святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   Так как по милости Божией мы в свое время предложили вам слово о страдании Господа нашего, равно как и о Его Воскресении, то послушайте теперь и настоящую мою беседу. После того, как Господь воскрес из мертвых, явился ученикам Своим, пребывал среди них, был осязаем и вместе с ними вкушал пищу в течение сорока дней, после всего этого Он пришел вместе с учениками на гору Елеонскую, лежащую напротив Иерусали­ма. Когда же собралось много народа, сам Иисус начал говорить ученикам Своим: " Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Иоан. 20: 21). " Идите по всему миру (Мрк. 16: 15), крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа во оставление грехов (Мф. 28: 19). Болных исцеляйте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте (Мф. 10: 8). Благословляйте проклинающих вас (Мф. 5: 44; Лк. 6: 28); благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12: 14). Подражайте наставнику вашему. По тому узнают все, что вы Мои ученики (Иоан. 13: 35), если ненавидящих вас будете любить. Помните, сколько зла сделали Мне иудеи? Серафимы не могут видеть лица Моего, но закрывают свои лица, а иудеи это лицо Мое заплевали и по ланитам Моим ударяли. Руки Мои человека сотворили из земли и создали этот прекрасный мир, а они их пригвоздили к древу железными гвоздями. Если Я взором приникну на землю, земля трепещет и содрогается, а они, про­ходя мимо Меня и покивая главами своими, смеялись надо Мной. Все это Я претерпел от них, и не поразил их Своим гневом. Или вы думаете, что Я не мог этого сделать? Предстояли Мне ангелы, готовые исполнить Мое слово и говорившие: " расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их " (Пс. 2: 3); но Я не дал им позволения, а, распятый и пригвожденный ко кресту, умолял о них Отца Своего: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23: 34). И это Я потерпел ради вас, чтобы послужить вам примером. Ведь если бы Я только говорил, а не делал, то Мое учение было бы нетвердо. Но Я сначала исполнил все на деле, и тогда уже заповедую вам исполнять это.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1600...

Святой Лонгин жил 2 тысячи лет назад, во времена когда Господь наш, Иисус Христос ходил с проповедью по земле. Лонгин был родом из Каппадокии, небольшой области в современной Турции. Он поступил на службу солдатом в римскую армию и дослужился до звания «сотника», то есть командира отряда из 100 человек. Такой отряд по римски назывался «центурия», поэтому Лонгина называли еще «центурион», то есть командир центурии. Лонгин был хорошим командиром, но у него была неизличимая болезнь глаз, что мешало ему получить более высокие звания. И вот, Лонгина с его отрядом отправили в далекую провинцию Римской Империи, которая называлась Иудея в подчинение римскому правителю Иудеи – Понтию Пилату. Именно этому отряду Пилат поручил быть на страже при распятии Спасителя. Лонгин и его люди охраняли место казни Господа нашего, а сам Лонгин, как командир с оружием и копьем, стоял у самого Креста, на котором распинали Господа нашего Иисуса Христа. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, а также великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Увидав чудеса, бывшие при кресте Христовом: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней, а также великое смирение и кротость, с которой наш Господь переносил все Крестные страдания, сотник Лонгин исповедал, что Христос есть Сын Божий. О сем событии Божественный евангелист Матфей так говорит: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 . Ср. Мрк. 15:39 и Лк. 23:47 ). Распятие на кресте было очень жестокой казнью, так как распятый человек не умирал сразу, а тяжко мучился иногда несколько дней прежде чем умереть. Но так как Господа нашего предали на распятие в пятницу, а на другой день была суббота – священный для иудеев день, то иудеи просили у Пилата побыстрее убить всех казненных и снять их с крестов, до наступления субботы, так как в субботу нельзя было казнить. Воины Лонгина взяв тяжёлую деревянную дубину перебили коленки у распятых слева и справа от Господа, чтобы они умерли быстрее. А когда подошли к Кресту, на котором был расят наш Господь, то увидели что он уже мертв и коленки перебивать у него не стали. Лонгин, чтобы точно убедиться что Господь уже мертв, взял копьё и пронзил им ребра Иисуса Христа, и из раны чудесным образом истекла кровь и вода. Они попали на лицо Лонгина и его глаза от этого исцелились! Вот как это описано в Евангелии от Иоанна: «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода».

