– Что ты, отче? – возразил удивленный Марк, – брат мой – мирянин и живет в кругу своих родных. – Прости, – отвечал ему смиренный Нифонт, – я помешанный и не знаю сам, что говорю. Не слушай меня, и делай, что тебе угодно. Между тем, настал праздник святого Афанасия. Преподобный, посылая Марка в лавру на этот праздник, сказал ему: – Возвращаясь с праздника, приведи с собой и брата твоего. Марк на это возразил святому Нифонту то же, что и прежде. Но, приближаясь к лавре, он вдруг видит брата своего у монастырских ворот. Пораженный пророчеством святого, радостно обнял он пришедшего и, по окончании лаврского праздника, возвратившись вместе с ним к своему старцу, пал к ногам святого и просил у него прощения в своем маловерии. Вскоре за тем Марк до крайности разболелся, и святой, упрекнув его за маловерие и сомнение в чудодейственной силе Божией, помазал его елеем от неугасимой лампады, и Марк восстал от болезненного одра. – Се здрав еси; ктому не согрешай, да не горше ти что будет, – сказал ему при этом святой Нифонт. Спустя несколько времени после сего Марк стал просить у Нифонта позволения половить рыбы в море и услышал от него следующее: – Научись прежде уловлять и замечать нечистые помыслы, а от моря и ловли рыб откажись, да не погрузишься в море искушений. Марк не обратил внимания на старческий совет и под предлогом измовения загрязнившегося платья спустился к морю, закинул удочку и наслаждался совершенным удовольствием. Преслушание не прошло даром. В то самое время, как Марк весь был погружен в свое занятие, вдруг из моря выпрыгнул и кинулся прямо на него огромной величины зверь. Марк ужаснулся и, молитвенно призвав на помощь своего старца, едва-едва кое-как избавился от зверя. Находясь вне себя от страха и в то же время держа в руках пойманную рыбу, он прибежал к святому, но тот с отеческим участием сказал: – Преслушниче! Тот, кто преобразился в змия, на прельщение праотцев, и ныне принял вид морского пса на твою погибель, и только Христос, пришедший в мир для упразднения вражеской силы, по неисчетной Своей благости помог тебе в ожидании твоего покаяния. Что же касается до пойманной тобой рыбы, как плода преслушания, я ни под каким видом не решусь коснуться ее.

http://isihazm.ru/?id=1827

70 апостолах архиеп. Димитрия, Тверь, 1902, стр. 1–240. Святой апостол и евангелист Марк Ап. Петр в 1-м послании (V гл. 13 ст.) называет Марка своим сыном. Некоторые писатели полагали, что Марк сын Петра по плоти (см. у блаж. Феофилакта – Толкование. Казань, 1865 г. стр. 119), что не справедливо; он был духовным сыном первоверховного апостола. Ориген (De recta in Deum fide), Дорофей (Synopsis), Прокопий (apud Bollandistes 25 April.) думают, что Марк был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и был одним из тех, которые услышав от Спасителя слова: аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крови Его живота не имате в себе ( Uoah. XII.56–60 ), оставили Его, но ап. Петр впоследствии возвратил, его в число учеников Иисуса Христа, после чего Марк сделался постоянным его спутником и сопровождал св. апостола в его апостольских трудах в Риме, где, по просьбе верующих во Христа, изложил (по учению ап. Петра) Евангелие ( Климент Александрийский , у Евсевия Ц. Ист. кн. II, XV, Епифаний, Иероним и др.). Есть мнение (св. Иоанн Златоуст на Ев. Матвея I. 5), что Евангелие свое Марк написал в Египте. Из Рима ап. Марк с проповедью о Христе был в разных городах (как-то: в Аквилее, см. у Болланд. 