Таких примеров можно бы привести и еще не мало. Поэтому справедливо принятое у LXX наименование книг «Паралипоменон,» т. е. дополнений опущенного в книгах Царств и других исторических ветхозаветных книгах. Этими «дополнениями» писатель Паралипоменон выразил и свое полное доверие к книгам Царств. Кроме того, между книгами Царств и Паралипоменон много сходства в повествованиях о Сауле, Давиде, Соломоне и всех последующих иудейских царях. Эти сходные повествования являются «двумя свидетелями» историчности книг Царств.    Содержание книг Царств подтверждается также свидетельствами пророков, которые нередко описывают современные события вполне сходно с книгами Царств. Так, пророки Исайя и Иеремия описывают события из истории иудейского царства, начиная с царствования Ахаза, сходно с описанием их в 4 книге Царств (ср. Ис.7:1—5 ­­ 4Цар.16:5—9; Ис.36—39 глл. ­­ 4Цар.8:13—20:21; Иер.39:1—10 ­­ 4Цар.25:1—12; Иер.52 ­­ 4Цар.25:17—30). Пророки Иезекииль и Даниил упоминают о разрушении Иерусалима и переселении в плен иудеев при царях: Иоакиме, Иехонии и Седекии (Иез.1:1—2; 24:1—14; Дан.1:1—3). Пророки упоминают о нечестии многих иудейских и израильских царей согласно свидетельствам 3 и 4 книг Царств, например, о преступлениях Ахаава и Амврия (Мих.6:16), Иоакима, Иехонии и Седекии (Иер.22 гл.; Иез.19 гл.); пророк Амос упоминает о сирийских царях Азаиле и Венададе (Ам.1:4), описываемых в 4 Цар. 8 главе. О поступке Ииуя с домом Ахаава (3Цар.21; 4Цар.9:24) упоминает пророк Осия (1:4). О царях Асе и Ваасе и их войне (3Цар.15:15—22) упоминает пророк Иеремия (31:9). Иисус, сын Сирахов, упоминает о деятельности царей Соломона, Ровоама, Иеровоама, Езекии, Иосии и пророков: Исайи, Илии, Елисея и описывает их подвиги вполне согласно с книгами Царств (Сир.47:14—49:9). Он упоминает о многих чудесах и пророчествах, излагаемых в 3 и 4 книгах Царств. Таковы чудесные события, сопровождавшие деятельность пророков Илии (Сир.48:2—9), Елисея (48:12—15), Исайи (48:24—28).    В Новом Завете также существует очень много указаний на повествования обозреваемых книг и подтверждается достоверность последних. Так, говорится о Соломоне, его храме (Деян.7:47—49), его славе (Мф.6:29), о посещении его царицей Савской (Мф.12­­ 3Цар.9—10 глл.), о пророках Илии и Елисее (Лк.4:24—27; Иак.5:17—18; Рим.11:3—4 ­­ 3Цар.17—19; 4Цар.5:8—14), о смерти Давида (Деян.2:29; 13­­ 3Цар.2:10). Все, описываемые в книгах Царств иудейские цари, в таком же хронологическом порядке и преемственности поименовываются, с Давида до Иехонии, в родословной Иисуса Христа у евангелиста Матфея (1:6—11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Предуказываются в псалмах и последовавшие за крестной смертью события, а именно: сошествие Его во ад (15, 10; 29, 4; 67, 5; 87, 6, 16; 106, 16), воскресение (15, 8–10; 11, 6), вознесение на небо и седение одесную Бога, дабы покорить под ноги Себе врагов Своих (Пс 23, 7; 109, 1).   в) После времен Давида среди народа израильского сияло, подобно светильнику, слово пророческое (2 Пет 1, 19). Предсказания пророков ο Мессии, ο Христовых страстях и ο славах, яже по сих (1 Пет 1, 10–11), многочисленны и разнообразны. О лице Мессии пророки, подобно псалмопевцам, возвещали, что Он будет Бог и человек. Так, пр. Исаия усвояет Мессии наименование Еммануил (7, 14), что, по объяснению Евангелиста, значит с нами Бог (Мф 1, 23). Он же говорит ο Мессии: нарицается ими Его велика совета Ангел, ден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис 9, 6), Бог и Господь (40, 8, 10). Пр. Иеремия свидетельствует: сие имя Ему (Мессии), имже нарекут Его: Господь (Jehovah) праведен наш (Господь — оправдание наше; 23, 6; 33, 16; сн. Мал 3, 1; Вар 3, 36–38). Что Мессия будет и человеком, это предполагается предсказаниями пророков ο месте и способе рождения Мессии от Девы и ο различных обстоятельствах Его жизни. Особенно знаменательно наименование Его у пр. Даниила Сыном человеческим, какое так часто прилагал к Себе явившийся Мессия (Дан 7, 13–14). Служение Мессии пророки, согласно более ранним обетованиям