" Всякое царство " , говорит Он, " разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом " , если разделится, скоро разрушится. Поистине, не столько гибельны внешние войны, сколько внутренние; то же бывает в обществах, то же и во всех делах. Но Спаситель берет пример с того, что известнее. Что на земле сильнее царства? Нет ничего; но и оно погибает от возмущений. Если же кто признает, что и царство, разделившись, при всем своем величии, сокрушается, то, что скажет он о городе и доме? Будет ли что мало или велико, если оно восстает само против себя, то погибает. Итак, если Я, имея в себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то значит между бесами несогласие и распря, и они восстают один на другого; если же они восстают друг на друга, то их сила погибла и разрушилась. " И если " , говорит Спаситель, " сатана сатану изгоняет " (Он не сказал — бесов, показывая, что между ними находится великое согласие), " то он разделился сам с собой " . Если же он разделился, то лишился силы и погиб; а если погиб, то, как может изгнать другого? Видишь ли, как смешно их обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие! Один и тот же человек не может сказать, что он и силен, и изгоняет бесов, и притом силен оттого, от чего бы ему должно было потерять силу. Вот первое опровержение. Второе, следующее за ним, касалось учеников. Спаситель, опровергая противящихся Ему фарисеев, всегда приводит не одно, но два и три доказательства, желая совершенно обуздать их бесстыдство. Так поступил Он и в споре о субботе, указывая на Давида, на священников, и на свидетельство Писания: " милости хочу, а не жертвы " (Ос. 6:6), и на причину установления субботы: " для человека " , говорит Он, " суббота " (Мрк. 2:27). Так поступает и здесь. После первого опровержения Он приводит другое, яснейшее. " И если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьей силой изгоняют " (Матф. 12:27)? 2. Смотри, с какой кротостью и здесь Он говорит им. Он не сказал: ученики Мои, или апостолы; но: " сыновья ваши " , — чтобы, если фарисеи захотят мыслить столь же благородно, как Его ученики, подать им к тому случай; а если они пребудут в прежней неблагодарности и не оставят своего бесстыдства, лишить их всякого оправдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Гал. 6:7–8 . Что посеет человек, то и пожнет; сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. и) Не только телеса св. угодник. Божиих, как храмов Бога живого, могут иметь чудодейственную силу, но и одежда и даже тень их Деян. 19:12 . На больных возлагали платки и опоясания с тела его (Павла), и у них прекращались болезни. Деян. 5:15 . Тень проход. Ап. Петра исцел. (больных)... Мрк. 5:27–29 . Кровоточив. женщ. исцелилась от одного прикоснов. к одежде И. Христа. ? Выносить мощи из земли нельзя. – Сам Бог прославляет их чудесами. ? В ветх. з. всегда погребались и ник. не вынимали – Ветхоз. праведники не б. прославлены. ? Сам Бог предал Моисея погребению. – Они и раньше боготворили Моисея за избавление. ? Почитание мощей не согласно с «дух. и ист.» – Сколько духовности даст лобыз. св.!... ? Это идолопоклонство. – Мы не боготворим мощи. Будучи при жизни сосудами благодати Святого Духа, Плоти и Крови Иисуса Христа, тела святых сохраняются от тления этою же благодатью, сопребываюшею с ними и после смерти, как очищенные еще при жизни от греха, – причины смерти и тления ( Рим. 5:12 ), они могут не подлежать тлению и по смерти. 13) О молитве и милостыне за умерших 14) О законе христианском г) Верою закон мы не уничтожаем, а утверждаем Рим. 3:30 . Один Бог, который оправдывает обрезан. по вере и необрезан. чрез веру. 1Кор. 9:21 . Для чуждых закона, как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом). и) Согласными с «образцом» или символом, данным Господом и апостолами 1Тим. 6:3 . Кто учит иному и не следует здравым словам. к) Дела наши должны состоять в исполнении всех заповедей Божественного закона Мф. 19:17 . Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Мф. 28:20 . Уча их, соблюдать все, что Я повелел вам. Иак. 2:10 . Кто соблюдает весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. л) В день суда язычники будут судимы по закону своей совести, иудей по закону Моисееву, а христиане по Евангельскому закону:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

д. к вскъ рожденный Бга побждаетъ и есть побда побдивша вра наша. (ст. 1. 2, 14 и д. 4, 4. 16. 33). Кто есть побждай токмо врй, к есть Снъ (4, 15. Рим. 8, 37 , 1Кор. 15, 57 ). 4. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. 5. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? 