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Святой отвечал: — Верую, что Творец мой, Отец и Сын и Святой Дух, Единый Бог в Троице, даст мне силу не только мужественно перенести все мучения, но и умереть за Него безбоязненно. И ты, отец, уверуй в Бога, о Котором я говорю тебе, и тогда ты спасешься. Ведь, те боги, которым ты ныне кланяешься, суть ничтожество и никогда никого не спасли и не смогли ничего сделать. Да и какая польза кланяться бездушной меди, камню, дереву, которые, когда упадут на землю, не смогут подняться, но разбиваются на части и, будучи разбиваемы, не издают голоса, так как они немы и бесчувственны. Теми именами, которыми вы называете своих идолов, в древности именовались сквернейшие и беззаконнейшие люди, занимавшиеся бесовским волхвованием и предававшиеся разного рода злодеяниям, — достойные всякого наказания. Государственные законы таковых осуждают и предают смертной казни и в настоящее время. Окаянные души тех ваших богов в настоящее время непрестанно мучаются в вечном, никогда не угасающем огне ада. В том же самом огне бесконечно будут мучиться и те, которые ныне служат идолам тех богов. Наш же, — во веки живущий Бог, — всё направляет к благой цели, управляет всеми видимыми и невидимыми тварями, владычествует над небесным и земным. Он по истине прославит в Своем небесном Царствии верующих в Него и верно служащих Ему. Впрочем, и на земле Он также делает славными имена их, обогащая их чудесною благодатью, силою которой они творят знамения и чудеса. Ибо Он говорит: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мрк.16:17–18). Слушая такие речи, Гилас изумился и сказал: — Я познал теперь, что христианский Бог, изрекающий устами сего отрока, чего раньше я не слыхивал, — есть истинный Бог. Если бы в отроке не было некоей божественной силы, то он не мог бы от своего сердца произносить сих слов. Но, как я вижу, устами моего сына говорит Сам Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Сопоставляя этот текст с соответствующими: Мрк. XIV, 22; Лyk. XXII, 19 ; 1Kop. XI, 24 – определяется, что Господь, воздав благодарение, благословил и тем освятил хлеб, затем его преломил и подал ученикам; то-же сотворил над чашею вина и предложил всем из нея пить . 279. Какое повеление произнес Спаситель, подавая Причащение апостолам? " Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет« ( I Kop. XI, 25, 26 ). До второго Пришествия Сына Божия сие Таинство должно всюду совершаться . 280. Что дает христианину Св. Причащение и чего лишается не приходящих к сему Таинству? Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, то не имел бы главного блага истинной жизни; «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Uoah. VI, 53 ). »Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (ст. 54). «Причастие не избыток Господней щедрости, а существенная необходимость» (Еп. Феофан Затв., Путь ко спасению). 281. Возможно ли приходить к сему Таинству, не очистив себя покаянием и без должного приготовления? " Да испытает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем«. ( 1Kop. XI, 28, 29 ). В вере или в неверии мы освящаемся или осуждаемся Причащением. 282. Было ли в самом начале видно, что часть людей отвергнет Причащение? Во время самой проповеди о Причащении некоторые не приняли ея. Другие покинули Христа. То же происходит теперь. »С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним« ( Uoah. VI, 66 ). 283. Какое блого непосредственное дает христианину Причащение? Человек становится едино со Христом. Не без тела воскреснем, посему презирающий тело, грешит гордостью духа. Не духом одним угодно было соединиться Господу, но дабы единение было полное, духовное и телесное. Тело человека, принявшого Причастие, становится обоженым благодатью, ибо человек соделался »причастником Божеского естества« ( 2Nempa I, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ст. 3–7. Издали Господь явился мне (или ему) и любовью вечною возлюбил тебя: потому Он привлек тебя милосердуя. Я снова устрою тебя и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами своими ( или возьмешь тимпаны свои) и будешь выходить в хоровод веселящихся. Снова насадишь виноградники на горах Самарии: разводите