25 апр. 345) в Кирене – в Пентаполе (Евсевий, Епифаний, Ириней и др.) и наконец в Александрии (в Египте), где основал первую христианскую школу; многих обратил ко Христу, в числе их Аппиана, который впоследствии был его преемником по святительской кафедре. Евангелист Марк в 68 г. был убит язычниками за распространение христианства. Мощи (останки) св. Марка в 828 г. были перенесены в Венецию, где главный собор посвящен его имени. Св. Марку приписывается составление литургии (см. Е. И. Ловягин : Собрание Литургий, вып. I, стр. 149), которая совершалась в Александрии, а ныне она в употреблении у Коптских христиан. Св. Марк на иконах изображается со львом, потому что Евангелие его начинается изложением проповеди св. Иоанна в пустыне, каковая (проповедь), подобно льву в пустыни, огласила мир об Иисусе Христе, преимущественно о чудесах Его, свидетельствующих о всемогуществе и царском служении Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Латиномыслящие поняли, что они ничего не добьются оскорблениями и угрозами, и решили сменить тактику. На состоявшемся через два дня заседании они начали просить святого Марка смиренно уступить, действуя в сложной ситуации по принципу икономии. Священный Марк ответил, что в вопросах веры компромиссы недопустимы. Но так как прочие участники Собора, вместо того, чтобы помолчать, начали горячо и настоятельно просить его сделать небольшую уступку, так как догматическое различие совершенно незначительно и, следовательно, компромисс невелик, а осуществлено будет соединение Церквей, то священный Марк вынужден был ответить то же, что некогда сказал святой Феодор епарху, который побуждал его хотя бы единожды причаститься вместе с ним, обещая потом отпустить его на свободу. Святой Феодор ответил епарху, что «ты говоришь нечто подобное тому, как если бы кто сказал: давай я тебе только один раз отрублю голову, а потом иди, куда хочешь». Святой Марк опять прибавил, что в делах веры компромисс недоиустим. Противники святого Марка разгневались на эти слова. Они продолжали горячо умолять его мирным образом поставить точку в вопросе о соединении Церквей. Виссарион Никейский быстро вскочил и без всякого смущения стал шельмовать и оскорблять священного Марка. Он видел, что только святой Марк никогда не пойдёт на единение с Папой, и вышел уже из всех рамок, вспомнив, как Эвривиад сказал Фемистоклу на Саламине: «Что я трачу время на споры с одержимым человеком? Он явно безумный». Но святой Марк, видя, что опасность православному народу грозит большая, чем во времена Фемистокла, сказал ему: «ты мальчишка и действуешь, как мальчишка» 97 . Это самое больше, что мог сказать незлобивый муж, истинный ученик Христов. А Патриарх, видя и слыша все бесстыдные бесчинства Виссариона Никейского, был «безгласнее рыб», как выразился Сиропул. Обсуждения продолжились и на следующий день, когда по приказу Императора все собрались у Патриарха. На этом заседании присутствовал и Патриарх. На священного Марка сообща нападали, не стесняясь в грубых и беззастенчивых выражениях, Виссарион Никейский, Исидор Московский и всея Руси, протосинкелл Григорий и наставник Амируджи. Когда священный Марк попытался зачитать одно место из Нила Кавасилы , Исидор Московский и всея Руси не дал ему говорить, заявив, что цель заседания – «соединение Церквей и мир, а не обсуждение того, что было во времена раскола и расхождения. Кавасила был противником соединения Церквей, поэтому мы не будем читать его сочинения». После поднялся митрополит Лакедемонский и сказал, что даже не в этом дело, а в том, что Кавасила не относится к святым отцам, он был простым архиереем, ничем не отличающимся от присутствующих архиереев. На это священный Марк возразил, что вполне можно зачитать мнение Кавасилы, если уж зачитывалось мнение Векка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Собор по примирению двух Церквей открылся в начале 1438 года в Ферраре. Однако в связи с начавшейся там эпидемией был перенесен во Флоренцию. Большинство участников Собора с обеих сторон стремилось удовлетворить свои политические цели и амбиции. Лишь единицы были заняты