Итак, провидя верующих, Он пощадил неверовавших, не ради их самих, а ради имевшего родиться от них плода. И Исаия свидетельствует: «если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ). Но не сказал ли Исаия о другом, а мы вложили насильственно такой смысл в изречение? Однако слушай, что говорит Павел, – брат и толковник пророков. Братие, «так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» ( Римл.11:5, 9:29 ). Все провидел Бог; Бог не по опыту познает вещи, подобно тому, как мы с течением времени узнаем их. Опять скажу, как много раз уже говорил: Бог провидел концы веков. Он знал, что Адам согрешит, но провидел и имеющих произойти от него праведников; видел его изгоняемым из рая, но предвидел, что ему уготовано царство. Дивное дело, – прежде рая было царство. Ты дивишься, что Адам изгнан был из рая? Дивись тому, что прежде рая ему уготовано было небесное царство. «Приидите, – говорит Спаситель, – благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Пусть устыдятся еретики, когда слышат, что царство уготовано святым прежде сложения мира, и, тем не менее, говорят, что было время, когда не было Сына. По видимому они исповедуют Единородного, так как не могут уничтожить Писания; но допуская слово, они отрицают существо дела. Если мы назовем Сына Единородным, они тотчас же говорят: написано и: «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ). Итак, по мнению еретиков, эти два изречения противоречат друг другу. Если, говорят, перворожден, то не единородный, потому что перворожденный называется первородным, когда имеет братьев, а единородный, когда имеет братьев, не называется единородным. Единородный – тот, кто только один рожден от кого-нибудь, как свидетельствует и Писание, говоря Аврааму: «возьми сына твоего» единородного ( Быт.22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Итак, «сотворил Бог рыб больших», то есть великих морских драконов, – другие переводчики говорят: «сотворил Бог драконов великих», не «рыб больших», а «драконов». Прежде дракона не сотворено ни одного морского животного. Вот почему Давид говорит: «Хвалите Господа от земли, змеи и все бездны» ( Пс.148:7 ), и в другом месте: «Это – море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими; там плавают корабли, этот змей, которого Ты создал, чтобы унизить его» ( Пс.103:25–26 ). В другом месте, желая показать, что существует не один, а много драконов, говорит: «Ты сокрушил головы змиев в воде» ( Пс.73:13 ). Итак, «сотворил Бог рыб больших. ...И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт. 1:21 ). Почему Бог сказал: «хорошо»? Может быть, хорошо по причине множества? Но когда Бог сотворил звезды, солнце и луну, то говорится: «виде Бог, яко добра», хотя созданий было и много. Много звезд, бесчисленны их мириады, и, однако, не говорится: «виде Бог, яко добро», а сказано: «яко добра». Почему? Потому, что хотя звезд и много, но все они из одного света и все назначены на одно и тоже служение, именно – светить. Напротив, здесь великое разнообразие гадов, птиц и рыб (иное ведь дело – рыбы, иное – птицы, иное – гады), и в каждом роде существует много различных видов; потому и говорится: «виде Бог, яко добра». По разнообразию дел и похвала. «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» ( Быт.1:22 ). 3. Почему Бог, когда создал звезды, не благословил их? Почему после создания не благословил растений и деревьев? Одно благословляет, другое не благословляет. Что было причиной такого превосходства? Слушай. Звезд, сколько произошло сначала, столько и остается; они не могут увеличиваться ни по числу, ни по объему; поскольку они должны были оставаться в одном и том же положении, они не нуждались в благословении, которое бы их умножало. Те же создания, которые умножаются путем преемственности, и иначе получать приращения не могут, необходимо должны были принять и благословение. Опять повторю то же, чтобы еще лучше утвердить сказанное в мысли, так как, братие, и растение, посаженное в разрыхленную землю кое-как, небрежно, не имеет устойчивости, а стоит твердо, когда только зарыто глубоко и с полною тщательностью. Звезды в благословении не нуждались, потому что последнее не давало им способности умножаться. Птицы же, рыбы и человек в таком благословении нуждались в виду преемственности происхождения. Где немногое умножается и малое возрастает, и где иначе, как чрез преемственность, умножаться создание не может, там имеет место благословение. Теперь, когда мы узнали причину, почему указанные творения удостоились благословения, нужно, наконец, обратиться к остальным изречениям Писания. «Раститеся», потому что были малы; «размножайтесь», потому что не многочисленны; «наполняйте воды», потому что были в одной их части.