Как и рассказ об усмирении бури, рассказ о хождении по воде в ранней Церкви воспринимался как один из прообразов крещения. Это восприятие, по мнению ученых, усиливалось параллелизмом между чудом хождения по водам, как оно изложено у Марка, и воскресением Иисуса, как оно изложено у Луки ( Лк. 24:36–41 ). Следующие общие моменты усматриваются между двумя повествованиями: 1) Иисус появляется внезапно и неожиданно после того, как ученики были разлучены с Ним; 2) они пугаются и 3) принимают Его за призрак (или «дух»); 4) Иисус успокаивает их; 5) Иисус говорит им «это Я»; 6) ученики удивляются. Кроме того, в обоих рассказах упоминается пища ( Мр. 6:52 ; Лк. 24:41–43 ) и говорится об окаменении сердца учеников ( Мр. 6:52 ) либо об их смущении ( Лк. 24:38 ). Согласно Евангелию от Марка, Иисус понуждает учеников войти в лодку и отправиться «на другую сторону к Вифсаиде» ( Мр. 6:45 ), находившейся на восточном берегу, а они в итоге оказываются в земле Геннисаретской на западном берегу ( Мр. 6:53 ). Это иногда объясняют тем, что из-за сильного ветра лодка отклонилась от первоначального маршрута. Между тем, у Иоанна с самого начала лодка с учениками отправилась в Капернаум ( Ин. 6:17 ), который находится в земле Геннисаретской. Разница объясняется тем, что место умножения хлебов, откуда лодка отправилась, в Евангелиях обозначено по-разному, о чем мы говорили выше (у Иоанна оно находится близ Тивериады, у Луки близ Вифсаиды). В 16-й главе Книги Исход повествуется о том, как вскоре после выхода Израильского народа из Египта, когда народ находился в Синайской пустыне, «возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!». Тогда Господь сказал Моисею: «Вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет». Вечером налетели перепелы, и народ наелся мяса, «а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Каждому полагалось по гомору на человека, при этом не разрешалось оставлять запас на следующий день. В канун субботы выпадала двойная норма, чтобы на следующий день народ мог соблюдать заповедь субботнего покоя. «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом». Сыны Израилевы питались манной сорок лет, пока не пришли в землю обетованную ( Исх. 16:1–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

МР-939. 1770-е – 1780-е годы XVIII века. Великий Устюг. Серебро, изумруды, хрусталь, бирюза, стекло; эмаль живописная, чернь, канфарение, литьё (?), золочение. 14.0×8.1 см. Поступил в 1930-е годы из Горького через Гохран. Описание. Крест четырёхконечный с оглавием в виде короны, с живописным эмалевым Распятием, с подвеской, украшен черневым орнаментом в стиле рококо, бесцветными и зелёными камнями и стёклами. Один камень в оглавии утрачен. Фон проканфарен и вызолочен. Оборотная сторона гладкая, золочёная, с черновым орнаментом по крою, в центре – ложемент в форме креста для мощей. Крышка мощевика утрачена. Атрибуция. Форма креста близко двум наперсным крестам из собрания Музеев Московского Кремля, определённых в музейных инвентарных корточках К. В. Доновой как устюжская робота второй половины XVIII века (инв. МР-6359, МР-6361). Для многих изделий, например табакерок, флаконов (ароматников), имеющих клеймо Великого Устюга, характерно аналогичная компоновка рокайльного чернового орнамента и расположение его в виде обрамления, как на донном кресте (см.: Платонова Н. Г., Постникова-Лосева М. М., Ульянова Б. Л. Русская чернь. М., 1972. 63, 64, 67, 68). Всё сказанное позволяет считать и данный крест устюжским произведением указанного периода, за исключением подвески с зелёным стеклом и бирюзой, которая добавлена явно позднее. 16.       Крест-мощевик наперсный с цепочкой Инв. МР-930/1–2. Последняя четверть XVIII века, Москва (?). Золото, серебро, бриллианты, рубины, сапфиры; эмаль живописная, эмаль по гравировке. 