Отпадения были многочисленны. По самому существу военной дисциплины, многие в войсках возвратились к язычеству с такою же, быть может, легкостью, с какою они его в свое время оставляли, и заменили знамя с буквами X Р (Христос) – изображением богов (на знаменах), выказывая при том ничуть не больше беспокойства, чем несколько времени назад, когда они переменяли изображения богов на христианские знамена 510 . Между населением также были обращения в язычество из корыстных видов, и сам Юлиан замечает – то отвращение и неловкость 511 , то чрезмерное и подозрительное усердие 512 в тех людях, которые старались приносить жертвы богам. Были перебежчики и более странные, вроде того софиста, который был ревностным христианином при Констанции, а при Юлиане сделался усердным язычником, и потом с шумным тщеславием оплакивал свое отпадение в последующия царствования 513 . И даже в среде духовенства многие поддались соблазнам или страху: не только этот особенный епископ Илиона, который, оставаясь тайно язычником при Констанции, с поспешностью сбросил с себя притворство при появлении Юлиана 514 , но были и другие епископы и священники, память о которых сохранилась в истории 515 . Наряду с этими проявлениями слабости, многочисленны и противоположные примеры. У некоторых, кого прямо искушали, сопротивление и стойкость доходили, как мы видели, до мученичества. Другие, – и между ними называют высоких сановников и военных, занимавших важные должности, – имели настолько достоинства, что, сохраняя веру, оставались нечувствительны как к обещаниям почестей и выгод, так и к угрозам 516 . Сам Юлиан рассказывает, как мало повлияли его увещания возвратиться к вере богов – на сенате в городе Берое 517 . Люди из народа обнаруживали такую же твердость и, по выражению современника, отражали, как крепкая стена, все нападения бессильного орудия 518 . Нужно прибавить, что во время самой борьбы христианство восстановляло свои силы и часто вновь приобретало потерянные места: по крайней мере, в Александрии, благодаря большому влиянию Афанасия, христиане, которые переходили на сторону врагов, были замещаемы язычниками, которые ежедневно входили в среду преследуемой Церкви 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В лице Филиппова преемника он вдруг оживает со своими добрыми качествами и с недостатками, оживает более властным, более традиционным и упорным, чем когда-либо. Траян Деций воплощает в себе месть Рима Востоку, древних нравов – новому духу, и государственной религии – религиозной свободе. Христиане будут первыми жертвами этой мести, и она скоро восстанет, напрягая громадные усилия, чтоб их уничтожить. 4.Эдикт Деция Текст эдикта, изданного против христиан Децием, не сохранился, но многочисленные и достоверные документы, указывающие на то, каким образом он исполнялся, дают возможность сделать заключение о его содержании. Этот эдикт есть первый указ о всеобщем гонении; он составлен таким образом, чтобы ни один христианин не мог избежать преследования. Один и тот же взмах сети должен был захватить их всех зараз. В эдикт не только положен принцип, но и определена каждая подробность производства дознания. Свобода , предоставлявшаяся до сих пор правителям (которые были уполномочены применять закон более или менее совершенно, смотря по требованиям местного общественного мнения, или даже сообразно со своим личным характером), более не существует: воля императора одна приводит в движение все пружины и сообщает везде, в одно и то же время, одно и то же движение всему механизму. В назначенный день 191 , во всех местах империи, все те, религия коих возбуждала сомнение, должны быть подвергнуты допросу и объявить свою религию. И не только в Риме, в Карфагене, в Александрии, в Ефесе, во всех больших городах, в столицах провинций или главных местах округов, но даже в местечках и самых небольших деревнях 192 2) должен быть произведен такой розыск. Дело поручается местной коммиссии, состоящей из правителей, судей и знатных людей 193 . Не кровожадный по своей природе, не стремился к тому, чтобы предавать христиан на мучения, но хотел, чтобы они стали язычниками. Для этого все средства считались одинаково хорошими, начиная с самых жестоких пыток и кончая самыми низкими прельщениями. Вот почему судебное разбирательство относительно тех, отпадение коих казалось особенно желательным, – велось с рассчитанною медленностью и продолжалось иногда много месяцев 194 . И только после того, как все усилия победить мужество христианина оказывались тщетными, произносился приговор: ссылка или изгнание, чаще всего – смерть. Имущество осужденных и даже бежавших отбиралось в казну и продавалось 195 . Отступников было множество, особенно в среде богатых и знатных 196 . Но многочисленны