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Какая последовательность у Бога! Какая точность в словах! «Да обладает рыбами морскими». По порядку творения и порядок господства. Так как первоначально произошли из моря рыбы, а потом из земли четвероногие и другие животные, то Бог сначала говорит о том, что произошло прежде. «Да обладает рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом». Вот почему и три отрока, в пещи славословя Бога, наблюдают тот же порядок: «Благословите, иней и снег, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, молнии и облака, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки. Благословите, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Господа, все произрастания на земле, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, источники, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан.3:72–82 ). Можно было бы и продолжить изъяснение, но перейдем к дальней­шему. «И создал» – в русском переводе: «сотворил Бог человека» ( Быт.1:27 )). Не просто сказано: «сотворил», а: «образовал». «Образование» употребляется, когда говорится о благовидности. Так, когда кто-нибудь видит красивое лицо, то говорит: прекрасный образ. Бог ничего не сотворил в теле без красоты, а все создал для красоты и для пользы. Например, глаз имеет две цели – пользу и красоту: он и видит, и красит лицо; украшает внешность, и все видит. Ухо служит на пользу и для красоты, так как оно, представляя как бы вазу, украшает человека. Равным образом, нос имеет необходимое обоняние; но у человека сравнительно с другими животными, он образует как бы разделяющую стенку и дополняет красоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Какую пользу приносит печаль? Слушай, что говорит Павел: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). А что производит скорбь? Слушай Исаию: «егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися» ( Ис.30:15 ). «Умножая умножу скорбь твою». Печаль безобразит лицо, делает его унылым. «Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает» ( Притч.15:13 ). Так как жена глазом увидела дерево и сердцем помыслила о богоравенстве, то Бог дает скорбь сердцу и печаль лицу, дабы наказать то, чем она согрешила. Бог хочет также, чтобы самое наказание, – а лучше сказать, спасение, – убедило жену, что не ложно было древнее благословение. Сказав людям: «наполняйте землю», Бог говорит теперь: «в болезни будешь рождать детей». Я не лишаю тебя способности рождения, так как раз навсегда дал благословение, но ты будешь рождать в болезнях, в страданиях. Скорбь рождающей весьма тяжка. «Женщина, – свидетельствует Спаситель, – когда рождает, терпит скорбь» ( Ин.16:21 ). Жена скорбит, когда рождает, испытывает беспокойство, когда питает; когда дитя приходит в возраст, она беспокоится, чтобы оно не было глупым; если ее сын отправится в путь, она боится, как бы он не помер, как бы не заболел, как бы не случилось с ним несчастья. У мужа этого нет. Отец, хотя и заботится о сыне, но не так, как мать; он утешает себя, говоря: «он человек, умеет предохранить себя», – и не беспокоится. Почему? Потому, что он не слышал слов: «в болезни будешь рождать детей». Чудный вид наказания. Когда наступят для жены страдания, она и тогда, как свидетельствует опыт, во время самых мучений не отвергает мужа. Она не говорит: «о, если бы не было брака, о, если бы не было деторождения»! Бог не дозволяет ей, несмотря и на испытание страданий, ненавидеть мужа; она знает, что перенесла, чему подверглась, и все-таки любит мужа. Вот почему «в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ). Так как ты уже худо обладала, и муж стал рабом твоей воли, то Я делаю последовательный вывод: пусть владеет тот, кто не был обольщен.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