13.5×9.8 см: длина цепочки 100 см. Поступил в 1919 году из Новоспасского монастыря в Москве. Описание. Крест золотой, четырёхконечный, с изображением Спаса Нерукотворного в центре, с оглавием в виде короны, на золотой цепочке, украшен драгоценными камнями. Концы креста покрыты тёмно-синей полупрозрачной эмалью, на которой читаются золотые буквы: ИЗ ЦР (Иисус Назарянин Царь Иудейский). Оборотная сторона гладкая, с мощевиком в центре, под крышкой которого четырёхчастный ложемент для мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Если исключить из Евангелий от Матфея и Луки весь материал, общий у них с Марком, и весь особый материал каждого из этих двух евангелистов, то останется общий для Матфея и Луки материал объемом примерно 240 стихов, который, как полагают, восходит к «источнику Логий» (Q). Этот источник заключал в себе преимущественно поучения Спасителя и немного повествовательного материала (проповедь и деятельность Иоанна Предтечи, искушения в пустыне, исцеление слуги сотника и др.) и заканчивался учением о последних временах, не включая в себя повествования о Страстях и Воскресении. Подробно общий материал Евангелий от Матфея и Луки, который был почерпнут ими из источника Q, можно представить в следующем виде: проповедь Иоанна Предтечи – Лк. 3, 7–9 ; Мф. 3, 7–10 искушения Христа в пустыне – Лк. 4, 1–13 ; Мф. 4, 1–11 Поучения из Нагорной проповеди: блаженства – Лк. 6, 20–23 ; Мф. 5, 3, 4, 6, 11, 12 о любви к врагам – Лк. 6, 27–42 ; Мф. 7, 1–5; 10, 24–25; 15, 14 слушатели и делатели слова – Лк. 6, 47–49 ; Мф. 7, 24–27 Повествования: исцеление слуги сотника – Лк. 7, 1–10 ; Мф. 7 , 28а; 8, 5–10, 13 вопрос двухучеников Иоанновых о Христе – Лк. 7, 18–20 ; Мф. 11. 2, 3 ответ Спасителя – Лк. 7, 22–35 ; Мф. 11, 4–19 Различные поучения: об ученичестве – Лк. 9, 57–60 ; Мф. 9, 37, 38; 10, 9–15 наставления апостолам перед отправлением на проповедь – Лк. 10, 2–12 ; Мф. 9, 37, 38; 10, 9–15 «горе» Галилейским городам – Лк. 10, 13–15 ; Мф. 11, 20–24 молитва Господня – Лк. 11, 2–4 ; Мф. 6, 9–13 Божественный ответ на молитву – Лк. 11, 9–13 ; Мф. 7, 7–11 о веельзевуле – Лк. 11, 14–22 ; Мф. 12, 12–32 о роде лукавом – Лк. 11, 29–32 ; Мф. 12, 32–42 светильник тела есть око – Лк. 11, 33–36 ; Мф. 5, 15; 6, 22–23 «горе» фарисеям и книжникам – Лк. 11, 37–12, 1 ; Мф. 23, 1–36 об исповедничестве – Лк. 12, 2–12 ; Мф. 10, 19, 26–33 попечение о земном – Лк. 12, 22–34 ; Мф. 6, 19–21, 25–33 о бодрствовании – Лк. 12, 39–46 ; Мф. 24, 43–51 не мир, но меч – Лк. 12, 51–56 ; Мф. 10, 34–36; 16, 2, 3 о примирении с противником – Лк. 12, 57–59 ; Мф. 5, 25, 26 притчи о горчичном семени и о закваске – Лк. 13, 18–21 ; Мф. 13, 31–33 плач об Иерусалиме – Лк. 13, 34–35 ; Мф. 23, 37–39 о самоотречении христианина – Лк. 14, 26–35 ; Мф. 10, 37–38; 5.13 служение двум господам – Лк. 16, 13 ; Мф. 6, 24 Царствие Небесное силою берется – Лк. 16, 16 ; Мф. 11, 12–13 о разводе – Лк. 16, 18 ; Мф. 5, 32 о дне Пришествия Сына Божия – Лк. 17, 22–27, 33–37 ; Мф. 24, 26–28, 37–39 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

41. Православный приход в Тегеране (Иран) 42. Свято-Георгиевский храм при Посольстве Российской Федерации в Праге (Чехия) 43. Православный приход на Кипре 23. 418 Статьи общей тематики о жизни прихода… 23. 419 Лавры, монастыри и храмы РПЦ 23. 419–1 Лавры 23. 419–2 Монастыри… 23. 419–3 Храмы 23. 419–4 Сельские Церкви 23. 419–5 Часовни. 23. 419–6 Передвижные церкви 23. 5 Духовное просвещение и образование, включая православные школы и гимназии 23. 51 Учебные заведения РПЦ. Общие вопросы 23. 51–1 Духовные академии и семинарии 23. 51–2 Аспирантура при Московской духовной академии 23. 51–3 Регентские классы (отделения). 23. 51–4 Духовные училища… 23. 51–5 Пастырские курсы 23. 51–6 Православные ВУЗы 23. 52 Защита магистерских и докторских диссертаций 23. 53 Приветственные слова и речи в учебных заведениях 23. 54 Правила приема в учебные заведения. 23. 