Одним из главных вопросов, обсуждаемых на встрече, стал вопрос сохранения священником честности в условиях соблазнов современного мира. Сейчас в информационной среде часто формируется образ священника как человека, зарабатывающего деньги на религиозных потребностях людей. С другой стороны, не секрет, что некоторые пастыри действительно чересчур увлекаются материальной стороной своего служения. Поэтому вопрос, сформулированный как тема встречи – «Можно ли оставаться честным пастырем в современном мире» – приобретает актуальное звучание. Отвечая на этот вопрос, отец Тихон отметил, что, во-первых, не нужно обращать внимание на искусственно создаваемые в общественном мнении образы алчных и корыстных священников. Что же касается самого пастыря – в самом начале он должен дать искренний обет Богу, что он будет служить Ему честно и абсолютно бескорыстно. Главное для священника – не изменять своему служению, своим принципам, не бояться различного рода трудностей, в том числе материальных. Пусть будут испытания, но Господь всегда поможет, не оставит, если человек имеет стержнем Христа, если он живет по Его заповеди «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6,33). Встреча, длившаяся более двух часов, прошла в радостной и теплой атмосфере. Пресс-служба МДА Фото: Е. Дынич (МДС) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-mda-sostoyalas-vstre...

Ангелы, возвестив о зачатии Господа и рождестве Его по плоти, о воскресении, вознесены и втором пришествии – служили Ему на земле: Ангелы [после искушения Господа в пустыне] приступили и служили Ему ( Мф.4:11 ). Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну человеческому ( Ин.1:51 ). Явился Ему ангел с небес [в саду Гефсиманском] и укреплял Его ( Лк.22:43 ). Ангелы а) будут сопровождать Господа при Его втором пришествии: Придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими ( Мф.16:27 ); б) отделять праведников от нечестивых: Пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их. И соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную ( Мф.24:31 ; Мф.13:41–43 ); в) радуются за грешника раскаивающегося: Радость бывает у ангелов Божиих и об одном грешнике, кающемся ( Лк.15:10 ). г) пекутся о благочестивых: Ангел Господень ополчается вдруг боящихся Его и избавляет их ( Пс.33:7 ). Даниил сказал царю: Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам ( Дан.6:22 ); д) предстоят пред Богом, поклоняясь Ему: Все ангелы стояли вокруг престола, и пали на лица свои и поклонились Богу ( Откр.7:11 ). Бог превознес Христа, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9–10 ); е) славословят Бога: Хвалите Господа все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его ( Пс.148:2 ). Вокруг Господа стояли серафимы, и взывали они друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! ( Ис.6:3 ). Ангелы а) бессмертны: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых умереть уже не могут, ибо они равны ангелам ( Лк.20:35–36 ); б) могущественны и кротки: Не страшатся беззаконники злословить высших, тогда как и ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда ( 2Петр.2:11 ); в) мудры: Господин мой [царь] мудр, как мудр ангел Божий, чтобы знать все, что на земле ( 2Цар.14:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В апреле 2000 года часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и перешла в лоно Русской Православной Церкви, основав 19 апреля новый приход святого Александра Невского , расположившийся по адресу Nyhavn, 22. Современное состояние [ править править код ] Богослужебный язык: церковно-славянский, датский, греческий. При храме действуют воскресная школа и библиотека. Архитектура, убранство [ править править код ] Храм построен в русско-византийском стиле из датского красного облицовочного кирпича. Фасад украшен по фронту белым песчаником по рисунку художника А. К. Фишера. Нижний этаж облицован серым гранитом. Вход в храм широкий, крытый; лестницы выполнены из белого мрамора. По стенам входа написан 120-й псалом: «Возведох очи мои в горы…» На фронтоне в нише находится икона святого благоверного великого князя Александра Невского, написанная на плите из вулканического камня профессором Ф. А. Бронниковым. Храм освещается сводчатыми окнами с матовыми стеклами. Пол в церкви мраморный мозаичный, в алтаре — дубовый паркетный. Стены и потолок расписаны византийским золоченым орнаментом по темному фону. Бронзовое паникадило в виде креста — подарок Александра III. Резной иконостас был выполнен из темного американского ореха. Иконы написаны на холсте художником Ф. А. Бронниковым. Лития по Марии Фёдоровне возле храма, в день переноса её гроба в порт 17 сентября 2006 года На горнем месте находится картина «Христос укрощает бурю» (Мф. 8,23—27) кисти Ф. А. Бронникова; справа от входа — картина «Хождение по водам» (Мф. 14, 22—36) А. П. Боголюбова. По обеим сторонам от алтаря расположены картины из жития Александра Невского, написанные И. Н. Крамским: молитва князя с дружиной перед Невской битвой в Софии; пострижение князя в схиму. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря, 12 сентября Как добраться [ править править код ] Адрес: Bredgade 53, KØBENHAVN K, 1260, Denmark Тел.: +45 26 83 51 22 (экскурсии), +45 33 13 60 46 , +45 39 62 41 22