также были, из всех классов общества, и те, которые стали мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изо всех западных провинций, в Мизии и Паннонии (которые составляли небольшое государство Лициния) были еще мученики: самый славный из них – епископ Сискии, Квирин, смерть которого, как полагают, случилась в 309-м году 289 . Лициний, любимец Галерия, следовал тогда враждебной христианам политике последнего. Эта политика продолжала сокрушать восточные страны; к несчастию, внутренние несогласия в церквах этой части империи благоприятствовали намерениям врагов христианства. Так как историк Евсевий жил в областях Максимина, то он особенно богат подробностями касательно Сирии и Египта. Ни наука, ни возраст не были щадимы преследователями. Наряду с молодыми людьми и молодыми девицами, предаваемыми безжалостным мучениям и смерти, стоит такой ученый, как Памфил, основатель христианской библиотеки в Кесарии, собиратель критических изданий Библии : он также отправляется на смертную казнь 290 . В Египте оканчивается смертным приговором давно начатое дело епископа Филеаса (состоявшего в родстве с первыми семьями провинции) и важного сановника Александрии – Филорома 291 . Христианок продолжают осуждать на проституцию 292 . В 308-м году в государстве Максимина появляется новый эдикт (шестой начиная с 303-го года), повелевающий принуждать, посредством именной переклички, жителей к жертвоприношениям, а чтобы никто не мог уклониться от этого, – кропить водою очищения выставленные для продажи съестные припасы, и требовать от моющихся курить фимиам у ног богов, прежде чем они войдут в бани 293 . Смертные приговоры увеличиваются, а вместе с тем и отказы в просьбах о дозволении погребать мучеников: в Кесарии окрестности города становятся складочным местом для тел, где собираются собаки и хищные птицы 294 . Однако отличительною чертою этого времени гонений является осуждение на каторжные работы. С 308-го до 310-го года каменоломни Фиваиды и рудники Сицилии, Палестины и Кипра наполняются длинными вереницами христиан, из которых почти все слепы и хромы. Иногда им позволяют собираться для молитвы и составлять таким образом в местах принудительных работ как бы небольшие церкви, иногда их жестоко разгоняют, переводят из одного рудника в другой, а также обезглавливают осужденных на эти работы, если они настолько слабы, что не могут переходить на места ссылки 295 . 3.Эдикт Галерия и гонение Максимина

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 177 году в Лионе приняли мученическую смерть сорок три человека. Вот имена лишь нескольких из них: епископ Пофин — седой старец, духовный лидер галльских христиан; вьеннский диакон Санкт (его подлинное имя осталось неизвестным); Александр; Мадур; раба Бландина… Французы особенно почитают Бландину, причем имя ее госпожи, тоже христианки, пострадавшей в те же дни, нигде не упоминается, а вот о рабыне известно многое. Братья по вере очень за нее переживали — Бландина была самой слабой физически и совсем недавно примкнула к христианской общине. Однако именно ей суждено было умереть в числе последних — ее мучили несколько дней, с утра до вечера, самыми изощренными способами, но не могли заставить ее порвать со своей верой. В письмах сказано, что даже у палачей не осталось сил истязать Бландину, но она по-прежнему была жива и повторяла: «Я — христианка, у нас нет ничего худого». Ее стойкость и сила духа в конце концов вызвали восхищение зрителей. Галлы скажут о ней, что никогда прежде ни одна женщина в их земле так не страдала… После казни тела мучеников еще шесть дней пролежали под открытым небом. Римская стража никого к ним не подпускала, и христиане не имели возможности их похоронить. Затем останки были сожжены, а пепел сброшен в Сону…   Наперекор Теперь на месте казни лионских мучеников — только развалины амфитеатра, обнесенные металлической сеткой. Ведутся работы по реконструкции — пройти поближе невозможно. Полуобрушившиеся ряды сидений из серого камня спускаются к небольшой арене, усыпанной розовым мелким гравием. Сюда приходят с обзорными экскурсиями по городу. Гид рассказывает о событиях 177 года, туристы понимающе кивают. Вид на город с холма Фурвьер Прожив в Лионе несколько лет, я поняла: французы хорошо знают историю лионских мучеников, но при этом она, как бы сказать, их эмоционально не трогает. Слишком давно и непонятно это было… Но ведь есть в этой истории, если говорить словами Германа Гессе, «какое-то “наперекор”, какое-то презрение к смерти, какая-то рыцарственность, какой-то отзвук сверхчеловеческого смеха, бессмертной веселости…». Без таких сюжетов человечеству ничто не напоминало бы о том, что любовь — это чувство не земного происхождения, а вера может быть больше жизни.