и пророчествам, изображают трояким: пророческим, первосвященническим и царским, но в более подробных чертах. Явление Мессии, как пророка и пророка всемирного, яснее других предсказали великие пророки Исаия и Иеремия. Пр. Исаия свидетельствует от лица Мессии, что Его пришествие будет иметь целью благовестие: Дух Господень на Мне, Егоже ради (ο νεκεν — можно передать и так: ради чего, почему) помаза (т. е. Господь) Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния (в рус. Библии — день мщения Бога нашего), утешити вся плачущия (61, 1–2; сн. Лк 4, 13–22). Всемирное значение пророческого служения Мессии особенно выразительно раскрывается в пророчестве Исаии ο явлении и возвышении горы Господней (2, 2–4; сн. Мих 4, 1. 5). По предсказанию пр. Иеремии, Мессия-пророк возвестит людям именно новый закон, отличный от данного чрез Моисея, а не возобновит только древний, Моисеев: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю (заключу) дому Израилеву и дому Иудину завет нов, — не по завету, егоже завещах отцем их, в день, воньже емшу Ми за руку их, извести я от земли египетския; яко тии не пребыша в завете Моем и Аз небрегох их, глаголет Господь (31, 31–35; сн. 32, 37–40; Евр 8, 6–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Великая Твоя милость, Господи, слава Тебе! Вход с Евангелием. По Свете тихий и прокимне – паремии. Чтение Апостола и Евангелия... и далее – Литургия Василия Великого . Паремии: Быт. 1:1–13 . Чис. 24:2–9, 17–18 . Мих. 4:6–7, 5:2–4 . Ис. 11:1–10 . Иер. (Варух.) 3:36–38, 4:1–4. Дан. 2:31–36, 44–45 . Ис. 9:6–7 . Ис. 7:10–16, 8:1–4, 8–10 . Ап. Евр. 1:1–12 . Ев. Лк. 2:1–20 . Всенощное бдение начинается Великим повечерием с пением: С нами Бог (см. л. 64). По чтении В. славословия: Стихира на литии. Гл. 1. Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют: яко Бог во плоти явися, сущим во тьме и сени седящим, Рождейся от Девы, вертеп и ясли прияша Того; пастырие чудо проповедуют, волсви от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устами, Ангельски Тому принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир: прииде бо чаяние языков, пришед, спасе нас от работы вражия. – Ныне небо и земля пусть веселятся, согласно с пророчествами (ветхозаветными); Ангелы и люди духовно да торжествуют, потому что Бог явился во плоти для находящихся во тьме (заблуждений и пороков) и сидящих во мраке (грехов); – Его, родившегося от Девы, пещера и ясли приняли; пастухи возвещают об этом чуде; волхвы с востока приносят в Вифлеем дары; мы же, подобно Ангелам, принесем Ему хвалу недостойными устами: слава в вышних Богу и на земле мир, ибо пришел (в мир) Тот, Кого ожидали (все народы); пришедши, (Он) спас нас от рабства вражеского (диавола). Стихира на стиховне. Гл. 2. Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает и утроба не истлевает; Слово воплощается, и Отца не отлучается. Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу и на земли мир! Сегодня совершилось великое и славное чудо: Дева рождает и утроба (Её) не подвергается тлению; Слово (Сын Божий) воплощается, и от Отца не отлучается (не удаляется). Ангелы с пастырями прославляют; и мы с ними воскликнем: слава в вышних Богу и на земле мир! Тропарь. Гл. 4. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе! Рождение Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; 97 ибо чрез него служившие звездам, как Богу, от звезды научились покланяться Тебе, Солнцу правды и познавать Тебя, Восток с высоты. – Господи, слава Тебе! Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии. – Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, ради нас ныне по плоти родившегося от непознавшей мужа и Пречистой Девы Марии. Прокимен, гл. 4. Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Бог и не раскается. – Из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Клялся Господь и не раскается ( Пс. 109:3–4 ). Евангелие Мф. 1:18–25 . По чтении Евангелия. Гл. 2. Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он сеет всюду плевелы, чтобы заглушить ими Христову пшеницу, чтобы в благочестивых сердцах возбудить страсти греховные, а, наипаче, себе покорных побудить преследовать всё носящее имя Христово.    Борьба между Принесшим небесный мир на землю и миродержателями тьмы века сего духами злобы поднебесными, начавшаяся в Вифлееме, ведется без перерыва и с возрастающей силой. Она происходит во всем мире, в каждом месте. Она делит человечество, она разделяет людей, бывших друг другу близкими, она происходит внутри каждого человека, пока в нем окончательно не победит добро или зло.    Ныне больше чем когда либо ощущается то «разделение» (Лук. 12:51), о котором возвестил Прославляемый ныне ангельской песней — «Слава в вышних Богу и на земли мир; в человецех благоволение» (Лук. 2:14). «Меч», воврещенный на землю лежащим в яслех Младенцем (Матф. 10:34), разлучает и разделяет отца и сына, мать и дщерь, свекровь и невестку. Поистине точно исполняются слова «врази человеку домашние его» (Матф. 10:36), предреченные еще пророком Михеем, предсказавшим о рождении Христа в Вифлееме (Мих. 5:2, 7, 6).    Не находят мира люди и в себе самих, изнывая от внутренней борьбы не только между плотью и духом, но часто и в стремлениях своих ощущая раздвоение, и падают, не имея внутри себя опоры.    И кажется подчас, что и ныне более достойным местом для Христа Младенца явились бы ясли бессловесных, еще сохранившихся от всех уничтожающих «достижений» лукавого века сего, чем человеческое общество!    Но не ради упокоения Себя пришел на землю Сын Божий, а чтобы исцелить язву Адамову.    Поклонившись Христу, «возвратишася пастырие, славяще и хваляще Бога» (Лук. 2:20) и «возрадовашася радостию велиею зело» (Мф. 2:10) волхвы, нашедшие Его. Радость духа и веселие сердца наполнили пастырей и волхвов, к Христу пришедших. Только Он Единый есть мир наш (Еф. 1:4), лишь Он есть «путь и истина, и живот» (Иоан. 14:6). Как каждый отдельный человек, так и все человечество лишь в Свете Его узрят свет.    Отторгшись от суеты земной, приникнем мысленно к пещере Вифлеемской и душа наша ощутит неземную радость, а уста с ангелы возопиют: — «Слава схождению Твоему, Едине Человеколюбче».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Священники, называвшиеся Лев.3:5,13 сыновьями Аарона или Втор.17:9,18 kohenim hallevijim, были исключительно потомки Елеазара и Ифамара, и вначале отправляли священническую службу, вероятно попеременно в определенном порядке. Но так как, с течением времени, они сильно увеличились, то Давид привел в порядок их службу (meleketh godesch hakkod schim) разделив их на 24 класса (machlegoth, mischmaroth, φημεραι), 16 классов из потомков Елеазара, а 8 из потомков Ифамара, с начальником для каждого класса (sarej godesch, sarej haalaphim, или sarej hakkohanim, 2Пар.36:14 ; 1Ездр.10:5 . αρχιερες Мф.2:4 Ioseph Ant. XX, 7, 8 и др.); порядок классов был установлен по жребию, так как каждый класс совершал богослужение в течение недели от субботы до субботы ( 4Цар.11:9 ; 2Пар.23:4 ср. 1Пар.24 , где перечислены все 24 класса). 318 – При разделении царства, священники и левиты отпавших десяти колен перешли в иудейское царство, так как Иеровоам сам сделался первосвященником для служения своим тельцам ( 2Пар.11:12 ; 3Цар.12:31, 13:33 ), так что с тех пор левитские священники жили и отправляли должности только в царстве иудейском, т. е. только здесь совершали богослужение при храме, только здесь были судьями, и обучали народ закону ( 2Пар.17:7–9 ). Царь Иосафат установил в Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и родоначальников ( 2Пар.19:8 ), и вообще доколе царь и народ оставались верными закону Моисея, дотоле священническое сословие пользовалось большим уважением, и оказывало значительное и благотворное влияние на развитие феократии. Но с упадком царства священники погрузились в безнравственность, идолопоклонство и идолослужение и все пророки резко обличали их в этом падении ( Ос.6:9 ; Мих.3:11 ; Соф.3:4 ; Иер.5:31, 6:13 ; Иез.22:26 ; Мал.2 ). – После построения храма, служившие при храме священники жили в комнатах пристроек храма, а после