«Но знает Бог, что в день, – говорит, – в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Многие, и особенно последователи нечестивого Порфирия, писавшего сочинения против христиан и отторгшего многих от божественного учения, говорят: зачем Бог запретил познание доброго и лукавого? Пусть бы Он запретил лукавое; зачем Он запретил и доброе? Сказав: «а от дерева познания добра и зла не ешь» ( Быт.2:17 ), Бог, говорят, запрещает человеку знать злое; но для чего запрещает знать и доброе? Нечестие всегда попадает в собственные свои сети и дает само основания для его опровержения. Не знание доброго запретил Бог, – Адам имел его и прежде, чем съел от дерева. Если он не обладал знанием, то как он узнает жену? Как говорит о ее природе: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» ( Быт.2:23 )? Как он пророчествует о будущем: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» ( Быт.2:24 ), и так далее? Столько Он знал, и не знал доброго? Он знал Бога, хранил повеления Божии, имел знание, назвал столько имен; как же он не обладал знанием доброго? Итак, что же значит запрещение Божие? Не знание добра запрещает Бог, а хочет лишь, чтобы вместе с знанием добра не было знания зла. Разрешу нечестивое мудрование от Писания. Павел говорит: «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» ( 1Кор.10:21 ). Не обе чаши запретил он; нет, святую он признал святой, а отверг нечистую и непотребную. Так и Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне» ( Мф.6:24 ), – невозможно в одно и тоже время служить и Богу и демону. Так и Бог запретил знать злое, чтобы с добрым не смешивалось и знание злого. 4. Здесь остановим наше внимание. Почему же именно дерево названо было деревом познания добра и зла? Не потому, что оно имело такую природу, а потому, что носило такое значение. Это особенность Писания. Укажу пример: в пустыне один источник воды назван был водою пререкания: «испытал тебя при воде пререкания» ( Пс.80:8 ). Следует ли, что вода обладала такой природой, что вызывала народ на препирательство? Почему же Моисей при питье ее не препирался с Богом? Следовательно, эта вода названа была водой пререкания не потому, что имела такую природу, а по случаю происшедшего при ней события; так как народ там пререкался с Богом, то она и названа была водою пререкания.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Но небесный огонь сроден с земным, как и душа наша сродна с ангелами, почему и эти последние духи, и те духи, как и три отрока говорят: «Благословите, духи и души праведных» ( Дан.3:86 ), и еще: «творишь Ангелов Своих духами» ( Пс.103:4 ). Вот почему ни душа не является без тела, ни огонь нельзя видеть без пакли, или хвороста, или какого другого материала. А что этот (небесный) огонь не совершенно иной, показывает само творение. Многие заимствуют часто огонь от солнца и зажигают, а если бы он был совершенно иным, то каким образом получалось бы из него совершенно нечто другое? Следует заметить, что этот невещественный небесный огонь так велик, что явившийся на горе Синае огонь, в котором Бог дал зрелище этого самого невещественного огня, так как явил его без дров, называется великим; так что по сравнению с этим великим огнем земной огонь можно назвать малым. Потому-то и Моисей, желая показать, что земной огонь мал, говорит: «с неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огнь Свой» ( Втор.4:36 ). Итак, и молния, и звезды, и солнце, и луна, все – огонь; с ними сроден и наш огонь. И Спаситель, желая показать, что молния и звезды сродны между собою, говорит в Евангелии: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» ( Мф.6:22 ), и далее прибавляет: «как бы светильник освещал тебя сиянием» ( Лк.11:36 ), называя блистанием светильника сияние светильника. Нужно, однако, заметить и об аллегорических толкованиях еретиков. Некоторые еретики осмеливались утверждать, что мрак есть диавол, а бездна – демоны; когда же Бог сказал: «да будет свет», то этими словами повелел быть Сыну. Они не стыдятся таким образом называть диавола старшим, чем Сын, потому что если бездна – демон, а тьма – диавол, и затем Бог сказал: «да будет свет», т.е. Сын, то диавол не только равночестен с Ним, но и старше Его. Подлинно, о таком нечестии не следует и вспоминать, – сказал же я, чтобы вы не оставались в незнании.