Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтоб не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, к гневу и печали (22,395). Нередко от тщеславия происходит помысл блуда… (45,53). За предшествующим чревоугодием и тщеславием, конечно, следует гордость, высокоумие и всякая срамная демонская страсть (46,225). Если же начнешь тщеславиться и гордиться, отступит от тебя Господь… (46,145). Тщеславие везде пагубно, но особенно в делах человеколюбия, так как здесь оно является крайней жесткостью, извлекая себе хвалу из чужих бедствий и почти ругаясь над живущими в нищете (38,724). Откуда же… рождается эта безумная и не приносящая ничего доброго страсть? Ниоткуда более, как только от души низкой и ничтожной (39,31). СРЕДА. Мф. Зач. 68. (16,20–24) СПАСАЕТЧЕЛОВЕКА ГОСПОДЬ Ты, (Господи), Своими страданиями восхитил человека отселе, поставил в новую жизнь, вместо греховной – в свободную. Прежде многоскорбна была жизнь на земле и многообразен мир, теперь Христос, освободив из-под власти ужасного греха, опять возводит нас к Великому Царю и в лучший мир (12,56). Иисус, будучи человеколюбив, желая позаботиться о Своем творении, ради нас перенес все, чтобы освободить нас от осуждения (33,896). Христос снисходит к сорабам и рабам, приемлет на Себя чужое подобие, представляя в Себе всего меня и все мое, чтобы истощить в Себе мое худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск, или солнце – земной пар, и чтобы мне, через соединение с Ним, приобщиться свойственного Ему. Посему собственным Своим примером возвышает Он цену послушания и испытывает оное в страдании: потому что недостаточно бывает одного расположения, как недостаточно бывает и нам, если не сопровождаем его делами, ибо дело служит доказательством расположения. Но, может быть, не хуже предположить и то, что Он подвергает испытанию наше послушание и все измеряет Своими страданиями, водясь искусством Своего человеколюбия, чтобы собственным опытом дознать, что для нас возможно и сколько должно с нас взыскивать и нас извинять, если при страданиях принята будет во внимание и немощь. Ибо, ежели и Свет, Который по причине покрова (плоти), и во тьме светит ( Ин. 1,5 ), то есть в сей жизни гоним был другою тьмою (разумею лукавого и искусителя), то кольми паче потерпит сие, по своим немощам, тьма (человек). И что удивительного, ежели мы (чего Свет совершенно избежал) бываем несколько настигаемы? По правому о сем рассуждению для Него более значит быть гонимым, нежели для нас быть настигнутыми. Присовокуплю к сказанному еще одно место, которое… очевидно ведет к той же мысли: в нем же бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи ( Евр. 2, 18 ) (10,83).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кто верует, тот не идет широким путем, ведущим в пагубу тех, которые идут им; но идет тесным путем и прискорбным, веруя, что, поскорбевши на нем немного, будет вечно радоваться с Господом и святыми Его (57,437). Кто верует, тот никакого дела не делает с лицемерием, но все дела свои делает для Господа и как пред лицем Его, ибо к Нему имеет прикованными очи души своей и от Него единого чает прияти воздаяние за дела свои (57,438). Кто верует, тот идет правою стезею заповедей Божиих, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, и ни на кого не разливает худость свою, потому что развращающий других хуже диавола (57,440). Был у блаженного Онисифора Печерского ученик. Он лицемерно подражал житию святого. Являлся постником и целомудренным притворялся. Втайне же он ел и пил и худо проживал дни свои. И утаилось это от старца и от братии. В один день он неожиданно умер без видимой причины. И такой смрад был от тела его, что никто не мог приблизиться к нему. Страх напал на всех. Насилу вытащили его, но отпевать не могли и, стоя поодаль, творили обычное пение. Иные затыкали ноздри. Затем положили в пещеру, но от смрада даже животные убегали прочь. Часто слышались от умершего горькие вопли, как будто кто мучил его. И явился святой Антоний пресвитеру Онисифору и сказал: «Зачем ты положил в пещеру сего скверного, он оскверняет святое место». Онисифор пал на лице свое и стал вопиять: «Господи, для чего Ты скрыл дела этого человека?» Ангел же сказал ему: «Это в назидание братии, чтобы не скрывали грехов, лицемерно живя на земле» (81,27). ЧЕТВЕРГ. Мф. Зач. 88. (21,43–46) О ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что евангельская правда больше правды подзаконной (3,348). Как в царство диавола вступают через совершение пороков, так Царство Божие приобретается упражнением в добродетелях, чистотою сердца и духовным знанием (50,177). Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело… (24,263).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

СРЕДА. Мф. Зач. 12. (5,20–26) О ГНЕВЕ И ПРИМИРЕНИИ С БЛИЖНИМИ Гневливый чужд мира, далек от здравия, потому что и тело у него непрестанно истаявает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою, и всем он ненавистен (22,15)… Гневающийся убивает душу свою, потому что всю жизнь свою проводит он в смятении и далек от спокойствия (22,15). Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где нет в нем нужды, там вмешивается в дело и навлекает на себя все большую и большую ненависть (22,15). Упражняйся в негневливости, чтоб не упиться без вина, отягчив себя пороком и гневом (22,509). Кто питает в себе гнев, вражду, ненависть и раздор, тот враг Божий, тот друг лукавому сатане (25,112). Если где увидишь лежащую змею – бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце твоем. Если змея ползет тебе в недро, – трепет объемлет все твои члены, но сердце твое – вертеп, наполненный василисками (25,364). Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога (25,364). Не позволительно гневаться, как без причины, так и по основательной причине, ибо справедливо воспрещено сие Господом (46,164). Свирепый гнев причиняет великие несчастия как самому преданному этой страсти, так и ближним… потому-то Бог угрожает геенною и огнем геенским (32,433). Ничто так не омрачает чистоту души и ясность мыслей, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою (32,433). Гневные не видят ничего здраво и ничего не делают как следует, но все делают, как люди с поврежденными чувствами, потерявшие и самую способность рассуждать (35,574). Гнев есть сильный, все пожирающий огонь: он и телу вредит, и душу растлевает и делает человека на вид неприятным и постыдным (39,171). Не оставим этого зверя без обуздания, но, наоборот, набросим на него со всех сторон крепкую узду – страх будущего Суда (39,40). Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость (35,534).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сказывали об одном брате: жил он отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были Ангелы. По временам ходил к нему отец его по плоти. Однажды, отправляясь к сыну, отец захватил с собою топор, чтобы на обратном пути набрать немного дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился к сыну в виде Ангела и сказал: «Вот диавол идет в подобии отца твоего, чтобы убить тебя, но ты опереди его, вырви топор и ударь его». Отец пришел, сын вырвал топор и, ударив, убил его. Немедленно напал на него дух нечистый и удавил его (77,525). ЧЕТВЕРГ. Мф. Зач. 49. (12,46–13,3) ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ И БОГОВЕДЕНИИ Кто ходит во свете заповедей Христовых, тот – во дни (2,316). Заповеди Божий исполнять должно с ненасытными желаниями, непрестанно поспешая к большему и большему (3,326). Учение заповедей Господних должно принимать как такое учение, которое доставляет нам Жизнь Вечную и Царство Небесное, и с усердием надобно оное исполнять, хотя бы казалось трудным (3,404). Заповеди Божий не иное что имеют в виду, как спасение послушного им (5,65)… Все они, по здравопонимаемому намерению Писания, состоят в такой связи, что нарушением одной нарушаются все прочие (5,75). Кто в деле своем нарушает точность заповеди, тот, очевидно, слабо памятует о Боге (5,92)… Во всем должно нам остерегаться, чтобы под предлогом исполнения заповеди не оказаться нарушителями другой (5,104). Кто ревнует об исполнении заповеди и делает не то, к чему призывают, но чего сам хочет, тот такую получит награду, какая следует за самоугодие (5,229). Работать или заботиться ради заповеди – похвальный признак Христолюбивого и братолюбивого расположения (5,295). Кто соблюдает закон – чтит частицу Божества, какую имеет в себе, во всяком деле, слове, движении ума сколько можно более, чист от всего попираемого и не оскверняется ничем преходящим, а напротив того, самую персть влечет с собою к небу, – тот в награду за труды (о, подлинно самое великое и премудрое таинство!) станет богом по усыновлению, однако же исполненным Высшего Света, начатки которого пожинал он в некоторой мере еще здесь (5,125).