Старец так познал явившегося ему Христа, и настаивал, что это есть единственный истинный и достоверный путь к тому богопознанию, которое есть вечная жизнь; это есть путь к познанию Бога через пришествие и вселение Его в душу человека (Иоан. 17, 3; 14, 21–23). Истинная Церковь всегда хранит учение Христа неповрежденным, но не все, считающие себя членами Церкви и даже говорящие от имени Ее, разумеют его, потому что врата любви Ее широко раскрыты всякому человеку независимо от его духовного преуспеяния, лишь бы он исповедал веру и намерение спастись. В силу этого эмпирически данное бытие Церкви всегда представляет смешение истины, выявляемой святостью жизни, с не-истиной, привносимой грехами немощных членов Ее, не исключая и отдельных представителей священной иерархии. Это обстоятельство весьма усложняет вопрос различения истинной Церкви от лже-церквей, которые также могут указать на свою историческую преемственность от апостольских времен, которые тоже проповедуют догматическое учение, почерпнутое из Священного Писания, но с привнесением того, что чуждо Божественной истине и Божией воле. Источником привносимых повреждений и извращений является греховная воля, человеческая или демоническая, которая часто не может быть не только логически доказана другим, но даже и уяснена для самого себя. И во всех этих случаях указываемый Старцем Силуаном критерий драгоценен, потому что дает возможность безошибочно обнаружить наличие воли, чуждой Богу, «Который хочет, чтобы все спаслись» (1 Тим. 2, 1–6) и Который дал нам заповедь «Любите врагов ваших». Эта заповедь Христа, являясь отражением в мире все-совершенной любви Триединого Бога, есть краеугольный камень всего нашего учения; это — последний синтез всего нашего богословия; это есть «сила свыше» и тот «избыток жизни», который даровал нам Христос (Ио. 10, 10); это есть то «крещение Духом Святым и огнем», о котором говорит Иоанн Креститель (Мф. 3, 11). Слово это, «любите врагов ваших», есть тот огонь, который низвел на землю Господь Своим пришествием (Лк. 12, 49); это — тот несозданный Божественный Свет, который воссиял Апостолам на Фаворе; это — те огненные языки, в которых сошел Дух Святый на Апостолов в Сионской горнице; это — Царство Божие в нас, «пришедшее в силе» (Мр. 9, 1); это — полнота человечности и совершенство богоподобия (Мф. 5, 44–48).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Безмерно тяжёл был Крест Спасителя, но и безмерно велики плоды его. Господь умер – и разрушена смерть вечная и смерть телесная. Первое было явлено уже на Кресте в словах, обращенных к раскаявшемуся разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Второе – в особо чудесном знамении в самый час смерти Господа на кресте, когда, как повествует святой Евангелист, гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Христос умер – и грех уже не имеет власти над человечеством. Но живоносные плоды Креста Христова не разливаются сами по себе подобно водному потоку. Чтобы их приобщиться им нужно подклониться под его сень, или взять свой крест и следовать за Спасителем ( Мр.8:34 ). Иначе Крест Христов будет вечно заключать в себе жизнь, а люди будут продолжать оставаться мёртвыми. На одной из древних икон изображён крест. Нижний конец его опущен в ад, а поперечина опирается на землю. По части вертикальный, опущенной в ад, восходят на небо ветхозаветные праведники... Содержание этой иконы понятно: Господь Своим Крестом разрушил ад, вывел оттуда всех с верой ожидавших Его пришествия, и всем людям даровал лествицу восхождения в Мир Горний. Но подняться по этой лествице, взойти по ней, или, как говорят наши подвижники благочестия, научить себя «ходить под крестом» ( Феофан Затворник , свт. Слова на Господские, Богородничные и торжественные Дни. М., 1899. С. 299) должен сам человек, хотя и с помощью благодати Божией. Уже в начале нашей духовной жизни требуется самораспятие, т.е. борьба со страстями и похотями плотского человека. Распинать страсти и похоти нужно противоположными им добродетелями: гордость и тщеславие – смирением, скупость – щедростью и участием в судьбе ближнего, лицемерие – деланием добра в тайне, лень нужно побеждать трудом и т.