В последующей церковной традиции вода и кровь, истекшие из ребра Иисуса, стали трактоваться аллегорически – как указания на два главных церковных таинства: крещение и Евхаристию: Не без значения и не случайно истекли эти источники, но потому, что из того и другого составлена Церковь . Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровью и плотью питаются. Так, отсюда получают свое начало таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра. Для автора четвертого Евангелия важно подчеркнуть, что он – прямой свидетель происходивших событий. Он, вероятно, был одним из двух слышавших, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божьим; вместе с Андреем, братом Петра, он тогда последовал за Иисусом и стал Его учеником ( Ин. 1:35–40 ). Он был предполагаемым свидетелем других эпизодов, описанных в четвертом Евангелии, в котором он рассказал то, что видел своими очами, что слышал и что осязал руками ( 1Ин. 1:1 ). На Тайной вечери он возлежал у груди Иисуса ( Ин. 13:23 ), вместе с Матерью Иисуса предстоял у Его креста ( Ин. 19:26–27 ), и теперь становится свидетелем последних минут земной жизни Иисуса, чтобы затем стать свидетелем Его воскресения. Он по праву называет себя этим многозначным словом μρτης, имевшим для древней Церкви особый смысл: этим словом называли мучеников, которые ценой собственной жизни доказывали свою верность Христу. 6. Погребение После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. Об участии Иосифа Аримафейского в погребении Иисуса говорят также Евангелисты-синоптики ( Мф. 27:57–61 ; Мр. 15:42–47 ; Лк. 23:50–56 ). Однако только у Иоанна в погребении участвует Никодим, ранее фигурировавший у него в двух эпизодах ( Ин. 3:1–21 и 7:50–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И вдруг поверглася во прах, И в исступленьи зарыдала... И перед Ним склонясь у ног, Она дрожит – и сквозь рыданье У ней вдруг вырвалось признанье. – Ты победил меня, Пророк! Прости же дерзкому неверью, Простри целительную длань – И в жизнь войду я узкой дверью. И он сказал ей кротко: – Встань!» 1 Евреи, по предписанию закона Моисеева ( Втор.21:22 ), должны были погребать казненных преступников в тот же день: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)» ( Втор.21:22 ). Но по законам римским распятые лишались погребения и были оставляемы на крестах, пока не истлеют. Это видно уже из того, что Иосиф должен был лишь обратиться к Пилату с просьбою «выдать ему тело Иисусово». И «Пилат приказал отдать тело» ( Мф.27:58 ; Лк.23:52 ). Особенно ясно указывает на это ев.Иоанн. По его точному выражению, «Иосиф просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса, и Пилат позволил. Он пошел, и снял тело Иисуса» ( Ин.19:38 ). Мало того, ев.Марк подчеркивает с особенною рельефностию данный факт: он говорит, что Иосиф «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» ( Мр.15:43 ). Ясно, что просьба Иосифа состояла в том, чтобы Пилат сделал исключение для снятия со креста и погребения тела Иисусова, вопреки требованию закона, который предписывал оставлять тела распятых на кресте для устрашения народа. На это обстоятельство (что тело распятого Иисуса, по римским законам, должно было (для устрашения народа) истлевать на кресте и сделаться добычею хищных птиц) указывал еще пр.Исаия за 712 лет до Р.Хр. В 53 главе своей книги он говорит о судьбе тела распятого Иисуса: «Ему назначили гроб с злодеями (т.е. подвергли общей участи казненных на кресте злодеев), но Он (сверх всякого ожидания) погребен был у богатого» ( Ис. 53:9 ), который до этого момента был тайным учеником Иисуса из страха от иудеев ( Ин.19:38 ). 2 По свидетельству Иосифа Флавия, на праздник Пасху собиралось в Иерусалим со всех концов мира до 2 700 000 евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Например, в «Слове о смерти» автор говорит: «Священное Писание и Святые Отцы постоянно называют их (сотворенных духов) бесплотными и невещественными; но так называют их только относительно : относительно к грубым телам человеческим и к грубому миру вещественному…» 22 . В данном случае епископ Игнатий как бы признает, что Библия всюду, постоянно говорит о невещественности духов, однако, верный своей своеобразной концепции, он пытается убедить своих читателей в том, что все такие места из Слова Божия говорят как раз противное тому, что воспринимается разумом читающего священные строки. Такое утверждение по меньшей мере бездоказательно. По мнению же критика свящ. П. Матвеевского , оно и опасно, потому что приводит к произвольному толкованию смысла Священного Писания, что напоминает примеры древних еретиков, старавшихся в своих заблуждениях базироваться на Священном Писании при помощи своеобразных приемов толкования. Совершенно справедливо свящ. П. Матвееский говорит: «Допустив такой произвол в толковании Священного Писания, мы могли бы уклониться от какого угодно доказательства, взятого из Библии … и подтверждать какие угодно мысли положениями Слова Божия, по – своему протолкованными…» 23 . Действительно, если приведем несколько текстов Священного Писания, где говорится о душе – духе в противопоставление телу – плоти, то увидим, что Слово Божие не допускало никакой «относительности», но прямо учило, что духовный мир является как бы полной противоположностью материи, веществу, плоти, а следовательно не содержало никакого намека на необходимость понимать все такие места «относительно». Вот что говорят Новозаветные писания: «…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» ( Мф. 10, 28 )… «…Дух бодр, плоть же немощна…» ( Мр. 14, 38 ) «…Ибо дух плоти и костей не имеет…» ( Лк. 24, 39 )… «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух…» ( Ин. 3, 6 )… «Дух животворит, плоть не пользует нимало…» ( Ин. 6, 63 )… «Не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления…» ( Деян. 2, 31 )… «Ибо как тело без духа мертво…» ( Иак. 2, 26 )… «Чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом…» ( I Nemp. 4, 6 )… «Тело мертво для греха, но дух жив для праведности…» ( Рим. 8, 10 )… «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир…» ( Рим. 8, 6 )… «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом…» ( 1Кор. 5, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).   Именно потому, что Вознесение не есть уход, Пятидесятница — его необходимое продолжение, о чем ясно говорит Господь: «истину говорю вам, лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Хотя мы именуем Пятидесятницей определенное событие (сошествие Святого Духа в пятидесятый день после Пасхи), все время бытия Церкви, которая начинается с этого события, можно рассматривать как постоянную Пятидесятницу, поскольку жизнь Церкви есть ничто иное, как действие Святого Духа. В частности, во время каждой Евхаристии служащий просит у Бога ниспослать Святого Своего Духа на народ и на Святые Дары.   Христос, став добровольной жертвой, примирил человека с Богом, через Вознесение человечество во Христе соединено с Божеством и восседает в Славе одесную Отца, и дело каждого человека — самому стяжать предложенное во Иисусе Христе спасение. Чтобы не была попрана свобода человека, Бог предлагает спасение, но не навязывает его. После Воплощения, как и до него, человек рождается в грехе, в рабстве злу. Но с тех пор, как совершилось искупительное дело Христа, человеку дана возможность, став членом Тела Христова, включиться в новое творение. Для этого человеку надо быть восприимчивым к поспешающей навстречу благодати, потому что своими собственными силами он ничего не сможет сделать. Именно в этом Церковь с твердостью наставляет против всякого представления о спасении по Пеллагию. Однако такое необходимое начальное вмешательство Бога отнюдь не предполагает пассивности человека, и каждый должен помнить слова, с которыми Учитель обращается к своим ученикам во все времена: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лк. 9, 23). Для того, чтобы совлечься ветхого человека и облечься в нового, требуется непрестанная аскеза. Если крещение есть отречение от господства сатаны и сочетание с Телом Христа, то нужна непрестанная борьба, чтобы сохранить приобретенное и принести плоды. Это духовное восхождение, каким бы трудным оно ни было, совершается в силу несомненного оптимизма христианского вероучения, потому что верующий слышит слова Спасителя, которые поддерживают в нем бодрость и укрепляют надежду

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

