Таким образом, Сирия и осталась страной сирийского языка, и если сирийский язык впоследствии растворился, то только в сродных ему элементах языка арабского. Таким образом, на восточных окраинах греческое влияние было непрочно. Римское влияние не могло пользоваться симпатиями тем более, что римская власть относилась к этому краю довольно эксплуататорски, и слово «Rhûmójê» ­ ο ωμαοι на сирийском языке означало собственно «солдаты». А как христолюбивое воинство обращалось с окраинами, видно из того, что простолюдины относились к солдатам с ненавистью. Из царствования Анастасия известно, как показывает хроника Йешу Столпника, что при персидском завоевании город Эдесса твердо отражал все приступы персов. Когда же прибыли сюда на постой римские солдаты, то своим хозяйничаньем вызвали здесь восстание. Но это и понятно, раз римское воинство, по свидетельству Моммсена, набиралось из различных народов, и оно тем более ценилось в военном отношении, чем более в него входило различных национальностей: эти полудикие варвары легко вызывали восстания. Если что могло объединить окраины с центром, то это единство религии, а раз оно было поколеблено разномыслием, то уже связь с центром неизбежно нарушалась. Некоторые политические деятели ухватились за разномыслие, чтобы, отделившись от Византии в догматическом отношении, создать основание для национальной жизни. То же явление повторилось и в Египте . Там греческий элемент, по-видимому, привился достаточно, но, тем не менее, национальное население представляло огромную силу. По известиям мученических актов, лица, живущие недалеко от Александрии, знали лишь несколько фраз по-гречески, и на суде приходилось вести переговоры с ними через переводчика. С чисто этнографическим вопросом соединялся вопрос политический, и особенно при своеобразной эксплуатации Египта римскими императорами. Египет представлял удельное ведомство римских императоров из дома Августа, и они заботились о том, чтобы Египет в общее управление не входил и чтобы ни один из сенаторов без разрешения императора в Египет не приезжал. Благодеяния римского гражданства не были распространены на Египет, и некоторые явления были здесь совершенно своеобразны. Нельзя читать без улыбки, что и наказания здесь были иные, чем в других местах. Египтянин гордился тем, что если он провинился, то хребет его терпит удары фалла (это отрасли пальмы, выходящие из самой сердцевины и потому более мягкие); между тем, если бы провинился кто-нибудь другой, напр., иудей, то его били простой колотилкой, или плетью. Таким образом, битье фаллами считалось менее унизительным наказанием, чем всякое другое. Вследствие различия в управлении, Египет был выделен из ряда других провинций. Это была ошибка со стороны правительства: национальный элемент в Египте был силен, и неудивительно, что египтяне смотрели на Византию, как на нечто совершенно постороннее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Особенности третьего периода гонений Третий период гонений на христиан отличался особой жестокостью. Он начался в 250 году с гонения императора Декия, а завершился Миланским эдиктом 313 года, который не только легализовал христианскую религию, сделав ее религией дозволенной, но и объявил религиозную свободу. С 250 года римская власть впервые взяла на себя инициативу по обнаружению, поиску христиан. К середине III века Христианство значительно расширило ряды своих сторонников. Доведение судебных процессов до вынесения смертных приговоров в этих условиях привело бы к массовым казням, в которых власть не была заинтересована. Поэтому цель, которая стояла перед имперской администрацией, заключалась не просто в обнаружении и истреблении христиан. Власть стремилась добиться их отречения от веры, от Христа. Для достижения этой цели широко использовались жестокие пытки. Изощренные истязания приводили к тому, что многие из христиан не выдерживали мучений и отрекались. Гонения третьего периода дали большое количество отпадших. Гонения третьего периода выявили изменения в отношении к христианам простого народа. Если в веке народ нередко становился инициатором расправы над христианами, то в этот период он выступал в их защиту. Особенности гонения на христиан императора Декия В историю император Декий вошел как хороший правитель, с большим вниманием вникавший в дела государства. Заботясь о нравственности римлян, Декий хотел восстановить цензуру. На должности цензора он желал видеть Валериана, будущего римского императора. Декий хотел упрочить древние римские традиции, укрепить единство империи через усиление влияния римской религии. Интересно, что в эту же эпоху в Персии правители новой Сасанидской династии пытались построить новое государство, стержнем, скрепой которого должна была стать религия. Препятствием в осуществлении планов Декия становилось Христианство. В 250 году Декий издал указ, предписывающий преследовать не почитающих римскую религию. При этом инициатива по обнаружению этих людей отдавалась руководству провинций. Текст этого указа до нас не дошел. На практике он коснулся преимущественно церковных руководителей, епископов. От христиан требовали не только отречения от Христа, но и принесения жертвы. Это гонение дало больше исповедников, чем мучеников. Среди исповедников этого гонения были и знаменитый александрийский учитель Ориген . Дало оно и очень много отпадших.