а. Пораженные духовной слепотой не наслаждаются животворными лучами благодати, “ не принимают того, что от Духа Божия, … и не может разуметь ” (1Кор. 2:14 ), не веруют в “ свет истинный ” (Иоан. 1:9 ), и потому во тьме ходят (Иоан. 12:35 ). b. Не освещаемые светом Евангелия , они могут знать до подробностей все, что есть на небе и на земле, на высотах гор и в глубине морей: но что значат все их обширные познания? Без мысли о Творце нельзя понять начало и конец сотворенного. с. Не озаряемые Тем, в свете Которого можно узреть свет непреложной истины, они много пишут и говорят о различных предметах: но доставляют ли они тем отраду себе и другим? Что для них закон и совесть? — Слова без значения. Что для них человек с беспрестанной в нем борьбой закона плоти с законом ума (Рим. 7:23 )? — Загадка неразрешимая. Какое истинное назначение человека и что ожидает его после смерти? — До этого нет им и нужды. Жизнь для жизни — вот их любимое положение (Премуд. 2:6–10 )! “ Называя себя мудрыми, обезумели ” (Рим. 1:22). в ) Слепота телесная происходит, большей частью, от причин , не зависящих от нас; но слепота духовная совершенно зависит от нашего произвола. Никто не рождается без духовных очей: ума и совести, и ни для кого не закрыт источник духовного просвещения (Иоан. 1:9; Иоил. 2:28 ). Ум и совесть мы повреждаем и как бы теряем сами: а. когда самовольно уклоняемся от света истины Божией во мрак плотского мудрования и, таким образом, “ отчуждены от жизни Божией ” (Ефес. 4:18 ); b. когда нами овладевает какая-либо страсть , под влиянием которой мы, имея очи, ничего не видим и ничего не понимаем (Ис. 6:10 ); с. когда вообще ведем порочную жизнь , которая делает для нас нестерпимым духовный свет (Иоан. 3:20 ). 2. Слепота духовная несравненно пагубнее слепоты телесной. а) Слепота телесная заменяется отчасти остротой других чувств ; но слепота духовная не только не заменяется, но и распространяется на прочие способности (Мф. 6:22–23 ). б) Слепой по телу сознает свое несчастье , — но кто убедит незрячий ум в духовной слепоте?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

17 Если пройдешь мимо страждущего брата твоего, то никакая молитва не поможет тебе. 18 Ложь может создавать иллюзию освобождения от лжи, но все равно это будет ложь. 19 Скорби – это ограждающие барьеры на твоем жизненном пути, установленные милосердием Бога. 20 Там где «я» – там неправда, а там, где «не я», – там правда, «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). 21 Добро – это и есть единственная форма Жизни. 22 Почему люди не спасаются, хотя много молятся и постятся? Потому что жизнь ближних превращают в ад. 23 Упрекать людей за их недостатки – все равно, что упрекать зеркало. 24 Отсутствие добра не скроешь добрыми словами и смиренным выражением лица. 25 Последний предел любви к самому себе – ненависть к другим. 26 Удержи минутный гнев, и без хлопот проживешь сто лет. 27 Только настоящее счастье не имеет ни конца, ни предела. 28 Один верный человек лучше тысячи предателей, и одна добрая мысль лучше тысячи пустых мыслей. 29 Светильник для тела есть чистый ум, то есть твое чистое умное око, «итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6: 22). 30 Совершив зло, человеку приятно утвердиться в мысли, что кто-то другой был этому причиной. 31 Как только мы цепляемся за этот мир как за опору, он становится бездной. 32 Даже малое прегрешение уводит сердце далеко и надолго от Христа. 33 Я один виновен во всем дурном в мире, потому что во мне все грехи. 34 Стоит лишь появиться малейшей привязанности, – и ты разлучен со Христом. 35 Держись одного Христа – и Он сделает все, что нужно для твоего Спасения. 36 Одному человеку хватает нескольких деревьев, а другому – нужен весь лес. Одному человеку для его спасения хватает несколько слов, а другому безполезны целые библиотеки. 37 Часто обстоятельства бывают для нас – как смирительная рубашка для безумного. 38 Царство Божие – это Царство Истины, в котором любят «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3: 18). 39 Хотя небо и высоко, но до него в любое мгновение можно достать рукой. 40 В том сердце, в котором все, зараженное грехом, – помыслы, желания и страсти отсечены и отделены непрестанной молитвой, соединяются Небо и земля.

