2. «В начале, – говорится, – сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Настоящая история написана Моисеем по откровению Свя­того Духа. Она повествует о создании мира, которое произошло силою Божиею и открыто Моисею по благодати пророчества. Моисей писал ее не как историк, а как пророк. Он говорил о том, чего не видел, и повествовал о том, очевидцем чего не был. Подобно тому как раньше мы сказали, что есть три вида пророчества: первый вид – пророчество словом, второй – пророчество делом, третий – пророчество и словом и делом, так должно сказать и здесь, что пророчества бывают трех родов: пророчество о настоящем, пророчество о будущем, и пророчество о прошедшем. Например, пророк Исаия не присутствовал при событиях, происходивших при Моисее, но так как в нем был дух Моисея, который открывал ему эти события, то он пророчествовал (о прошедшем). Равным образом, бывает пророчество и о настоящем, когда например кто-нибудь хочет скрыть свои мысли от пророка, а пророк изобличит его, – как например Елисей Гиезия, – предуказывая будущее и открывая сокрытое. Моисей говорил о прошедшем; другие пророки – о будущем. Итак, на настоящую историю следует смотреть не как на повествование, а как на истинное пророчество, изреченное Святым Духом. Какая же цель у пророка? Две цели имеет Моисей: предложить учение и утвердить закон. Будучи законодателем, он начал не с законодательства, а с творения. Почему же он хотел наперед показать, что Бог есть Творец и Владыка вселенной? Дабы показать, что Бог дает закон не чужим, а своим. Если бы он наперед не показал, что Бог есть Творец мира, то не достойным веры считался бы Законодатель мира. Давать закон чужим – дело насилия, а научать своих – дело естественное. Так и евангелист Иоанн не прежде изложил закон, данный Христом, чем сказал о Его владычестве в словах: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. ...Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:1–4, 11 ). Сказав таким образом, что Христос есть Творец и Создатель, евангелист начинает затем говорить о Нем, как об Учителе и Законодателе вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

2. Еф. 4, 25 : Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 3. Притч. 9, 12 : Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими. 4. Сир. 27, 9 : Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней. 5. Сир. 34, 4 : От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? 6. Свт. Василий Великий : Ни в судебных, ни в других каких делах ложь не полезна тем, которые избрали правый путь и истину в жизни. 7. Свт. Григорий Богослов : Истина – одна, ложь – множественна. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Правда не нуждается ни в какой помощи; но даже если бы ее стали подавлять десятки тысяч, она не только бы не исчезла, но и через этих старающихся ей повредить стала бы славнее и выше, посмеявшись над ними, напрасно бьющими самих себя. 9. Евагрий: Замалчивать правду – то же, что закапывать золото. 10. Преп. Исидор Пелусиот : Ложь в первых словах сказанного имеет бо льшую веру, чем истина, открытая во втором слове. 11. Севериан Габальский : Ложь, если желает, чтобы ей поверили, утверждается на основании мнимой правды, иначе ей не поверят. 12. Фалес: Фалес Милетский, спрошенный кем-то о том, насколько отличается ложь от правды, ответил: «Насколько глаза от ушей». 13. Плутарх: Равное – весами, а истина философским разумом познается. 14. От дороги и от истины трудно уклониться в сторону. 15. Харикл: Ибо и ложь иногда хороша, когда полезна говорящим и ничем не вредит слушающим. 16. Герин: Насколько солнечный свет не может видеть больной и немощный глазами, настолько, и даже более, истину не может видеть слабый и немощный разумом. 17. Из Эпиктета и Исократа: Да не будет ничего почетнее истины, даже выбор дружбы, не свободный от пристрастий, которыми запутывается и затемняется справедливость. 18. Эзоп: Эзоп, спрошенный, какая польза лгущим от лжи, ответил: «Если и истину говорят – им все равно не верят». 19. Платон: Платон самым сладким называл слышание истины. Полемон же считал, что намного слаще, чем слышать истину, изрекать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