http://pravoslavie.ru/37252.html

942 В Афинах, например, литургией называли обязанность богатых граждан, имевших не менее 3 талантов, осуществлять некоторые общественные повинности, сопряженные с денежными расходами: оплачивать хор в трагедиях, угощать граждан своей филы, снаряжать трирему и т.д. 943 Галликанская литургия совершалась в 5–7 вв. и стала исчезать в эпоху Каролингов, когда во Франкском королевстве была введена римская литургия, однако удержалась на некоторых территориях, несмотря на тенденцию к унификации, и (в виде отдельных элементов) в практике некоторых монашеских орденов. По структуре к ней близка мозарабская литургия в Испании, которая в настоящее время сохранилась (на основе «Смешанного миссала», Missale mixtum, составленного кардиналом Хименесом около 1500 г.) только в одной капелле Толедского собора. В родстве с галликанской мессой состояла также кельтская литургия, которую служили в Англии, Шотландии, Ирландии и в Бретани. 944 Медиоланская литургия (ошибочно называемая амброзианской), имеющая древнюю прочную литургическую традицию, совершается до сего дня в Миланской архиепископии (на основе Missale Ambrosiano, опубликованного в 1976 г. и неколько отличного от предшествовавших редакций). Она включает в себя римские, галликанские, римо–франкские элементы и элементы традиций Восточных Церквей. 946 Существует предание, что первые чинопоследования литургии составлены апостолами Иаковом (для иерусалимско–антиохийских церквей) и Марком (для египетских церквей). Известные ныне под их именами литургии не принадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менее многое в них – апостольского происхождения. 947 Первое из дошедших до нас описаний литургии содержится в «1–й апологии» Иустина Философа (ок. 160). Ближайшей к апостольскому прототипу формулой литургии некоторые ученые считают список абиссинской литургии, относимый к середине 2 в. К началу 3 в. (как предполагали некоторые исследователи, к 218–222 гг.), но, возможно, и к 4 в. (с учетом наличия более раннего ядра), относится « Апостольское предание» (Traditio apostolica) Ипполита Римского – самый ранний (после «Дидахи») и наиболее полный канонический сборник древней Церкви, представляющий собой прасакраментарий (служебник) с уставом служб и правилами посвящений. Он содержит, в частности, древнейшее последование Евхаристического канона (к. 2 – н. 3 в.) и др. В 1910–1916 гг. Э. Шварц и Р. Конноли доказали, что первоначальным является текст «Предания» в т.н. «Синодосе» Александрийской Церкви (5 в.) и что автором его является римский антипапа и мученик Ипполит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, на основании изложенных фактов и соображений вытекает то заключение, что при Марке Аврелии, в сущности, не было произведено изменения в формулировке тех положений, которыми определялось отношение провинциальных правителей к христианам. Нарочито и с преднамеренностью он не изменял политики своих предшественников, и однако, дух этой политики в его царствование изменился настолько, что положение христиан при нем сделалось гораздо более тяжелым, чем при прежних императорах. 20 Зло усилилось еще оттого, что императорская политика оказалась в соответствии с таившеюся в груди языческого народа ненавистью к христианству. Пробудились старые дикие страсти, вновь начали циркулировать слухи о flagitia или тех мерзостях, которые будто бы совершались христианами и в которых они обвинялись еще при Нероне. И замечательно, что эти клеветы принимались на веру даже такими высокопоставленными и близкими ко двору лицами, как воспитатель Марка Аврелия Фронтон, и они же выставлялись на вид при гонительстве на христиан в Лугдунуме в 177 году. В удостоверение их к свидетельству на суде, вопреки обычного правила, допускались даже рабы, и вообще, по всему видно, что накипевшей в груди язычества злобе против христиан, в последнее время сдерживавшейся рескриптами, теперь дана была возможность вылиться наружу: зверь дикой страсти и человеконенавистничества был выпущен на свободу и он произвел те кровавые сцены, о которых в изобилии свидетельствуют акты мучеников этого времени и в которых погибли, между прочим, такие светила ума и благочестия, каковыми были Иустин Философ и св. Поликарп Смирнский . II. Причины гонения на христиан Из всего изложенного выше с достаточною ясностью можно было видеть главные черты, которыми определялось отношение между христианскою Церковью и Римской империей до 170 года. Теперь нам остается исследовать те причины, по которым империя преследовала новую религию. И тут нам представляется своего рода парадоксальный вопрос: Римская империя, будучи вообще замечательно веротерпимой, сделала исключение из этого правила только для христианства, – что за причина этого странного явления?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/goneni...

