На официальном сайте для размещения гражданских инициатив – http://www.roi.ru/ идет Всероссийское голосование по вопросу восстановления полномочий Анатолия Ивановича Полетаева, в частности, возобновления творческой деятельности оркестра «Боян». После обсуждения ситуации с «реорганизацией» «Бояна» на презентации книги Сергея Скатова был создан оперативный штаб в защиту Анатолия Полетаева. В обсуждении приняли участие десятки известных деятелей культуры – музыканты, писатели, журналисты, ученые, юристы. Защитники оркестра намерены добиваться справедливости в суде, соответствующие письма направлены в ФСБ и прокуратуру. Доктор юридических наук, адвокат Геннадий Шило сообщил, что в Уголовном кодексе существует не менее пяти статей, по которым можно привлекать к ответственности министра и его окружение за беззаконные действия в отношении оркестра «Боян». Адвокат более года занимается этим делом, но пока получает отписки, и на днях, как он сообщил, «пошел на второй круг». Одно из негласных званий оркестра «Боян» – «национальное достояние». И когда уникальный коллектив, деятельность которого изучалась учеными разных сфер – от музыковедов до медиков, исчезает в год своего 50-летия, у общественности это вызывает много вопросов. Найти ответ – наша общая задача. ______________ Возрождение легендарного «Бояна» Творческие встречи с народным артистом СССР А. Полетаевым в Доме ученых Июнь 2020 г. То, что в России произошло с уникальным оркестром «Боян», на ярмарочный лад можно было бы проанонсировать: «Только у нас, спешите увидеть!..». В самом деле, где еще так могли поступить?! В декабре 2017-го, накануне своего 50-летия, был тихо «слит» (выражение бывшего министра культуры В. Мединского), а точнее сказать, уничтожен Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» (лауреат Международного конкурса в Берлине, а также премии Ленинского комсомола), которому на протяжении полувека зрители стоя рукоплескали в Отечестве и за рубежом. Основателем оркестра и его бессменным художественным руководителем-дирижером был блестящий баянист, народный артист СССР Анатолий Полетаев, творчеству которого посвящено множество искусствоведческих работ. По замыслу Полетаева, «Боян» был первой попыткой «объединить и сохранить музыкальную культуру славянской цивилизации», ставил задачу «укреплять и развивать национальное самосознание», потому что «народ без культуры – это просто население».

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

1982 год. «Бояну» присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола. Высочайшая по тем времена отечественная награда! «Боян» в буквальном смысле гремит, как по республикам СССР, так и всему миру! « " Боян " является одним из лучших оркестров СССР... » (газета «Хоккай минью симбун», Япония). « Состав блистал своей изысканной и тонкой нюансировкой... » (газета «Димитровское знамя», Болгария). « Всё, что играет оркестр, отшлифовано с изумительным звучанием. Оркестр «Боян», который в целом совершенно фантастичен, имеет прекрасных солистов» (газета «Людвика тиднинг», Швеция). « У нас в Канаде тоже много фольклорных ансамблей , - в середине 80-х со страниц «Московского комсомольца» после «прослушивания» неподражаемого «Бояна» поражался профессор Конкордского университета Г. Рипстайн, - но уровень их, конечно, несопоставим с вашим »... К середине 80-х «Боян» представлял собой уникальное (без преувеличений!) и единственное (что факт!) в России и мире музыкальное образование: современный по формату и звучанию симфонический оркестр малой формы, соединивший в себе два ранее «несоединимых» начала - русские народные инструменты и инструменты симфонического оркестра. В середине же 80-х тогда уже всемирно прославленный оркестр «Боян» получил во владение развалины бывшей церкви Святого Власия в Староконюшенном переулке Москвы, как писали безбожники, «памятника архитектуры XVII в.» . Храм богоборцами давно был разрушен. Оставались руины. Но силами оркестра и общественности храм был восстановлен. За два года! Восстановление подобных памятников истории и архитектуры тянулось в те годы порой десятилетиями. «Бояну» в восстановлении храма помогали студенчество, члены ВООПИК, то есть московская «старорусская» и довольно консервативная (в хорошем смысле) научная и творческая интеллигенция. Вооружившись ломом и киркой, лопатой и носилками, проводили «социалистические субботники и воскресники». Лопаты и носилки не всегда помогали. Трубы, к примеру, были тогда в большом дефиците. На золочение креста понадобилось 15 кг золота... Храм был восстановлен по научно-архитектурным и православным канонам в рекордные сроки!

