«Уже время, с которого началось образование материи Ев. рассказов, полагало некоторые свои трудности». «Не может быть ничего вероятнее (geschichtliher), говорит Эвальд, как много раз повторенное в Евангелии увещание Христа, чтобы о Его чудесных исцелениях не разглашали исцеленные 45 . Притом, однако, нигде не указывается, чтобы Христос не желал открыто проповедовать Свое учение, или чтобы Он желал скрывать его от света; Он желал только, чтобы исцеления Его не прославлялись в народной молве и много не рассказывались (Мк. 1:34, 3:12, 5:43, 7:36, 8:26; Мф. 8:4, 9:30, 12:16 , Лк. 5:14 ). А то замечание евангелиста ( Мф. 13:34 ), что Христос говорил к народу не иначе, как в притчах, относится, как это само собою ясно, не к такому трудному учению, как оно излагается в притчах, и не к пространным, предварительно составленным беседам, но к тому только, чтобы дать понятие вообще о способе Его учения», и не к тому, разумеется, чтобы затаить смысл учения и оставить его в безвестности, как и чудеса. «Следовательно, продолжает Эвальд, учение Христово должно было распространяться своей собственной силой, как и сколько могло. Эта неискательность славы соединялась у Христа с желанием, чтобы Его мессианскому делу не помогала никакая бесполезная молва, а только мудрая предусмотрительность. Так как Он наперед верно знал последний исход Своего земного делания, то и желал, ввиду Своей задачи, сделать все с возможно скорым успехом, устраняя вмешательство постороннего произвола. Христос Спаситель и в первое время своей жизни совершал, однако, много чудесных исцелений, что требовалось самой задачей Его деятельности – учреждением Царства Божья. Конечно, такие запрещения Христовы не могли отклонить от Него внимание народа и властителей (Мк. 1:45–44, 7:36; Мф. 9:30 ; Лк. 5:14, 6:14  и под.); притом, и для Него Самого пришло время, когда Он уже не внушал более молчать о Своих делах: однако прошло время, а с ним и жизнь Спасителя мало открытой; и нет никакого следа, чтобы во время течения её кто-либо и где-нибудь содержал бы в памяти все отдельные обстоятельства оной. И если говорит Лука, что Мария (Богородица) с ранних пор содержала в своей памяти все, то Она могла быть источником рассказов только о детстве и постепенном совершенствовании Иисуса Христа до открытой мессианской деятельности Его ( Лк. 2:19, 51 ). Самим же двенадцати апостолам земная жизнь Христа стала понятною только с того времени, как она стала вполне законченною (vollendet)» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

     В дни Великого поста верующий человек стремится побывать на исповеди и очиститься от грехов. Зависимость от греха говорит о том, что человеком овладел злой дух. Но что может заставить беса выйти из человека? И почему этот же нечистый дух может не только сам снова вселиться в душу, но еще и привести несколько более злых бесов, так что человеку становится намного хуже, чем прежде (см. Мф. 12, 45)? Становится пристрастен разным грехам. Под бесом, живущим в душе, подразумевается его действие на человека через ту или иную страсть, рабское подчинение ей. Если однажды человек решает разорвать эти путы, изменяет свою жизнь и перестает уступать этой страсти, тогда бес отступает от его души. Алкоголик прекращает пьянствовать, расхититель — воровать, распутник — блудить, игроман — поддаваться азарту. Человек избавляется от явного порока и доволен собой, ведь он победил свою страсть! Поставил себе цель — не пить, и бросил. Решил поститься строго, без послаблений, и одолел чревоугодие. Но потом оказывается, что этой победы мало. Ведь покинувший душу бес не исчез, не обратился ни во что. Он продолжает существовать и все это время ищет, но нигде не находит себе покоя (см. Мф. 12, 43). И если человек ведет себя беспечно, упиваясь одержанной победой, то, как сказано в притче, это рано или поздно обернется трагедией для мнимого победителя. Христос предупреждает, что такая беда случается, когда душа, которую оставил бес, подобна никем не занятому жилищу, в котором наведены чистота и порядок (см. Мф. 12, 44). Дом выметен и убран: душа очищена от порочной зависимости, грех больше не мучает и не позорит человека – характеристики, казалось бы, положительные. Но этот дом не занят — вот отрицательная характеристика, которая перечеркивает все результаты человеческих усилий. Кем же должен быть занят дом нашей души? – Духом Святым, Христом Богом. Мы ежедневно взываем в молитве «Царю Небесный»: «прииди и вселися в ны». На каждой Литургии священнослужитель просит «приити Духу Святому на ны и на предлежащие Дары сия». Мы постоянно призываем Святого Духа, чтобы Он пришел, вошел, вселился в нас. И Сам Господь говорит: «Се, стою у дверей и стучу, кто откроет, к тому войду» (ср. Откр. 3, 20).