д. Поднимается по крестной лествице тот, кто с усердием совершает молитву дома и неленостно посещает храм Божий; кто ничем не раздражается; кто спокойно переносит невзгоды и скорби житейские, не обвиняя в причине их других людей, кто борется даже с греховными мыслями и желаниями; кто постоянно творит добро людям; кто всю свою жизнь устрояет по воле Божией, кто, наконец, всегда помнит, что все совершающееся в его жизни происходит так потому, что так угодно Промыслу Божию. Предание себя в волю Божию, Богопреданность, есть высший предел крестоношения христианина, есть крест «выше всего» (Там же. С. 302).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ст. 51–52. «И однакоже» (χα – по связи с предшествующим, а также по сравнению с 4,26,27,12,6.24.24,22 и др.) – говорит евангелист. – «Он пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них», хотя богочеловеческий дух Его стремился в дом Отца небесного. Этот знаменательный для Марии день, в который Ее сын впервые пред Нею проявил Свой богочеловеческий дух, остался очень памятен Ей и слова Господа глубоко запали в Ее душу. Евангелист заключает историю отрочества И. Христа таким же замечанием, каким он заключил историю детства И. Христа (2:40). II. Крещение Иисуса Христа и искушение Его в пустыне от дьявола. 16. Явление и деятельность Иоанна Крестителя. ( Мф.3:1–6 , Мр. 1:2–6 , Лк.3:1–6 ). Говоря о Крестителе евангелисты смотрят на него, как на богопосланного пророка и собственно в качестве Предтечи Мессии, что они выражают, указывая исполнение в нем ветхозаветных пророчеств о приготовлении пути Господу, Ангелом Божьем. У всех них находится цитата из пророка Исаии 40:3, но у ев. Луки они приведены полнее (40:3–5). А ев. Марк, обыкновенно мало в своем Евангелии сносящий новозаветные события с ветхозаветными пророчествами, в данном случае, напротив, имеет еще цитаты из Малах. 3:1 , который в Евангелиях Матфея (11:10) и Луки (7:27) передается как высказанный Иисусом Христом в свидетельстве Его о Крестителе. Пророчество Исаии в указанном месте относится прежде всего и ближайшим образом к возвращению иудеев из плена вавилонского, которое пророк изображает, как предводительствуемое Самим Богом и предшествуемое вестником, возглашающим, чтобы в пустыне, по которой имеет пройти Господь с Своим народом, приготовили Ему путь прямой и ровный: углубления наполнили насыпями, а горы и холмы срыли и пр. Это пророчество евангелисты (и сам Иоанн Креститель Иоан. 1:23 ) изъясняют в прообразовательном смысле и под Господом, шествующим во главе Своего народа при возвращении последнего из плена, разумеют Мессию,а под вестником – Его предтечу, Иоанна; пустынею в этом духовном смысле будет самый народ израильский, а ее неровности, которые следует устранить, как препятствия к пришествию Мессии, суть грехи человеческие; отсюда и сущность проповеди Иоанна: покайтеся. Это прообразовательное пророчество Исаии последний из ветхозаветных пророков, Малахия, высказывает прямо, называя приготовляющего путь Мессии Предтечу Ангелом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Павел, делаю не то и, по сути, враждую со Христом и Его Церковью так же, как и он. Очевидно, что и искренность не есть показатель истинности. Ведь и мормоны, и мусульмане верят искренно, но это их Церковью не делает. 6. А как же жертвенность? Разве Бог это не учтет? Многие ведь очень жертвенно, казалось бы, служат Богу. Ап. Павел был тоже очень жертвенным, гоня Церковь.. А сколько жертвенности у тех же мормонов? Учат язык, приезжают в нашу страну из прекрасной Америки. А сколько таких из «свидетелей Иеговы», которые отдали жизнь за свою веру во время гонений? Сейчас они это напоказ выставляют. Те же коммунисты и социалисты умирали за свои идеи и веру. Сейчас многие мусульмане за свою веру и бога готовы отдать жизнь, пожертвовать самым дорогим. Те же террористы-самоубийцы отдают свою жизнь ради бога очень искренне и жертвенно. Видно, что и жертвенность не может быть показателем истинности и церковности. 