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мир спасёт Правда! О судьбе Русской культуры и оркестра «Боян». Подача VI 27.05.2018 742 Время на чтение 18 минут Подача I Подача II Подача III Подача IV Подача V Журналистское расследование «Не в силе Бог, а в Правде!» Святой благоверный князь Александр Невский «Не в силе Бог, а в Правде!» БОРЬБА ЗА ПРОСЛАВЛЕННЫЙ «Боян» продолжается. Не может не продолжаться, потому что «Не в силе Бог, а в Правде!» - сказал это русский герой и святой Александр Невский, объявленный, между прочим, всенародным голосованием «Именем России». В феврале 2018 года «Русское Собрание», Международная общественная организация, возглавляет которую главный редактор информагентства «Русская народная линия», известный публицист А.Д. Степанов, обратилось к В.В. Путину с просьбой защитить оркестр «Боян», создать прославленному русскому оркестру подобающие условия для творческой деятельности. Я участник «Русского Собрания», к Обращению имею непосредственное участие. В Обращении, в частности, говорилось: «Ещё в 2006 году М.Е. Швыдкой, в то время глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, внёс «Боян» в «ликвидационные» списки. Тогда спасти знаменитый оркестр удалось благодаря протестам широкой общественности и Вашему личному вмешательству: Вы однозначно высказались за необходимость его сохранения и поддержки. Оркестр «Боян» чиновники сохранили, но поддержки не оказали, не были созданы условия для продолжения творческой деятельности оркестра. Более того, со стороны чиновников Министерства культуры РФ делалось всё возможное, чтобы доказать бесперспективность существования уникального русского музыкального коллектива!.. А.И. Полетаеву, создателю и на протяжении десятилетий бессменному художественному руководителю коллектива, навязывались администраторы-директора и «параллельные» дирижёры... Сам оркестр, симфонический по звучанию и составу, в приказном порядке был сокращён до «камерного» (до 37 исполнителей). За прошедшие годы русскому оркестру ни разу не было выделено государственных грантов, следовательно, оркестранты в материальном плане влачили жалкое существование.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/28/...

