1 Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь ( Мф.22:37-38 ). 2 Вторая же подобна еи: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф.22:39-40 ). 3 Заповедь новую даю вам да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе ( Ин.13:34 ). 4 Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин.14:15 ). 5 Аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки ( Ин.8:51 ). 6 Покаитеся, приближибося Царствие Небесное ( Мф.3:2 ). 7 Уготоваите путь Господень, правы творите стези Его ( Мф.3:3 ). 8 Сотворите убо плод достоин покаяния ( Мф.3:8 ). 9 Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изоуст Божиих ( Мф.4:4 ). 10 Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесныи совершен есть ( Мф.5:48 ). 11 Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). 12 Не всяк глаголяи Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяи волю Отца Моего, Иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). 13 Всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком ( Мф.12:31 ). 14 Всяк сад, егоже не насади Отец Мои Небесныи, искоренится ( Мф.15:13 ). 15 Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свои, и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). 16 Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою? ( Мф.16:26 ). 17 Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф.18:20 ). 18 Горе же человеку тому, имже Сын Человеческии предастся ( Мф.26:24 ). 19 Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всеи твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:15-16 ). 20 Блажени слышащии слово Божие, и хранящии е ( Лк.11:28 ). 21 Не боися, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство ( Лк.12:32 ). 22 Иже не носит креста своего, и вслед Мене грядет не может Мои быти ученик ( Лк.14:27 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. [свернуть] У кого из нас не возникало внутреннего протеста и желания “промотать” притчу о десяти девах: пяти неразумных и пяти мудрых? Или кто из нас не зависал на вопросе – почему пять мудрых не поделились и попали на пир к жениху, и вроде как Жених вполне остался доволен их рыночно-индивид уалистическим подходом “чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе” (Мф 25:9)? Кого во Вторник Великой седмицы не будоражили и не ужасали слова: “истинно говорю вам: не знаю вас” (Мф 25:12)? Но “смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец” (Мф 24:6). Не ужасайтесь, это еще не конец. Притчу о десяти девах Христос рассказывает в серии эсхатологически х повествований, отвечая на вопрос учеников: “скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?” (Мф 24:3). Эта серия помещена в 24-ю и 25-ю главы Евангелия от Матфея и следует после того, как “выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено” (Мф 24:1). Камня на камне не останется от храма и от религии, в которой каждый “сам за себя”, от религии “бесплодной смоковницы”, от религии лицемерия, религии фарисеев, против которой Христос обращает пламенную обличительную речь в 23-й главе, религии “отцеживающей комара, а верблюда поглощающей”, религии “окрашенных гробов”, религии без суда, милости и веры. На ее место должна прийти вера, в которой “один за всех, и все за одного”, в которой весь закон утверждается на двух заповедях: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим” и “возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф 22:39-40). Какую картину конца рисует своим ученикам Христос? “Охлаждение любви”, “ненависть друг ко другу” и “предательство друг друга” (Мф 24:10, 13). Картину, в которой “двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется” (Мф 24:40-41), в которой один, как Ной, спасается в ковчеге, других же смывает с лица земли, будто потопом (Мф 24:37-38). Картину, в которой пять мудрых дев говорят “нет” на просьбу поделиться маслом, и неразумные девы остаются вне брачного пира. Но не ужасайтесь, это еще не конец.

http://blog.predanie.ru/article/ne-zhale...

Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» не произносится, но только: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподобитися нам...», и далее порядок тот же. После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются. По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так: Понедельник На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12). На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20). На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). Вторник На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39). На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18). Среда На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53). На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36). На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32). Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее , то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке: Понедельник На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25). На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46). На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13). Вторник На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13). На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30). На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин 13:34). (Что значит: как Я возлюбил вас ? — Поскольку есть и любовь плотская, и любовь сатанинская, и любовь лицемерная, постольку Господь присовокупил как Я возлюбил вас ) 35 . [Другими словами, Он как бы говорит]: Я возлюбил вас от [всего] сердца, любовью Божественной, любовью спасительной, любовью, [ведущей] в Царство [Небесное], так что кровь Мою отдаю во искупление мира и душу Мою полагаю, как пастырь добрый, за овец Своих (см. Ин 10:11 и 15) 36 . И вам заповедует сие: да любите друг друга, как Я возлюбил вас . Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин 15:13–14) 37 . И душу Мою полагаю за всех вас. Это Он заповедал славным и божественным Апостолам, повелев им передать сии заповеди и нам. После спасительного и сияющего Воскресения Своего Он говорит: Идите, научите все народы уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28:19–20) 38 . Заповедь новую даю вам , не как вы слышали, что сказано древним (Мф 5:21) , а именно: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (ср. Лев 19:18). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5:43–44) 39 . Если суровым представляется сие и связанным с тяжким подвигом, то прими во внимание награду, [ожидающую тех, кто подъял этот подвиг]. Да будете сынами Отца вашего Небесного , то есть братиями Мне и Моими подражателями, что возможно, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45) 40 . [Свет] солнца и [влагу] дождя Он дарует не только благим и праведным, но уделяет их также лукавым, неверующим и грешникам, всем вместе благодетельствуя и всех лелея. И ты, распространяя [свою] любовь [равно] и на врагов, и на друзей, старайся, по возможности, подражать Богу. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? И если вы приветствуете только друзей ваших, что особенного делаете? Не то же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:46–48) 41 .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

Свидетель Иеговы: – Но в Писании ясно сказано о крещении: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Как ребенок может веровать? Православный: – За него веруют его крестные родители. Свидетель Иеговы: – Разве один человек может веровать за другого? Православный: – Может, и тому есть множество примеров из Писания. Например, вспомним случай со слугою сотника. Он был исцелен не своею личною верою, а верою самого сотника, как и сказано: И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8, 13). Кстати, то слово, которое у нас переведено как «слуга», в греческом оригинале читается как «ребенок» (греч. παις ). Получается, что взрослый сотник верует за своего слугу, мальчика, и последний получает по его вере исцеление. Также примером может быть для нас случай с расслабленным, положенным на постели, где говорится о его друзьях, что видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2). Здесь, как в других случаях, Христос не обращает внимания на самого больного (который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою), а смотрит на веру его друзей и по их вере исцеляет его. Так что вы поспешили, сказав, что один человек не может веровать за другого. Теперь давайте внимательно прочитаем следующий текст: Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 37–38). Обратим внимание на то, что, когда ап. Петр говорит «покайтесь», он не говорит «покайтесь все», как в случае, когда он говорит о крещении. Это значит, что он имеет в виду только тех, которые могут покаяться (т. е. взрослых). Малые дети не могут каяться. Но в случае, когда он говорит о крещении, он говорит «да крестится каждый из вас», имея в виду и взрослых, и детей. Ведь, как мы установили, и дети и взрослые находятся под грехом. И он (Петр) именно это имеет в виду, когда добавляет о крещении ... во имя Иисуса Христа для прощения грехов. ... Далее он говорит еще более определенно: ... И получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям (греч. τκνοις ) вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2, 38–39). А то, что Господь призывает не только взрослых, но и детей, Он Сам засвидетельствовал, сказав: … Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14) .

http://pravoslavie.ru/106551.html