мыслью о благе христианства. Одним из таких немногих был святитель Марк, митрополит Эфесский. Марк родился в 1391 году в Константинополе в семье знатного сановника и получил блестящее образование. Благодаря своим способностям он в 25 лет стал профессором философии. Император приблизил его к себе и сделал советником. Но Марк не искал и не желал почестей. Живя в столице, он был чужд ее жизни. В 30 лет он принимает монашество. Перед самым отъездом на Собор в Италию по указу императора Марка поставляют в митрополита Эфесского и назначают главой богословской комиссии на предстоящем Соборе. Марк сделал все, чтобы отстоять древнее христианское учение и указать на те нововведения, которые имелись у Римской Церкви. Однако латиняне требовали от греков полного принятия латинского учения и административного подчинения Ватикану, допуская лишь некоторую самостоятельность Византийской Церкви в области богослужений и обрядов. Они не желали никаких вероучительных компромиссов, на которые готовы были идти греческие богословы. Они добивались не столько восстановления прежнего единства христианства, сколько безусловной капитуляции Восточной Церкви. Это прекрасно понимал святитель Марк и решил до конца отстоять православное вероучение. Но, к сожалению, в своей борьбе он остался один среди многочисленной греческой делегации. Император решился во имя государственных интересов пожертвовать Православием. Он приказал заключить Марка под домашний арест. Его отстранили от дел, подвергли угрозам, запретили присутствовать на Соборе. Он выслушивал оскорбительные выговоры от патриарха и едкие нападки бывших своих сотрудников. Казалось, что усилия Марка были тщетны. 5 июля 1439 года, согласившись на все условия Рима, уния была подписана всеми представителями Восточной Церкви, кроме одного. Это был Марк Эфесский . Его соотечественники недостаточно оценили значение святителя Марка, в отличие от римского епископа. Папа Евгений IV был человек, несомненно, государственного ума. Он понимал, что Марк занимал, если не по положению, то по своему значению, первенствующую роль среди греческой делегации. Поэтому отсутствие его подписи папа оценил как полный провал. Когда понтифику с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?» – и, получив отрицательный ответ, воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Дискуссия об этом продолжалась и на следующем заседании, 5-го марта. На этом заседании св. Марк и Иоанн Рагусский обсуждали два текста из св. Василия Великаго ; именно – в одном из них (Sermo V contra Ennomium сар. 13), который привел св. Марк, Василий Великий говорит, что – “Дух Святый – « £ αυτο» (“от Отца”), « κα οχ ετρωθεν» (“И Не – иначе”). Иоанн рагусский растолковал это место в том смысле, что св. Василий Великий хотел этим сказать, что Дух Святый имеет бытие от существа Отца, а не от какого-нибудь иного тварного существа, но он не имел в виду сказать, что Он имеет бытие исключительно из ипостаси Отца. Со своей стороны, Иоанн Рагусский привел иное место из Василия Великаго , говорящаго: “Итак, является ли необходимым, чтобы Дух Святый, если Он – третие в достоинстве и по-числу, был бы также тождественен и естеством? – По достоинству Он идет за Сыном, Он имеет « εναι ξ ατο» (“бытие от Него). Но св. Марк Ефесский растолковал это место в смысле, что Василий Великий сказал, что Св. Дух – того же естества, что – и Сын, т. е. Он – “сосуществененъ” Сыну. Обсуждение этого места между св. Марком Ефесским и Иоанном Рагусским заняло еще несколько заседаний. На одном из них св. Марк выразил мысль, что представленный латинянами текст творений св. Василия Великого имеет интерполяцию, внесенную защитниками учения “Filiqoue”, при этом он сослался на то, что подобные испорченные злоумышленниками тексты известны – не только на