Даже предшественнику министра Мединского Швыдкому такая казуистика не снилась - Михаил Ефимович в своё время простенько, без затей своим «Приказом» «ликвидировал» оркестр «Боян»... Название изменено на кардинальное. От руководства отстранён создатель и на протяжении полувека художественный руководитель коллектива. Сам коллектив распущен на некие «каникулы», и вряд ли кто из прежних музыкантов на работу вернётся. На мой взгляд, граничит это с государственным преступлением! За которое полагается... Что, господа, полагается?! На мой взгляд, уничтожить русский оркестр «Боян» - равносильно это тому, чтобы отдать Курильские острова японцам, хотя бы один из островков, как японцы десятилетиями от нас «требуют»! Но разве «Боян» хоть с одним из этих островков сравнится?! Японцы, во всяком случае, не поймут! Именно их, японцев, это основополагающее понятие - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ! Национальное достояние... В своё время в своих публикациях, в интернет-пространстве я пропагандировал этот термин. Применительно, прежде всего, к Анатолию Ивановичу Полетаеву, к его оркестру «Боян». Сработало. Но неожиданно термин переняла... госкорпорация «Газпром», чью рекламу в этом ракурсе сейчас по всем ТВ крутят. Тем не менее, национальным достоянием оркестр «Боян» сейчас именуют многие. Так об уникальном музыкальном коллективе часто говорят, пишут. Да, понятие позаимствовал у японцев. А почему бы и не нет, если идея хороша?! Например, у японцев есть некое танто (буквально, с японского, «короткий меч» ) - меч самурая. Каждый танто, как национальное достояние, должен быть лицензирован, в том числе и найденный в каких-либо раскопках. Лицензии на его изготовление современникам выдаются, но лишь особо избранным. Не только мастера-ремесленники, которые танто могут исполнить, но деятели науки, культуры, искусств, мастера в других не менее важных областях знания ли, дела в Стране Восходящего Солнца тоже носят этот славный титул. Если речь идёт о живом, реальном человеке, к его званию добавляется - ЖИВОЕ национальное достояние. Соответственно, и оплачивается.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мир спасёт Правда! О судьбе Русской культуры и оркестра «Боян». Подача III 23.05.2018 488 Время на чтение 27 минут Журналистское расследование Подача I Подача II «Не в силе Бог, а в Правде!» Святой благоверный князь Александр Невский Мы боролись... О ПИСЬМЕ А.В. Малышева И.А. Толмачёву стало быстро известно (делали эти деятели втайне, но всё тайное становится явным). Письмо, напомню, было по поводу «повышения художественного уровня коллектива», «кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижёра», и чтобы «внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции», «провести аттестацию» . Всполошился на этот раз весь оркестр «Боян». Окончательно и в полнейшем составе. А мы, как принято нас называть, общественность ... По идее, не безликая МЫ, эта самая общественность , назойливая «масса», как нас нередко пытаются выдать. Мол, мельтешащая под ногами... МЫ - это и есть ОБЩЕСТВО! По меньшей мере, та его часть, которая его, ОБЩЕСТВА, интересы понимает и способна выразить! Были мы, как говорится, «в своём репертуаре». Боролись за «Боян»! Насколько возможно. «Спасём русский оркестр «Боян»!» - так называлось обращение, мною подготовленное и впервые опубликованное на сайте одного из ведущих патриотических информпорталов «Русская народная линия» (РНЛ) 18 сентября 2018 года. 20 сентября на страницах той же РНЛ под заголовком «Не допустить уничтожения «Бояна»!» появилось Обращение Народного артиста России Н.П. Бурляева, которое он теми же днями официально направил министру культуры РФ В.Р. Мединскому. Николай Петрович министру писал: «Ознакомившись с обращением А.В. Малышева, направленным директору Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», сообщаем Вам, что все рекомендации, высказанные в данном документе, в случае их выполнения нанесут Оркестру непоправимый ущерб и послужат практической ликвидацией созданного выдающимся деятелем Русской музыкальной культуры, профессором А.И. Полетаевым. Невзирая на распоряжения Президента В.В. Путина и Председателя Правительства Д.А. Медведева о сохранении уникального коллектива, игнорируя предложение Общественного совета при Минкультуре о возвращении его создателю, Главному дирижёру Оркестра, Народному артисту СССР , профессору А.И. Полетаеву главенствующего положения в Оркестре, Департамент господдержки искусства и народного творчества рекомендует:

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/24/...

Казалось бы, вопрос решен. Но идут годы. И деструктивные силы своего добиваются! Соведущий мероприятия А.Д. Степанов в своем выступлении подчеркнул, что жанр журналистского расследования, к сожалению, в последнее время девальвировался. Вероятно, сказал он, Сергей Скатов, наш давний друг и соратник, на сегодня является одним из немногих, а может быть, и единственным носителем в России этого жанра. «История оркестра «Боян», - акцентировал А.Д. Степанов, - как нельзя более актуальна. - Потому, что Анатолий Иванович Полетаев в своем творчестве неизменно обращался к духовным и родовым истокам нашего Русского, Славянского единства... В этом и есть центральная линия всего творчества Полетаева и его на весь мир прославленного оркестра...». Слово дали автору книги - С.В. Скатову. Из выступления автора было ясно, что судьбу оркестра он, что называется, пропустил через всю свою душу, сердце. Им были сказаны теплые слова в адрес легендарного деятеля Русской культуры, создателя и руководителя оркестра «Боян» Анатолия Ивановича Полетаева, музыкантов оркестра, со многими из которых он лично знаком. Участникам был показан передача Н.П. Бурляева о деятельности А.И. Полетаева и оркестра «Боян». В мероприятии приняли участие многие известные деятели Русской культуры, науки, профессора, академики, поэты, писатели, военные, все те, кто стоит на страже наших непреходящих духовных ценностей. Все присутствующие единодушно выразили протест против решения Минкульта о расформировании одного из флагманов русской культуры. На собрании решено создать оперативный общественный штаб по поддержке оркестра «Боян». Присутствующие по окончанию мероприятия получили книгу из рук автора с его дарственной надписью. Книга продолжает распространяться... Андрей Сошенко , публицист, Калуга Автор и ведущие мероприятия Выступает А.Д.Степанов Выступает Б.М.Егоров Выступает П.В.Тулаев Выступает С.В.Скатов Выступает С.Д.Решетов Выступает Ю.А.Дунаев Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/12/sp...