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_блгв._...

Эти женщины во время проповеди неотступно следовали за Христом и не покинули его во время крестных страданий. Вера привела их к Голгофе — месту распятия Господа — вопреки страху смерти. Женщины видели происходящее, оплакивали Иисуса Христа, утешали Божию Матерь. Они были свидетельницами погребения Господа и видели, что на тело его не возлили благовоний. Желая послужить Спасителю, в воскресный день, невзирая на опасность, жены-мироносицы поспешили к его гробу, чтобы до конца исполнить необходимое для погребения Господа — помазать его тело миром (Лк. 24:1–10). Надеялись ли Иосиф, Никодим, жены-мироносицы на воскресение Господа, когда видели на кресте его уже мертвое тело? Ни у кого из них упования на воскресение Христа не было, ведь даже самые ближайшие ученики в момент опасности усомнились в пророческих словах Спасителя.   Не только законники связывали обетование о мессии с восстановлением земной славы царства Израилева. Изначально так же его понимали и апостолы. Например, на это указывает вопрос одного из апостолов накануне его страданий: «Господи! Что это, ты хочешь явить себя нам, а не миру?» (Ин. 14:22). Об этом свидетельствует просьба ближайших учеников Господа Иакова и Иоанна Зеведеевых быть по правую и по левую руку от Христа, когда он воцарится над Израилем (Мк. 10:35–45). За этой просьбой скрывалось желание стать приближенными нового царя. Похожие воззрения были и у других учеников, а Господь вразумлял их. Каждым словом и поступком он пытался донести до них мысль, что царство его не земное (Ин. 18:36). В полной мере ученики Христовы смогли это понять, только когда Господь воскрес. А в те дни, когда их учителя неожиданно арестовали, стали пытать и предали позорной смерти, апостолов преследовали сомнения: неужели тот, кто творил такие великие чудеса, был так милостив к людям, не избавитель Израиля? Их сердца были в тот момент полны разочарования. Апостолы понимали: если их учителя подвергли казни, то в скором времени и за ними придут. Ученики постоянно находились со Христом, его именем изгоняли бесов и творили чудеса (см. Лк. 10:1–17). Они были свидетелями воскрешения Лазаря, а иудеи хотели казнить всех, кто стал свидетелем этого чуда. По этим причинам апостолы боялись иудеев, спрятались в доме и заперли двери (Ин. 20:19). Они не ждали воскресения Господа, хотя Иисус Христос много раз говорил о нем (см. Мф. 20:19; Мк.10:34; Лк. 18:33).