http://pravoslavie.ru/111244.html

Глава 10 1–12. Удаление Христа из Галилеи по направлению к Иерусалиму. Вопрос о нерасторжимости брака. – 13–16. Благословение детей. – 17–27. Разговор с богатым юношей и с учениками о богатстве и о Царстве Небесном.– 28–31. О награде за последование Христу. – 32–34. Восхождение Христа в Иерусалим на смерть, за которой должно последовать Воскресение. – 35–40. Просьба сынов Зеведеевых. – 41–45. Наставление ученикам о смирении. – 46–52. Исцеление слепого при выходе из Иерихона. Мк.10:1 .  Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. (См. Мф.19:1 ). Евангелист Марк отмечает, что Христос после довольно долгого промежутка (ср. Мк.9:30 ) снова начал учить целые народные массы, которые следовали за Ним ( χλοι). Мк.10:2 .  Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Мк.10:3 .  Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Мк.10:4 .  Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Мк.10:5 .  Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. Мк.10:6 .  В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Мк.10:7 .  Посему оставит человек отца своего и мать Мк.10:8 .  и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Мк.10:9 .  Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Мк.10:10 .  В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Мк.10:11 .  Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; Мк.10:12 .  и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Разговор о нерасторжимости брака у евангелиста Марка в общем представляет собой повторение того, что содержится в Евангелии Матфея ( Мф.19:3–12 ). Только некоторые изречения Христа у евангелиста Марка поставлены на иных местах, чем у Матфея. «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» (стих 2) Евангелист Марк передает вопрос фарисеев без прибавления, имеющегося в Евангелии Матфея: «по всякой причине» ( Мф.19:3 ). Можно думать, что он делает это для того, чтобы поставить вопрос не на иудейскую, а на христианскую почву. Он имел в виду своих читателей-христиан из язычников, которых, несомненно, интересовал вопрос о позволительности развода в христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изложенное в слове Божием дело нашего спасения составляет собою тайну не только для нас, смертных людей, но даже для Ангелов ( 1Пет.1:12 ),для самих апостолов представляет много неудобовразумительного. Апостол Павел говорит об этом во всех посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ; ср. 1Пет.1:12 ; 1Тим.3:16 ; 1Кор.2:4 ). Неудивительно после этого, что сам человек не в силах изъяснить в Слове Божием никакого пророчества ( 2Пет.1:20–21 ). Даже ученикам Спаситель открывал ум «к уразумению Писаний» только после того, когда Сам всё изъяснял им ( Лк.24:45 ). Кроме того, Слово Божие называется «живым и действенным и острее меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ; ср. Еф.4:17 ; 1Кор.10:4 ), а потому неумелое и неправильное обращение с Словом Божиим может принести человеку не спасение, а гибель, как и сказано в Евангелии, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит» ( Мф.21:44 ). Поэтому-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного» ( Мф.13611 ; Мк.4:14:34 ; Ин.17:8–9 ), чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писаное и неписаное учение Христово ( 2Тим.1:13 ; 2Тим.2:15 ; Тит.1:9:2:1 ). И без этих высших истолкователей мы никак не можем понять Слово Божие ( Деян.8:30–31:35 ; Рим.10:14 ), а такими истолкователями для нас являются святые отцы Церкви, сохранившие писанное апостольское наставление (Священное Писание) и записавшие неписанное (Священное Предание). Это те «верные люди», о коих говорит апостол Павел во 2 Послании к Тимофею: 2Тим.2:2 , а также поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов пастыри Церкви ( Тит.1:5 ), пользуясь наставлениями коих мы доверяемся не им, а действующему в них Духу Святому ( Деян.20:28 ). Люди же, не поставленные на проповедь и служение, отнюдь не должны принимать на себя права истолковывать Священное Писание. Как такие люди могут «проповедовать, если не будут посланы»? ( Рим.10:15 ; ср. 1Кор.12:28–29 ). Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то такие толкователи, на погибель себе и другим, превращают и повреждают Слово Божие ( 2Пет.3:16 ; 2Кор.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Благословение монашествующим и всем ревнующим о благочестии Смоленской Зосимовой пустыни схиигумена Германа “Подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей: иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его”. ( Мф. 13:45-46 ) “Духовные купцы мы, братие, — говорит святой Ефрем Сирин , — ищем многоценную жемчужину, которая есть Христос наш Спаситель, сокровище непохищаемое”. Блажен и трижды блажен, кто постарался приобрести эту небесную жемчужину, этот небесный жемчуг божественной молнии Христа”. Ибо Господь, сказал: “Где сокровище ваше; там будет и сердце ваше” ( Мф. 6:21 ). Сокровище наше — это самое для нас драгоценное в мире, столь драгоценное, что мы держим его сокровенно, скрываем его от людей, как скрывают свое богатство купцы земные, боясь, чтобы кто-нибудь не похитил его у них. И подобно тому, как они скрывают видимое сокровище свое в потаенные клети своего дома, и мы скрываем свое невидимое сокровище в сокровенной клети своего сердца, пребывая в безмолвии. “Паче всего, — советует святой Исаак Сирин , — возлюби безмолвие ума. Ум безмолвный достигнет дивного, душа его ощутит неизъяснимую радость”. Купец составляет свое богатство из прибыли, получаемой им от купли и продажи, и радуется, когда прибыль его возрастает, христианин же добрый, будь то мирянин благоговейный или монах благочестивый, радуется, когда в нем возрастает смирение, ибо это есть прибыль его: не имеющий смирения подобен купцу, торгующему без прибыли и убытка. Купцы земные приобретают богатство свое торговлей, обменом товара на золото, из которого составляют они сокровище свое, — духовные же купцы пусть научатся от Самого Господа, что надлежит им делать, чтобы приобрести богатство вечное, неиждиваемое: “Если хочешь быть совершенным. — говорит Спаситель вопрошавшему Его богатому юноше, — пойди, продай имение свое и раздай нищим: и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною” ( Мф. 19:21 ). Итак, Спаситель ясно указывает на то, что желающий приобрести сокровище вечное, небесное должен продать и раздать все имение свое и идти вслед за Ним, не обязуясь куплями житейскими, да Ему Единому угоден будет. В награду за это Господь обещает последовавшему за Ним неизреченную радость постоянного пребывания с Ним. говоря: “Аще кто мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет” ( Ин. 12:26 ).

http://azbyka.ru/zavety-o-molitvennom-de...

Дополнение Вопрос 1. Каков признак совершенного христианина? 283 Ответ 1. Правая вера и дела благочестия, ибо истинный христианин есть дом Христов, созидаемый благодаря благим делам и благочестивым догматам. Истинная вера испытывается делами, потому что «вера без дел мертва» ( Иак. 2:26 ), так же как и дела без веры. Поэтому следует все силы прикладывать к соблюдению себя в чистоте от грязных дел, чтобы не было сказано о нас: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1:16 ). Вследствие чего и Господь говорит: «Если кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит, и Мы придем к Нему и обитель у Него сотворим ( Ин. 14:23 ). Стало быть, правой верой и добрыми делами созидается дом души, и таким образом Бог обитает в нас: «Вселюсь в них и буду ходить в них» ( 2Кор. 6:16 ; Лев. 26:12 ). 2. Диавол не ведает, есть ли в мысли твоей Домовладелец Христос или нет. Когда же он видит тебя гневающегося, кричащего, сквернословящего, бранящегося, осуждающего, ненавидящего, творящего неправду кому-либо, надмевающегося, кичащегося, много смеющегося и преисполненного гордыни либо не [стремящегося] постоянно молиться и не имеющего памяти смертной, тогда [диавол] понимает, что нет в душе твоей хранящего тебя и пекущегося о тебе Бога. 284 И поскольку нет Божиего светильника в сердце твоем, лукавый, подобно вору, входит [тайком] в дом души [твоей], грабит его, «и бывает [ для человека] последнее хуже первого» ( Мф. 12:45 ; Лк. 11:26 ). Вопрос 2. Если кто является уже старым, или немощным, или малодушным, [а поэтому] не в силах монашествовать и творить дела монаха, то как он сможет покаяться и быть спасенным? 