4–5. Всякий рожденный от Бога (7) и проч.: любящими Бога могут быть только рожденные от Него, так как любовь к Нему немыслима без истинной веры в Него – дара, которым обладают только дети Божии (1 ст.); могут ли, после сего, быть тяжки для любящих Бога заповеди Его, когда они, как причастники Божеского естества, в вере сообщенной им, имеют всемогущую Божию силу? – (См. примеч. к 4, 4. Ср. 3, 9). – Любящему Бога все легко потому, что все возможно верующему ( Мрк. 9, 23 . Мф. 17, 20 ) – Мир: вообще все враждебное царству Божию и все препятствующее исполнению воли Божией, общению с Богом и достижению спасения (8). – Победа победившая мир – вера: выражение, указывающее несомненность и величие победоносной силы верующего, – кто имеет истинную веру, тот имеет победу; так как ничто не может устоять пред Ним, ибо Тот, Кто в Нем, больше того, кто в мире (4, 4. см. примеч.). – С понятием веры нераздельно понятие победы, и все, что только можно представить себе величественного и ободряющего со словом победа, существенно принадлежит вере. – Наша: такую всепобеждающую силу имеет только наша вера. т. е. Апостолов и истинных последователей их и учеников, – тех, которые Иисуса исповедуют Сыном Божиим и истинным Богом, победившем мир ( Иоан. 16, 33 ) для возрождения нашего и для нашей победы над миром. – 5 ст. – Кто побеждает мир и проч.: вопросительною формою изречении Апостол не допускает никакого сомнения в силе веры истинных христиан, если предмет её – Сын Божий. Нельзя не видеть в словах 4-го и 5-го стихов цели Апостола ободрить и укрепить читателей послания против обольщений тех лжеучителей, о которых он говорит в начале 4-й главы; и там он уверял учеников своих, что они сильное врагов веры в Божество Иисуса (4, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Деян.3:6 .  Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. «Что имею, даю тебе». Еще до совершения чуда Апостол имеет полную уверенность в его совершении Эта уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях Господа апостолам ( Мрк. 16, 18 ; Лук. 9, 1 , Иоан. 14, 12 и др.) и чувствовалась в ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: «что имею, даю». «Во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Не своею силою, но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает это чудо. Деян.3:7 .  И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и коле­ни, «Взяв его за правую руку, поднял». К слову Апостол присоединяет и внешнее действие, как некогда поступал и Сам Господь. Деян.3:8 .  и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. «Ходя и скача» – выражение восторженно-радостного настроения души исцеленного. Деян.3:9 .  И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; «И весь народ», т.е. собравшийся и собиравшийся во дворах храма, «видел его», т.е. уже не хромым, а здоровым и веселым. Деян.3:11 .  И как исцелен­ный хромой не отходил от Петра и Иоан­на, то весь народ в изумле­нии сбежал­ся к ним в при­твор, называемый Соломонов. «Притвор, называемый Соломонов» – обширная крытая галерея, чрез которую и вели в храм красные ворота. Здесь столпился народ после того, как с быстротою молнии пронеслась весть о чуде, лучшею проверкою которого служил всем так хорошо известный бывший хромой, восторженно прославлявший Бога, не отходя от Апостолов. Деян.3:12 .  Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израиль­ские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благо­честием сделали то, что он ходит? В ответ на недоумение и изумление народа Петр держит снова речь, сходную с первою (в день Пятидесятницы), доказывая народу, на основании свидетельств Ветхого Завета, Мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждая народ к покаянию и вере в Него. Но прежде этого он рассеивает неправильное понимание народом причин чуда. Удивленный взор народа, устремленный на Апостолов, как бы вопрошал: что за силу имеют в себе эти люди, совершая столь великие чудеса?, или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь дивными знамениями?... Апостол устраняет разом оба таких объяснения: «это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию»... (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян 17, 29 . «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого»... Объясн. Изображаемые на св. иконах события и лица произошли не от вымысла, но были и существуют в действительности, на самом деле, например – Крещение Господне: Мф. 3, 14–17 , Преображение Господне: Мф. 17, 1–5 , Господь Вседержитель: Евр. 1, 3 ; Откр. 14, 14 , Пресвятая Богородица с Младенцем: Мф. 2, 14 , апостол Петр: Мф 16. 17 ; между тем язычники называли богами такие существа, которые не управляли миром, и произошли действительно от человеческого вымысла. Гол. 4, в. Прем. Сол. 14, 12–14, напр.: Молох, Ремфан: Деян. 7, 43 , Артемида и Диопет: Деян. 19. 35 ; поэтому настоящее место Писания нужно относить не к св. иконам, а к идолам и кумирам вымышленных богов. Втор. 27,15 . «Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника и поставить его в тайном месте». Объясн. Страшная угроза и проклятие здесь высказывается язычникам, производящим и поклоняющимся идолам, какой бы вид они ни имели; напр.: Деян. 14, 11–13, 23, 24 . К св. иконам эти слова не могут относиться так же, как не относились к Ковчегу Завета, благоговейное почитание которого сопровождалось благословением Божиим; 2Цар. 6, 11, 12 ; 2Пар. 8, 11 . О почитании святого Креста Лук. 9, 23 . «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Объясн. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только крестом; Гал. 6, 14 ; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мрк. 15, 21 ; Евр. 13, 13 ; Иоан. 3, 14–15 . Кол. 2, 14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1 Петр, 2, 24. Второз. 