3. Смотри, как Христос изъяснил, что обольститель есть и диавол и лжец. Как же он лгал? «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт.3:1 ). Видишь лжеца? Бог сказал: «от всякого дерева ешьте; не ешьте от одного». Лжец говорит: «почему Бог сказал, чтобы вы не ели от всякого дерева?» Не ложно слово Христово: «он лжец». Он солгал, и притом тяжко солгал. Когда кто-нибудь хочет сделать злое дело, он притворно ссылается на необходимость, или на свое неведение, чтобы не дать заподозрить свое коварство; он как бы говорит: «я не знаю, у меня нет умысла, я пришел просто, ничего не знаю». Разве вы не знакомы по опыту с многими такими людьми? Разве мы не знаем дел коварных людей? Разве они не хитро обделы­вают дела и не притворяются неведующими? Так точно и диавол. «Подлинно ли, – говорит, – сказал Бог»? Он как бы говорит: «я слышал мельком, не совсем хорошо слышал, чтобы вы не ели от всякого дерева». Жена, считая это за неведение, исправляет речь. «Не так, – говорит, – сказал Бог; Он не сказал, чтобы мы не ели от всякого дерева; напротив, позволил есть от всякого дерева, а запретил только от одного; Он сказал нам: «не ешьте, ...чтобы вам не умереть» ( Быт.3:3 ). По-видимому, диавол узнал, чего не ведал, и вот, как незаподозренный в коварном умысле, говорит жене: «нет, не умрете» ( Быт.3:4 ). Вот другая ложь. Бог сказал: «не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» ( Быт.3:3 ); диавол говорит: «не умрете». Это вторая ложь. «Но знает Бог, что в день, – говорит, – в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» ( Быт.3:5 ). Вот третья ложь. Заметь коварство и злобу диавола. Он уже старается бросить в мир семя заблуждения. Так как он старался, как я сказал, утвердить в мире многобожие, то предупредив жену как бы рассказом, он обольстил ее слух и заронил в нее мысль о многих богах. Но если виновник нечестия заронил мысль о богах, то Бог по своему предведению устроил так, что будущее заблуждение высказано было не человеческими устами; Он хотел, чтобы впервые заговорил о богах не голос разумного существа, а сказали впервые уста змия, и всякие уста, говорящие об идолах, уподоблялись устам последнего. Знаю, что вы и меня извиняете за голос, и уразумеваете мысль святого Писания. Никто пусть не обращает внимания на звучность голоса, а пусть постигает смысл рассуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

9. Бог взял ребро, как взял персть. Если бы связавший был один, а разрешивший – другой, то была бы борьба; если же разрешил связавший, то разрешил как было угодно. «Взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию» ( Быт.2:21 ). Откуда наполнил? Извлек из остального тела? Но всякое тело, если его тянуть, становится тоньше. Как наполнил? Так и о теле мы говорим, и не понимаем; а говоря о Боге, многоумствуем? «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» ( Быт.2:22 ). Откуда из ребра образовались глаза? Откуда чувствующее сердце? Откуда говорящий язык? Как образовались из ребра внутренности? Как возникла из ребра печень? Ты не в силах понять, как произошло это, а любопытствуешь о Зиждителе? Заметь повсюду образ Христа. Бог взял у Адама ребро не прежде, чем навел на него сон. Почему? Потому, что от ребра имел произойти грех , который вошел через жену. Пришел Спаситель, источая из ребра воду и кровь, – воду, омы­вающую от грехов, кровь, дающую нам таинство. Смотри на образ. Когда Адам уснул, было взято ребро; когда наступил сон для тела Христова, отверзлось ребро, чтобы новою историею разрешить древнее печальное событие, – говорю о сне на кресте. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» ( Быт.2:22 ). О, человеколюбие Господа! Сколько Он творит, создает, сколько благодетельствует! Приводит животных, приводит невесту. Так как и Адам был как сирота, и Ева девица не имела ни отца, ни матери, которые исполнили бы нужное, то Бог сам исполняет обязанности отца и матери. И заметь закон, – ведь всякое древнее слово Бога есть закон природы. «И привел ...Бог жену ...к человеку», – и осталось законом до настоящего времени, что жена для мужа; не муж приводится к жене. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт.2:25 ). Действует устав, возглашается закон. Всех стыдится мужчина, кроме своей жены; всех стыдится женщина, кроме своего мужа. Это, сказал я, по закону. Причина же, почему первые люди не стыдились наготы, заключалась в том, что они облечены были в бессмертие, одеты славою. Слава не дозволяла им видеть себя нагими; она прикрывала наготу.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