26, 38, ср, Мк. 14, 33-34) и холодное равнодушие даже со стороны ближайших родственников (Мр. 6, 2-6 ср. Лк. 4, 23, ср. Мф. 13, 54-58, Иоан. 7,5), – все это было знакомо Ему наравне с другими людьми, и все это по отношению лично к Нему покрывалось еще исключительным подвигом Его непрерывного мученичества. В ответ на свои заботы о религиозном просвещении людей Он встретил злобную ненависть со стороны обличаемых Им невежд и даже прямые покушения на Его жизнь со стороны многочисленных изуверов (Иоан. 5, 16, 7, 19, 11, 53; Лк. 4, 23-30; Мф. 12, 14, ср. Мр. 3, 6), и перенес действительное осуждение Его на позорную смерть, и пережил возмутительное глумление даже над самым позором крестной смерти Его (Мф. 27, 33-43, Мр. 15, 29-32, Лк. 23, 35-37). Между тем и физические лишения, и нравственные страдания, и незаслуженные гонения от сильных врагов, и самая смерть на кресте выпали на долю Его многострадальной жизни не по какому-нибудь роковому стечению случайных обстоятельств, т.е. не потому, что какая-нибудь злая судьба, вопреки Его собственным помышлениям и желаниям, сделала Его несчастным неудачником в жизни. На самом деле Он имел в своем распоряжении самое могущественное средство, чтобы приобрести Себе рабское поклонение людей, потому что Он мог кормить людей и мог спасать их от всяких несчастий; и люди Его народа, несомненно, были бы весьма рады увидеть Его на царском престоле Его знаменитого предка. Но Он сам отверг это желание людей (Иоан. 6, 15) и Сам не пожелал сделаться властелином мира (Мф. 4, 8-10, ср. Лк. 4, 5-8); потому что над преходящими рядами земных человеческих царств Он ясно видел вечное Божие царство и желал только одного, чтобы в людях оправдалась истина этого царства (Мф. 6, 33). Люди же на самом деле вовсе не знали этого царства и совсем не искали правды его – в этом именно и заключается вся тайна глубоких человеческих страданий И.Христа. До начала евангельской проповеди люди вовсе не знали о том, что такое Божие царство, и где оно находится, и когда оно откроется, и как оно откроется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

145 . Духи, поселившиеся в гадаринских бесноватых, как видится, гадаринскую страну избрали местом своей адской деятельности; поэтому они просят Господа не изгонять их из страны той ( Мр.4 ) в бездну ( Лк.8 ) – в ад ( Апок. 9:11. 20:3 ), в котором они ожидают себе мучения; они предчувствуют 146 , что из людей сейчас Господь их изгонит; поэтому они просят Его, если уж Он не дозволит им более мучить людей в этой стране, чтобы Он позволил им нанести ее жителям хотя имущественный вред – войти в свиней 147 . Господь позволяет бесам войти в свиней, и эти последние тотчас же бросились с крутизны в море и погибли в нем. Когда пастухи возвестили в городе о случившемся, жители города пришли к Иисусу и просили Его удалиться от них, – вероятно, потому, что боялись, как бы не испытать от Него еще какой-либо беды. Исцеленный же бесноватый просил у Господа (по Мр. и Лк.) позволения следовать за Ним, но Иисус Христос повелевает ему остаться в своей стране и проповедовать о совершившемся чудесном исцелении своем соотечественникам. 47. Дела И. Христа в Капернауме по возвращении из гадариснкого путешествия. ( Лк.8:40–56 . Мр. 5:21–43 . Мф.9:18–34 ). а) Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Мф.9:18–26 и парал. По ев. Матфею, Иаир говорит Иисусу, что дочь его уже умерла (τελυτησεν 18 ст.), и, следовательно, просить Его о воскрешении, тогда как по ев. Марку (σχτως εχει ст. 23) и Луке (αδτη πϑνησχεν 42 ст.) она была лишь при смерти, умирала и, следовательно, первоначально Иаир просил Господа об исцелении своей дочери; о смерти ее он получил известие несколько позднее. Принимая во внимание положение больной и состояние духа Иаира, нельзя думать, чтобы речь его была точно определенна, без колебаний; он, кажется, хотел высказать, что когда он уходил из дома, дочь его была в последней предсмертной агонии, а теперь, быть может, и умерла. Впрочем, так как ев. Матфей ничего не сообщает относительно пришествия к Иаиру вестников смерти его дочери, то при таком общем изображении выражение: αυτη τελυτησεν более сообразно с делом: первоначальная молитва Иаира об исцелении дочери после вести о ее смерти, конечно, должна была измениться в молитву о ее воскрешении, хотя бы такая молитва и не была высказана им прямо в словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Потому современные преобразователи различными способами поднимают гонения против христианства, как будто бы зловредного. А на самом деле оно прежде всего привлекает на людей благословение и милость от Бога. Вводит мир в общество, останавливает преступность, вносит умеренность во взаимоотношения наши, проповедует законопослушность и почитание начальников, даже хотя бы и безрелигиозных, учит терпению и т.