К ст. 24. " Святый Божий». Здесь в смысле «посвященный Богу», а не в см. праведный, ср. Ин.10:36 : черта мессии Иисуса («пришел»), вызывающая страх бесов. Иак.2:19 . К ст. 32. «Бесноватых». Изгнание бесов не смешивается с исцелениями от болезней. Ст. 34, 9:28. К ст. 40. «Прокаженный». Под проказой в Св. Пис. разумеется, по-видимому, несколько однородных болезней, связанных с состоянием ритуальной нечистоты (отсюда выздоровление=очищению) и, след., необходимостью изоляции, Лев.13 . Проказа, столь распространенная на Востоке в древнее время, – болезнь мучительная и вызывавшая отвращение, но не неизлечимая. В Лк.5:12 : «весь в проказе». Ср. Лев.13:12 . Точно определить эту болезнь, или болезни, в понятиях современной медицины пока не удается. К ст. 44. «Принеси за очищение». См. Лев.14 . Очищение совершалось священником в Иерусалимском храме; лишь после совершения установленного ритуала выздоровевший прокаженный становился полноправным членом общества и синагоги. «Во свидетельство им», т.е. священникам; явление благодатной силы должно служить для них знамением, пренебрежение к которому, или приписывание его темной силе, будет свидетельствовать против них. Ср.6:11 и 13:9 (по смыслу). К гл. 2 ст. 1. «Опять... в Капернаум». Этот город служит в это время главным местопребыванием Христа. Отсюда Он предпринимает частые миссионерско-проповеднические путешествия в окрестные города и селения. Ср. еще 3:19, 5:21 и м. б. 6:30 и 7:1. К ст. 3. Расслабленный=паралитик. (греч. т.: παραλυτικν.) К ст. 4. «Раскрыли кровлю» дома; под «домом " , ст. 1, разумеется, скромная восточная хижина, с плоскою крышей и внешнею к ней лестницею. ср. Деян.9:43, 10:9–20–21 . К ст. 10. «Сын человеческий»; именование это не тождественно с именованием «Мессия», как указывает Мф.16:13 и Мк.8:27–29 , ни с понятием «человек», ибо последнее не было бы здесь служить основанием, или указанием на наличие власти прощать грехи. Усвоение Христом этого именования и связанной с ним власти указывает на исключительность Его мессии и ставит перед книжниками вопрос о том, кто Он и где источник Его силы и власти. Дан.7:13–14 . Ср.11:28 и пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