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Но появление светильников не прерывает слова. Солнце должно шествовать по своему повелению, потому что «солнце познало запад свой» ( Пс.103:19 ), дабы было показано, что Христос есть Владыка всего творения. Об этом возвещает Иоанн, говоря: «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Но нужно было, чтобы Он сиял не только словом, но и делом. Он говорит морю: «умолкни, перестань» ( Мк.4:39 ), и оно умолкло, и дело познало Зиждителя. Он сказал морю, и замолкло; сказал ветру, и перестал. Если бы они не послушались, это значило бы, что Он не сотворил их. Если бы Он не был Владыкой воды, не претворил бы воды в вино. Если бы не был Владыкою неба, не возвестила бы о Нем небесная звезда. Если бы не был Владыкою солнца, оно не погрузилось бы во мрак во время распятия. Христос на кресте, и солнце омрачилось. О, чудо! И тварь не вынесла поругания Владыки. Омрачилось солнце, дабы ты знал, что Христос и на самом кресте Владыка солнца. Потряслась земля, дабы ты знал, что о Христе говорил Давид: «посмотрит на землю, и заставит ее трястись» ( Пс.103:32 ). Распались скалы, дабы ты знал, о ком сказал пророк: «скалы распадаются пред Ним» ( Наум.1:6 ). Отверзлись гробы, дабы явлено было воскресение и чрез все воссиял воскрешающий мертвых Бог. 7. Однако пора нам сделать и нравственное применение. Светильник побуждает нас сказать: «Светильник ногам моим закон Твой, и свет путям моим» ( Пс.118:105 ). Настал вечер, чтобы мы говорили: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою, поднятие рук моих – да будет как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). Почему не утренняя? Обрати на это внимание, так как мы должны знать, что поем. Давид говорит: «пойте разумно» ( Пс.46:8 ). «Поднятие рук моих – да будет как жертва вечерняя». Моисей, а лучше сказать, Бог повелел совершать две жертвы – одну утреннюю, другую – вечернею. Утренняя была благодарением за ночь, так как проведший благополучно ночь благодарит днем. Вечерняя жертва была благодарением за день. Так как Ты, говорит Давид, сохранил меня в течение дня, то я благодарю Тебя за весь день.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Но скажем им с Давидом: " Поведали мне законопреступники (свои) рассуждения, но это - не закон Твой, Господи " (Пс. 118:85). Прими Петров голос, Павлово учение: " … Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь " (Рим. 9:5). Святой Дух да будет покланяем, воспеваем, славим. Из божественного Писания мы богословствуем, - желают ли враги, или нет; свидетельствует мне и Павел, говоря: " Разве не знаете, что вы храм Божий " , и кто обитатель (1 Кор. 3:16)? и: " Дух Божий живет в вас " . Итак, иное храм, и иной обитающий. Не слышал ли ты Петра, который сказал: " Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому … " ? и прибавил: " Ты солгал не человекам, а Богу " (Деян. 5:3,4). Но еретики говорят: он не назвал Духа Богом, а (сказал лишь), что Дух был послан от Бога: оскорбляющей Духа, говорят, оскорбляет Бога, пославшего Духа. Но, о, неразумный и несмысленный! - а для безбожника нет никакого другого более подходящего названия, как неразумный: " Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " " (Пс. 13:1), - он не сказал так, как ты полагаешь. Если бы оскорбление Духа восходило к Богу, как пославшему, нужно было бы сказать: не Духу ты солгал, но Богу. Но этого доста­точно; должно уподобить апостольскому хору Святую Троицу, о Которой Отец возвещает. Троица апостолов - свидетель не­бесной Троицы. Итак, возвеселимся в чистоте и скажем: " … у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа " (Ис. 54:1), или - ­нежели всякая ересь, имеющая учителем человека, а не Бога. Молитвами и ходатайством общего отца и учителя, да пребудем все мы вместе с апостолами и мучениками в православной вере, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и дер­жава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   1 У Миня эта беседа относится к разряду dubia (сомнительных), так что с решительностью не усвояется даже еп. Севериану. Предполагается, что неизвестный оратор говорил в Константинополе, скоро по изгнании оттуда императором Федосием Великим аномеев (еретиков, учивших о неподобосущии Сына Отцу). Изгнание было в 380 году; оратор мог говорить в 381 году. В конце оратор намекает на некоего отца, невидимому, епископа. Думают, что здесь разумеется св. Григорий Назианзен (Богослов), отказавшийся тогда от столичной кафедры ради церковного мира. Он умер в 390 году. Было относится к Слову Божию, а не был - к  И. Крестителю. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1648...