http://pravoslavie.ru/130781.html

Взглянем на портрет Петра, каким его рисуют Евангелия. А рисуют они совсем не такого Петра, какого изображают мощные статуи, украшающие фронтоны величественных соборов. Перед нами не гигант духа, не князь Церкви, сжимающий стальной рукой ключи Царства Небесного, а обычный человек, такой же, как и все мы. И нам дорог и близок именно такой Петр. Вот он бросает лодку и дом свой, уходя за Иисусом странствовать. Вот он уговаривает Христа отказаться от Крестного пути, на что слышит в ответ резкое: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:23). Вот Петр, осиянный Фаворским светом, немного суетливо предлагает: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф 17:4). А вот Петр видит Христа, идущего по воде, бросается к Учителю, …но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф 14:30—31). На Тайной Вечери Петр не решается сам спросить, кто из Апостолов предатель, и просит об этом младшего, Иоанна. И тут же самонадеянно убеждает Иисуса: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Но (Иисус) сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня (Лк 22:33—34). «Я? Отрекусь?» Петр оскорблен. В Гефсиманском саду, несмотря на просьбу Христа пободрствовать вместе с Ним, Петр засыпает. Но когда раздается лязганье оружия, вскакивает и, едва придя в себя, хватает меч и бросается защищать Учителя: отсекает ухо одному из пришедших арестовать Иисуса. Иисуса уводят, но Петр следует за Ним. Ему удается проникнуть во двор дома Первосвященника. Вдруг кто-то его узнает: «Не ты ли был с Иисусом?» Трижды разные люди спрашивают, и трижды Петр отвечает: нет… После третьего отречения тотчас пропел петух. Тогда Христос, повернувшись взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал (Лк 22:61—62).

http://foma.ru/ucheniki-apostol-petr.htm...

Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3). Послушать его проповедь выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения (Мк. 1, 5). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: “Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк. 1, 7-8). И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14) Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1, 33). Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом “тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22). Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира.

http://zavet.ru/kalendar/kr-005st.htm

Только евангелист Лука (Лк 9. 54) сообщает о том, что Иаков и И. Б. просили Христа позволить им низвести огонь с неба, к-рый сожжет самаритянскую деревню, не принявшую Его. Вероятно, эти слова обусловлены темпераментом братьев, что выражено в их имени - Сыновья грома. Следующее событие с участием Иакова и И. Б. (Мф 20. 20-28; Мк 10. 35-45) происходит на пути в Иерусалим, когда братья (согласно Мк 10. 35-38) или их мать (согласно Мф 20. 20) просят Иисуса Христа позволить им воссесть слева и справа от Него во славе Его. На вопрос Иисуса они отвечают, что могут пить чашу, к-рую Он пьет, и креститься Его крещением. Все это вызывает гнев остальных учеников. Ответ Христа отсылает к предыдущему эпизоду с И. Б., рассказанному евангелистом Марком,- к словам о старшинстве учеников и призыву Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк 9. 33-37, особ. ст. 35; 10. 43). Только евангелист Марк упоминает об участии апостолов Петра, Иакова, И. Б. и Андрея в беседе Христа на Елеонской горе перед Страстями (Мк 13. 3-37). Евангелист Лука (Лк 22. 8-13) уточняет, что Иисус Христос велел именно Петру и И. Б. приготовить пасхальную трапезу: этот элемент, возможно, восходит к преданию иерусалимской общины. В Мф 26. 37 и Мк 14. 33 говорится о том, что Иисус взял Петра, Иакова и И. Б. в Гефсиманию . После этого по имени И. Б. в синоптических Евангелиях не упоминается. Имя Иоанн в синоптических Евангелиях иногда сопровождается уточняющими словами: в Лк 5. 10 - «сын Зеведеев» (точнее, «сыновья Зеведеевы» для Иакова и Иоанна); в Мк 3. 17; 5. 37 (ср.: 1. 19) - «брат Иакова»; в Мф 4. 21; 10. 2; 17. 1 - «брат его (Иакова.- Авт.)». Преображение Господне. Мозаика кафаликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Сер. VI в. Преображение Господне. Мозаика кафаликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Сер. VI в. Т. о., И. Б. в синоптических Евангелиях представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с ап. Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и ап. Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с ап. Андреем участвует в беседе о разрушении храма (Мк 13. 3; ср.: Мф 24. 1-28). В Евангелии от Иоанна