29 декабря. Но сказать ли вам? Опять скажу не в порицание собеседника моего, но в побуждение себя самого к сохранению памяти о неотступном присутствии с нами Господа Иисуса Христа, по непреложному обещанию Его: «И се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). И к подражанию царю и пророку Давиду, которому множество дел служения царского не препятствовало видеть всегда Господа пред собою ( Пс.15:8 ). К подражанию рабу Божию Моисею, который потому и был тверд, не боясь царского гнева, что взирал на Невидимого сквозь все видимое, и видел славу Его во всем видимом ( Евр.11:27 , сообр. 2Кор.4:18 ). К подражанию Аврааму, которого Господь наставлял, говоря: «Я Бог всемогущий; ходи пред лицем Моим, и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). К подражанию праведному Еноху, которого все житие Дух Святый изобразил нам рукою Моисея в одной черте: «ходил Енох пред Богом», и который нашел в этом великое таинство и искусство жить весьма благополучно, и притом так, чтоб и преставиться не видев смерти ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ). Хотя же сей образец есть между показанными нам. Чрезвычайный, однако он не указывает ли на достояние, данное всем истинно верующим во Иисуса Христа? Ибо ко всем им относятся сии слова Спасителя: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, не умрет во век ( Ин.11:25 −26). Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не узрит смерти во век» ( Ин.8:52 ). И также сии слова Апостола Павла: «Се, тайну говорю вам: мы не все умрем, но все переменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы переменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Kop.15:51−53). Опять: «Наше жительство на небесах, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа Нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» ( Флп.8:20 −21). Все это вам говорится и легко и приятно, потому что в уме и сердце вашем вмещается. А если вмещается, то сказать правду, и должно быть вмещаемо, то есть, приемлемо и сохраняемо, вкушаемо, и в дело жизни богоугодной производимо, и таким образом умножаемо и возращаемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ис.65:4 . сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; «Сидит в гробах и ночует в пещерах», т. е. занимается некромантией и инкубацией, которым еврейский народ, действительно, сильно предавался, увлекшись примером окружающего язычества ( Ис.8:19 ; Ис.29:4 ). Яркий пример этого дает история Саула у Аендорской волшебницы ( 1Цар.28 ). «Ест свиное мясо» вопреки прямому запрещению Моисеева закона ( Лев.11:7 ; Втор.14:8 ), но в зависимости, вероятно, от языческих жертвоприношений и суеверных обрядов ( Ис.66:17 ; 1Мак.1:41–64 ; 2Мак.6:18 ). «Мерзкое варево в сосудах у него». Это – или общее, заключительное указание на все «идоложертвенное», или новое указание на какой-либо частный вид идольской трапезы, вроде, напр., того, о котором говорит Властов – особое варево из разных зерен, приносимое в жертву Земле – Деметре, позже Гекате (т. е. Персефоне – Гекате – Селене), раздающей дары (407 с.). Ис.65:5 . который говорит: «остановись, не подходи ко мне, по­тому что я свят для тебя». Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Весьма характерная черта, свидетельствующая о том, что увлечение язычеством со стороны евреев не было только под влиянием извне, а и более глубоким, внутренним усвоением его, при котором проникнутый языческим духом считал себя совершеннее и чище оставшегося верным служителем Господа. Можно установить здесь и ближайшую связь с культом Астарты, в котором женщины, предававшиеся в честь этой богини разврату, носили название «кодеш», что значит «священная, святая». Блаженный Феодорит видит здесь прототип евангельских фарисеев, точно также особенно тщеславившихся своей мнимой «чистотой» – phares – «чистый» – Мф.9:11 и др.). «Они – дым для обоняния Моего, огонь горящий всякий день.» Надлежащее понимание этого места устанавливается, на наш взгляд, следующими параллелями: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий» ( Пс.17:9 ; ср. еще Откр.14:11 ) и еще: «и увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет и огнь их не угаснет» ( Ис.66:24 ; ср. Ис.1:31 ). Следовательно, здесь дано начало того грозного приговора над нечестивым Израилем, продолжение и заключение которого идет в двух последующих стихах,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В “Толкова­нии на Евангелие от Матфея”, как и во многих других произведениях Оригена, особое внимание в данном плане обращается на разоблачение антицерковной сути “псевдо-гносиса”. Здесь экзегет особенно отмечает, что эта ересь, выступающая в якобы христианском обличьи, представляет особую опасность для простых верующих, далеко не всегда способных различить волка под овечьей шкурой 9 . В рассматриваемом произведении отчётливо прослеживается и ряд важнейших богословских интуиций, весьма характерных для миросозерцания Оригена. Прежде всего здесь многоразличным образом оттеняется идея Домостроительства спасения рода человеческого, высшим выражением и средоточием которого является Воплощение Бога Слова. Сын и Спаситель, будучи Образом Бога невидимого (см. Кол 1:15) и Образом благости Его (см. Прем 7:26), стал источником благости для всего мира и главным образом для людей (XV,10). Ибо Он “снизошёл” к ним ( sugka­ta­ba…nein to‹j и принял смерть за них (XII,40); дело Его Человеколюбия состояло в том, что Он “покинул Свой Дом” и пришёл к тем, которые сами не могли прийти к Нему (X,1). При этом Господь, став Человеком, не перестал быть Богом, хотя Божественная природа Его постигалась и постигается далеко не всеми 10 , причём это неведение началось с общественного служения Иисуса, когда Его соотечественники, изумлённые, вопрошали: откуда у Него такая премудрость? и соблазнялись о Нем (Мф 13:54–57). Толкуя это место, Ориген замечает, что слова и сестры Его не все ли между нами? означают, что “родственники” Господа, по мнению иудеев, “мудрствуют по-нашему, а не как Иисус” ( t¦ fronoasin оЩ t¦ тоа ‘Ihsoa), и в их мудрости нет ничего чуждого и непонятного для иудеев, в отличие от мудрости Иисусовой. В этом выражалась неспособность иудеев понять, что Иисус был не просто человек, но и Существо Божественное ( ti qeiTmeron; X,17). О сём было предречено пророком Исаией (Ис 53:2–4) и об этом же говорит святой Павел, изрекая, что Господь стал сообразен ( sЪmmorfoj) уничиженному телу нашему (см. Флп 3:21) и уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп 2:7), но принял для того, чтобы этот образ восстановился ( как образ Божий (XII,29). Причём Бог Слово, истощивший Себя до “образа раба”, действовал домостроительно и “педагогически”, соизмеряя Свою силу с тем, что в мире ( kaq’ У ™curei t¦ ™n kTsmJ XI,17). Такой “кенозис” Слова даровал новую жизнь падшей твари, ибо Господь есть Хлеб живый, сошедший с небес (Ин 6:51), тогда как Его супротивник (диавол или смерть) есть “хлеб мёртвый” 11 . Поэтому всякая разумная душа смогла (и может) выбирать, какой “хлеб” вкушать ей: согрешающие вкушают “хлеб смерти”, а подъявшие труд добродетелей не вкушают смерти (см. Мф 16:28), ибо питаются “Хлебом живым” (XII,33). И как говорит Ориген, есть различные разряды нуждающихся в пище Иисусовой ( ™sti топ mБj ‘Ihsoa mrofБj), ибо не все питаются равными научениями ( to‹j ‡soij lTgoij; XI,3).