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В словах об отступлении Апостол прикровенно говорит о разрушении Римской империи, чтобы не раздражить Римлян и не возбудить их к преследованию Церкви. Или же говорит он это о духовном царстве Римской церкви, об отпадении от веры. – Апостол говорит, что Фессалоникийцы знают, что удерживает антихриста, и потому не говорит об этом открыто, а посему мы не знаем, о чём он говорит. Некоторые только предполагают, что это сказано о Римской империи, что она будет ниспровергнута, или будет взята от среды. И потому-то, т. е. что здесь разумеется Римская империя и её падение, Апостол и не пожелал писать об этом явно, чтобы не подвергнуться порицанию, будто он желает зла Римской империи, так как она считалась вечной. – Когда восстание Римской империи и подчинение Римской церкви достигнут вершины, тогда начнётся отпадение от той и другой власти. А когда это отпадение совершится, тогда явится тот беззаконник, по исполнении времени милосердия, в которое полнота народов обратится к вере. Обнаружится отступление, и тогда наступит день Господень, – Уже в самых начатках обращения к вере обретается беззаконие, но тайное, т. е. прикрытое именем благочестия, когда люди желают, чтобы их признавали слугами Христа, между тем как они суть ложь. Как дьявол через Нерона и других умерщвлял мучеников: так через антихриста тогда сделает тоже открыто, умерщвляя Илию и Еноха и многих других. И как Нерон и другие – тень будущего антихриста: так Давид и Авель – тень Христа. – „Пока не будет взят от среды”, т. е. пока не будет извергнуто владычество Римской империи из среды мира, так как все и отовсюду стекались в Рим, как к главе. Или это означает то, что кто содержит веру, пусть содержат её, пока она сама не охладеет. Или это означает то, что удерживающее антихриста, т. е. обращение к вере, пусть удерживает, пока само оно не будет взято от среды, пока не прекратится. Но может это означать и то, что беззаконие, теперь тайное, выйдет из среды, т. е. из обществ, так что человек в такой же мере не будет стыдиться любодействовать, или красть, как не стыдится гулять, или говорить. „Из среды будет” – означает, что из среды будет отступление, т. е. оно обнаружится открыто. И когда уже откроется отступление от истинного Бога, и от умножения беззакония уже охладеет любовь, тогда откроется беззаконник 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Пусть подымут эти великолепные архивы! 23 ноября. Сегодня я привезла из больницы Асю. Теперь только бы гепеу не тронуло! Ссылка Мики показывает, что дело Олега и Нины Александровны еще не затихло. 24 ноября. Эта новорожденная девочка… О, зачем она появилась на свет! Она до такой степени заморенная и жалкая, красненькая и сморщенная… Я понимаю, что в потенции здесь и красота, и аристократизм, и талант, и ресницы… Но сейчас, сейчас… сейчас это крошечный жалкий червячок! Я никогда не видела близко новорожденных, опыта у меня никакого нет, и все-таки мне кажется, что эта девочка немного недоношенная или неполноценная, она даже не увякает, а только мяучит, как еле живой котенок, а между тем сколько сил, здоровья и денег она потребует от нас обеих, и все это притом будет в ущерб Славчику! А впрочем – что говорить об этом, теперь уже ничего не поделаешь! 25 ноября. У девочки очень неспокойный нрав: мяуканье ее почти не прекращается. Сегодня она всю ночь нам не давала спать. Даже у груди она извивается, как червячок, и разводит крошечными кулачками. Странные эти матери – у Аси к ней положительно преувеличенная нежность! Она с рук ее не спускает, баюкает, целует, а между тем дела так много, что просиживать зря над кроваткой попросту безрассудно. Удивительное существо Ася – о ней всегда приходится заботиться тем, кто ее окружает. И это не вызывает с ее стороны протеста, она это считает естественным! А между тем эгоизма в ней нет ни капли, напротив, это жертва, полная любви. Кротка она, как овечка, даже там, где это вовсе неуместно. Ее нельзя даже вообразить себе раздраженной или резкой. 26 ноября. Девочка опять кричала всю ночь. Она не берет грудь, а отмахивается от нее и бьет по ней. Ася до того худа и утомлена, под глазами у нее такие черные тени, что мне иногда страшно за нее. Если с Лели можно писать Марию Антуанетту, то с Аси Mater Dolorosa . Эти две девочки, которых я иногда сравнивала с редкими оранжерейными цветами, дали два мученических лика. Судьба их неизбежно должна была стать апофеозом счастья или трагедии.