55 Архиереи и другие видные деятели РПЦ 23. 55–1 Архиереи. 23. 55–2 Монашествующие 23. 55–3 Белое духовенство 23. 55–4 Миряне 23. 6 Церковь и общество 23. 61 Церковь и школа (детские сады, средние и высшие учебные заведения) 23. 62 Церковь и исправительные учреждения. 23. 63 Церковь и культура, включая СМИ 23. 64 Церковь и медицина; борьба с алкоголизмом и наркоманией. 23. 65 Благотворительная деятельность РПЦ 23. 66 Патриотическая деятельность РПЦ, включая все периоды истории, а также трагедию на ЧАЭС… 23. 67 Миротворческая деятельность РПЦ… 23. 68 Церковь и государство. 23. 7 Расколы в РПЦ 23. 71 Внутренние расколы 23. 72 Зарубежные расколы (Карловацкий и др. ); иерархия РПЦЗ. 23. 8 Другие стороны жизни РПЦ 23. 81 Молодежные организации и движения РПЦ; православные братства и сестричества 23. 82 Ордена и медали РПЦ 23. 83 Фонд премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария 23. 84 Участие РПЦ в различных приемах; хроника и др… История русского старообрядчества] История славянских церквей] 25. Общие вопросы истории Славянских Церквей 25. 1 Сербская Православная Церковь 25. 2 Болгарская Православная Церковь 25. 3 Польская Православная Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( Лк.9:7–9. 3:19–20 . Мф.14:1–12 . Мр. 6:14–29 ). Ев. Лука здесь особенно краток сравнительно с повествованиями евангелистов Матфея и Марка: тогда как у последних передается здесь об обстоятельствах заключения Иоанна Крестителя в темницу и его мученической кончины, ев. Лука, который еще при описании деятельности Крестителя мимоходом упомянул о заключении его в темницу (3:19–20), в настоящем случае вовсе об этом не говорит, а о смерти его дает понять только из размышлений Ирода об Иисусе: «Иоанна я обезглавил; кто же Иисус?» Таким образом у него находится здесь рассказ только о молве об Иисусе при дворе Ирода. Евангелисты Матфей и Марк передают здесь одни и те же рассказы, но первый вообще отличается краткостью изображения сравнительно с последним. а) Молва об Иисусе при дворе Ирода. Лк.9:7–9 . Мф.14:1–2 . Мр. 6:14–16 . Ев. Лука не говорит, чтобы Ирод сам в себе так или иначе решил вопрос об Иисусе; он только недоумевал, слушая разные мнения об Иисусе, ходившее в народе, задавался вопросом: «кто же есть сей, о немже аз слышу таковая?» И, желая точнее разведать дело, искал увидеть Иисуса (об этом желании Ирода увидеть Иисуса, равно как и об исполнении этого желания 23:8, рассказывает один ев. Лука). Напротив, ев. Матфей не передает о мнениях об Иисусе среди народа, а только предположение самого Ирода, что Иисус есть воскресший Иоанн Креститель. Евангелист же Марк сообщает о том и другом. Очевидно, из многих ходивших в народе мнений об Иисусе Ирод более склонялся на то, что Иисус есть воскресший Иоанн. Но это было не более, как мнение, предположение, которое подсказывала Ироду тревожная совесть, и он хотел лично видеть Иисуса. б) Заключение Иоанна Крестителя в темницу. Мф.14:3–5 . Мр. 6:17–20 . Лк.3:19–20 . Между евв. Матвеем и Марком здесь то различие, что, во-первых, тогда как первый приписывает самому Ироду намерение убить Иоанна (14:5), последний это намерение приписывает только незаконной жене его Иродиаде (6:19); во-вторых, тогда как, по первому, Ирод боялся народа убить Иоанна: боязнь его пред народом и боязнь его пред самим Иоанном. Ев. Марк не говорит, чтобы Ирод не желал убить Иоанна из уважения к нему, как мужу праведному; он боялся Иоанна, боялся потерпеть за него кару небесную; для него не дорого было забыть свое уважение к Иоанну, чтобы исполнитть преступное желание мвоей любимой жены, и, следовательно, подстрекаемый своею женой, он, быть – может, несколько раз намеревался убить Иоанна, но каждый раз сдерживался страхом пред народом и пред самим Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