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Гора в Ев. Матфея – всегда особое место, этого своего рода кафедра Иисуса, с которой Он проявляет и открывает Свои особые полномочия и Божественную власть. На горе Иисус молится (14:23), исцеляет (15:29), получает откровения от Отца (17:1) и Сам дает такие откровения ученикам (28:16), наконец, учит (гл. 5–7, 24: 3). Иисус садится, как было принято у иудейских учителей в синагогах. Слова отверзши уста Свои, учил их – безусловно, очень торжественны; Матфей этими словами хочет расположить слушателя/читателя дальнейшего повествования к особому вниманию. Далее начинаются Заповеди блаженств, или, как их называют в библеистике, макаризмы ( блажен – в греч. макариос ). Заповеди блаженств очень тщательно проработаны Матфеем, здесь наблюдается четкая внутренняя структура и ритм. Они разделены на две группы, по четыре члена в каждой ( Мф. 5:3-6 и Мф. 5:7-10 ) с еще одним блаженством в концовке, которое дано во втором лице и касается ситуации эпохи гонений, а не времени Христа (5:11). Первая и последняя из восьми заповедей акцентируют внимание на принадлежности к Царству Небесному, а в концовках каждой из «четверок» подчеркивается значение праведности . Такая филологическая изощренность дает основания говорить, что это не прямая речь Христа, а тщательно составленный текст самого Матфея. Так, у Матфея, например, в первых четырех заповедях эпитеты, обозначающие тех, кто назван блаженным, начинаются на греческую букву π: нищие – птоксо; плачущие – пенфинтес; кроткие – праис; алчущие – пинонтес . Христос обращался к слушателям на арамейском языке, а здесь перед нами типичный образец античной риторики, который никак Иисусу принадлежать не мог. Но нельзя сказать, что Матфей придумал эти Заповеди блаженств. Дело в том, что у Луки тоже есть заповеди, похожие на те, что у Матфея, но звучат они немного иначе: И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить ( Лк. 6:20-22 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/zapovedi-bl...

Недолго пробыл Господь в Иудее и пошел опять в Галилею. 28. Учение о значении субботы. Мф. 12:1–9; Мк. 2:23–28; Лк. 6:1–5 Иисус Христос возвращался с учениками Своими из Иудеи в Галилею. За Ним, как и всегда, шла толпа народа; с толпою неотступно за Ним следовали и фарисеи. Проходили они в субботу засеянными полями. Ученики Иисуса проголодались; и стали срывать созревшие колосья, растирать их руками и есть зерна. Фарисеи тотчас же заметили это; и некоторые из них сказали ученикам: «Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботу?» Потом все находившиеся тут фарисеи обратились к Иисусу Христу с упреком: «Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?» – Господь ответил им: «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?» Мучения голода, которые испытывал Давид и его спутники, вынудили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, потому что помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона; поэтому Ученики Христовы, срывавшие колосья для утоления голода, неповинны в нарушении субботнего покоя. А чтобы доказать фарисеям, что закон о субботе вовсе не содержит безусловного воспрещения что-либо делать, Христос указал им на священников; священники в храме по субботам совершают священнодействия и, однако, невиновны в нарушении субботнего покоя? Если служители храма невиновны в том, то тем более невиновны служители Того, Кто больше храма . Говорю вам (сказал Христос), что здесь Тот Кто больше храма. И сказал им еще: Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть Господин и субботы . Фарисеи перестали понимать, что суббота дана была человеку для достижения высших нравственных целей. Они забыли, что человек выше субботы. Но в данном случае перед ними стоял Тот, Который, властен был и отменить ветхозаветную субботу. Который есть Господин и субботы. 29. Исцеление сухорукого. Мф. 12:9–14; Мк. 3:1–7; Лк. 6:6–11