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Давно погибли Вавилоняне; но добытые ими астрономические познания легли в основание счисления времени и величественной современной нам науки о мироздании. Умерли Финикияне; но изобретённый ими алфавит стал фундаментом письменности почти всех образованных народов. Сделались кочевниками Арабы; но математика, естествознание и архитектура, процветавшие у их предков, оказали значительное влияние на умственный рост народов западной Европы. Погибла древняя Греция, распалась всемирная Римская империя; потомки древних Греков и древних Римлян влачат жалкое существование. Но доселе живут и приносят плоды мудрость, философия, науки, литература, искусства, этих обоих классических народов. А что касается до несравненного света истины богооткровенной религии, то он никогда не может померкнуть. Умирают люди, разрушаются малые и великие царства, вымирают целые народы и племена: но открытия и изобретения; знания тайн, сил и законов природы; законы и учреждения; религиозные, философские и научные истины: бессмертные произведения литературы; памятники искусств; предания о великих людях, о гениях, мудрецах, подвижниках добродетели, о святых людях, о мучениках за преданность Богу, за правду и самоотверженную любовь к людям, – всё это передаётся от одних народов другим, переживает народы и царства, делается достоянием значительной части человечества. В общем итоге прогресс в человечестве есть; несомненно, что оно движется вперёд. Далее, оставляемое умирающим народом духовное наследство, как бы оно ни было велико и богато, только облегчает поступательное движение получающих его народов, а не создаёт его. Оно пробуждает дремлющие силы натуральных или некультурных народов, подобно дождю, оплодотворяет почву их природных дарований, даёт им образцы для подражания, расширяет горизонт их мысли, жизни и деятельности, даёт обильную пищу их уму, обогащает их знаниями, даёт им возвышенные, неведомые им дотоле, идеалы. Но воспринять, усвоить и применить к своему собственному народному характеру эти богатства духовного творчества юный народ должен собственными усилиями, упорным и долгим трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

О ересях, завезенных в Рим, впервые заговорили к концу царствования Адриана, во времена епископа Гигина. Сюда переселились Валентин Александрийский, Кердон и Маркион и старались не только распространить свои учения среди верующих, но, по некоторым сведениям, даже овладеть управлением церкви. Трудно предположить, чтобы еще ранее этого времени Рим не видал какого-нибудь пришельца с Востока из тех лжеучителей, какими с давних пор кипела Сирия и Азия. По-видимому, Ерм знавал подобных; судя по тому, что он говорит, они не имели в Риме большого успеха. Валентин со своей стройной философской системой, со своей экзегетикой и примирительными наклонностями добился большого внимания и успел основать школу. Он прожил в Риме долгое время при преемниках Гигина Пие и Аниките. Прибывший около того же времени Маркион несколько дет держался в общении с Церковью , хотя и не без труда, так как однажды он был вынужден представить письменное оправдание своей веры. Но подобные отношения не могли продолжаться долго; в 144 г. произошел разрыв и, соперничая с великой церковью, возникла отдельная маркионитская община. На первых порах она имела большой успех. Иустин Философ , живший тогда в Риме и боровшийся пером и словом против различных модных ересей, вел специальную полемику против Маркиона. Однако этот последний выдержал удар. Он еще находился в Риме во времена Аникиты, когда сюда прибыл в 154 г. почтенный Поликарп, епископ смирнский, предпринявший это путешествие с целью уладить с римской церковью несколько спорных пунктов и главное вопрос о праздновании Пасхи, насчет которого между азийцами и римлянами существовало разногласие. Можно себе представить, какой благоговейный интерес в христианах вызвало появление этого знаменитого старца, знавшего очевидцев евангельских событий и принявшего учение от азийских апостолов. Аникита принял его радушно и добровольно предоставил ему свое председательское место на литургийных собраниях. Уже самой своей личностью Поликарп был чрезвычайно мощным выражением христианского предания. Поэтому его присутствие произвело сильное впечатление в среде отщепенцев: многие ушли из своих сект и вернулись в лоно великой церкви. Однажды он встретился с Маркионом, которого еще раньше видал в Азии. – «Узнаешь ли меня?» спросил еретик. – «Да, ответил Поликарп: узнаю первенца сатаны». Аникита не мог согласиться с воззрениями Поликарпа на празднование Пасхи, но и ему равным образом не удалось склонить Поликарпа на сторону римских обычаев. Впрочем они не разошлись из-за этого, и азийцы, жившие в Риме, продолжали, не озирая на это легкое разногласие, принимать участие в евхаристии, наравне с членами местной общины. Такое положение вещей