Католические авторы стараются доказать, что исповедание Петра принадлежит лишь ему одному, он ответил Христу только от своего лица. Пётр не знал тайн сердца, чтобы исповедать общую веру. Между вопросом и ответом не было никакого совещания учеников и не было сделано никакого общего поручения Петру 29 . Но едва ли следует думать непременно об особенном откровении, бывшем одному только Петру в данный момент. В ст. 15 Христос не задавал Своим ученикам какой-нибудь загадки. Он спрашивал их об установившемся среди них мнении, отличном от мнений народных. Второй вопрос Христа по характеру совершенно тожествен с первым. Что говорят (λγουσιν) обо Мне люди? Вы же что говорите (λγετε) обо Мне? Употреблён один и тот же глагол. В той или другой форме ученики, очевидно, уже говорили то же самое о Христе. Их мнение представляется в вопросе Христа таким же уже существующим, как и различные мнения народные. Апостолы слышали нагорную проповедь Христа, были очевидцами того, как Христос позволял называть Себя сыном Давида ( Мф.9:7, 12:23, 15:22 ), наверное знали об откровении при крещении, помнили, что Христос велел ответить Иоанну Крестителю ( Мф.11:4–6 ) и что Сам говорил при этом случае народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ). Всё это могло убедить апостолов в божественном достоинстве их Учителя. Близ Кесарии Филипповой ап. Пётр лишь особенно полно выразил это убеждение лика апостольского 30 . Очевидно, ап. Пётр был в данном случае лишь «устами апостолов», как его называет Иоанн Златоуст 31 . Такой же взгляд высказывают: блаж. Иероним 32 , св. Амвросий Медиоланский 33 и блаж. Августин 34 . Исповедание Петрово может быть названо исповеданием апостольским. В лице «избранных» ( Лк.6:13 . Ин.13:18, 15:16:19 ) человечество исповедаю великую истину спасения людей воплощением Сына Бога живаго. В ответ на исповедание апостолов Христос сказал Петру: блажен ты, Симон сын Ионин, потому что (τι om) не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). В этих словах Христос характеризует исповеданную истину со стороны её происхождения. Эту истину открыли не плоть и кровь (σρξ κα αμα). «Плоть и кровь» – гебраизм. (в сирийск. новозав. тексте ) не употребляется в ветхом завете, но часто встречается в раввинской литературе и в Новом Завете. В Талмуде и Мидраше человек в противоположность вечному и высочайшему существу Божию всегда называется плотью и кровью 35 . В Новом Завете σρξ κα αμα также служит описательным выражением для обозначения плотского и смертного человека в его отличии от существ вечных и духовных (См. 1Кор.15:50 . Еф.6:16 . Гал.1:16 . Евр.2:14 ). След., великая религиозная тайна воплощения Сына Божия сознана апостолами по особому откровению. Здесь сказано то же, что в Мф.11:27 : никто не знает Сына, кроме Отца (см. и Лк.10:22 ) и 1Кор.12:3 : никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Объясн. Рассматривая это место святитель Златоуст вопрошает: «что сие значит? и отвечает сам: – что один грех мог повлечь смерть и осуждение; а благодать изгладила не только сей единый грех, но и другие грехи, за ним последовавшие». Христос заплатил гораздо больше, нежели мы были должны. Его уплата, в сравнении с долгом, то же, что безмерное море в сравнении с малой каплей, но, чтобы воспользоваться этим искуплением Христовым, необходимо веровать и креститься во имя Христово: Деян.16:30–33 ; соблюдать Его заповеди: Ин.14:21 ; и быть ветвью на лозе Христовой: Ин.15:5 , т.е. в Церкви Его: Еф.2:20–21:5:23 . Рим.5:18–19 . «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдой одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Объяснение. Эти стихи составляют вывод из сделанного апостолом сравнения между Адамом и Иисусом Христом, которое можно выразить так: Адам преступник; Христос праведник. Там осуждение, здесь оправдание. Там смерть, здесь жизнь. Там – непослушание Адама, здесь послушание Христа. Чрез Адама грешны многие, чрез Христа праведны многие, представившие тело в жертву живую... отвращающиеся зла: Рим.12:1–9:11 , и подвигом добрым подвизающиеся: Еф.2:10 ; Мф.25:34–35 . 2Кор.5:21 .