7. А как же проповедь Евангелия? Христос говорил: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Ведь протестанты исполняют это пророчество гораздо больше, чем православные. Это правда, что протестанты много трудятся для распространения Нового Завета, и сейчас действительно все народы имеют возможность читать Евангелие, но это еще не значит, что протестанты сами проповедуют истинное учение и являются Церковью. Христос сказал, что Евангелие будет проповедано «во свидетельство», но это еще не значит, что во спасение. Далеко не все, кто слышат свидетельства о Христе и Его истинной Церкви, спасаются. Бог часто использовал негодных людей для исполнения Своей воли, например, египетского фараона, Навуходоносора, и даже Гитлера, через которого Бог карал евреев за их богоотступничество. Нечестивый пророк Валаам пророчествовал угодное Богу (Числ. 23 гл.). Первосвященник, ненавидящий Христа, проповедовал истину о Нем (Ин. 18:14). Даже бесы проповедовали истину о Христе и Апостолах (Мр. 1:24; Лк. 4:35; Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Отметим повторение выражения «за ны», уже известного нам из члена Символа, относящегося к Воплощению: искупительная смерть Иисуса Христа есть источник прощения и примирения не только для человечества в его совокупности, но и для каждого верующего в отдельности. Между Христом и каждым христианином существует личная связь, и к каждому из нас обращен зов: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лк. 9, 23).   Смерть на Кресте неотделима от Воскресения, но следует особо беречься всякого ошибочного толкования, которое лишало бы Страсти Господни присущей им славы, и если Воскресение Господне явило Его победу, то Его смерть на Кресте неумолимо ознаменовала поражение силы зла. Слова распятого Иисуса — «или, или, лима савахвани»  — это слова мессианского псалма, выражающего не только страдание праведника, но и его упование на Бога (Пс. 22). И они должны восприниматься в связи с песнью Раба Иеговы (Ис. 52, 13-53) и в связи с последним словом умирающего Иисуса — «Совершилось» (Ин. 19, 30). Эта присущая Страстям слава повсеместно подчеркнута Преданием: на Востоке Крест всегда «животворящий», а в западной литургике Страсти (Пассия) обычно именуются «славными» или «блаженными». Это понимание правильно отражает православная иконография, которой чуждо всякое болезненное созерцание Распятия. Даже в момент крайнего «кенозиса» (уничижения) Церковь помнит, что «на древе висит»... землю повесивый» (Служба святых Страстей, 15-й антифон). Однако из этого не следует делать вывод, будто Церковь не останавливается мысленно на великих и действительных страданиях Иисуса распятого. Напротив, потрясенная скорбью и любовью, она вопиет: «Кийждо уд святыя Твоея плоти бесчестие нас ради претерпе: терние — глава; лице — оплевания; челюсти — заушения; уста — во оцте растворенную желчь вкусом; ушеса — хуления злочестивая; плещи — биения, и рука — трость. Всего телесе протяжения на кресте: членове — гвоздия; и ребра — копие. Пострадавый за ны, и от страстей свободивый нас, снизшедый к нам человеколюбием, и вознесый нас всесильне Спасе, помилуй нас» (2-я стихира «На хвалитех» утра Великого Пятка).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Между тем Божественный Наставник перед изъяснением первой притчи поставленным вопросом 7 к ученикам направляет их внимание к уразумению притчей. Первая притча, основная по своему содержанию и более простая по изложению, есть притча о сеятеле и семени. Притча I. О сеятеле и семени Мф.13:1–9 и 15:23: Мр.4:3 и д. Лк.8:4 и д. Во второй год общественного служения Своего роду человеческому наш Божественный Учитель однажды вышел из дома своих сродников в Капернауме на северный берег Геннисаретского озера, вошел в лодку и сел. Множество народа собралось около него на берегу. Господь взглянул на этих людей; в лицах теснившейся толпы Он, как в зеркале, читал различные душевные настроения. При этом семя действительно могло для него послужить достойным образом Слова Божия. Слово Божие или Евангелие есть сила скрытая, таинственная, но сила великая, или, как выражается Св. Апостол Павел, «сила Божия» 8 . Через Евангелие Дух Святой освещает, просвещает, дарует душевный мир и радость человеку. Но такое благотворное действие на человека силы Божией в Евангелии возможно тогда только, когда человек истину Евангелия воспринимает своим верующим сердцем и в нем хранит. Как скоро этого не бывает, и человек при слушании Евангелия остается равнодушным к его истине, закрывает от нее свое сердце, уподобляется таким образом почве сухой затоптанной при пути 9 , то Евангелие не производит заметного действия на человека. Если такой человек своим внешним ухом и воспринял что-либо из истин слова Божия, то это скоро опять исторгается из сердца человека рассеянного дьяволом , который является в мире в многоразличных образах и видах, на языке же рассматриваемой притчи представляется под образом птицы 10 , поклевывающей семя, лежащее при дороге, не пустившее корней. – Но вот другое семя падает на почву скалистую, каменистую, которая покрыта только тонким слоем земли; под благотворными лучами весеннего солнца этот тонкий слой почвы легко нагревается, и посев всходит с чрезвычайной быстротой; но чем сильнее греет солнце, тем более жаждет растение живительной влаги; корни его встречаются с каменистым слоем и не имеет достатка в питательном соке: растение таким образом развившееся быстро вянет и засыхает 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