длилось уже давно, со времени епископства Сикста 274 . Наконец Поликарп дружески распростился с римлянами и их епископом, которые немного месяцев спустя узнали, что он запечатлел свою долголетнюю и достойную жизнь мученической кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Бак 316 . По ее мнению, обращению и раскаянию женщины в рассказе уделяется минимум внимания. Более того, восхвалять ее в общем-то не за что: она не отказалась от этого мира в пользу Царства Божьего, затягивала рассмотрение своего дела по обвинению в христианстве и в итоге избежала наказания. В отличие от героинь апокрифических деяний, она не увлеклась аскетическими идеями, а лишь побуждала своего мужа одуматься и отвернуться от откровенных бесчинств. Она отправила мужу развод только на основании слухов о разврате в Александрии. Она отходит как от предписаний апостолов («Жены, повинуйтесь своим мужьям» ( 1Пет. 3:1 ); «Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» ( 1Кор. 7:13 )), так и от наставлений современников (в «Пастыре» Герма содержится предписание необходимости развода, если один из супругов знает о прелюбодеянии второго (Mand., 4, 1)). Таким образом, эта женщина вряд ли может свидетельствовать о моральном триумфе христианства. П. Бак считает, что в центре повествования находится не героиня – раскаявшаяся римская матрона, а антигерой – ее муж, который доносит на нее и на ее учителя Птолемея 317 . Его низость и подлость особенно заметны на фоне его жены, которая так и не смогла смириться с его пороками, и Птолемея, которого он, по сути, убил чужими руками. Это хорошо видно при сравнении их поведения: муж подстрекает центуриона спросить Птолемея о его вере, после чего последнего пытают, но Птолемей гордо и смело исповедует Христа. Муж изображается Юстином как образец доносчика на христиан – порочного, подлого, трусливого и, по всей видимости, желающего нажиться за счет приданого супруги. У нас есть немало информации о деятельности доносчиков в Римской империи 318 , и доносчики на христиан составляют особую главу в их истории. Впервые подобные персонажи появляются в переписке Плиния Младшего и Траяна. Плиний в бытность свою наместником провинции Вифиния и Понт получил «список, составленный неизвестным и содержащий много имен» (Plin.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Александра Римская, мц. Описания иконы Александра Римская, мц. - житие Святая царица Александра День Празднования – 6 Мая (23 апреля) Св. Александра была супругой римского императора Диоклетиана (284-305). Ее обращение ко Христу произошло под влиянием св. Георгия Победоносца. Когда судьи и жрецы требовали казнить св. Георгия, Александра пала к ногам мученика и славила Христа. Диоклетиан вынес смертный приговор свв. Георгию и Александре. По дороге на казнь Александра изнемогала и упала без чувств. Все решили, что императрица умерла. Однако Александра осталась жива, впоследствии она переселилась в Сирию и жила там до 313 г. К тому времени в Западной части Римской империи стал Константин, разрешивший открыто исповедывать христианство. В надежде на лучшее отношение к христианам властей св. Александра вернулась в Никомидию, где правил Лициний. Восточный правитель, хотя и подписал Миланский эдикт о свободе вероисповедания, тем не менее остался противником христиан. По его приказу св. Александра и ее дочь Валерия были обезглавлены. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Александра Римская, мц. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Ярославль. 1898.] Св. кн. Александр со Спасителем, " Владимирской " , свт. Николаем и мч. Александрой Римской (фрагмент). Икона. Ярославль. 1898 г. Файл 3669.jpg:   Размер: 539x706, 0.38 MPix, 108 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (332) , (13) . Описание: Икона «Св. Роман мученик, Св. Анна, Св. Александра и Св. князь Роман Угличский», 30.5х26.5 см., дерево, масло, сусальное золочение Файл 14461.jpg:   Размер: 552x636, 0.35 MPix, 168 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (305) , (15) . Описание: Икона Феодоровской Богоматери со святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином. Москва 1913г. Гурьянов Файл 14464.jpg:   Размер: 1000x1152, 1.15 MPix, 180 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (245) , (17) . Описание: Святая мученица Александра. Нет уверенности, Александра Римская, Александра Анкирская, Александра Амисийская или же еще какая Александра. Файл 14649.jpg:   Размер: 503x600, 0.3 MPix, 49 Kb. Дата: 2011-11-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (307) , (11) . Описание: Святая мученица Александра. Нет уверенности, Александра Римская, Александра Анкирская, Александра Амисийская или же еще какая Александра. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века. Файл 15452.jpg:   Размер: 1400x1726, 2.42 MPix, 222 Kb. Дата: 2011-12-26, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (443) , (19) .