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Тогда все Небо откроется, отворятся врата небесного свода, снизойдет Единородный Сын Божий в сопровождении не двенадцати или ста человек, но в сопровождении тысяч и тем Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов и прочих Сил, все исполнится ужаса и трепета, земля рассядется, и сколько ни было бы на свете людей, от Адама и до того дня, – все восстанут из земли, все будут восхищены, а Христос явится в такой славе, что и луна, и солнце, и всякий свет скроется при этом блеске. Какое слово изобразит то блаженство, тот блеск и славу? (40,675). Когда внезапно взойдет Судия на высокий и славный престол Свой, тогда небо совьется подобно свитку, спадут звезды, предстанут Силы ангельские, отверзнутся гробы, восстанут тела, иссякнут источники, поколеблются бездны, придет в смятение вся земля (40,930). В Пришествие Его от лица Его исчезнут враги Его и не исполняющие заповедей Его, как от солнца, когда оно восходит, исчезает тьма ночная. Он вечно пребудет с праведными и праведные с Ним, сподобившись блаженства созерцать Его, по мере веры, какую возымели к Нему, а грешники во время света покроются тьмой. Во время прославления будут посрамлены, во время обрадования поражены будут скорбью и преданы мукам в нещадном жжении огнем соответственно видам страстей их и грехов, тогда как праведники украшены будут венцами, соответственно разным добродетелям своим (57,244). НЕДЕЛЯ 15-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 92. (22,35–46) О ЛЮБВИ К БОГУ И К ЛЮДЯМ … Получив заповедь любить Бога, приобрели мы также и силу любить, вложенную в нас при самом первоначальном устройстве (5,83). Как возгревается любовь к Богу? Если добросовестно и благопризнательно расположим себя к Божиим благодеяниям (5,266). Любовь к Богу соделывается крепостью любящего (15,343). Как скоро душа возлюбила Господа – исхищается из сетей порока собственною своею верою… а вместе с помощью свыше сподобляется Вечного Царства… (30,49). Ничего нет в мире такого, что бы могло отлучить от любви Божией того, в ком она обитает (31,80). Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (31,138).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не будем же и мы откладывать покаяние ни на единый час, ибо каждый следующий час может уже не застать нас среди живущих в мире сем. Примемся скорее мыть и чистить свою душу, хотя бы столько, сколько чистим и моем свое тело, которое не сегодня-завтра будет пищей червей. Очистимся покаянием и слезами, омоемся постом и молитвой и облечемся в одеяние, сотканное из чистоты и любви, украшенное всеми добрыми делами, наипаче делами прощения и милосердия. Сделаем то малое, чего ждет от нас Бог, - остальное Он сделает Сам. Когда дитя пожалуется матери на нечистоту своего тела, мать его быстро чистит, моет и переодевает. О, насколько милостивее Отец Небесный к чадам Своим чем любая мать! В действительности душа всякого человека настолько нечиста, что своими силами никогда не сможет очиститься и удостоиться присутствия Божия. Но пусть всякий человек увидит свою душевную нечистоту, пусть возненавидит ее от всего сердца, пусть сделает то малое, что от него требуется, и, самое главное, пусть возопит к Богу, чтобы Бог Своим огнем и Духом его очистил. А Бог стоит и ожидает таких воплей от Своих покаявшихся чад, держа в руках роскошнейшие ангельские одежды, всегда готовый очистить, омыть, укрепить, осветить, облагоухать и облачить всех, взывающих к Нему в покаянии. Всемилостивому Богу нашему честь и слава. Честь и слава Небесному Жениху души нашей, Господу Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.  