1Фес.5:3 . Ибо 2465 когда будут говорить 2466 вот – мир и безопасность, тогда их внезапно настигнет погибель, как мука родами неожиданно настигает беременную, 2467 – и не избегнут её. Это – тоже, что сказал Господь наш: как было во дни Ноя и Лота, когда ели и пили, женились и выходили за муж, доколе не нашел на них и их всех не истребил потоп и огонь ( Мф.24:38–39 ). 1Фес.5:4 . Вы же, братья, не находитесь (будьте) во тьме, то есть в делах тьмы, чтобы вас 2468 день тот, 2469 как тать, не застал. 1Фес.5:5 . Как сыны света, запасайтесь делами света и ожидайте тот день откровения (славы). 1Фес.5:6 . Итак, да не спим в отношении доброго жития, как и прочие, кои не ожидают того дня, но да бодрствуем делами нашими и да трезвимся верою нашею. 1Фес.5:7 . Ибо те, кои спят и упиваются, они ночью —239— спят и упиваются, то есть все дела, враждебные свету, они совершают ночью. 1Фес.5:8 . Мы же, будучи сынами 2470 дня, то есть сынами Евангелия, трезвимся 2471 в добрых делах, и да облекаемся совершенством веры и любовью совершенною, – возложим на себя шлем надежды спасения жизни. 1Фес.5:9 . поскольку (Бог) не определил нас на гнев, то есть на погибель, но к спасению жизни, то есть: или чтобы спасали мы наши души от прикосновения похотей и жили в Господе нашем; или чтобы спаслись мы чрез Него для жизни с Ним в воскресении. 1Фес.5:10 . Дабы, бодрствуем ли, или спим, – вместе с Ним жили, то есть: будем ли мы живы, или мертвы, – вместе с Ним дарует нам возлететь (на небо). 1Фес.5:11 . Итак, утешайте друг друга и назидайте один другого этими словами, – как и прежде писал я вам, так и поступали вы. 1Фес.5:12 . Будьте признательны к тем, кои трудятся у вас делами своими, и к тем, кои предстоятельствуют вами в Господе, то есть молят Господа за вас и научают вас добродетельной жизни. 1Фес.5:13 . Преизобильною любовью делайте их близкими себе, и ради дела их, то есть ради доброго их жития, присоединяйтесь к ним, чтобы получать вам от них пользу. 1Фес.5:14 . Вразумляйте, говорит, бесчинных, кои праздную проводят жизнь и предаются только пу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ин.4:10 .  Отвеща Иисус и рече ей: аще бы ведала еси дар Божий, и кто есть глаголяй ти, даждь Ми пити: ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу. Если бы ты знала, говорит, благодать Божию, и кто есть Тот, Который просит у тебя воды, умолчала бы о законном уложении, а от Того бы просила, и получила воду живую. Какая же есть благодать Божия, и какая живая вода? Благодатию Божиею назвал Боголюбивый Апостол смотрение Божие, вочеловечение и пребывание в мире Единородного Его Сына. «Явися», свидетельствует, «благодать Божия спасительная всем человеком» ( Тит.2:11 ). Живая вода разумеется та самая, о которой предсказано пророком Исаиею: «почерпите воду с веселием от источник спасения» ( Ис.12:3 ). Что же значит сия вода, сам Евангелист Иоанн показал. Ибо когда упомянул, что Господь наш сказал: «веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин.7:38 ): там же истолковал и воду живую, говоря: «сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующие во имя Его» ( Ин.7:39 ). Поелику же все Пророки и закон был токмо до Иоанна, «кончина же закона Христос» ( Мф.11:13 ; Рим.10:4 ), «закон же бе пестун во Христа, пришедшей же вере, не под пестуном есмы» ( Гал.3:24–25 ) для того Господь и сказал Самаряныне: если бы ты ведала, какой дар есть Моего пришествия, узнала бы, что оно упразднило те Ветхого Закона установления, дается же закон новый равно и Иудеям, и Самарянам, и по всей вселенной языкам. Если бы знала, что Я, просящий у тебя: «даждь Ми пити», есмь воплощенный Сын Божий и Спаситель мира, то просила бы ты от Меня живой воды, то есть, животворящей благодати Всесвятого Духа, и получила бы оную от Меня. Говорил же иносказательно жене Господь для того, да, когда бы сказал вдруг: Аз есмь Христос и Мессия, – не соблазнилась она, и не почла Его человеком гордым и самохвалом. Сия же, услышав и не могши понять силы Его слов, ответствует ему так: Ин.4:11–12 .  Глагола Ему жена: Господи, ни почерпала имаши, и студенец есть глубок: откуда убо имаши воду живу? Еда Ты болий еси отца нашего Иакова, иже даде нам студенец сей, и той из него пит, и сынове его и скоти его?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Лк.4:30 . «Пройдя посреди них»: еще не пришел час Его, еще только почти начал Он великое дело своего служения, а потому злоба не могла довести Его в это время до смерти. Божественная сила, с которой Он мог действовать на народ, сохранила Его невредимым, и Он, удаляясь от разъяренных, прошел посреди них так, что они не могли причинить Ему никакого вреда. Лк.4:31–32 . О пришествии и пребывании Господа в Капернауме в этот раз ев. Лука повествует совершенно согласно с ев. Марком ( Мк.1 и дал. Евангелист Матфей упоминает об этом лишь в общих чертах согласно с ев. Марком и Лукой). – Капернаум: см. прим. к Мф.4:13 .– «Учил их в дни субботние»: общее замечание евангелиста об учении Иисуса Христа в Капернауме, тогда как евангелист Марк говорит об однократном посещении Господом синагоги Капернаумской, когда Он исцелил бесноватого ( Мк.1 и дал.). Лк.4:33–36 . Исцеление бесноватого в синагоге Капернаумской, см. Мк.1:21–27 и прим. – «Нимало не повредив»: несмотря на то, что в злобе поверг его среди синагоги, – черта, замечаемая только ев. Лукой. Лк.4:37 . «Разнесся слух»: см. Мк.1:28 . Мф.4:24 . Лк.4:38–39 . Исцеление тещи Симоновой: см. Мк.1:29–31 и Мф.8:14–15 и прим. Лк.4:40–41 . Исцеление страдавших различными болезнями и бесноватых: см. Мк.1:32–34 и Мф.8и прим.