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Размышляя о Страстях Господних, старец говорил: «Никто не может постигнуть умом боль, которую Господь претерпел на Кресте». Духовной дочери, увлекшейся мирскими попечениями, говорил: «Сестра, сейчас самое важное – это спасение. Направь все свои желания на эту цель». Духовной дочери, увлекшейся мирскими попечениями, говорил: «Сейчас самое важное – спасение. Направь все свои желания на эту цель» Духовным чадам говорил: «Самое важное – чувствовать Бога в сердце», – и многие ученики рядом со старцем чувствовали это. Как реальность, достоверность. Когда старец Иакинф был настоятелем и народ досаждал ему, он гневался и говорил: «Да накажет нас Бог за час до нашей смерти, да даст нам время на покаяние». Страдания последних лет жизни дали Богу больше места в сердце старца, и одному ученику, просившему его молитв, он говорил: «Молитва у меня осталась. Не забуду тебя». Однажды старец сказал: «У настоятеля должно быть столько терпения, чтобы он мог им победить всех в братстве». «Умеренность – это печать мудрости. Будем всегда иметь чувство меры. Не будем бросаться в крайности ни направо, ни налево. Будем искать наилучших средств для достижения самых благородных целей». «Оттого, что любим себя, мы согрешаем против ближнего, согрешаем против Бога, Который сказал: “научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11: 29). Ну почему вы спорите между собой, почему хотите лишить друг друга правоты? Человек тем человечней, чем больше живет для других». «Когда мы вновь обретаем себя и связь с Высшим Благом, только тогда значит, что мы просыпаемся. Достигаем искомой реальности. На самом же деле это подобно поиску нужной длины волны». Что может уберечь нас от стрессов мира сего? Христианская духовность «Что может уберечь нас от стрессов мира сего? Христианская духовность. Не все это понимают. В том водовороте жизни, в котором мы сейчас живем, я не особо вижу, чтобы люди находили лучшие способы спастись и спасти общество, которому мы служим. Спаситель говорит: “Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20: 28). Так что вот нам пример: делать как можно больше добра другим. Ибо Божественная справедливость всегда остается самовластной. Где-то сказано: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь” (Ис. 55: 8)».

http://pravoslavie.ru/132062.html

Свидетели Иеговы считают, что с окончанием проповеди апостолов закончилось правильное понимание слова Божьего, возрожденное свидетелями Иеговы. В умы адептов секты вкладывается, что «в начале второго века нашей эры чистые воды христианской истины стали мутнеть и загрязняться ложными учениями. Как и было предсказано в боговдохновенном пророчестве, после смерти апостолов Христа некоторые перестали слушать истину, и обратились к «мифам». Вскоре появились так называемые мужи апостольские, чьи сочинения повлияли на развитие христианской теологии» с. 27]. К мужам апостольским идеологи иеговистов причисляют Игнатия Антиохийского (Богоносца), Климента Римского , Папия Иерапольского и Поликарпа Смирнского с. 28], о которых делается вывод, что они «…не только не удержали растущую волну отступничества, но и породили новые заблуждения. Они подмешали к истине ложь» с. 29]. Таким образом, продолжая пропаганду лозунга основателя протестантизма Мартина Лютера «Sola Scriptura» («только Писание»), с учетом приведенных мнений, представители секты редко обращаются к патристической литературе и богословским воззрениям святых отцов. При этом, отрицая полезность святоотеческого наследия в контексте правильного понимания Священного Писания и считая Библию самодостаточной книгой, свидетели Иеговы противоречат сами себе, указывая в своих публикациях: «…факт остается фактом, пусть даже не все его признают: мы не можем самостоятельно понять Библию. Нам нужна помощь» с. 6]; «…без сомнения, чтобы понимать Писание, нам всем необходима помощь, а нужного нам библейского руководства мы не найдем нигде, кроме организации «верного и благоразумного раба» с. 11]. Приведенные высказывания подтверждаются и количеством еженедельно выпускаемой ими печатной продукции, которую в обязательном порядке должны изучать все представители этого религиозного направления. При рассмотрении соотношения православной святоотеческой традиции с учением свидетелей Иеговы невозможно обойти фундаментальный вопрос, касающийся Предания Церкви. Понимание свидетелями Иеговы Священного Предания приводится в диспуте протоиерея Олега Стеняева с представителем иеговистов, где последний говорит следующее: «Мы имеем представление о том, что есть предание. Христос говорил: «…зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» ( Мф. 15, 3 ); и еще: «…вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Мф. 15, 6–7 )» с. 4].