п. Поэтому начальникам следовало бы не гнать христианство, а поддерживать его. Но им это трудно потому, что весь дух христианства отличен от мирских путей. Да и верующим не полезно такое постоянное благополучие, известно, что Христос Сам страдал – до распятия – и последующих Ему призывал к тому же (Мф. 16, 24—25). Страданиями мучеников окрепла христианская вера. " Кровь мучеников становилась семенем новых христиан " , – говорит Тертуллиан. И эта истина имеет силу и теперь. Это – факт. Поэтому христианской Церкви духовно лучше там, где предшествует крест Христов. И потому во Второе пришествие Господа " явится знамение Сына Человеческого на небе " , т.е. опять же крест Христов (Мф. 24, 30; Мр. 14, 62; Апок. 1, 7; Зах. 12, 10). Вся проповедь христианская называется " Словом о кресте " (1 Кор. 18, 23). Потом христиане, терпящие страдания, несомненно выше, чем те, которые живут в лучших материальных условиях. Спасительнее скорби, чем земное благополучие! А истинные христиане даже желают себе страданий за христианство и для спасения, отсюда и мученики, и пустынники, и добрые иночествующие, и юродивые всегда искали себе скорбей, креста (Мф. 16, 24—27; Лк. 12, 4—9; 23—31, 49—53). Они теряют свои имущества, и иногда и самую жизнь. Это, конечно, им больно. Но для спасения души их полезно, ибо сказано: " трудно богатому войти в Царство Небесное " (Мф. 19, 23; Мр. 10, 23—26; Лк. 18, 24). Но потом на место одних богачей появляются другие, новые. И им тоже трудно бывает войти в Царство Божие! И снова является необходимость Господу посылать на помощь людям: голод, пожары, наводнения, войны. Временно это отрезвляет нас. А потом мы опять стремимся к богатству: опять нам недостаточно хлеба насущного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Четвертым изречением, по одним толкователям, Христос оправдывает опять учеников; в таком случае старое вино берется здесь не со стороны времени, а со стороны своего качества, как вино лучшее, и тогда им будет обозначаться новое благодатное учение Христа; точно также и новое вино берется здесь как вино худшего сравнительно качества, и им будет названо ветхозаветное учение; смысл же будет тот, что ученики Иисуса, начавши питаться от Него новым, лучшим учением, уже не захотят теперь более возвратиться к прежнему учению. По другим толкователям, Христос извиняет здесь фарисеев и учеников Иоанновых в их непонимании, почему ученики Иисуса свободно относятся к постам; в таком случае старое и новое вино будут взяты именно со стороны времени, а что одно лучше из них, а другое хуже, это происходит от привычки, от долгого употребления: смысл же, ясно, будет тот, что фарисеям не может нравиться новое учение Христово, Его свобода к внешней законной обрядности, потому что они слишком привыкли к древним ветхозаветным формам жизни. В. Деятельность И. Христа от второй Пасхи до третьей. 36. События в пределах Иудеи между первою Пасхою и Пятидесятницею. ( Лк.6:1–11 . Мр.2:23–3,6 . Мф.12:1–14 ). а) Защищение И. Христом учеников Своих, срывавших колосья в субботу. Лк.6:1–5 . Мр. 2:23–28 . Мф.12:1–8 . Что касается времени этого события, то ев. Лука говорит, что прохождение И. Христа с учениками засеянным полями было в субботу второпервую. Различно понимают это хронологическое указание. Слово δευτερπρωτος, по своему сочетанию, указывает что у иудеев времени Христа были какие-то первые субботы, из которых та, в которую произошло описываемое евангелистами событие, была вторая. Имея это в виду, одни думают, что это была первая суббота во втором году субботнего периода – седмилетнего, которая должна была приходиться около Пасхи, так как новый год у иудеев начинался с месяца Нисана, в 14-й день которого они закололи пасхального агнца. Другие делают такую догадку, что это была суббота, встретившаяся во время праздника Пасхи от 14 до 21 Нисана; первый (15 день) и последний (21 день) были ежегодными великими субботами – «первою» и «второю».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Трансцендентный для мира и мирского, стоящий над греховностью эмпирического Бог – абсолютно свят ( Откр.4:8, 15:4, 16:5 ). Так же и Христос, «Который есть образ Бога невидимого» ( Кол.1:15 ; Флп.2:6 ; 2Кор.4:4 ), «сияние Славы и образ Ипостаси Его» ( Еф.1:3 ), в Котором «обитала вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 )‚ – абсолютно свят ( Деян.4:27, 30 ; Мр.1:24 = Лк.4:34 ; 1Петр.1:15 ; Рим.11:16 ). Этот предикат святости есть только в положительной форме выраженный предикат «не от мира». Как Бог, действуя в мире, остаётся «не от мира», трансцендентным миру, так и Христос, живя в мире и вечно продолжая быть с пребывающими в мире