Евр. бес. 9). Брако-отрицатель глаголет: аз учу, яко ныне брачившийся за сие блудницы суть, и за блуд сего не считают. Писание глаголет: аз же учу, яко брак честен и ложе не скверно (Евр. зач. 333). И со умерением брака употребляй и первый в царствии будеши и всех насладитися благих (Злат, на посл. Евр. нрав. 7). Брако-отрицатель глаголет: аз учу, яко женатый разженись, и не женатый не женись. Писание глаголет; аз же учу, яко могий вместити да вместит, а яже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. зач. 78) и т.д. 108 Разбор и опровержение неправильных мыслей, находящихся в рассматриваемом нами сочинении Асафа, сделаны иноком Павлом и помещены в IX кн. «Истины», издаваемой в Пскове (л. 12–38). 115 Кто был Лев Ермолаев, о котором говорит здесь Асаф, мы не знаем; на вопрос наш об этом предмете о. Павел отвечал следующее: «сочинения его я не читывал, и кто он – Лев Ермолаев, так же узнать не мог; спрашивал и Любушкина, и он не знает; а узнаю от кого, напишу вам». 116 По свидетельству Асафа, даже самые близкие к Павлу ученики его иногда дозволяли себе увлекаться в спорах с бракоборцами. «Называете в своей рукописной тетради под видом названия о Промысле Божием, писал Асаф, обращаясь в иноку Прокопию, бесовским учением и еретическом, которое мы содержим. Воистину тайно развращаете, люди Божии. Аще бы наши наставники усмотрели и люди в вашей тетради, каковой яд положен в ней для рода христианского, то верно говорю, не пустили бы нас и в домы своя и возгнушалися бы, как самых злейших еретиков» (Истина, Яссы, л. 53 об.) 118 В Климоуцах, по свидетельству о. Павла, «учение бракоборное до конца исторглось после прения Прокопия с Асафом» (Странник 1871 г, октябрь, стр. 46). 119 Если верить иноку Асафу, число последователей прусской обители, признавших законность брачной жизни, не превышало в 1864 году тысячи человек, включая в это число и женщин (Истина, Яссы, л. 30 об.). 122 А многие из его мыслей, например, о церкви, о священстве, об антихристе и прочие, не согласные с учением федосеевцем, как бы подтверждали такой взгляд на него бракоборцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Но в древности, во время гонений, св. мученики, нередко крещенные мирянами, разве не спасались без миропомазания? Спасались; но в то время некоторые из св. мучеников спасались и без крещения: однако следует ли отсюда, что и креститься не нужно? О таинстве причащения Кем установлено таинство причащения? Таинство причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на тайной вечери. Необходимо ли оно для христианина? Оно так необходимо для каждого христианина, что без него спастись совершенно невозможно. Как говорит об этом Христос Спаситель? Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате себе. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный ( Ин.6:5354 , зач. 23). Что говорит о необходимости причащения бл. Феофилакт Болгарский ? «Духовнаго брашна, Господни плоти... не причащающеся не причастни будем вечного живота» (Благов. на Иоан. зач. 23, л. 104 и об.). Что написано о необходимости причащения в Книге о вере? «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго и не пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 ). Страшен ответ Христовых словес! И яко истинна суть словеса Его, сим заключает: небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут ( Мф.24:34 ). Кто не ужаснется от вышереченного запрещения и не послушает гласа Господня? Разве той, иже живот вечный погубити хощет» (Кн. о вере л. 51). Еще: «Без причастия тоя истинныя святыни спастися невозможно» (там же л. 248, сн. Златоустник л. 96). Что сказано о необходимости причащения в Кирилловой книге? «Аще кто кровию Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его первородная в нем жива быти не может (л. 34 на об.). Как называет непричащающихся Матфей правильник? «Еретики глоголем быти всех не причащающихся священий от священника в святей Божией Церкви» (кн. Матф. правил. сост. 1, гл. 2). Что говорит об удаляющихся от причащения св. Кирилл Александрийский ? Иже церкви Божия и причастия себе святых Христовых Таин удаляюще, врази Божии бывают и 6есом друзи» (Соборн. Б. л. 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