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/verouchi...

Творения свв. отцов. Тв. св. Исидора Пелусиота Господь, руководствуя нас к предусмотрительности, что с падением нашим ходим ( Сир. 13:16 ), и посреде сетей минуем (9:18), повелел внимати от кваса фарисейска ( Мф. 16:11 ) и от соблазнов, и увещаватися с соперником скоро, дóндеже мы на пути с ним, а под соперником боголепно разумел пожелание тела, противное духу, и путем назвал жизнь, которую род наш проходит нетвердо, совещанием же нашим с телом нарек сознание его восстания, которое должно быть усматриваемо нами скоро, чтобы иначе, подчинившись его велениям и сделав что-либо недостойное вышнего звания ( Флп. 3:14 ), не были мы преданы им Судии, когда приидет Он дела и слова наши собрать воедино и воздать комуждо по деяниям его ( Мф. 16:27 ). Толкование св. Афанасия Александрийского на 28-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея Творения свв. отцов. Тв. Афанасия Александрийского Иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем. Любодействует с женою в сердце, кто согласен на дело, но препятствуют ему в том или место, или время, или страх гражданских законов. В том же, что многие, не совершив злочестивого дела, наказаны как прелюбодеи, нетрудно удостовериться всякому примером Олоферна. Когда спешил он совершить ненавистное дело, тогда Иудифь, как закон правды, извлекши меч, отсекла ему голову, призвав на помощь и в защиту как законодателя и споспешника целомудрию Бога. Так и два старца, сказавши Сусанне: се в похотении твоем есмы ( Дан. 13:20 ), хотя не сделали сего, однако наказаны и подверглись смерти как прелюбодеи. Посему, если кто таков и ныне, то есть похотлив, невоздержан, вожделевает чужих жен, то любодействует он в мысли своей. А кто владеет страстями, блюдет себя чистым от нарушения долга и от осквернения, тот не прелюбодей, но властелин страстей; он Божиим страхом останавливает стремительность сластолюбия, как морской волне препятствует твердая и незыблемая скала. Толкование св. Исидора Пелусиота о том, как должно разуметь слова: аще око твое и рука твоя соблазняет тя (ст. 29–30)…

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Имеются в виду мирные жертвы. См. прим. к 1Цар.1:4 . 1Цар.2:18 .  Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод. Ефодом называлась одна из одежд ветхозаветного первосвященника, сотканная из разноцветной пряжи и золота ( Исх.28:1 ). Льняной ефод Самуила не был, конечно, первосвященническим ефодом, так как он не имел на него никакого права. Скорее всего, это была безрукавная полотняная верхняя одежда, напоминавшая своим покроем первосвященнический ефод и потому получившая наименование последнего. Она надевалась лицами, посвятившими себя служению Богу (ср. 1Цар.22:18 ), или по особому случаю религиозной важности ( 2Цар. 6:14 ). Нечто вроде тех белых полотняных стихарей, которые употребляются прислужниками при католическом богослужении. 1Цар.2:25 .  если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти. Грехи, совершенные главным образом против людей, могут быть покрыты милосердием Божиим, так как не свидетельствуют еще о состоянии безнадежного ожесточения человека против воли Божией и допускают возможность для него нравственного совершенствования. Грехи же, обнаруживающие в человеке состояние безнадежного ожесточения против воли Божией, требуют сурового возмездия, поучительного и для других (ср. Мф.12:31 ). «Ибо» – в смысле посему. «Решил» – в смысле попустил. Предать их смерти: см. 1Цар.4:10–11 . 1Цар.2:27 .  И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? «Человек Божий» – некто из провозвестников воли Божией (ср. 1Цар.9:6 ), имя которого осталось для нас неизвестным. «Дому отца твоего» – т.е. колену Левия, избранному Богом из числа всех других колен Израиля для особого служения Ему при скинии (см. 1Цар.2:28 ). «В Египте, в доме» (т.е. царстве) фараона. 1Цар.2:29 .  Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010