404 Известно, что евангелист Матфей один из всех новозаветных писателей написал свою священную книгу – Евангелие на еврейском языке, с которого оно при Апостолах же переведено на греческий, а в еврейском подлиннике до нас не дошло. 405 Такого мнения держался, напр., Гроций. У. Hug. Grotii, annomamіones іn novum Tesmamenmum. Matth. сар. XIII. . 55, pag. 312, іn XXVII. 56. pag. 663, іn XXVIII, р. 570. – Это мнение выражено и нами в 71 примечании к § 106 Подробного сравнительного обзора Четвероевангелия, изд. 1859 г., как представлявшееся нам более прочих вероятным. Теперь, имея в виду изложенные здесь соображения, мы признаем это мнение требующим проверки и исправления. 406 Не можем пройти молчанием, что кроме преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, в его объяснении послания к галатам, тожество Клеопы и Алфея, – предполагаемого отца братьев Господних, – единственно на разности «произношения“ основывают и некоторые другие наши духовные писатели, как напр. протоиерей М. Богословский , в своей Священной историй Нового Завета (СПб. 1861 г., изд. 2, стр. 23), и проф. И. Чельцов – в своей Истории христианской Церкви (СПб. 1861 г., ч. 1, стр. 78). Первый из них говорит: «Клеопа, о котором упоминает в Евангелии Иоанн (19:25) и который у прочих евангелистов, по другому произношению, именуется Алфеем ( Мф. 10:3 . сн. 27:56. Мр. 3:18 . сн. 15:40. Лк. 6:15 . сн. 24:10), отец Иакова, Иосии, Иуды и Симона... Другой: «Апостол Иаков малый или Алфеев, т.е. по разному произношению еврейского слова Hiphі, сын Алфея или Клеопы и Марии Клеоповой, сестры Матери Господа... Основание догадки у того и другого представляется бездоказательным. Но быть может кто-нибудь из записных гебраистов захочет проверить, насколько правдоподобно разное произношение имени Клеопа и Алфей. Тому трудно будет это сделать по начертанию Hiphі, и мы для него из другого источника выпишем сочиненное одним немцем еврейское начертание: Klopas und Alphaus sind Uebersetzung desselben Wortes: ???. См. Geschichte des Leben Jesu Christi, von Dr. I. Н. Friedlіeb. Breslau. 1855. S. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

27, 35). Се, на сей Голгофской кафедре вижу Архиерея Иисуса, благословляющим люди Своя десницею и шуйцею на кресте распростертыми! Се на сем алтаре крестном вижу Архиерея Иисуса, Кровию Своею пишущим и первую архиерейскую резолюцию: " Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят " (Лк. 23-34). Се благословение и резолюция Архиерея Иисуса! Святители Божий! Се путь архие-   рейский, Архиереем Великим указанный и проложенный! Три главных стези на пути сем видны. Первая стязя, на которой написано: самоотвержение; вторая стезя, на которой написано: крестоношение; третья стезя, о которой вопиет евангельский Иоанн Богослов: " возлюби своя сущия в мире, до конца возлюби их " (Иоанн 13, 1) — любовь необъятная. Из самоотвержения, крестоношения и любви сотканы и все одежды архиерейские Архиерея Иисуса; из сего же и в сем же состоит и вся слава и честь, и великолепие, и величие архиерейства Его. И, восходя на сей подвиг архиерейства, Архиерей Иисус тогда же и рек викариям Своим, слугам Своим, строителям тайн Божиих (1 Кор. 4, 1): " Се восходим в Иерусалим и Сын Человеческий предан будет в руце человеком, и осудят Его на смерть и предадут Его языком, и поругаются Ему и укорят Его и оплюют Его и дальше убьют Его " (Мф. 17, 22; Мр. 10, 33-34; Лк. 19, 22-23). И слыша о сей славе Архиерея Иисуса, " апостоли ужа-сахуся и во след идуще бояхуся " (Мр. 10, 32). Аз ли немощный, малодушный и слабый, Не убоюся, восходя ныне на сию завидную, но опасную высоту архиерейства! Аз ли не ужаснусь, вступая на путь Христов тернистый и тесный! " Трепещу, приемля огнь, да не опалю ся, яко воск и яко трава " (Кан. ко прич. 8). Трепещу, всенародно обращаюсь к Архиерею Иисусу: " Господи, с Тобою готов есть и в темницу и на смерть идти, ныне душу свою за Тя положу " (Лк. 22,23; Иоанн 13, 37). Да не услышу и аз из Пречистых уст горький глагол сей: " Плоть сый — не хвалися " . Душу ли твою за Мя положиши? Аминь, аминь глаголю тебе, не возгласит алектор, дондеже трикраты отвержишися Мене не ведете " . (Иоанн, 13, 37-38; Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Когда обретете вы плод веры, тогда стяжете и надежду твердую и непостыждающую, вместе же с нею стяжете и любовь к Богу совершенную. Ибо ни одному человеку невозможно стяжать совершенную любовь к Богу иначе, как только верою чистою и надеждою твердою и несомненною. Для чего же оставили мы испытывать и изследовать самих себя по тем добродетелям, о коих мы сказали, — изследовать, например, имеем ли мы такую веру в Бога, какую иметь заповедует сам Он, имеющий судить нас и требовать от нас такой веры, — а пытаемся узнать то, что выше сил наших, мы не знающие хорошо и того, что находится у нас пред глазами? Но какова есть та вера, которой требует от нас Бог и которую иметь в Него обязаны все мы? Он сам открыл нам об этом в святом Евангелии, говоря: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми (Лк. 9:23). Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь и жену, и чад и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк, 14:26). И опять: иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мр. 8:35), — и еще: любяй душу свою, погубит ю: и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю (Ин, 12:25). Слышали, какие признаки настоящей веры? Довольно ли же для вас сказаннаго, или имеете нужду, чтобы я напомнил вам и о другом нечем? Если желаете знать, что Бог требует от нас такой веры, чтоб мы совершенно никакого попечения не имели о настоящей жизни, но все упование относительно ея возлагали на Него единаго; научитесь сему от самого Господа, Который явно возвещает: не пецытеся глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся (Мф. 6:31). И мало–по–малу возводя нас к совершеннейшему, говорит: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему другую и хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф. 5:39, 40). И от взимающаго твоя не истязуй (Лк. 6:30). Желал же возвести нас до крайней меры преизбыточества в вере, заповедует нам любить врагов наших, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих нам напасть (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Послание к Римлянам содержит в себе 16 глав. Главная мысль, которая раскрывается в нем, такая: для всякого человека, как иудея, так и язычника, единственное средство спасения есть вера в Господа Иисуса Христа, т. е. человек может получить спасение только тогда, когда уверует во Христа. Раскрытие этой мысли занимает большую часть послания, – с 1-й по 11-ую главы. После же раскрытия такой мысли апостол прилагает частные наставления в жизни христианской (12–15, 13). В начале послания находится надписание и приветствие римским христианам; а в конце – заключение, в котором апостол говорить о своем положении, куда он намерен идти, и пр.; и шлет свое «целование», т. е. приветствие, многим римским христианам, называя их по имени (15, 14–16, 24). Глава 1 Надписание послания (ст. 1–7); приветствие римским христианам (8–15); главная мысль послания к римлянам: спастись возможно только чрез веру во Христа (16–17); суд Божий над всеми нечестивыми (ст. 18), и прежде всего над язычниками, потому что они а) могли знать Истинного Бога, но относились к Нему не так, как должно (19–23); и б) знали, как нужно жить, но жили порочно. 1. Павелъ рабъ Їйсъ Хртовъ, званъ аплъ, избранъ къ благовстїє Бжїє, Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, Святый апостол Павел начинает свое послание указанием, кто он. Он называет себя Павлом. Но, как известно, кроме этого имени, он имел еще и другое – Савл. Чем же это объяснить? Надо заметить, что в то время, в которое жил святой апостол Павел, многие иудеи носили по два имени. Так евангелиста Матфей, кроме этого имени, носил и другое – Левий ( Мф.9:9 ; Лк.5:27 ); или апостол Фаддей назывался также и Леввей ( Мф.10:3,4 ; Мр.3:18 ). Таким образом, можно думать, что и апостол Павел носил два имени. Павлом он стал называться особенно с тех пор, как обратил в христианство кипрского проконсула – Павла (Деян. гл. 13). Раб Иисус Христов. Какое смирение обнаруживает св. апост. Павел! «Вместо великого почетного титла (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010