Тем, кто никак не может разобраться в том, есть ли связь между эллинами и христианами. Программа курса 1. Люди, которые первыми стали называть себя христианами, — кто они? Кто выделяет христиан, как отдельный народ и кто эти люди, которые первыми стали называть себя христианами?   Ссылка на урок 2. К кому обращались первые христианские проповедники? Синагога – первая площадка христианской проповеди, затем адресатами становятся язычники. Апостолы вступают в диалог со своей аудиторией и расширяют горизонт человеческого познания.   Ссылка на урок 3. Кто и почему истреблял христиан в Древнем Риме? Как христиане действовали в ответ? От самого массового гонения на христиан с целью истребления их имени до Миланского эдикта, признавшего религию христианства. Свидетельства мучеников красноречивее всяких слов. Христианство претендует на наследование эллинистической культуры.   Ссылка на урок 4. Почему прочесть Священное Писание не так просто, как кажется? Язык, переводы и другие сложности На каком языке записывалось Священное Писание христиан, где переводили текст Ветхого Завета и почему язык Нового Завета изобилует нарушениями синтаксического порядка и стилистическими погрешностями.     Ссылка на урок 5. Как стать человеком в полном смысле по мнению древних христиан? Образование и воспитание в христианстве не подразумевают автономности, модификация идеала античной реализованности человека и всё о школе оглашения.   Ссылка на урок   6. Как появилось богословское образование? Александрийская школа, её цель и главные представители Разберем мнение Тертуллиана и апостола Павла, поговорим об Александрийской богословской школе, узнаем, кто инициировал и спонсировал переводы Священного Писания Ветхого Завета. Ссылка на урок 7. Чем христианская мысль отличается от не христианской? Сочинения первых богословов Как они связаны с юридическими апологиями и чем отличаются от них. Когда и в каких условиях создавались литературные апологии. Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и Блаженный Августин – познакомимся с их творениями поближе.

http://europe.foma.ru/kurs-4/

Несложно разглядеть посланцев будущего — людей, уже сегодня живущих с сознанием, которое станет массовым и господствующим в некотором будущем веке, в веке Антихриста… “На сегодня религиозный ренессанс — самая страшная и неоцененная опасность из тех глобальных опасностей, что нас подстерегают… Собственно в этом и состоит роль религии в истории, она канализирует агрессию, направляет ее” 14 . Из слов достопочтенного психоаналитика следует, что религия имеет дело только с агрессией, и агрессия в человеке исчезнет, если ее направить против самой религии… И даже опыт советской агрессии против религии ничему не научил “эксперта”. Очевидно, его личная ненависть к Евангелию столь велика, что позволяет не замечать реальности. Впрочем, это неудивительно: много лет назад, на втором всемирном конгрессе психоаналитиков было высказано мнение о том, что лучшее, что может сделать для пациента последователь Фрейда — это направить его к священнику. Феномен гонений на христиан в Римской империи обычно понимается совершенно неправильно. Прежде всего, ничего “нормального” (мол, все новое гонимо) в нем не было. Римская империя — это правовое государство, и в нем не преследовали ни философов (как бы их взгляды ни отличалась от императорских), ни иноземные секты (персидский культ Митры был весьма популярен в римской элите, как и египетские мистерии), ни народы, верующие не по-римски. Даже евреи, считавшие языческих (следовательно, и римских) богов за демонов, не подвергались религиозным преследованиям. По признанию еврейского историка, “римляне никогда и никого, кроме христиан, не подвергали преследованиям по религиозным причинам” 15 . Почему? Откуда такая ненависть — и причем не у худших, а у лучших римских императоров (одним из самых ревностных гонителей христиан оказался философ на троне Марк Аврелий)? Причина — в самих христианах. Если бы христиане согласились, подобно теософам, считать, что “имя Бога” не важно, что Бог “многолик” и что поэтому можно поклоняться и Зевсу, и Митре, и Осирису, и Христу одновременно — гонений не было бы. От христиан не требовалось отречения от Христа. От них требовалась лояльность по отношению к официальным языческим божествам. Мученица Татьяна пострадала при императоре Александре Севере. Мать Александра была христианкой. Он сам считал себя христианином. В его домашней молельне стояло изображение Христа. Но настоящую христианку он предал пыткам именно за отказ поместить Христа “среди” других богов.