Неделя пятнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о любви Мф., 92 зач., 22:35-46. Всякий, желающий посрамить Бога, сам бывает посрамлен, а Богу предоставляет случай еще больше прославиться. И всякий, старающийся унизить праведника, в конце концов унижает себя, а праведника еще более возносит. Кладущий камень на пути праведника сам о него претыкается, а праведника лишь принуждает вскарабкиваться на склон, откуда тот видит еще больше. Тот, кто дует, чтобы погасить огонь праведника, разжигает его огонь еще больше, а свой гасит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое (22,183). Избавь брата твоего от греха, и тебя избавит Господь в день гнева (22,205). Нам должно утешать и увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы действительно избавиться нам от горького рабства греха и от мучительства диавола (24,49). Горе тебе, немилосердие, и ученикам твоим! Горе тебе, жестокость, и тем, кем ты владеешь! Какая польза для тебя в том, что ты удаляешь от Бога такое множество людей? Послушай же, что отвечает немилосердие: дело мое – искапывать пропасти, запирать двери, осквернять одежды, затворять сердце, чтобы оно не знало милосердия; прибыль моя – приобретать множество друзей и предавать их погибели; радость для меня – привлекать возможно большее число учеников, чтоб ниспослать их в ад. Когда те, кто находился по левую сторону, посрамленные, предстали и подверглись поношению и обвинению, я торжествовало; когда они ниспосылались в вечный огонь, который уготовало им, – я возвеселилось; когда они, рыдая, удалились со скрежетом зубов, низвергаемые демонами, и я вместе толкало их и радовалось… Мое дело – затворять двери пред людьми и не дозволять им достигать Вечной Жизни (40,876). Человек милостивый – врач своей души, потому что как бы сильным ветром из внутренности своей разгоняет он омрачение страстей (52,178). ВТОРНИК. Мф. Зач. 95. (23,23–28) О ЖЕРТВЕ БОГУ, УКРАШЕНИИ ХРАМОВ И МИЛОСЕРДИИ В жертву Богу преимущественно пред всем прочим приноси душу (12,210). Для Бога ничего так не достолепно, как слово очищенное и душа совершенная учениями истины (11,32). Очищение есть не одно воздержание от худых дел, но приобретение совершенной чистоты, чистоты в совести (30,345). Будем всячески стараться очистить себя от скверны духовной… (39,490). В какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой мере будут очищаться и ум твой, и помышления твои (23,138). Не смотри на внешнее, но устремляй взор во внутреннее, всецелый мир собери в мысленную клеть души, уготовь Господу не имеющий в себе кумиров храм (46,58).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если видишь множество тайных грехов своих, это не должно делать тебя беспечным в своем спасении, потому что Господь твой может очистить тебя и убелить твою черноту (26,69). Прекрасное покаяние имеет столько силы, что в мгновение времени освободит от тысячи грехопадений и на самом одре борющегося со смертью, если прибегнет к покаянию (46,127). Некоторый брат проводил уединенную жизнь в Египте. У него была сестра блудница, весьма красивая, погубившая многие души блудом. Старцы уговорили брата сходить к ней и отвратить ее от греха. Услышав, что пришел брат, блудница с радостью выбежала к нему, а он сказал: «Сестра моя, пощади душу твою, многих губишь ты людей! Великие муки готовятся тебе, если не прибегнешь к покаянию!» Благодать коснулась блудницы, и она, содрогнувшись, сказала: «Есть ли для меня надежда на спасение?» – «Да, есть, лишь только покайся». Блудница упала к ногам брата и просила взять ее в пустыню. Во время пути брат поучал ее покаянию. Увидев монахов, идущих навстречу, он повелел ей сойти с дороги. Монахи прошли, брат стал звать ее, но нашел ее умершею с окровавленными ногами, ибо она была без обуви. Бог открыл одному из старцев, что покаяние блудницы принято, потому что она отвергла все ради души своей, тяжко оплакивала грехи свои (77,471). НЕДЕЛЯ 5-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 