285 Ответ 1. Поскольку Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11:30 ), то ясно, что и старому, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь написано: «Яко правы путие Господни, и праведнии в них, а нечестивии изнемогут в них» ( Ос. 14:10 ). 2. Ибо [Господь] не предписал нам ни безбрачия, ни удаления от всего мирского, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям], молиться, терпеть скорби, быть кротким и мирным, не злопамятствовать, не осуждать [других], не лгать. Как говорит божественный апостол: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим. 13:12 ). Поэтому никто не должен «непщевати вины о гресех» ( Пс. 140:4 ), ибо человеколюбивый Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). Вопрос 3. Если кто-нибудь поклялся совершить какое-либо благое [дело], например некоторое время не отведывать вина, или блюсти [строгий] пост, или воздерживаться от сожития с собственной женой, а затем, по своей небрежности, не сможет исполнить предпринятое, то что он должен делать? 286

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Скачать epub pdf Глава 2 Исцеление прокаженного в Капернауме и ответ книжникам (1–12). Призвание Левия (Матфея) мытаря (13–17). Ответ Христа на вопрос, почему ученики его не постятся (18–22). Защищение учеников, срывавших колосья в субботу (23–28). Мк.2:1–2 . «Через несколько дней»: когда несколько улеглось возбужденное состояние народа, не позволявшее Господу на время входить в город и удерживавшее Его в пустынных местах ( Мк.1:45 ), Господь опять пришел в Капернаум (см. прим. к Мф.4:13 ). – Из дальнейших слов повествования: «слышно стало» – можно заключить, что и на этот раз Господь пришел в Капернаум тихо, как бы скрываясь. – «И у дверей не было места»: так называемый двор был полон народа, и около входных дверей была толпа. – «Говорил им слово»: слово Божие или учение свое, т. е. Евангелие (ср. Мк.8:38 ). Мк.2:3–12 . Об исцелении расслабленного ев. Марк повествует согласно с ев. Матфеем, но несколько подробнее, восполняя таким образом сказание первого евангелиста (см. Мф.9:2–8 и прим.). – «Раскрыли кровлю дома» и пр.: в иудее дома (не бедных, у которых большей частью была одна комната) строились по большей части так: середину занимал двор, по четырем сторонам которого воздвигались постройки, составлявшие собственно жилище; с улицы в этот двор вела дверь или ворота, и отсюда уже были двери в комнаты дома. Этот двор у богатых выстилался мрамором и украшался разными орнаментами, иногда фонтаном, и, во всяком случае, даже и у небогатых содержался чисто. Здесь бывали праздники и семейные беседы. Двор был открыт сверху; но в случае ненастья или дурной погоды вообще его покрывали сверху щитами из досок или кожи, или полотна. Собственно жилые постройки, окружавшие двор, были с плоскими крышами, обнесенными балюстрадой, и составляли таким образом галереи, по которым прогуливались, куда уединялись и пр. На эти кровли или галереи вели лестницы изнутри двора и иногда с улицы. Кровли домов соседних иногда соединялись под одну так, что взошедши на один дом, можно было пройти часть улицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Аккарон, евр. Екрон, LXX: κκαρν, Vulg. Ассогоп, – город в самой северной из пяти областей филистимских ( Нав.13:3 ), следовательно очень близкий к резиденции царей израильских – Самарии; первоначально назначен был в удел колену Иудину ( Нав.15:45 ), затем Данову ( Нав.19:43 ), но постоянно находился в руках филистимлян ( 1Цар.6:17 ; ср. Иер.25:20 ; Ам.1:8 ); теперь отождествляют с деревушкой Акир между Ямниею (Иебна) и Яффою. (Onomast 61. Robins. Palast. III, 230). Название филистимского божества Ваал-Зевув, «баал или бог мух» или «бог-муха» (LXX в данном месте передают: