· царствовать: И седьмой ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков ( Откр.11:15 ); · прославиться во святых Своих: Он придет прославиться, во святых Своих, и явится дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству ( 2Фес.1:10 ); · разрушить смерть: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть ( 1Кор.15:25–26 ). Второе пришествие Иисуса Христа должно быть ожидаемо как близкое: Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши; потому что пришествие Господне приближается ( Иак.5:8 ). Блаженны готовые ко второму пришествию Иисуса Христа: Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те ( Лк.12:37–38 ). Библейские тексты о суде страшном Суд страшный предсказан пророками: Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей ( Пс.95:13 ). Огненная река выходила и проходила пред Ним, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги ( Дан.7:10 ). Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела: идите, спуститесь, ибо точило полно, и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и дает глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей, и будет Иерусалим святынею, и не буду уже иноплеменники проходить чрез него ( Иоиль.3:13–17 ). Страшный суд возвещен Иисусом Христом: Тогда придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам Его ( Мф.16:27 ). Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе: так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий; не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин.5:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

34. «…Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.» (Евр. 13:14). Средневековый город в пустыне Трое путешественников ехали по автостраде. «Город! – удивленно воскликнул вдруг один из них и указал рукой вдаль. – И какой-то средневековый!» – « Тут не может быть никакого города, – ответил его друг, который вел машину. – Я эту местность знаю хорошо». – «И указателей никаких не было», – недоумевал третий. Путешественники решили подъехать к старинному городу поближе и свернули на новую дорогу. Чем дальше они по ней ехали, тем больше росло их недоумение. Перед ними вырастал настоящий средневековый город, и это в наше-то время. Неожиданно перед ними вырос шлагбаум. В самой обыкновенной будке сидел самый обыкновенный сторож. «Просто удивительно! – не переставали восклицать путешественники. – Откуда взялись эти старинные постройки?» – «Ничего здесь удивительного нет, – проворчал сторож, выглядывая из будки. – Кино здесь будут снимать, вот и смастерили всю эту бутафорию». 35. «…Посмотрите на полевые лилии…» (Мф. 6:28). Лилии Белая лилия. Прекрасно, если тебе откроется, что она означает. Тот, кто поймет это, поймет и все остальное. 36. «…Должно вам родиться свыше.» (Ин. 3:7). Родиться свыше Где этот человек, который сможет остановиться? Где этот человек, который сможет повернуть назад? Где этот человек, который сможет начать все сначала? На этом пути ему открыты все двери, – только бы он появился. Но он не останавливается, не поворачивает обратно, упрямо продолжает совершать прежние ошибки. Он открывает другие двери и уходит в другом направлении, откуда уже нет возврата. 37. «…Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода…» (Ин. 15:5). Единственное место Если ты живешь в какой-то стране – покинь ее, Если ты живешь в каком-то городе – уйди из него, Если ты живешь в каком-то доме – оставь его. Если ты думаешь, что понял этот совет, то подумай еще раз, и найди то единственное место, в котором ты должен жить. 38. «…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.» (1Кор. 13:10).

http://isihazm.ru/1/?id=137

7, 37–38). 3. А чтобы выразиться более ясно, ибо это подвигло меня, не замедлю описать хорошее и лучшее, тем более для тех, кто окрылён небесной и духовной любовью к Богу. 4. Ибо хорош честной брак, как Богом установленный, а лучше непорочное девство благодаря большей красоте, и одно другому не чуждо. 5. В самом деле, они обнаруживаются как плоды с деревьев, но сладкий плод отвращает секиру, в то время как секира, — говорит Спаситель наш, — при корне дерев лежит: 6. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают (Мф. 3, 10). 7. Ибо преступление жены по примеру первозданной Евы Павел порицает, однако возвещает спасение, которое произойдёт через деторождение. 8. Но не оставил без объяснения слово, а именно: если, — говорит, — пребудут в вере , и правде, и любви , и в святости , и целомудрии (ср. 2 Тим. 2, 15). 9. Итак, отсюда уже видно, что если пребудут; если же не пребудут, то дадут повод к обвинению в преступном уклонении. 19. Да станет отец охранителем храма Божия. 20. Стань священником Бога Всевышнего (Евр. 7, 1). 21. Отнюдь не попускай, чтобы к чистому храму приближался порок — не пренебрегай, потому что ты родитель, ведь ты имеешь залог Господина, и о нём не должен ты нерадеть. 22. Бойся сам себя, как бы тебе не задремать, чтобы не погубить тебе залог Небесного Царя. 23. Не будь беспечен, охраняя, чтобы, потеряв, не прийти тебе в беспокойство. 24. Даже если она будет страдать, пускай лучше она страдает из-за Христа. 25. И даже если кто не учит ребенка лучшему без притеснения, тот не гневом движим, но связал себя родительской любовью [к детям]. 26. Не пренебрегай, потому что имеешь, но бойся, охраняя, чтобы тебе иметь. 27. Не всякого человека вводи в дом твой, ибо многочисленны козни диавола. 28. Не всякому человеку показывай залог твой, ибо зависть повсюду. 29. Усердно препятствуй беседе с мужчинами, ибо из-за беседы, согласно книге Бытия, пал первозданный [человек] с Евой. 30. Даже если и полезна беседа, злобный насмехается [этому]. 31. Потому что он хитёр во зле, так как не сразу подносит яд, но, смешивая с мёдом, скрывает желчь.