http://isihazm.ru/1/?id=185

17 . Мяса не ешь никогда. 18 . В среду и пяток никогда не нарушай поста, разве по причине тяжкой болезни. 19 . Не ропщи на труды рук своих. 20 . Не укоряй никого погрешностями его. 21 . Если нужно тебе посетить какого-нибудь брата, то недолго будь в келлии у него. 22 . В церкви никогда не разговаривай. Опасайся сего. 23 . В собраниях, которые бывают в монастыре для рассуждения о чем-нибудь, не садись. 24 . Не клянись никогда даже и в истине, тем более в чем-нибудь сомнительном. 25 . В ту церковь , в которую собирается много народа, не ходи. 26 . Умершего не погребай в церкви. 27 . На пиршества и на обеды, за которые должно давать деньги, не ходи. 28 . Ежедневно учись жить так, как живут монахи, старшие тебя. 29 . Не приступай ни к какому делу, не испросив позволения на то от начальника монастыря. 30 . Если идешь за водой или находишься в путешествии, то непрестанно читай и размышляй. 31 . Раздавая милостыню, удаляйся тщеславия. 32 . Если случится тебе быть в таком месте, где предложен обед в виде милостыни, то ешь и благодари Бога. 33 . Днем и ночью сокрушайся о грехах своих. 34 . Ни днем ни ночью не снимай с себя клобука своего, рясы и вообще всей одежды своей. 35 . Возжигай светильник свой елеем очей своих, то есть елеем слезным. 36 . Если ты совершил дела благочестия, то не хвались ими. 37 . Не отвергай человека, желающего приобрести познание об Иисусе Христе. 38 . Мысли свои не всякому открывай, но только тем, которые могут спасти душу твою. 39 . Отправившись на жатву, не медли там, но спеши возвратиться в монастырь. 40 . Не одевайся в такую одежду, которой можно тщеславиться. 41 . Не говори очень громко, но возвышай голос свой только в определенное время молитвы. 42 . Прежде, нежели пойдешь в церковь , молись в келлии своей. 43 . Душу свою умерщвляй ежедневно. 44 . Не укоряй никого слабостями его. 45 . Не хвались ничем и не смейся никогда. 46 . Печалься всегда о грехах своих так, как бы всегда был у тебя мертвец в доме. 47 . Сколько можно старайся, чтобы прославлялся Отец твой, Иже на небесех ( Мф. 5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

23 Спеши обличить себя прежде, чем тебя не обличили другие. 24 Обличи самого себя, и тебе не нужно будет обличать других. 25 Не спеши жить, чтобы не спешить умереть. 26 Если ты думаешь, что вокруг тебя живые люди, не верь своим глазам; живых очень мало, остальные – просто мертвые, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете » (Рим. 8: 13). 27 Не привыкай жить, и не живи, чтобы привыкнуть. 28 Если в сердце есть тревога, значит ты не знаешь Бога. 29 Не дай заботам нынешнего дня погубить заботу о стяжании вечности. 30 Бог – Волшебный Стрелок. Стреляет один раз. Точность изумительна. Цель – Спасение души. 31 Пока не отдашь все, что имеешь, и всего себя людям, – не найдешь Счастья. 32 Если бросишь против ветра горсть пыли, она вернется к тебе пыльной бурей. 33 У каждого человека есть сердце, но уметь жить поближе к своему сердцу – это особое искусство. 34 Если не согласишься каждый раз признавать, что ты – ничто, ниче го не добьешься в жизни, но стоит только смириться – «и печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). 35 Духовная жизнь – это битва с умом за внимание. 36 Отчаяние – это тоже разновидность рассеяния ума. 37 Человек тупеет от тупиков жизни, в которые он загоняет сам себя. 38 Если ты не чувствуешь, как в твой ум пытается войти чужой ум, значит ты не знаешь, что такое искушение. 39 Чем меньше знаешь, тем ближе к Истине живешь. 40 Искушение подобно морской волне, и если ты имеешь смелость войти в него, оно проходит мимо тебя, ибо оно боится смелых. 41 Не выторговывай у Бога утешение, и Он утешит тебя. 42 Если перестанешь обращать внимание на самого себя, твое внимание обратится к Богу. 43 Если день пасмурный, свети сам тем добром, какое имеешь, – и вокруг тебя станет светлее. 44 Победить тьму может только Христос, Который и есть Правда. А все, что не Христос, победить тьму не может, поэтому мы и молимся Христу, чтобы он помог нам утвердиться в этой Истине, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее » (Мф. 18: 11).