плена отдельные священнические фамилии поселились в самом городе Иерусалиме ( Неем.11:10 gg.). Наконец служение левитов, состоявшее во время странствования в пустыне по определению Моисея только в переношении скинии, точнее было определено Давидом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   Однако восторженное чувство сразу находит для себя остановку. В глубокой древности над землей Израильской тяготел гнев Божий. Ее разоряли враги внутренние и внешние. Люди, чистые душой, страдали и недоумевали о таком страшном несчастии. К одному из таких чистых сердцем, именем Гедеон, явился однажды Ангел Господень и возвестил ему следующие слова: «Господь с тобою, сильный крепостью» (Суд. 6:12). Сознавая всю тяжесть горя, Гедеон усомнился и возразил: «если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]?» (Суд. 6:13). Такого рода мысли невольно проносятся в душе многих из нас. «Где, — спрашивают люди, — те благотворные плоды пришествия Господа на землю, о которых предсказывали пророки, благовествовали апостолы? Где тот мир на земле, который воспели небесные силы при рождении Бога Слова? (см. Лк. 2:14). Напротив, все, кажется, идет таким же путем нестроения и печали, как и прежде: или война, или страх войны, или слух про войну. Общественные и семейные разногласия, раздоры и размолвки, ссоры, соперничество, ревность, зависть — все те же враги нашего мирного земного благоденствия».    Что же сказать на это? Согласиться с таким воззрением — значит прекратить празднество, перестать возглашать: «С нами Бог!», переменить это возглашение на другое, отчаянное и страшное: «С нами нет Бога, потому что мы все в бедах и напастях; все во вражде; даже “враги человеку домашние его!”» (Мих. 7:6; Мф. 10:36).    Этот жгучий вопрос разрешил Сам Иисус Христос. Он на подобный вопрос поучительно отвечал: «не придет царствие Божие приметным образом» (Лк. 17:20). Нисшествие Господа на землю, как известно, совершилось тихо и незаметно. О том, что родился на земле Спаситель, жил, учил, страдал, умер, воскрес и вознесся на небо, об этом знали и ведали буквально несколько самых верных. Так же тихо и неприметно совершается нисшествие Господа Спасителя и в душу каждого из нас. Это нисшествие Господа в человеческую душу в 71-м псалме уподобляется маленькой капле, падающей с облачного неба на жаждущую землю: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капля каплющая на землю» (Пс. 71:6). Нечего, следовательно, удивляться тому, что многие не замечают в других этого Божественного нисшествия. Если действительно в окружающей нас среде нет следов благодатного присутствия Господа, если кто-либо, к несчастью, в себе самом не замечает благодатных явлений Господа, то эта вина заключается в нас самих. Чтобы усвоить себе благотворные плоды сошествия к нам Сына Божия, требуется, по объяснению апостола, «чтобы изобразился в нас Христос (Гал. 4:19). Если бы каждый из нас стремился жить во Христе, подражать Ему (см. Рим. 8:1; Еф. 5:1), то как высоко могло бы подняться наше человеческое достоинство! Если бы в нас отразились деятельным и живым образом черты христианского учения, то мы стали бы носителями Св. Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

14. О том, что Владыка воспринял на Себя совершенное человеческое естество Поэтому-то Господь называет Себя и человеком, и Сыном человеческим. Апостолам неоднократно говорил Он: Сын человеческий имать предатися в руце человечесте (Лк.9:44), и убиют Его, и в третий день воскреснет (Мк.9:31) - и намеревавшемуся идти вослед Его сказал: Лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главу подклонити (Лк.9:58). Иудеям же открыто изрек: Что ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Отца Моего? (Ин.8:40) И божественный апостол взывает: Един Бог, и един ходатай Бога и человеков (1Тим.2:5); и еще: Понеже человеком смерть, человеком воскресение мертвых (1Кор.15:21). По этой, конечно, причине Господь наименован и семенем Авраамовым, и сыном Давидовым. Поскольку Аврааму обетовал Бог всяческих в семени его благословить все