   Но как мы можем постичь Непостижимого? Мы, руководимые и наставляемые Духом Святым, можем только сказать, что Бог есть Единый, Вечный, Неисследимый, Неизреченный, Недоведомый, Невидимый, Непостижимый, Обитающий в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16).    Что говорить про бренную персть — человека, когда сами силы бесплотные, предстоящие Престолу Агнца и Господа славы не могут проникнуть в тайну существа Божия, но со страхом и трепетом закрывают лица свои!.. Но в душе человека есть желание уяснить себе, до известной степени хотя, неуяснимое; и это желание прорвалось в вопросе апостола Филиппа ко Иисусу Христу: покажи нам Отца (Ин. 14:8); и Христос дал ответ на это созданию, сотворенному для познания Сотворившего его Бога: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9). Таким образом, сотворивший веки вначале хотя сделался человеком, однако все же есть сияние славы, Бог от Бога, Свет от Света, Слово, Сын, образ Бога невидимого (2 Кор. 4:4). Блаженный Феофилакт говорит: «Святой апостол возшел на самую высоту хвалебной речи о Сыне и называет Его сиянием славы, чтобы ты знал, что Он из Него бесстрастно, без уменьшения или унижения, одного и того же существа, то есть Свет от Света. Ибо Он просветил наши души и Сам показал Отца. Посему и сказал: Я свет миру (Ин. 8:12), потому что вместе с Ним светил от вечности, ибо сияние светит одновременно с сияющим. Но сияние показывает ведь не самую сущность и как бы умаляет самую природу, посему святой апостол Павел и добавляет: и образ ипостаси Его. Словами сый сияние славы Его — указывается единосущее и совечность Сына с Отцом, а словами образ ипостаси Его — самостоятельность; Отец не имеет ни в ком нужды для совершенства, так и Сын».    «Подобно тому как святой Иоанн Богослов, сказав: Слово, прибавил: бе к Богу, и Бог бе, точно так же и святой апостол Павел, сказав: сияние, прибавил: и образ ипостаси» (Севериан).    Как Отец неизменно пребывает в своем свойстве родителя, ибо вполне очевидно, что Отец и Сын не одно и то же, так и Сын неизменно остается в Своем свойстве — рожденного, не воспринимая на Себя свойства Отца. Но видящий Сына необходимо должен видеть и принадлежащую Ему славу Отчую, так как Он есть Бог Истинный от Бога Истинного, Свет от Света и Жизнь от Жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог повелевает, и облака не дают дождя. И об этом говорит Писание: «и повелю облакам не проливать на него дождя» ( Ис.5:6 ). «Как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил» ( Пс.103:24 ). Видишь дело творения Божия? Видишь, как оно замыкает уста еретиков, не знающих творения и любопытствующих о Творце? Все повинуется закону Бога. Небо стоит, носимое не собственною силою, а утвержденное божественными законами. Когда я недоумеваю, как утверждено небо из вод, мое недоумение разрушает блаженный Давид, говоря: «словом Господним небеса утверждены» ( Пс.32:6 ). Почему «утверждены»? Потому что они из вод. О твердом никогда не говорится, что оно утвердилось; никто не скажет: «скала утвердилась». Иное – утвердиться, иное – быть твердым. Утвердившимся называется то, что из разреженного и размягченного стало твердым. Вот почему Петр, когда исцелил расслабленного, говорит: «мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса... И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего» ( Деян.3:12–13, 16 ), – утвердило расслабленного. Вот почему «словом Господним небеса утверждены». Из редких и разлученных вод словом Господним облака поднимаются в вышину. Обрати, прошу, внимание вот на что. Горькая вода изменяется; облака черпают воду из моря, и почерпнув из глубины горькую, делают сладкою и годною для питья. Из глубины бездны воздвиг нас Христос, и мы не отлагаем своей горечи. Кто есть сотворивший небо и землю? Я говорю, что Христос. Откуда это видно? Если бы Он не был Владыкою всего, то Он не сотворил бы чудес над всеми творениями, о которых говорится в Евангелии. Христос совершил чудеса над всеми стихиями – над землею, над морем, над воздухом, над огнем, дабы показать, что Он Владыка всех творений. Присоединился к свету дня свет вечерний: сияет солнце и светит светильник. Конец дня и начало ночи. Ты же, когда видишь солнце и светильник, говори: «Твой день и Твоя ночь: Ты устроил зарю и солнце» ( Пс.73:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Бог продолжает ободрять далее. «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» ( Быт.3:11 ). Бог как бы говорит: не сделал ли ты именно того, что Я запретил? Смотри, как