сады и собирайте виноград; ибо будет день, в который воскликнуть сторожа в горе Ефремовой: «вставайте и взойдем на Сион к Господу Богу нашему». Так как Израиль прогневал Господа и говорил: не имамы царя, токмо Кесаря ( Иоан. 19, 15 ), и: приидите, убием его, и наше будет наследствие ( Мрк. 12, 7 ) и далеко отступил от Бога: то за это Господь явился ему спустя долгое время, и не во время Зоровавеля и Ездры, когда потом они снова были отведены в плен, но любовию вечною возлюбил его, которая не изгладится никаким концом. И привлек его милосердуя, ибо он спасен не по заслуге, а по милости. И затем говорит: устрою тебя и ты будешь устроена, дева Израилева. Это собственно мы должны разуметь о Церкви, ибо вздор говорят те, кои вздыхают о золотом и украшенном драгоценными камнями Иерусалиме, в тайне города Господня освящая свое корыстолюбие. И будешь украшаться тимпанами своими, чтобы петь Господу в Церкви, по истреблении в тебе плоти злых дел. И будешь выходить в хороводе веселящихся, – с толпами язычников. И будешь разводить виноградники в горах Самары: не в долинах и низменных местах, а в горах Самарии, которые, после плена народа Израильского, были во владении у иноземцев, которым говорится: разводите сады и собирайте виноград. Тогда-то был день Господень, в который восклицали стражи, то есть апостолы и мужи апостольские на горе Самарии и на горе Ефремовой, из коих одна означает стражу, а другая изобилие. Что же говорят стража Самарии, или лучше, что восклицают они в горе Ефремовой? Вставайте лежащие; оставляйте низменное; бросьте всесожжения жертвенные; жертва, Богу дух сокрушен ( Пс. 50 ). Взойдем на Сион, то есть в Церковь , где есть созерцание и лицезрение Бога; и когда мы будем на Сионе, или лучше взойдем на него, то вместе взойдем и к Господу Богу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Так, например: когда Евреи странствовали по пустыне и не имели хлеба для пропитания, то Бог по неизреченной милости посылал им манну, которая ежедневно (кроме субботы) выпадала с неба, и которой Евреи питались во время странствования по пустыне ( Исх. 16:2–36 ). Иисус Христос чудесным образом насытил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами ( Мф. 14:14–23 ; Мрк. 6:34–46 ; Лк. 9:11–17 ; Ин. 6:3–15 ). Насущный хлеб для души. Кроме тела человек имеет еще душу, которая нуждается в духовной пище. Насущным хлебом для души служит Слово Божие и Тело и Кровь Иисуса Христа, которые преподаются верующим в Таинстве Причащения. Пятое прошение. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Здесь мы просим Отца Небесного, чтобы Он простил нам долги или грехи наши, подобно тому, как и мы прощаем должникам нашим, т.е. тем людям, которые согрешили против нас или обидели нас, а если мы не будем прощать нашим ближним, тогда и Отец Небесный не простит нам согрешений наших. Эту истину Иисус Христос объяснил в притче о милосердном царе и безжалостном должнике ( Мф. 18:21–35 ). Один царь хотел сосчитаться со своими рабами. Пришел к нему один раб, который был должен очень большую сумму денег; а так как он не мог заплатить, то царь приказал ему продать жену, детей, все имение и заплатить долг. Раб упал в ноги и просил царя подождать за ним долг. Царь сжалился над ним и простил ему весь долг. Вышедши от царя, раб тот встретил товарища, который был должен ему небольшую сумму денег. Он начал душить его, говоря: «отдай долг», – и заключил его в темницу. Видевшие это донесли царю. Царь призвал злого раба и сказал: «весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя». И разгневавшись, царь приказал заключить его в темницу и содержать там до тех пор, пока он не отдаст всего долга. «Так и Отец Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца брату своему согрешений его» (–35). Высочайший пример и образец прощения нашим ближним показал Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Так они любят пользоваться текстом Мрк. 13:32 , в котором Христос касается времени Своего второго пришествия. Там сказано: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Их смущает это заявление Христа и они готовы приписать Ему несовершенное знание и в других отношениях. Тогда как у верующих слова Господа никогда