По своем освобождении, по случаю размена пленных, он принял в Риме иночество, откуда в 681 г. удалился на Афон и, поселившись на самой вершине Св. Горы, покрытый только «щитом веры», «в безмолвии Бога усердно ищай», целых 53 г. провел один, не имея одежды и ничего из земных вещей, нужных для жизни. Тело его обросло весьма густыми и длинными волосами, а борода его доставала до земли. Ревность по вере, нелицемерная любовь, неуклонная надежда, истинное терпение, совершенное смирение, умиление и всегдашний плач, кротость, умерщвление плоти, бесстрастие, телесная и душевная чистота, безмолвие и зрение Бога – вот те добродетели, которыми украшал себя пр. Петр. Он скончался в 734 г. Мощи его, перенесенные из пещеры в обитель св. Климента, прославились чудесами. Во время иконоборства они были скрыты под спудом в той же обители, но потом, вследствие чудес, снова были открыты и в 969 г., по случаю смут на Афоне, были перенесены во Фракийское селение Фотокоми. Кондак, гл. 2. Удалив себе человеческаго сожительства, в пещерах каменных и расселинах пожил еси желанием Божественным, и любовию, Петре, Господа твоего, от Негоже венец приял еси: моли непрестанно спастися нам. Ап. ( Гал.5:22–26; 6:1–2; 213 зач.; Ев. Мф.11:27–30; 43 зач.). Пр. Коневского, Новгородского чудотворца. Родом из пределов Новгорода, воспитанный «в добре наказании и учении и во всяком благоговейнстве и чистоте», он игры и «снотворная словеса, яко же обычай юным», ненавидел и гнушался; сладких брашен не вкушал, но «паче воздержание любляше и его лобызаше», часто приходил к святым церквам, со вниманием слушал «божественный словеса» и чтением их услаждался. Родители отдали его в научение ремеслу. Отрок «со усердием поведанная ему исполняше и тако вскоре изучися художеству и бысть ковач меди». От своих трудов он со тщанием подавал милостыню нищим, «бе бо зело милостив». Любя всегда молиться Богу, преспевал он в заповедях Господних. С целью «поработати Господеви в безмолвии», он еще юношей поступил в иноки Новгородской Лисичьей обители (ныне упраздненной), где терпеливо проходил 11 лет разные послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мажет Иисус Христос глаза слепорожденному брением, т. е. совершает действие, которое с человеческой точки зрения скорей может только повредить зрению, но тот не протестует. Мало того, без всяких недоуменных и, казалось бы, естественных вопросов: чтó это значит, почему, зачем, на что, – послушно выполняет повеление. И это тем более удивительно, что ведь он не знал, Кто сие творит. Видно, чувствовало сердце его милость Божию, видно, душа его была полем распаханным, той почвой доброй, где семя Божие приносит плод мног ( Мф. 13, 23 ). В самом деле, как только он узнал, что благодетель его – Сын Божий, сейчас же поклонился Ему. Несомненно, этот евангельский слепорожденный был тем младенцем по вере, о которых Господь говорил: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф. 18, 3 ). Потому-то Он однажды возрадовался духом и сказал: славлю Тебя, Отче, Господа неба и земли, что Ты утаил сие от премудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение ( Мф. 11, 25–26 ). Эта история исцеления слепорожденного научает нас, братие, смиренно и терпеливо переносить те скорби и страдания, которыя выпадают на нашу долю, ибо все видит Господь и может помиловать нас прежде, чем мы ожидаем. Почем знать, может быть, и нас Господь испытует этими лишениями и уж во всяком случае не без Его воли все вокруг нас совершается для каких-либо благих целей, нам пока неведомых. Пусть же не будет у нас этих отчаянных: за что, доколе, Господи? Всему есть свой, Богом определенный час, который и будем ожидать в чистоте душевной, как послушные дети. Нам обыкновенно кажется, что все вокруг нас происходит не так, как следует. Дай нам волю, и мы, пожалуй, готовы весь свет перевернуть, но, слава Богу, к счастью, у нас нет такой силы. Смиримся же пред крепкой Десницею Того, во власти Которого и жизнь и дыхание и все ( Деян. 17, 25 ). Поклонимся Господу Богу нашему во Святой Троице певаемому всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. Поучение в день Вознесения Господня. Евангелие от Луки, зач. 114 (24, 36–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

