Евр. бес. 9). Брако-отрицатель глаголет: аз учу, яко ныне брачившийся за сие блудницы суть, и за блуд сего не считают. Писание глаголет: аз же учу, яко брак честен и ложе не скверно (Евр. зач. 333). И со умерением брака употребляй и первый в царствии будеши и всех насладитися благих (Злат, на посл. Евр. нрав. 7). Брако-отрицатель глаголет: аз учу, яко женатый разженись, и не женатый не женись. Писание глаголет; аз же учу, яко могий вместити да вместит, а яже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. зач. 78) и т.д. 108 Разбор и опровержение неправильных мыслей, находящихся в рассматриваемом нами сочинении Асафа, сделаны иноком Павлом и помещены в IX кн. «Истины», издаваемой в Пскове (л. 12–38). 115 Кто был Лев Ермолаев, о котором говорит здесь Асаф, мы не знаем; на вопрос наш об этом предмете о. Павел отвечал следующее: «сочинения его я не читывал, и кто он – Лев Ермолаев, так же узнать не мог; спрашивал и Любушкина, и он не знает; а узнаю от кого, напишу вам». 116 По свидетельству Асафа, даже самые близкие к Павлу ученики его иногда дозволяли себе увлекаться в спорах с бракоборцами. «Называете в своей рукописной тетради под видом названия о Промысле Божием, писал Асаф, обращаясь в иноку Прокопию, бесовским учением и еретическом, которое мы содержим. Воистину тайно развращаете, люди Божии. Аще бы наши наставники усмотрели и люди в вашей тетради, каковой яд положен в ней для рода христианского, то верно говорю, не пустили бы нас и в домы своя и возгнушалися бы, как самых злейших еретиков» (Истина, Яссы, л. 53 об.) 118 В Климоуцах, по свидетельству о. Павла, «учение бракоборное до конца исторглось после прения Прокопия с Асафом» (Странник 1871 г, октябрь, стр. 46). 119 Если верить иноку Асафу, число последователей прусской обители, признавших законность брачной жизни, не превышало в 1864 году тысячи человек, включая в это число и женщин (Истина, Яссы, л. 30 об.). 122 А многие из его мыслей, например, о церкви, о священстве, об антихристе и прочие, не согласные с учением федосеевцем, как бы подтверждали такой взгляд на него бракоборцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Из дней попразднства, кроме второго дня самого праздника, устав выделяет по понятным основаниям (ВК. 137) субботу и воскресенье. Субботу впрочем он отмечает только особыми чтениями и обстоящими их песнями, прокимном на литургии и т. д. Прокимен – Богородичный (отголосок древнего д. б. – посвящения субботы Богоматери, сохранившегося доныне в зап. церкви), но обычно назначаемый для утрени, не столь важной службы как литургия – «Помяну имя твое» (РБ. 61); апостол 1Тим. 6, 11 б – 16 (зач. 288) о втором пришествии Христовом, как завершении первого; аллилуиарий тот же, что и во 2-й день праздника; евангелие Мф. 12,15 – 21 (зач.46) об оправдавшемся на служении Христа Исаиином предсказании о незлобивом и кротком характере Его отрочества ( Ис. 42, 1 – 4 ); причастен обычный Богородичный (РБ. 107). Неделя по Р. X., в соответствие неделе пред Р. X., посвящена богоотцам, т. е. ближайшим предкам Христа по плоти – пр. Давиду и Иосифу Обручнику, так же как достойнейшему из братьев Христа по плоти – ап. Иакову. Неделя имеет и полную службу. Важнейшее из песнопений службы тропарь «Благовествуй Иосифе» прославляет впрочем только первых двух (д. б. первоначально и вспоминавшихся в эту неделю), но гл. о. Иосифа, который приглашается рассказать Давиду о всех обстоятельствах события, попутно и исчисляемых, благодаря чему тропарь является собственно гимном событию. Другое важнейшее песнопение – кондак «Веселия днесь Давид исполняется» воспевает всех трех за «сродство» со Христом. Но напеву кондак подражает в точности праздничному, а тропарь того же 2 гласа, что и тропарь недели пред Р. X. Вообще же вся служба восхваляет трех праведников в постоянном соприкосновении с событием, являясь службой скорее в честь этого последнего, только под особым углом зрения, почему и открывается она, в стихирах на Господи воззвах стихирами 1-го дня праздника («Приидите возрадуемся Господеви»). Можно отметить след. выражения в службе. «Память совершаем – царя – пророка и апостола – первого епископа, тех... ученми лести избавившеся» (Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На следующий день после праздника Рождества Христова (26-го декабря) празднуется Собор Пресвятыя Богородицы. (См. выше). Затем следующая суббота именуется Субботою по Рождестве Христове. В ней на литургии полагаются особые Апостол (Тим., зач. 