Святые благоверные князья Борис и Глеб Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело в Ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях поставил в церкви святой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез… 15 мая, 2009 Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело в Ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях поставил в церкви святой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез… Борис и Глеб — первые русские святые Князей Бориса и Глеба называют первыми русскими святыми? Борис и Глебкнязья-страстотерпцы, подражавшие подвигу угодников Божиих. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глебсвятом КрещенииРоман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Борис и Глеб отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

http://pravmir.ru/svyatye-blagovernye-kn...

Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (1115), знаменитый " Гориславич " , упоминаемый в " Слове о полку Игореве " . Он " умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно " . Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег " много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи " . Святополк не хотел, " зане не он создал ту церковь " . Смерть Святополка Изяславича (1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (1123). " Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились " . Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: " и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство " . За ним на других санях повезли святого Глеба: " с ним шел Давыд с епископами и духовенством " . (Олег ждал всех в церкви.) Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем " Поучении " , говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис. Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман († 1079), Глеб (1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) - полный набор " борисоглебских " имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

http://patriarchia.ru/db/text/911845.htm...

Нас приглашали приезжать еще, но мы больше не смогли; в начале августа вернулись в Москву, и отец Глеб стал опять служить в Высокопетровском монастыре, служил на Преображение. Но при этом отец Глеб готовится ко второй операции; он также работает над материалами по катехизации для Патриархии 116 . Он очень волнуется, но готовит материалы по своему отделу, не забывая и тюрьму. Чувствует себя он вроде неплохо, ему сделали анализы – по видимости, все нормально. Последняя его служба в Высокопетровском монастыре была 29 августа, на Перенесение Нерукотворного Образа, а первого сентября он лег в больницу… Уходя в больницу, отец Глеб снял свой нательный крест (он, по-моему, был потом у Сережи и, наверное, с ним вместе сгорел) и надел крест, который привезли из Питера, купленный в храме Иоанна Кронштадтского . Так вот прошла наша жизнь, слава Богу, большая – мы прожили с Глебом 43 года, зная друг друга 63 года. Он умер в день ангела Иоанна Кронштадтского – 1 ноября 1994 года… «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя». Так говорит пророк Иеремия, первая глава, пятый стих. Этот эпиграф поразил меня, когда я открыла журнал «Альфа и Омега» 23 за 2000 год, где говорится о чуде отца Глеба в 30-е годы, если так можно сказать, когда он явился во сне заключенному, посоветовал остаться в обслуге лагеря и таким образом спас ему жизнь. Об этом чуде было рассказано нашему сыну, отцу Иоанну, который посещал внука этого человека в тюрьме. Значит, отец Глеб уже тогда был посвящен и определен Господом как Его верный священнослужитель 117 . Отец Глеб достиг больших высот в своем духовном восхождении. По словам ученого-генетика, доктора биологических наук Андрея Ивановича Иванова, жену которого отец Глеб крестил у нас дома и затем венчал их, отец Глеб говорил ему, что видел в потире Агнца. В письмах заключенных очень много говорится об отце Глебе. Один из них, Саша С., из камеры смертников Бутырской тюрьмы, отец Глеб привел его к вере, написал матушке Александре Глебовне Зайцевой, узнав, что она дочь отца Глеба, о том, что было однажды, когда отец Глеб пришел к нему в камеру. Отец Глеб сидел на топчане, а Саша – напротив. Отец Глеб ему говорит: «Ты чего сидишь так далеко. Иди сюда». Посадил его рядом с собой, обнял, прижал к себе, и Саша начал ему все рассказывать. А в другой раз он примостился у ног отца Глеба на полу и слушал его беседу. И вдруг он увидел, что отец Глеб весь просиял неземным светом, и это продолжалось несколько минут.