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Азъ хлбъ животный, иже сшедый съ нбс [ Ин.6:51 ]. (Я хлеб живой, сшедший с небес.) Приведен же бывш крестъ сташа иже лима [ Деян.25:7 ]. (Когда он был приведен, стояли кругом пришедшие из Иерусалима иудеи.) Мсей бо пишетъ правд, юже закона [ Рим.10:5 ]. (Моисей пишет о праведности закона.) же реч аще что можеши вровати, вс возмжна вр ющем [ Мк.9:23 ]. (Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.) Обратите внимание на то, что формам местоимения иже нет соответствия в русском тексте. В этих и подобных случаях местоимение является переводом греческого артикля. Артикль в греческом языке – это служебное слово, обычно относящееся к существительному и имеющее особое грамматическое значение. В живых славянских языках артикля никогда не было. Его появление в церковнославянском языке связано с тем, что переводчики стремились дать соответствие каждому слову греческого оригинала. Такой способ перевода артикля с греческого на славянский можно сравнить с употреблением слов этот, эта для перевода на русский английского, немецкого или французского определённого артикля. IV. Упражнения 1. Прочитайте, переведите, укажите формы подчёркнутых глаголов: Страницы из изданного в Москве в 1701 г. «Букваря славенскими, греческими, римскими писмены учитися хотящим и многомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся», созданного одним из видных деятелей русского просвещения XVIII в., преподавателем Славяно-греко-латинской академии Фёдором Поликарповым, автором учебных словарей и грамматики И азъ же теб глголю. к ты петръ, и на семъ камени созижд црковь мою, и врата адва не долютъ [ Мф.16:18 ] . Н, глголю вамъ, но аще не покаетес, вс такожде погибнете [ Лк.13:5 ]. И реч гдь бгъ ...на персехъ твоихъ и чрев ходити б деши , и землю снси вс дни живота твоег [ Быт.3:14 ]. кропиши м сспомъ, и чищ с : мыеши м, и паче снга ублюс [ Пс.50:9 ]. Остн мо похвалит т [ Пс.62:4 ]. Иже вержетс пред человки, верг с и азъ пред цемъ моимъ [ Мф.10:33 ]. же реч грд по мн, и стави мертвыхъ погребст сво мертвецы [ Мф.8:22 ]. И видвъ вр ихъ, реч разслабленном: дерзай, чадо, п щ аютс т грс тво [ Мф.9:2 ]. Дерзайте : азъ не бойтеса [ Мф.14:27 ] . И вщавъ реч има: возвстита же видста и слышаста [ Лк.7:22 ] . И рече всмъ трокмъ своимъ, сщымъ съ нимъ во востаните, и бжимъ, к нсть намъ лица авессалмл [ 2Цар.15:14 ]. Слышахъ же гласъ, глголющь мн: воставъ, петре, закол и ждь [ Деян.11:7 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Одно древнее предание в Талмуде характеризует значение Г. следующими словами: «Когда Гамалиил скончался, вместе с ним исчезло уважение к Торе, и перестали существовать чистота и воздержание» (Сота. 9. 17). Прав. Гамалиил и ап. Павел. Витраж в соборе св. Винцентия мон-ря Шалон-сюр-Сон (Франция). XIII в. Прав. Гамалиил и ап. Павел. Витраж в соборе св. Винцентия мон-ря Шалон-сюр-Сон (Франция). XIII в. Ап. Павел также был его учеником и принадлежал к его школе (Деян 22. 3) . В НЗ образ Г. согласуется со свидетельствами об учении фарисеев у Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 9; De bell. II 8. 14). В кн. Деяний св. апостолов Г. именуется «законоучителем, уважаемым всем народом» (5. 34), и говорится о том, что он выступил с речью в синедрионе в защиту апостолов, к-рым угрожала смерть (5. 33-40). В его речи содержится исторический анахронизм: Г. упоминает восстание Февды (Деян 5. 36-37), к-рое произошло ок. 45 г. по Р. Х., т. е. спустя 10 лет после суда над апостолами ( Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1-2). Данные евангельских и античных источников о ведущей роли партии саддукеев и первосвященников в синедрионе во времена земной жизни Иисуса Христа (Мф 26. 57; Мк 14. 53; Лк 22. 66; Ин 18. 13-14; Ios. Flav. Contr. Ap. 2. 23; Antiq. XIV 5. 4) свидетельствуют о невозможности участия Г. в суде над Иисусом Христом. Согласно церковному преданию, в конце жизни Г. принял крещение вместе с сыном Авивом ( Sch ü rer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B. C.- A. D. 135): [Transl. from Germ.] Edinb., 1979. P. 368) и благодаря ему были обретены мощи первомч. Стефана (BHG, N 1648-1653; BHL, N 7848-7856; Epistula Luciani ad omnem ecclesiam//PL. 41. Col. 807-818; ЖСв. Авг. С. 29-38). По преданию, ок. 415 г. Г. явился во сне пресв. Лукиану и повелел откопать останки св. первомч. Стефана, к-рого он похоронил на своем семейном участке в сел. Гамла вместе с останками прав. Никодима, приходившего ночью тайно к Иисусу, и сына Авива (Ин 3. 1-21). По этой причине память Г. отмечается в день обретения мощей праведных Никодима и Авива. В Римском Мартирологе память Г. отмечается 3 авг. Лукиан описывает Г. как «мужа преклонных лет, высокого роста, с приятным лицом, длинной бородой, в белом одеянии, вышитом золотыми крестами» (Epistula Luciani//PL. 41. Col. 809).