Недавно российскими СМИ, в частности, в газетах «Русский Вестник», «Президент», «Правда», опубликовано Обращение на Ваше имя, озаглавленное «Спасём русский оркестр " Боян " !» и подписанное рядом ведущих деятелей отечественной культуры. Среди них - народный артист России, Президент Международного славянского форума «Золотой Витязь» Н. Бурляев, Председатель правления Союза писателей России, заместитель главы Всемирного русского народного собора В. Ганичев, народный артист СССР А. Ведерников, народный артист России М. Ножкин и др. Вновь убедительно просим Вас, Владимир Владимирович, защитить А.И. Полетаева и оркестр «Боян» от произвола чиновников Минкультуры РФ! С уважением, А.А. Макаров, Заслуженный деятель искусств РФ, композитор М.А. Дмитрук, главный редактор газеты «Дари Добро» Н.В. Терещук, Заслуженный работник культуры РФ, главный редактор газеты «Московский вестник культуры» И.В. Ушакова, член Союза писателей России В.М. Свининников, к.ф.н., член Союза писателей России В.А. Сухомлин, профессор, преподаватель МГУ В.С. Зенин, профессор, д.б.н. Н.Ф Горина, профессор, к.э.н. Л. Калинин, настоятель храма Священномученика Климента в Замоскворечье, протоиерей, член Патриаршего Совета по культуре В.А. Огнев, председатель Межрегионального общественного движения ветеранов атомной энергетики и промышленности Собрано семь тысяч подписей в защиту А.И. Полетаева и оркестра «Боян». Представить их можем по первому требованию. От имени и по поручению многотысячных почитателей творчества народного артиста СССР и РФ А.И. Полетаева и Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», один из подписавшихся - В.М. Свининников, первый заместитель главного редактора журнала «Честь Отечества» 31 октября 2017 года ПРИЛОЖЕНИЯ: СКАТОВ Сергей Васильевич, академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры Апрель-май 2018 года Москва - Нижний Новгород (Приложения следуют) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/29/...

Наконец, совсем недавно, 28 декабря 2017 г., министр культуры РФ В.Р. Мединский издал приказ 2274, в соответствии с которым «Боян» «реорганизуется», а по сути - окончательно ликвидируется! Из приказа следует, что «Бояна» как административной единицы более не существует - оставшиеся музыканты переведены в штат Московской госфилармонии. За рамками приказа осталось, что худрук «Бояна», его вдохновитель и создатель А.И. Полетаев уволен, а руководить оркестром будет другой человек. Таким изощрённым бюрократическим способом наносится удар по традиционной русской музыкальной культуре» . В Обращении отмечалось, что «заслуги перед Отечеством А.И. Полетаева и созданного им оркестра «Боян», которому в этом году исполнится 50 лет, описывать нет нужды. И такой «подарок» от чиновников Минкульта к юбилею прославленного коллектива не могут устраивать ни общественность, ни государство ». Высказывалась убеждённость, « что ситуация вокруг Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» несправедлива и наносит ущерб традиционной русской культуре и нашим национальным интересам». Обращение на имя Президента РФ в феврале 2018 года, очередное по счёту, направил известнейший учёный и общественный деятель, д.с.н., член-корреспондент РАО, академик ПАНИ, заместитель председателя Экспертной комиссии Комитета по науке и образованию Госдумы РФ С.И. Григорьев. Святослав Иванович не только обращается в различные госинстанции, протестуя против чиновничьего произвола, творимого вокруг всемирно прославленного музыкального коллектива, но создал Комитет спасения оркестра «Боян», от имени и по поручению которого подписывается! (См. ПРИЛОЖЕНИЯ). О ситуации с «Бояном» стали узнавать в регионах. Вот, например, письмо «с болью в сердце» от авторитетнейшего в Чувашии человека, учёного, общественного деятеля В.А. Васильева. Привожу полностью: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И АРХИВНОГО ДЕЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Председателю Общественного совета при Министерстве культуры РФ Ю.М. Полякову,

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/28/...