Бог спрашивает, как будто не ведая. Не съел ли ты от того дерева, от которого Я заповедал тебе не есть? И смотри на человеколюбие Божие. «Кто сказал тебе?» Бог продолжает беседу для того, чтобы уничтожить страх и возбудить смелость, так как Адам замечал, что в словах Божиих нет ничего жестокого, ничего сурового, ни унижения, ни укоров. Учителем для тебя служит обыденный опыт. Когда провинившийся раб приходит к господину, то с первых же слов его или ободряется, или впадает в страх. Если господин начнет сердиться, обзывать его вором, подлецом, заслуживающим тысячи казней, он падает духом; если услышит от него такие укоры: «несчастный, как это с тобой случилось? Зачем ты согрешил?», он тотчас же приободряется, становится смелым, после того как видит, что господин, не как господин, наказывает его, а наставляет, как учитель. Так и Бог. «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Много ли я запретил тебе? Одно единственное запретил только, и то не по зависти, а заботясь о тебе. «Кто сказал тебе, что ты наг?» Адам не сказал в ответ ничего постыдного; не ответил: не знаю. А что? «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ), то есть, жена, данная мне в помощницы, так как я, когда был создан, а она еще нет, слышал слова: «сотворим ему помощника» ( Быт.2:18 ). «Ты мне дал, она дала мне от дерева». Не сказал: обманула, солгала. «Она дала мне от дерева, и я ел». 8. Тогда Бог говорит: и нужно было тебе поверить жене, а не Мне? Жена заслужила больше веры, чем Я? Я дал тебе блага, почтил тебя делами, а та прельстила тебя словами. И посмотри: подобно тому как судья, если примет оправдание, представляемое подсудимым, более уже не допрашивает его, а переходит к другому, почему тот ободряется и говорит тогда: «допрос мой кончен», так и Бог оставляет Адама, чтобы освободить его от страха, и обращается к жене: «что ты это сделала?» Жена отвечает: «змей обольстил меня, и я ела» ( Быт.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

в) Августин: “сначала создано вещество смешанное и неустроенное, из которого произошло все, что явилось потом разделенным и устроенным. Сие-то веще­ство, думаю, Греки называют хаосом, как и в другом месте читаем: Ты сотворил мир из необразного вещества ( Прем. 11:18 ), или, по иным кодексам, из вещества невидимого. Это вещество, не имеющее формы, которое Бог сотворил из ничего, названо небом и землей; и сказано: в начале сотворил Бог небо и землю не потому, чтобы они тогда же действительно и произо­шли, но потому, что могли произойти; точно так, как если бы мы, смотря на семя дерева, сказали, что тут и корни, и сила, и ствол, и плоды, и листья, то сказали бы не потому, конечно, что все это уже есть, но потому, что все это имеет произой­ти”. 1235 Подобным же образом рассуждали святой Иоанн Златоуст , Иларий, Епифаний, 1236 Амвросий, 1237 Севериан, Григорий Великий и другие. 1238 2 . Моисей изображает происхождение всего мира вещественного (космогонию), а не одной земли (не геогонию). Ибо говорит, во-первых, что Бог сотворил небо и землю, т.е. весь мир; за тем упоминает о сотворении света, о сотворении тверди небесной, о сотворении светил, солнца, луны и звезд. Но с дру­гой стороны, очевидно, что главным образом и с особенной подробностью Моисей описывает происхождение земли с различ­ными ее обитателями, а неба и вещей небесных касается как бы мимоходом, в той мере, как они имеют отношение к земле. Посему-то при описании третьего, пятого и шестого дней творения говорит только, что сотворил Бог на земле, и умолчал о том, что в тоже время сотворил Бог на небе или на телах небес­ных, хотя, по всей вероятности, и в эти дни действия творче­ской силы не ограничивались одной землей. 1239 По той же причине, повествуя о создании светил небесных, упоминает только о назначении их частном, какое они имеют относительно к земле, дает им имена, приписывает свойства такие, какие можно дать и приписывать им только с земли. 3 . Моисей повествует о первоначальном происхождении мира и земли, а не о преобразовании их. Ибо пишет: в начале со­творил Бог небо и землю, т.е. сотворил тогда, когда не было еще ничего. Далее: и сказал Бог: да будет свет. И стал свет.., да будет твердь..., да будут светила на тверди небесной...: все такие выражения, которыми ясно предполагается предшество­вавшее небытие. Наконец заключает свое описание словами: Так совершены небо и земля и все воинство их ( Быт. 2:1 ); значит, совершились, окончены только теперь, а прежде не суще­ствовали. Следует присовокупить, что и Иудеи и все Христиане первых веков единодушно принимали, что Моисей описывает здесь сотворение Богом мира и земли, а не преобразование.