http://pravicon.com/icon-1117

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Татьяна Римская, мц. Описания иконы Татьяна Римская, мц. - житие Святая мученица Татиана (память 12 января по старому стилю) Святая Татиана была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татиана достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда, отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами. При императоре Александре Севере (222-235 гг.) святая Татиана за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.) Согласно древнему рассказу, святую Татиану, после разных истязаний, бросили на арену цирка (Колизея), чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татиану усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучив[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Татьяна Римская, мц. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10409.jpg:   Размер: 298x1184, 0.35 MPix, 82 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (341) , (20) . Описание: [Русский Север. XVI.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Файл 10410.jpg:   Размер: 224x895, 0.2 MPix, 58 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (267) , (13) . Описание: [Москва. До 2005.] Мц. Татьяна. Доленко Н.В. (выпускница Иконописной школы 1997 г.). Икона. Хотьково. Сергиево - Посадский район. До 2005 года. Файл 10412.jpg:   Размер: 872x1200, 1.05 MPix, 133 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (585) , (13) . Описание: Роспись " Св. мц. Татиана Римская умиротворяет льва в Колизее " на стене Троицкой церкви Успенского монастыря в Старице Тверской области. Файл 19532.jpg:   Размер: 593x1000, 0.59 MPix, 188 Kb. Дата: 2012-09-08, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (523) , (39) .

http://pravicon.com/icon-2983

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЯ РИМСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобномученица Евгения Римская Евгения Римская (+ 262 ), преподобномученица . Память 24 декабря . Евгения, родом римлянка, жила в Александрии , куда ее отец, Филипп, был послан императором Коммодом (180-192) в качестве наместника Египта . Евгения получила прекрасное образование и отличалась добрым нравом и красотой. Многие знатные юноши добивались ее руки, но вступать в брак она не хотела. Познакомившись с Посланиями апостола Павла , она всей душой устремилась к христианству и тайно от родителей, в сопровождении своих двух рабов, Прота и Иакинфа , переодевшись в мужскую одежду, удалилась в мужской монастырь. Там она со своими рабами и спутниками приняла святое крещение от епископа Иулия, которому было открыто о ней в видении, и он благословил ее подвизаться в монастыре в образе инока Евгения. Своими подвигами святая Евгения стяжала дар исцеления. Однажды к ней за помощью обратилась богатая молодая вдова Мелания. Увидев юного инока, эта женщина воспылала нечистой страстью, но будучи отвергнута, она измыслила клевету о попытке насилия. Святая Евгения предстала на суд к правителю Египта, т. е. к своему отцу, и была вынуждена открыть свою тайну. Ее родные обрадовались, найдя ту, которую долго оплакивали. Через некоторое время все они приняли святое крещение. Но Филипп, по доносу язычников, был смещен с поста правителя. Александрийские христиане избрали его своим епископом . Новый правитель, опасаясь народного гнева, не стал открыто казнить Филиппа, а подослал убийц. Во время уединенной молитвы епископа ему были нанесены раны, от которых он через три дня мученически скончался. Овдовев, Клавдия с дочерью и слугами уехала в свое поместье, находившееся в окрестностях Рима . Там Евгения продолжала иноческую жизнь. Она привела ко Христу многих дев, а Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам.

http://drevo-info.ru/articles/8383.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010