http://isihazm.ru/?id=202

2. Сами мы заплатить этих долгов не можем; потому прибегаем к за­слугам Христовым и милосердию Божию, и чтобы Бог оставил нам их туне и про­сим Его о семь: остави нам долги наша. 3. Когда просим: остави нам долги наша, то этим выражаем, что мы не только за себя, но и друг за друга должны молиться, и друг другу просить отпущения грехов. 4. Словами: остави нам долги наша ясно пока­зывается, что и самые святые, в земной жиз­ни своей согрешают и потому должны про­сить себе отпущения грехов, как написано: за то, т. е. за оставление грехов, помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребио ( Пс. 31:6 ). Ибо молитва сия есть молитва святых: ибо кто истинно и от сердца называет Бога Отцем, тому надобно быть святым и чадом Божиим и Духа Божия иметь в себе живущаго, о Немже вернии во­пиют: Авва Отче ( Гал. 4:6 ). 5. Грехи здесь разумеются не те, которые совершаются свободно и обдуманно, как-то: блуд, воровство, хищение, злоба, лукавство, лесть и проч. От этих грехов святые далеки, но разумеются немощи, от которых ради слабости своей не могут уберечься, хотя и стараются о том. Об этих грехах молятся и святые: Отче наш остави нам долги наша. 6. Говорится: якоже и мы оставляем должником нашим. Этими словами научаемся, чтобы мы и сами оставляли грехи ближним нашим, когда от Бога просим и получаем оставление грехов своих. Он нам, по милосердию, прощает грехи и мы, подражая Ему, по милосердию, должны прощать грехи братиям нашим. Прощаем мы ближним, – оставляет и Бог нам грехи наши, не оставляем мы, – не оставляет и нам Бог , как Христос го­ворит: аще отпущаете человеком согрешения их, отпуститъ и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит согрешений ва­ших ( Мф.6:14 ), что и притчею о заимодав­це и должнике выясняется ( – 18, 2335). 7. Кто из грешников, находящихся в гре­хах, и не оставляющих их, хочет мо­литься и просить у Бога оставления грехов, тому необходимо прежде самому оставить грехи свои, и так оставивши, просить Бога, чтобы благодатию Своею оставил их и избавил его от казни, которой грехи предают грешника; ибо и Бог не оставляет нам грехов, когда мы сами не оставляем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