народы и обетование это дал Исааку и Иакову, то божественный апостол в Послании к галатам справедливо сказал: Аврааму речени быша обеты, и семени его (Гал.3:16) - и, показывая, кого наименовал семенем, присовокупил: Не глаголет, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос (16); и в Послании к евреям сказал так: Не от ангел бо приемлет, но от Семене Авраамова приемлет: отнюду же должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу (Евр.2:16-17). А патриарх Иаков принятое от Бога всяческих благословение уделил и Иуде, сказав: Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет, Ему же отложено: и Той чаяние языков (Быт.49:10). И пророк Михей возобновляет пророчество, говоря: И ты Вифлееме земле иудова, ничижме меньши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет мне Старейшина, исходи же Его из начала от дней века (Мих.5:2; Мф.2:6). И божественный апостол также указал конец предречений и присовокупил: Яве бо яко от колена Иудова возсия Господь наш (Евр.7:14). Это же обетование от Бога всяческих принял царь и пророк Давид, ибо сказал ему Бог: До века уготовлю семя твое, и созижду в род и род престол Твой (Пс.88:5), и еще: И положу в век века семя его, и престол его яко дние неба (30), и через несколько слов: Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу: семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен (36-38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

4 . Догмат хранится, возвещается и изъясняется Церковию на основе Божественного Откровения, что обусловливает его целостность и неповрежденностъ. 5 . Учение, заключенное в догмате, раскрывается в Церкви постепенно в виде более точного и обстоятельного определения его неизменной истины в соответствии с потребностями времени. Это учение может иметь различное словесное выражение, всегда соответствующее неизменному содержанию догмата. 6 . Догмат обязателен к принятию и хранению верующими как истина веры, возвещаемая Церковию для спасения. 7 . Учение веры, выраженное в догмате, является основой человеческого делания на пути ко спасению. 8 . Догмат, как истина вышеестественная, усвояется чрез просвещающее действие Благодати в процессе духовной жизни. 9 . Выражая истину Откровения, являющуюся основанием духовной жизни, догмат бесконечен в усвоении, как бесконечен Божественный Разум и безгранично духовное совершенствование человека. Определение догмата ДОГМАТ есть богооткровенная, неизменная в содержании истина веры, постоянно хранимая, возвещаемая и изъясняемая Церковию, раскрываемая постепенно в словесном выражении соответственно условиям времени, обязательная для принятия и хранения верующими как основа спасительной деятельности, усвояемая чрез просвещающее действие Благодати в бесконечном процессе духовного совершенствования и богопознания. Б. Источники божественного откровения а) Священное Писание 1) Богодухновенность Священного Писания Богодухновенность Священного Писания есть следствие Богодухновенности самих священных писателей. Богодухновенность выразилась в том, что священные писатели воспринимали Божественное Откровение, усвояли его и передавали другим, будучи руководимы Духом Святым. Отсюда Священное Писание (записанное лично богодухновенными людьми или, непосредственно с их слов, другими лицами), как один из способов богодухновенной передачи Божественного Откровения, является не простым человеческим произведением, а Словом Божиим. Уже в Ветхом Завете ясно выражается мысль о действии Духа Божия в пророках и других провозвестниках Откровения ( Исх.4:12 ; 2Цар23:2 ; Ис.2:1 ; Иез.1:3; 4:1 и др.; Мих.1:1 и мн. др.). Это же подтверждается и в Новом Завете ( Мф.10:19–20; 22:43 ; Мк.12:36 ; Лк.21:15 ; Ин.14:16–18, 26 ; Деян.1:6; 3:18, 21; 4:25 ; 1Пет. 1:11 ; 2Пет. 1:21 ; 1Кор.2:12–13 ; 2Тим.3:16 ; Евр.3:7; 10:15 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Центральной богословской темой Книги является тема спасения Сиона и Иерусалима (см.: Мих 4-5). Богу не угоден Иерусалим, в к-ром господствуют угнетение и обман. Однако в книге изображен и Иерусалим будущего (Мих 1. 