– «Возлагая на каждого из них руки»: замечание только у ев. Луки о внешнем действии, какое употреблял в это время Господь, исцеляя болезни. О возложении рук, как внешнем действии чудотворного врачевания, см. прим. к Мф.9:18 . Лк.4:42–44 . См. прим. к Мк.1:35–39 .– «Народ искал Его» и пр.: у ев. Марка несколько частнее, именно, – что Симон и бывшие с ним пошли за Господом. – «Удерживал Его»: черта, замечаемая только ев. Лукой, но предполагаемая и в рассказе ев. Марка, именно в ответе Господа, что надобно идти в другие места. У ев. Марка представляются Петр и бывшие с Ним действующими, у ев. Луки просто народ, – различие лишь в способе изложения, а не в сущности происшествия. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Содержалось ли в Законе повеление креститься? Значение Крещения Господня. Явление Святой Троицы глас Бога Отца с. 50] Христос, принимающий Крещение сошествие Святого Духа с. 296–303; 14, с. 49–50]. Явление Христа Израилю ( Ин 1 :31 ) Выход Господа на служение ( Лк. 3:23 ) Знамение «отверстые небеса» при Крещении Иисуса Христа с. 49] Блж. Иероним: Своим Крещением Господь засвидетельствовал силу и важность крещения Иоаннова Освобождение людей от греха Как восходящее к Адаму родословие Господа объясняет значимость Крещения Господня для всего человечества ( Лк. 2:23–38 ) с. 52]. III. Сорокадневный пост и искушение Господа в пустыне Все искушения – предложение ложного пути мессианского служения Господа Искушения и победа над диаволом следуют сразу после Крещения с. 59; 6, т. 1, с. 316] Символика «пустыни» в Ветхом Завете 15, с. 16, 21] Особенности в описании искушения в пустыне (домашнее задание) Символика числа 40 в Священном Писании с. 21] Объяснение последовательности искушений в Мф. и Лк. (домашнее задание) 14, с. 53–56] Ответы Господа из Священного Писания (домашнее задание) Использование диаволом при искушении Господа 90-го псалма (ст. 11–12). В чем ложь «отца лжи»? с. 326; 10; 14]. период служения Господа Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 31, 104; 3, с. 71–92; 4; 10; 14; 15] Найти в рекомендуемой литературе объяснение следующих понятий и реалий, встречающихся в тексте Евангелия Ин 2:6 «мера» с. 184] Ин 2:13 «Пасха Иудейская» Ин 2:14 «меновщики денег» 15, с. 82] Ин 3:1 " фарисей» 4] Ин 4:5 «Самария», «самаряне» ( 4Цар 17 ) Ин 4:9 «Иудеи с самарянами не сообщаются» с. 38–39] Ин 4:2 «на этой горе» ( Втор 11:29 ) с. 90]. План семинара I . Первое чудо на браке в Кане Галилейской Брак и брачный пир в Священном Писании Ветхого Завета – образы теснейшего единения с Богом, образы Царства Божия. Например, ветхозаветное учение о Боге как муже Израиля: Ис 54:5 ; Ос 2:16–20 . В Новом Завете: Мф. 22:1–13 (притча о брачном пире царского сына); Мф. 25:1–13 (притча о десяти девах); Еф 5:22–32 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Естественным будильником русского человека, встававшего с восходом солнца, был петух. В Шестодневе Георгия Писиды (VII в.) читаем: “Кто велегласно внутрь суща храмины научи кура часомерити въ нощи” 32 . Кур на древнерусском языке означает петух 33 . Пение петуха предшествовало наступлению утра. В Остромировом Евангелии читаем: “Не весте бо, когда Г(оспод)ь придет, вечеръ ли, или полунощи, или в куроглашение, или заутра” 34 (Мк 13:35). В связи с этим говорится: “Определять ночное время по пению петухов было делом общеизвестным” 35 . Во время “куроглашения” апостол Пётр вспомнил слова Христа Спасителя, сказанные ему в Гефсиманском саду; о “пении петуха во время отречения апостола Петра от Господа свидетельствуют все Евангелисты (Мф 26:34,37; Мк 14:30,68,72; Лк 22:34; Ин 13:38)” 36 . Говоря о евангельских птицах и зверях, один поэт пишет, как собравшиеся у райских дверей звери и птицы свидетельствовали о своих заслугах пред апостолом Петром, у которого ключи от дверей рая. При этом «…крикнул петел: “Мне ль двери заперты Не я ль, о Пётр, отметил, Как отрекался ты?”» 37 . Описание евангельского события у первосвященника нашло отражение в православной иконографии, “Страсти Христовы” включают сюжет “Отречение апостола Петра”. В нём слева изображён раскаивающийся апостол Пётр, в центре у костра сидят несколько греющихся людей, а справа на колонне — поющий петух, отвернувшийся от Апостола 38 . В другом случае он повернулся к Апостолу и машет крыльями 39 . Осмыслением покаяния апостола Петра является текст псалма: Слез моих не премолчи (Пс 38:13) 40 . В Киевской Псалтири конца XIV века этот стих сопровождается миниатюрой. “Сюжет заимствован из Евангелия от Луки (22:33–34,54–62). Пётр в отчаянии и слезах сидит на пригорке, подперев голову. Перед ним невысокое дерево, на дереве — кричащий петух” 41 . Можно добавить, что птица машет крыльями. Проиллюстрирован этот текст и в греческой Псалтири IX века: на миниатюре мы видим сокрушающегося Апостола, левый профиль в три четверти, а перед ним поющий петух 42 .

http://pravmir.ru/vremya-i-bogosluzhenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010