Востоке, но и на Западе: так напр. папа Зосима привел африканских епископов канон, на который он сослался, как на канон, вынесенный Первым Вселенским Собором, но который, в действительности, не существовал. Затем, св. Марк Ефесский привел иной текст из Василия Великаго, в котором определенно говорится, что св. Дух исходит исключительно от Отца. Но Иоанн Рагусский возразил на это, что в том же самом месте Василий Великий говорит, что Св. Дух “зависит от Сына, что, по его толкованию, указывает на Сына, как на Виновника бытия Св. Духа. После сего Иоанн Рагусский привел некоторые тексты из Афанасия Великаго , которые все с успехом (по признанию самих латинян) были опровергнуты св. Марком Ефесским на 21-м заседании Собора, 10 марта. После сего речь вернулась к уже приведенным цитатам из св. Василия Великого и св. Афанасия Великаго , подлинность которых св. Марк оспаривал, ибо св. Марк хорошо знал, что помянутые свв. Отцы учили, что Св. Дух исходит только от Отеческой ипостаси (см. его труд, приведенный в конце этой главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Пятый день. Поучение 1-ое. Препод. Марк Афинский. (О путях жизни – широком, ведущем в ад, и узком, ведущем в жизнь вечную). I. Св. препод. Марк афинский, память коего совершается ныне, был чудный подвижник. Он подвизался в пустыне Ливийской, на горе Фраческой. Вот как сам он рассказывал о своей жизни св. старцу Серапиону, которого Бог прислал к нему в последний день его жизни: «95 лет я живу в этой пустыне, и не видал ни человека, ни зверя, ни птиц и никаких животных. Первыя 30 лет были особенно тяжелы для меня: одежды я не имел и страдал то от холода, то от зноя; голод утолял иногда землею, а жажду – морскою водою; одинокое и безлюдное место наводило на меня тоску и томление; не раз переносился я мыслию в мир, со всеми его удобствами и удовольствиями. Но больше всего я страдал от бесов: ни днем, ни ночью они не давали мне покоя, грозя меня убить, утопить в море или разорвать на части. После 30-ти лет я удостоился великой Божией милости: плоть моя изменилась, на теле у меня выросли волосы, которые защищали от холода и зноя, начала ниспосылаться мне пища, ангелы стали посещать меня». – «Есть ли ныне в мире святые с такою чудодейственною верою, что, по слову Христову, могли бы передвигать и горы с своих мест?» спросил Марк Серапиона после того, как рассказал ему свою жизнь. И при этих словах Фраческая гора двинулась с места и пошла в море. Тогда святой остановил ее. Марк пригласил Серапиона помолиться, затем сказал: «велик для меня нынешний день, ибо душа моя разлучается от тела и идет в обители небесныя». При этом послышался с неба голос: «принесите Мне из пустыни верного Моего раба, совершенного христианина. Иди и почий, Марк», и Марк испустил дух. Серапион видел душу его, возносимую ангелами на небо. II. Мы видели, братия, что преподобный Марк афинский избрал не широкий путь жизни, состоящий в потворстве своей чувственной природе и служении страстям, в праздной и грешной жизни, но узкий, соединенный с голодом, холодом, трудами, пощениями и бдениями. И этот путь, как мы видели, привел его в царствие небесное, тогда как другой неизбежно должен был бы привести его на место вечных мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает продюсер, театральный режиссер, художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков //Фома. - — май 2019.  - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Патриарх Кирилл . На литургии мы не вспоминаем Тайную Вечерю — мы в ней участвуем. Из проповеди в Великий Четверг после литургии в Храме Христа Спасителя, 5 апреля 2018 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси/Сергей Власов//Фома. - — май 2019. - С.34-35. - (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Именины: Марк. [Инфографика]. Значение имени : Марк – латинское имя, предположительно происходит от названия месяца марта, посвященного римскому богу войны Марсу; Апостол и евангелист Марк.  