http://pravmir.ru/o-nashem-porazhenii/

Torino, 1975. P. 471–480. Frend W. H. C. Open questions concerning the Christians and the Roman Empire in the Age of Severi//Journal of Theological Studies. Vol. 25. 1974. P. 333–351. Grant R. M. Early Alexandrian Christianity//Church History. Vol. 40. 1971. P. 133–144. Jones C. Women, Death and the Law during the Christian Persecutions//Martyrs and martyrologies/Ed. D. Wood. Oxford, 1993. P. 23–34. Kerestzer P. The Emperor Septimius Sever: a Precursor of Decius//Historia. Vol. 19. 1970. P. 565–578. Reinmuth O. W. A Working List of the Prefects of Egypt 30 B.C. – 299 A.D.//Bulletin of the American Society of Papyrologists. 1967. Vol. 4. P. 75–128. Sordi M. The Christians and Roman Empire. London; Sydney, 1983. Strutwolf H . Gnosis als System: Zur Rezeption der valentinianischen Gnosis bei Origenes. Göttingen, 1993. Tabbernee W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments. Ecclesiastical and Imperial Reaction to Montanism. Leiden; Boston, 2007. Van den Hoek A. The “Catechetical” School of Early Christian Alexandria and its Philonic Heritage//Harvard Theological Review. Vol. 90.1997. P. 59–87. Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006. Нок А. Д. Обращение. Старое и новое в религии от Александра Великого до Блаженного Августина /Пер. А. Д. Пантелеева. СПб., 2011. Пантелеев А. Д. Христиане и римская армия в первой половине III в.//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 11. 2012. С. 329–350. Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3; VII, 4; IX, 3). М., 1991. Мученичество пресвитера Пиония и его товарищей «Мученичество святого пресвитера Пиония и его товарищей» рассказывает о событиях, произошедших в Смирне во время гонения Деция в начале 250 г.; казнь мучеников состоялась 12 марта. Некоторые исследователи отождествляют мученика Пиония с переписчиком, упомянутым в тексте «Мученичества Поликарпа» (Mart. Pol., 22, 3); это возможно, но не обязательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересно сравнить эти строгие послания к народу или к правителям – с теми увещаниями (гораздо более мягкими), какие посылались в города, где изуверы убивали христиан. Это случилось прежде всего в Александрии. Арианский епископ Георгий, виновный в том, что в царствование Констанция разрушил (языческие) храмы, был казнен язычниками перед возвращением Афанасия. «Ваше счастье, александрийские граждане, что вы совершили это преступление в мое царствование, в царствование такого человека, как я, который, –вследствие почтения к богу (Серапису) и уважения к моему дяде, моему тезке 490 , бывшему правителем в Египте и в самом вашем городе, – крепко хочет сохранить к вам братское благорасположение» 491 . Припомним, какую громадную денежную пеню наложил Юлиан на город Кесарию за разрушение одного храма, а между тем ни жители Газы, ни жители Гелиополиса и Аретузы не были наказаны после того, как избили христиан, женщин, одного епископа, с ужасающею и утонченною жестокостью 492 . Жалобы префекта Сирии, язычника, который сам был смущен и огорчен жестокостями, совершенными населением Аретузы, не произвели на Юлиана никакого впечатления 493 ; правитель Газы за то, что посадил в тюрьму нескольких убийц, едва не был отдан за это под суд, и, говорят, Юлиан даже хотел казнить его, при чем императору приписывают такие выражения: «С какой стати нужно было свирепствовать против людей, которые мстили за свои обиды и за оскорбления богов нескольким галилеянам?» 494 . Но другие правители лучше понимали настроение своего повелителя: христиане одной провинции жаловались на то, что один правитель, не получив прямых приказаний, притесняет их, и получили от императора такой насмешливый ответ: «Ведь это ваше призвание – страдать: так повелевает ваш Бог» 495 . Такая снисходительность и подобные выходки указывают как бы на нравственное соучастие Юлиана и в тех деяниях, коих он прямо не приказывал. Некоторые из жестокостей, совершенных язычниками ввиду безнаказанности, были кровавою расплатою за гораздо менее тяжкия насилия, совершенные в царствование Констанция над храмами, но не над лицами. Но некоторые из этих проявлений дикости, кажется, были вместе с тем прямым следствием мер, предпринятых Юлианом. Если епископ Марк сделался жертвою возмущения в Аретузе, то это потому, что он отказался уплатить вознаграждение за убытки, к чему присуждал императорский приказ всех тех, кто недавно принимал участие в разрушении храма 496 . В других городах, где была возбуждена ревность населения к язычеству, Юлиан подал знак к иного рода насилиям: приказывая восстановлять языческие храмы, он в то же время внушил разрушать «гробницы безбожников», т. е. храмы мучеников. Он признаётся, что за такими разрушениями следовали нападения на христиан: «горячая ревность, бешеная ярость обнаружились; против нечестивцев в большей степени, нежели было угодно его воле» 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010