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Следующая затем Неделя именуется Неделей (воскресением) по Рождестве Христове, также Неделей Богоотец. В эту Неделю совершается память святых и праведных Иосифа обручника, Давида царя и Иакова брата Божия. Если эта Неделя (воскресение) случится в 26-е, 27-е, 28-е, 29-е, 30-е, и 31-е дек., то служба Богоотцов отправляется в эти числа (Тип., послед. 26-го дек.). Но если Неделя случится 1-го января, т. е. по отдании Рождества Христова, то служба Богоотцов отправляется 26-го- декабря 879 . Хотя бы праздник Рождества Христова случился в среду или пяток, мирянам разрешается мясо, а монахом – сыр и яйца. И такое разрешение продолжается от праздника Рождества Христова до навечерия святого Богоявления (Тип., послед. 25-го декабря, в конце; сн. Тип., послед. 5-го января, в конце): «разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений никакоже пост, ни коленопреклопения бывают, ниже в церкви, ни ж келиях 880 (Тип., послед. 25-го декабря в конце). Для суббот и Недель (воскресений) по Рождестве Христове – и пред Богоявлением в Типиконе, в последовании 26 декабря находится особый «указ о Апостолех и о Евангелиях, яже бывает суббота и Неделя по Рождестве Христове, и другая суббота и Неделя пред Богоявлением» (Тип.). Между Рождеством и Богоявлением в иные годы бывает одна суббота и одна Неделя, иногда – две Недели, иногда две Недели и одна суббота. Это различие зависит от того, в какой день седмицы случается день Рождества Христова. Для всех указанных случаев назначены то те, то другие Апостол и Евангелие. Январь 1-го января празднуется: а) Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; б) память св. отца нашего Василия Великого и в) начало нового года. 1-е января есть осьмый день от дня Рождества Христова. Господь в осьмый день от рождения, во исполнение закона., благоволил подвергнуться обряду обрезания ( Лук.2:21 ), который установлен в знамение завета Божия с Авраамом и его потомством. В этот 8-й день наречено было имя младенцу – Иисус, то имя, которое было предвозвещено Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве, при благовестии о рождении Сына Божия. Иисус – значит Спаситель. Праздник Обрезания, хотя принадлежит к великим праздникам, имеет праздничный знак крест в круге, но не состоит в числе двунадесятых праздников. Он празднуется один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Попразднство бывает 6 дней, и отдание совершается 31 декабря. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника, и первым читается канон праздника, а на литургии после входа «Приидите, поклонимся...» поется с окончанием «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа», за исключением тех случаев, когда попразднство или отдание случится в воскресенье (тогда поется на «рождейся от Девы...», а «воскресый из мертвых поющия Ти...»). (См. Богослужебные указания на 1956 г. и 1957 г., с. 272, 315). В отдание Рождества Христова, как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (кроме Введения), совершается вся служба праздника (служба рядового святого переносится на предыдущий день), но без входа и паремий, на утрени не бывает полиелея и антифонов. В конце утрени поются стихиры на хвалитех и великое славословие. Особенностью отдания Рождества Христова в сравнении с отданием других Господских праздников является то, что при совпадении его с субботой или воскресеньем на вечерне не поется догматик, а вместо него – стихира праздника: «Августу единоначальствующу...» 51 . На хвалитех на воскресной утрени вместо евангельской стихиры поется на «Слава» стихира святых Богоотец, а на «И ныне» – «Преблагословенна еси Богородице...». Вместо «Честнейшую...» на утрени 26 декабря и 31 декабря (в отдание праздника) поются припевы и ирмос 9-й песни канона праздника, но если эти дни совпадают с воскресеньем, то поется «Честнейшую...». Суббота и Неделя по Рождестве Христовом В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены прокимен: «Помяну имя Твое во всяком...», стих: «Слыши дщи...», особые Апостол (Тим., зач 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Причастен: «Чашу спасения прииму...». Неделя по Рождестве Христовом называется еще Неделей святых Богоотец. В эту Неделю совершается память родственников Христовы по плоти различных времен: праотцев Христовых пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Попразднство и отдание праздника Попразднство бывает 6 дней, отдание праздника совершается 31 декабря. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святого Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника. На литургии после входа поется: «Приидите, поклонимся...» с окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий. Рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа». За исключением тех случаев, когда попразднство или отдание случится в воскресенье, тогда поется «Воскресый из мертвых, поющия Ти...». В отдание Рождества Христова 31 декабря, как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (исключая Введение), поется вся служба праздника (служба рядового святого переносится на следующий день), но без входа и паримий. На утрени не бывает полиелея и антифонов, в конце утрени – великое славословие. Особенностью отдания праздника Рождества Христова в сравнении с отданием других Господских праздников является то, что при совпадении его с субботой или воскресеньем на вечерне не поется догматик, а вместо него – стихира праздника: «Августу единоначальствующу...». На воскресной утрени на хвалитех вместо Евангельской стихиры поется стихира святых, на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево…». Вместо «Честнейшую» на утрени 26 декабря и 31 декабря (в отдание праздника) поются припевы и ирмос 9-й песни канона праздника, но если эти дни совпадут с воскресеньем, то поем «Честнейшую». В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены особые прокимен: «Помяну имя Твое...», стих: «Слыши дщи...», Апостол (Тим., зач. 288-е) и Евангелие (Мф., зач. 46-е). Причастен: «Чашу спасения прииму...». Неделя по Рождестве Христовом называется еще Неделей святых Богоотец. В эту Неделю совершается память родственников Христовых по плоти различных времен: святых пророка и царя Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня по плоти. Если эта Неделя (воскресенье) случится в какой-либо день в промежутке с 26 по 31 декабря (включительно), то служба святых Богоотец совершается в этот день. Но если Неделя святых Богоотец придется на 1 января (это будет тогда, когда праздник Рождества Христова случится в воскресенье), то служба святых Богоотец совершается 26 декабря по следующему чину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Псалтирь, Пс. 84  и 106. Лаврентиевское Евангелие, л. 71 об. и 122. Гелатское Евангелие, л. 36, 105 и 173 об. 1623 Евангелие 54, л. 35 об. Евангелие публ. библ. 105, л. 79. Евангелие 115, л. 48 об. Евангелие suppl. gr. 914, л. 24. Коптское Евангелие, л. 24. Сир. Евангелие нац. библ. 33, л. 5 об. Греческий подлинник 1624 . Кодекс Эгберта 1625 . 111. Миниатюра Евангелия Раввулы. Исцеления слепых. Все относящиеся сюда памятники могут быть сведены к двум группам: исцеления по Евангелию Матфея ( Мф. 9:27–31; 20:29–34 ), Марка ( Мк. 8:22–26; 10:46–52 ) и Луки ( Лк. 18:35–43 ) – первая группа; исцеление слепорожденного по Евангелию Иоанна ( Ин. 9:1–7 ) – вторая группа. К первой относятся все изображения в древнехристианских живописях и в скульптуре. Возможно допустить, что древнейшие художники в тех же формах изображали и исцеление слепорожденного по Евангелию Иоанна и что на некоторых памятниках древнехристианского периода нужно подразумевать именно это исцеление. Мы утверждаем лишь то, что здесь нет отличительного признака этого исцеления – силоамской купели, которая является в памятниках византийских и дает основание для выделения этих изображений в особую группу. Обычный тип первой композиции таков (рис. 58): слепец в тунике стоит прямо или в наклонном положении или на коленях перед Иисусом Христом и простирает к Нему руки. Иисус Христос касается Своей десницей его глаз 1626 . Слепец имеет вид маленького человечка; но в мозаиках Аполлинария Нового в Равенне 1627 два слепца, стоящие перед Иисусом Христом, имеют уже обыкновенный рост; оба одеты в туники и плащи, напоминающие древние фелони, низко опущенные спереди; передний слепец, к глазам которого прикасается Иисус Христос, опирается на посох; возле Него изумленный апостол. В Евангелии 74 (л. 18, 40 и 149. Елисавет., зач. 33 Матф. и 93 Лук.) позади двух слепцов стоит толпа народа; в другой миниатюре того же кодекса (л. 81 об. Елисавет., зач. 34 Марк.) слепец