День памяти: 8 мая: Житие Апостола и евангелиста Марка, ученика апостола Петра.   Подготовил Игорь Цуканов ;   Другие святые и известные люди с именем Марк :  Преподобный Марк  Подвижник (IV в. - начало V в.) - один из важнейших аскетических писателей православного Востока, прожил более ста лет. Святитель Марк Ефесский (1392-1444) — главный защитник православия на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов; Марк Твен (1835-1910) — американский писатель, автор знаменитых книг: «Приключения Тома Сойера»,  «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» и др.   Марк Захаров — знаменитый российский кино- и театральный деятель, художественный руководитель театра «Ленком»; [ И нтересные факты ]; Ил.: «Евангелист святой Марк». Деревянная рельефная миниатюра. Германия, 1200-1225; Лев апостола Марка на пьяцца делле Эрбе в Вероне, обл. Венеция, Италия; Собор Сан-Марко, Венеция; Митрополит Сурожский Антоний (рассказывал, как Евангелие от Марка помогло ему стать христианином). Фото//Фома. - – май 2019. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Где скрываются богатства православного прихода . Священник Алексей Гугливатый , настоятель Спасо-Преображенской единоверческой общины г. Куровское и единоверческого храма св. Петра митрополита д. Авсюнино Московской области рассказывает о своих прихожанах - деревенских старожилах, бабушках, повидавших жизнь и знающих настоящую ее ценность.  Подготовил Владимир Басенков .   Фото Владимира Ештокина//Фома. - — май 2019. - С.38-39. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-193-...

Однако вскоре пророчество Н. сбылось. В день памяти прп. Афанасия Афонского Н. послал по какой-то нужде Марка в Великую Лавру, посоветовав на обратном пути взять с собой брата. Марк вновь удивился, но, когда он пришел в Лавру, то увидел около ее ворот Гавриила. Марк очень обрадовался и привел брата к Н. Вскоре после этого Марк был наказан за то, что не поверил словам преподобного,- он стал расслабленным, так что не мог пошевелиться. Марк искал сочувствия у Н., но тот, желая показать своему ученику, что бывает за непослушание и маловерие, отослал его. При этом преподобный сказал, что, будучи всего лишь грешным человеком, не может исцелить его, и посоветовал обратиться с молитвой о помощи к святым бессребреникам Косме и Дамиану. Однако впосл., видя, что Гавриил сострадает Марку, Н. смилостивился, помазал елеем тело болящего, после чего тот сразу выздоровел. В др. раз Марк снова не послушался Н. и без его разрешения отправился ловить рыбу, солгав наставнику, что собирается постирать в море одежду. Марк поймал много рыбы, но внезапно на него напала «морская собака» (акула), и, если бы не молитвы святого, он не смог бы избежать гибели. Пораженный этим событием, Марк пришел к Н., положил перед ним улов, бросился преподобному в ноги и покаялся в своем непослушании. После этого случая он уже не смел поступать вопреки воле Н. Вскоре Марк скончался, завещав брату служить преподобному. Отец Гавриила принял постриг с именем Досифей и подвизался в Ватопеде. Однажды, имея некую нужду, Досифей попросил Н. прислать к нему Гавриила, и тот согласился, указав при этом день, в который Гавриил должен был вернуться. Когда пришло время возвращения, отец побоялся отпускать сына в путь, т. к. в то время «ахемениды» (турки) стали совершать набеги на Афон. Однако по молитве Н. Гавриил невредимым добрался до его пещеры. На Афоне вновь разразилась эпидемия чумы, и Гавриил заболел. Его отец сильно огорчался, опасаясь, что сын умрет, однако Н. утешил его словами, что, пока он сам жив, Гавриил будет служить ему.

