причинам невозможное никогда, – и чтобы произошла такая встреча светил, и чтобы такая тьма по всей земле разлилась. И не только это произошло, но и земля от самих корней отрывалась, и храмовая завеса разодралась (см. Мф.27:51–53 ), и все было исполнено смущения, и казалось, что наступает развязка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010