«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом». Объяснение. Бог устроил так, что Христос пред судом и мнением человеческим явился грешником, заслуживающим казни: Лк.22:22–23 , а на самом деле Он был искупительной жертвой за грехи человечества: 1Пет.2:24 ; 1Ин.3:5 . Этой искупительной жертвой воспользуются те, кто служит Господу: Ин.12:18 , и слушает Его посланников: Лк.10:16 . Еф.1:7:11 . «В Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его... в Нём мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей». Объяснение. Приступающий к Господу в таинстве Крещения: Ин.3:5 , и Причащения: Ин.6:53–54 , или Покаяния: Деян.2:38 , и исполняющий все условия, как следует, становится искуплённым: 1Пет.2:23–24 ; но вводящие пагубные ереси тем сами отвергаются искупившего их Господа: 2Пет.2:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Внутренняя жизнь Божия выражается во взаимной любви между Лицами Святые Троицы. В Священном Писании мы находим указание на существование этого внутреннего жизненного общения, этой взаимной любви между Лицами Святые Троицы. Прежде всего, в Св. Писании довольно ясно раскрывается учение о том, что отношение Бога Отца к Сыну есть отношение любви. Так, здесь говорится, что Бог Отец, имея жизнь в Самом Себе, дал и Сыну Своему иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5:26 ). По связи речи видно, что основание для этого заключается в любви Бога Отца к Сыну. Именно Сын, получивший от Отца жизнь и имеющий ее в Себе, может оживлять и воскрешать мертвых так же, как и Отец (ст. 21, 25, 28), может судить (ст 22, 29, 30) и вообще творить все то, что творит Отец и что Он показывает Сыну (ст. 19, 20). Почему же Бог Отец все это, то есть, и самосущую жизнь, и власть судить, и власть сообщать жизнь, и вообще делать все, свойственное Богу, дал Сыну? Потому, отвечает евангелист Иоанн, что Отец любит Сына: ибо Отец любить Сына, и показывает Ему все, что творит Сам (ст. 20), – показывает с тою целью, чтобы и Сын творил то же, так как Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сыт творит так же (ст. 19). Таким образом, с одной стороны, внутренняя жизнедеятельность Отца, выражающаяся в рождении Им Сына, а с другой, внутренняя божественная самосущая жизнь Сына и внешняя творческая деятельность Его источником своим имеют любовь Бога Отца к Сыну. – Рассмотренное нами место показывает, что любовь Бога Отца и рождает Сына, и имеет Его своим предметом по рождении 15 . Но в Священном Писании есть много изречений, где указывается один только второй из этих актов. Так, при крещении воплотившийся Сын Божий назван от Отца возлюбленным Сыном ( Мф. 3:17 ; Марк 1:11 ; Лук. 3:22 ); тот же голос Отчий свидетельствовал об Иисусе Христе и при преображении, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 17:5 ; 1Петр. 1:17 ). Слова: в Котором Мое благоволение, в прибавлении к слову возлюбленный, указывают на особенное совершенство и полноту любви Отца к Сыну, это любовь абсолютная, совершенная. Но еще раньше, еще в Ветхом Завете, Бог Отец называет Сына Своего возлюбленным чрез пророка Исаию: Ce отрок Мой, Которого я избрал, возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя (Иса.42:1; сн. Мф. 12:18 ). В беседе с учениками Иисус Христос неоднократно повторял, что Отец Его любит (15, 9, 10). В первосвященнической молитве Иисус Христос три раза повторяет, что Отец возлюбил Его ( Ин. 17:23, 24, 26 ), – возлюбил прежде основания мира, то есть от вечности (ст. 24). И Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Отец любит Сына, и все дал в руку Его ( Ин. 3:35 ). Это мы указали на любовь Бога Отца к Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Как царь земной не отказывает в просьбе матери своей: 3Цар.2:20 , так тем более не откажет Царь Небесный. Приснодевство Пресвятой Богородицы Мк.6:3 . «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли между нами Его сёстры? И соблазнялись о Нём». Объяснение. Что здесь перечислены не родные братья Христу, видно из пророчества Исаии: «Се Дева»: Мф.1:23 ; и из слова самой Богородицы: Лк.1:34–35 ; если бы у Иисуса Христа были родные братья, то не было бы нужды поручать Приснодеву Иоанну Богослову: Ин.19:26–27 . Ис. 7: 14 . «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Объясн. Се, Дева... по-еврейски Алма – молодая женщина, говорят непочтительные к Пресвят. и Пречистой Божией Матери, но того не знают они, что именем «Алма» называется непорочная девица, а не женщина. Так, Ревекка только в то время называется «Алма», когда она пребывала ещё девицей: Быт.24:43 ; Исх.2:8 . Основные места Священного Писания в учении о почитании Пресвятой Богородицы, которые необходимо заучить наизусть Мф.1:23 . Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 ). Гал.4:4 . Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону. Лк.1 : 43 . И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Лк.1:47–48 . И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Лк.11:27 . Когда же Он (Иисус Христос) говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Пс.44:10:18 . Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2 отец мой, отец мой. Эти слова служили почтительным обращением к священникам, вероучителям и религиозным наставникам ( Быт. 45,8 ; Суд. 17,10 ; Мф. 23,9 ); вскоре подобным образом будут обращаться и к Елисею (6,21; 13,14). Пророк Малахия объявил позднее, что Илия вновь явится на землю перед наступлением «дня Господня» ( Мал. 4,5.6 ), чтобы приготовить людей к пришествию Господа (см. ком. к 1,8). 2 И поднял милоть Илии. Илия набросил свою милоть на Елисея в знак того что тот будет его преемником ( 3Цар. 19,19 ). Пророчество это теперь исполнилось. 2 она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. Господь указал на Иисуса Навина как на избранного преемника Моисея ( Чис. 27,18–23 ; Втор. 31,1–8; 34,9 ; Нав. 1,1–9 ), посуху проведя его во главе народа Израиля через реку Иордан в землю обетованную, так же как ранее Он провел Моисея и народ Израиля через Чермное море (Исх., гл. 14; 15; Нав., гл. 3). Теперь Господь подтверждает, что Елисей наследует служение Илии, чудесным образом переводя его через Иордан, как незадолго до этого Он перевел Илию и сопутствующего ему Елисея (ст. 8). 2 И увидели его сыны пророков... И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли. См. ком. к 3Цар. 20,35 . Этот эпизод знаменует собой начало служения Елисея как избранного Господом преемника Илии. 2 жители того города. Очевидно, речь идет о Иерихоне (ст. 18). От имени всех его жителей к Елисею обратились старейшины города. 2 новую чашу. Т.е. сосуд, которым еще не пользовались в быту и, следовательно, чистый. положите туда соли. Соль являлась средством, предотвращающим гниение, а также символизировала верность Господа Своим обетованиям ( Лев. 2,13 ; Чис. 18,19 ; 2Пар. 13,5 ; Иез. 43,24 ). Кроме того, соль символизировала премудрость, скрытую в притче или ином иносказании ( Мк. 9,49.50 ), т.е. утаенную от «глупцов», и открытую тем, кто «имеет уши, чтобы слышать» ( Мф. 5,13 ). 2 Вефиль. См. ком. к З Цар. 12,29. он шел дорогою. То же древнееврейское выражение употреблено в рассказе о вознесении Илии (ст. 11). Это обстоятельство дает основание полагать, что насмешки этих людей касались пророческого служения Елисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Во всем этом повествовании евангелист Марк ни разу не называет Иуду по имени, предоставляя самим читателям сообразить, о ком идет речь. Иуда выступает только в 43-м стихе. «И пили из нее все» (стих 23). Евангелист Марк упоминает об этом, вероятно, с той целью, чтобы показать, что и Иуда не был лишен вкушения Крови Господней ( «все» пили). Мк.14:27 .  И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы». Мк.14:28 .  По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Мк.14:29 .  Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. Мк.14:30 .  И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Мк.14:31 .  Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. (См. Мф.26:31–35 ). «Предварю вас в Галилее». По общепринятому взгляду, здесь понимается Северная Галилея, где Господь так долго проповедовал Евангелие (ср. Мф.26:32 ). Есть, однако, у некоторых новейших толкователей воззрение, по которому здесь подразумевается небольшой округ (по-еврейски – «галила») селений около Иерусалима. О существовании такого округа говорится и в Ветхом Завете ( Нав.18:17 ; Иез.47:8 ). В этот округ входила и Елеонская гора, и Вифания, где в последнее время перед страданиями Христос почти постоянно пребывал ночами со Своими учениками ( Лк.21:37 ). Туда и направлял взоры Своих учеников Христос. Там Он и являлся им по воскресении. Но такое воззрение противоречит сообщениям евангелиста Иоанна о явлении Христа в Северной Галилее при море Тивериадском. «Дважды пропоет петух». В первый раз петух поет около полуночи, во второй – перед наступлением утра. Петр отречется от Христа прежде, чем наступит утро нового дня – значит, в тот же самый день, в который он так уверял Христа в своей любви к Нему. При этом отречение будет произнесено трижды – с особенной силой... Мк.14:32 .  Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Искушая Сына Божия, они (саддукеи) спрашивали Его: Мф.22:24–28 . «Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее». Евфимий Зигабен предлагает нам следующее таинственное истолкование данного отрывка: «Примет ли кто-либо семь тысяч лет настоящего мира, или семь веков, в продолжение которых жила человеческая природа, не погрешит относительно цели. Ни одного из них женой она (система восприятия времени. – О.С.) не будет после воскресения, так как тогда все они (временные деления. – О.С.) окончатся и ее (человеческую жизнь. – О.С.) возьмет другой век – восьмой, который не будет иметь конца» 302 . Под «мужьями» Зигабен понимает и годы нашей жизни, и как бы говорит: неважно, сколько ты прожил; спасение, являясь делом всей нашей жизни, совершается все же однажды; может быть, в молодости или старости ты хорошо подвизался, а потом сник. Можно под «мужьями» понимать и различные добродетели, трудности и духовную брань, но и тогда спасение зависит и не от сего, «и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» ( Ин.4:18 ). То есть нельзя жить прошлыми духовными добродетелями и озарениями – это всё в прошлом. Важнее, с чем ты предстанешь на Небесах. Сказано: «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими» ( Мк.13:35–36 ). Вне аллегорического истолкования, если женитьба сама по себе препятствует полноценно служить Богу (о чем пишет апостол Павел в 1Кор.7:32–33 303 ), то тем более препятствует спасению многоженство, о чем свидетельствует жизнь Ламеха ( Быт.4:23 ) и царя Соломона. Сказано: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» ( 3Цар.11:4 ). Если для мужчин это проблема, то тем более пассивное женское многомужество наносит вред душе и телу. Хотя Закон Божий и разрешал для иудеев многоженство ( Втор.21:15 ), но Христос отрицательно относился к этому разрешению. Сказано: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Мф.19:8 ). То, что относилось к разводам, относилось и к многоженству, ибо если бы Моисей запретил развод или многоженство, то жестокосердые иудеи убивали бы своих жен, чтобы заменить их места другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Лк.5:16 .  Но Он уходил в пустынные места и молился. О непослушании прокаженного евангелист Лука умолчал (ср. Мк.1:45 ). «Тем более», т.е. в еще большей степени, чем прежде ( μλλον). Запрещение говорить только еще более побуждало людей распространять слух о Чудотворце. Лк.5:17 .  В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, – Лк.5:18 .  вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; Лк.5:19 .  и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. Лк.5:20 .  И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Лк.5:21 .  Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Лк.5:22 .  Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Лк.5:23 .  Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Лк.5:24 .  Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Лк.5:25 .  И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. Лк.5:26 .  И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне. (См. Мф.9:2–8 ; Мк.2:3–12 ). Евангелист Лука к повествованию двух первых евангелистов делает некоторые прибавления. «В один день», т.е. в один из тех дней, именно во время предпринятого Господом путешествия (см. Лк.4:43 и сл.). «Законоучители» (см. Мф.22:35 ). «Из всех мест» – выражение гиперболическое. Мотивы прибытия книжников и фарисеев могли быть весьма разнообразны, но, конечно, среди них преобладало недружелюбное отношение ко Христу. «Сила Господня», т.