http://bogoslov.ru/article/6193363

Бог благословил его супружество и вскоре он стал отцом дочери Марины, бывшей впоследствии в замужестве за одним из вологодских граждан. Однако, любовь к супруге и дочери не охладила в нем любви к Богу, и супружество, соединенное с заботами, как угодить жене, не было для него препятствием угождать Богу. Усердно посещая храм Божий, Феодосий старался всем сердцем погружаться в молитву, а, чтобы в это время ничем не развлекаться и ни с кем не говорить, он избирал для этого в храме уединенное место где-либо в углу или за столбом и стоял всегда поодаль от людей. Привязанный узами брака к жизни семейной, мирской, он, тем не менее, постоянно стремился душою к высшему духовному совершенству. Однажды, стоя таким образом в церкви и слушая чтение св. Евангелия, он был поражен словами Спасителя: иже любит отца или мать паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин. (Мф. 10:37–38) Аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе (16:24). Феодосий затрепетал от страха, и залился слезами. Он полагал, что повинуясь воле родителей и живя в супружестве и среди мира, можно достигнуть высоты нравственнаго совершенства, но вдруг слышит, что любовь к миру есть вражда на Бога ( Иак. 4:4 ), что даже врожденная привязанность к самым близким лицам, каковы родители и дети, не всегда совмещается с истинною любовию к Богу. Глубоко потрясли и запали в его душу слова Евангелия, тяжелая борьба началась в его сердце и кончилась тем, что он принял твердое намерение оставить мир и посвятить себя иноческой жизни, как только представится к тому удобный случай. Случай этот не замедлил представиться: родители его вскоре скончались и отдав им последний долг, он стал свободен. Правда, и теперь еще оставались узы, привязывающие его к миру, в лице малолетней дочери, нуждавшейся в его отеческом попечении 3 , но усильными своими просьбами он успел склонить родственников взять ее на свое попечение, что впрочем и не было для них обременительно, так как Феодосий, оставляя мир, оставлял и все, что имел в нем, и не брал с собою ничего из своего имения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воля к социальному превосходству, по словам Самого Иисуса Христа, несовместима с волей и поступками Самого Бога: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» ( Мк.9,35–37 ). Стремление к превосходству делает человека бездушным, нетерпимым и приводит к опасности ввести в соблазн «малых» в Церкви ( Мк.9,38–42 ). Об этой опасности мы много рассуждали в прошлой беседе. Сейчас напомню только, что под «малыми» в Евангелии имеются в виду не дети, но люди неприметные, простые, незначительные, непривилегированные в общине учеников Иисуса. «Соблазнить» же кого-то означает – своим поведением привести человека к такому духовному настрою, что он откажется от веры в Иисуса Христа и от следования за Иисусом. Натурально-эгоистическому устремлению человека к превосходству Иисус Христос противопоставляет заповедь быть «из всех последним и всем слугою» ( Мк.9,35 ). Такой отказ от естественных человеческих стремлений и инстинктивных потребностей к доминированию некоторым может показаться неприемлемым насилием над собственной природой. Ведь для этого требуется, по словам Иисуса Христа, как бы отсечь свою руку или ногу, вырвать свой глаз… ( Мк.9,43–47 ). Последовать такому требованию жертвенного самоочищения ( «осоления», по слову Господа) может быть болезненным, соединено со страданиями: «всякий огнем осолится» ( Мк.9,49 ). Но что стоят эти страдания по сравнению с теми, которые ожидают человека, если он, вопреки ясному указанию Иисуса, проморгает, потеряет свое будущее? Тогда его будет ожидать геенна и «огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает». Марк знал, что именно для Двенадцати, для особо призванных Иисусом в качестве Его самых близких, самых доверенных лиц, именно для них, особо избранных, должно быть весьма болезненно искать не почестей, а неприметности, стремиться не к высокому положению, а к самому последнему месту в «иерархии». Это и в самом деле трудно и может быть даже мучительно. Однако только так они могут осолиться: «всякий огнем осолится» ( Мк.9,49 ). Иными словами, только на этом пути смирения они могут достичь необходимой им чистоты и вкуса. И только так они смогут сохранять между собою мир. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10,1–12; Мф 19,3–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Восходит Он и на гору, в полное соответствие тому, что сказал в предупреждение: «и Я когда вознесет буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). А вознесен Он был от земли и тогда, когда восходил за нас на крест. Вознесен был опять и иначе, когда, как на гору, восшел в божественную честь и славу, ибо мы не бесчестим Его, подобно Иудеям, но поклоняемся Ему, как Богу и Спасителю. Ведь у тех Он считался кем-то низким и совершенно ничтожным, – не —420— содрагались они даже и называть Его Самарянином ( Ин.8:48 ), а несколько приличнее бесчестили Его, называя плотниковым сыном ( Мф.13:55 ). А у верующих в Него Он вызывает благоговение как чудотворец и Бог, как совершитель дивных дел. В самом деле, послушай, сколь благочестивая цель руководить последовавшими за Ним: «потому что, сказано, созерцали знамения над немощными, – именно потому считали должным горячо следовать за Ним, что от совершавшихся дел приходили к соответственному (делам) познанию Совершавшего и по божественному всемогуществу уразумевали Сына, природно им (всемогуществом) облеченного. Этим же путем Спаситель повелел приходить нам к вере в Него, в словах: ибо дела, кои Я творю, сами дела свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:36 ), – и опять: «если не творю дела Отца Моего, не веруйте, мне, – если же творю, и если мне не поверуете, делам Моим веруйте» ( Ин.10:37–38 ). Как «от величия красоты созданий Творец их созерцается» Бог ( Прем.13:5 ), так от божественных знамений, по точно такому же способу рассуждений, созерцается Совершитель знамений и вера последователей Его справедливо должна иметь к Нему благоговение. Но, думаю, в этих словах сокрыта и более тонкая и не простая мысль. Обратим внимание на то, что, по словам Евангелиста, последовавшие за Христом не только были любозрителями знамений (вообще), но (он указывает и на то), пред какими именно знамениями они справедливо благоговели, так как прибавляет: «кои (знамения) творил над немощными», дабы чрез это показать противоположность в мыслях между Иудеями и последовавшими —421— (за Ним).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мудрые теряют, невежды приобретают. 32. «…Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.» (Флп.3:13-14). Оставь малое, чтобы получить большее Оставив красивое, придешь к прекрасному, Оставив хорошее, придешь к превосходному, Оставив приятное, придешь к необходимому, Оставив удобное, придешь к полезному. 33. «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.» (Пс. 13:2). Напрасные раздумья Ничего не выходит, когда: Слепой обдумывает, что такое – горизонт, Глухой обдумывает, что такое – хорошая музыка, Немой обдумывает, что такое – ораторское искусство, Голодный обдумывает, что такое – царский стол. 34. «Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.» (Пс. 61:10). Суетные поиски Что сказать: Тому, кто ищет вечной молодости, Тому, кто ищет вечного здоровья, Тому, кто ищет вечного богатства, Тому, кто ищет вечного счастья? 35. «И погубил дни их в суете и лета их в смятении.» (Пс. 77:33). Неудержимое падение Может ли остановиться: Тот, кто падает в пропасть, Тот, кто начал копить деньги, Тот, кто начал проигрывать, Тот, кто любит этот суетный мир? 36. «…Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.» (Пс. 36:9). Успей прекратить Можешь ли прекратить стонать, если ударил молотком себе по пальцу? Можешь ли прекратить ссору, если уже разгневался? Можешь ли прекратить осуждать других, если уже привык? Можешь ли прекратить думать об этом мире, если уже умираешь? 37. «…Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Бодрствование Хорошо, когда не имеешь: В глазу ни одной соринки, В делах ничего корыстного, В словах ничего обидного, В сердце ни одной плохой мысли. 38. «…Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.» (Рим. 11:8).