( Мф. 15, 32 ). То же у Мр. 8, 1–3 : «в те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; если не евшими отпущу их в дома их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека» и т.д. Таким образом, и это чудо имеет значение благотворения, заботы о человеческих нуждах. 7 Если отвлечься от чудесного характера этого насыщения, то можно сказать, что Господь просто хотел накормить голодных и неимущих и не пренебрег и телесными нуждами народа, но проявил и здесь заботу и сострадание, пожалел людей (и это человеческое чувство к страдающему человечеству, как к самому Христу, спросится и с нас на Страшном Суде Его). И впечатление на народ и от этого чуда было подобно тому, как и от Его исцелений: «тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Пророк, грядущий в мир» (Иоанн. 6, 14). За вычетом всех этих чудес милосердия и благотворения, дел любви Господа, из всего числа евангельских чудес, остаются лишь пять, которые сюда не относятся, но занимают совершенно особое место. Это именно – хождение по водам, укрощение бури, случай с дидрахмой, чудесный лов рыбы и проклятие смоковницы. Все они имеют ту общую черту, что имеют целью вразумление учеников и воздействие на их души. Первое чудо – укрощение бури ( Мф. 23–27 , Мр. 4, 35–41 , Лк. 8, 22–25 ) имеет ознаменовательное значение, как испытание веры учеников, а вместе явление власти Иисуса над стихиями: «кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?» ( Мф. 4, 41 ). Подобное же значение имеет и второе чудо – хождения по водам ( Мф. 14, 21–23 , Мр. 6, 45–52 , Иоанн. 6, 17–21), также, как и чудесный лов рыбы ( Лк. 5, 6–19 ). Ознаменовательное значение как бы некоего реального символа имеет и повеление найти статир в пойманной рыбе ( Мф. 17,27 ). В этих чудесах Господь учит учеников Своих не только словом, но и действием, влагая им в сердца Свои уроки. Однако эти отдельные случаи тонут во всей массе чудес Христовых, являющих дела любви и милосердия, и эта черта и определяет основной характер чудес Христовых, их глубокую человечность и человеколюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Очищение храма. Об очищении И. Христом храма от торгующих и покупающих рассказывает ев. Иоанн в истории посещения Господом Иерусалима во время первой Пасхи. Однако между Иоанном п первыми тремя евангелистами в повествовании об очищении храма есть очень значительное различие, которое не позволяет отожествлять события. (См., напр., Ин.2:18–19 ). Ответ И. Христа на замечание учеников об иссохшей смоковнице (Мр. 11:20–26; Мф.21:20–22) Ночь с понедельника на вторник Иисус Христос провел на горе Елеонской. Когда по утру во вторник Он проходил в Иерусалим, то ученики обратили внимание на проклятую накануне Христом смоковницу и с чувством некоторого удивления заметили Господу, что она уже высохла. На это замечание учеников Иисус Христос дал два наставления: во-первых, что и они совершат такие же великие дела, если с верой будут просить того у Бога. (Мф., Мр.); во-вторых, что для успешности молитвы нужно прощение обидящих. Ответ И. Христа первосвященникам и книжникам о власти Его делать το, что Он делает (Мф.21:23–27; Мр. 11:27–33; Лук. 20:1–19) Когда Иисус Христос во вторник пришел в храм и стал учить, Его беседы с народом были прерваны первосвященниками и книжниками, спрашивавшими: какою властию Он это делает, и кто дал Ему эту власть. Ho Иисус Христос ответил тоже вопросом: Иоанн был ли пророк, или самозванец? В этом вопросе находился и ответ на поставленный Ему вопрос, так как было несомненно, что Иоанн был богопоставленный пророк. А Иоанн свидетельствовал об Иисусе, как о Мессии. Сказав, что Иоанн не был пророком, значило идти против народа, почитавшего Иоанна. Поэтому первосвященники и книжники ответили: не знаем и отошли. После этого Господь изрек пред народом три притчи: о послушном и непослушном сыне, ο злых. виноградарях и о браке царского сына. В первой – Иисус Христос осуждает