стоит, склонив голову и скрестив руки на груди; Иисус Христос десницей касается его глаз (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В Свящ. писании отрицание нередко употребляется в смысле ограничения (ст. 29. Мф.8:14, 25:31 ). Посему слово не знавший значит менее знавший. Неведение хотя извиняет, но не вполне; так как неведущий мог бы узнать, если бы был рачителен и заботлив (чит. в притче же о талантах 25:26–30). «Если один биен будет много, а другой мало, то почему же говорят, что нет конца мучению грешников? вопрошает св. Василий Великий . И отвечает на этот вопрос таким образом: сказанные слова указывают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, но или слабейшего, или более пожигающего; другой, – червя неумирающего, но опять или сноснее или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого; и иной – геенны, в которой без сомнения есть разные роды мучений и другой тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Господь то решительно говорит, что идут сии, т. е. грешники, в муку вечную ( Мф.25:46 ), то отсылает иных в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его, (4), а в другом месте именует геенну огненную и присовукупляет: идеже червь их не умирает и огнь не угасает. ( Мк.9:47–48 ). И если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь должна иметь конец.» Зач. 69-е. Действие учения Господня. Знамение времени и о примирение с ближним. Тут речь иносказательная. Огонь в Свящ. писании изображает собою бедствия, потрясения, перевороты ( Пс.76:12 ; Ис.43:2 ). Здесь Господь им изображает более частные бедствия, т. е. семейные раздоры и разногласия, как это видно из дальнейших слов Его (ст. 51 и дал). Слова: огня приидох воврещи (низвести) на землю не значат, что Иисус Христос, Который есть мир наш ( Еф.2:14, 16 ), пришел на землю для того, чтобы произвести раздоры и несогласия. Но это значит, что разделения среди людей необходимо должны произойти сами собой с пришествием Господа. Злоба людей, а не Он и Его Евангелие будут причиною сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

А старообрядцы, сами оставшись без епископа, нигде не имели епископов, с которыми были бы в общении. После этого, все собеседники выразили желание прекратить беседу. При этом, Василий Григорьевич сказал им: Никто из вас, друзья, не разрешил моих сомнений и не доказал мне, что общество старообрядцев составляет Церковь Христову и что на нем исполняется обетование Господне: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей. Градов. Мы доказали все. Инвалидов. Ничего вы не доказали! Градов. Как не доказали? Антон Егорович все доказал! Инвалидов, обратясь к Антону Егорову, сказал: и ты Антон, ничего не доказал! Таким образом все эта беседа состояла кратко в следующем: Желая открыть беседу, Кормаков, согласно вступлению своих вопросов (поданных прежде Савватию, именуемому Московскому архиепископу), раскрыл, что Церковь Божия по подобию тела человеческого создана их разных членов, из Пастырей и пасомых; и затем поставил вопрос: ко всем ли членам, составляющим Церковь Божию: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ей (Мф. зач. 67), или не ко всем? Начетчики ответили: ко всем. Где же, в каком обществе, сие обетование Господне исполнялось и исполняется? спросил еще Кормаков. В нашем! все, в один голос, ответили начетчики. Когда в вашем, то потрудились доказать беспрерывное в нем существование Богоучрежденного в Церкви епископского чина. На вопрос об этом отвечать выступил Антон Егоров; потом, один за другим, говорили все начетчики; говорили более четырех часов, но ответа на вопрос не дали, что признал даже один из их собственной среды, более беспристрастный, г. Инвалидов. По окончании беседы, он прямо сказал своим товарищам: «Вы много говорили, а на вопросы ничего не ответили»! После всего этого, окончательно убедившись в неправоте раскола, Василий Григорьевич Кормаков решился объявить родителю о своем желании присоединиться к православной Церкви. При этом он вручил отцу свою исповедь, в коей изложил причины, вследствие которых оставляет раскол. Отец, взявши у него исповедь, и не читая, изорвал ее в мелкие клочки и бросил на пол; потом велел ему взять все, собранные им, «еретические» книги (то есть, издания Братства Святого Петра Митрополита), угрожая в противном случае так же изорвать их в клочки; наконец, с проклятиями, выгнал его из дома и объявил, чтобы не ждал от него никакой материальной помощи, а если, после присоединения, покажется ему на глаза, то он убьет его… 46