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид (+ 1015) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 24 июля в день первого перенесения мощей, 2 мая в день второго перенесения мощей, во 2-ю Неделю Великого поста месте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших У вел. князя Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно — славянское, языческое, другое — христианское. Сыновья вел. князя Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена — Роман и Давид. Мать их была родом болгарка. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, — Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и св. Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище: там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 г. князь Борис приехал к нему один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина — 8000 человек, которые были с ним, — хотят видеть вел. князем не всеми нелюбимого Святополка, а его — Бориса.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Как-то раз было очень трогательно: мы служили панихиду, подошли две женщины, одна пожилая, другая — нет, и стали говорить, что у пожилой в свое время, только она вышла замуж, был арестован муж Владимир, и здесь расстрелян. А другая приехала откуда-то с юга, у нее был здесь расстрелян Ксенофонт. И мы записали в синодике: Владимир и Ксенофонт, но тогда мы были еще неопытные и не знали, что надо записать фамилию или что-то такое, чтобы найти родню и сведения. После Преподобного Сергия Вася нас взял к себе в деревню. Там нам дали отдельную комнату. Мама Васиной жены, Людмила Анатольевна, хорошо ухаживала за папой, а он там гулял, уже немножко ходил в лес, окреп немного. Мы с ним поехали в Зарайск перед воскресеньем, 24 июля. Там в Кремле шла служба. Отец Глеб вошел, постоял… А служил молодой священник, видимо, впервые: вышел на литию и не знал, что читать; отец Глеб ему подсказал. А потом пришел отец настоятель, попросил его выйти, они вышли, отец Глеб показал ему свои документы, и настоятель пригласил его облачиться и служить. И на следующий день отец Глеб служил там Литургию, но, к сожалению, меня не было, я себя плохо чувствовала и боялась, что погода плохая и что машина наша не пройдет, а ходить я уже толком не могла. А на следующее воскресенье мы с Васей поехали в Старо-Голутвинский монастырь. Там служил игумен Кирилл, тот самый, который встречал нас в Екатерининской пустыни. Его сделали настоятелем Старо-Голутвинского монастыря, и он служил в громадном храме, где не было окон. Когда мы с отцом Глебом туда вошли, он стал сзади, и отец Кирилл увидал, что стоит кто-то из духовных, и подошли к нему прислужники и попросили его пройти в алтарь. Он вошел в алтарь — и отец Кирилл его не узнал, потому что он только недавно его видел и просто не мог предположить, что отец Глеб окажется у него в Коломне. Он очень обрадовался, отец Глеб снова облачился, а на следующий день отец Глеб сослужил Литургию, говорил проповедь. Нас приглашали приезжать еще, но мы больше не смогли; где-то в начале августа мы вернулись в Москву, и отец Глеб начал опять служить в Петровском монастыре, служил на Преображение. Но при этом отец Глеб готовился ко второй операции; он готовил материалы по просвещению для Патриархии 16 . Он очень волнуется, но готовит материалы по своему отделу, не забывая и тюрьму, и хочет в начале сентября идти на вторую операцию. Чувствует себя он вроде прилично, сделали ему всякие анализы, — по видимости все нормально. После Успения отец Глеб опять ложится в больницу. Последняя его служба в Петровском монастыре была на Перенесение Нерукотворного Образа 29 августа, а первого сентября он лег в больницу…