28. (8,28–9,1) ДЕМОНОЛОГИЯ Кто возможет перенести козни лукавого, если на минуту отступит благодать Твоя, Владыка? (22,306). Лукавым демонам свойственно, как скоро лишат нас плодов правды, дотоле не удаляться от нас, пока не опутают заблуждением разума (2,28). Когда берет нас под власть свою общий враг, тогда он отъемлет у нас ризы, облекающие благоразумием наше безобразие. А риза христиан, покрывающая безобразие греха нашего, есть вера во Христа (2,267). Христос не истребил (диавола) единым движением воли, которым создал целый мир и которым мог бы погубить его, если бы захотел, потому что трудно укрыться от разгневанного Бога. Однако же не оставил Он свободным врага моего, но попустил ему быть в одно время среди добрых и злых и воздвиг между ними жестокую брань, чтобы как враг подвергался и здесь ужасному позору, сражаясь с теми, которые немощнее его, так подвизающиеся в добродетели всегда имели славу свою, очищаясь в жизни, как золото в горниле (11,238).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   Проникнув в тайну праздника Входа Господня во Иерусалим, не попустим, чтобы она оказалась для нас посторонним зрелищем. Откликнемся на призыв святого Епифания Кипрского († 403): «Люди, исходите в сретение Господа... Вся земля, всякий чин, всякий возраст – все достойно встретим Господа: исправим пути жизни, отверзем Царю входы нашей души, изнесем ветви победы Победителю смерти, воскликнем вместе с народом: Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь, и явися нам». Глава 6. О ЧТЕНИИ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ НА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ    Ввиду того что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того некратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах седмицы 6-й. Так было в XVI веке, например в Сийском монастыре (А. Дмитриевский. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I, с. 205), и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (А. Голубцов Чиновники Московского Успенского собора, с. 108). Так совершается и в настоящее время во многих храмах, где бывает ежедневное богослужение на седмице 6-й. Там же, где богослужение в течение Великого поста бывает только по средам и пяткам, некоторые иереи начинают чтение Четвероевангелия со среды седмицы 2-й.    Для того и другого случая может быть предложен следующий порядок чтения Евангелия. Для чтения на седмицах 2—6-й    Седмица 2.    Среда:    3 ч. Мф. 1-8 зач., 1, 1—4, 17.    6 ч. Мф. 9-20 зач., 4, 18—7, 11.    9 ч. Мф. 21-34 зач., 7, 12—10, 8.    Пятница:    3 ч. Мф. 34-46 зач., 10, 9 – 12, 30.    6 ч. Мф. 47-57 зач., 12, 30 – 14, 13.    9 ч. Мф. 58-70 зач., 14, 14 – 17, 9.    Седмица 3.    Среда:    3 ч. Мф. 71-80 зач., 17, 10 – 20, 16.    6 ч. Мф. 81-90 зач., 20, 17 – 22, 22.    9 ч. Мф. 91-103 зач., 22, 23 – 24, 51.    Пятница:    3 ч. Мф. 104-108 зач., 25, 1 – 26, 56.    6 ч. Мф. 109-116 зач., 26, 57 – 28, 20.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений . Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было b XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви b XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность. Учитывая сложившуюся практику, предлагаем возможные варианты распределения евангельских отрывков для чтения на великопостных часах в течение 2-й–6-й седмиц св. Четыредесятницы и для чтения на 6-й седмице Великого поста. Порядок чтения Евангелия на великопостных часах в  среду и  пятницу в течение 2-й–6-й седмиц: 2-я седмица: Ср. 3-й час – Мф., зач. 1–8 ( 1 – 4, 17). 6-й час – Мф., зач. 9–20 ( 18 – 7, 11). 9-й час – Мф., зач. 21–34 ( 12 – 10, 8). Пт. 3-й час – Мф., зач. 35–46 ( 9 – 12, 30). 6-й час – Мф., зач. 47–57 ( 30 – 14, 13). 9-й час – Мф., зач. 58–70 ( 14 – 17, 9). 3-я седмица: Ср . 3-й час – Мф., зач. 71–80 ( 10 – 20, 16). 6-й час – Мф., зач. 81–90 ( 17 – 22, 22). 9-й час – Мф., зач. 91–103 ( 23 – 24, 51). Пт. 3-й час – Мф., зач. 104–108 ( 1 – 26, 56). 6-й час – Мф., зач. 109–116 ( 57 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–12 ( 1 – 3, 19).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010