Вот в чем причина, почему апостолы не вразумились чудом над хлебами, – сердце их было окаменено. Это, конечно, не означало того, что апостолы не верили чудесам Христовым, а означало то, что они были в таком состоянии духа, когда человек не понимает важности совершающихся пред его глазами событий (Мих.). Но это окаменение недолго продолжалось: скоро, как повествует еванг. Матфей, все подошли, поклонились Ему, – в знак благоговения, и сказали: истинно Ты Сын Божий ( Мф.14:33 ), т. е. Мессия, Единородный Сын Бога Отца, воплотившийся для спасения рода человеческого. Чудеса: необыкновенное умножение хлебов ( Мк.6:36–44 ), чудесное хождение по воде Самого Господа и с Ним ап. Петра и утишение бури вызвали со стороны учеников Его твердое исповедание веры в то, что Он – Христос Мессия. Мк.6:53 . И переправившись прибыли в землю Геннисаретскую, и пристали к берегу. В землю Геннисаретскую, т. е. в окрестности Геннисаретского, тоже что Галилейского или Тивериадского озера, с северо-восточной стороны ( Мк.1:16 ). Зач. 27. Иисус Христос в Геннисаретской земле. Читается в понедельник 16-й недели по Пятидесятнице О прибытии Иисуса Христа в землю Геннисаретскую, после чудесного хождения по воде, говорится и у еванг. Матфея, только несколько покороче. Также у еванг. Марка подробнее излагается и беседа в этой стране с фарисеями, ст. 5 и далее. Чит. у Матфея об этом ( Мф.14:34–36; 15:1–11 ). Мк.6:54 . Когда вышли они из лодки, тотчас жители узнавши Его, И изшедшим им из корабля (когда вышли они, – Иисус Христос и апостолы), из лодки, прибыв в землю Геннисаретскую, т. е. в окрестности Геннисаретского или Галилейского озера с северо-западной стороны, абие познаша Его (тотчас жители узнали Его) и пр. Жители узнали Иисуса Христа, так как Он незадолго до сего исцелил в их стране бесноватого, который наводил ужас на всех ( Мк.5:1–20 ). Мк.6:55 . Обежали всю окрестность ту, и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. Мк.6:56 . И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

нас ради написася... аще мы духовная сеяхом вам, велико ли аще телесная ваша пожнем» ( 1Кор.9:9–11 ). Ясно, что апостол под волами разумеет здесь евангельских деятелей. Под скотами польскими, или зверями, св. Григорий Богослов , во втором слове на Пасху, разумеет тех, которые «нравами уподобились зверям и недостойны были божественных таинств, и, однако, покоряются евангельской проповеди, оставляя зверонравие». Птицы небесные – те, о нихже глаголет Христос в притче, уподобляя Царствие Небесное зерну горушичному, произросшему в великое древо, в ветвях которого витают птицы небесныя (Мф. зач. 53), сиречь те, по объяснению Благовестника, иже «легки и вперены к вышним разумом». И заключая псалом свой словами: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» ( Пс.8:10 ), пророк являет, что не о чувственных овцах и волах, и птицах и рыбах глаголет, но о духовных, по возвождению, покорившихся Христу верою, ибо чудно имя Господне сотворилась по всей земле, когда проповедь Евангелия объяла всю землю, чудно сотворилось не чрез покорение овец и волов человечеству, но чрез покорение Христу всего мира верою в Него, егда вси, – и овцы двора его, и волы, орущии ниву его, и скоты польские, оставившие зверонравные свои нравы, и рыбы морские, уловленные евангельское мрежей, – все прославляют Христа, вопиюще: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли! Что значит выражение: Господь воцарися? Словом воцарися означается начало царствования; но тот же пророк Давид в другом псалме говорит: «Бог Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли» ( Пс.73:12 ). И сии слова: царь прежде века сказаны не о Боге Отце и не о Боге Духе Святом, но о Боге Сыне, о единородном Слове Божием, как видно из последующих слов: содела спасение посреде земли, ибо воплотитися и соделати спасение посреде земли благоизволил, советом Бога Отца и Бога Духа Святого, Сын Божий. Посему и слова: Бог Царь наш прежде века относятся к воплотившемуся нас ради Сыну Божию. Нет ли же противоречия в словах пророка: Господь воцарися, и: Господь Царь прежде века? Противоречия нет, ибо по отношению к нам Господь есть Царь нам по двою образу, – по созданию и по усвоению верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Правосл. Господь повелел апостолам крестить и этим самым даровал им священное право на совершение таинства, а вашим наставникам кто повелел крестить? Раск. В толк. на 49 пр. св. Апост. сказано: «всякому правоверному... подобает крещати». Далее, Апостол Филипп не был священником («Толк. Апост.» л. 53) и, однако, крестил. Объяснив 49 прав., указать на толкование Зонары: «каждаго должно крестить»... «Кто не будет крестить (по сему повелению), да будет извержен». Диакону Филиппу повелел крестить Господь ( Деян.8:26 ; Кормч. л. 30). Раскольн., ссылается на житие св. Феклы, которая крестила целую страну. Правосл. В прологе 24 сент. сказано, что св. равноапостольная Фекла только привела ко Христу антиохийцев. И о св. Владимире сказано, что он крестил русский народ, хотя св. Владимир таинства Крещения ни над кем не совершал. Раск. И ваша Церковь по нужде повелевает крестить и мирянину. Правосл. читает «Потр.» патр. Иосифа л. 724. «Тактик.» л. 156 об. Раск. ссылается на «Пролог» 28 августа: «где бо суть глаголющий, простецем уже нам при напасти не мощно крестити, не сущу ту иерею». Правосл., прочитав все сказание, объясняет слово ту (в данном месте) и указывает на слова сказания «несть нам льзе сотворите сего простецем сущим, иерейскаго чина не имущим». IX. О таинстве покаяния Прав. Ев. Ин.20:22–23 , толк. Феофилакта (л. 300 об.), Деян.19:18 ; «Потребн. Иосифск.» л. 141; «Благов.» Матф. л. 144; «Мал. Катих.» л. 36. Где сказано, что мирянин имеет право отпускать грехи? Раск. Во времена апостольские было три рода исповеди: друг другу, пред всею Церковию и пред священниками («Кратк. ист. Церкви» прот. М. Богданова, стр. 15, изд. 1854 г. Москва), а так как священников у нас нет, то мы и совершаем первые два вида исповеди. Так повелевает и Кормчая л. 608. Прав. «Мал. Катих.» л. 36, «Б. Катих.» л. 389–390. В «Кормчей» не сказано, что простец разрешает кающегося, а лишь назначает ему правило, способствующее противоборствовать «мечтанию». Раскольник читает (37 зач. Мф. с толк. бл. Феофилакта: «ключи добродетели».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

(И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали. Блажени очи видящии и пр. Чит. в объясн. 10 ст. 8 главы. Мф.13:16 . Зач. 53-е. Ответ Господа искушавшему Его законнику и притча о милосердом самарянине. Читается в 25-ю неделю по Пятидесятнице. Об искушении Господа одним из еврейских законников повествуют и евангелисты Матфей ( Мф.22:35, 40 ) и Марк ( Мк.12:28, 34 ), но еванг. Лука повествует совершенно о другом случае искушения, хотя в некоторых чертах есть сходство между тем и другим. Лк.10:25 . И сé, закóнник некий востá, искушáя егó и глагóля: учителю, чтó сотворив, живóт вечный наследую? (И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?) Законник – то же, что книжник. О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Искушая Его (И. Хр.), т. е. желая своим вопросом поставить в затруднение или довести до того, не скажет ли Он чего-либо противного закону Моисееву, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Так не раз искушали Иисуса Христа враги Его ( Мф.22:15 и дал.). «Какая противоположность, восклицает при этом еписк. Михаил, – эта радость учеников, собравшихся вокруг своего Учителя (ст.17), это вдохновенное славословие и глубокое богословствование Господа (ст. 21–32), это ублажение возрадовавшихся учеников, одним словом – эта восторженная и задушевная беседа Учителя с учениками, и – это лукавое и темное намерение смутить эту радость святого общества лукавым вопросом, чтобы уловить на словах великого Учителя и обвинить Его в неправославном учении!» Лк.10:26 . Он же речé к немý: в закóне чтó писано éсть? кáко чтéши? (Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?) Законнику, который сам хорошо знает закон, Господь отвечает ссылкой на самый закон: для получения вечного блаженства пусть исполняет он то, что говорит закон (28 ст.). Таким образом, искушение Господа со стороны законника оказалось безуспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.22:37 . Глагóлю бо вáм, яко ещé писаное сé, подобáет, да скончáется о мне, éже: и со беззакóнными вменися. Ибо éже о мне, кончину имать. (ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.) Здесь Господь указывает причину, почему Он дает особые наставления Апостолам, и почему все указываемое Им непременно должно быть: подобает, да скончается о Мне (должно исполниться на Мне) и пр., – потому, что евреи не признают в Нем обещанного Мессии, а