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-ottse...

Далее особым письмом пишется: помяни Господи душы святейших моех, патриархов: Иова, Ермогена, Филарета, Иосафа, Иосифа, Иосафа, Питирима, Никона, Иоакима,. Адриана. Князи Владимирские: вел. кн. Георгия, в. к. Андрея, в. к. Всеволода, нареч. в святом крещении Димитрия, в. к. Ярослава. Князи Московские: в. к. Даниила, в. к. Георгия, в. к. Димитрия, в. к. Иоанна, в. к. Симеона, в. к. Иоанна, в. к. Димитрия, в. к. Василия, в. к. Иоанна, в. к. Василия, в. к. Георгия, в. к. Василия, во иноцех Варлаама. (Чрез две страницы – ). Помяни Господи души преосвящен. митрополитов Киевских, Владимирских и Московских: Михаила, Леонтия, Иоанна, Ферапонта, Кирилла, Илариона, Ефрема, Георгия, Иоанна в. Никифора, Никиты, Михаила, Феодора, Константина, Иоанна, Никифора, Гавриила, Петра, Дионисия, Матфея, Кирилла, Алексия, Кирилла, Максима, Иосифа, Пимена, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Феодосия, Филиппа, Геронтия, Зосимы, Симона, Варлаама, Даниила, Иосифа, Макария, Афанасия, Кирилла, Филиппа. Далее скорописью приписано: Архиепископа Варлаама, схимонаха Василия Киевского, Архиеп. Иосифа, Архиеп. Платона, Митроп. Тимофея, Митр. Арсения, Архиеп. Амвросия убиенного, Митр. Рафаила. Потом на трех четвертушках разорванного листа пишется: Помяни Господи души митрополитов и Архип. Новгородских: Иоакима, Луки, Стефана, Феодора, Германа, (Никиты) (Нифонта), Аркадия, Иоанна, Григория, Мартирия... Митрофана, А.... Спиридона, Дал... Давида, Климента,.... Феоктиста, M... Иоанна, Симеона,... Андроника, К... Иоакима, Саввы,... Митр. Александра, Митр. Варлаама, Митр. Исидора, Митр. Киприана, Митр. Авфония, Митр. Макария,... Евфимия... Корнилия,... Иова, ....фана, Епископа Аарона, Еписк. Маркелла. На следующей странице: благоверные цари московские: благоверн. царя и в. кн. Иоанна, во иноцех Ионы, царевича Димитрия, царевича Василия, Иоанна, благоверн. царя и в. кн. Феодора, благоверн. царя и в. кн. имярека (?) во иноцех Боголепа, царевича Феодора, ц-ча Иоанна, ц-ча Василия бл. и в. к. Василия, бл. ц-ча в. к. Михаила Феодоровича всея России, ц-ча Димитрия, ц-ча Симеона, бл. ч-а и в. к. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Аминь!» . О Борисе, какой был видом. Сей благоверный Борис был благого корени, послушен отцу, покорялся во всем отцу. Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, борода мала и ус — ибо молод еще был, сиял по-царски, крепок был, всем был украшен — точно цветок цвел он в юности своей, на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем, и благодать Божия цвела в нем. Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева 6 августа 2013 г. Рейтинг: 9.6 Голосов: 1040 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Фотиния 15 мая 2019, 05:28 Святые страстотерпцы Борисе и Глебе, молите Бога о нас! Олег 6 августа 2018, 15:28 Давно это было, как и те коментарии выше, но Богом дорованная любовь человека к брату своему и по ныне жива! Св.мучиники Борис и Глеб молити бога о нас и детях наших! Юджин 5 августа 2018, 23:33 Красиво всё расписали, прям бодрость духа поднимается! Уникальный автор рассказчик жития. Всем всех благ. тамара 6 августа 2017, 13:58 Святые страстотерпцы Борис и Глеб.молите Бога о нас.за нашу православную Русь,а это и Россия,и Украина,и Беларусь... валентина 10 февраля 2016, 14:32 Святые мученики Борис и Глеб помогите мне избавится от болезней раз и навсегда. Вылечите мои ноги чтобы я могла спокойно ходить иработать на благо своей. Семьи. Могла помогать людям делать ремонт в квартирах. Перестала боятся людей своих родственников. Своих мыслей. Могла ходить в церковь. И молиться господу богу за своих близких. Во имя отца сына и святого духа. Аминь. Владимир 6 августа 2015, 14:41 Дивен Бог во святых Своих! Святые страстотерпцы Борис и Глеб молите Бога о нас. Павел 6 августа 2015, 12:57 Один из убийц -Ляшко . Нынешний Ляшко тоже мечтает о расправах. Святые Борис и Глеб , молите Бога о наказании злыдней-братоубийц. Еремина Вера 6 августа 2015, 10:18 Замечательное изложение!Какое вдохновенное описание, выше всякой поэзии!Огромное спасибо.И все заповеди исполнены,а сколько любви в Их сердцах !Еще раз благодарю за публикацию.Святые страстотерпцы Борис и Глеб молите Бога о нас.