учениками Своими, был и есть «не от мира» ( Ин.8:23, 17:16 ). «Не от сего мира – οκ ν το κσμου τοτου» указывает на метафизическую и мистическую природу, равно как на нравственное совершенство, а не на простую внемирность, простую отрешенность от мира (2, 5, 16, 6 сл.). Быть не от мира – это не значит не быть в мире, не быть здесь, но значит иметь внутреннее существо своё свободным от мирского, над мирским, и потому носить в себе залог победы над миром и победить мир ( Ин.16:33 ; Откр.2:21; 5:5 ). Трансцендентность для мира существа и имманентность миру действия – вот что значит быть святым или быть не от мира. Будучи «не от мира сего», Христос есть «свет» миру ( Ин.9:5, 12:46, 8:12 и др.), который «светит во тьме» ( Ин.1:5 ), но не может быть охвачен тьмою, потому что «нет в нем тьмы» ( 1Ин.1:5 ), а Сам он над тьмою. Но своею победою над тьмою Он, естественно, вызывает ненависть тьмы к свету ( Ин.3:19–21 и др.), ненависть зла к добру и греха к святости. Тут, в антагонизме тьмы, восстающей на Свет и стремящейся уничтожить Его, равно как и в вечном торжестве Света над отдельными атаками тьмы, обнаруживается, что Он – не от мира сего. Исключительная, единственная ненависть мира ко Христу ( Ин.7:7 ) есть признак Его избранничества в полном и подлинном смысле ( Лк.23:35 ; 1Пет.2:4, 6 ; Мф.12:18 ), преимущественной любви к Нему со стороны Отца; поэтому ненавидящий Христа ненавидит и Отца Его ( Ин.3:23 ). Избранничество – таков ещё один момент святости. Но, возлюбленный Богом, Сын в свою очередь возлюбил Его, почему всецело смирил Себя ( Флп.2:8 и др.), имея полноту нравственного совершенства. Таков конечный момент в понятии святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Этой стихиры, равно как и четырех за нею следующих, редкий из христиан не знает на память. Не только возрастные, даже весьма многие из малолетних умеют «пропеть пасху». Но от умения пропеть до понимания того, что поется, весьма далеко. От малолетних ясного понимания, по их раннему возрасту, нельзя еще требовать, похвально и то, что они хоть устами только славят воскресшего Господа и тем уподобляются младенцам, воспевшим славу Господа при торжественном входе Его в Иерусалим и обличившим своею песнью гордых и надменных своею мнимою праведностью фарисеев ( Мф. 21:15–16 ); к сожалению, весьма многие из возрастных, в отношении к пониманию стихир пасхальных, немногим, а иные даже и ничем не отличаются от неосмысленных младенцев 1 . Между тем в стихирах сих, при всей их краткости, самыми величественными чертами изображаются празднуемое событие и плоды искупления. Приведенная нами стихира Пасхи, преимущественно пред следующими за нею остальными четырьмя, обилует глубиною и многознаменательностью содержащихся в ней мыслей. В ней что ни слово, то новая мысль. А потому, во славу воскресшего Господа, мы предлагаем посильное изъяснение ее вниманию благомыслящих читателей. Пасха. Еврейское слово: «пасха» в Священном Писании употребляется не в одном смысле. То 2 оно значит «прехождение» Ангела губителя, прошедшего дома Еврейские в Египте, без погубления живущих ( Исх. 12:11–13; 26–27 ); то вообще словом «пасха» означается продолжение всего праздника пасхи Иудейской ( Левит. 23:4–5 ; Лк. 2:41; 22:1 ; Ин. 2:23 ); то сим словом означается агнец пасхальный, например: И рече Моисей: шедше поимите себе овча и пожрите (заколите) пасху ( Исх. 12:21 ). Об Иудеех в царствование Иосии сказано: И пожроша пасху, и пролияша священники рукама своима кровь, и левити одираша кожу (2 Парал. 35:11). О пасхе пред страданиями И. Христа сказано в Евангелии: прииде день опресноков, в оньже подобаше жрети (закалать) пасху ( Мф. 26:17–19 ; Мр. 14:12,14–16 ; Лк. 22:7–15 ). В изъясняемой нами стихире слово «пасха», судя по прилагаемым к ней качествам, например, «пасха непорочная», надобно разуметь в последнем из показанных нами смысле, то есть в смысле агнца пасхального. Только здесь идет речь не о ветхозаветном пасхальном агнце, а о новозаветном, божественном Агнце, закланном на кресте за грехи мира, Господе нашем И. Христе. В смысле пасхального агнца наименование пасхи прилагает к Господу Иисусу Христу и св. Апостол Павел. «Пасха наша», – говорит он, «за ны пожрен бысть Христос» ( 1Кор. 5:7 ). В том же смысле прилагается в Иисусу Христу наименование пасхи и в каноне пасхальном, например, «Христос новая пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Песни 9-й припев).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010