http://isihazm.ru/1/?id=115

Мы с вами приходим в храм Божий, участвуем в Божественной литургии, и порой сами ощущаем себя так, что не знаем, на небе мы или на земле. Это не потому, что храм великолепно построен, или хор красиво поет — здесь само Небо спускается на землю и Сам Господь пребывает среди нас и, раскрывая наши сердца, дает нам почувствовать Свое Божественное и благодатное присутствие. Конечно, все благолепие храмов является свидетельством нашей любви к Богу, и когда за богослужением молитвенно поет хор, как сегодня — не как на концерте, а предстоя Богу — мы все пребываем в духе соборного служения и соборной молитвы. Мы знаем по собственному опыту, что хотя Господь слышит молитву каждого человека, келейная молитва у себя дома и соборная молитва в святом храме — совсем не одно и то же. Бог  везде слышит  нашу молитву, но когда мы молимся вместе, то наша молитва многократно усиливается осознанием того, что все мы являемся единым телом Христовым. Это чувство единства друг с другом и со Христом с особой силой приходит к нам тогда, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, ибо Сам Господь вселяется в нас и Его Тело становится частью нашего тела, а Его Кровь течет в наших жилах. Мы ощущаем, что Бог не где-то далеко на небесах, а рядом с нами и внутри нас. Выбор святого князя Владимира, прежде всего, был пророческим, ибо ему было открыто, что народ, который он получил от Бога, будет просвещён христианской верой и принесет плоды, которые ожидает от него Господь. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа, которые смутили многих из Его окружения: " Кто любит отца или матерь больше Меня, тот недостоин Меня. И кто любит сына или дочь больше меня, тот недостоин Меня. И кто не берет своего креста и не следует за Мной, тот недостоин Меня " (см. Мф. 10, 37-38). Что это означает? Неужели Господь призывает нас не любить своих родителей или детей? Нет, мы должны всем сердцем любить и родителей, и детей. Господь говорит лишь о том, что выше земной человеческой любви является любовь к Богу. Когда Господь испытывал веру Авраама, то Он не велел ему отказаться от богатства, отдать свой скот или своих рабов другим людям. Он сказал: " Пойди на гору и принеси Мне в жертву своего любимого сына " . И Авраам, не задумываясь, отправился в трехдневное путешествие, чтобы дойти до вершины горы, которая была указана ему как место жертвоприношения. Он был готов принести в жертву самое дорогое, что у него есть — свое дитя.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

общепринятым представлениям: нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, которые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, которые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества ( Мф. 5:3–6 ; Лк. 6:20 ). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоятельствах жизни этих людей, а Матфей – на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в которых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог ( Втор. 4:31 ; Неем. 9:17.31 ), чистые сердцем (ср. Пс. 50:12 ), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог ( Лев. 26:6 ; Иов. 25:2 ; Кол. 1:19.20 ; ср. Рим. 15:33 ; Рим. 16:20 ), а также гонимые, которых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды ( Мф. 5:7–10 ). И эти люди, в которых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога – те, «кто от истины» ( Ин. 18:37 ) и кто слышит голос Бога – ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. Лк. 2:38 ); 3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, которые проявляются в разных обстоятельствах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, которые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, которыми сопровождаются «заповеди блаженства». Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе ( 1Кор. 13:12 ; 1Ин. 3:2 ; Откр. 22:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Мы с вами приходим в храм Божий, участвуем в Божественной литургии, и порой сами ощущаем себя так, что не знаем, на небе мы или на земле. Это не потому, что храм великолепно построен, или хор красиво поет — здесь само Небо спускается на землю и Сам Господь пребывает среди нас и, раскрывая наши сердца, дает нам почувствовать Свое Божественное и благодатное присутствие. Конечно, все благолепие храмов является свидетельством нашей любви к Богу, и когда за богослужением молитвенно поет хор, как сегодня – не как на концерте, а предстоя Богу – мы все пребываем в духе соборного служения и соборной молитвы. Мы знаем по собственному опыту, что хотя Господь слышит молитву каждого человека, келейная молитва у себя дома и соборная молитва в святом храме – совсем не одно и то же. Бог везде слышит нашу молитву, но когда мы молимся вместе, то наша молитва многократно усиливается осознанием того, что все мы являемся единым телом Христовым. Это чувство единства друг с другом и со Христом с особой силой приходит к нам тогда, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, ибо Сам Господь вселяется в нас и Его Тело становится частью нашего тела, а Его Кровь течет в наших жилах. Мы ощущаем, что Бог не где-то далеко на небесах, а рядом с нами и внутри нас. Выбор святого князя Владимира, прежде всего, был пророческим, ибо ему было открыто, что народ, вверенный ему Богом, будет просвещён христианской верой и принесет плоды, которые ожидает от него Господь. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа, которые смутили многих из Его окружения: «Кто любит отца или матерь больше Меня, тот недостоин Меня. И кто любит сына или дочь больше меня, тот недостоин Меня. И кто не берет своего креста и не следует за Мной, тот недостоин Меня» (см. Мф. 10, 37-38). Что это означает? Неужели Господь призывает нас не любить своих родителей или детей? Нет, мы должны всем сердцем любить и родителей, и детей. Господь говорит лишь о том, что выше земной человеческой любви является любовь к Богу. Когда Господь испытывал веру Авраама, то Он не велел ему отказаться от богатства, отдать свой скот или своих рабов другим людям. Он сказал: «Пойди на гору и принеси Мне в жертву своего любимого сына». И Авраам, не задумываясь, отправился в трехдневное путешествие, чтобы дойти до вершины горы, которая была указана ему как место жертвоприношения. Он был готов принести в жертву самое дорогое, что у него есть – свое дитя.

http://pravoslavie.ru/82490.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010