не вызывали никакого противного чувства. Если бы обстояло дело именно так, как мы привыкли читать слова Христа, то и тогда вера сердца достигает понимания глубокого смысла в них заложенного. Сын Божий единосущный Отцу, конечно, не может не знать того, что знает Отец, но поскольку Сын Божий вочеловечился и принял образ раба, сделавшись подобным нам, Он не то что ограничен, а просто не посягает на знание Отца. Здесь пример величайшего смирения и покорности, с какой Сын Божий выполнял возложенную на Него миссию до конца. Однако кроме такого оправдания данного положения есть более прямое объяснение. Оказывается, что в подлиннике слову «но» соответствуют два слова «ei те», которые при дословном переводе означают «если не». Архиепископ Тренч, один из известнейших авторитетов языка Библии, сообщал об этом в одной из своих лекций в Лондонском Университете, и это также может быть проверено каждым читателем при помощи хорошего греческого словаря. Выходит, что конец текста должен по подлиннику так читаться: «ни Сын, если не Отец». Т. е., Христос хочет сказать, что если бы Он не был Богом, а только человеком, то не знал бы и Он. У Иоанна 9:33 мы встречаемся с таким же положением переведенным более точно «Если (ei) бы Он не (те) был от Бога, не мог бы творить ничего». Именно в этом смысле и надо понимать предыдущий текст. Хотя в нем нет ни капли чего-либо искушающего и в той форме, в какой мы привыкли его читать в старом переводе. По Исаии Христос есть «Отец вечности» ( Ис. 9:6 ), это Его высокий титул, и не только титул, но и фактическая сущность, подтвержденная Им Самим: «Видевший Меня видел Отца», и еще: «Ибо Я и Отец одно» ( Ин. 14:9; 10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Так это было в северо-западной Африке. Во всяком случае в Завете Новом еще несравненно более, чем в Ветхом, не Откровение скрывалось от людей, а люди уходили от Откровения. Вот почему безответность людей христианской эпохи пред Богом выступает особенно поразительно и является надлежащей строжайшему осуждению. Если о ветхо-заветных язычниках ап. Павел сказал, что они безответны; о тех, кому возвещалось новозаветное Откровение и кто не принял Его, Христос сказал: «Ниневитяне возстанут на суд с родом сим, и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная возстанет на суд с родом сим и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12. 41–42; Лк. 11, 31–32 : точно также Мф. 11, 21–24 ; Лк. 10, 13–15 ; также Мф. 10, 14–15; Мрк. 6, 11 ; Лук. 9, 5 ; Деян. 13, 51 ). При размышлении об этих Божественных прещениях должно помнить всегда, что люди и погибают и спасаются обыкновенно не индивидуально, а коллективно, они образуют собою или совет нечестивых или собрание праведных, представляют собою (нравственные) общины, двигающияся в своем целом более или менее в одном направлении. У этих общин всегда непременно должны быть духовные вожди. О тех из них, которые ведут вверившихся им ко благу, сказано: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие» ( Евр. 13, 7 ). Но к великому несчастью человечества на пространстве веков у людей было много иных вождей, к которым обращено такое слово Господа: «горе вам, книжницы и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство небесное человекам, ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете…Горе вам, вожди слепые,… змеи, порождения ехидны! как убежите вы от осуждения в геену?» (Мф. 23, 13, 16, 33 и вся глава, также Лк. 11, 39 и след., особенно 52). Уже в Ветхом Завете, мы видим, увещания и угрозы пророков обращаются преимущественно к царям, князьям, священникам, пророкам ложным, потому что, если у вождей народа ясное зрение, то они выведут его на добрый путь; но если они слепы, то они повлекут его за собою в яму.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