http://pravenc.ru/text/Гамалиила I.html

Поцелуй Иуды. Христос перед иудейскими первосвященниками. Отречение ап. Петра. Христос перед Понтием Пилатом. Двусторонняя икона-таблетка. Лицевая сторона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГТГ) Поцелуй Иуды. Христос перед иудейскими первосвященниками. Отречение ап. Петра. Христос перед Понтием Пилатом. Двусторонняя икона-таблетка. Лицевая сторона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГТГ) Поскольку до I Вселенского Собора практика праздновать Пасху (понимаемую как праздник Воскресения) в один из воскресных дней не была всеобщей, то и день для воспоминания Страстей в разных традициях выбирался по-разному. Это был или день иудейской Пасхи (по юлианскому календарю в разные годы выпадающей на разные даты), или 25 марта (как историческая дата Страстей), или еще к.-л. день. После I Вселенского Собора всеобщей стала традиция праздновать Пасху в 1-е воскресенье после 1-го весеннего полнолуния, а воспоминание Страстей закрепилось за пятницей перед этим воскресеньем, получившей наименование Великой (раннее обозначение дней Страстной седмицы как «великих» - Const. Ap. VIII 33), Святой и др. Т. о., к IV в. В. п. и Великая суббота стали днями самого строгого поста в году, готовящего верующих к празднованию Воскресения (вопрос о продолжительности и мере предпасхального поста возник уже во II-III вв. в связи со спорами о дате празднования Пасхи: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12; Dion. Alex. Ep. ad Basilidem. 1; Didasc. apost. V 18-19). Строгость поста в В. п. нашла свое выражение и в ограничении совершения Евхаристии в этот день. После V и до XII-XIII вв. в правосл. странах в В. п. литургия не совершалась вообще или совершалась только литургия Преждеосвященных Даров (хотя, напр., в кон. IV в. в Антиохии в В. п. служили полную литургию: Ioan. Chrysost. De coemetr. et de cruc.//PG. 49. Col. 397-398); согласно Иерусалимскому уставу, принятому после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, литургия в В. п. не совершается (кроме случая совпадения с праздником Благовещения); на лат. Западе в В. п. вплоть до наст. времени мессы не бывает, но все причащаются освященными накануне Дарами. Еще одна особенность богослужения В. п.- бдение в ночь с четверга на пятницу, установленное, возможно, в воспоминание и исполнение слов Христа, сказанных ученикам в Гефсимании (Мф 26. 38, 41). Во мн. христ. общинах в ночь на В. п. уже в IV в. было принято совершать всенощное бдение, подобное пасхальному ( Euseb. Hist. eccl. 2. 17. 21-22; Epiph. De fide. 22. 12-14). Особое влияние на формирование богослужения В. п. как на Востоке, так и на Западе оказала древняя иерусалимская традиция.

http://pravenc.ru/text/150067.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010