http://pravenc.ru/text/2577707.html

В последующее время Марк опять соединился с апостолом Павлом. Во время пребывания апостола Павла в узах в Риме Марк вместе с некоторыми другими лицами разделял благовестнические труды апостола. Это особенно видно из писанного Павлом в то время послания к колоссянам, в котором апостол называет Марка одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него в это время утешением ( Кол.4:10, 11 ; Флп.23 ). Из того же послания видно, что по просьбе апостола Павла Марк отправился из Рима в Малую Азию, а именно во фригийский город Колоссы ( Кол.4:10 ), вероятно, для противодействия лжеучителям, прельщавшим колосских христиан( Кол.2:8, 18 ). Когда затем св. апостол Павел во второй раз находился в узах в Риме, то незадолго до своей кончины он вызывал св. Марка вместе с апостолом Тимофеем из Малой Азии в Рим на помощь себе. «Марка возьми и приведи с собою, – писал св. апостол Павел Тимофею, – потому что он мне нужен для служения» ( 2Тим.4:11 ). Если Марк успел исполнить это желание апостола, то он мог быть свидетелем мученической кончины в Риме обоих своих учителей, великих апостолов Петра и Павла, которые приблизительно в одно время пострадали за Христа в Риме. После этого св. Марк снова отправился в Египет для устроения основанной им Церкви. Столица Египта Александрия со своим знаменитым книгохранилищем была средоточием греческой образованности. И там все, даже иудеи, жившие во множестве в Александрии, увлекались языческой ученостью. Для утверждения веры, с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, св. Марк положил в Александрии основание христианскому училищу, прославившемуся в последующей истории Христианской Церкви образованием знаменитых учителей и Отцов Церкви. Заботясь об устроении церковного богослужения, св. Марк передал Александрийской Церкви составленный им чин литургии, который долгое время сохранялся в этой Церкви. Из Александрии апостол предпринимал путешествия для проповеди Евангелия во внутренние страны Африки – в Ливию, Марморикию, Аммоникию и Пентаполь. Проповедь его в Египте имела большой успех и весьма благотворное оказывала влияние на жизнь тамошних христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если спросит кого осмелившийся клеветать на истину: «Все ли Богу возможно?» и тот ответит: «Да», а спрашивающий присовокупит: «Следовательно, возможно и злое?» – то всего справедливее подвергнуть осмеянию, как невежду, не отвечающего, а паче спрашивающего; потому что зло не причисляется ко всему тому, что возможно Богу. Где именуется Бог, там несомненно последует добро. И кто имеет здравый ум, тому не придет и на мысль, что возможно Богу зло. Никто также не назовет немощью невозможность делать зло; потому что делание зла есть в собственном смысле немощь (прп. Исидор Пелусиот , 60, 378). Источник. Хорошо не делать никакого зла, но лучше при сем даже охотно терпеть зло (прп. Исидор Пелусиот , 60, 396). Источник. Ограждай слух и очи, потому что чрез них входят все стрелы злобы (прп. Нил Синайский , 72, 237). Источник. ...Кто делает , тот наследник диаволов (прп. Нил Синайский , 72, 250). ...Вознамерившийся сделать зло другому себе паче делает зло, по правдивому определению Всевидящего Бога (прп. Нил Синайский , 73, 121). Источник. Злоба, питаемая помышлениями, делает сердце дерзким, а истребляемая воздержанием и надеждою сокрушает его (прп. Марк Подвижник , 69, 8–9). Источник. Тайный делатель зла хуже обижающих явно, потому он и наказывается строже (прп. Марк Подвижник , 69, 19). Источник. Если не хочешь терпеть зла, то не желай и делать зла (прп. Марк Подвижник , 69, 19). Источник. Как нельзя пасти овец вместе с волками, так невозможно получить милости тому, кто делает зло ближнему (прп. Марк Подвижник , 69, 19). Источник. Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла... (прп. Марк Подвижник , 69, 51–52). Источник. Не испытывать приражений зла есть принадлежность одного Естества Непреложного, а не человеческого (прп. Марк Подвижник , 89, 511). ...Все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше (прп. Марк Подвижник , 89, 535). Источник. Всех зол предводитель есть неведение; второе же по нем есть неверие (прп. Марк Подвижник , 89, 548). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010