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

В Книге Деяний Апостольских ясно видим, что, когда ни собирались при Апостолах верующие, совершалось непременно и Преломление хлеба ( Деян.2:46. 20:7 ). Из посланий св.Павла очевидно, что быть Христианам в церковном собрании значило быть непременно за Евхаристией (Кор.1:11, 18–20). Согласно с такими и подобными описаниями молитвенных собраний Христиан Апостольского времени пишут и священномученик Игнатий в послании к Ефесеям 222 , и св.мученик Иустин в 1-й своей апологии, и все древние писатели, кто только упоминал о сем предмете. Предмет известен был даже язычникам в первые века Христианства. Язычники, не зная наших Таинств, говорили, что Христиане в своих собраниях ели будто бы младенцев, – каковая ложь, очевидно, свидетельствует ту истину, что Христиане обыкновенно вкушали там Тело и Кровь Божественного Агнца. 16. Разномыслие мнимых Старообрядцев, и опровержение оных Наши мнимые Старообрядцы Беспоповщинского толка совсем не имеют Таинства Причащения, уверяя себя и других, что за неимением истинных Священников, которые могли бы совершать Евхаристию, нет уже на земле св.Евхаристии, и они причащаются духом, равно как и живут подобно жившим некогда Антониям Великим , Павлам Фивейским и иным великим подвижникам. Но, а) где же, по сему, слово Господа: «сие творите в Мое воспоминание? Где слова св.Апостола Павла: Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, Дóндеже приидет Господь, во второе Свое пришествие?» (Кор.1:11, 24. 26. зач.149). Где опять слово Самого Господа: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»? ( Мф.16:18 ). б) Некоторые Великие пустынножители не всегда причащались: но – не потому, что якобы на земле не было уже Причастия или истинных Священников, или что причащались они иначе, духом; а потому, что жили в глубоких уединениях, бегая соблазнов мира, не Церкви, не Причастия. Они непременно и причащались Св.Таин, как скоро находили случай. Таким образом, как живут нынешние мнимые Старообрядцы, в исповедании своем, что нет уже на земле святого Причастия, ни истинных Священников, и что можно спастись им без Причастия, отнюдь никто до них Старообрядцев не живал, и столь смело не думывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Внимательно размышляйте о том, как вам предстать пред Богом в тот страшный День Суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление (31,7). НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ. Мф. Зач. 106. (25,31–46) 1. О СТРАШНОМ СУДЕ Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной своей совести, не будет объят страхом и неведением? Если сознает в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него заключится конец Суда (15,198). Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору сообразно с нашим произволением, уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (15,427). Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное Судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что сказали и сделали мы в сей жизни и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы ( Пс. 7, 10 ) (23,326). Тогда потребуется от каждого исповедание веры, обязательство крещения, вера, чистая от всякой ереси, печать несокрушенная и хитон неоскверненный… У всех, вписавшихся в гражданство Святой Церкви, потребуется отчет по силе каждого: сильный же сильне ис-тязани будут ( Прем. 6,6 ), и: емуже дано будет много, много взыщется от него ( Лк. 12,48 ), и вы – в нюже меру мерите, возмерится вам ( Мк. 4,24 ) (23,327). Ни один сердечный помысл не останется там не открытым, ни один взор очей не избежит Суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено пред Праведным Судиею, Который сокровенное судит открыто. И небо и землю призовет Он быть с Ним на Суде, и горние, и дольние предстанут со страхом и трепетом. И Небесные воинства и полчища преисподних вострепещут пред Судиею, Который придет, сопровождаемый ужасом и смертью (для немилосердных грешников) (25,101). Восстанет Бог на Суд и вознесется над врагами Своими. Ужасом объята будет тварь и станет как мертвая. Восстанет Бог на Суд… и нестерпимы будут для тварей гнев и ярость Судии (25,102).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010