Новые имена – кость, плоть – называет Адам, когда говорит о жене: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» ( Быт.2:23 ). Когда Бог создал человека, Он не сказал, что создал его из костей и плоти. Затем, Бог говорит: «мужчина», Адам говорит: «муж», Бог говорит: «женщина», а тот: «жена». Чудное дело. Так как человек исполнен был святого Духа и не был еще несчастным преступником, а полон был благодати, то в нем цел был дар пророчества, о котором я говорил вашей любви за несколько дней пред этим. Он знал прошедшее, знал настоящее и будущее. Как он знал настоящее? В теле костей снаружи не видно; но так как он имел Духа, то и говорит: «вот, это кость от костей моих». Откуда бы он знал, если бы не открыл ему Дух Святый. Почему же сначала Адам назвал кость, а затем плоть? Потому, что Бог сначала взял из него ребро. «Она, – говорит, – будет называться женою, ибо взята от мужа своего» ( Быт.2:23 ). Адам пророчествует о прошедшем, указывает настоящее, говорит о будущем. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» ( Быт.2:24 ). Еще не было брака; откуда же отец и мать? Пусть выслушают опять еретики. Бог восхотел сотворить Адаму жену. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон» ( Быт.2:21 ). Всякое древнее слово Божие стало законом природы. На первом человеке Он показал, как должно происходить от человека новое поколение. «Навел... Бог сон на Адама». Дивное дело. Бог указывает время, когда устанавливается брак. Сон называется исступлением, потому что во время сна человек бывает как бы вне себя. Душа в нем, и в то же время не в нем. Она не чувствует, не понимает, слыша не слышит. Как теперь мы говорим: он был в отсутствии, когда он чужд занятий, так и душа, когда бывает чужда чувств, находится в отсутствии (экстазе). «И успе 7 , – говорится. – Взял одно из ребр его» ( Быт.2:21 ). Пусть спросят у еретиков: как взял Бог ? Как Адам не почувствовал боли? Как он не страдал? Один волос вырывается из тела, и мы испытываем боль, и хотя бы кто был погружен в глубокий сон, он просыпается от боли. Между тем вынимается такой большой член, выры­вается ребро, а спящий не просыпается? Бог извлек ребро не насильно, чтобы Адам проснулся, не вырвал. Писание, желая показать быстроту действия Зиждителя, говорит: «взял». Связи разрешились, и человек не почувствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Однако не останавливай с удивлением внимания на слове «советник»; не делай общим имени. Хотя и много советников, пусть не унижается советник единый. Ты еще, – говорит, – не знал достоинства того, о ком возвещалось. Слушай о чудном советнике Исаию, который изъясняет предыдущее последующим. «Чудный, – говорит, – Советник, Бог крепкий». Хорошо приписал он Богу крепость. Почему? Подобно тому, как было много советников, но достоинство единого советника от этого не должно было страдать, так точно не должен был уничижаться этот проповедуемый Бог от того, что было много богов, – ведь говорится: «Я сказал: вы – боги и все... – сыны ...Вышнего» ( Пс.81:6 ); равно и Моисею говорил Бог: вот, Я положил тебя в Бога фараону ( Исх.7:1 ). И чтобы ты не подумал, что этот советник есть Бог в том же смысле, как Моисей, или как апостолы, пророк присовокупил: «Бог крепкий». Моисей Бог, но не крепкий, а укрепляемый. Иное – укрепляемый, иное – крепкий. Иное – дарующий благодать, иное – принимающий. «Бог крепкий». Моисей – Бог, одаренный крепостию, и хотя является совершителем великих чудес, но получает благодать. Апостолы подвластны, Спаситель – властвующий и дает власть. «Бог крепкий». И этим пророк не удовольствовался, а прибавил: «Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ), дабы и нас и еретиков научить не называть подвластным начальника власти. Иное – подвластный, иное – властитель. Желаешь знать различие между самовластным и подвластным? Апостолы подвластны, Спаситель – властвующий. Павел увидал в Македонии служанку, одержимую духом прорицания, которая при всех говорила: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу» – не одержимой, а действовавшему в ней: «именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» ( Деян.16:17–18 ). Называется Господом, чтобы показать, что сам он – раб. Так как чудо, повиновение демонов людям, было выше человеческих сил, то дабы зрение не сделало бессильными слова, и слуг Бога не сочли за богов, апостол говорит: «именем Иисуса Христа повелеваю тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010