отвергнут Его, осудят и предадут казни, вместе с злодеями – разбойниками. «Если же Меня, вашего Господа и Учителя, причислят к злодеям, то чего же ждать вам, Моим ученикам и исповедникам?» как бы так говорил Господь Своим ученикам. (Мих.) Господь и ранее не раз предрекал им подобное. (Сл. Мф.10:24, 25 ; Ин.15:18, 23 ). А что так несправедливо и жестоко будет поступлено с Господом, так это потому, что так предрешено правосудием Божиим для искупления рода человеческого и так за несколько веков предречено пророками. Напр., что Господь примет ужасные страдания и будет причтен к злодеям, это за 600 лет ясно предсказано св. пророком Исаиею (53 гл. ). Еже о Мне, кончину имать (то, что о Мне, приходит к концу), т. е. то, что предсказано – написано пророками, то сбывается и приходит к концу, так как Иисус Христос скоро имел принять предназначенные и предреченные Ему страдания и умереть. Вот почему вам, Господь как бы так заключает Свои предсказания пред Апостолами о Своих собственных и предстоящих им, Его ученикам, страданиях, нужно быть готовыми ко всему. Я Сам уже готов ко всему, что Меня ожидает, и вы должны быть готовы.» Лк.22:38 . Они же реша: Гóсподи, сé ножá зде двá. Он же речé им: довóлно éсть. (Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.) Се ножа зде два (вот здесь два меча). Жившие в Галилее, иудеи, проходя пути к Иерусалиму пустынями, особенно пустынею Иерихонскою (10:30), как – местами опасными со стороны живших здесь в изобилии зверей и разбойников, нередко брали с собою оружие – меч или нож, для своего предохранения. Вот почему оказалось у Апостолов на сей раз два меча или ножа, и один именно у ап. Петра (ст. 40–42). Апостолы не поняли точного смысла речи Господа, что ею внушалась им готовность к особенным подвигам и борьбе в дальнейшем будущем их положении, а приняли ее в буквальном смысле – о защите мечами, тем более, что видели, что Учителю их грозит смерть. Два меча. Апостолы так были смущены в это время, что и не подумали, что значат их два меча против множества врагов их Господа. Довольно есть. Эти слова тоже имеют не прямой смысл, а значат: «ну, хорошо, хорошо! Не о том речь!» Так говорят иногда одни другим, когда видят, что те их не понимают и не могут понять и, считая дальнейший разговор излишним, прерывают его, не давая однакож знать своим слушателям, что они понимают их непонимание. (Мих.) Зач. 109. Гефсиманская молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Слово праздное то, которое учит делать добро, а само не делает (22,282). Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видал… Худой отзыв о другом есть праздное слово (22,281). Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветою, а также… и пустое слово; например, возбуждающее смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное. Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надобно оберегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества (4,298). Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний (5,43). Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергается сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так и вместе тех, которые стоят близ него (23,294). Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкои отверстия основательного ведения (53,104). Вместо слов, произносимых безрассудно, будем произносить молитвы (33,707). Некоторый старец сидел вместе с братией и, когда велась душеспасительная беседа, видел, что между братьями стояли Ангелы и на лицах их сияла улыбка, но когда разговор заходил о предметах суетных, Ангелы огорчались и тотчас уходили далеко от беседующих. На их месте появлялись нечистые кабаны, покрытые стругами, и кружились вокруг братии. Это демоны, в виде кабанов, услаждались пустословием и многословием монахов. Увидев это, старец ушел в келлию и в продолжение всей ночи плакал. Он всегда увещевал братию по монастырям: хранить себя от многословия и суетных бесед, в которых рождается вред и погибель для души (77,456). НЕДЕЛЯ 8-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 58. (14,14–22) О ПРИЧАЩЕНИИ Как тело нуждается в чувственной пище, так и душа требует… пищи духовной, дабы, укрепляясь ею, могла противиться восстаниям плоти и выдерживать постоянную брань (35,83).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010