4-5), к-рый станет местом паломничества для мн. народов и в к-ром не будет насилия: народы «перекуют свои мечи на орала... и не будут больше учиться воевать». Описывается победа «дщери Сиона» над ее врагами - др. народами (Мих 4. 8-13; ср.: Мих 7. 8-10). С темой Сиона непосредственно связана тема Израиля - Божия народа. Бог наказывает его, но после этого милует и дает ему победу над врагами (см.: Мих 7. 14-20). В Книге прор. Михея говорится о рождении в Вифлееме буд. правителя Израиля (Мих 5. 2-4 (1-3)). Данное пророчество оказало сильное влияние на позднейшее иудейское и христ. богословие, т. к. его стали понимать как предсказание о месте рождения Мессии. Цитаты в Новом Завете В НЗ содержатся 3 цитаты из Книги прор. Михея. Так, в Евангелии от Матфея (Мф 2. 6) цитируется пророчество Мих 5. 2(1) в качестве доказательства того, что Мессия должен родиться в Вифлееме. При этом имя М. не упоминается: он назван просто «пророком» (προφτης: Мф 2. 5; См.: Ham. 2009. P. 42-44). Реминисценция этого же текста из Книги прор. Михея присутствует и в Евангелии от Иоанна (Ин 7. 42; см. Menken. 2009. P. 93). В Евангелиях от Матфея (Мф 10. 35-36) и от Луки (Лк 12. 53) используется текст Мих 7. 6 («...враги человеку - домашние его») в качестве предупреждения о разделении, которое Иисус Христос принес в мир. Исследователи полагают, что оба евангельских текста основываются на гипотетически реконструируемом источнике логий Q (о нем см. в ст. Евангелие ). Имя пророка также не упоминается (см.: Ham. 2009. P. 48-49; Sandt. 2009. P. 59-60). К. А. Битнер Книга пророка Михея в церковном Предании и экзегезе древней Церкви. Образ М. в церковном Предании Мн. авторы комментариев на Книгу прор. Михея IV-V вв., время пророческого служения М., согласно надписанию в Мих 1. 1, считали периодом царствования Иоафама, Ахаза и Езекии (напр., Cyr.

http://pravenc.ru/text/2563828.html

20 стр.) по отношению к навечерию Крещения о совершении царских часов, вечерни и литургии имеет одинаковое значение и по отношению к навечерию Рождества Христова (там же см. о сочевнике и о выражении Устава: «пост не бывает»). В навечерие, если оно случится в субботу или воскресенье, после отпуста вечерни, а если навечерие будет в прочие дни седмицы, то после отпуста литургии – поставляется свещник среди церкви; клирики же, ставши оба лика вместе, поют тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже», потом – «Слава и ныне» и кондак: «Дева днесь». «И входим в трапезу, и едим варение с елеем, рыбы же не едим; вино же пьем, благодаряще Бога». Если навечерие случится в субботу или неделю, тогда «входим в трапезу, и едим совершенно (т.е., утоляем голод); рыбы же не едим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом; испиваем же и вина в славу Божию; в неимущих странах пьем пиво». Царские часы. (1. Парем. Мих.5:2–4 ; Ап. Евр.1:1–12; 303 зач.; Ев. Мф.1:18–25; 2 зач.; 3. Парем. Вар. (сн. 28 сент.) 3:36–38; 4:1–4; Ап. Гал.3:23–29; 208 зач.; Ев. Лк.2:1–20; 5 зач.; 6. Парем. Ис.7:10–16; 8:1–4, 8–10 ; Ап. Евр.1:10–14; 2:1–3; 304 зач.; Ев. Мф.2:1–12; 3 зач.; 9. Парем. Ис.9:6–7 ; Ап. Евр.2:11–18; 306 зач.; Ев. Мф.2:13–23; 4 зач.). Вечерня. ( Парем. 1. Быт.1:1–13; 2 . Чис.24:2–3, 5–9, 17–18; 3 . Мих.4:6–7; 5:2–4; 4 . Ис.11:2–10; 5 . Вар.3: 36–38; 6 . Дан.2:35–36, 44–45; 7 . Исх.9:6–8; 8 . Исх.7:10–16; 8:1–4, 8–10 ). Литургия. ( Ап. Евр.1:1–12; 303 зач.; Ев. Лк.2:1–20; 5 зач.). На вечерне, совершаемой отдельно от литургии (в субботу или воскресенье): Ап. ( Гал.3:15–22; 207 зач.; Ев. Мф.13:31–36; 53 зач.). 239 25 . Е. Еже по плоти Ржтво Гда Бга и Спса нашег Хрта. В настоящий день празднуется рождество Господа нашего Иисуса Христа (в 5508 г. от сотворения мира) в Вифлееме 240 от Приснодевы Марии ( Мф.1:18–25; 2:1–12 ; Лк.2:1–20 ). Начало установления этого праздника принадлежит самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в церквах западных, нежели восточных; но это должно разуметь только о времени празднования праздника – 25 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010