Βαλ μυαν, Симах Βεεαξεβουλ, как позже и в Евангелии, Мф.10:25 ; Мф.12:24,27 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15,18 ; у Акилы согласно с евр. ζεβοβ, также в Вульгата: Beelzebúb) объяснятся двояко: 1) или (по Гезению, Эвальду и др.) «отвратитель мух» – deus averruncus moscarum, подобно почитавшемуся в Элиде Ζες ποριας (миф о Геркулесе, который, принося жертву на Олимпе, для отогнания мух и других насекомых принес жертву Зевсу – отгонителю мух), и другому сходному культу бога Θες μυιαγρς, существовавшему в Аркадии и позже в Риме; 2) по другим (Мюллер, Кейль и других), опирающимся на передачу LXX и И. Флавия (Иуд.Древн. 9:2, 1 – θες Μυα), Ваал-Зевув есть бог-муха (а не враг мух), имевший идол в виде мухи, или бог, которому посвящались мухи. Так или иначе, Ваал-Зевув представлял возвещение летнего солнечного зноя, сопровождающегося (особенно в приморской филистимский стране) массой мух и др. нередко вредных насекомых; позже значение божества и культа расширилось, и при нем образовался мантический институт – оракул; вероятно, здесь же искали врачевания болезней: с обеих сторон Ваал-Зевув выступает в рассказе об Охозии. (Совершенно особняком стоит мнение Halevy, что «зевув» – не «муха», а собственное имя местности). Позднейшие иудеи отождествили имя финикийского божества с именем этого духа или сатаны (так и в Евангелии): причиной могло служить созвучие зевув и дебаба, у позднейших иудеев означавшего врага, злого духа. При этом в измененной форме (греч. Βεελζεβολ – изменение б в л нередко в греческой транскрипции евр. «ишен») имя «Вельзевул» значило «бог жилища» или «бог навоза», чем раввины выразили презрение к филистимскому божеству, а затем и к «князю бесов» (см. Riehm. Handworterbuch des bibl. Alterthuns, I, s. 135–196. Ср. А. Глаголева , «Ветхозаветное библейское учение об ангелах», стр. 607–610).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Первая Пасха Изгнание торгующих из храма (Ин.2:13–22) Из Галилеи, где Иисус Христос являлся более как частное лицо, Он приходит в Иерусалим на праздник Пасхи. Здесь и в это именно время Он начинает Своё общественное служение. Первым делом Его служения Израилю было очищение храма Иерусалимского, или собственно двора языков, от допущенного – под благовидным предлогом законности – осквернения. Очищение двора храма состояло в изгнании продавцов волов, овец и голубей – необходимых для жертв – и в удалении пеняжников, то есть менял (κερματιστας от κλλυβος=малая монета, равная оволу и взимаемая менялами за промен). Изгнание было совершено решительно и строго, что видно из того, что для изгнания (χβλλειν=изгонять с насилием: Мф.22:13 ; Лк.4:29 ; Ин.9:34 ) в греческом тексте здесь употреблено слово «бич» (φραγλλιον=flagellus) из вервий – конечно, не для ударов животным, в этом случае нисколько не виновным, но для угрозы продающим. Столы менял опрокидываются и деньги их рассыпаются – и в заключение повелевается принять клетки с голубями и произносится горький упрёк превратившим дом Отца Небесного в дом торговли. Очищение храма с такою ревностью напомнило ученикам Иисуса Христа о ревности по дому Божию, которая снедала некогда праотца Его Давида ( Пс.68:10 ), а Иудеев побудило требовать от Иисуса знамения – то есть доказательства того, что Он имеет власть так поступать. На это требование Иисус Христос отвечает – по мнению Иудеев, хвастливым, а по недоверию учеников, загадочным – обещанием в три дня воздвигнуть разрушенный Иудеями храм – и слышит от них горделивое признание, что храм их строился 46 лет. А Он – по свидетельству Евангелиста – говорил о храме тела Своего, что, впрочем, ученики поняли только тогда, когда Он воскрес из мёртвых. Примечание. Рассказанное Евангелистом Иоанном событие нужно отличать от подобного же изгнания торжников из храма, о котором говорят другие Евангелисты ( Мф.21:12,13 ; Мк.11:15–17 ; Лк.19:45–46 ) и которое отстоит от сего и по времени, как бывшее перед страданиями Иисуса Христа, и по некоторым подробностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010