21, 22–23; ср. Гал. 3, 13 . «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве: то тело его но должно ночевать, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Для их учения было препятствием то, что Бог Сам открыл о Себе». Итак, на отдельных примерах, мы убедились, что Иисус Христос – Бог, равный Своему Отцу, и далее мы увидим, что имя Иегова, которым, по мнению «Свидетелей Иеговы», именуется только Отец, может употребляться и к Сыну. Глава 4. Второе Пришествие Христа Интересно их учение и о втором Пришествии Иисуса Христа: «Мы не должны соглашаться с тем, что Второе пришествие Господа нашего будет видимым человеческими глазами», – говорит их проповедник. Но Священное Писание свидетельствует, что Второе пришествие будет видимым для людей. «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27 ). «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» ( Мрк.13:26 ). «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом. Как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» ( Откр.1:7 ). Организация учит (или уже правильнее сказать учила?), что Христос уже пришел в 1914 г., но Он, якобы, невидим для людских глаз. Но из приведенных выше отрывков видно, что пришествие Христа будет видимым. Невидимым же образом Господь не переставал находиться с нами. «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:20 ). Глава 5. Воскресение Христа во плоти «Свидетели Иеговы» учат, что Иисус Христос воскрес духом, а не плотью, якобы плоть Его была навсегда уничтожена. Но давайте задумаемся над следующими словами самого Спасителя перед учениками после своего воскресения: «Осяжите и видите Меня, так как дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня, имеющего»( Лк.24:39 ). Похоже «Свидетели Иеговы» не хотят видеть и слышать такие места из Писания, которые явно не соответствуют их трактовкам. Предлагаю рассмотреть два утверждения «Свидетелей Иеговы» и пару мест из Писания, сопоставив которые, можно убедиться в необоснованности данного учения. Если предположить, что Христос воскрес духом, а не телом, то почему все люди будут воскрешены телами? Ведь есть достаточно ясные слова апостола Павла про то, что как воскрес Иисус, так и нам надлежит воскреснуть: «как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам надлежит ходить в обновленной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Е) В Откровении св. Иоанна Богослова указывается на появление в период деятельности антихриста «двух Свидетелей,» которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда кончат свидетельство свое, будут умерщвлены, потом через три с половиной дня воскреснут и вознесутся на небо ( Откр. 2:3–12 ). Второе пришествие Сына Человеческого Духовный взор верующего во Христа человечества, со времени вознесения на небо от земли Сына Божия, направлен на величайшее будущее событие мировой истории – Его второе пришествие на землю. Действительность этого ожидаемого пришествия со всей определенностью многократно засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей этого события ( Матф. 16:27 ; гл. 24; Мрк. 8:38 ; Лук. 12:40; 17:24 ; Иоан. 14:3 ). О нем возвещают ангелы при вознесении Господа ( Деян. 1:11 ); напоминают часто апостолы: ап. Иуда ст. 14–15, 1Иоан. 2:28 , 1Петр. 4:13 , многократно ап. Павел: 1Кор. 4:5 , 1Сол. 5:2–6 и др.). Сам Господь начертал перед Своими учениками образ Своего пришествия в следующих чертах: Оно будет внезапным, для всех явным: Как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Матф. 24:27 ). Прежде всего – явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные (ст. 30). Это будет, по общему толкованию свв. Отцов, знамение животворящего Креста Господня. Господь придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов, во всей славе Своей: и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (ст. 30), со святыми Ангелами ( Мар. 8:38 ). Он сядет на престоле славы Своей ( Матф. 25:31 ). Таким образом, второе пришествие будет иным, чем первое, когда Господь смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестной. Он придет праведно судить вселенную ( Деян. 17:31 ) и воздать каждому по делам его ( Матф. 16:27 ). Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но да спасется им мир, приходил дать Свою душу для избавления многих. Воскресение мертвых

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, …и радовались с нею» (Лк.1:57–58). Ибо чудом было то, что в старости и с заматоревшею утробою родила Елизавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: вот «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет …и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13,15–17). О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно, так как обычно тот, кто рождает, при содействии страсти рождает, — и та, которая рождает, в болезнях рождает. В чем же скорбь Елизаветы, когда присутствует Святой Дух, а не неопытная восприемница, когда это дело благодати, а не тягость природы? Слушай! Этот труд был ничтожным в сравнении с радостью. — Не после своего рождения Иоанн получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем, как сказал Ангел: «Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:15,17). Кто кому будет предшествовать? Иоанн Владыке Христу; поэтому он называется Предтечею, как можно слышать из слов самого Иоанна о Спасителе: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Иоан.1:30). За мною — по времени; прежде меня — по престолу. Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина? Слушай внимательно! Илия значит — Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, — он исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, — то о нем говорил Господь чрез пророка за много времени раньше: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3:1, ср. Мрк.1:2) и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии, так как у Иоанна много было сходства с Илиею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Если человек один молится Богу, то он также должен говорить «Отче наш», потому что все люди – братья между собой, поэтому они должны просить благ у Бога как для себя, так и для своих ближних. Первое прошение. Первое прошение молитвы Господней: «Да святится им Твое». Этими словами мы просим Бога, чтобы Он помог нам свято сохранять Его имя в душе, с благоговением произносить Его устами, особенно во время молитвы, и делать добрые дела во славу Божию. Второе прошение. «Да приидет Царствие Твое». Этими словами мы просим Бога, чтобы наступило на земле Его благодатное Царство, которое состоит в том, чтобы люди жили на земле по правде и по закону Божию в мире и согласии между собой. Если люди будут жить на земле по заповедям Божиим, то они будут чувствовать в душе мир совести и духовную радость, а это называется благодатное Царство Божие. Потом должно просить у Бога и Царства Славы, т.е. вечного блаженства в будущей загробной жизни. Третье прошение. «Да будет воля Твоя яко на небесе и на земли». Этими словами мы просим Бога, чтобы Он помог нам исполнять Его святую волю на земле так же, как Ангелы и святые люди исполняют ее на небе. Высочайший образец и пример исполнения воли Божией показал Иисус Христос, Который в продолжение всей Своей земной жизни свято исполнял волю Отца Небесного. Накануне крестных страданий в саду Гефсиманском Он пламенно молился и говорил: «Отче Мой! если не может миновать Меня сия чаша страданий, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф. 26:42 ). Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду. ( Мф. 26:36–46 ; Мрк. 14:32–42 ; Лк. 22:39–46 ). Следуя Иисусу Христу, мы должны совершенно предать себя в волю Божию, потому что Бог лучше нас знает, что нам полезно и даст нам все необходимое для спасения. Четвертое прошение. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Этими словами мы просим Бога, чтобы Он дал нам все необходимое для нашей жизни, как то: пищу, одежду и жилище. Мы должны просить у Бога необходимого только днесь, т.е. на нынешний день. Это значит, чтобы мы не заботились чрезмерно о будущем, а более надеялись на Бога, Который может и чудесным образом напитать верующих, когда они обращаются к Нему с пламенной молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Жизнь Церкви в Духе Святом Новая жизнь Церковь пребывает в окружении грешного, непросвещенного мира. Однако сама она представляет собой новое творение, созидающее новую жизнь. И каждый член ее призывается к восприятию и созиданию в себе этой новой жизни. Ей должен предшествовать разрыв его, будущего члена Церкви, с жизнью «мира.» Впрочем, когда говорится о разрыве с «миром,» то это не значит удалиться от жизни на земле, из пребывания среди остального человечества, часто неверующего и развращенного. «Ибо, – пишет ап. Павел, – иначе надлежало бы нам выйти из мира сего» ( 1Кор. 5:10 ). Но для вступления в Церковь должно выйти из власти дьявола и стать в этом грешном мире «странниками и пришельцами» ( 1Петр. 4:11 ), положить резкую границу между собой и «миром» и для этого открыто и прямо отречься от дьявола. Ибо нельзя служить двум господам. Должно очистить в себе старую закваску, чтобы быть новым тестом ( 1Кор. 5:7 ). Поэтому от глубины христианской древности момент вступления в Церковь предваряется особым «отречением от дьявола,» за которым следует уже крещение с омытием греховной скверны. Об этом подробно читаем в «огласительных словах» св. Кирилла Иерусалимского . Из этих поучений оглашенным видим, что запретительные молитвы, означающие отгнание дьявола, имеющиеся в нынешнем православном требнике, и само «отрицание от сатаны» человека, пришедшего к крещению, очень близки по содержанию к древнехристианскому чину. После этого открывается вход в благодатное Царство, рождение в новую жизнь «от воды и Духа,» о чем учил Спаситель в беседе с Никодимом ( Иоан. 3:5–6 ). Как совершается затем возрастание в этой новой жизни, об этом тоже знаем из слов Самого Спасителя: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мрк. 4:27–28 ). Таким образом, вся эта новая жизнь – если только она принята внутренне, если человек искренне желает пребывать в ней, если прилагает со своей стороны усилия сохранить ее – действует в нем таинственной силой Духа Святого, хотя этот невидимый процесс может им почти не ощущаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010