«В добром и чистом сердце» (стих 15), т.е. в нравственно прекрасном и добром ( καλ κα γαθ) сердце, а таким сердце делается благодаря очищающему действию слышанного слова ( Ин.15:3 ). «В терпении» (стих 15), т.е. постоянно держась слова. Это противоположение «отпадению», указанному в 13-м стихе. «Отнимется и то, что он думает иметь» (стих 18). Евангелист Лука здесь более точен, чем Матфей и Марк: он говорит, что некоторые люди только воображают, что достигли известных успехов в нравственном усовершенствовании, а на самом деле они ничего не приобрели. И вот, скоро у таких людей отнимется также и эта утеха – пред ними будет раскрыто все их нравственное ничтожество... Лк.8:19 .  И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. Лк.8:20 .  И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Лк.8:21 .  Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. О приходе к Христу Пресвятой Марии и братьев Его евангелист Лука сообщает согласно с Марком ( Мк.3:31–35 ; ср. Мф.12:46–50 ). Лк.8:22 .  В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Лк.8:23 .  Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. Лк.8:24 .  И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Лк.8:25 .  Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему? Лк.8:26 .  И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Лк.8:27 .  Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Лк.8:28 .  Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Мф 6:9-13) Медленно перечитайте пятое прошение « И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»  и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут. Можете просто медленно повторять их вслух или про себя, сосредотачиваясь на их смысле. Если у вас возникли мысли или вопросы, запишите их. Ответьте на вопросы: Почему это прошение в молитве «Отче наш» — не первое? Почему прощение наших грехов Богом поставлено тут в зависимость от того, прощаем ли мы тех, кто согрешил перед нами? Прочитайте притчу о немилосердном должнике Евангелие от Матфея, глава 18 23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Запишите мысли, которые пришли Вам в голову после прочтения этой притчи. Наш комментарий Собственно, о чем эта притча? Представьте, что вы набрали кредитов — на квартиру, на бизнес, на обучение — и не можете выплачивать проценты.

http://bible.predanie.ru/i-prosti-nam-do...