http://pravoslavie.ru/63280.html

св. Димитрием Рост.) Св. Николай чудотворец, архиепископ Мирликийский       Май 2-е число. Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении, Романа и Давида. (Память их 24-го июля). Святые князья были дети пятого из князей российских, св. равноапостольного князя Владимира, который ввел христианскую веру в нашем отечестве. Св. князь Владимир крестился в 988 году по Р. Хр.; около этого времени жили святые князья Борис и Глеб. У князя Владимира было 12 сыновей, но св. Борис и Глеб, как две светлые звезды, сияли между братьями. Когда Владимир крестился, то крестил и своих сыновей. При крещении свв. Борис и Глеб переименованы Романом и Давидом, но равно сохранили и те и другие имена. В нашем отечестве вначале было так, что великий князь управлял главною и большею частью его, а всю остальную разделял между своими братьями, сыновьями и племянниками. По разделу св. Борис получил Ростов, а Глеб Муром. Свв. князья, подобно своему отцу, были очень благочестивы и любили чтение свящ. книг, писаний свят., отцов и житий святых. Читая, разгорались любовью к Богу и старались подражать святым, были очень добры и милостивы. Горячо любили отца и друг друга. Ни тот, ни другой не вступали в брак, хотя отец и желал видеть их женатыми. В своих уделах заботились о распространении веры Христовой и в делах правления отличались правосудием. Св. Борис отправился против печенегов, напавших на Россию; между тем св. Владимир умер, и на его великокняжеский престол вступил Святополк. Киевляне не любили Святополка, – они очень любили Бориса, – и Святополк, чтобы удержать за собою великокняжеский престол, решился на братоубийство. Борис возвращался уже домой и очень горевал о смерти своего отца. Дорогой он услышал, что против него злоумышляет Святополк, и не верить сему. Когда он стоял на берегу реки Альты, близ Переславля, то сюда уже были присланы Святополком убийцы. Узнав об этом, св. Борис обратился к Богу с молитвою и причастился Св. Тайн. Убийцы ворвались в шатер к нему и пронзили его копьями. Тут верный слуга Бориса Георгий хотел было заслонить собою господина от ударов убийц, но пал, сам пораженный копьем. После убиения св. Бориса, Святополк решился убить тоже любимого народом Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Чтобы Русь не была окаянной Возможно, кто-то скажет, что всё это не более чем яркие литературные образы. Как, например, выражение «Святая Русь», о которой сегодня мы говорим и пишем как о некотором идеале. Однако для самого преподобного Нестора и его современников эти слова никогда не были только метафорой. Святая Русь, за которую святые Борис и Глеб отдали свои жизни, была для них так же реальна, как для нас реальна Святая земля, Франция, Болгария или другая страна, в которой мы пока еще не побывали, но мечтаем однажды посетить. Причем Святая Русь была для них не «за семью морями» или, как сказал Христос, не «здесь» и не «там» (ср.: Лк. 17, 21). Она была рядом, под русским небом, среди лесов, полей и рек, которые отец — великий князь Владимир — дал им в удел, и отличалась единственно тем, что в ней не было греха и страстей. «Ибо, — как писал современник прп. Нестора святитель Феофилакт Болгарский, — если мы, живя на земле, ведем себя по небесному, живем без страстей: то имеем Царствие Небесное»5. Частью этого Царства, приблизившегося (ср.: Мф. 4, 17) и засиявшего среди русских лесов, и была Святая Русь, за которую отдали свои жизни святые Борис и Глеб, которую их старший брат князь Ярослав защитил от Святополка. Для Бориса и Глеба Святая Русь была не менее реальна, чем родной Киев. Не случайно, получив во владение Ростов и Муром, святые братья начали править в них по заповедям Божьим. Преподобный Нестор пишет: «Блаженный Борис правил в своем уделе кротко и милостиво, заботясь не только о бедных и нуждающихся, но обо всех людях, и все удивлялись его кротости и смирению». И далее о младшем брате: «Глеб был молод телом, а умом стар и многие милости творил нищим, вдовицам и сиротам». И теперь можно только предположить, как засияли бы Ростов и Муром, если бы князья Борис и Глеб не погибли в кровавой междоусобице. Святополк же, несмотря на то что был крещен в православной вере и носил имя Петра в честь святого апостола, был далек от Христа. Без любви к Богу и ближнему христианство этого князя превратилось в «окаянство». Если бы Святополк победил, то не только он — вся Русь могла бы стать «окаянной».

http://e-vestnik.ru/history/obraz_svyato...

О Византийской иконе Богородицы читать под 7 апреля. Царевококшайская икона Пресвятой Богородицы находится в монастыре, устроенном на месте явления ее в 15 верстах от . Царевококшайска, Казанской епархии. Явилась она в 1647 г. одному земледельцу. Богоматерь изображена на иконе с женами мироносицами, почему икона называется еще Мироносицкой. 2-е число Память Св. Афанасия, патриарха Александрийского. Читать о нем под 18 января. Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении, Романа и Давида (Память их 24 июля). Святые князья были детьми пятого из князей российских, св. равноапостольного князя Владимира, который ввел христианскую веру в нашем отечестве. Св. князь Владимир крестился в 988 году до Р. Х.; около этого времени жили святые князья Борис и Глеб. У князя Владимира было 12 сыновей, но свв. Борис и Глеб, как две светлые звезды, сияли между братьями. Когда Владимир крестился, то крестил и своих сыновей. При крещении свв. Борис и Глеб переменованы Романом и Давидом, но равно сохранили и те и другие имена. В нашем отечестве вначале было так, что великий князь управлял главной и большей частью ее, а всю остальную разделял между своими братьями, сыновьями и племянниками. По разделу, св. Борис получил Ростов, а Глеб Муром. Св. князья, подобно своему отцу, были очень благочестивы и любили чтение священных книг, писаний святых отцов и житий святых. Читая, разгорались любовью к Богу и старались подражать святым, были очень добры и милостивы. Горячо любили отца и друг друга. Ни тот, ни другой не вступали в брак, хотя отец и желал видеть их женатыми. В своих уделах заботились о распространении веры Христовой и в делах правления отличались правосудием. Св. Борис отправился против печенегов, напавших на Россию; между тем св. Владимир умер, и на его великокняжеский престол вступил Святополк. Киевляне не любили Святополка, – они очень любили Бориса, – и Святополк, чтобы удержать за собой великокняжеский престол, решился на братоубийство. Борис возвращался уже домой и очень горевал о смерти своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010