неверие первосвященников и книжников. Под человеком, имевшим два сына, здесь разумеется Бог. Под первым сыном, сначала отвергавшим волю отца, а потом раскаявшимся – мытари и грешники, своей порочной жизнью явно отвергавшие волю Божию; но потом, когда наступило время Мессии, раскаявшиеся и обратившиеся на путь закона и веры в Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Мф.3:12 . Лк.3:17 . Домохозяин приходит на гумно свое; здесь лежало до сих пор зерно еще непрвеянное; вместе с зерном находилось много и плевел – беззернистых частей колоса, оторвавшихся и примешавшихся к зерну во время молотьбы. Он берет лопату и, бросая ею пшеницу на воздух, выделяет зерно от плевел; первое собирает в житницу, последнее бросает в огонь. В этой образной речи под гумном разумеется прежде всего народ иудейский; под пшеницею – лучшая часть народа, люди искренно раскаявшиеся в своих грехах, способные и достойные быть членами царства Мессии; под плевелами – нераскаянные грешники; под житницею – царство Мессии, область спасения; под огнем неугасимым – огонь геенский, вечные мучения ( Мф.13:30,40 . Мр. 9:43:45 ). Мессия приходит к народу своему и совершает решительный суд, одних – добрых, спасая, других – нераскаянных грешников, предавая вечному мучению. Вполне осуществится этот решительный суд со вторым приществием Христовым. Но для ветхозаветного человека, с точки зрения которого говорит здесь Иоанн Креститель, первое и второе пришествие И. Христа представлялись нераздельно. Лк.3:18–20 . Повествование о заключении Иоанна Крестителя Иродом в темнице у первых двух евангелистов передано гораздо после ( Мф.14 . Мр. 6 ) и точно так же, как здесь, у ев. Луки, не в хронологическом порядке, но для выяснения мысли Ирода о Христе: не есть ли Он воскресший Иоанн? Евангелист же Лука здесь передает об этом для того, чтобы, с одной стороны, показать следствие неустрашимой мужественной проповеди Иоанна, а с другой, – закончить историю об Иоанне Крестителе и с крещения И. Христа исключительно заняться историей Спасителя (объяснение см. п.49). 19. Крещение Иисуса Христа. ( Мф.3:13–17 . Мр. 1:9–11 . Лк.3:21–22 ). В изображении крещения Иисуса Христа ев. Матфей более подробен, нежели ев. Марк и Лука, именно: у него одного находится рассказ о том, что Иоанн сначала возбронял И. Христу креститься от него,считая себя недостойным совершать крещение над Безгрешным и желая сам от Него креститься (3:14:15). Изображение ев. Луки особенно кратко, но зато имеет очень важные особенности: во-первых, он замечает, что, выходя из воды, Иисус Христос молился; во-вторых, снисшествие Духа Святого на И. Христа при крещении, как голубя, он ясно описывает как явление внешнее, чувственно-наблюдаемое, в телесном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Прежде всего, у Ин. совершенно отсутствует все Гефсиманское борение, которое занимает такое существенное место у синоптиков. Это борение сам Христос определяет как смертельное: «душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ); «начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно» ( Мр. 14:33, 34 ), и настолько, что «явился к Нему ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его как капли крови, падающие на землю». ( Лк. 22:43, 44 ). Все это отсутствует у Ин., тогда как у синоптиков отсутствует вся прощальная беседа. Гефсиманское борение, «смертельная скорбь» Христова, соответствует Его душевному умиранию, той агонии, которая предшествует смерти телесной и ее сопровождает. Она есть изживание греха мира, отяготевшего на Искупителе. За этим умиранием душевным следует крестная страсть с умиранием на кресте, с разлучением души с телом, которое по-человечески переживает Господь. Это и выражено в предсмертном вопле: «Или, Или! Лама савахфани! Боже Мой, Боже Мой! векую Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мр. 15:34 ), после чего следует