е. сила Бога. Евангелист Лука там, где называет Господом Христа, пишет слово κριος с артиклем ( κριος), а здесь поставлено κυρου – без артикля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Св. Василий Великий Если Бог есть праведный Судия, не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой - червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной - геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, а другой - тьмы кромешной, где один доведен до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в притчах во глубине преисподней (Притч. 9, 18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во глубине преисподней, терпят легчайшее мучение Св. Иоанн Златоуст Не за все грехи одинаково наказывает Бог; но есть многие и различные наказания, смотря по времени, по лицам, по достоинству, по разуму и по многим другим обстоятельствам. Тяжесть греха увеличивается от того, совершен ли он сознательно, или бессознательно; и от места, на что Сам Христос указывает: между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35); и от качества самих преступлений, и от лиц. Подобным образом, если кто превосходит своею беспечностью самых плохих людей, что Бог порицает у Иезекииля в следующих словах: даже не поступаете и по постановлениям язычников (5, 7); когда кто-либо не исправляется даже примерами других; когда кто не пользуется особенным промышлением: если бы в Тире и Сидоне явлены бъии силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам (Мф. 11, 21, 22). Видишь ли совершенную точность, и то, что не все за одни и те же грехи получают равное наказание? И мы, если не воспользуемся долготерпением Божиим, подвергнемся большему наказанию. Это подтверждает ап. Павел: по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев (Рим. 2, 5) Примечания 1 беседа на Евр. СПб., 1861, с. 21-25. 9 беседа на 1 Кор., ч. 1. СПб., 1860, с. 149-163. Творения, т. V. М., 1872. Краткие правила, 267 вопр., с. 346-347/

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1357...

Усматривая Церковь как богочеловеческий организм, во главе которого – Христос, отец Серафим имел способность не застревать на ошибках и грехах ее членов с присущими им человеческими слабостями, а видеть выше и дальше этого. Следуя словам Писания: Не надейтеся на князи,, на сыны человеческия ( Пс.145:3 ), он полагал всю свою надежду во Христе, принимающем грешных людей, соделывающем их членами Своего Тела и предлагающем им спасение от греха. Отец Михаил Помазанский пишет в своей книге «Православное догматическое богословие»: «Святость Церкви не затемняется вторжением мира в Церковь или греховностью людей. Все греховное и мирское, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым ей и предназначено к отсеванию и уничтожению, подобно сорным травам в посеве. Мнение, будто Церковь состоит из одних праведников и святых, людей безгрешных, не согласуется с прямым учением Христа и Его апостолов. Спаситель сравнивает Церковь Свою с полем, на котором пшеница растет вместе с плевелами, с неводом, извлекающим из воды и добрую рыбу, и негодную. В Церкви есть и добрые рабы, и худые (см.: Мф.18:23–35 ), девы мудрые и юродивые (см.: Мф.25:1–13 )». 1640 В 1972 году отец Серафим получил письмо от новообращенного американца, испытывавшего гнев при виде церковных руководителей, которые действуют как мелкие функционеры. Отвечая на это письмо, отец Серафим говорит о своей вере в организм Церкви – вере, не позволявшей ему очень уж огорчаться при виде того, как сами христиане относятся к Церкви, словно к политической организации: «В целом наших епископов не отличает отсутствие организаторских качеств. Дело, скорее, в другом. Они столь всерьез озабочены “организационной стороной” жизни Церкви, что иногда “угашают дух” некоторых членов ее живого Тела. Те из нас, кто на это способен, должны стараться поддерживать жизнь духа, – именно так, как Вы пишете: “отвратиться от веры в организацию и оставаться верными организму. Так мы не только можем послужить Церкви, но и станем фактически лучшими помощниками епископов, истинно трудясь вместе с ними на благо церковного “организма”, который есть Тело Христово. Если же порой нам приходится терпеть друг от друга непонимание и обиды (а уж тут-то мы все грешим, не только епископы), Церковь дает нам духовные средства, помогающие простить и преодолеть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010