1581 И за это, конечно, большое спасибо! Когда нельзя бывает, вслед­ствие различных приводимых начальством лютеранского кладбища при­чин и мотивов, воспользоваться лютеранскою часовнею, бывает еще печальнее и грустнее. Приведем для иллюстрации, имевший не так давно место в Берлине, факт. Умирает в отеле один русский путешествен­ник хорошей и известной фамилии. Конечно, как и всегда в подобных случаях, из отеля дают знать русскому Протоиерею с просьбою распо­рядиться взятием покойника и погребением. В лютеранскую часовню, по­чему-то на этот именно раз, поставить покойника оказалось невозмож­ным. Как быть? благодаря личному знакомству с владельцем известной Берлинской клиники, проф. Бергманом, о. Протоиерей выпросил у него доз­воление поставить покойника в предназначенную для того палату («мертвец­кую»). Но отпевать в мертвецкой оказалось потом невозможным, так как туда скоро поставили несколько других гробов с покойниками, умер­шими от весьма заразительных болезней. Положение было весьма затруд­нительное, из которого вывел только гробовщик, дозволивший совер­шить отпевание в своем магазине... Грустно! 1582 «Для осуществления своих целей Братство пользуется как всякого рода пожертвованиями, так и определенными членскими взносами, по званию: Почетного члена в 500 мрк. единовременно Пожизненного члена в 200 мрк. единовременно Действительного в 20 мрк. единовременно Члена – Благотворителя в 10 мрк. ежегодно Члена-Соревнователя в 3 мрк. ежегодно Лица, содействующие Братству своими трудами и деятельностью, по­лучают звание Членов – Сотрудников. Почетным председателем общих собраний постоит Императорский Российский посол в Берлине, граф Н.А. Шувалов; председателем Совета Братства – граф Μ. Н. Муравьев; вице – председателем – граф А. В. Голенищев – Кутузов; председателем ревизионной комиссии – д. с. с. А. А. Куманин; секретарем – генеральный консул Д. В. Казаринов; казначеем – протоиерей А. П. Мальцев. Ежегодные отчеты (братский год считается с 1 (13) янв.) печатаются и обязательно рассылаются каждому члену или жертвователю, а равно и каждому, желающему ознакомиться с деятельностью Братства, для чего благоволят обращаться в Берлин, к Члену Совета Братства, протои­ерею Алексею Петровичу Мальцеву (Herr Propst A.Maltzew Berlin NW. 40, Kronprinzenufer 30 IV ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Тихонравова, не раз уступал бесплатно зал для концертов в пользу Брат­ства; директор одного из Берл. театров, Лаутеибург, передал Братству сбор с утреннего представления – 1000 мрк. и переплату 449 мрк. 40 пф.; представитель­ница одного большого торгового дома в Берлине, г-жа Лион, сверх пожертвования Братству 200 мрк., давала работу лицам, рекомендованным Братством и т. д. Про­езжавшие чрез Берлин наши, а благодаря их посред­ству, и некоторые берлинские артисты всегда с готовностью принимали участие в организуемых в пользу Братства концертах и еще недавно наш знаменитый соотечествен­ник А.Г. Рубинштейн препроводил в Братство 2000 мрк. из суммы, собранной за концерт, данный им в Бер­лине. Общее число членов Братства с 388 чел., которые оно насчитывало в первый год своего существования, возросло теперь до 650 чел. 1582 —563— Заботясь о расширении средств, Братство в лице чле­нов своего Совета, а так же и путем рассуждений на общих собраниях, мудро руководимых их председате­лем, графом П.А. Шуваловым, изыскивает и наибо­лее целесообразные меры для осуществления при помощи этих средств намеченных им целей. То обстоятельство, что, находясь в Берлине, где среди русских всегда много представителей самых разнообразных специальностей (ме­дики, юристы, финансисты, коммерсанты и т. д.), оно мо­жет выслушивать на своих собраниях по тому или дру­гому вопросу самые разнообразные суждения, – это обстоя­тельство обогащает его протоколы проектами многих, весьма полезных мероприятий. Из таких проектов мы отметим здесь лишь три следующие: а.) проект устроить собственную, хотя бы и небольшую клинику, а до устроения ее приобрести себе право на замещение в какой-либо из Берлинских клиник нескольких кроватей для боль­ных, обращающихся в Братство; б) проект завести в Берлине русское справочное бюро для приезжающих, по возможности по всем отраслям знания и специальностям, и при нем – библиотеку с читальною залою; в) наконец, – последний проект, начавший уже, впрочем, переходить в действительность, – издать справочную книжку для рус­ских путешественников за границею, которая бы содер­жала в себе сведения календарные, медицинские, финан­совые, путеводители, указатели и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010