Анатолий Полетаев « подчеркнул, что не нужно смешивать понятия культура и искусство. «Не всегда искусство может быть культурой. Оно может быть им только тогда, когда идёт по Божественному пути, когда оно созидательно, когда оно исповедует законы красоты, любви, гармонии. Если искусство не идёт по этому пути, оно является антикультурой». Многие выступили. В заключение участники круглого стола « пришли к мнению, что необходимость создания национального культурного проекта уже давно назрела. Такой проект должен стать частью государственной политики по спасению Русской культуры, и к его реализации необходимо приступать незамедлительно »... Вскоре «слухи» о ситуации вокруг русского оркестра «Боян» разошлись «от Москвы до самых до окраин». «За» легендарный Полетаевский «Боян» встали сразу две парламентских фракции Государственной Думы РФ - КПРФ и «Народной Воли» и лично их лидеры Геннадий Зюганов и Сергей Бабурин. А моё первое журналистское расследование «Вакуум», посвящённое «Бояну», было издано отдельной брошюрой - недорогой, но доходчивый получился документ. Тысячи экземпляров «Вакуума» распространялись в основном по Москве и коридорам высшей власти, силовых структур, общественных образований и партий, всех тех, от мнения, имени и авторитета которых могло что-то по спасению «Бояна» зависеть. В конце концов, информация дошла до зарубежных братьев-славян. Славяне «Боян» поддержали! Не могли не поддержать! Хотя бы потому, что на следующий же день после первых бомбардировок Белграда войсками наших так называемых «партнёров» (весна 1999-го) на фасаде кинотеатра «Зенит», а это, напомню, Таганка, центр Москвы, появилась большая вывеска: «Центр Славянской музыки». Этот центр нигде, никогда и никем официально не был зарегистрирован. Тем не менее, пока «Боян» находился в «Зените», здесь регулярно проводились Фестивали славянской музыки, форумы, возникали многосторонние, в том числе международные творческие контакты. Но главное - звучала музыка славянских классиков! «Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех Святых: «Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское»... Анатолий Полетаев верит в это пророчество преподобного Серафима Саровского. А созданный им Центр Славянской музыки - пока что на сегодня единственная попытка в России и мире на «музыкальном уровне» объединить нас, славян!

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/22/...

Мы вступились за «Боян», символ Русской культуры! Проводили круглые столы, митинги, пикеты, поднимая на борьбу патриотическую общественность. Не счесть было наших заявлений, обращений в различные инстанции, публикаций в печатных и электронных СМИ, теле- и радиоэфиров... С протестами в адрес первых лиц государства выступили Союз писателей России, Второй Собор славянских народов Белоруссии, России и Украины , российская Общественная палата... В итоге. 2 июня 2006 г. рабочая группа Правительственной комиссии по проведению административной реформы решает «исключить федеральное государственное учреждение «Государственный академический русский концертный оркестр " Боян " » из перечня 3 (ликвидация), включив указанную организацию в перечень 1 с сохранением в федеральной собственности ». Чуть позже в Минкультуры России поступает письмо за подписью зам. руководителя Администрации Президента РФ В. Суркова (от 10 июня 2006 г.): « При рассмотрении вопроса о деятельности Федерального государственного учреждения «Государственный академический русский концертный оркестр " Боян " » Президент Российской Федерации В.В. Путин высказал мнение о необходимости его сохранения и поддержки ( выделено мною - С.С.). В связи с чем прошу Вас принять необходимые меры по выполнению данного указания и по итогам проинформировать Администрацию Президента Российской Федерации для подготовки доклада главе государства ». Да, «Боян» тогда сохранили. Но, вопреки мнению и воле Президента... НЕ ПОДДЕРЖАЛИ! После изгнания из «Зенита» (Лужков со товарищи таки «победили»!) оркестр нашел пристанище в Доме культуры при одном из московских предприятий. Грантов, то есть дополнительных финансовых дотаций, от госструктур ни разу не получал. «Голая» же зарплата, несмотря на федеральный и академический статус «Бояна», такова, что не только столичные, но музыканты «из провинций» не позавидуют. В оркестр «сверху», приказным порядком стали назначать одного директора за другим, наделяя все большими полномочиями. Эти-то директора в конечном счете прибрали к рукам власть в оркестре, отодвинув выдающегося дирижера, композитора и собственно создателя «Бояна» Анатолия Полетаева на «вспомогательные» роли...

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/19/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010