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В толковой Библии А. П. Лопухина по этому поводу написано, что суд, который будет совершать Христос, здесь понимается в особенном смысле слова – не как вообще судящая деятельность, принадлежащая Богу (См.: Быт. 18:25 ), а именно «последний всеобщий суд, и притом весь, во всём объёме, в каком предназначено совершить его Мессии» 386 . В другом месте Нового Завета о Христе говорится: Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых ( Деян. 10:42 ). Святитель Иоанн Златоуст комментирует этот стих так: «Он (апостол Петр) внушает и страх, чтобы они не могли оправдываться неведением. И не сказал, что Он есть Сын Божий, но, – особенно могло устрашить их, – Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых» 387 . Кроме того, православие, в отличие от ислама, учит, что судьями на Страшном Суде будут апостолы и святые: Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Лк. 22:30 ). Блаженный Феофилакт в своих творениях рассуждает так: «Судить, то есть осуждать тех, кои не уверуют из двенадцати колен. Ибо неуверовавшим израильтянам служат немалым осуждением апостолы, которые и сами суть израильтяне, однако же, уверовали» 388 . Аналогичное пишет Апостол Павел в своём послании: Разве не знаете, что святые будут судить мир? ( 1Кор. 6:2 ). Древний толкователь Библии Севериан Гавальский (IV), созвучен в своём комментарии этого стиха: «Двенадцать апостолов будут судить двенадцать колен как иудеев из иудеев, поскольку они поверили самим пророкам. А если [некоторые] не поверили пророкам, то потому отвергли Христа. Другие же святые, то есть язычники, будут судить тех, кто не отступил от идолов и уверовал в истинного Бога» 389 . Свт. Феофан Затворник об этом пишет: «Как же святые будут судить, когда сами судимы будут? – На это скажем: слово Апостола не ложно; святые будут судить мир, и ангелов, а как – не знаем» 390 . Следующей отличительной чертой является то, что уничтожение Иисусом креста, упомянутое выше в хадисах и тафсирах, противоречит православному вероучению.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В шестой час он вкусил, – потому что таково правило природы; после шестого – сокрылся от Бога. Вечером пришел к нему Бог. Адам захотел стать Богом, но захотел невозможного. Его желание исполнил Христос. Ты хотел сделаться тем, чем не мог быть; я хочу сделаться человеком и могу это сделать. Бог сделал дело прямо противоположное заблуждению Адама. Ты захотел того, что выше тебя; я принимаю то, что ниже Меня; ты хотел равенства с Богом, я становлюсь равным человеку. Потому и Павел говорит: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:7 ). Ты захотел стать Богом, и Я не гневаюсь на это, так как Я хочу, чтобы ты стремился к богоравенству, но Я негодую на то, что ты захотел восхитить достоинство вопреки воле Владыки. Ты захотел стать Богом, и не мог; Я делаюсь человеком, и невозможное делаю возможным. А что Господь пришел по желанию дать богоравенство, об этом Он сам свидетельствует. Когда питающий вместе с питаемыми ел пасху, когда Ему, питающему всю вселенную, предлежала трапеза, Он говорит апостолам: «очень желал Я есть с вами сию пасху» ( Лк.22:15 ). Завидовал ли Я твоему богоравенству? Ты хотел похитить Мое, но не мог; Я беру твое, потому что могу. Внимай: Бог пришел вечером и говорит: «Адам, где ты?» ( Быт.3:9 ). 6. Бывшее тогда и настоящее близки одно другому, потому что и первое и последнее было делом единого Бога. Не иной пришел на страдания, а тот же, который снизошел в раю. Адам скрылся, потому что после вкушения почувствовал (грех). «И открылись глаза у них обоих, – говорится, – и узнали они, что наги» ( Быт.3:7 ). Так как диавол сказал: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши» ( Быт.3:5 ), то вот, говорят, сатана сказал истину. Справедливо сказал Павел: «нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор.2:11 ). Святые знают козни диавола. Замечай его злобу. Откуда знал диавол, что после вкушения отверзутся очи людей? Разве они были слепы? Писание говорит, прежде чем они вкусили от дерева, что «увидела жена» древо. Следовательно, она была не слепа.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010