Солоном, в м. Ново-Воронцово, в д. Ольшанке, в с.Липняжке, в д. Ново-Викторовке и других местах, где Бог вразумил заблудших. Но я считаю достаточным рассказать только об одном еще замечательном присоединении, устроенном промыслом Божиим. II. Кто не знает, даже далеко за пределами села Глодосс, Елисаветградского уезда, живущую в этом селе бабку Меланью Пулину. Ее все знают, знают не только как опытную и искусною повитуху, но и как яркую противницу вере православной. Раньше не проходило почти ни одной миссионерской беседы, на которую не являлась бы Меланья и не издевалась бы самым грубым образом над св. иконами, над честным крестом, над Церковью и священством, над св. таинствами и над всем православием . Теперь она у нас уже глубокая старуха: ей 85 лет, а в сектантстве она была целых 35 лет! Для всех, знавших Меланью, казалось, что возвращение ее к православию уже невозможно, казалось, что она совсем уже погибла в сектантстве. Но «Богу все возможно» ( Мф. 19:26 ). Тот, кто воскрешал мертвых по телу, силен воскресить по душе: 8 декабря минувшего года Меланья Пулина возвратилась к спасающей Церкви Христовой. Да, 35 лет вне Церкви, без св.таинств, без благодати Божией, в грехе отступления! 35 лет в упорстве и вражде к вере православной! 35 лет в постоянных издевательствах и кощунствах над святынями Церкви, над ее священством, над таинствами ее! Страшно даже подумать об этом! Но у Господа больше милосердия, чем у людей грехов, и долготерпению Его нет границ! В течение 35 лет Господь, очевидно, не раз звал заблудшую к покаянию. Живя так долго вне Церкви, она, без сомнения, не раз чувствовала и пустоту в душе своей и угрызение совести, не раз думала о том, как счастливы православные люди, имеющие возможность очистить себя от грехов искренним поклонением пред священнослужителями Церкви, которым, в лице апостолов, сказал Христос: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 и Мф. 18:18 ). А она не была у исповеди 35 лет, с каждым годом все больше и больше увеличивая тяжесть грехов своих!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2 . Господь в Капернауме учит в субботу в Синагоге, и исцеляет беснаго. Мк. 1: 21–28 ; Лк. 4:31–37 . 3 . В доме Симона исцеляет тещу его, и вечером – многих. Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ; Мф. 8:14–17 . 4 . Утром по уединенной молитве идет с проповедью по Галилее. Мк. 1:35–39 ; Лк. 4:42–44 . 5 . Исцеляет прокаженного. Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–16 ; Мф. 8:2–4 . 6 . Разслабленнаго в Капернауме. Мк. 2:1–12 ; Лк. 5:17–26 ; Мф. 9:1–8 . 7 . Призывает Матфея. У него в доме. Мк. 2:13–22 ; Лк. 5:27–39 ; Мф. 9:9–17 . Останавливаемся на срывании колосьев, хотя согласные сказания у Евангелистов Матфея и Марка идут далее, как может всякий видеть. Остановиться на сем сказании, заставляет замечание его, что срывание колосьев случилось в субботу второпервую, в первую субботу по втором дне Пасхи; следовательно, после Пасхи. Как исцеление 38-летняго расслабленного, о коем повествует Евангелист Иоанн, в 5-й главе, совершено, по мнению почти всех, во время Пасхи; то совершенно уместно сказание сие в ряду Евангельской истории поместить пред срыванием колосьев. – Что и делаем. – 8 . Пасха 2-я. Исцеление 38-летнего расслабленного. Ин. 5:1–15 . 9 . Учение Христа Спасителя о своем равенстве Богу Отцу. Ин. 5:16–47 . Опять обращаемся к течению событий, по согласному свидетельству Евангелистов Марка и Луки, которое от срывания колосьев идет до нагорной проповеди включительно. 10 . Господь оправдывает учеников, что срывают колосья в субботу. Мк. 2:23–28 ; Лк. 6:1–5 ; Мф. 12:1–8 . 11 . Исцеляет сухорукого в Синагоге в субботу. Мк. 3:1–5 ; Лк. 6:6–10 ; Мф. 12:9–13 . 12 . Фарисеи враждуют. Господь к – морю на гору. За Ним народ. Многие исцеления. Ночь в молитве. Мк. 3:6–12 ; Лк. 6:11–12 ; Мф. 12:14–21 . 13 . Утром избирает 12 Апостолов. Лк. 6:13–19 ; Мк. 3:13–19 . 14 . К ним и к народу – нагорная беседа. Мф. главы: 5, 6 и 7; Лк. 6:20–49, 11:33–36, 12:58–59, 16:17–18 . После нагорной беседы у Евангелиста Луки следует исцеление раба сотникова; после сей же беседы оно стоит и у Евангелиста Матфея (глава 8), пропустив исцеление прокаженного, которое уже взято. – За исцелением сотникова раба у Евангелиста Луки следует воскрешение наинского юноши, о коем только здесь и говорится, и которому, следовательно, отводить другое место нет никакого повода. Итак –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Когда Господь собирался выйти на Свое общественное служение, Дух Святой привел Его в пустыню, и Христос, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал ( Мф.4:1–2 ). Сорокадневным постом, – в продолжение которого, как пишет святой Лука, Христос ничего не ел, ( Лк.4:2 ) – и молитвой Он готовился к своей проповеди . Таким образом он не только подтвердил закон о посте, но и оставил нам Свой личный пример для подражания. 3. Как и другие проявления духовной жизни израильтян, пост во времена земной жизни Господа выродился в формальный обычай без существенного содержания и настоящей ценности. Например, фарисеи, помимо всеобщих ежегодных постов, постились два раза в неделю ( Лк.18:12 ). Но они постились формально, напоказ, чтобы показаться людям постящимися, как замечал Сам Господь ( Мф.6:16 ). Христос отвергает такой пост и в Своей Нагорной проповеди ( Мф.6:16–18 ) определяет, каким должен быть истинный и угодный Богу пост. Господь учит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». 4. Силу поста, который даже изгоняет бесов, и его равноценность молитве являет нам слово Господа, сказанное им ученикам, спросившим Его, почему они не смогли исцелить бесноватого юношу: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк.9:29 ). Три Евангелиста-синоптика сохранили для нас еще одно поучение Господа, касающееся поста ( Мф.9:14–15 ; Мк.2:18–20 ; Лк.5:33–35 ). И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о том, что он будет необходим для Его учеников после Вознесения. И из книги Деяний мы видим, как это слово Господа исполнилось в жизни Его Апостолов и первых христиан ( Деян.13:2–3; 14:23 ). Пост в жизни Церкви 1. Пост – установление, занимающее такое значительное место в духовной жизни древнего Израиля, равно как и в жизни и учении Богочеловека Христа, естественно, очень рано получил такое же значение и в жизни христиан. Христиане восприняли от иудейской среды, в которой появилась и начала развиваться Церковь , пост как установление, но не законные предписания и различные заповеди человеческие ( Мф.15:9 ), регулирующие иудейские посты.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010