кончина: «опять возопив громким голосом, испустил дух». ( Мф. 27:50 ; Мр. 15:37 ). «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». ( Лк. 23:46 ). Этим преходится порог между жизнью и смертью , и прекращается смертное борение, наступает покой субботствования во гробе, с сошествием в ад и восшествием духовным к Отцу: «во гробе плотски, во аде же с душей яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси с Отцем и Духом, вся исполняя...» В смертельной тоске душевной совершается смертью Богочеловека на кресте наше спасение. В повествовании синоптиков к этому присоединяются и еще некоторые черты, относящиеся опять-таки к человечности Господа: здесь следует особенно отметить всю обстановку взятия и суда, враждебные издевательства над Христом даже у креста, поношение разбойников, распятых с Ним ( Мф. 27:44 ). К этому ев. Лука еще присоединяет рассказ о разбойнике благоразумном, (23:40–43), вместе с упоминанием о словах Господа, обращенных к плачущим еврейским женщинам (27–30). Вообще вся обстановка заставляет вспомнить слова ев. Луки (4:13) о том, что после искушения Христа в пустыне «диавол отошел от Него до времени». Теперь же наступило это время для нового и последнего Его искушения, не только чрез посредство Иуды, в которого вошел сатана, но и чрез все его послушные орудия, людей, исполненных сатанинской злобы ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

О проповеди Иоанна Крестителя подробно рассказывают Евангелисты-синоптики ( Мф. 3:1–12 ; Мр. 1:4–8 ; Лк. 3:1–18 ). В том, что касается личности Крестителя и его проповеди, Евангелист Иоанн достаточно близок к синоптикам 84 . Как и они, он цитирует применительно к Предтече слова пророка Исаии: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» ( Мф. 3:3 ; Мр. 1:3 ; Лк. 3:4 ). Как и у синоптиков, Креститель в четвертом Евангелии говорит об Иисусе: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Мр. 1:7 ; Лк. 3:15 ; у Мф. 3:11  «понести обувь Его»). Слова из пророка Исаии ( Ис. 40:3 ), которые синоптики применяют к Крестителю, говоря о нем в третьем лице, в Евангелии от Иоанна вложены в уста самого Крестителя. Только в четвертом Евангелии Креститель говорит посланным: «я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» ( Ин. 1:26 ). Из этих слов можно заключить, что беседа происходит в присутствии Иисуса, Который в это время стоял в толпе. У синоптиков проповедь Крестителя об Иисусе происходит в Его отсутствие, и появляется Он на Иордане лишь для того, чтобы принять крещение от Иоанна. В рассматриваемом эпизоде впервые в Евангелии от Иоанна употреблен термин «иудеи» (ουδαοι), встречающийся в этом Евангелии в общей сложности около 71 раз 85 . В прямой речи Иисуса термин появляется четыре раза ( Ин. 4:22; 13:33; 18:20, 36 ). Все остальные случаи – авторский текст Евангелиста. Что означает термин «иудеи» в этом и последующих эпизодах четвертого Евангелия? При поверхностном подходе к тексту Евангелия от Иоанна может сложиться впечатление, что его автор представляет иудеев как большую и монолитную группу, не делая различий между иудеями Галилеи, Иудеи или Иерусалима 86 . При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что примерно в половине случаев термин «иудеи» в авторском тексте указывает на тех, кто находится в оппозиции к Иисусу 87 , то есть, прежде всего, на религиозных лидеров Израильского народа 88 . Они имеют прямую связь с Иерусалимским храмом, осуществляют духовную власть над Иудеей и имеют немало последователей, в том числе в Галилее 89 . У Иоанна термин «иудеи» становится обобщенным обозначением тех групп, которые авторы синоптических Евангелий называют словосочетаниями «книжники и фарисеи», «первосвященники и старейшины» (а иногда «первосвященники и старейшины и книжники», или «первосвященники и старейшины Иудейские») 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010